Введение................................................................................................................... 3
1. Теоретические основы сервисного обслуживания туристов.......................... 7
1.1. Понятие сервисного обслуживания ............................................................ 7
1.2. Сервисное обслуживание в сфере туризма .............................................. 16
1.3. Принципы и стандарты обслуживания на предприятиях туризма ........ 21
2. Анализ сервисного обслуживания туристов FIFA 2018 Kazan .................... 32
2.1. FIFA 2018 Kazan в цифрах и фактах ......................................................... 32
2.2. Качество обслуживания туристов FIFA 2018 Kazan............................... 39
2.3. Контент-анализ интернет ресурсов в период FIFA 2018 Kazan ............ 45
3. Проект рекомендаций «В поисках лучшего сервиса»................................... 54
Заключение ............................................................................................................75
Список литературы................................................................................................77
Приложение
Туризм является важнейшей частью экономики многих стран, в том
числе России. На данный момент, туризм охватывает международный
масштаб и занимает третье место по доходам среди крупных экспортных
экономических отраслей и уступает только нефтедобывающей
промышленности и машиностроению. У России огромный потенциал для
приема иностранных туристов со всего света, а также развитию внутреннего
туризма. Для этого у России есть большое количество ресурсов:
внушительная территория, разнообразие регионов, богатое историческое и
культурное наследие, природное многообразие.
Туризм стал рассматриваться как средство улучшения экономической
ситуации в стране и привлечения иностранных инвестиций. Помимо этого,
туризм идентифицируется как наиболее значительный сегмент роста в
международной сфере услуг. На сегодняшний день заметное количество
факторов оказывают влияние на рост туризма, особенно заметный вклад
вносят масштабные мероприятия, так называемые «мега-события». «Мегасобытия - крупномасштабные культурные (в том числе коммерческие и
спортивные) события, которые характеризуются массовым народным
участием и международным значением». Такие масштабные мероприятия
привлекают огромное количество туристов со всех стран. Они являются
составной частью событийного туризма и открывают новые туристические
направления благодаря созданию принимающих городов и стран. Одним из
таких городов является Казань.
Казань - один из самых популярных городов для туризма в России.
Тысячи туристов посещают Казань каждый год, ведь этому городу
действительно есть что показать и чем гордиться. Казань - город, где
исторически тесно переплетаются две религии: ислам и православное
христианство. В Казани имеется более четырёх десятков мечетей и почти три4
десятка православных храмов. Казань богата историческими и
архитектурными памятниками, красивейшими парками, современными
постройками и большим количеством мест для развлечений. В Татарстане
множество музеев и галерей, историческая ценность которых неоценима для
культуры всей России. Так же в этом городе очень развитая инфраструктура.
Здесь много мест размещения и питания на любой вкус и кошелек. Недалеко
от Казани располагаются древний город Болгар и остров-град Свияжск,
которые так же являются очень привлекательными для туристов с разных
стран. Казань – пример города, чей спортивный потенциал, постепенно
перерастающий в устойчивый бренд, был определен политической элитой
Республики Татарстан и поддержан не только населением региона, но и
федеральной властью России. Выражение «Казань- спортивная столица
Татарстана» впервые появилось после проведения одного из главных
спортивных событий в мире- XXVII Всемирной летней Универсиады в 2013
году. Специально к этому масштабному мероприятию в Казани отстроили 30
спортивных объектов, которые по сей день активно используются.
Соревнования посетили почти 12 тысяч спортсменов из 160 стран, было
разыграно рекордное количество комплектов медалей (351) по 27 видам
спорта. Казанская Универсиада была признана лучшей за всю историю
проведения студенческих игр, об этом заявил президент Международной
федерации студенческого спорта Клод-Луи Гальен. В последующие года
Казань принимала у себя такие масштабные мероприятия как: Чемпионат
мира по водным видам спорта в 2015, Кубок конфедераций 2017, первенство
Европы по пляжному волейболу U18 2017. 2018 год оказался очень
плодовитым на спортивные мероприятия. Впервые в Казани прошел финал
Лиги Чемпионов по волейболу (12-13 мая), Чемпионам Мира по пляжному
гандболу (24-29 августа), Международный турнир по пляжному теннису ITF
Kazan World Grand Prix (17-19 августа) и, пожалуй, самое грандиозное
событие для Казани - Чемпионат мира по футболу FIFA (16 июня-6 июля).5
Казань принимала большое количество туристов из различных точек мира,
но справилась ли она с таким потоком и сохранила ли звание спортивной
столицы!?
Проблема исследования заключена в следующем: как должно быть
организовано сервисное обслуживание туристов на масштабных
мероприятиях? В ближайшее время Казань продолжит принимать у себя
иностранных туристов и проводить масштабные международные
мероприятия. Масштабное событие пройдет уже в августе этого года. Это -
чемпионат мира по профессиональному мастерству- WorldSkills Kazan 2019.
В 2022 году в Казани пройдет чемпионат мира по плаванию на короткой
воде. Так же, Казань примет у себя Чемпионата мира по Волейболу в 2022
году.
Организация и проведение мероприятий такого масштаба может
рассматриваться, с одной стороны, как самостоятельное направление
социально-культурного сервиса и спортивного туризма, а с другой стороны,
проведение подобных мероприятий в силу их специфики предполагает
решение целого ряда проблем сервисного обеспечения.
Однако, как показывает анализ литературы, эти проблемы не нашли
ещё должного теоретического осмысления и практического решения. Отсюда
актуальность данного исследования очевидна.
Целью моей выпускной квалификационной работы является: анализ и
оценка сервисного обслуживания туристов FIFA 2018 в Казани.
Для достижения поставленной цели необходимо решение следующих
задач:
1. Изучить теоретические основы сервисного обслуживания туристов;
2. Проанализировать сервисное обслуживание туристов в период FIFA-
2018;
3. Выявить проблемы, возникшие при организации данного
мероприятия;6
4. Изучить проблемы низкого качества обслуживания туристов;
5. Дать практические рекомендации по усовершенствованию
сервисного обслуживания туристов;
6. Составить маршрут по местам с лучшим сервисом туристов.
Объектом исследования дипломной работы является сервисное
обслуживание туристов в период масштабных спортивных мероприятий.
Предметом исследования является качество обслуживания туристов в Казани
на FIFA 2018.
При написании работы были использованы следующие методы
исследования: изучение и обобщение опыта по исследуемой проблеме,
наблюдение за деятельностью организаторов предприятий гостеприимства и
др.; метод научного прогноза (предвидения) с опорой на ретроспективные
исследования или прием аналогий и др.; описание; анализ литературы;
контент-анализ интернет-источников; изучение отзывов; синтез;
диаграммное проектирование.
Теоретико-методологической основой написания выпускной
квалификационной работы стали работы: Артёмова Е.Н., Козлова В.А.
«Основы гостеприимства и туризма»; Елканова Д.И., Осипов Д.А., Романов
В.В., Сорокина Е.В. «Основы индустрии гостеприимства»; Лойко О.Т.
«Туризм и гостиничное хозяйство» и др.
Казань уже не первый год носит звание спортивной столицы России.
Действительно, в столице Татарстана есть все ресурсы для проведения
масштабный спортивный мероприятий. Благодаря таким мероприятиям в
Казань сливается большой поток иностранных туристов. Но одной из
проблем является некачественный сервис, предоставляемый туристам. Нами
были изучены теоретические основы сервисного обслуживания туристов. И
сделаны выводы а том, что сервис- сложный процесс, являющийся
важнейшей частью туристического бизнеса. Клиент, напрямую управляет
ритмом работы гостиницы или ресторана как производителя услуг. Он
пребывает в постоянном контакте с лицом, предоставляющим услуги.
Стандарты так же являются неотъемлемой частью туристического бизнеса и,
что без стандартов не может существовать и работать ни одна туристическая
организация. Залог успеха туристического предприятия напрямую может
зависеть от соблюдения ею стандартов обслуживания. И управление
сервисом тоже очень сложный многоярусный процесс, требующий
осмысления текущей ситуации, анализа всех звеньев многочисленных
цепочек сервис - процессов, выявления их взаимосвязей, разработки
стратегии, доведения стратегии до каждого уголка организации, то есть до
тех, кто непосредственно работает с клиентами, создания системы мотивации
и развития персонала и многого другого.
Так же нами было проанализировано сервисное обслуживание
туристов в период Чемпионата Мира по футболу 2018 и выявлены проблемы,
возникшие при организации данного мероприятия. Отели и рестораны
столкнулись с нехваткой персонала и незнанием им иностранных языков,
поэтому не все могли оказать должный сервис. Хорошие отели разобрали
еще зимой, поэтому туристам, которые не успели забронировать эти отели,
приходилось проживать не в таких комфортных условиях, где сервис иногда76
отсутствовал вовсе. Рестораны, бары и кафе страдали от переполненности,
блюда и напитки заканчивались. В переполненных заведениях гостям не
уделяли должного внимания. И мнение о сервисе в России у иностранных
туристов сложилось печальное. Это произошло из-за того, что организации
были не готовы. Нужно было заранее позаботиться об обучении персонала
иностранному языку и стандартам обслуживания. Закупать продукты так,
чтобы они не заканчивались, когда зал полон гостей.
Чтобы туристы не тратили время на поиски мест с лучшим сервисом,
нами был разработан проект «В поисках лучшего сервиса». Там
представлены списки отелей, хостелов, ресторанов и кафе с лучшим
сервисом для туристов.
Так же, совместно с компанией Hiddencheck мы разработали
рекомендации для владельцев организаций размещения и питания для того,
чтобы в их заведениях был качественный сервис, который по заслугам
оценит каждый клиент. Данные рекомендации разрабатывались
индивидуально для тех, кто не справился с большим потоком гостей и не
предоставили должный уровень сервиса.
Уверена, что наши рекомендации помогут как владельцам отелей,
хостелов, ресторанов и баров, так и иностранным туристам, которые
собираются посетить Казань в ближайшее время. Ведь нашу спортивную
столицу впереди ждет не одно крупномасштабное спортивное мероприятие.
Уже стало известно, что Казань примет у себя Чемпионат мира по волейболу
в 2022 году. Надеюсь, благодаря моим рекомендациям, туристам будет
оказан превосходный сервис.
Аванесова, Г.А. Сервисная деятельность: Историческая и современная
практика, предпринимательство, менеджмент./ Г.А. Аванесова. – М.: Аспект
Пресс, 2004. – 318 с.
2. Артёмова, Е.Н. Основы гостеприимства и туризма. Учебное пособие./ Е.Н.
Артёмова, В.А. Козлова. — Орёл: ОрёлГТУ, 2005. - 104 с.
3. Афанасьев О.Е. Шедевры устного и нематериального культурного
наследия человечества: роль и функции в туризме // Современные проблемы
сервиса и туризма. 2016. Т.10. № 3. С. 7–17.
4. Балашова, Е.А. Гостиничный бизнес. Как достичь безупречного сервиса. /
Е.А. Балашова. — М.: ООО «Вершина», 2005. - 176 с.
5. Баумгартен Л.В. Управление качеством услуг в туризме: Учебник ./ Л.В.
Баумгартен. — М.: Издательский центр "Академия", 2010.-304 с.
6. Волков Ю.Ф. Экономика гостиничного бизнеса./ Ю.Ф.Волков – Ростов
н/Д.: Феникс, 2003. – 384 с.
7. Елканова, Д.И. Основы индустрии гостеприимства. Учебное пособие. / Д.И
Елканова, Д.А. Осипов, В.В. Романов, Е.В. Сорокина. — М.: Дашков и Ко,
2010. - 248 с.
8. Каргин А.С. Сохранение нематериального культурного наследия народов
РФ как приоритет культурной политики России в XXI веке / А.С.Каргин,
А.В.Костина —Знание. Понимание. Умение. 2008. Вып. 3. С. 59–71.
9. Кожевникова Н.В. Внутренний туристский рынок: текущее состояние и
специфика // Современные исследования социальных проблем. 2015. № 9. С.
102-109.
10. Кузнецова, С.А. Большой толковый словарь. / С.А. Кузнецова. — СПб:
Норинт, 1998 г. - 1534 с.78
11. Лайко М.Ю., Международный опыт и российская практика эффективного
управления гостиничными предприятиями / М.Ю. Лайко. — Regional
economy and management: Electronic Scientific Journal. 2016. №4. С.3-4.
12. Лойко, О.Т. Туризм и гостиничное хозяйство. Учебное пособие. / С.Л.
Лойко. — Томск: Издательство ТПУ, 2005. – 152 с.
13. Морозов М.А. Модель оценки конкурентоспособности туристских
дестинаций / М.А.Морозов, Н.С.Морозова .— Международная торговля и
экономическая политика. 2012. № 11. С. 100–108.
14. Ожегов, С.И. Толковый словарь русского языка. / С.И. Ожегов, Н.Ю.
Шведова. — Российская академия наук. Институт русского языка им. В.В.
Виноградова.- 4-е изд., дополненное.- М.: Азбуковник, 1999.- 944 с.
15. Полухина А.Н. Обоснование сравнительной эффективности реализации
туристского потенциала (на примере регионов Приволжья) / А.Н. Полухина,
Д.Л. Шерешева, М.Ю. Рукомойникова, В.П. Напольских. — Экономические
и социальные перемены: факты, тенденции, прогноз. 2016. № 5 (47). С. 122-
140.
16. Сарян А.А. Факторы и условия, влияющие на современное состояние
туризма / А.А.Сарян— Инновации. Менеджмент. Маркетинг. Туризм. 2014.
№ 2. С. 134-136.
17. Соловьева Н.Н. Актуальные проблемы формирования языковой культуры
специалиста: исторический и теоретико-методологический аспекты/
Н.Н.Соловьева. — Монография. - М.: МОСА, 2009.
18. Тарасов Е.Ф. Язык как средство трансляции культуры./ Е.Ф. Тарасов - М.;
Наука, 2000. - с.90.
19. Удальцова М.В. Сервисология. Человек и его потребности./
М.В.Удальцов, Л.К.Аверченко – Новосибирск: Сибирское соглашение, 2002.
– 204 с.
20. Швейцер А.Д. Современная социолингвистика. Теория, проблемы,
методы/ А.Д.Шейцер - М.: Наука, 1977. - с. 58, 63.79
21. Щегольков Ю.Ю. Развитие туризма в малых городах России /
Ю.Ю.Щеголкин, П.В. Метелкина —Мир новой экономики. 2017. № 8. С. 21-3
22. [Электронный ресурс] / Режим доступа: https://ru.wikipedia.org,
свободный. (Дата обращения: 25.12.2018 г.).
23. [Электронный ресурс] / Режим доступа: https://www.tatar-inform.ru,
свободный. (Дата обращения: 15.01.2019 г.).
24. [Электронный ресурс] / Режим доступа: https://inkazan.ru, свободный.
(Дата обращения: 15.01.2019 г.).
25. [Электронный ресурс] / Режим доступа: https://www.kp.ru, свободный.
(Дата обращения: 19.01.2019 г.).
26. [Электронный ресурс] / Режим доступа: http://kazan.bezformata.com,
свободный. (Дата обращения: 23.03.2019 г.).
27. [Электронный ресурс] / Режим доступа: http://kzn2018.com, свободный.
(Дата обращения 05.02.2019 г.).
28. [Электронный ресурс] / Режим доступа: https://www.business-gazeta.ru,
свободный. (Дата обращения: 11.02.2019 г.).
29. [Электронный ресурс] / Режим доступа: https://www.booking.com,
свободный. (Дата обращения: 19.02.2019 г.).
30. [Электронный ресурс] / Режим доступа: http://thewallmagazine.ru,
свободный. (Дата обращения: 19.02.2019 г.).
31. [Электронный ресурс] / Режим доступа: http://visit-tatarstan.com,
свободный. (Дата обращения: 23.03.2019 г.).
32. [Электронный ресурс] / Режим доступа: https://www.kzn.ru, свободный.
(Дата обращения 05.05.2019 г.).
33. [Электронный ресурс] / Режим доступа: https://worldcup2018.tass.ru,
свободный. (Дата обращения 05.05.2019 г.).
34. [Электронный ресурс] / Режим доступа: https://www.tripadvisor.ru,
свободный. (Дата обращения 5.05.2019 г.).80