Введение 3
Глава I. Теоретические аспекты проблемы эколого-нравственного воспитания учащихся во внеурочной
деятельности 10
1.1. Сущность, компонентный состав эколого-нравственной культуры
учащихся 10
1.2. Особенности формирования эколого-нравственной культуры
учащихся во внеурочной деятельности: методы и формы
19
Выводы по I главе 30
Глава II Опытно-экспериментальное исследование формирования экологонравственной культуры учащихся девятых классов во внеурочной деятельности по биологии 34
2.1. Организация и методы исследования 34
2.2. Анализ и интерпретация результатов опытно-экспериментального
исследования (констатирующий этап) 41
2.3. Описание формирующего этапа эксперимента 48
2.4. Анализ и интерпретация результатов опытно-экспериментального
исследования (контрольный этап) 54
Выводы по II главе 78
Заключение 71
Список использованной литературы 75
Приложение
Осознавшее ответственность за судьбу природы человечество, обеспокоено проблемами, порожденными современной цивилизацией. Особое место среди них занимают экологические проблемы. Окружающая природа практически полностью вовлечена в жизнеобеспечение человека, который эксплуатирует все экосистемы. Представление о неограниченности ресурсов биосферы и независимой деятельности человека от окружающей природной среды оказалось несостоятельным. Истощаются невосполнимые ресурсы недр, сокращаются запасы чистой воды, множество загрязнителей не включаются в естественный круговорот и накапливаются в биосфере, ухудшая состояние живых организмов. Деградация обусловлена ослаблением нравственных императивов деятельности человека. Для сохранения биосферы традиционных мер по улучшению природопользования усвоение и углубление экологических знаний недостаточно. Преодолеть создавшуюся ситуацию возможно обогащением эколого-нравственной культуры человека. В связи с этим современная педагогическая наука уделяет особое внимание совершенствованию системы экологического образования и воспитания, эколого-нравственного сознания, экологической деятельности и экологонравственной культуры в целом. Эффективная организация процесса формирования эколого-нравственной культуры будет способствовать усилению базовых экологических знаний, определит экологическое мировоззрение и разовьет потребности в соответствующей деятельности по освоению природы и использованию природных ресурсов. Экологическая составляющая содержания воспитательного процесса способствует становлению новых отношений в системе человек-природа.
Экологическое образование учащихся - это не только дань «модному» направлению в педагогике. Это воспитание у учащихся способности понимать и любить окружающий природный мир и бережно
относиться к нему. При ознакомлении учащихся с природой открываются возможности нравственного и экологического воспитания. Общение с природой обогащает сферу человека, способствует формированию положительных моральных качеств.
Особенно важно формировать эколого-нравственную культуру, заложить тягу к знаниям именно со школьного этапа обучения, поскольку мотив является основным источником деятельности и выполняет функцию побуждения и смыслообразования учащегося.
По мнению ряда отечественных и зарубежных ученых (Н.Н Моисеев, И.Д. Зверев, Н.А. Рыков, Г.А. Ягодин, С.О. Шмидт и др.) вопрос о выживании человечества во многом зависит от уровня экологической образованности и воспитанности личности, обладающих экологонравственной культуры. В решении данной задачи важную роль играет школа. Госстандарте общего образования среди основных направлений работы школы сказано, что воспитание эмоционально - ценностного, позитивного отношения к себе и к окружающему миру» имеет большое значение [Государственный стандарт общего образования].
Таким образом, государство ставит перед школой задачу совершенствования экологического образования учащихся.
Наилучших результатов воспитания всесторонне развитой личности можно достичь при правильном сочетании урочных занятий внеурочной работой. Уроки и внеурочная работа должны быть связаны между собой, дополнять, совершенствовать друг друга [Чередов,1988].
Насыщенность урока научными экологическими сведениями не всегда может раскрыть природоведческие вопросы, интересующие учащихся. В связи с этим внеклассная работа должна включать такие требования, которые способствуют развитию интереса и желания самостоятельно изучить материал по данной проблематике во внеурочной деятельности, с целью достижении предметных, метапредметных и личностных результатов образования школьников.
Одним из способов формирования эколого-нравственной культуры является включение ученика в процесс внеурочной работы. Внеурочная работа по экологии частично входит в учебно-воспитательный процесс, обогащая возможность преподавания разнообразными средствами, методами, позволяя выходить за рамки учебной программы с целью углубления в дисциплину, и при этом, не нанося ущерба основному образовательному процессу. Учитывая практическое, воспитательное, общеобразовательное и развивающее значение внеурочной деятельности в процессе обучения и воспитания учащихся, и изучая литературу по данной теме, мы пришли к выводу, что эта проблема недостаточно исследована. Это свидетельствует о её актуальности на сегодняшний день, поскольку внеурочная деятельность, характеризующаяся преемственностью к классной работе, создает определенный эмоциональный настрой и является мощным воздействием на формирование эколого-нравственной культуры учащихся.
Вопросам формирования эколого-нравственной культуры учащихся по внеурочной работе посвящены исследования В.М. Минаевой, А.Н. Захлебного, И.Т. Суравегиной, Т.И.Тарасовой и др., в которых показаны традиционные формы и методы эколого-нравственной культуры [Захлебный,1984]. В настоящее время в школе широко применяются информационные технологии. Это значительно расширяет возможности внеурочной работы в воспитании эколого-нравственной культуры учащихся.
Изучение психолого-педагогической литературы, а также педагогической практики позволили нам сформулировать следующее противоречие: между потребностью проведения психолого
педагогической работы по формированию эколого-нравственной культуры учащихся 9-х классов во внеурочной деятельности для обеспечения эффективности процесса обучения с одной стороны, и недостаточной изученностью содержания, форм и методов формирования экологонравственной культуры у учащихся во внеурочное время.
Выявленное противоречие обусловило проблему исследования: каковы содержание, формы и методы формирования эколого- нравственной-культуры у учащихся во внеурочной деятельности.
Цель исследования заключается в теоретическом обосновании и экспериментальной проверке содержания, комплекса форм и методов, обеспечивающих эффективное формирование эколого-нравственной культуры учащихся девятых классов во внеурочной деятельности по биологии.
Объект исследования: процесс формирования эколого-нравственной культуры во внеурочной деятельности по биологии у учащихся 9-х классов.
Предмет исследования: разработка и апробация элективного курса по формированию эколого-нравственной культуры учащихся 9-х классов.
Гипотеза исследования основывается на том, что повышение эколого-нравственной культуры учащихся 9-х классов во внеурочной деятельности по биологии может происходить, если:
-Разработать и внедрить элективный курс «Экологическая безопасность»;
-В ходе реализации элективного курса осуществлять практикоориентированные мероприятия, направленные на развитие самостоятельности и творческой активности учащихся;
- Образовательный процесс построен на диагностической основе по выявлению уровня развития компонентов эколого-нравственной культуры.
В соответствии с выдвинутыми гипотезой, проблемой, целями, объектом и предметом были сформулированы следующие задачи исследования:
1. На основе анализа психолого-педагогической литературы раскрыть сущность понятия «эколого-нравственная культура» и его компонентный состав;
2. Спроектировать практико-ориентированный элективный курс
«Экологическая безопасность» на основе интеграции основных разделов биологии, изучаемых в организации основного общего образования;
3. Проверить влияние разработанного элективного курса на формирование эколого-нравственной культуры учащихся 9-х классов во внеурочной деятельности.
Методологическую основу данного исследования составили:
философские положения о единстве природы и человека, всеобщей взаимосвязи и целостности явлений (В.И. Вернадский, В.И. Данилов- Данильян, А.Д. Урсул, Н.Ф. Реймерс, И.Д. Лаптев и др.); экологические идеи о сохранении биологического разнообразия, об исчерпании планетарных ресурсов (Т.А. Акимова, М.И. Будыко, Д.Х. Медоуз, Ю. Одум, Н. М.
Чернова, В.В. Хаскин и др.); идеи исторического взаимодействия
человека и природы (В. А. Лось, Данило Ж. Маркович, В.К. Рахилин и др.); нелинейное мышление в современной экологии (И.Р. Пригожин, Н.Н. Моисеев, Г.Ю. Ризниченко, Ю.Т. Каганов и др.); системный подход к изучению культуры (А.М. Марков Ю. Асоян, Г.М. Пономарева, и др.); принципы построения экологического образования и воспитания (А.Н. Захлебный, И.Д. Зверев, И.Т. Суравегина, Л.П. Печко, А.В. Миронов, С.Н. Глазачев, Э.В. Гирусов, В.И. Медведев, Я.И. Габев, и др.).
Методы исследования:
- теоретические: изучение, сравнение, синтез и анализ
педагогической и психологической литературы по проблеме исследования;
- эмпирические: наблюдение, опросные: анкетирование, тестирование:
-метод математической достоверности
Опытно-экспериментальной базой стала МБОУ «Средняя
общеобразовательная школа №99» Московского района г. Казани.
Этапы исследования. Исследование проводилось в естественных условиях, в три этапа:
На первом (поисково-теоретическом) этапе осуществлялся анализ состояния проблемы в педагогической и психологической литературе по теме исследования; определялся научный аппарат и база исследования; подбирались методики опытно-экспериментального исследования.
На втором (опытно-экспериментальном) этапе проводилась проверка гипотезы исследования, апробировались формы и методы педагогического взаимодействия с учащимися 9-х классов с целью формирования эколого-нравственной культуры во внеурочной деятельности.
На третьем (обобщающем) этапе проводилась систематизация и обработка результатов исследования, были определены теоретические и экспериментальные выводы.
Научная новизна исследования. Создана, обоснована и апробирована на практике программа элективного курса для формирования эколого-нравственной культуры во внеурочной деятельности учащихся 9-х классов. Формирование эколого-нравственной культуры учащихся будет осуществляться в условиях обновления содержания на основе практико-ориентированного подхода, позволяющих учащимся изучить природу родного края в комплексном подходе разных наук, составляющих современную естественно-научную направленность; принять участие в исследовательской работе и природоохранной деятельности по решению экологических проблем г. Казани. Позволит осуществлять мониторинг формирования эколого-нравственной культуры учащихся в процессе реализации разноуровневых дополнительных общеобразовательных программ современной естественно-научной направленности; внедрять эффективные методы исследовательской деятельности в условиях обновления её содержания; представлять результаты на творческих конкурсах, конференциях разного уровня и т.п.; вовлекать учащихся в практическую деятельность в области экологии и охраны окружающей среды.
Теоретическая значимость исследования состоит в расширении представлений об особенностях формирования эколого-нравственной культуры учащихся во внеурочной деятельности, разработанный нами элективный курс обогащает современную теорию основного общего образования и стимулирует дальнейшие теоретические разработки в области воспитания эколого-нравственной культуры учащихся.
Практическая значимость заключается в том, что полученные в работе данные могут быть использованы педагогами для диагностики, профилактики и коррекции формирования эколого-нравственной культуры учащихся 9-х классов; разработанная программа элективного курса «Экологическая безопасность» может использоваться в практике образовательных учреждений; результаты исследования будут полезны студентам для подготовки к семинарам и прохождения практики в школе для формирования эколого-нравственной культуры учащихся 9-х классов во внеурочной деятельности.
Структура исследования: исследование состоит из введения, двух глав, включающих шесть параграфов, выводов по главам, заключения, библиографии и приложений.
Анализ теоретического материала по проблеме формирования экологонравственной культуры учащихся 9-х классов во внеурочной деятельности определил, что в психологии и педагогике давно изучается проблема формирования эколого-нравственной культуры, можно выделить три подхода осмысления культуры: антропологический, социологический.
По мнению Л.П. Печко эколого-нравственная культура включает:
— культуру познавательной деятельности учащихся по освоению опыта
человечества в отношении к природе как к источнику материальных ценностей, основе экологических условий жизни, объекту эмоциональных, в том числе и эстетических, переживаний. Успешность этой деятельности обусловлена развитием нравственных черт личности по отношению к природной среде на основе формирования умений принимать
альтернативные решения;
— культуру труда, формирующуюся в процессе трудовой деятельности. При этом учитываются экологические, эстетические и социальные критерии при выполнении конкретных дел в различных областях природопользования;
— культуру духовного общения с природой. Здесь важно развивать эстетические эмоции, умение оценивать эстетические достоинства как естественной, так и преобразованной природной сферы.
В среднем школьном возрасте идет активный процесс
целенаправленного формирования знаний, чувств, оценок, переживаний, развития способностей и интересов. Отзывчивость и восприимчивость являются важнейшей особенностью учащихся. Школьное образование и воспитание в области эколого-нравственной культуры должны выполнять две "стратегические" задачи: убеждать учащихся о необходимости охраны окружающей среды; вооружать их, хотя бы, необходимым минимумом знаний в этой области.
Разнообразная методов деятельность дает возможность учащимся овладеть глубокими знаниями о связях человека с природой, увидеть
экологические проблемы в реальной жизни, научиться простейшим умениям поведения в природе.
Формирование эколого-нравственной культуры учащихся девятых классов является одной из главных задач учебной деятельности, а одним из успешных способов его формирования является включение ученика в процесс внеурочной работы. Внеурочная работа по биологии органично входит в учебно-воспитательный процесс, обогащая возможность преподавания разнообразными средствами, методами, позволяя выходить за рамки учебной программы с целью углубления в дисциплину, и при этом, не нанося ущерба основному образовательному процессу. Данная проблема недостаточно исследована, что делает её актуальной на сегодняшний день, поскольку внеурочная деятельность, характеризующаяся преемственностью к классной работе, создает определенный эмоциональный настрой и является мощным воздействием на формирование и развитие культуры учащихся.
В период обучения в возрастном диапазоне от 13-14 до 15 лет, происходят изменения в социальном развитии и статусе ребёнка, ведущей деятельностью становится учебная и игровая деятельности, в рамках которой происходят процессы интеллектуального и психологического изменения, определяющий характер других видов деятельности: игровой, трудовой деятельности и деятельности общения. Формирование мотивации к изучению биологии обуславливает использование активных методов обучения, которые помогают учащимся совершенствовать уровень биологических знаний, сочетать различные виды деятельности, создавать комфортную образовательную среду. Учебный материал, организация учебной деятельности, подборка педагогических средств, методов, приемов, технологий работы с учениками, коллективные формы обучения, оценка учебной деятельности и стиль педагогической деятельности, которые считаются особенностями формирования эколого-нравственной культуры по биологии во внеурочной деятельности, должны соответствовать уровню знаний, умственного развития учащихся, учитывать учебные потребности, пробуждать активность и самостоятельность детей.
По своему содержанию и организации внеурочная деятельность, проводящаяся с целью формирования эколого-нравственной культуры учащихся очень разнообразна и обширна. Традиционно различают три формы внеурочной деятельности: индивидуальная, групповая и массовая. Наиболее значимой и выигрышной по охвату вовлеченных участников является массовая форма деятельности, к которому относятся фестивали, конкурсы, карнавалы, тематические вечера и т.д. Также успешно достигаются поставленные цели занятия различными методами преподавания: системно-деятельностный подход, проблемные методы
обучения. На внеурочных занятиях активно используются такие приемы обучения, как: игры, квесты, конференции, с успехом пользуется
интерактивные приемы обучения: обучающие игры, кроссворды, шарады, загадки, ребусы и здоровьесберегающие технологии.
Результаты констатирующего эксперимента показали, что у большинства (49,1%) учащихся преобладает низкий уровень экологонравственной культуры, что касается уровня экологической образованности, то у 45% высокий уровень, уровень экологической сознательности у учащихся 47,4% средний, уровень экологической деятельности учащихся девятых классов 46,5% низкий.
После статистической обработки и подтверждения данных, мы пришли к выводу, что испытуемые ходят в школу, чтобы почувствовать себя взрослыми, заслужить или повысить свой авторитет и статус в окружении, однако именно эколого-нравственная культура, уходит на второй план, потому - у детей не до конца сформированы эколого-нравственная культура и ориентация на овладение новыми знаниями и навыками.
Для того чтобы оценить эффективность апробированной программы элективного курса по формированию эколого-нравственной культуры учащихся 9-х классов по биологии во внеурочной деятельности, испытуемые были подвергнуты повторной диагностике на контрольном этапе, где совершались те же действия при анализе показателей по методикам, что и на констатирующем этапе эксперимента, целью его было подтверждение эффективности проведенной программы.
После проведения формирующего этапа эксперимента на контрольном этапе мы получили следующие результаты: у 77.3% учащихся девятого класса преобладает высокий уровень экологической образованности, уровень экологической сознательности у большинства учащихся девятых классов 43,1% высокий уровень экологической сознательности, высокий уровень экологической деятельности учащихся девятых классов 53% , это значит, что у респондентов значительно повысился уровень эколого-нравственной культуры по истечении проведенных занятий элективного руса во внеурочной деятельности.
Результаты проделанной работы доказывают достоверность выдвинутой гипотезы. Разработанная и апробированная нами программа способствует формированию эколого-нравственной культуры учащихся девятых классов во внеурочной деятельности.
1. Абашидзе З.Э. Формирование экологической культуры учащихся в школе.
З.Э. Абашидзе Автореф. канд. пед. наук. Тбилиси, 1991. - 22с.
2. Абдрашитова И.В. Формирование нравственного и эстетического компонентов экологической культуры студентов ПедВУЗа. Диссертация на соискание ученой степени кандидата педагогических наук. Казань. - 2004. - 43-50с.
3. Анохин П.К. Узловые вопросы теории функциональной системы П.К. Анохин Наука, - 1980. -34с.
4. Аристотель. Сочинения в 4-х томах, Аристотель - 1984, - 147с.
5. Божьеволина ИМ. Эколого-педагогическая подготовка студентов в
условиях классического университета: Автореф. канд. пед. наук.
Екатеринбург, 2002. -25с.
6. Бордовская Н.В., Реан А.А. Педагогика Педагогика: учеб. пособ. Для вузов. Серия « Учебное пособие». - Питер: 2000. - 304с. - ISBN 5-8046-0174-1
7. Бортник А. Ф., Федоров И. И. Экологическое воспитание учащихся на уроках технологии Научно-методический электронный журнал «Концепт». 2017. - 47-48с.
11. Вернадский В.И. Дневники: 1926-1934 В.И. Вернадский М.: Наука, 2001. - 456 с.
^.Государственный стандарт начального общего образования по окружающему миру Вестник образования России, № 6, -2004, -51с.
13. Гайсин И.Т. Приемственность системы непрерывного экологического образования: Автореф. док. пед. наук. Казань, - 2000. - 24с.
14. Гирусов Э.В. Экология, культура, образование Э.В.Гирусов материалы к конференции, Ленина, - 1989. - 11-18с.
15. Гончаренко С. У. Украшський педагопчний словник С. У. Гончаренко. -
К.: «Либщь» - 1997. - 374с.
16. Данилов-Данильян В.И., Рейф И.Е. В.И. Данилов-Данильян Биосфера и цивилизация. М.: ООО «Издательство «Энциклопедия», 2016. -282с.
17. Дерябо С.Д., Ясвин В.А. Экологическая психология и педагогика. Ростов на Дону: Феникс, - 1996. - 476с.
18. Дорошко О.М. Экологическая культура: педагогический аспект. Гродно, 2001.- 234с.
19. Ермаков Д.С., петрова Г.Д. Интерактивные упражнения и игры в экологическом образовании. Экологическое образование, №4, 2004. - 69-70с.
20.Забелин, С. И. Время искать, и время терять. С.И. Забелин М.: Социальноэкологический союз. 1998. - 34с.
21.Захлебный А.Н. Школа и проблемы охраны природы А.Н.Захлебный Педагогика - 1981. - 184с.
22.Зверев И.Д., Трайтак Д.И. Методика преподавания биологии:
исторический очерк Биология в школе. - 1987. № 5. -22-26с.
23.Чередов И.М. Формы учебной работы с средней школе И.М.Чередов //Москва - 1988. - 44с.
24.Зверев И.Д., Трайтак Д.И. Методика преподавания биологии:
исторический очерк //Биология в школе. - 1987. № 5. - 22-26с.
25. Каропа Г. Н. Теоретические основы экологического образования и воспитания школьников Л. В. Каропа. - Минск: НИО, 1998. - 154с.
26. Кертман Л. Е. К Методологии изучения культуры и критике её идеалистических концепций Новая и новейшая история. 1973. № 3. - 21с.
27. Кобылянский В.А. Формирование культуры и проблемы образования. М. Педагогика 2001.№1. - 32 - 41с.
28. Кропоткин П.А. Этика. М.: Политиздат, 1991.- 495с.
29. Кузмшський А. I. Педагопка А. I. Кузьмшський, А. В. Омеляненко «Знання», 2007. - 418с.
30. Лескова С. В. Формирование экологической культуры Начальная школа. - 2003 - №7.- 7с.
31. Лихачев Б.Т. Дневники: 1926-1934 Педагогика: Курс лекций Учеб. Пособие для студентов педагог, учеб.заведений и слушателей ИПК и ФПК. — 4-е изд., перераб. и доп. — Юрайт-М,, 2001. - 456с.
33. Моисеева Л.В. Экологическая педагогика/Л.В.Моисеева; УрГПУ. Екатеринбург, 2006. - 59с.
34. Моисеева Л.В., Никитина Ю.Г. Формирование экологической компетентности младших школьников Педагогическое образование в России. - 2011. - № 2 -203-210с.
35.Ожегов С.И. Словарь русского языка: Ок. 57000 слов/ 14-е изд., Стереотип. - М.: Рус. яз., 1998. - 816с.
36. Ситаров В.А., Пустовойтов В.В. Социальная экология. М.: Академия, 2000. - 140с.
37. Суравегина И.Т. Экология для учителя. М.: Издательский дом NOTA- BENE, 1999. - 132с .
38. Тарасова Т. И., Калашникова П. Т. Экологическое образование младшихшкольников во внеклассной работе: Учебное пособие для студентов средних и высших педагогических учебных заведений. Борисоглебск: БГПИ, 2002. -146с.
39. Харламов И. Ф. Педагогика: Учеб. Пособие.- 4-е изд. и доп. - М.: Гардарики, 2003.-519с.
40. Хуторской А.В. Ключевые компетенции как компонент личностноориентированной парадигмы образования Ученик в обновляющейся школе. Сборник научных трудов.— М.: ИОСО РАО, 2002. - 135-157с.
41. Штофф В.А. Моделирование и философия. - Москва. Ленинград, Наука,1966. -295с.
43. Экологическое воспитание школьников во внеурочное время. Методическое пособиеИзд-во КГПУ,2003. -13с.
45. Яницкий, О. Н. Экологическое движение в России. Критический анализ. О.Н. Яницкий М.: Институт социологии РАН - 1996. - 109с .
46. Яновская М.Г. М.Г.Яновская Нравственное воспитание и эмоциональная сфера личности // Классный руководитель. 2003. - № 4 - 24-29с.
47. Dickens, P. Society and Nature. Towards a Green Social Theory. N. Y, L.: Harvester-Wheatsheaf. 1992. - 140с.
48. Douglas, M. Risk and Blame: Essays in Cultural Theory. London: Routledge. 1992.- 49с.
49. Douglas, M., and Wildavsky, A. Risk and Culture. An Essay on the Selection of Technical and Environmental Dangers. Berkley and Los Angeles: Univ. of California Press. 1982. - 36с.
50. Milbrath, L. Environmentalists. Vanguard for a New Society. Albany: State University of New York Press. 1984. - 103с.
52. Murphy, R. Sociology and Nature. Social Action and Context. Boulder: Westview Press. 1997.- 87с.
53. Partridge, E. (ed.) . Responsibilities to Future Generations. Environmental Ethics. Buffalo: Prometheus Books. 1981- 22с.
54. Temkina, A. Russia in Transition: The Case of New Collective Actors and New Collective Actions. Helsinki: Kikimora Publications. 1997.- 56с.