СПЕЦИФИКА ЛОГОПЕДИЧЕСКОЙ РАБОТЫ ПО ФОРМИРОВАНИЮ НАВЫКОВ ОБЩЕНИЯ И ВЗАИМОДЕЙСТВИЯ У ДОШКОЛЬНИКОВ С ДВИГАТЕЛЬНЫМИ НАРУШЕНИЯМИ
|
Введение 4
Глава I. Теоретический анализ проблемы формирования
коммуникативных навыков у детей дошкольного возраста с двигательными
нарушениями 8
1.1 Психолого - педагогическая характеристика детей дошкольного возраста
с двигательными нарушениями 8
1.2 Проблема формирования коммуникативных навыков у детей
дошкольного возраста 13
1.3. Особенности формирования коммуникативных навыков у детей дошкольного возраста с двигательными нарушениями в психолого -
педагогических исследованиях 16
Выводы по Г лаве I 23
Глава II. Экспериментальное исследование уровня сформированности коммуникативных способностей у дошкольников с двигательными
нарушениями 25
2.1 Организация и методы проведения исследования 25
2.2 Анализ детско-родительских отношений в семьях, в которых
воспитываются дети с нарушениями речи 27
Выводы по Главе II 38
Глава III. Логопедическая работа по формированию коммуникативных
способностей у детей дошкольного возраста с двигательными нарушениями 39
3.1 Основные принципы формирования коммуникативных способностей у
детей дошкольного возраста с двигательными нарушениями 39
3.2 Программа по формированию коммуникативных способностей у детей
дошкольного возраста с двигательными нарушениями на занятиях логопеда 41
Выводы по Главе II 48
Заключение 49
Список литературы
Глава I. Теоретический анализ проблемы формирования
коммуникативных навыков у детей дошкольного возраста с двигательными
нарушениями 8
1.1 Психолого - педагогическая характеристика детей дошкольного возраста
с двигательными нарушениями 8
1.2 Проблема формирования коммуникативных навыков у детей
дошкольного возраста 13
1.3. Особенности формирования коммуникативных навыков у детей дошкольного возраста с двигательными нарушениями в психолого -
педагогических исследованиях 16
Выводы по Г лаве I 23
Глава II. Экспериментальное исследование уровня сформированности коммуникативных способностей у дошкольников с двигательными
нарушениями 25
2.1 Организация и методы проведения исследования 25
2.2 Анализ детско-родительских отношений в семьях, в которых
воспитываются дети с нарушениями речи 27
Выводы по Главе II 38
Глава III. Логопедическая работа по формированию коммуникативных
способностей у детей дошкольного возраста с двигательными нарушениями 39
3.1 Основные принципы формирования коммуникативных способностей у
детей дошкольного возраста с двигательными нарушениями 39
3.2 Программа по формированию коммуникативных способностей у детей
дошкольного возраста с двигательными нарушениями на занятиях логопеда 41
Выводы по Главе II 48
Заключение 49
Список литературы
Актуальность исследования. В последние годы в отечественной и зарубежной логопедии возрос интерес к проблеме ранней диагностики и коррекционно-логопедической работе нарушений развития познавательной и речевой деятельности детей с двигательными нарушениями. Для детей с церебральными параличами типична социальная недостаточность, обусловленная в большинстве случаев множественными видами нарушений жизнедеятельности - ограничениями физической независимости и подвижности; способности к получению образования, и овладению основами профессиональной деятельности в будущем, готовности к интеграции в общество [8].
Мы понимаем и теоретические исследования, посвященные воспитанию и обучению детей с двигательными нарушениями, подтверждают важность комплексного изучения психофизического развития детей с церебральным параличом, а также обосновывают роль коррекции различных отклонений в их развитии и создание адекватных условий для формирования навыков общения. Поэтому важной составляющей коррекционного процесса должен быть логопед.
Развитие коммуникативных навыков, и их значение для общего психического развития детей с двигательными нарушениями дошкольного возраста изучены намного меньше, чем общение здорового ребенка со сверстниками и со взрослыми. Проблемы нарушения общения ребенка с двигательными нарушениями со сверстниками, сложности адаптации в современном обществе приобретают все большее социальное значение. Для полноценного психического развития дошкольника важен не только сам процесс общения со взрослым, особенно с родителями, но также велика и роль общения со сверстниками.
Одним из наиболее тяжелых двигательных расстройств является детский церебральный паралич, проявляющийся в виде различных двигательных, психических и речевых нарушений.
В коммуникативной деятельности детей дошкольного возраста с нарушением опорно-двигательного аппарата обнаруживается стойкая дезорганизация всех звеньев коммуникативного акта, проявляющая себя в снижении коммуникативно-познавательной потребности в общении. Для большинства детей характерна недостаточно сформированная и связная речь. Из-за этого мы можем наблюдать малую разговорчивость детей с воспитателем, со сверстниками, а также невозможность правильно передавать содержание и смысл своих мыслей, почему они и прибегают к использованию простых предложений.
В настоящее время существует крайне малое количество методик для выявления проблем общения детей с нарушением опорно-двигательного аппарата. Работы Ипполитовой М.В., Мастюковой Е.М., Шипициной Л.М. и др. посвящены изучению коммуникативных возможностей детей с данным диагнозом. По данным Мастюковой Е.М. коммуникативные расстройства наблюдаются у 70 - 80 % детей с двигательными нарушениями. Но в то же время исследуемая проблема до сих пор является достаточно тяжелым делом, так как развитие коммуникативных способностей ребенка с опорно - двигательными нарушениями - исключительно сложный процесс, подчиненный взаимодействию многих факторов. Важное социальное значение приобретают проблемы нарушения общения ребенка с двигательными нарушениями со сверстниками, сложности адаптации в современном обществе. Именно общение со сверстниками играет первостепенную роль для полноценного психического развития детей с двигательными нарушениями.
Цель исследования: изучить специфические особенности навыков общения у дошкольников с двигательными нарушениями и разработать проект логопедической программы, направленый на формирование навыков взаимодействия дошкольников с двигательными нарушениями.
Объект исследования: развитие навыков общения и взаимодействия у детей дошкольного возраста.
Предмет исследования: формирование навыков общения и взаимодействия у дошкольников с двигательными нарушениями.
Гипотеза исследования: предполагается, что дошкольники с двигательными нарушениями имеют специфические нарушения навыков общения. Использование прогностической сказки в формировании навыков общения и взаимодействия обеспечить повышение эффективности логопедического процесса.
Задачи исследования:
1. Изучить и проанализировать логопедической и педагогической литературы по проблеме общения и взаимодействия дошкольников с двигательными нарушениями.
2. Эмпирически изучить уровень сформированности навыков общения и взаимодействия дошкольников с двигательными нарушениями.
3. Разработать проект логопедической программы, направленный на развитие навыкам общения и взаимодействия дошкольников с двигательными нарушениями.
Методологической основой исследования положения об особенностях психического и речевого развития детей с двигательными нарушениями (Ипполитова М.В., Лебединский В.В., Мамайчук И.И.), положения специальной педагогики, специальной психологии о единстве законов нормального и аномального развития (Г.Я. Трошин, Л.С. Выготский), сложной структуре дефекта при аномальном развитии (Л.С. Выготский), общих и специфических закономерностях аномального развития (Л.С. Выготский, В.И. Лубовский).
Методы исследования:
Теоретические методы: теоретический анализ специальной литературы по теме исследования;
Эмпирические методы: педагогический эксперимент, наблюдение, беседа;
Методы обработки полученных данных: количественный и
качественный анализ результатов исследования.
Практическая значимость исследования: разработанная программа может быть рекомендовала для логопедов и родителей для работы по формированию навыков общения и взаимодействия у дошкольников с двигательными нарушениями.
Апробация работы:
1. Ишмухаметова Л.В. Особенности понимания эмоциональных состояний детьми дошкольного возраста с двигательными нарушениями / Л.В. Ишмухаметова, А.И. Ахметзянова // Психология психических состояний: сб. статей студентов, магистрантов, аспирантов и молодых ученых / под ред. А.В. Чернова, М.Г. Юсупова. - Казань: Изд-во Казан. ун-та, 2019. - Вып. 13. - С. 157-161.
2. Ишмухаметова Л.В., Эмоционально-поведенческие проблемы дошкольников с двигательными нарушениями / Л.В. Ишмухаметова, А.И. Ахметзянова // Социально-педагогическая поддержка лиц с ограниченными возможностями здоровья: теория и практика: сборник статей по материалам III Международной научно-практической конференции, 16-18 мая 2019 года. В 2-х ч. Ч. 1. / Под науч. ред. Глузман Ю.В. - Симферополь : ИТ «АРИАЛ», 2019. - С. 200 - 202.
Мы понимаем и теоретические исследования, посвященные воспитанию и обучению детей с двигательными нарушениями, подтверждают важность комплексного изучения психофизического развития детей с церебральным параличом, а также обосновывают роль коррекции различных отклонений в их развитии и создание адекватных условий для формирования навыков общения. Поэтому важной составляющей коррекционного процесса должен быть логопед.
Развитие коммуникативных навыков, и их значение для общего психического развития детей с двигательными нарушениями дошкольного возраста изучены намного меньше, чем общение здорового ребенка со сверстниками и со взрослыми. Проблемы нарушения общения ребенка с двигательными нарушениями со сверстниками, сложности адаптации в современном обществе приобретают все большее социальное значение. Для полноценного психического развития дошкольника важен не только сам процесс общения со взрослым, особенно с родителями, но также велика и роль общения со сверстниками.
Одним из наиболее тяжелых двигательных расстройств является детский церебральный паралич, проявляющийся в виде различных двигательных, психических и речевых нарушений.
В коммуникативной деятельности детей дошкольного возраста с нарушением опорно-двигательного аппарата обнаруживается стойкая дезорганизация всех звеньев коммуникативного акта, проявляющая себя в снижении коммуникативно-познавательной потребности в общении. Для большинства детей характерна недостаточно сформированная и связная речь. Из-за этого мы можем наблюдать малую разговорчивость детей с воспитателем, со сверстниками, а также невозможность правильно передавать содержание и смысл своих мыслей, почему они и прибегают к использованию простых предложений.
В настоящее время существует крайне малое количество методик для выявления проблем общения детей с нарушением опорно-двигательного аппарата. Работы Ипполитовой М.В., Мастюковой Е.М., Шипициной Л.М. и др. посвящены изучению коммуникативных возможностей детей с данным диагнозом. По данным Мастюковой Е.М. коммуникативные расстройства наблюдаются у 70 - 80 % детей с двигательными нарушениями. Но в то же время исследуемая проблема до сих пор является достаточно тяжелым делом, так как развитие коммуникативных способностей ребенка с опорно - двигательными нарушениями - исключительно сложный процесс, подчиненный взаимодействию многих факторов. Важное социальное значение приобретают проблемы нарушения общения ребенка с двигательными нарушениями со сверстниками, сложности адаптации в современном обществе. Именно общение со сверстниками играет первостепенную роль для полноценного психического развития детей с двигательными нарушениями.
Цель исследования: изучить специфические особенности навыков общения у дошкольников с двигательными нарушениями и разработать проект логопедической программы, направленый на формирование навыков взаимодействия дошкольников с двигательными нарушениями.
Объект исследования: развитие навыков общения и взаимодействия у детей дошкольного возраста.
Предмет исследования: формирование навыков общения и взаимодействия у дошкольников с двигательными нарушениями.
Гипотеза исследования: предполагается, что дошкольники с двигательными нарушениями имеют специфические нарушения навыков общения. Использование прогностической сказки в формировании навыков общения и взаимодействия обеспечить повышение эффективности логопедического процесса.
Задачи исследования:
1. Изучить и проанализировать логопедической и педагогической литературы по проблеме общения и взаимодействия дошкольников с двигательными нарушениями.
2. Эмпирически изучить уровень сформированности навыков общения и взаимодействия дошкольников с двигательными нарушениями.
3. Разработать проект логопедической программы, направленный на развитие навыкам общения и взаимодействия дошкольников с двигательными нарушениями.
Методологической основой исследования положения об особенностях психического и речевого развития детей с двигательными нарушениями (Ипполитова М.В., Лебединский В.В., Мамайчук И.И.), положения специальной педагогики, специальной психологии о единстве законов нормального и аномального развития (Г.Я. Трошин, Л.С. Выготский), сложной структуре дефекта при аномальном развитии (Л.С. Выготский), общих и специфических закономерностях аномального развития (Л.С. Выготский, В.И. Лубовский).
Методы исследования:
Теоретические методы: теоретический анализ специальной литературы по теме исследования;
Эмпирические методы: педагогический эксперимент, наблюдение, беседа;
Методы обработки полученных данных: количественный и
качественный анализ результатов исследования.
Практическая значимость исследования: разработанная программа может быть рекомендовала для логопедов и родителей для работы по формированию навыков общения и взаимодействия у дошкольников с двигательными нарушениями.
Апробация работы:
1. Ишмухаметова Л.В. Особенности понимания эмоциональных состояний детьми дошкольного возраста с двигательными нарушениями / Л.В. Ишмухаметова, А.И. Ахметзянова // Психология психических состояний: сб. статей студентов, магистрантов, аспирантов и молодых ученых / под ред. А.В. Чернова, М.Г. Юсупова. - Казань: Изд-во Казан. ун-та, 2019. - Вып. 13. - С. 157-161.
2. Ишмухаметова Л.В., Эмоционально-поведенческие проблемы дошкольников с двигательными нарушениями / Л.В. Ишмухаметова, А.И. Ахметзянова // Социально-педагогическая поддержка лиц с ограниченными возможностями здоровья: теория и практика: сборник статей по материалам III Международной научно-практической конференции, 16-18 мая 2019 года. В 2-х ч. Ч. 1. / Под науч. ред. Глузман Ю.В. - Симферополь : ИТ «АРИАЛ», 2019. - С. 200 - 202.
Таким образом, анализ научной литературы, представленный в первой главе и результаты, полученные в ходе экспериментального исследования, дают возможность создать проект программы логопедического воздействия, которая позволяет преодолеть трудности по наиболее проблемным показателям, а также способствует развитию прогностической способности у дошкольников с двигательными нарушениями.
Данный проект программы имеет форму проведения прогностической сказки. Выбор такой системы обусловлен тем, что сказка эффективно влияет на расширить словарный запас, нормализовать грамматический строй речи, формировать способности к точному высказыванию своих мыслей, повышают коммуникативную направленность речи детей с двигательными нарушениями. Использование сказочного материала логопедами в своей работе, значительно повышает уровень развития связности высказывания дошкольников и формирует представления об основных принципах построения высказывания, что делает речь детей логичной, последовательной и развернутой
Так же, программа решает такие задачи, как: развитие позитивного мышления; развитие умения рассматривать несколько вариантов возможных событий; развитие устной речи; формирование прогностической компетентности, на основе усвоенных речевых навыков.
При изучении теоритических трудов, повещенных особенностям развития дошкольников с двигательными нарушениями, можно сделать вывод, что наличие первичного дефекта, сказывается на формировании личности в целом, особенно влияет на процесс адаптации ребенка в социуме.
У дошкольников с двигательными нарушениями могут наблюдаются трудности при обретении социального опыта, в общении со взрослыми и сверстниками, в формировании навыков самообслуживания, социальноличностном развитии. Все выше перечисленное может происходить из особенностей микро-социума, таких как: неправильный тип семейного воспитания, а также стремление родителей ускорить развитие психических и интеллектуальных процессов ребенка. Низкий уровень развития коммуникативных навыков у детей дошкольного возраста с двигательными нарушениями, проявляется в эмоциональном напряжении в процессе межличностного взаимодействия, сложности в установлении контакта с окружающими людьми и конфликтность со сверстниками.
В ходе проведенного экспериментального исследования были определены особенности коммуникативных навыков дошкольников с двигательными нарушениями. Анализируя данные выявлено, что часть дошкольников не имеют четких представлений об общепринятых нормах и способах выражения отношений к взрослым и сверстникам. взрослыми так и со сверстниками, но не всегда могут регулировать свое поведение в соответствии с правилами ситуации. Так же у испытуемых наблюдаются трудности в определении и ориентировки в эмоциональных состояний сверстников, что приводит к трудностям в общении с ними.
Занятия по сказке позволяют расширить словарный запас, нормализовать грамматический строй речи, формировать способности к точному высказыванию своих мыслей, повышают коммуникативную направленность речи детей. Использование сказочного материала
логопедами в своей работе, значительно повышает уровень развития связности высказывания дошкольников и формирует представления об основных принципах построения высказывания, что делает речь детей логичной, последовательной и развернутой.
Данный проект программы имеет форму проведения прогностической сказки. Выбор такой системы обусловлен тем, что сказка эффективно влияет на расширить словарный запас, нормализовать грамматический строй речи, формировать способности к точному высказыванию своих мыслей, повышают коммуникативную направленность речи детей с двигательными нарушениями. Использование сказочного материала логопедами в своей работе, значительно повышает уровень развития связности высказывания дошкольников и формирует представления об основных принципах построения высказывания, что делает речь детей логичной, последовательной и развернутой
Так же, программа решает такие задачи, как: развитие позитивного мышления; развитие умения рассматривать несколько вариантов возможных событий; развитие устной речи; формирование прогностической компетентности, на основе усвоенных речевых навыков.
При изучении теоритических трудов, повещенных особенностям развития дошкольников с двигательными нарушениями, можно сделать вывод, что наличие первичного дефекта, сказывается на формировании личности в целом, особенно влияет на процесс адаптации ребенка в социуме.
У дошкольников с двигательными нарушениями могут наблюдаются трудности при обретении социального опыта, в общении со взрослыми и сверстниками, в формировании навыков самообслуживания, социальноличностном развитии. Все выше перечисленное может происходить из особенностей микро-социума, таких как: неправильный тип семейного воспитания, а также стремление родителей ускорить развитие психических и интеллектуальных процессов ребенка. Низкий уровень развития коммуникативных навыков у детей дошкольного возраста с двигательными нарушениями, проявляется в эмоциональном напряжении в процессе межличностного взаимодействия, сложности в установлении контакта с окружающими людьми и конфликтность со сверстниками.
В ходе проведенного экспериментального исследования были определены особенности коммуникативных навыков дошкольников с двигательными нарушениями. Анализируя данные выявлено, что часть дошкольников не имеют четких представлений об общепринятых нормах и способах выражения отношений к взрослым и сверстникам. взрослыми так и со сверстниками, но не всегда могут регулировать свое поведение в соответствии с правилами ситуации. Так же у испытуемых наблюдаются трудности в определении и ориентировки в эмоциональных состояний сверстников, что приводит к трудностям в общении с ними.
Занятия по сказке позволяют расширить словарный запас, нормализовать грамматический строй речи, формировать способности к точному высказыванию своих мыслей, повышают коммуникативную направленность речи детей. Использование сказочного материала
логопедами в своей работе, значительно повышает уровень развития связности высказывания дошкольников и формирует представления об основных принципах построения высказывания, что делает речь детей логичной, последовательной и развернутой.
Подобные работы
- Коррекция фонетико-фонематического недоразвития речи у детей
старшего дошкольного возраста с легкой степенью псевдобульбарной
дизартрии во взаимодействии учителя-логопеда и воспитателя
Дипломные работы, ВКР, логопедия. Язык работы: Русский. Цена: 4700 р. Год сдачи: 2022 - Коррекция звукопроизношения у дошкольников с дизартрией в условиях реализации федеральных стандартов
Дипломные работы, ВКР, логопедия. Язык работы: Русский. Цена: 4260 р. Год сдачи: 2021 - Коррекция фонетической системы речи у старших дошкольников с псевдобульбарной дизартрией на материал дидактических игр
Дипломные работы, ВКР, логопедия. Язык работы: Русский. Цена: 4300 р. Год сдачи: 2022 - Коррекция фонетико-фонематического недоразвития речи у детей старшего дошкольного возраста с легкой степенью псевдобульбарной дизартрии во взаимодействии учителя-логопеда и воспитателя
Дипломные работы, ВКР, логопедия. Язык работы: Русский. Цена: 4275 р. Год сдачи: 2022 - ФОРМИРОВАНИЕ СВЯЗНОЙ РЕЧИ У МЛАДШИХ
ШКОЛЬНИКОВ С НАРУШЕНИЕМ ИНТЕЛЛЕКТА
СРЕДСТВАМИ ИГР-ДРАМАТИЗАЦИЙ
Бакалаврская работа, логопедия. Язык работы: Русский. Цена: 3900 р. Год сдачи: 2018 - Коррекция предложно-падежных отношений в грамматическом структурировании у детей старшего дошкольного возраста с задержкой психического развития
Магистерская диссертация, дефектология. Язык работы: Русский. Цена: 4820 р. Год сдачи: 2020 - Коррекция звукопроизношения у дошкольников с дизартрией в
условиях реализации федеральных стандартов
Дипломные работы, ВКР, логопедия. Язык работы: Русский. Цена: 4700 р. Год сдачи: 2021 - Развитие импрессивной речи у пятиклассников с тяжелыми множественными нарушениями развития средствами альтернативной коммуникации
Магистерская диссертация, дефектология. Язык работы: Русский. Цена: 4900 р. Год сдачи: 2021 - Использование дидактических игр в работе по формированию фонематических процессов у детей старшего дошкольного возраста с псевдобульбарной дизартрией
Дипломные работы, ВКР, специальное дефектологическое образование . Язык работы: Русский. Цена: 4700 р. Год сдачи: 2020



