Тип работы:
Предмет:
Язык работы:


СПЕЦИФИКА ЛОГОПЕДИЧЕСКОЙ РАБОТЫ ПО ФОРМИРОВАНИЮ НАВЫКОВ ОБЩЕНИЯ И ВЗАИМОДЕЙСТВИЯ У ДОШКОЛЬНИКОВ С ДВИГАТЕЛЬНЫМИ НАРУШЕНИЯМИ

Работа №32195

Тип работы

Дипломные работы, ВКР

Предмет

логопедия

Объем работы56
Год сдачи2019
Стоимость4900 руб.
ПУБЛИКУЕТСЯ ВПЕРВЫЕ
Просмотрено
579
Не подходит работа?

Узнай цену на написание


Введение 4
Глава I. Теоретический анализ проблемы формирования
коммуникативных навыков у детей дошкольного возраста с двигательными
нарушениями 8
1.1 Психолого - педагогическая характеристика детей дошкольного возраста
с двигательными нарушениями 8
1.2 Проблема формирования коммуникативных навыков у детей
дошкольного возраста 13
1.3. Особенности формирования коммуникативных навыков у детей дошкольного возраста с двигательными нарушениями в психолого -
педагогических исследованиях 16
Выводы по Г лаве I 23
Глава II. Экспериментальное исследование уровня сформированности коммуникативных способностей у дошкольников с двигательными
нарушениями 25
2.1 Организация и методы проведения исследования 25
2.2 Анализ детско-родительских отношений в семьях, в которых
воспитываются дети с нарушениями речи 27
Выводы по Главе II 38
Глава III. Логопедическая работа по формированию коммуникативных
способностей у детей дошкольного возраста с двигательными нарушениями 39
3.1 Основные принципы формирования коммуникативных способностей у
детей дошкольного возраста с двигательными нарушениями 39
3.2 Программа по формированию коммуникативных способностей у детей
дошкольного возраста с двигательными нарушениями на занятиях логопеда 41
Выводы по Главе II 48
Заключение 49
Список литературы

Актуальность исследования. В последние годы в отечественной и зарубежной логопедии возрос интерес к проблеме ранней диагностики и коррекционно-логопедической работе нарушений развития познавательной и речевой деятельности детей с двигательными нарушениями. Для детей с церебральными параличами типична социальная недостаточность, обусловленная в большинстве случаев множественными видами нарушений жизнедеятельности - ограничениями физической независимости и подвижности; способности к получению образования, и овладению основами профессиональной деятельности в будущем, готовности к интеграции в общество [8].
Мы понимаем и теоретические исследования, посвященные воспитанию и обучению детей с двигательными нарушениями, подтверждают важность комплексного изучения психофизического развития детей с церебральным параличом, а также обосновывают роль коррекции различных отклонений в их развитии и создание адекватных условий для формирования навыков общения. Поэтому важной составляющей коррекционного процесса должен быть логопед.
Развитие коммуникативных навыков, и их значение для общего психического развития детей с двигательными нарушениями дошкольного возраста изучены намного меньше, чем общение здорового ребенка со сверстниками и со взрослыми. Проблемы нарушения общения ребенка с двигательными нарушениями со сверстниками, сложности адаптации в современном обществе приобретают все большее социальное значение. Для полноценного психического развития дошкольника важен не только сам процесс общения со взрослым, особенно с родителями, но также велика и роль общения со сверстниками.
Одним из наиболее тяжелых двигательных расстройств является детский церебральный паралич, проявляющийся в виде различных двигательных, психических и речевых нарушений.
В коммуникативной деятельности детей дошкольного возраста с нарушением опорно-двигательного аппарата обнаруживается стойкая дезорганизация всех звеньев коммуникативного акта, проявляющая себя в снижении коммуникативно-познавательной потребности в общении. Для большинства детей характерна недостаточно сформированная и связная речь. Из-за этого мы можем наблюдать малую разговорчивость детей с воспитателем, со сверстниками, а также невозможность правильно передавать содержание и смысл своих мыслей, почему они и прибегают к использованию простых предложений.
В настоящее время существует крайне малое количество методик для выявления проблем общения детей с нарушением опорно-двигательного аппарата. Работы Ипполитовой М.В., Мастюковой Е.М., Шипициной Л.М. и др. посвящены изучению коммуникативных возможностей детей с данным диагнозом. По данным Мастюковой Е.М. коммуникативные расстройства наблюдаются у 70 - 80 % детей с двигательными нарушениями. Но в то же время исследуемая проблема до сих пор является достаточно тяжелым делом, так как развитие коммуникативных способностей ребенка с опорно - двигательными нарушениями - исключительно сложный процесс, подчиненный взаимодействию многих факторов. Важное социальное значение приобретают проблемы нарушения общения ребенка с двигательными нарушениями со сверстниками, сложности адаптации в современном обществе. Именно общение со сверстниками играет первостепенную роль для полноценного психического развития детей с двигательными нарушениями.
Цель исследования: изучить специфические особенности навыков общения у дошкольников с двигательными нарушениями и разработать проект логопедической программы, направленый на формирование навыков взаимодействия дошкольников с двигательными нарушениями.
Объект исследования: развитие навыков общения и взаимодействия у детей дошкольного возраста.
Предмет исследования: формирование навыков общения и взаимодействия у дошкольников с двигательными нарушениями.
Гипотеза исследования: предполагается, что дошкольники с двигательными нарушениями имеют специфические нарушения навыков общения. Использование прогностической сказки в формировании навыков общения и взаимодействия обеспечить повышение эффективности логопедического процесса.
Задачи исследования:
1. Изучить и проанализировать логопедической и педагогической литературы по проблеме общения и взаимодействия дошкольников с двигательными нарушениями.
2. Эмпирически изучить уровень сформированности навыков общения и взаимодействия дошкольников с двигательными нарушениями.
3. Разработать проект логопедической программы, направленный на развитие навыкам общения и взаимодействия дошкольников с двигательными нарушениями.
Методологической основой исследования положения об особенностях психического и речевого развития детей с двигательными нарушениями (Ипполитова М.В., Лебединский В.В., Мамайчук И.И.), положения специальной педагогики, специальной психологии о единстве законов нормального и аномального развития (Г.Я. Трошин, Л.С. Выготский), сложной структуре дефекта при аномальном развитии (Л.С. Выготский), общих и специфических закономерностях аномального развития (Л.С. Выготский, В.И. Лубовский).
Методы исследования:
Теоретические методы: теоретический анализ специальной литературы по теме исследования;
Эмпирические методы: педагогический эксперимент, наблюдение, беседа;
Методы обработки полученных данных: количественный и
качественный анализ результатов исследования.
Практическая значимость исследования: разработанная программа может быть рекомендовала для логопедов и родителей для работы по формированию навыков общения и взаимодействия у дошкольников с двигательными нарушениями.
Апробация работы:
1. Ишмухаметова Л.В. Особенности понимания эмоциональных состояний детьми дошкольного возраста с двигательными нарушениями / Л.В. Ишмухаметова, А.И. Ахметзянова // Психология психических состояний: сб. статей студентов, магистрантов, аспирантов и молодых ученых / под ред. А.В. Чернова, М.Г. Юсупова. - Казань: Изд-во Казан. ун-та, 2019. - Вып. 13. - С. 157-161.
2. Ишмухаметова Л.В., Эмоционально-поведенческие проблемы дошкольников с двигательными нарушениями / Л.В. Ишмухаметова, А.И. Ахметзянова // Социально-педагогическая поддержка лиц с ограниченными возможностями здоровья: теория и практика: сборник статей по материалам III Международной научно-практической конференции, 16-18 мая 2019 года. В 2-х ч. Ч. 1. / Под науч. ред. Глузман Ю.В. - Симферополь : ИТ «АРИАЛ», 2019. - С. 200 - 202.


Возникли сложности?

Нужна помощь преподавателя?

Помощь в написании работ!


Таким образом, анализ научной литературы, представленный в первой главе и результаты, полученные в ходе экспериментального исследования, дают возможность создать проект программы логопедического воздействия, которая позволяет преодолеть трудности по наиболее проблемным показателям, а также способствует развитию прогностической способности у дошкольников с двигательными нарушениями.
Данный проект программы имеет форму проведения прогностической сказки. Выбор такой системы обусловлен тем, что сказка эффективно влияет на расширить словарный запас, нормализовать грамматический строй речи, формировать способности к точному высказыванию своих мыслей, повышают коммуникативную направленность речи детей с двигательными нарушениями. Использование сказочного материала логопедами в своей работе, значительно повышает уровень развития связности высказывания дошкольников и формирует представления об основных принципах построения высказывания, что делает речь детей логичной, последовательной и развернутой
Так же, программа решает такие задачи, как: развитие позитивного мышления; развитие умения рассматривать несколько вариантов возможных событий; развитие устной речи; формирование прогностической компетентности, на основе усвоенных речевых навыков.
При изучении теоритических трудов, повещенных особенностям развития дошкольников с двигательными нарушениями, можно сделать вывод, что наличие первичного дефекта, сказывается на формировании личности в целом, особенно влияет на процесс адаптации ребенка в социуме.
У дошкольников с двигательными нарушениями могут наблюдаются трудности при обретении социального опыта, в общении со взрослыми и сверстниками, в формировании навыков самообслуживания, социальноличностном развитии. Все выше перечисленное может происходить из особенностей микро-социума, таких как: неправильный тип семейного воспитания, а также стремление родителей ускорить развитие психических и интеллектуальных процессов ребенка. Низкий уровень развития коммуникативных навыков у детей дошкольного возраста с двигательными нарушениями, проявляется в эмоциональном напряжении в процессе межличностного взаимодействия, сложности в установлении контакта с окружающими людьми и конфликтность со сверстниками.
В ходе проведенного экспериментального исследования были определены особенности коммуникативных навыков дошкольников с двигательными нарушениями. Анализируя данные выявлено, что часть дошкольников не имеют четких представлений об общепринятых нормах и способах выражения отношений к взрослым и сверстникам. взрослыми так и со сверстниками, но не всегда могут регулировать свое поведение в соответствии с правилами ситуации. Так же у испытуемых наблюдаются трудности в определении и ориентировки в эмоциональных состояний сверстников, что приводит к трудностям в общении с ними.
Занятия по сказке позволяют расширить словарный запас, нормализовать грамматический строй речи, формировать способности к точному высказыванию своих мыслей, повышают коммуникативную направленность речи детей. Использование сказочного материала
логопедами в своей работе, значительно повышает уровень развития связности высказывания дошкольников и формирует представления об основных принципах построения высказывания, что делает речь детей логичной, последовательной и развернутой.


1. Артюшенко, Н.П. Организация процесса включения детей с ограниченными возможностями здоровья в образовательные учреждения [Текст] // Практический психолог и логопед в школе и ДОУ. - 2011. - № 1. - С. 57-76.
2. Афиногенова, Е. Особенный детский сад [Текст] // Культура здоровой жизни, 2012. - № 2. - С. 28-29.
3. Безух, С.М. Психологическое и социальное сопровождение больных детей и детей-инвалидов [Текст]: учеб. пособие / С.М. Безух, С.С. Лебедева. - СПб.: Речь, 2006. - 112 с.
4. Бестужев-Лада, И.В. Социальное-прогнозирование [Текст]: курс лекций / И.В. Бестужев-Лада, Г.А. Наместникова. - М.: Пед. о-во России, 2001. - 386 с.
5. Божович, Л.И. Личность и ее формирование в детском возрасте [Текст] / Л.И. Божович. - СПб.: Питер, 2008. - 398 с.
6. Валицкая, А. П. Инклюзивное образование - для всех [Текст] // Социальная педагогика, 2009. - № 1. - С. 18-22.
7. Веракса, А.Н. Развитие отношений межличностной значимости в дошкольном возрасте [Текст] // Социально-психологические проблемы образования. Вопросы теории и практики: сборник научных трудов. - М., 2006. - С. 4-19.
8. Голыня, И.А. На пути к инклюзивному образованию: из опыта работы по включению в образовательный процесс учащихся с ограниченными возможностями здоровья [Текст] // Логопед, 2011. - № 6. - С. 113-117.
9. Дикаева, Е.С. Социальная адаптация дошкольников с церебральным параличом в учебно-воспитательном процессе детской школы искусств: автореф. дис. канд. пед. наук: 10.02.2019 [Текст] / Е.С. Дикаева. - Омск, 2007. - 196 с.
10. Доронова, Т.Н. Игра в дошкольном возрасте [Текст] / Т.Н. Доронова, О.А.Карабанова, Е.В. Соловьева. - М.: Воспитание дошкольника, 2004. - 192 с.
11. Дубровский В.И. Детские церебральные параличи [Текст] / В.И. Дубровский - М.: ВЛАДОС, 2002. - 138 с.
12. Казарова, Д.С. Развитие коммуникативных навыков у детей дошкольного возраста, страдающих церебральным параличом: автореф. дис. канд. псих. наук: 10.02.2019 [Текст] / Д.С. Казарова. - Санкт-Петербург, 2002. - 390 с.
13. Казьмина, А.М. Шкала эмоционального благополучия и атипичного поведения [Текст] // Клиническая и специальная психология, 2014. - № 3.- С. 7-14.
14. Корепанова, М.В. Диагностика развития и воспитания дошкольников [Текст] / М.В. Корепанова, Е.В. Харламова.- М., 2005. - 144 с.
15. Кроткова, А.В. Социальное развитие и воспитание дошкольников с церебральным параличом [Текст] / А.В. Кроткова. - М.: Сфера, 2007. - 144 с.
16. Лебедева, А.Н. Основные направления коррекционно
развивающей работы с детьми дошкольного возраста [Текст] / А.Н. Лебедева. - М.: Школьная пресса, 2003. - 102 с.
17. Левченко, И.Ю. Детский церебральный паралич: Коррекционноразвивающая работа с дошкольниками [Текст] / И.Ю. Левченко, О.Г. Приходько, А.А. Гусейнова. - М.: Книголюб, 2008. - 176 с.
18. Левченко, И.Ю. Технологии обучения и воспитания детей с нарушениями опорно-двигательного аппарата [Текст] / И.Ю. Левченко, О.Г. Приходько. - М.: Академия, 2001. - 192 с.
19. Леонтьев, А.Н. Вопросы психологии ребенка дошкольного возраста [Текст] / А.Н. Леонтьев, А.В. Запорожец. - М.: Международный Образовательный и Психологический Колледж, 1995. - 144 с.
20. Липский, И.А. Социально-педагогические основы
государственной политики в области воспитания детей [Текст] // Семья-в России, 2006. - № 2. - С 285-331.
21. Лисина, М.И. Развитие общения дошкольников со сверстниками [Текст] / М.И. Лисина, А.Г. Рузская, Н.Н. Авдеева. - М.: Педагогика, 1989. - 215 с.
22. Лютова, К.К. Тренинг эффективного взаимодействия с детьми [Текст] / К.К. Лютова, Г.Б. Монина. - СПб.: Речь, 2005. - 190 с.
23. Мамайчук, И.И. Психологическая помощь детям с проблемами в развитии [Текст] / И.И. Мамайчук. - СПб.: Речь, 2001. - 220 с.
24. Мастюкова, Е.М. Семейное воспитание детей с отклонениями в развитии [Текст]: учеб. пособие для студентов вуз / Е.М. Мастюкова, А.Г. Московкина. - М.: ВЛАДОС, 2003, - 408 с.
25. Панфилова, М.А. Игротерапия общения [Текст]: практ. пособие для психологов, педагогов и родителей / М.А. Панфилова. - М.: ГНОМ и Д, 2005. - 160 с.
26. Прима, Е.В. Развитие социальной уверенности у дошкольников [Текст] / Е.В.Прима, Л.В.Филиппова, И.Н. Кольцова, Н.Ю. Молостова. - М.: ВЛАДОС, 2005. - 210 с.
27. Рояк, A.A. Психологическая характеристика трудностей в отношениях со сверстниками у детей дошкольного возраста [Текст] // Вопросы психологии. - 1974. - № 4. - С. 71-83.
28. Семаго Н.Я., Чемодан психолога [Текст]: Диагностический комплект Семаго / Н.Я. Семаго, М.М. Семаго. - М.: Генезис, 2007. - 128 с.
29. Симонова, Т.Н. Особенности психического развития детей дошкольного возраста с тяжелыми двигательными нарушениями [Текст] // Вестник Челябинского Государственного педагогического университета, 2009. - № 5. - С. 17-23.
30. Смирнова, И.А. Специальное образование дошкольников с ДЦП [Текст] / И.А. Смирнова. - СПб.: Детство-пресс, 2003. - 160 с.
31. Содномова, Н.Б. «Особенности формирования социальных компетенций у дошкольников с ограниченными возможностями здоровья» [Текст] // Теория и практика общественного развития, 2013. - № 12. - С. 4449.
32. Тулупова, Н.А. Социально-личностное развитие детей с церебральным параличом: цели, задачи коррекционно-развивающего курса «Возьми меня заруку» [Текст] / Н.А. Тулупова. - Ч.: Цицеро, 2016. - 153 с.
33. Устинова Е.В. Преодоление страхов и тревожности у старших дошкольников с церебральным параличом в процессе оптимизации их отношений с родителями [Текст] // Коррекционная педагогика, 2006. - №4. - С. 16-23.
34. Филиппова, Л.В. Развитие социальной уверенности у дошкольников [Текст] / Л.В. Филиппова, И.Н. Кольцова, Н.Ю. Молостова. - М.: ВЛАДОС, 2002. - 224 с.
35. Шамарин, Т.Г. Возможности восстановительного лечения детских церебральных параличей [Текст] / Т.Г. Шамарин, Г.И. Белова. - Элиста: Джангар, 1999. - 168 с.
36. Шерьязданова, Х.Т. Общение - важный фактор и условие нормального психического развития ребенка [Текст] / Х.Т. Шерьязданова. - М.: Мектеп, 1994. - 76с.
37. Шипицына, Л.М Азбука общения: Развитие личности ребенка, навыков общения со взрослыми и сверстниками [Текст] / Л.М. Шипицына, О.В. Защиринская, А.П. Воронова - СПб.: Детство - Пресс, 2010. - 384с.
38. Шипицына, Л.М. Детский церебральный паралич [Текст] / Л.М. Шипицына, И.И Мамайчук. - СПб.: Дидактика Плюс, 2001. - 210с.
39. Шипицына, Л.М. Психология детей с нарушениями функций опорно-двигательного аппарата [Текст] / Л.М. Шипицына, И.И. Мамайчук. - М.: ВЛАДОС, 2004. - 368 с.
40. Щербинина М.Н. Развитие коммуникативных навыков у детей
дошкольного возраста с нарушением опорно-двигательного аппарата
автореф. дис. канд. пед. наук: 10.02.2019 [Текст] / М.Н. Щербинина. - Белгород, 2017. - 99 с.
41. Щетинина, А.М. Диагностика социального развития ребенка [Текст] / А.М. Щетинина. - В.Новгород: НовГУ им. Ярослава Мудрого, 2000. - 88с.


Работу высылаем на протяжении 30 минут после оплаты.



Подобные работы


©2024 Cервис помощи студентам в выполнении работ