Тип работы:
Предмет:
Язык работы:


Взаимосвязь представлений об отношении родителей и стратегий поведения в конфликте в подростковом возрасте

Работа №32189

Тип работы

Дипломные работы, ВКР

Предмет

психология

Объем работы77
Год сдачи2019
Стоимость4900 руб.
ПУБЛИКУЕТСЯ ВПЕРВЫЕ
Просмотрено
717
Не подходит работа?

Узнай цену на написание


Введение 6
ГЛАВА 1. Теоретический анализ понятий представлений об отношении родителей и стратегий поведения в конфликте в подростковом возрасте .. 10
1.1. Общая характеристика подросткового возраста 10
1.2. Стиль детско-родительских отношений. Образ родителей в
представлении подростков 20
1.3. Понятие конфликт, типы конфликтов. Стили поведения в конфликте и
стратегии выхода из него 28
Выводы первой главы 35
ГЛАВА 2. Методы и организация исследования взаимосвязи представлений об отношении родителей и стратегий поведения в конфликте в подростковом возрасте 37
2.1. Описание выборки исследования 37
2.2. Методы и процедура исследования 37
2.3. Математико-статистические методы обработки данных 43
ГЛАВА 3. Эмпирическое исследование взаимосвязи представлений об отношении родителей и стратегии поведения в конфликте в подростковом возрасте 47
3.1. Результаты диагностики представлений подростков родителях и
отношения родителей 47
3.2. Результаты диагностики стратегий поведения в конфликте у
подростков 55
3.3. Анализ и интерпретация полученных данных 55
Выводы третьей главы 61
Заключение 62
Литература 65
Приложения

Подростковый возраст обнаруживается у подростков в тяготении завоевать самостоятельность, определить свое место во взрослом мире. Этот возраст считается отделением подростка от родителей, данный период отличается сложностью и особенностями во взаимоотношениях с семьей. Отношения с родителями имеют особую значимость для подростка.
Вопрос детско-родительских отношений широко представлен и в зарубежной, и в отечественной психологии. Проблеме взаимосвязи представлений об отношении родителей и стратегии поведения в конфликте в подростковом возрасте посвящено большое количество работ таких авторов, как Р. Бернс, В. Сатир, Э. Эриксон, Т.В. Андреевой, А.Я. Варга, В.И. Гарбузова, А.Е. Личко, Р.В. Овчаровой, И.В. Шаповаловой, Л.Б. Шнейдер Э.Г. Эйдемиллера и др. Данные эксперты в своих трудах в полной мере отражают вопросы, затрагивающие влияния стилей воспитания, вариантов семьи, детско-родительских позиций, функции семьи, влияние родителей на личностное и психическое развитие детей и их адаптацию в социуме.
Рассматривая заявленную проблему, отметим, что подросток не может быть удовлетворен правилами и ограничениями семьи и школы, ребенок, вырастая из привычных условий, меняет мнения и мировоззрение, отрицает устоявшиеся нормы и входит с ними в противоречие и возникает конфликт. Подростка неукротимо тянет во взрослое общество, однако он непримирим к правилам и строгости выполнения требований, предъявляемых ему со стороны родителей. Подростку очень сложно, потому что нужно принять новые условия, понять себя и завоевать принятие со стороны взрослых, и он хочет, чтоб его оценили как личность. Обычно, подросткам характерны максимальная шаткость настроения, изменчивость поведения, стабильные сомнения в себе, неустойчивая самооценка, чувствительность, противоречивость поведения и реакций.
Поэтому этот период обилен конфликтами и осложнениями, так как сильно выражаются самоутверждение среди сверстников, протест и бунт против взрослых. Подростковый возраст характеризуется интенсивными эмоциями и переживаниями, увеличивающейся агрессивностью, враждебностью и конфликтностью [12].
В этом возрасте происходит развитие личной структуры ценностей подростка, которая будет различаться от ценностей его семьи (родителей). Конфликты с родителями возрастают при детском поведении подростка, его демонстративном отрицании способов воспитания родителей, противоречивости между личностью подростка и одного из родителей.
Воздействие родительских ценностей более проявлено в семьях, где с подростком откровенно говорят, где наличествует уважение к личности подростка, принимается во внимание его мнение. В тех семьях, где бытует неизменная критика, строгий контроль, отсутствует вежливое отношение друг к другу, подросток будет проявлять оппозицию к семье, и его мировоззрение начнет развиваться ориентировано против родителей. Неотъемлемым направлением работы психолога является взаимодействие подростка и его родителей, так как именно они становятся источником травматизации, выявляется значимость форм общения, позиций и установок подростков и родителей друг к другу.
Теоретическая значимость исследовательской работы состоит в том, что изучение проблемы взаимосвязи представлений об отношении родителей и стратегий поведения в конфликте у подростков определена не в полной мере, при проявлении особого интереса к данной проблематики как в отечественной, так и зарубежной психологии.
Практическая значимость данного исследования определяется глубоким пониманием особенностей представлений об отношении родителей и стратегий поведения в конфликте у подростков. Результаты данного исследования могут быть использованы для психолого - педагогической работы с семьей подростка и постижения сущности психологии подросткового возраста. Таким образом, полученные результаты проведенного исследования могут быть использованы в психологической и педагогической работе специалистов, в контексте возрастной психологии, семейной и педагогической психологии.
Объект исследования представления об отношении родителей в подростковом возрасте.
Предмет исследования взаимосвязь представлений об отношении родителей и стратегий поведения в конфликте в подростковом возрасте.
Цель исследования выявить взаимосвязь представлений об отношении родителей и стратегий поведения в конфликте в подростковом возрасте.
Гипотеза исследования: Существует взаимосвязь представлений об отношении родителей и стратегий поведения в конфликте в подростковом возрасте.
Задачи:
1. Провести теоретический анализ имеющихся литературных данных по проблеме представлений об отношении родителей и стратегий поведения в конфликте в подростковом возрасте.
2. Разработать программу исследования, подобрать необходимые методики и осуществить сбор и обработку эмпирических данных.
3. Проанализировать полученные данные и определить представлений об отношении родителей и стратегий поведения в конфликте в подростковом возрасте.
Методы субъективной диагностики с использованием следующих методик:
1. Опросник «Поведение родителей и отношение подростков к ним» (ПОР; Е.Шафер),
2. Опросник для изучения взаимодействия родителей с детьми (ВРР) И.М. Марковской,
3. Тест «Стили воспитания» (по Овчаровой Р.В.),
4. Методика Томаса-Килманна на выявление ведущего поведения в конфликтной ситуации (в адаптации Н.В. Гришиной),
5. Методика Басса-Дарки.
Математические методы обработки данных:
1. Методы статистического анализа: среднее арифметическое, дисперсия; определение достоверности различий в значениях показателей (t-критерий Стьюдента).
2. Методы корреляционного анализа: коэффициент корреляции
Пирсона, проверка достоверности.
Выборка исследования: В исследовании приняли участие 78 человек из них: 26 подростков, из полных и благополучных семей (подростки учатся в МБОУ «Русско-Татарская» СОШ №129 Приволжского района города Казани, в двух параллельных классах, средний возраст подростков составил 14,15 лет) и 52 человека - матери и отцы подростков, принимавших участие в исследовании.

Возникли сложности?

Нужна помощь преподавателя?

Помощь студентам в написании работ!


Подростковый этап развитии ребенка – это усиление кризиса
взаимоотношений и самосознания, который проявляется, в таких формах
взаимодействия, как «подросток-сверстник» и «подросток-взрослый».
Таким образом, можно сказать, что основными факторами возникновения
конфликтов среди подростков являются внутриличностные конфликты
самих подростков и установки семьи с неготовностью родителей
воспринимать его как равного. Анализ теоретических оснований и
эмпирических исследований свидетельствует, что одной из проблем
динамики развития конфликтов в подростковом возрасте является
неготовность подростка искать пути конструктивного разрешения
конфликта и нежелание, а часто и неумение родителя принимать подростка
как партнера для решения конфликта. В результате накапливаются
конфликтные ситуации, а значит и эмоциональное напряжение. Под
конфликтным поведением подростка следует понимать отрицательное
психическое состояние и эмоциональное отношение поведение по
отношению к другим, такое поведение можно охарактеризовать как
противоположность мнений, отстраненность, враждебность, агрессивность,
настроем на негативный контакт, порожденное расхождением во взглядах,
антагонистичностью интересов или потребностей.
В данном исследовании были изучены представления об отношении
родителей и стратегии поведения в конфликте у подростков. В
соответствии с целью эмпирического исследования, проведенного нами,
представления подростков об отношении к ним родителей могут выступать
как фактор, детерминирующий стратегии поведения в конфликте в
подростковом возрасте.
В результате исследования было подтверждена гипотеза о
взаимосвязи представлений об отношении родителей и стратегий
поведения в конфликте в подростковом возрасте. положительное
представление и отношение к родителям со стороны подростка формирует63
у него адекватные типы реагирования в конфликте и негативное
представление о родителях актуализирует неадаптивные стратегии
поведения в конфликте у подростков.
Полученные результаты исследования позволяют сделать следующие
выводы:
1. Вопрос детско-родительских отношений широко представлен и
в зарубежной, и в отечественной психологии. Родительское признание и
одобрение, включение подростка в мир взрослых и сверстников
вырабатывается для подростка как актуальная и важная основа развития.
Непрерывное навязывание контроля со стороны родителей, и совершенное
его отсутствие небезопасно для подростка. Конфликт – крайне сложная
социально-психологическая ситуация для подростка, вопрос конфликтного
поведения среди подростков и влияние на предпочтение стратегий
поведения при блокировании конфликтных ситуаций связано с
воздействием представлений о родителях и особенностями воспитания в
семье.
2. В целом подростки одинаково положительно относятся как к
матерям, так и к отцам. Подростки достаточно часто испытывают желание
получить материнскую поддержку и помощь, им важно ее мнение,
подростки выражают стремление согласиться с ее взглядами на проблему.
Мама воспринимается как знающая как лучше семье. В целом, поведение
матери указывает на наличие принятие. Позитивный интерес отцов в
представлениях подростков говорит о том, что подростки видят отцов как
настоящий авторитет, но не проявляющий давление, образ отца связан с
проявлением заинтересованности, заботы и искренности в общении.
3. У подростков выявлены две основные стратегии поведения в
конфликте – соперничество и приспособление. Подростки из
благополучных семей выбирают либо стремление проявлять лидерские
позиции и отстаивать свое мнение, либо смягчать конфликт подстраиваясь
под мнение взрослого и уступая родителям.64
4. Корреляционный анализ выявил, что у подростков из полных и
благополучных семей выражено положительное отношение к семье и у
таких подростков агрессивность и враждебность находится в границах
нормы, в целом они не демонстрируют конфликтность.


Абрамова Г.С. Возрастная психология [Текст]: учебник и
практикум для академического бакалавриата / Г. С. Абрамова. - 2-е изд., испр. и
доп.-М.: Издательство Юрайт , 2014. — 811 с.
2. Анцупов А. Я. Конфликтология / А. Я. Анцупов, А. И.
Шипилов. — СПб. : Питер, 2007. — 490 с.
3. Бандура А. Подростковая агрессия: Изучение влияния воспитания и
семейных отношений [Текст]/ Пер. с англ., М. Брянцевой и Б.Красовского. - М.:
Апрель Пресс, Изд-во ЭКСМО-Пресс, 2000. - 512 с.
4. Белопольская, Н.Л. Самосознание проблемных подростков [Текст]/
Н.Л. Белопольская, С.Р.Иванова, Е.В. Свистунова, Е.М. Шафирова.- М.: Изд-во
Институт психологии ,2007.- 332 с.-
5. Березин С. В., Лисецкий К. С., Серебрякова М. Е. Подростковый
наркотизм: семейные предпосылки //Самара: Самарский университет. – 2001. –
Т. 2.
6. Березин С.В., Лисецкий К.С. Особенности старшего
подросткового возраста, М., 2006
7. Божович Е.Д. Вероятностный характер связи между внутри-и
межличностной конфликтностью подростков //Психологическая наука и
образование. – 2007. – №. 2. – С. 5-15.
8. Возрастно-психологический подход в консультировании детей и
подростков: Учеб. пособие для студ. высш. учеб. заведений / Г.В. Бурменская,
Е.И. Захарова, О.А. Карабанова и др. – М.: Издательский центр «Академия»,
2002. – 416 с.
9. Выготский Л.С. Динамика и структура личности подростка. – в
кн.: Dыготский л. с. собрание сочинений. – М., 1984, т. 4. – с. 220-243.
10. Выготский Л.С. Психология развития человека / Л.С. Выготский. –
М.:Эксмо. – 2005. – 1136 с66
11. Егорова У.Г. Взаимосвязь родительского отношения и
конфликтности подростков //Известия Самарского научного центра
Российской академии наук. – 2013. – Т. 15. – №. 2-4.
12. Жданова Л.Г. Взаимосвязь стиля конфликтного поведения и
уровня эмпатии в подростковом возрасте // Личность, семья и общество:
вопросы педагогики и психологии: сб. ст. по матер. XII междунар. науч.-
практ. конф. Часть II. – Новосибирск: СибАК, 2012.
13. Захаров, А.И. Психологические особенности восприятия детьми
роли родителей / А.И. Захаров // Вопросы психологии. - 1982. - № 1. - С.
59-98
14. Земска М. Семья и личность. – М., 2009. – 133 с.
15. Исаев Д.Н., Войцешко Е.В., Карбасова А.А. Психогенные
расстройства у умственно отсталых детей //Вопросы психического
здоровья детей и подростков. – 2005. – №. 2. – С. 12-19.
16. Карабанова О.А., Поскребышева Н. Н. Развитие личностной
автономии подростков в отношениях с родителями и сверстниками //Вестник
Московского университета. Серия 14: Психология. – 2011. – №. 2.
17. Карабанова О.А. Возрастная психология: конспект лекций / О.А.
Карабанова. – М.: Айрис-Пресс. – 2005(а). – 240 с.
18. Карпова В.М., Филиппова Е. В. Представления о родительской и
будущей семье в подростковом и юношеском возрасте //Психологическая
наука и образование. – 2013. – №. 4. – С. 84-96.
19. Конфликтология [Текст]/ Под ред. А.С. Кармина.- СПб.:
Издательство Лань, 1999.-448 с
20. Корчагина Ю.И. Агрессивные дети. Здоровье детей
[Текст]/Ю.И.Корчагина// Приложение к газете «1 сентября», 2008.- №2. - С. 16-
18.
21. Крайг г., Бокум Д. Психология развития. – 9-е изд. – сПб.:
Питер, 2007. – 940 с.67
22. Крутецкий В.А. Психология подростка [Текст]/ В.А.Крутецкий,
Н.С. Лукин.- М.: Просвещение, 1965. - 314 с.
23. Куимова Н.Н., Григошина Ю.А. Взаимосвязь тревожности и
стиля поведения подростков в конфликтной ситуации // Современное
образование. — 2018. - № 2. - С.40-50. URL: http://enotabene.ru/pp/article_26365.html
24. Лисина М.И. Семья и формирование личности. – М., 2006. – 180 с.
25. Личко А. Е. Психопатии и акцентуации характера у подростков. –
1983.
26. Лишин О. В. Подросток в эпоху перемен //Мир психологии. – 2007.
– Т. 2007. – №. 4. – С. 11-26.
27. Майерс Д. Социальная психология в модулях / Д. Майерс. —
СПб. :Прайм-ЕВРОЗНАК, 2006. — 510 с.
28. Макушина О.П., Тенькова В.А. Методы психодиагностической и
психотерапевтической работы с семьей. Учебное пособие для вузов
Издательско-полиграфический центр Воронежского государственного
университета, 2008. – 77 c.
29. Михалева А.Б., Тимофеева С.Е. Влияние семьи на развитие
подростков // Личность, семья и общество: вопросы педагогики и
психологии: сб. ст. по матер. XLV междунар. науч.-практ. конф. № 10(45).
– Новосибирск: СибАК, 2014.
30. Наконечная О.В., Шевчук Г. А., Шевчук А. С. Психологические
детерминанты конфликтности подростков //ярославский Педагогический
вестник. – 2005. – №. 3. – С. 20-23.
31. Петровский А.В. Дети и тактика семейного воспитания. М.:
Знание, 1981. – 96 с.
32. Поливанова К.Н. Психологическое содержание подросткового
возраста //Вопросы психологии. – 1996. – Т. 1. – С. 47-55.68
33. Поливанова, К.Н. Психология возрастных кризисов [Текст]:
учеб.пособие для студ. высш. пед. заведений/ К.Н.Поливанова. - М.: Издат.
центр, 2000. - 184 с.
34. Психология индивидуальности: материалы IV Всероссийской
научной конференции, г. Москва, 22–24 ноября 2012 г. / отв. ред. А.Б.
Купрейченко, В.А. Штроо; Нац. иссл. ун-т «Высшая школа экономики»; Росс.
гуманит. науч. фонд. – М.: Логос, 2012. – 354 с.
35. Психология конфликта. Компендиум кейсов : учеб. пособие / под
ред. Т. И. Короткиной. — СПб. : СПбГУП, 2016. —116 с.
36. Пугачев А.С. Влияние семьи на личность // Молодой ученый. —
2012. — №7. — С. 310-313. — URL https://moluch.ru/archive/42/5051/ (дата
обращения: 28.04.2019).
37. Рабочая книга школьного психолога / под ред. И. В.
Дубровиной. – М.: Изд-во « МПА», 1995. – 26 с.
38. Райгордский Д.Я. Психология семьи. Самара: «БАХРАХ – М»
39. Регуш Л.А. Самоотношение подростков и переживание проблем
школьной жизни //Известия Российского государственного педагогического
университета им. АИ Герцена. – 2009. – №. 100.
40. Саготовская Л.Г. Воспитание личности в условиях семейного
коллектива. Томск:Изд6во Универститет, 1971. 64 с.].
41. Сонин В.А. Психодиагностическое познание профессиональной
деятельности. – СПб., 2004. С.169-178.
42. Титаренко В. Я. Семья и формирование личности. М.: Мысль,
1987
43. Фомичева Л.Ф. Образ родителей и представленность отношений
с ними у подростков //Психологическая наука и образование. – 2005. – №.
3. – С. 26-40.
44. Цветкова, А.Л. Особенности поведения подростков, имеющих
установки на конфликт : дисс. ... канд. психол. н. : 19.00.07 / Цветкова69
Анжела Леонидовна; [Место защиты: Моск. гос. обл. ун-т].- Москва, 2011.-
228 с.
45. Шейнов В. П. Управление конфликтами: теория и практика / В.
П. Шейнов. — Минск : Харвест, 2010. — 912 с
46. Эльконин Д.Б. Детская психология. М., 1960.-197с.
47. Эльконин Д.Б. Особенности психического развития детей
[Текст] / под ред. Д.Б. Эльконина, А.Л. Венгера. – М.: Просвещение, 2006.
– 198 с.
48. Baumrind D. Current patterns of parental authority // Developmental
Psychology. 1971. Vol. 4, № 1, pt. 2. P. 1—103. 13.
49. Baumrind D. Rearing competent children // Child development
today and tomorrow / ed. W. Dammon. San Francisco, CA, US: Jossey6Bass
Publishers, 1989. P. 349—378.
50. De Goede, M. and Spruijt, E. (1996) Effects of parental divorce and
youth unemployment on adolescent health. Patient Education and Counselling 29,
269–276.
51. Denton, R. E. and Kampfe, C. M. K. (1994) The relationship between
family variables and adolescent substance abuse: a literature review. Adolescence
29, 475–495.
52. Griffin, K. W., Botvin, G. J., Scheier, L. M., Diaz, T. L. and Miller, N.
L. (2000) Parenting practices as predictors of substance use, delinquency, and
aggression among urban minority youth: moderating effects of family structure and
gender. Psychology of Addictive Behaviors 14, 174–184.
53. Hoffman, J. P. (1995) The effects of family structure and family
relations on adolescent marijuana use. International Journal of the Addictions 30,
1207–1241.
54. Kandel, D., Kessler, R. and Margulies, R. (1978) Antecedents of
adolescent initiation into stages of drugs: A developmental analysis. In Longitudinal
Research on Drug Use: Empirical Findings and Methodological Issues, Kandel, D.
ed., pp. 73–99. Hemisphere, Washington, DC.70
55. Miller, P. M. (1997) Family structure, personality, drinking, smoking
and illicit drug use: a study of UK teenagers. Drug and Alcohol Dependence 45,
121–129.
56. Neher, L. S. and Short, J. L. (1998) Risk and protective factors for
children's substance use and antisocial behavior following parental divorce. American
Journal of Orthopsychiatry 68, 154–161.
57. Sokolkatz, J., Dunham, R. and Zimmerman, R. (1997) Family structure
versus parental attachment in controlling adolescent deviant behavior: a social control
model. Adolescence 32, 199–215

Работу высылаем на протяжении 30 минут после оплаты.



Подобные работы


©2024 Cервис помощи студентам в выполнении работ