Взаимосвязь представлений об отношении родителей и стратегий поведения в конфликте в подростковом возрасте
|
Введение 6
ГЛАВА 1. Теоретический анализ понятий представлений об отношении родителей и стратегий поведения в конфликте в подростковом возрасте .. 10
1.1. Общая характеристика подросткового возраста 10
1.2. Стиль детско-родительских отношений. Образ родителей в
представлении подростков 20
1.3. Понятие конфликт, типы конфликтов. Стили поведения в конфликте и
стратегии выхода из него 28
Выводы первой главы 35
ГЛАВА 2. Методы и организация исследования взаимосвязи представлений об отношении родителей и стратегий поведения в конфликте в подростковом возрасте 37
2.1. Описание выборки исследования 37
2.2. Методы и процедура исследования 37
2.3. Математико-статистические методы обработки данных 43
ГЛАВА 3. Эмпирическое исследование взаимосвязи представлений об отношении родителей и стратегии поведения в конфликте в подростковом возрасте 47
3.1. Результаты диагностики представлений подростков родителях и
отношения родителей 47
3.2. Результаты диагностики стратегий поведения в конфликте у
подростков 55
3.3. Анализ и интерпретация полученных данных 55
Выводы третьей главы 61
Заключение 62
Литература 65
Приложения
ГЛАВА 1. Теоретический анализ понятий представлений об отношении родителей и стратегий поведения в конфликте в подростковом возрасте .. 10
1.1. Общая характеристика подросткового возраста 10
1.2. Стиль детско-родительских отношений. Образ родителей в
представлении подростков 20
1.3. Понятие конфликт, типы конфликтов. Стили поведения в конфликте и
стратегии выхода из него 28
Выводы первой главы 35
ГЛАВА 2. Методы и организация исследования взаимосвязи представлений об отношении родителей и стратегий поведения в конфликте в подростковом возрасте 37
2.1. Описание выборки исследования 37
2.2. Методы и процедура исследования 37
2.3. Математико-статистические методы обработки данных 43
ГЛАВА 3. Эмпирическое исследование взаимосвязи представлений об отношении родителей и стратегии поведения в конфликте в подростковом возрасте 47
3.1. Результаты диагностики представлений подростков родителях и
отношения родителей 47
3.2. Результаты диагностики стратегий поведения в конфликте у
подростков 55
3.3. Анализ и интерпретация полученных данных 55
Выводы третьей главы 61
Заключение 62
Литература 65
Приложения
Подростковый возраст обнаруживается у подростков в тяготении завоевать самостоятельность, определить свое место во взрослом мире. Этот возраст считается отделением подростка от родителей, данный период отличается сложностью и особенностями во взаимоотношениях с семьей. Отношения с родителями имеют особую значимость для подростка.
Вопрос детско-родительских отношений широко представлен и в зарубежной, и в отечественной психологии. Проблеме взаимосвязи представлений об отношении родителей и стратегии поведения в конфликте в подростковом возрасте посвящено большое количество работ таких авторов, как Р. Бернс, В. Сатир, Э. Эриксон, Т.В. Андреевой, А.Я. Варга, В.И. Гарбузова, А.Е. Личко, Р.В. Овчаровой, И.В. Шаповаловой, Л.Б. Шнейдер Э.Г. Эйдемиллера и др. Данные эксперты в своих трудах в полной мере отражают вопросы, затрагивающие влияния стилей воспитания, вариантов семьи, детско-родительских позиций, функции семьи, влияние родителей на личностное и психическое развитие детей и их адаптацию в социуме.
Рассматривая заявленную проблему, отметим, что подросток не может быть удовлетворен правилами и ограничениями семьи и школы, ребенок, вырастая из привычных условий, меняет мнения и мировоззрение, отрицает устоявшиеся нормы и входит с ними в противоречие и возникает конфликт. Подростка неукротимо тянет во взрослое общество, однако он непримирим к правилам и строгости выполнения требований, предъявляемых ему со стороны родителей. Подростку очень сложно, потому что нужно принять новые условия, понять себя и завоевать принятие со стороны взрослых, и он хочет, чтоб его оценили как личность. Обычно, подросткам характерны максимальная шаткость настроения, изменчивость поведения, стабильные сомнения в себе, неустойчивая самооценка, чувствительность, противоречивость поведения и реакций.
Поэтому этот период обилен конфликтами и осложнениями, так как сильно выражаются самоутверждение среди сверстников, протест и бунт против взрослых. Подростковый возраст характеризуется интенсивными эмоциями и переживаниями, увеличивающейся агрессивностью, враждебностью и конфликтностью [12].
В этом возрасте происходит развитие личной структуры ценностей подростка, которая будет различаться от ценностей его семьи (родителей). Конфликты с родителями возрастают при детском поведении подростка, его демонстративном отрицании способов воспитания родителей, противоречивости между личностью подростка и одного из родителей.
Воздействие родительских ценностей более проявлено в семьях, где с подростком откровенно говорят, где наличествует уважение к личности подростка, принимается во внимание его мнение. В тех семьях, где бытует неизменная критика, строгий контроль, отсутствует вежливое отношение друг к другу, подросток будет проявлять оппозицию к семье, и его мировоззрение начнет развиваться ориентировано против родителей. Неотъемлемым направлением работы психолога является взаимодействие подростка и его родителей, так как именно они становятся источником травматизации, выявляется значимость форм общения, позиций и установок подростков и родителей друг к другу.
Теоретическая значимость исследовательской работы состоит в том, что изучение проблемы взаимосвязи представлений об отношении родителей и стратегий поведения в конфликте у подростков определена не в полной мере, при проявлении особого интереса к данной проблематики как в отечественной, так и зарубежной психологии.
Практическая значимость данного исследования определяется глубоким пониманием особенностей представлений об отношении родителей и стратегий поведения в конфликте у подростков. Результаты данного исследования могут быть использованы для психолого - педагогической работы с семьей подростка и постижения сущности психологии подросткового возраста. Таким образом, полученные результаты проведенного исследования могут быть использованы в психологической и педагогической работе специалистов, в контексте возрастной психологии, семейной и педагогической психологии.
Объект исследования представления об отношении родителей в подростковом возрасте.
Предмет исследования взаимосвязь представлений об отношении родителей и стратегий поведения в конфликте в подростковом возрасте.
Цель исследования выявить взаимосвязь представлений об отношении родителей и стратегий поведения в конфликте в подростковом возрасте.
Гипотеза исследования: Существует взаимосвязь представлений об отношении родителей и стратегий поведения в конфликте в подростковом возрасте.
Задачи:
1. Провести теоретический анализ имеющихся литературных данных по проблеме представлений об отношении родителей и стратегий поведения в конфликте в подростковом возрасте.
2. Разработать программу исследования, подобрать необходимые методики и осуществить сбор и обработку эмпирических данных.
3. Проанализировать полученные данные и определить представлений об отношении родителей и стратегий поведения в конфликте в подростковом возрасте.
Методы субъективной диагностики с использованием следующих методик:
1. Опросник «Поведение родителей и отношение подростков к ним» (ПОР; Е.Шафер),
2. Опросник для изучения взаимодействия родителей с детьми (ВРР) И.М. Марковской,
3. Тест «Стили воспитания» (по Овчаровой Р.В.),
4. Методика Томаса-Килманна на выявление ведущего поведения в конфликтной ситуации (в адаптации Н.В. Гришиной),
5. Методика Басса-Дарки.
Математические методы обработки данных:
1. Методы статистического анализа: среднее арифметическое, дисперсия; определение достоверности различий в значениях показателей (t-критерий Стьюдента).
2. Методы корреляционного анализа: коэффициент корреляции
Пирсона, проверка достоверности.
Выборка исследования: В исследовании приняли участие 78 человек из них: 26 подростков, из полных и благополучных семей (подростки учатся в МБОУ «Русско-Татарская» СОШ №129 Приволжского района города Казани, в двух параллельных классах, средний возраст подростков составил 14,15 лет) и 52 человека - матери и отцы подростков, принимавших участие в исследовании.
Вопрос детско-родительских отношений широко представлен и в зарубежной, и в отечественной психологии. Проблеме взаимосвязи представлений об отношении родителей и стратегии поведения в конфликте в подростковом возрасте посвящено большое количество работ таких авторов, как Р. Бернс, В. Сатир, Э. Эриксон, Т.В. Андреевой, А.Я. Варга, В.И. Гарбузова, А.Е. Личко, Р.В. Овчаровой, И.В. Шаповаловой, Л.Б. Шнейдер Э.Г. Эйдемиллера и др. Данные эксперты в своих трудах в полной мере отражают вопросы, затрагивающие влияния стилей воспитания, вариантов семьи, детско-родительских позиций, функции семьи, влияние родителей на личностное и психическое развитие детей и их адаптацию в социуме.
Рассматривая заявленную проблему, отметим, что подросток не может быть удовлетворен правилами и ограничениями семьи и школы, ребенок, вырастая из привычных условий, меняет мнения и мировоззрение, отрицает устоявшиеся нормы и входит с ними в противоречие и возникает конфликт. Подростка неукротимо тянет во взрослое общество, однако он непримирим к правилам и строгости выполнения требований, предъявляемых ему со стороны родителей. Подростку очень сложно, потому что нужно принять новые условия, понять себя и завоевать принятие со стороны взрослых, и он хочет, чтоб его оценили как личность. Обычно, подросткам характерны максимальная шаткость настроения, изменчивость поведения, стабильные сомнения в себе, неустойчивая самооценка, чувствительность, противоречивость поведения и реакций.
Поэтому этот период обилен конфликтами и осложнениями, так как сильно выражаются самоутверждение среди сверстников, протест и бунт против взрослых. Подростковый возраст характеризуется интенсивными эмоциями и переживаниями, увеличивающейся агрессивностью, враждебностью и конфликтностью [12].
В этом возрасте происходит развитие личной структуры ценностей подростка, которая будет различаться от ценностей его семьи (родителей). Конфликты с родителями возрастают при детском поведении подростка, его демонстративном отрицании способов воспитания родителей, противоречивости между личностью подростка и одного из родителей.
Воздействие родительских ценностей более проявлено в семьях, где с подростком откровенно говорят, где наличествует уважение к личности подростка, принимается во внимание его мнение. В тех семьях, где бытует неизменная критика, строгий контроль, отсутствует вежливое отношение друг к другу, подросток будет проявлять оппозицию к семье, и его мировоззрение начнет развиваться ориентировано против родителей. Неотъемлемым направлением работы психолога является взаимодействие подростка и его родителей, так как именно они становятся источником травматизации, выявляется значимость форм общения, позиций и установок подростков и родителей друг к другу.
Теоретическая значимость исследовательской работы состоит в том, что изучение проблемы взаимосвязи представлений об отношении родителей и стратегий поведения в конфликте у подростков определена не в полной мере, при проявлении особого интереса к данной проблематики как в отечественной, так и зарубежной психологии.
Практическая значимость данного исследования определяется глубоким пониманием особенностей представлений об отношении родителей и стратегий поведения в конфликте у подростков. Результаты данного исследования могут быть использованы для психолого - педагогической работы с семьей подростка и постижения сущности психологии подросткового возраста. Таким образом, полученные результаты проведенного исследования могут быть использованы в психологической и педагогической работе специалистов, в контексте возрастной психологии, семейной и педагогической психологии.
Объект исследования представления об отношении родителей в подростковом возрасте.
Предмет исследования взаимосвязь представлений об отношении родителей и стратегий поведения в конфликте в подростковом возрасте.
Цель исследования выявить взаимосвязь представлений об отношении родителей и стратегий поведения в конфликте в подростковом возрасте.
Гипотеза исследования: Существует взаимосвязь представлений об отношении родителей и стратегий поведения в конфликте в подростковом возрасте.
Задачи:
1. Провести теоретический анализ имеющихся литературных данных по проблеме представлений об отношении родителей и стратегий поведения в конфликте в подростковом возрасте.
2. Разработать программу исследования, подобрать необходимые методики и осуществить сбор и обработку эмпирических данных.
3. Проанализировать полученные данные и определить представлений об отношении родителей и стратегий поведения в конфликте в подростковом возрасте.
Методы субъективной диагностики с использованием следующих методик:
1. Опросник «Поведение родителей и отношение подростков к ним» (ПОР; Е.Шафер),
2. Опросник для изучения взаимодействия родителей с детьми (ВРР) И.М. Марковской,
3. Тест «Стили воспитания» (по Овчаровой Р.В.),
4. Методика Томаса-Килманна на выявление ведущего поведения в конфликтной ситуации (в адаптации Н.В. Гришиной),
5. Методика Басса-Дарки.
Математические методы обработки данных:
1. Методы статистического анализа: среднее арифметическое, дисперсия; определение достоверности различий в значениях показателей (t-критерий Стьюдента).
2. Методы корреляционного анализа: коэффициент корреляции
Пирсона, проверка достоверности.
Выборка исследования: В исследовании приняли участие 78 человек из них: 26 подростков, из полных и благополучных семей (подростки учатся в МБОУ «Русско-Татарская» СОШ №129 Приволжского района города Казани, в двух параллельных классах, средний возраст подростков составил 14,15 лет) и 52 человека - матери и отцы подростков, принимавших участие в исследовании.
Подростковый этап развитии ребенка – это усиление кризиса
взаимоотношений и самосознания, который проявляется, в таких формах
взаимодействия, как «подросток-сверстник» и «подросток-взрослый».
Таким образом, можно сказать, что основными факторами возникновения
конфликтов среди подростков являются внутриличностные конфликты
самих подростков и установки семьи с неготовностью родителей
воспринимать его как равного. Анализ теоретических оснований и
эмпирических исследований свидетельствует, что одной из проблем
динамики развития конфликтов в подростковом возрасте является
неготовность подростка искать пути конструктивного разрешения
конфликта и нежелание, а часто и неумение родителя принимать подростка
как партнера для решения конфликта. В результате накапливаются
конфликтные ситуации, а значит и эмоциональное напряжение. Под
конфликтным поведением подростка следует понимать отрицательное
психическое состояние и эмоциональное отношение поведение по
отношению к другим, такое поведение можно охарактеризовать как
противоположность мнений, отстраненность, враждебность, агрессивность,
настроем на негативный контакт, порожденное расхождением во взглядах,
антагонистичностью интересов или потребностей.
В данном исследовании были изучены представления об отношении
родителей и стратегии поведения в конфликте у подростков. В
соответствии с целью эмпирического исследования, проведенного нами,
представления подростков об отношении к ним родителей могут выступать
как фактор, детерминирующий стратегии поведения в конфликте в
подростковом возрасте.
В результате исследования было подтверждена гипотеза о
взаимосвязи представлений об отношении родителей и стратегий
поведения в конфликте в подростковом возрасте. положительное
представление и отношение к родителям со стороны подростка формирует63
у него адекватные типы реагирования в конфликте и негативное
представление о родителях актуализирует неадаптивные стратегии
поведения в конфликте у подростков.
Полученные результаты исследования позволяют сделать следующие
выводы:
1. Вопрос детско-родительских отношений широко представлен и
в зарубежной, и в отечественной психологии. Родительское признание и
одобрение, включение подростка в мир взрослых и сверстников
вырабатывается для подростка как актуальная и важная основа развития.
Непрерывное навязывание контроля со стороны родителей, и совершенное
его отсутствие небезопасно для подростка. Конфликт – крайне сложная
социально-психологическая ситуация для подростка, вопрос конфликтного
поведения среди подростков и влияние на предпочтение стратегий
поведения при блокировании конфликтных ситуаций связано с
воздействием представлений о родителях и особенностями воспитания в
семье.
2. В целом подростки одинаково положительно относятся как к
матерям, так и к отцам. Подростки достаточно часто испытывают желание
получить материнскую поддержку и помощь, им важно ее мнение,
подростки выражают стремление согласиться с ее взглядами на проблему.
Мама воспринимается как знающая как лучше семье. В целом, поведение
матери указывает на наличие принятие. Позитивный интерес отцов в
представлениях подростков говорит о том, что подростки видят отцов как
настоящий авторитет, но не проявляющий давление, образ отца связан с
проявлением заинтересованности, заботы и искренности в общении.
3. У подростков выявлены две основные стратегии поведения в
конфликте – соперничество и приспособление. Подростки из
благополучных семей выбирают либо стремление проявлять лидерские
позиции и отстаивать свое мнение, либо смягчать конфликт подстраиваясь
под мнение взрослого и уступая родителям.64
4. Корреляционный анализ выявил, что у подростков из полных и
благополучных семей выражено положительное отношение к семье и у
таких подростков агрессивность и враждебность находится в границах
нормы, в целом они не демонстрируют конфликтность.
взаимоотношений и самосознания, который проявляется, в таких формах
взаимодействия, как «подросток-сверстник» и «подросток-взрослый».
Таким образом, можно сказать, что основными факторами возникновения
конфликтов среди подростков являются внутриличностные конфликты
самих подростков и установки семьи с неготовностью родителей
воспринимать его как равного. Анализ теоретических оснований и
эмпирических исследований свидетельствует, что одной из проблем
динамики развития конфликтов в подростковом возрасте является
неготовность подростка искать пути конструктивного разрешения
конфликта и нежелание, а часто и неумение родителя принимать подростка
как партнера для решения конфликта. В результате накапливаются
конфликтные ситуации, а значит и эмоциональное напряжение. Под
конфликтным поведением подростка следует понимать отрицательное
психическое состояние и эмоциональное отношение поведение по
отношению к другим, такое поведение можно охарактеризовать как
противоположность мнений, отстраненность, враждебность, агрессивность,
настроем на негативный контакт, порожденное расхождением во взглядах,
антагонистичностью интересов или потребностей.
В данном исследовании были изучены представления об отношении
родителей и стратегии поведения в конфликте у подростков. В
соответствии с целью эмпирического исследования, проведенного нами,
представления подростков об отношении к ним родителей могут выступать
как фактор, детерминирующий стратегии поведения в конфликте в
подростковом возрасте.
В результате исследования было подтверждена гипотеза о
взаимосвязи представлений об отношении родителей и стратегий
поведения в конфликте в подростковом возрасте. положительное
представление и отношение к родителям со стороны подростка формирует63
у него адекватные типы реагирования в конфликте и негативное
представление о родителях актуализирует неадаптивные стратегии
поведения в конфликте у подростков.
Полученные результаты исследования позволяют сделать следующие
выводы:
1. Вопрос детско-родительских отношений широко представлен и
в зарубежной, и в отечественной психологии. Родительское признание и
одобрение, включение подростка в мир взрослых и сверстников
вырабатывается для подростка как актуальная и важная основа развития.
Непрерывное навязывание контроля со стороны родителей, и совершенное
его отсутствие небезопасно для подростка. Конфликт – крайне сложная
социально-психологическая ситуация для подростка, вопрос конфликтного
поведения среди подростков и влияние на предпочтение стратегий
поведения при блокировании конфликтных ситуаций связано с
воздействием представлений о родителях и особенностями воспитания в
семье.
2. В целом подростки одинаково положительно относятся как к
матерям, так и к отцам. Подростки достаточно часто испытывают желание
получить материнскую поддержку и помощь, им важно ее мнение,
подростки выражают стремление согласиться с ее взглядами на проблему.
Мама воспринимается как знающая как лучше семье. В целом, поведение
матери указывает на наличие принятие. Позитивный интерес отцов в
представлениях подростков говорит о том, что подростки видят отцов как
настоящий авторитет, но не проявляющий давление, образ отца связан с
проявлением заинтересованности, заботы и искренности в общении.
3. У подростков выявлены две основные стратегии поведения в
конфликте – соперничество и приспособление. Подростки из
благополучных семей выбирают либо стремление проявлять лидерские
позиции и отстаивать свое мнение, либо смягчать конфликт подстраиваясь
под мнение взрослого и уступая родителям.64
4. Корреляционный анализ выявил, что у подростков из полных и
благополучных семей выражено положительное отношение к семье и у
таких подростков агрессивность и враждебность находится в границах
нормы, в целом они не демонстрируют конфликтность.
Подобные работы
- ЭМОЦИОНАЛЬНЫЙ ИНТЕЛЛЕКТ И СТРАТЕГИИ ВЫХОДА ИЗ КОНФЛИКТА В ЮНОШЕСКОМ ВОЗРАСТЕ
Дипломные работы, ВКР, психология. Язык работы: Русский. Цена: 6300 р. Год сдачи: 2018 - ИССЛЕДОВАНИЕ ВЗАИМОСВЯЗИ КОММУНИКАТИВНОЙ
КУЛЬТУРЫ И СТРАТЕГИЙ ПОВЕДЕНИЯ В КОНФЛИКТЕ В
ЮНОШЕСКОМ ВОЗРАСТЕ
Дипломные работы, ВКР, педагогика. Язык работы: Русский. Цена: 4780 р. Год сдачи: 2016 - ВЗАИМОСВЯЗЬ СТИЛЕЙ ПОВЕДЕНИЯ В КОНФЛИКТЕ И ФРУСТРАЦИОННОЙ ТОЛЕРАНТНОСТИ У ПОДРОСТКОВ ИЗ МОНОЭТНИЧЕСКИХ И ПОЛИЭТНИЧЕСКИХ СЕМЕЙ
Дипломные работы, ВКР, психология. Язык работы: Русский. Цена: 4265 р. Год сдачи: 2016 - Контроль поведения в связи с представлениями о свободе и ответственности в подростковом возрасте
Магистерская диссертация, психология. Язык работы: Русский. Цена: 4985 р. Год сдачи: 2021 - Отношение родителей к ребенку как фактор формирования социальной фобии
Диссертация , психология. Язык работы: Русский. Цена: 5700 р. Год сдачи: 2018 - РЕГУЛИРОВАНИЕ ДЕСТРУКТИВНОГО ПОВЕДЕНИЯ ПОДРОСТКА В ОБРАЗОВАТЕЛЬНОМ УЧРЕЖДЕНИИ
Дипломные работы, ВКР, социология. Язык работы: Русский. Цена: 6500 р. Год сдачи: 2019 - ОСОБЕННОСТИ ЛИЧНОСТНОЙ ИДЕНТИЧНОСТИ У ПОДРОСТКОВ, СКЛОННЫХ К ДЕВИАНТНОМУ ПОВЕДЕНИЮ
Дипломные работы, ВКР, психология. Язык работы: Русский. Цена: 4200 р. Год сдачи: 2018 - ВЛИЯНИЕ ВНУТРИЛИЧНОСТНЫХ КОНФЛИКТОВ НА ДЕВИАНТНОЕ ПОВЕДЕНИЕ ПОДРОСТКОВ ГОРОДА КАЗАНИ
Бакалаврская работа, социология. Язык работы: Русский. Цена: 4250 р. Год сдачи: 2016 - Особенности агрессии в контексте акцентуации характера в подростковом возрасте
Бакалаврская работа, психология. Язык работы: Русский. Цена: 4360 р. Год сдачи: 2022



