ВВЕДЕНИЕ…………………………………………………………………… 3
ГЛАВА 1. ТЕОРЕТИЧЕСКИЕ ОСНОВЫ ПРОФЕССИОНАЛЬНОТВОРЧЕСКОГО ПРОЦЕССА В ЖУРНАЛИСТИКЕ……………………… 6
1.1. Понятие журналистского творчества …………..………………………. 6
1.2. Творческая личность журналиста………………………………………. 11
1.3. Этапы профессионально-творческого процесса в журналистике…..… 17
ГЛАВА 2. ИССЛЕДОВАНИЕ ТВОРЧЕСТВА ЖУРНАЛИСТА
ВЛАДИМИРА КАЗАНЦЕВА………………………………………………. 24
2.1. Творческая биография Владимира Казанцева…………………………. 24
2.2. Тематическое своеобразие творчества Владимира
Казанцева……………………………………………………………...……… 28
2.3. Стиль и язык журналиста Владимира Казанцева……………………… 35
ЗАКЛЮЧЕНИЕ……………………………………………………………….. 42
СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННЫХ ИСТОЧНИКОВ И ЛИТЕРАТУРЫ……. 46
ПРИЛОЖЕНИЯ………………………………………………………………. 50
Тема творчества неисчерпаема: исследуемая несколько веков, она до
сих пор не получила однозначного толкования. Еще менее исследована тема
профессионального, в частности – журналистского творчества.
Журналистское творчество реализуется в деятельности конкретных
журналистов, поэтому изучение данной темы представляется нам
актуальной.
Журналистское творчество ориентировано на создание объективно
нового произведения, способного удовлетворить особые, актуальные в
данный момент, общественные потребности. Журналист выступает
субъектом творчески-профессионального осмысления действительности.
Творчество начинается с замысла материала, выбора возможной темы
публикации и заканчивается этапом осмысления результатов собственной
деятельности.
Объектом исследования нашей выпускной работы является
журналистское творчество.
Предмет исследования: своеобразие профессионально-творческой
деятельности Владимира Казанцева.
Цель исследования: анализ особенностей профессиональнотворческой деятельности журналиста Владимира Казанцева.
Для достижения поставленной цели необходимо решить следующий
ряд задач:
1. Рассмотреть понятие журналистского творчества.
2. Охарактеризовать творческую личность журналиста.
3. Представить этапы профессионально-творческого процесса в
журналистике.
4. Описать творческую биографию Владимира Казанцева.
5. Проанализировать тематическое своеобразие творчества Владимира
Казанцева.4
6. Определить стиль и язык журналиста Владимира Казанцева.
Эмпирическая база: в процессе работы были исследованы материалы
журналиста Владимира Казанцева с 2011 по 2017 гг., основная тематика
которых связана с различными событиями общества, как экономического,
политического, так и социального характера. С каждым годом, в процессе
своего профессионального становления, Казанцев охватывал все больше тем
и со своим журналистским своеобразием освещал их. За годы работы в газете
«БИЗНЕС – Online» Владимир Казанцев проявил себе в различных
аспектах, раскрыв себя как универсального журналиста, способного раскрыть
проблемы и осветить их с достаточным тактом и журналистским чутьем.
Теоретическая база: В работе использованы труды таких авторов, как
В.А. Алексеев, О.А. Богатова, В.В. Ворошилов, В.А. Евдокимов, Г.В.
Лазутина, В. Пересветов, В. Ученова и др.
Так, теоретик журналистики В.А. Алексеев в своем труде
«Планирование работы в редакции» подробно проанализировал особенности
журналистского творчества. По его наблюдениям, журналист не просто
изучает объект, его признаки, свойства, а определенным образом
воздействует на него, динамически воспроизводя в своем сознании все его
сущностные характеристики, при этом журналистское познание носит
синтетический характер, т.е. основано на взаимодействии научных,
художественных и эмпирических способов освоения
В.В. Ворошилов в учебнике «Журналистика» раскрыл журналистику с
научной и практической стороны, представил различные примеры на основе
деятельности известных журналистов. По его мнению, журналистский
текст является особым видом продукта, который даёт информация, и в
реальности он имеет множество разновидностей в качестве жанров.
Особый интерес вызвали работы Г.В. Лазутиной «Основы творческой
деятельности журналиста» и «Профессиональная этика журналиста», в
которых раскрыты все постулаты современной журналистики,
использующей разнообразные методы творчества.
Журналистское творчество представляет личностное творчество, предполагающее наличие способностей, благодаря которым создается текст, отличающийся новизной, оригинальностью, уникальностью. Начало творческой активности журналисту дают информационно - управляющие связи человека и его окружения, позволяющие получить, удержать, накопить, переработать информационные сигналы среды, превратив их в информационный продукт. Творческая деятельность существует в двух формах - любительская (дилетантизм) и профессиональная. Первая - добровольное дело желающих, вторая - институционально организованное исполнение обязанностей по производству определенных информационных продуктов в обществе соответствующими профессиональными группами. Журналисты - одна из профессиональных групп. Журналистика - это одна из гуманитарных профессий, потому что она использует в качестве инструмента слово, которое само по себе является духовным продуктом человеческой деятельности, а кроме того, журналистика обращается к духовной сфере: мыслям и чувствам человека. Слово не является инструментом только одной журналистики, это инструмент литературы, политики, педагогики, религии, юриспруденции. Журналистское творчество - это деятельность, результатом которой является создание новых высокохудожественных текстов, имеющих большое морально-нравственное и духовное значение.
Журналистика пронизана творчеством, она есть творчество по определению. Журналисту приходится принимать решения в конкретных условиях, опровергая схемы, устойчиво бытовавшие в социальной практике и в общественном сознании, так или иначе - создавать новое.
Творческая личность журналиста - широкое и многогранное явление. Сфера журналистики является чем-то многозначным, так как она имеет дело со всеми процессами в обществе. Проблемы творческой личности многообразны и многосложны. Профессионально-творческий потенциал заложен в разных аспектах деятельности журналистов, в функциональных и жанровых особенностях, в специфике выразительных средств, реализуемых через формы, методы и содержание работы. Именно профессионально - творческий потенциал журналиста является её основным преимуществом в конкурентной борьбе на информационном рынке.
Владимир Казанцев - уроженец г. Набережные Челны, является выпускником факультета журналистики Казанского университета. ОН начал карьеру на местном телевидении, возглавлял две челнинские газеты, затем занимал пост заместителя главного редактора газеты «Молодежь Татарстана», в последние годы работал в газете «БИЗНЕС Online» (возглавлял службу новостей, затем отдел недвижимости). В газете «БИЗНЕС Online» имеется восемь тематических разделов с постоянными рубриками «Экономика и финансы», «Политика», «Наука и технологии», «Международный и российский бизнес», «Власть», «Рейтинги», «Общество», «Строительство и недвижимость», по многим из них Владимир Казанцев высказывал свое мнения в виде статей и рубрик.
Почти каждый журналистский текст Владимира Казанцева в «БИЗНЕС Online» содержит экспертные оценки, прогнозы, комментарии по конкретному вопросу, что позволяет читательской аудитории рассматривать поднимаемую проблему с разных точек зрения.
Каждое интервью, проведенное Владимиром Казанцевым, имеет определенную композицию и обычно состоит из трех частей: заголовок, вступительная статья, основной текст интервью. Его заголовки яркие и часто имеют восклицательный или вопросительный знак. Этим самым он как бы ставит проблему.
Казанцев как журналист глубоко вникает в тему, выслушивает разные стороны и профессионально подает информацию читателям.
В 2011 году Владимир Казанцев писал в основном на тему «Общество» - 63,46 %, раскрывал проблемы общества, в частности жителей столицы РТ.
В 2012 году Владимир Казанцев писал в основном на политическую тематику - 36,61 %. В 2013 году Владимир Казанцев много работал над аналитикой, с помощью которой представлял различные рейтинги по разных вопросам - 36,67 %. В 2014 году Владимир Казанцев писал в основном на тему «Общество» - 50 %, раскрывал проблемы общества, в частности жителей столицы РТ. В 2015 году Владимир Казанцев писал в основном на тему «Строительство и недвижимость», как об основной проблеме столицы РТ - 64 %. В 2016 году Владимир Казанцев писал в основном на тему «Власть», как об основной проблеме столицы РТ - 35,56 %. В 2017 году Владимир Казанцев писал в основном на тему «Строительство и недвижимость», как об основной проблеме столицы РТ - 36,19 %.
С точки зрения Владимира Казанцева в настоящее время от журналиста требуется не только интересная для аудитории информация, но и оперативность ее подачи, умение не только логично излагать мысли на бумаге, но и фотографировать, и делать видео с места действия. Поэтому надо уметь видеть и слышать больше других, знать в лицо политиков и бизнесменов города и республики, уметь выделять главное в том, что происходит вокруг тебя. Вернувшись «на базу», журналист должен оперативно сделать расширенную новость с места события, а уже через 2-3 часа сдать редактору большой текст с комментариями. График работы получается очень напряженным: необходимо ценить каждую минуту, все время писать.
«БИЗНЕС Online» по праву считается одним из наиболее влиятельных СМИ в республике. Многие его материалы вызывают широкий общественный резонанс и воздействуют на принятие важных решений. Стиль газеты - минимум официоза и информационного мусора, максимум того, что действительно волнует людей, принимающих решения. Мы стараемся не только осветить происходящее, но и расшифровать его смысл. В этом нам помогают и сами читатели, которые оставляют к публикациям многочисленные комментарии. Утром - в «БИЗНЕС Online», днем - у всех на
устах .
Первейшая задача Владимира Казанцева как журналиста - гарантировать людям получение правдивой и достоверной информации посредством честного отражения объективной реальности. Поэтому журналист излагает факты добросовестно, сохраняя их подлинный смысл и не допуская искажений, он максимально использует свои творческие способности для того, чтобы общественность получила достаточно материала, позволяющего ей сформировать точное и связное представление о мире. Так, чтобы происхождение, природа и сущность событий, течение и положение дел были поняты как можно более объективно.
1. «БИЗНЕС Online» / Деловая электронная газета: [Электронный ресурс] // URL: http: business-gazeta.ru (Дата обращения 15.04.2019).
2. БИЗНЕС Online»: https://kam.business-gazeta.ru/article/308562?
utm_source=chelny&utm_campaign=must-have
3. БИЗНЕС Online»: https://kam.business-gazeta.ru/article/ 308811?
utm_source=chelny&utm_campaign=must-have
4. БИЗНЕС Online»: https://kam.business-gazeta.ru/article/326318?utm_ source=chelny&utm_campaign=must-have
5. И. Метшин: «Хотелось найти не какого-то чиновника, а
профессионального журналиста-универсала» [Электронный ресурс]. URL: metshin.ru>ru/posts/18036(Дата обращения 15.04.2019).
6. Казанцев пресс-секретарь мэрии Казани: победа «Бизнес - Online»
над «Эфиром» [Электронный ресурс]. URL: inkazan.ru>news.. .15-05-
2017/kazantsev.. .merii-kazani... (Дата обращения 15.04.2019).
7. Кодекс профессиональной этики журналиста. Союз журналистов
России: [Электронный ресурс]. М., 2014. URL: http://www.ruj.ru/_
about/code_of_ professional_ethics_of_the_ (Дата обращения 15.04.2019).
8. Молодых журналистов учат бороться за каждый абзац... [Электронный ресурс]. URL: http://wwwewspaper.kpfu.ru (Дата обращения 15.04.2019).
9. О газете. БИЗНЕС Online [Электронный ресурс]. URL: business- gazeta.ru>article/9650 (Дата обращения 15.04.2019).
Литература:
10. Аврамов Д.С. Профессиональная этика журналиста / Д.С. Аврамов. - М.: РАН, 2015. - 242 с.
11. Алексеев В.А. Планирование работы в редакции / В.А. Алексеев. -
М.: Приор, 2014. - 202 с.
12. Арефьева Ю. И у газеты бывает легкая простуда / Ю. Арефьева // Журналист. 2016 . - №2. - С. 39-40.
13. Архипов В.С. Творческий потенциал журналиста / В.С. Архипов // Журналист. - 2018. - №3. - С. 11 - 12.
14. Баранова Е.А. Конвергентная журналистика. теория и практика: Учебное пособие для бакалавриата и магистратуры / Е.А. Баранова. - Люберцы: Юрайт, 2016. - 269 с.
15. Белоусова Т. Нас не балуют вниманием / Т. Белоусова // Журналист. - 2014. - №9. - С. 36 - 37.
16. Беляев Н. В кривом зеркале / Н. Беляев // Журналист. - 2015. - №12. - С. 30-31.
17. Богатова О.А. Информационная политика в регионе: между прошлым и будущим / О.А. Богатова. - М.: МГУ, 2015. - 432 с.
18. Вакуров В.Н. Стилистика газетных жанров: Учебное пособие для вузов/ В.Н. Вакуров. - М.: Высшая школа, 2017. - 183 с.
19. Введенский Т.А. Работа автора над технической статьей / Т.А Введенский. - М.: Проспект, 2014. - 490 с.
20. Ворошилов В.В. Журналистика: Учебник. 3-е издание / В.В. Ворошилов. - СПб.: Питер, 2015. - 447 с.
21. Гончаров Ю.А. Региональные СМИ как система / Ю.А. Гончаров // Региональная журналистика и актуальные проблемы современности. - 2015. - №3. - С.55 - 56.
22. Григорьев В. СМИ: перспективы экономической свободы / В. Г ригорьев // Журналист. -2014. - №2. - С.31 - 32.
23. Гуревич С.М. Газета вчера, сегодня, завтра: учеб. пособие для вузов. / С.М. Гуревич. - М.: Аспект Пресс, 2014. - 287 с.
24. Гуревич С.М. Проблемы редакционного менеджмента / С.М. Гуревич // Вестник Московского университета. - 2016. - № 5. - С.10 - 11.
25. Засурский Я.Н. Журналистика и политика / Я.Н. Засурский, Е.А.
Блажнов, М.В. Шкондин. - М.: МГУ, 2017. - 176 с.
26. Засурский Я.Н. Тенденции функционирования СМИ в современной структуре российского общества / Я.Н. Засурский // Средства массовой информации России. - 2015. - №3. - С.44 - 45.
27. Евдокимов В.А. Периодические печатные издания в информационном пространстве региона: учеб. пособие / В.А. Евдокимов. - М.: Приор, 2014. - 450 с.
28. Евсеева Г.И. Редакторская подготовка изданий / Г.И. Евсеева. - М.: Приор, 2015. - 340 с.
29. Ильченко С. Н. Интервью в журналистике: как это делается : учеб. пособие / С. Н. Ильченко. - СПб. : С.-Петерб. гос. ун-т, Ин-т «Высш. шк. журн. и мас. коммуникаций», 2016. - 236 с.
30. Ким М. Н. Жанры современной журналистики / М.Н. Ким. - М.: Издательство Михайлова В. А., 2015. - 336 с.
31. Колесниченко А.В. Практическая журналистика: 15 мастер-классов. Учебное пособие / А.В. Колесниченко. - М.: Аспект-Пресс, 2016. - 112 с.
32. Коньков В.И. Речевая структура газетных жанров: Учебное пособие / В.И. Коньков. - СПб.: Роза мира, 2014. - 221 с.
33. Корконосенко С.Г. Основы теории журналистики: Учебное пособие / С.Г. Корконосенко. - СПб.: СПБГУ, 2015. - 85 с.
34. Лазутина Г.В. Основы творческой деятельности журналиста / Г.В. Лазутина. - М.: Аспектпресс, 2014. - 322 с.
35. Лазутина Г.В. Профессиональная этика журналиста: Учебное пособие по журналистике / Г.В. Лазутина. - М.: Аспект Пресс, 2017. - 208 с.
36. Лозовский Б.Н. Журналистика: краткий словарь / Б.Н. Лозовский. - Екатеринбург: Изд-во Урал. ун-та, 2014. - 116 с.
37. Мансурова В.Д. Журналистская картина мира как фактор социальной детерминации / В.Д. Мансурова. - СПб.: Питер, 2014. - 237 с.
38. Мельник Г.С. Основы творческой деятельности журналиста / Г.С. Мельник. - СПб.: Питер, 2016. - 272 с.
39. Мисонжников Б. Журналистика. Введение в профессию. Стандарт третьего поколения: Учебное пособие / Б. Мисонжников, А. Тепляшина. - СПб.: Питер, 2017. - 12 с.
40. Науменко Т.В. Функция журналистики и функции СМИ / Т.В. Науменко // Наш современник. - 2014. - № 9. - С. 41-42.
41. Пересветов В. Журналистика. Секреты успеха / В. Пересветов. - М.: Тровант, 2017. - 431 с.
42. Пронин Е.И. Психология журналистики: Сборник учебно
методических материалов / Е.И. Пронин, Е.Е. Пронина. - М.: ИМПЭ им. А.С. Грибоедова, 2016. - 542 с.
43. Прохоров Е.П. Введение в теорию журналистики: Учебное пособие / Е.П. Прохоров. - М.: РИП-холдинг, 2014. - 308 с.
44. Реснянская Л.Л. Журналистика и социология / Л.Л. Реснянская, Л.Н. Федотова. - М.: Московский Университет, 2016. - 200 с.
45. Ученова В. Беседы о журналистике / В. Ученова. - М.: Огни, 2017. -
206 с.
46. Хаматов А.М. Этический кодекс журналистов / А.М. Хаматов // Идентичность и толерантность. - 2017. - №10. - С.15 - 16.
47. Якшин С.М. Основные принципы публицистической деятельности / С.М. Якшин // Профессиональная этика. - 2016. - №6. - С. 83 - 84.