ВВЕДЕНИЕ 3
ГЛАВА 1. КОНЦЕПТУАЛЬНО-ТЕОРЕТИЧЕСКИЕ АСПЕКТЫ ИССЛЕДОВАНИЯ МОЛОДЕЖНЫХ СУБКУЛЬТУР 8
1.1. История изучения молодежных субкультур 8
1.2. Особенности проявления молодежных субкультур в России 17
1.3. Психология подростков, склонных к субкультурам 28
ГЛАВА 2. АНАЛИЗ МОЛОДЕЖНЫХ СУБКУЛЬТУР В СИСТЕМЕ
ОБЩЕГО ОБРАЗОВАНИЯ 37
2.1. Специфика молодежных субкультур в СОШ №3 37
2.2. Профилактическая работа во время образовательного процесса
с учащимися, принадлежащих различным субкультурам 49
2.3. Результаты оптимизации образовательно-воспитательного процесса
среди учащихся, принадлежащих к разным субкультурам 60
ЗАКЛЮЧЕНИЕ 66
СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ 68
ПРИЛОЖЕНИЯ
Актуальность исследования обусловлена необходимостью изучения проблемы появления и распространения субкультур, как отражения социально-политических изменений в обществе, таких как: военные
конфликты; процессы, связанные со сменой политических систем и политических режимов; трансформация существующих социальных институтов и т.д. Взросление детей в условиях социальных изменений сопровождается переоценкой ценностей, критическим осмыслением опыта предшествующих поколений, формированием новых представлений о своем профессиональном будущем, о будущем самого общества.
Сегодня в сферу новых ценностных представлений втягивается все большее количество подростков, целенаправленно объединяющихся в субкультурные сообщества. В эти ряды в большинстве своем стремятся подростки, не находящие понимания в семье, в школе, среди сверстников. Молодежная субкультура, нацеленная на обособленное включение молодых людей в общество, определяет стиль жизни, ценностную иерархию и менталитет ее носителей. Необходимость изучения молодежных субкультур, таким образом, обусловлена задачей оптимизации
образовательного процесса, направленного, на формирование системы ценностей учащихся.
Степень разработанности проблемы
Особенности проявления субкультур в молодежной среде изучаются в работах таких исследователей как И.П. Башкатова, Т.С. Стрелкова [2], В.А. Гришина [10], Б. Иванова [20], Д.В. Ольшанский [37], Д. Саркисян [44], С.А. Сергеева [45] и др. Социально-психологические особенности молодежи и подростков, склонных к субкультурам рассматриваются в трудах Л.И. Божович [3], А.Л. Венгер [4], Б.Д. Эльконина [4], Э.Г. Эриксона [54]. Факторы, оказывающие воздействие на формирование молодежных
субкультур характеризуются в исследованиях Ю.Г. Волкова [5], Е.И. Гацковой [6], И.С. Кон [24], А.П. Краковского [25], В.А. Крутецкого [26],
А.В. Мудрика [33] и др. Особенности социально-педагогического
взаимодействия учителя с представителями юношеских субкультур рассматриваются в рамках педагогики социальной работы разрабатываемой И.Д. Демаковой [14, 15], М.И. Еникеевым [16], А.В. Лубским [30], И.Д. Колесиным [23], В.В. Нагаевым [34], М.Н. Николаевой [35], С.В. Кульневич [27] и др.
Объектом исследования являются молодежные субкультуры
Предметом исследования - особенности проявления молодёжных субкультур в современной школе.
Цель исследования - изучение сущностных особенностей и специфики проявления современных молодёжных субкультур в школе на примере средней образовательной школы г. Елабуга.
Поставленная цель предполагает решение следующих задач:
- проанализировать историю изучения молодежных субкультур;
- выявить особенности проявления молодежных субкультур в России;
- изучить психологию подростков, склонных к субкультурам.
-охарактеризовать специфику молодежных субкультур в СОШ №3 г.
Елабуга;
- перечислить направления профилактической работы с учащимися,
принадлежащим к различным субкультурам;
- определить результаты оптимизации образовательно-воспитательного
процесса среди учащихся, принадлежащих к разным субкультурам.
Гипотеза исследования. Мы полагаем, что проблема проявления склонности к той или иной субкультуре у школьников будет значительно ниже, если будут подобраны методики, позволяющие использовать увлечения школьников теми или иными направлениями субкультуры, как средство для их творческой и физической самореализации.
Теоретическими и методологическими основаниями
исследования стали идеи гуманизма, концепция личностноориентированного обучения И.Д. Демаковой, концепция личностного воспитания М.И. Еникеева. В работе использовались методы: опроса, анкетирования, наблюдения, математические методы обработки полученных экспериментальных данных.
Метод опроса применялся для исследования сферы общественного сознания. Анкетирование проводилось на предмет изучения принадлежности подростков к отдельным субкультурам, выявление предпосылок возникновения молодежных субкультур. Метод наблюдения применялся для выявления специфики отдельных молодежных субкультур.
Научная новизна исследования:
- рассмотрены основные направления изучения молодежных субкультур в современной науке и культуре;
- охарактеризованы специфические особенности распространенных в России субкультур;
- выявлены психологические особенности подростков, вовлекаемых в молодежные субкультуры;
- рассмотрена специфика молодежных субкультур в СОШ №3 г. Елабуги;
- охарактеризованы творческие проекты и образовательные программы, направленные на профилактику распространения молодежных субкультур;
- обозначены направления оптимизации образовательного процесса в среде учащихся, принадлежащих к разным субкультурам.
Положения, выносимые на защиту:
1. Изучение молодежных субкультур достаточно новое «веяние» в педагогической, социологической и психологической науках. Постановка и теоретическое осмысление данной проблемы связано со становлением потребительской культуры, имевшее место, начиная с середины XX века.
2. Характерные особенности проявления молодежных субкультур в России позволяют определить приоритетные направления профилактической работы по ограничению их распространения, а именно: создание личностноориентированных учебных ситуаций, более широкое вовлечение учащихся во внеклассную деятельность.
3. Стремление учащегося к самореализации в рамках определенной молодежной субкультуры связано с отсутствием у него мотивации к учебе, сложными отношениями со сверстниками.
4. Среди представителей молодежных субкультур школы №3 преобладают гопники и геймеры. Это объясняется низким уровнем жизни населения России (особенно в провинциальных городах), криминализацией образа жизни, а также распространением гейм-культур среди подростков.
5. Определение результатов профилактической работы среди учащихся, принадлежащих к разным субкультурам позволит определить динамику реализации образовательного процесса в направлении расширения его субъектно-личностной направленности.
6. Создание в учебном процессе субъектно - ориентированных ситуаций способствует формированию личностной позиции подростка, как важной характеристики активности и инициативности школьника в организации учебной и творческой жизни.
Теоретическая и практическая значимость исследования.
Полученные в исследовании результаты могут стать теоретической основой для разработки организационных и методических аспектов организации воспитательного процесса в учреждениях по коррекционной работе с молодежью. Результаты исследования можно также использовать в рамках модернизации программ по обществознанию, реализуемых в учреждениях основного и общего образования.
Апробация результатов исследования осуществлялись на базе исследования среди школьников учебного заведения 7-9 классов. Опытнопоисковой работы были представлены и обсуждены на научно-практических и научно-методических конференциях, которые были опубликованы в сборниках научных трудов, а также в журналах реестра РИНЦ:
• Салахова Л.М. Учебный процесс, как условие формирования
социально-культурных ценностей, и профилактика увлечения молодёжными субкультурами у школьников // Педагогический потенциал современных технологий социально-культурной деятельности: материалы Всероссийской электронной научно
практической конференции, 25 - 30 ноября 2017 г. / КазГИК; науч. ред. и составители: Д.В.Шамсутдинова, Р.И. Турханова, Л.Ф. Мустафина. - Казань: Изд-во: Бриг, 2017. - С. 386
• Салахова Л.М. Влияние современных молодежных субкультур в процессе обучения в школе // Международная научно-практическая конференция «Приоритетные направления развития науки и образования», г. Пенза, 2018г. - С. 111;
• Салахова Л.М. ИЗУЧЕНИЕ ТЕМЫ КУЛЬТУРЫ В ОБЩЕОБРАЗОВАТЕЛЬНОЙ ШКОЛЕ // Международная научнопрактическая конференция «Инновационные процессы в науке в современных условиях», г.Стерлитамак, 2018г. - С. 79
Структура работы состоит из введения, основной части, состоящей из двух глав, включающих по три параграфа, заключения, списка литературы и шести приложений.
На основании проведенного исследования можно сделать следующие выводы.
1. Специфическими проблемами, возникающими у школьников - представителей различных субкультур являются негативное отношение к школе, конфликтность взаимоотношений с взрослыми и сверстниками, вызываемое провоцирующим имиджем и некомпетентностью в общении.
2. Социально-педагогическая помощь подросткам ассоциирующих себя с той или иной субкультурой возможна лишь при условии заинтересованности в этом педагогического коллектива. Школьники экспериментальной группы не видят ценность получения образования. Для большинства школьников мотивацией для получения образования является фактор принуждения со стороны родителей.
3. Деятельность учителя в процессе оказания социально-педагогической помощи школьникам - представителям субкультур должна быть направлена на создание в классе позитивного эмоционального климата, предоставлении возможности в самовыражении, осуществление посредничества в конфликтах со взрослыми и сверстниками.
4. Учитывая склонности детей, преподаватели, классные руководители должны организовать процесс участия школьников в досугово-кружковой деятельности, привлекать к участию в учебных олимпиадах, снижая, тем самым, их желание присоединиться к той или иной субкультуре.
5. В современных условиях, школа должна способствовать личностному развитию всех школьников, создавая для детей оптимальные условия образования и воспитания, используя методики, направленные на раскрытие творческих способностей школьника, их самореализацию. В этом должна проявляться социальная эффективность современного образования.
1. Абульханова-Славская К.А. Стратегия жизни. - М.: Книга,1996. - 122 с.
2. Башкатов И.П., Стрелкова Т.С. Молодежные субкультуры //Социологические исследования. -2016. - №11. - С. 141-145.
3. Божович Л.И. Избранные психологические труды: проблемы
формирования личности / Под ред. Д. И. Фельдштейна. - М.: Международная
педологическая академия, 1995. - 450 с.
4. Венгер А.Л., Слободчиков В.И., Эльконин Б.Д. Проблемы детской психологии. - М.: Педагогика, 1998. - 348 с.
5. Волков Ю.Г. Социология молодежи. - Ростов н/Д, 2001. - 576 с.
6. Гацкова Е.И. Молодежь и современность. - М.: Инфра, 2001. - 328 с.
7. Гилинский Я.И. Социология девиантного поведения как специальная социологическая теория // Соц. исследования. - 2014. - № 4. - С.24.
8. Гогерчак С.Ю. Молодежь как феномен культуры: Автореф. дис. на соиск. уч. ст. к. филос. н. - Ростов н/Д, 2004. - 26 с.
9. Головин С.Ю. Словарь практического психолога. - Минск. Харвест, 1998. - С. 89.
10. Гришин В.А. Субкультура и ее проявления в молодежной среде. - М.: Педагогика, 2010. - 280 с.
11. Громов А.В. Неформалы. Кто есть, кто? - М.: Культура,2010. - 124 с.
12. Гуревич П.С. Культурология. - М.: Знание, 1996. - 210 с.
13. Гусейнов Н.Н. Этическая мысль. - М.: Изд-во политической литературы, 1998. - 302 с.
14. Демакова И.Д. Воспитательная деятельность педагога в современных условиях. - М.: АСТ, 2007. - 302 с.
15. Демакова И.Д. С верою в ученика: особенности воспитательной работы классного руководителя // Просвещение. -2009.- №. 10. - С. 14-17.
16. Еникеев М.И. Общая и социальная психология // Норма -Инфра. --2009. - №3.- С. 12-23.
17. Ерасов Б.С. Социальная культурология. - М.: Культура, 1996. - 591 с.
18. Жданов Ю.А. Сущность культуры - Ростов н/Д, 2005. - 432 с.
19. Земрах Т.В. Базовые ценности современной молодежной культуры: Автореф. дис. на соиск. уч. ст. к. филос. н. - Ростов н/Д, 2005. - 198 с.
20. Иванов Б. Введение в японскую анимацию. - М.: Пресс, 2011. - 96 с.
21. Ионин Л.Г. Социология культуры: путь в новое тысячелетие. - М.:
Культура, 2010. - 431 с.
22. Карпиленя С.С. Молодежная субкультура как способ социализации молодежи в условиях модернизации российского общества: Автореф. дис. на соиск. уч. ст. к. соц. н. - Ростов н/Д, 2009. - 34 с.
23. Колесин И.Д. Подходы к изучению социокультурных процессов// Социологические исследования. - 2009. - №1. - С. 12-19.
24. Кон И.С. Психология старшеклассника. - М.: Просвещение, 1980. - 266 с.
25. Краковский А.П. О подростках. - М., 1970. - 320 с.
26. Крутецкий В.А., Лукин Н.С. Психология подростка. - М., 1998. - 310 с.
27. Кульневич С. В., Лакоценина Т. П. Воспитательная работа в современной школе. Воспитание: от формирования к развитию: Учебно-методическое пособие для учителей, студентов средних и высших педагогических учебных заведений, слушателей ИПК. - М.: Творческий центр «Учитель», 2000. - 192 с.
28. Левикова С.И. Молодежная субкультура. - М.: ФАИР-ПРЕСС, 2014. - 412с.
29. Лисовский В.Т. Духовный мир и ценностные ориентации молодежи России. - СПб.: Питер, 2016. - 608 с.
30. Лубский A.B., Степанов О.В., Резванов A.A. Практика социальной работы с молодежью. - Ростов н/Д, 2008. - 230 с.
31. Луков В.А. Особенности молодежных субкультур в России // Социологические исследования. - 2015. - № 10. - С.23-29.
32. Михайлова Л.И. Социология культуры. - 4-е изд. - М.: Дашков и Ко, 2008. - 396 с.
33. Мудрик А.В. Социальная педагогика: Учеб. для студ. пед. вузов / Под ред. В.А. Сластенина. - 3-е изд., испр. и доп. - М.: Издательский центр «Академия», 2000. - 200 с.
34. Нагаев В.В. Основные направления социально-психологической, психотерапевтической и правовой реабилитации подростков-девиантов // Вестник психосоциальной и коррекционной работы. - 2011. - № 3. - С. 31-45.
35. Николаева М.Н., Андросова М.И. Формирование культурных ценностей школьников в процессе реализации социального проекта «Утум» // Научнометодический электронный журнал «Концепт». - 2017. - Т. 26. - С. 20-24.
36. Оберемко О., Блюдина У. Глядя на Запад: Культурная глобализация и российские молодежные культуры. - СПб.: Питер, 2004. - 278 с.
37. Ольшанский Д.В. Неформалы: групповой портрет в интерьере. - М: Педагогика, 2000. - 212 с
38. Омельченко Е. Молодежные культуры и субкультуры. - М.: Ин-т социологии РАН, 2010. - 262 с.
39. Резухина Е.В. Подростковые и молодёжные субкультуры: психологопедагогический аспект// Психологический журнал. - 2016. - №18. - С. 67-69.
40. Райхштат А.О. Молодежные субкультуры в российском обществе: теоретические подходы и современные практики. Автореферат диссертации кандидата социологических наук. - Казань, 2006. - 32 с.
41. Сенченко Н.А. Социально-педагогическая помощь школьникам — представителям юношеских субкультур. - Кострома, 2017. - 212 с.
42. Чупров В.И. Историческое сознание молодежи: социологический аспект // Педагогика. - 2012. - №2.- С. 3-7.
43. Чупров В.И., Черныш М.Ф. Мотивационная сфера сознания молодежи. Состояние и тенденции развития. - М., 1993. - 134 с.
44. Сакинсян Д. Субкультуры-fresh: Хипстеры, трейсеры // Частный
корреспондент [Электронный ресурс]. -
URL: http: //www.chaskor.ru/article/subkultury-fresh_hipstery_14221 (дата обращения: 20.01.2018).