Обогащение лексического запаса детей средствами ИЗО-технологий
|
Введение 4
Глава 1. Теоретический анализ проблемы обогащения лексического
запаса детей с общим недоразвитием речи средствами ИЗО-технологий . 8
1.1. Психолого-педагогическая характеристика детей с общим
недоразвитием речи 3 уровня 8
1.2. Сравнительный анализ формирования лексической стороны речи у
детей в норме и с общим недоразвитием речи 13
1.3. ИЗО-технологии как современный метод развития речи детей с
речевыми нарушениями 17
Выводы по главе 1 24
Глава 2. Опытно-экспериментальная работа по обогащению лексического запаса детей с общим недоразвитием речи средствами ИЗО-технологий 25
2.1. Организация и методы исследования лексического запаса детей с
общим недоразвитием речи 25
2.2. Разработка комплекса занятий по обогащению лексического запаса
детей с общим недоразвитием речи средствами ИЗО-технологий 33
2.3. Сравнительный анализ результатов опытно-экспериментальной
работы 48
Выводы по главе 2 55
Заключение 56
Список использованной литературы 60
Приложения
Глава 1. Теоретический анализ проблемы обогащения лексического
запаса детей с общим недоразвитием речи средствами ИЗО-технологий . 8
1.1. Психолого-педагогическая характеристика детей с общим
недоразвитием речи 3 уровня 8
1.2. Сравнительный анализ формирования лексической стороны речи у
детей в норме и с общим недоразвитием речи 13
1.3. ИЗО-технологии как современный метод развития речи детей с
речевыми нарушениями 17
Выводы по главе 1 24
Глава 2. Опытно-экспериментальная работа по обогащению лексического запаса детей с общим недоразвитием речи средствами ИЗО-технологий 25
2.1. Организация и методы исследования лексического запаса детей с
общим недоразвитием речи 25
2.2. Разработка комплекса занятий по обогащению лексического запаса
детей с общим недоразвитием речи средствами ИЗО-технологий 33
2.3. Сравнительный анализ результатов опытно-экспериментальной
работы 48
Выводы по главе 2 55
Заключение 56
Список использованной литературы 60
Приложения
В настоящее время особенно остро стоит вопрос оказания коррекционной помощи детям с нарушениями речи. С одной стороны, это связано с увеличением количества детей с речевой патологией, а с другой стороны, - с поиском новых средств и методов коррекционной работы. Одним из важных направлений логопедической работы является формирование и развитие словарного запаса у дошкольников с общим недоразвитием речи (ОНР).
Несмотря на то, что в научной литературе существует множество работ по развитию лексики у детей с ОНР, остается необходимость дальнейшей разработки этого вопроса. На занятиях дети с ОНР быстро утомляются и часто отвлекаются, у них отсутствует интерес и активность, поэтому на наш взгляд актуальным является совершенствование методов и приемов обогащения лексического запаса детей с учетом мотивационной включенности и заинтересованности дошкольников на логопедических занятиях. В мире высоких технологий в педагогике назревает проблема: как заинтересовать ребенка, не используя современную технику, такую как компьютеры, планшеты и телефоны, от которых дети так сильно зависимы.
Включение в коррекционное занятие разнообразных нестандартных изо-технологий может стать решением этой проблемы. Коррекционный потенциал средств изобразительного творчества является не полностью реализованным в логопедической работе, что определяет необходимость изучения данного вопроса и разработки содержания и приемов работы по обогащению лексического запаса у дошкольников с ОНР средствами изотехнологий.
Степень разработанности проблемы исследования. Исследования общего недоразвития речи у детей раскрыты в работах таких авторов, как: А.Г. Арушанова, Т.В. Волосовец, А.Н. Гвоздев, Н.С. Жукова, Е.М. Мастюкова, Т.Б. Филичева, Л.И. Лалаева, Л.Г. Парамонова, С.Н. Шаховская,
Н.В. Серебрякова, Р.Е. Левина, Г.В. Чиркина и др. Все авторы сходятся во мнении, что ОНР является распространенным нарушением, прогрессирующим в современном мире. Особенно часто среди детей дошкольного возраста встречается ОНР 3 уровня.
Проблемы развития лексической стороны речи у детей с ОНР исследовались такими авторами, как: Ж.В. Антипова, Н.В. Борякова, Т.А. Матросова, Ю.Ф. Гаркуш, Л.Н. Ефименкова, Г.И. Жаренкова, А.А. Залевская, Е.Ф. Соботович, В.И. Яшина и др. Все авторы подчеркивают, что развитие лексической стороны речи в онтогенезе связано с вовлечением ребенка в окружающий мир. Основной момент в развитии речи ребенка связан с его активностью общения со взрослыми людьми.
Практика использования изо-технологий в логопедической работе с дошкольниками с ОНР приведена в работах таких авторов, как: А.И. Копытина, Н.В. Блинкова, Г.А. Быстрова, Э.А. Сизова, Т.А. Шуйская, Г.Н. Давыдова, Н.А. Дмитриева, Т.Н. Доронова и др. Все авторы относят изотехнологию к одним из наиболее эффективных методов коррекции нарушений речи у детей.
Объект исследования - лексическая сторона речи детей старшего дошкольного возраста с ОНР.
Предмет исследования - изо-технологии как средство обогащения лексического запаса у детей с ОНР.
Цель исследования - Выявить особенности словаря у детей старшего дошкольного возраста с ОНР , разработать комплекс занятий по обогащению лексического запаса средствами изо-технологий и экспериментально проверить его эффективность.
Гипотеза исследования: обогащение лексического запаса детей старшего дошкольного возраста с ОНР III уровня будет эффективным, если организовать логопедическую работу с систематическим использованием изо-технологии на занятиях: лепки, аппликации, рисования, коллективныех творческих работ.
Для достижения данной цели и проверки гипотезы потребовалось решение следующих задач:
- проанализировать психолого-педагогическую литературу по проблеме обогащения лексического запаса детей с общим недоразвитием речи средствами изо-технологий;
- выявить особенности лексического запаса детей старшего
дошкольного возраста с общим недоразвитием речи III уровня;
- разработать комплекс логопедических занятий с элементами ИЗО
технологий по обогащению лексического запаса детей старшего
дошкольного возраста с общим недоразвитием речи;
- экспериментально проверить эффективность разработанного комплекса занятий.
Методологическая основа исследования:
- положения об общем недоразвитии речи у детей Т.В. Волосовец, А.Н. Гвоздева, Н.С. Жуковой, Е.М. Мастюковой, Т.Б. Филичевой, Л.И. Лалаевой,
С.Н. Шаховской, Р.И. Лалаевой, Н.В. Серебряковой, Р.Е. Левиной, Г.В. Чиркиной и др.
- концепции развития лексической стороны речи у детей с ОНР Ж.В. Антиповой, Н.В. Боряковой, Т.А. Матросовой, Ю.Ф. Гаркуш, Л.Н. Ефименковой, Г.И. Жаренковой, А.А. Залевской, Е.Ф. Соботович, В.И. Яшиной и др.
- положения использования изо-технологий в логопедической работе с дошкольниками с ОНР А.И. Копытиной, Н.В. Блинковой, Г.А. Быстровой, Э.А. Сизовой, Т.А. Шуйской, Г.Н. Давыдовой, Н.А. Дмитриевой, Т.Н. Дороновой и др.
Методы исследования: теоретические (анализ литературы),
практические (педагогический эксперимент).
База исследования: Муниципальное автономное дошкольное
образовательное учреждение «Центр развития ребенка - детский сад №16» Ново-Савиновского района г. Казани.
Практическая значимость работы. Разработан комплекс занятий по обогащению лексического запаса детей с общим недоразвитием речи средствами изо-технологий. Результаты работы могут быть использованы логопедами и педагогами дошкольных образовательных организаций по обогащению лексического запаса детей с общим недоразвитием речи средствами изо-технологий.
Структура работы. Работа состоит из введения, двух глав, заключения, списка использованной литературы, приложений.
Несмотря на то, что в научной литературе существует множество работ по развитию лексики у детей с ОНР, остается необходимость дальнейшей разработки этого вопроса. На занятиях дети с ОНР быстро утомляются и часто отвлекаются, у них отсутствует интерес и активность, поэтому на наш взгляд актуальным является совершенствование методов и приемов обогащения лексического запаса детей с учетом мотивационной включенности и заинтересованности дошкольников на логопедических занятиях. В мире высоких технологий в педагогике назревает проблема: как заинтересовать ребенка, не используя современную технику, такую как компьютеры, планшеты и телефоны, от которых дети так сильно зависимы.
Включение в коррекционное занятие разнообразных нестандартных изо-технологий может стать решением этой проблемы. Коррекционный потенциал средств изобразительного творчества является не полностью реализованным в логопедической работе, что определяет необходимость изучения данного вопроса и разработки содержания и приемов работы по обогащению лексического запаса у дошкольников с ОНР средствами изотехнологий.
Степень разработанности проблемы исследования. Исследования общего недоразвития речи у детей раскрыты в работах таких авторов, как: А.Г. Арушанова, Т.В. Волосовец, А.Н. Гвоздев, Н.С. Жукова, Е.М. Мастюкова, Т.Б. Филичева, Л.И. Лалаева, Л.Г. Парамонова, С.Н. Шаховская,
Н.В. Серебрякова, Р.Е. Левина, Г.В. Чиркина и др. Все авторы сходятся во мнении, что ОНР является распространенным нарушением, прогрессирующим в современном мире. Особенно часто среди детей дошкольного возраста встречается ОНР 3 уровня.
Проблемы развития лексической стороны речи у детей с ОНР исследовались такими авторами, как: Ж.В. Антипова, Н.В. Борякова, Т.А. Матросова, Ю.Ф. Гаркуш, Л.Н. Ефименкова, Г.И. Жаренкова, А.А. Залевская, Е.Ф. Соботович, В.И. Яшина и др. Все авторы подчеркивают, что развитие лексической стороны речи в онтогенезе связано с вовлечением ребенка в окружающий мир. Основной момент в развитии речи ребенка связан с его активностью общения со взрослыми людьми.
Практика использования изо-технологий в логопедической работе с дошкольниками с ОНР приведена в работах таких авторов, как: А.И. Копытина, Н.В. Блинкова, Г.А. Быстрова, Э.А. Сизова, Т.А. Шуйская, Г.Н. Давыдова, Н.А. Дмитриева, Т.Н. Доронова и др. Все авторы относят изотехнологию к одним из наиболее эффективных методов коррекции нарушений речи у детей.
Объект исследования - лексическая сторона речи детей старшего дошкольного возраста с ОНР.
Предмет исследования - изо-технологии как средство обогащения лексического запаса у детей с ОНР.
Цель исследования - Выявить особенности словаря у детей старшего дошкольного возраста с ОНР , разработать комплекс занятий по обогащению лексического запаса средствами изо-технологий и экспериментально проверить его эффективность.
Гипотеза исследования: обогащение лексического запаса детей старшего дошкольного возраста с ОНР III уровня будет эффективным, если организовать логопедическую работу с систематическим использованием изо-технологии на занятиях: лепки, аппликации, рисования, коллективныех творческих работ.
Для достижения данной цели и проверки гипотезы потребовалось решение следующих задач:
- проанализировать психолого-педагогическую литературу по проблеме обогащения лексического запаса детей с общим недоразвитием речи средствами изо-технологий;
- выявить особенности лексического запаса детей старшего
дошкольного возраста с общим недоразвитием речи III уровня;
- разработать комплекс логопедических занятий с элементами ИЗО
технологий по обогащению лексического запаса детей старшего
дошкольного возраста с общим недоразвитием речи;
- экспериментально проверить эффективность разработанного комплекса занятий.
Методологическая основа исследования:
- положения об общем недоразвитии речи у детей Т.В. Волосовец, А.Н. Гвоздева, Н.С. Жуковой, Е.М. Мастюковой, Т.Б. Филичевой, Л.И. Лалаевой,
С.Н. Шаховской, Р.И. Лалаевой, Н.В. Серебряковой, Р.Е. Левиной, Г.В. Чиркиной и др.
- концепции развития лексической стороны речи у детей с ОНР Ж.В. Антиповой, Н.В. Боряковой, Т.А. Матросовой, Ю.Ф. Гаркуш, Л.Н. Ефименковой, Г.И. Жаренковой, А.А. Залевской, Е.Ф. Соботович, В.И. Яшиной и др.
- положения использования изо-технологий в логопедической работе с дошкольниками с ОНР А.И. Копытиной, Н.В. Блинковой, Г.А. Быстровой, Э.А. Сизовой, Т.А. Шуйской, Г.Н. Давыдовой, Н.А. Дмитриевой, Т.Н. Дороновой и др.
Методы исследования: теоретические (анализ литературы),
практические (педагогический эксперимент).
База исследования: Муниципальное автономное дошкольное
образовательное учреждение «Центр развития ребенка - детский сад №16» Ново-Савиновского района г. Казани.
Практическая значимость работы. Разработан комплекс занятий по обогащению лексического запаса детей с общим недоразвитием речи средствами изо-технологий. Результаты работы могут быть использованы логопедами и педагогами дошкольных образовательных организаций по обогащению лексического запаса детей с общим недоразвитием речи средствами изо-технологий.
Структура работы. Работа состоит из введения, двух глав, заключения, списка использованной литературы, приложений.
Анализ и обобщение данных литературы, посвященных изучению лексической стороны речи у детей с ОНР, показал, что в логопедии выделяются некоторые особенности усвоения лексики у детей с ОНР, а именно: преобладание пассивного словаря над активным; ограничение употребления слов различных лексических групп; нарушение актуализации словаря глаголов и прилагательных; трудности усвоения слов обобщенного отвлеченного значения, слов, обозначающих состояние, оценку, качества, признаки и др.; неточное употребление слов, выражающееся вербальными парафазиями; вариативность лексических замен, свидетельствующая о большей сохранности слухового контроля, чем произносительных, кинестетических образов слов; немотивированный, случайный характер словестных ассоциаций; малый объем семантического поля, проявляющийся в ограниченном количестве смысловых связей; долгий период актуализации нужного слова; трудности при группировке семантически далеких слов; ошибки при выполнении заданий на группировку семантически близких слов.
Если деятельность детей будет носить разнообразный характер, в работе будут использоваться различные материалы для создания образа, интерес детей будет подкрепляться внедрением новых, не знакомых детям, способов выполнения работы, то коррекционный педагогический процесс станет намного эффективнее и продуктивнее.
Коррекционная работа, направленная на обогащение лексического запаса дошкольников с ОНР, с использованием изо-технологий должна включать в себя задания, оречевление которых в ходе выполнения, способствует уточнению, активизации и закреплению необходимой лексики (словаря существительных, прилагательных, глаголов и т.д.) в рамках определенной лексической темы.
Исследование лексического запаса детей с ОНР 3 уровня проходило на базе МАДОУ «Центр развития ребенка - детский сад №16» Ново- Савиновского района г. Казани. Выборка составила 40 детей старшего дошкольного возраста.
Для исследования лексического запаса у детей старшего дошкольного возраста с ОНР 3 уровня нами были выбраны методика обследования словарного запаса детей И.А. Смирновой.
Результаты исследования по методике показали, что высокий уровень лексического запаса у дошкольников ЭГ не выявлен, у дошкольников КГ высокий уровень составил 40%. У 25% дошкольников ЭГ и 50% дошкольников КГ выявлен средний уровень лексического запаса. У 75% дошкольников ЭГ и 10% дошкольников КГ выявлен низкий уровень лексического запаса.
Результаты исследования показали, что словарный запас у детей очень низок. Поэтому, целью разработки комплекса занятий стало обогащение лексического запаса детей с ОНР средствами ИЗО-технологий.
Для формирующего этапа эксперимента дошкольники ЭГ были поделены на две группы по 10 детей, которые также составили ЭГ и КГ. Комплекс занятий был апробирован с 10 дошкольниками ЭГ.
Продолжительность реализации комплекса занятий: 6 месяцев (октябрь 2018 - март 2019), по 4 занятия в неделю.
Разработан перспективный план лексических тем для обогащения словарного запаса детей старшего дошкольного возраста с ОНР 3 уровня посредством ИЗО-технологий.
После реализации комплекса занятий по обогащению лексического запаса детей с ОНР средствами ИЗО-технологий было проведено повторное исследование по той же методике, что и на констатирующем этапе эксперимента.
Сравнивая результаты исследования по методике обследования словарного запаса И.А. Смирновой у детей старшего дошкольного возраста
ЭГ и КГ видно, что высокий уровень лексического запаса выявлен у 40% дошкольников ЭГ и 10% дошкольников КГ. У 40% дошкольников ЭГ и 30% дошкольников КГ выявлен средний уровень лексического запаса. У 20% дошкольников ЭГ и 60% дошкольников КГ выявлен низкий уровень лексического запаса.
Таким образом, уровень развития лексического запаса у дошкольников ЭГ стал заметно лучше, чем у дошкольников КГ. Однако показатели дошкольников КГ также немного улучшились. По результатам исследования можно сделать вывод, что разработанный комплекс занятий по обогащению лексического запаса детей с ОНР средствами ИЗО-технологий доказал свою эффективность.
Если деятельность детей будет носить разнообразный характер, в работе будут использоваться различные материалы для создания образа, интерес детей будет подкрепляться внедрением новых, не знакомых детям, способов выполнения работы, то коррекционный педагогический процесс станет намного эффективнее и продуктивнее.
Коррекционная работа, направленная на обогащение лексического запаса дошкольников с ОНР, с использованием изо-технологий должна включать в себя задания, оречевление которых в ходе выполнения, способствует уточнению, активизации и закреплению необходимой лексики (словаря существительных, прилагательных, глаголов и т.д.) в рамках определенной лексической темы.
Исследование лексического запаса детей с ОНР 3 уровня проходило на базе МАДОУ «Центр развития ребенка - детский сад №16» Ново- Савиновского района г. Казани. Выборка составила 40 детей старшего дошкольного возраста.
Для исследования лексического запаса у детей старшего дошкольного возраста с ОНР 3 уровня нами были выбраны методика обследования словарного запаса детей И.А. Смирновой.
Результаты исследования по методике показали, что высокий уровень лексического запаса у дошкольников ЭГ не выявлен, у дошкольников КГ высокий уровень составил 40%. У 25% дошкольников ЭГ и 50% дошкольников КГ выявлен средний уровень лексического запаса. У 75% дошкольников ЭГ и 10% дошкольников КГ выявлен низкий уровень лексического запаса.
Результаты исследования показали, что словарный запас у детей очень низок. Поэтому, целью разработки комплекса занятий стало обогащение лексического запаса детей с ОНР средствами ИЗО-технологий.
Для формирующего этапа эксперимента дошкольники ЭГ были поделены на две группы по 10 детей, которые также составили ЭГ и КГ. Комплекс занятий был апробирован с 10 дошкольниками ЭГ.
Продолжительность реализации комплекса занятий: 6 месяцев (октябрь 2018 - март 2019), по 4 занятия в неделю.
Разработан перспективный план лексических тем для обогащения словарного запаса детей старшего дошкольного возраста с ОНР 3 уровня посредством ИЗО-технологий.
После реализации комплекса занятий по обогащению лексического запаса детей с ОНР средствами ИЗО-технологий было проведено повторное исследование по той же методике, что и на констатирующем этапе эксперимента.
Сравнивая результаты исследования по методике обследования словарного запаса И.А. Смирновой у детей старшего дошкольного возраста
ЭГ и КГ видно, что высокий уровень лексического запаса выявлен у 40% дошкольников ЭГ и 10% дошкольников КГ. У 40% дошкольников ЭГ и 30% дошкольников КГ выявлен средний уровень лексического запаса. У 20% дошкольников ЭГ и 60% дошкольников КГ выявлен низкий уровень лексического запаса.
Таким образом, уровень развития лексического запаса у дошкольников ЭГ стал заметно лучше, чем у дошкольников КГ. Однако показатели дошкольников КГ также немного улучшились. По результатам исследования можно сделать вывод, что разработанный комплекс занятий по обогащению лексического запаса детей с ОНР средствами ИЗО-технологий доказал свою эффективность.
Подобные работы
- РАЗВИТИЕ СЛОВАРЯ У ДЕТЕЙ 6-7 ЛЕТ С ОБЩИМ НЕДОРАЗВИТИЕМ РЕЧИ ПОСРЕДСТВОМ ТЕХНОЛОГИИ ОБОГАЩЕНИЯ ЛЕКСИЧЕСКОГО ЗАПАСА ДЕТЕЙ ДОШКОЛЬНОГО ВОЗРАСТА
Бакалаврская работа, дефектология. Язык работы: Русский. Цена: 4255 р. Год сдачи: 2017 - Формирование словаря о природе у детей 5-6 лет с тяжелыми нарушениями речи посредством технологии обогащения лексического запаса
Бакалаврская работа, педагогика. Язык работы: Русский. Цена: 4800 р. Год сдачи: 2023 - ОБОГАЩЕНИЕ ЛЕКСИЧЕСКОГО ЗАПАСА ДЕТЕЙ С ОБЩИМ НЕДОРАЗВИТИЕМ РЕЧИ СРЕДСТВАМИ ИЗО - ТЕХНОЛОГИЙ
Дипломные работы, ВКР, логопедия. Язык работы: Русский. Цена: 6500 р. Год сдачи: 2019 - ОБОГАЩЕНИЕ ЛЕКСИЧЕСКОГО ЗАПАСА ДЕТЕЙ С ОБЩИМ НЕДОРАЗВИТИЕМ РЕЧИ СРЕДСТВАМИ ИЗО-ТЕХНОЛОГИЙ
Дипломные работы, ВКР, логопедия. Язык работы: Русский. Цена: 6500 р. Год сдачи: 2019 - ОБОГАЩЕНИЕ СЛОВАРНОГО ЗАПАСА ДЕТЕЙ 5-6 ЛЕТ С ОБЩИМ НЕДОРАЗВИТИЕМ РЕЧИ III УРОВНЯ ПОСРЕДСТВОМ СИНКВЕЙНА
Бакалаврская работа, дефектология. Язык работы: Русский. Цена: 4850 р. Год сдачи: 2020 - Инновационные методы развития лексического запаса иностранных обучающихся на уроках русского языка в 5-7 классах основной школы
Магистерская диссертация, педагогика. Язык работы: Русский. Цена: 5700 р. Год сдачи: 2018 - ФОРМИРОВАНИЕ НАВЫКА СЛОВООБРАЗОВАНИЯ СУЩЕСТВИТЕЛЬНЫХ У ДЕТЕЙ 5-6 ЛЕТ С ОБЩИМ НЕДОРАЗВИТИЕМ РЕЧИ II УРОВНЯ СРЕДСТВАМИ ЦИФРОВЫХ ТЕХНОЛОГИЙ
Бакалаврская работа, дефектология. Язык работы: Русский. Цена: 4550 р. Год сдачи: 2021 - ПЕДАГОГИЧЕСКОЕ СОПРОВОЖДЕНИЕ ФОРМИРОВАНИЯ СЛОВАРНОГО ЗАПАСА У ДЕТЕЙ 5-6 ЛЕТ С ОБЩИМ НЕДОРАЗВИТИЕМ РЕЧИ III УРОВНЯ
Бакалаврская работа, дефектология. Язык работы: Русский. Цена: 4270 р. Год сдачи: 2020 - Обогащение словарного запаса на уроках русского языка в 5 классе при изучении темы «Имя прилагательное»
Дипломные работы, ВКР, педагогика. Язык работы: Русский. Цена: 4270 р. Год сдачи: 2018



