Введение 4
Глава 1. Теоретический анализ проблемы обогащения лексического
запаса детей с общим недоразвитием речи средствами ИЗО-технологий . 8
1.1. Психолого-педагогическая характеристика детей с общим
недоразвитием речи 3 уровня 8
1.2. Сравнительный анализ формирования лексической стороны речи у
детей в норме и с общим недоразвитием речи 13
1.3. ИЗО-технологии как современный метод развития речи детей с
речевыми нарушениями 17
Выводы по главе 1 24
Глава 2. Опытно-экспериментальная работа по обогащению лексического запаса детей с общим недоразвитием речи средствами ИЗО-технологий 25
2.1. Организация и методы исследования лексического запаса детей с
общим недоразвитием речи 25
2.2. Разработка комплекса занятий по обогащению лексического запаса
детей с общим недоразвитием речи средствами ИЗО-технологий 33
2.3. Сравнительный анализ результатов опытно-экспериментальной
работы 48
Выводы по главе 2 55
Заключение 56
Список использованной литературы 60
Приложения
В настоящее время особенно остро стоит вопрос оказания коррекционной помощи детям с нарушениями речи. С одной стороны, это связано с увеличением количества детей с речевой патологией, а с другой стороны, - с поиском новых средств и методов коррекционной работы. Одним из важных направлений логопедической работы является формирование и развитие словарного запаса у дошкольников с общим недоразвитием речи (ОНР).
Несмотря на то, что в научной литературе существует множество работ по развитию лексики у детей с ОНР, остается необходимость дальнейшей разработки этого вопроса. На занятиях дети с ОНР быстро утомляются и часто отвлекаются, у них отсутствует интерес и активность, поэтому на наш взгляд актуальным является совершенствование методов и приемов обогащения лексического запаса детей с учетом мотивационной включенности и заинтересованности дошкольников на логопедических занятиях. В мире высоких технологий в педагогике назревает проблема: как заинтересовать ребенка, не используя современную технику, такую как компьютеры, планшеты и телефоны, от которых дети так сильно зависимы.
Включение в коррекционное занятие разнообразных нестандартных изо-технологий может стать решением этой проблемы. Коррекционный потенциал средств изобразительного творчества является не полностью реализованным в логопедической работе, что определяет необходимость изучения данного вопроса и разработки содержания и приемов работы по обогащению лексического запаса у дошкольников с ОНР средствами изотехнологий.
Степень разработанности проблемы исследования. Исследования общего недоразвития речи у детей раскрыты в работах таких авторов, как: А.Г. Арушанова, Т.В. Волосовец, А.Н. Гвоздев, Н.С. Жукова, Е.М. Мастюкова, Т.Б. Филичева, Л.И. Лалаева, Л.Г. Парамонова, С.Н. Шаховская,
Н.В. Серебрякова, Р.Е. Левина, Г.В. Чиркина и др. Все авторы сходятся во мнении, что ОНР является распространенным нарушением, прогрессирующим в современном мире. Особенно часто среди детей дошкольного возраста встречается ОНР 3 уровня.
Проблемы развития лексической стороны речи у детей с ОНР исследовались такими авторами, как: Ж.В. Антипова, Н.В. Борякова, Т.А. Матросова, Ю.Ф. Гаркуш, Л.Н. Ефименкова, Г.И. Жаренкова, А.А. Залевская, Е.Ф. Соботович, В.И. Яшина и др. Все авторы подчеркивают, что развитие лексической стороны речи в онтогенезе связано с вовлечением ребенка в окружающий мир. Основной момент в развитии речи ребенка связан с его активностью общения со взрослыми людьми.
Практика использования изо-технологий в логопедической работе с дошкольниками с ОНР приведена в работах таких авторов, как: А.И. Копытина, Н.В. Блинкова, Г.А. Быстрова, Э.А. Сизова, Т.А. Шуйская, Г.Н. Давыдова, Н.А. Дмитриева, Т.Н. Доронова и др. Все авторы относят изотехнологию к одним из наиболее эффективных методов коррекции нарушений речи у детей.
Объект исследования - лексическая сторона речи детей старшего дошкольного возраста с ОНР.
Предмет исследования - изо-технологии как средство обогащения лексического запаса у детей с ОНР.
Цель исследования - Выявить особенности словаря у детей старшего дошкольного возраста с ОНР , разработать комплекс занятий по обогащению лексического запаса средствами изо-технологий и экспериментально проверить его эффективность.
Гипотеза исследования: обогащение лексического запаса детей старшего дошкольного возраста с ОНР III уровня будет эффективным, если организовать логопедическую работу с систематическим использованием изо-технологии на занятиях: лепки, аппликации, рисования, коллективныех творческих работ.
Для достижения данной цели и проверки гипотезы потребовалось решение следующих задач:
- проанализировать психолого-педагогическую литературу по проблеме обогащения лексического запаса детей с общим недоразвитием речи средствами изо-технологий;
- выявить особенности лексического запаса детей старшего
дошкольного возраста с общим недоразвитием речи III уровня;
- разработать комплекс логопедических занятий с элементами ИЗО
технологий по обогащению лексического запаса детей старшего
дошкольного возраста с общим недоразвитием речи;
- экспериментально проверить эффективность разработанного комплекса занятий.
Методологическая основа исследования:
- положения об общем недоразвитии речи у детей Т.В. Волосовец, А.Н. Гвоздева, Н.С. Жуковой, Е.М. Мастюковой, Т.Б. Филичевой, Л.И. Лалаевой,
С.Н. Шаховской, Р.И. Лалаевой, Н.В. Серебряковой, Р.Е. Левиной, Г.В. Чиркиной и др.
- концепции развития лексической стороны речи у детей с ОНР Ж.В. Антиповой, Н.В. Боряковой, Т.А. Матросовой, Ю.Ф. Гаркуш, Л.Н. Ефименковой, Г.И. Жаренковой, А.А. Залевской, Е.Ф. Соботович, В.И. Яшиной и др.
- положения использования изо-технологий в логопедической работе с дошкольниками с ОНР А.И. Копытиной, Н.В. Блинковой, Г.А. Быстровой, Э.А. Сизовой, Т.А. Шуйской, Г.Н. Давыдовой, Н.А. Дмитриевой, Т.Н. Дороновой и др.
Методы исследования: теоретические (анализ литературы),
практические (педагогический эксперимент).
База исследования: Муниципальное автономное дошкольное
образовательное учреждение «Центр развития ребенка - детский сад №16» Ново-Савиновского района г. Казани.
Практическая значимость работы. Разработан комплекс занятий по обогащению лексического запаса детей с общим недоразвитием речи средствами изо-технологий. Результаты работы могут быть использованы логопедами и педагогами дошкольных образовательных организаций по обогащению лексического запаса детей с общим недоразвитием речи средствами изо-технологий.
Структура работы. Работа состоит из введения, двух глав, заключения, списка использованной литературы, приложений.
Анализ и обобщение данных литературы, посвященных изучению лексической стороны речи у детей с ОНР, показал, что в логопедии выделяются некоторые особенности усвоения лексики у детей с ОНР, а именно: преобладание пассивного словаря над активным; ограничение употребления слов различных лексических групп; нарушение актуализации словаря глаголов и прилагательных; трудности усвоения слов обобщенного отвлеченного значения, слов, обозначающих состояние, оценку, качества, признаки и др.; неточное употребление слов, выражающееся вербальными парафазиями; вариативность лексических замен, свидетельствующая о большей сохранности слухового контроля, чем произносительных, кинестетических образов слов; немотивированный, случайный характер словестных ассоциаций; малый объем семантического поля, проявляющийся в ограниченном количестве смысловых связей; долгий период актуализации нужного слова; трудности при группировке семантически далеких слов; ошибки при выполнении заданий на группировку семантически близких слов.
Если деятельность детей будет носить разнообразный характер, в работе будут использоваться различные материалы для создания образа, интерес детей будет подкрепляться внедрением новых, не знакомых детям, способов выполнения работы, то коррекционный педагогический процесс станет намного эффективнее и продуктивнее.
Коррекционная работа, направленная на обогащение лексического запаса дошкольников с ОНР, с использованием изо-технологий должна включать в себя задания, оречевление которых в ходе выполнения, способствует уточнению, активизации и закреплению необходимой лексики (словаря существительных, прилагательных, глаголов и т.д.) в рамках определенной лексической темы.
Исследование лексического запаса детей с ОНР 3 уровня проходило на базе МАДОУ «Центр развития ребенка - детский сад №16» Ново- Савиновского района г. Казани. Выборка составила 40 детей старшего дошкольного возраста.
Для исследования лексического запаса у детей старшего дошкольного возраста с ОНР 3 уровня нами были выбраны методика обследования словарного запаса детей И.А. Смирновой.
Результаты исследования по методике показали, что высокий уровень лексического запаса у дошкольников ЭГ не выявлен, у дошкольников КГ высокий уровень составил 40%. У 25% дошкольников ЭГ и 50% дошкольников КГ выявлен средний уровень лексического запаса. У 75% дошкольников ЭГ и 10% дошкольников КГ выявлен низкий уровень лексического запаса.
Результаты исследования показали, что словарный запас у детей очень низок. Поэтому, целью разработки комплекса занятий стало обогащение лексического запаса детей с ОНР средствами ИЗО-технологий.
Для формирующего этапа эксперимента дошкольники ЭГ были поделены на две группы по 10 детей, которые также составили ЭГ и КГ. Комплекс занятий был апробирован с 10 дошкольниками ЭГ.
Продолжительность реализации комплекса занятий: 6 месяцев (октябрь 2018 - март 2019), по 4 занятия в неделю.
Разработан перспективный план лексических тем для обогащения словарного запаса детей старшего дошкольного возраста с ОНР 3 уровня посредством ИЗО-технологий.
После реализации комплекса занятий по обогащению лексического запаса детей с ОНР средствами ИЗО-технологий было проведено повторное исследование по той же методике, что и на констатирующем этапе эксперимента.
Сравнивая результаты исследования по методике обследования словарного запаса И.А. Смирновой у детей старшего дошкольного возраста
ЭГ и КГ видно, что высокий уровень лексического запаса выявлен у 40% дошкольников ЭГ и 10% дошкольников КГ. У 40% дошкольников ЭГ и 30% дошкольников КГ выявлен средний уровень лексического запаса. У 20% дошкольников ЭГ и 60% дошкольников КГ выявлен низкий уровень лексического запаса.
Таким образом, уровень развития лексического запаса у дошкольников ЭГ стал заметно лучше, чем у дошкольников КГ. Однако показатели дошкольников КГ также немного улучшились. По результатам исследования можно сделать вывод, что разработанный комплекс занятий по обогащению лексического запаса детей с ОНР средствами ИЗО-технологий доказал свою эффективность.
1. Антипова, Ж.В. Формирование словаря у дошкольников с общим недоразвитием речи / Ж.В. Антипова. - М.: Владос, 2014. - 346 с.
2. Арт-терапия - новые горизонты / Под ред. А.И. Копытина. - М.: Когито- Центр, 2016. - 336 с.
3. Арушанова, А.Г. Речь и речевое общение детей 3 - 7лет / А.Г. Арушанова. - М.: Владос, 2013. - 308 с.
4. Блинкова, Н.В. Развитие творчества и изобразительности у логопедов / Н.В. Блинков // Педагогическое обозрение. - 2017. - № 1. - С. 23-26.
5. Борякова, Н.В. Изучение и коррекция лексико-грамматического строя речи у детей с недостатками познавательного и речевого развития (на примере глагольной лексики, словоизменения глаголов и построения простых распространённых предложений) / Н.В. Борякова, Т.А. Матросова. - М.: В. Секачев, 2016. - 200 с.
6. Быстрова, Г.А. Логоигры / Г.А. Быстрова, Э.А. Сизова, Т.А. Шуйская. - СПб.: «Каро», 2012. - 128 с.
7. Волкова, Г.А. Методики психолого-педагогического обследования детей с нарушениями речи. Вопросы дифференциальной диагностики / Г.А. Волкова. - Спб.: Речь, 2012. - 344 с.
8. Волосовец, Т.В. Преодоление общего недоразвития речи у дошкольников / Т.В. Волосовец. - М., ТЦ Сфера, 2017. - 406 с.
9. Воспитание и обучение детей с расстройствами речи / Под ред. С.С. Ляпидевского, В.И. Селивёрстова. - М.: Просвещение, 2015. - 456 с.
10. Гаркуш, Ю.Ф. Коррекционно-педагогическая работа в дошкольных учреждениях для детей с нарушениями речи / Ю.Ф. Гаркуш. - М.: Педагогическое общество России, 2016. - 455 с.
11. Гвоздев, А.Н. Вопросы изучения детской речи / А.Н. Гвоздев. - М.: Сфера, 2013. - 349 с.
12. Давыдова, Г.Н. Нетрадиционные техники рисования в детском саду.
Часть 1-2 / Г. Н. Давыдова. - М.: Скрипторий, 2015. - 80 с.
13. Дмитриева, Н.А. Изображение и слово / Н. А. Дмитриева. - М.: Искусство, 2002. - 314 с.
14. Доронова, Т.Н. Развитие детей в изобразительной деятельности / Т.Н. Доронова // Ребенок в детском саду. - 2015. - № 1. - С. 24-26.
15. Ефименкова, Л.Н. Формирование речи у дошкольников / Л.Н. Ефименкова. - М.: Владос, 2015. - 402 с.
16. Жаренкова, Г.И. Понимание лексико-грамматических отношений детьми с недоразвитием речи / Г.И. Жаренкова. - Спб.: Питер, 2013. - 344 с.
17. Жинкин, Н.И. Речь как проводник информации / Н.И. Жинкин, Р.Г. Котова, А.И. Новикова. - М.: Академия, 2013. - 456 с.
18. Жукова, Н.С. Отклонение в развитии детской речи / Н.С. Жукова. - М.: ТЦ Сфера, 2012. - 302 с.
19. Жукова, Н.С. Преодоление общего недоразвития речи у дошкольников / Н.С. Жукова, Е.М. Мастюкова, Т.Б. Филичева. - М.: Просвещение, 2013. - 344 с.
20.Залевская, А.А. Теоретические основы исследования специфики единиц лексикона и принципов его организации (исходные положения) / А.А. Залевская. - Спб.: Речь, 2014. - 378 с.
21. Лалаева, Л.И. Логопедия в таблицах и схемах / Л.И. Лалаева, Л.Г. Парамонова, С.Н. Шаховская. - М.: Феникс, 2016. - 302 с.
22. Лалаева, Р.И. Коррекция ОНР у дошкольников / Р.И. Лалаева, Н.В. Серебрякова. - Спб.: Питер, 2014. - 344 с.
23. Лалаева, Р.И. Формирование лексики и грамматического строя у дошкольников с ОНР / Р.И. Лалаева, Н.В. Серебрякова. - Спб.: Питер, 2014. - 344 с.
24. Леонтьев, А.А. Язык, речь и речевая деятельность / А.А. Леонтьев. - М.: Просвещение, 2010. - 466 с.
25. Ляховская, Ю.С. К вопросу изучения словаря ребёнка старшего дошкольного возраста // Логопед. - 2018. - №4. - С.12-14.
26. Основы теории и практики логопедии / Под ред. Р.Е. Левиной. - М.: Просвещение, 2012. - 365 с.
27. Пятница, Т.В. Логопедия в таблицах, схемах, цифрах [Текст] / Т.В. Пятница. - М.: Феникс, 2013. - 176 с.
28. Соботович, Е.Ф. Речевое недоразвитие у детей и пути его коррекции / Е.Ф. Соботович. - М.: Сфера, 2014. - 333 с.
29. Сохин, Ф.А. Развитие речи у детей дошкольного возраста / Ф.А. Сохин. - Спб.: Речь, 2015. - 304 с.
30. Специальная педагогика / Под ред. Н.И. Назаровой. - М.: Просвещение, 2013. - 344 с.
31. Спирова Л.Ф., Ястребова А.В. Обследование лексического запаса и грамматического строя речи // Методы обследования речи детей / Под. Ред. Г.В. Чиркиной - М.: Аркти, 2013. - 455 с.
32. Утробина, К. К. Увлекательное рисование методом тычка с детьми 3-7 лет: рисуем и познаем окружающий мир / К.К. Утробина, Г.Ф. Утробин. - М.:ГНОМ и Д., 2015. - 107 с.
33. Ушакова, Т.Н. Детская речь: психолингвистические исследования / Т.Н. Ушакова, Н.В. Уфимцева. - М.: Сфера, 2014. - 222 с.
34. Федеральный государственный стандарт дошкольного образования от 17.10.2013 // http: //izo .tom.ru/index.php/dokumenty/8 5
35. Филимонова О.Ю. Развитие словаря дошкольника в игре / О.Ю. Филимонова. - М.: Детство-пресс, 2012. - 456 с.
36. Филичева Т.Б., Соболева А.В. Развитие речи дошкольника / Т.Б. Филичева, А.В. Соболева. - М.: Владос, 2014. - 202 с.
37. Филичева Т.Б., Чевелёва Н.А. Логопедическая работа в специальном детском саду / Т.Б. Филичева, Н.А. Чевелева. - М., Аркти, 2012. - 468 с.
38. Филичева, Т.Б. Устранение общего недоразвития речи у детей дошкольного возраста: практическое пособие / Т.Б. Филичева, Г.В. Чиркина. - М.: Айрис-пресс, 2012. - 224 с.
39. Флоренская, Ю.А. Избранные работы по логопедии / Ю.А. Флоренская. -
М.: АСТ, 2016. - 440 c.
40. Фомина, М.И., Цейтлин, С.Н. Усвоение ребёнком прилагательных //Детская речь: норма и патология / Сб. научных трудов. - Самара, 2016. - С.23-26.
41. Фомичева, М.Ф. Воспитание у детей правильного произношения. Практикум по логопедии / М.Ф. Фомичева. - Спб.: Речь, 2012. - 349 с.
42. Цейтлин, С.Н. Язык и ребёнок. Лингвистика детской речи / С.Н. Цейтлин.
- М.: Владос, 2012. - 304 с.
43. Шашкина, Г.Р. Логопедическая работа с дошкольниками / Г.Р. Шашкина, Л.П. Зернова, И.А. Зимина. - М.: Издательский центр «Академия», 2013.
- 240 с.
44.Эльконин, Д.Б. Развитие речи в дошкольном возрасте / Д.Б. Эльконин. - М., Педагогика, 2013. - 644 с.
45. Яшина, В.И. Особенности словаря детей пятого года жизни // Вопросы дошкольной педагогики. - 2016. - №5. - С.45-47.