Внедрение электронных образовательных ресурсов в средней общеобразовательной школе и рекомендации по их реализации (на примере муниципального бюджетного общеобразовательного учреждения средней общеобразовательной школы №3 имени Тази Гиззата г.Агрыз)
|
ВВЕДЕНИЕ 3
1 ТЕОРЕТИЧЕСКИЕ ОСНОВЫ ЭЛЕКТРОННЫХ ОБРАЗОВАТЕЛЬНЫХ РЕСУРСОВ 6
1.1 Понятие и сущность электронных образовательных ресурсов 6
1.2 Основные виды электронных образовательных ресурсов 10
1.3 Программные инструментальные средства создания электронных
образовательных ресурсов 23
2 АНАЛИЗ РАЗРАБОТКИ И РЕАЛИЗАЦИИ ЭЛЕКТРОННЫХ
ОБРАЗОВАТЕЛЬНЫХ РЕСУРСОВ НА ПРИМЕРЕ МБОУ СОШ №3 ИМЕНИ ТАЗИ ГИЗЗАТА Г.АГРЫЗ 44
2.1 Краткая характеристика образовательной организации 44
2.2 Оценка возможностей и условия реализации электронных
образовательных ресурсов образовательной организации 49
2.3 Анализ использования ЭОР образовательной организации 55
3 РЕКОМЕНДАЦИИ ПО РАЗРАБОТКЕ И РЕАЛИЗАЦИИ ЭОР В МБОУ СОШ
№3 ИМЕНИ ТАЗИ ГИЗЗАТА 66
3.1 Проблемы разработки и реализации ЭОР в образовательной
организации 66
3.2 Рекомендации при разработке и реализации ЭОР в образовательной
организации 73
3.3 Проект по внедрению и разработке ЭОР 86
ЗАКЛЮЧЕНИЕ 97
СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ 101
1 ТЕОРЕТИЧЕСКИЕ ОСНОВЫ ЭЛЕКТРОННЫХ ОБРАЗОВАТЕЛЬНЫХ РЕСУРСОВ 6
1.1 Понятие и сущность электронных образовательных ресурсов 6
1.2 Основные виды электронных образовательных ресурсов 10
1.3 Программные инструментальные средства создания электронных
образовательных ресурсов 23
2 АНАЛИЗ РАЗРАБОТКИ И РЕАЛИЗАЦИИ ЭЛЕКТРОННЫХ
ОБРАЗОВАТЕЛЬНЫХ РЕСУРСОВ НА ПРИМЕРЕ МБОУ СОШ №3 ИМЕНИ ТАЗИ ГИЗЗАТА Г.АГРЫЗ 44
2.1 Краткая характеристика образовательной организации 44
2.2 Оценка возможностей и условия реализации электронных
образовательных ресурсов образовательной организации 49
2.3 Анализ использования ЭОР образовательной организации 55
3 РЕКОМЕНДАЦИИ ПО РАЗРАБОТКЕ И РЕАЛИЗАЦИИ ЭОР В МБОУ СОШ
№3 ИМЕНИ ТАЗИ ГИЗЗАТА 66
3.1 Проблемы разработки и реализации ЭОР в образовательной
организации 66
3.2 Рекомендации при разработке и реализации ЭОР в образовательной
организации 73
3.3 Проект по внедрению и разработке ЭОР 86
ЗАКЛЮЧЕНИЕ 97
СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ 101
Актуальность данной работы обусловлена тем, что на сегодняшний день роль электронных образовательных ресурсов в средних общеобразовательных школах весьма высока, так как с введением новых образовательных стандартов изменились требования к результату образования: кроме знаний по предмету дети должны овладеть и мета предметными действиями, в том числе, хорошо и грамотно работать на компьютере. В этом плане ресурсы, несомненно, соответствуют требованиям ФГОС.
В настоящее время продолжается стремительная информатизация сферы образования, в частности, разработка электронных средств обучения. В связи с этим перед учебными заведениями стоит задача создания дополняющих учебники наборов электронных образовательных ресурсов (ЭОР): электронных курсов лекций, электронных учебных пособий, контрольно-измерительных материалов с постепенным переходом к созданию полных электронных модулей и электронных учебно-методических комплексов по дисциплинам, поддерживающих проведение всех видов занятий.
Электронные образовательные ресурсы являются мощным средством повышения эффективности обучения, тем новым способом передачи знаний, который соответствует качественно новому содержанию обучения и развития учащихся.
При написании данной работы были использованы научная и учебно - методическая литература, статьи в периодических изданиях Российской Федерации. Основными источниками, раскрывающими теоретические основы ЭОР, явились работы Бодровой И.В.[4], Чернышёвой Е.Ю.[20], Шпагина Ю.Б.[16], Захаровой М.А.[9], Киселевлой Н.В.[9], Юдиной А.И.[9], Поживилковой А.А.[9], Аверченкова В. И.[1], Шкумата Е. В.[1], Надуваева В.А.[1], Якушиной Е.В.[21]. В данных источниках подробно рассмотрено понятие ЭОР, виды ЭОР и программные инструментальные средства создания ЭОР.
Объект исследования - МБОУ СОШ №3 имени Тази Гиззата г. Агрыз.
Предмет исследования - применение электронных образовательных ресурсов в МБОУ СОШ №3 имени Тази Гиззата г. Агрыз.
Цель выпускной квалификационной работы заключается в анализе применение ЭОР и технической оснащенности в МБОУ СОШ №3 имени Тази Гиззата г. Агрыз, выявлении проблем в реализации ЭОР и в разработке рекомендаций по внедрению и реализации ЭОР.
Для осуществления обозначенной цели служат следующие задачи:
1. раскрыть понятие и сущность «электронного образовательного ресурса», представить основные виды ЭОР;
2. раскрыть программные инструментальные средства создания электронных образовательных ресурсов
3. дать краткую характеристику МБОУ СОШ №3 имени Тази Гиззата г. Агрыз;
4. выявить проблемы в разработке и реализации ЭОР в МБОУ СОШ №3 имени Тази Гиззата г. Агрыз;
5. дать рекомендации в разработке и реализации ЭОР МБОУ СОШ №3 имени Тази Гиззата г. Агрыз.
Гипотеза исследования заключается в том, что анализ внедрения электронных образовательных ресурсов и разработка рекомендаций при разработке и реализации ЭОР поспособствует повышению уровня использования ЭОР, в последствии и качества образования в средней общеобразовательной школе.
Для решения поставленных задач и проверки выдвинутой гипотезы применялись следующие методы исследования:
1. Теоретические: анализ и обобщение педагогической, методической и научно-теоретической литературы; разработка рекомендаций по разработке и реализации электронных образовательных ресурсов в МБОУ СОШ № 3 имени Тази Гиззата г. Агрыз.
2. Эмпирические: педагогическое наблюдение, проведение опроса, беседа с преподавателями и обучающимися, диагностирование.
3. Статистические: математическая обработка данных опроса,
графические и табличные интерпретации данных.
Теоретическая новизна исследования состоит в том, что проведена систематизация проблем МБОУ СОШ №3 имени Тази Гиззата г. Агрыз и направлений его дальнейшего развития.
Практическая значимость исследования заключается в разработке рекомендаций по разработке и реализации электронных образовательных ресурсов в МБОУ СОШ №3 имени Тази Гиззата г. Агрыз. Материалы исследования могут быть использованы в практике управления и руководства данной школы, а также другими средними общеобразовательными школами.
Апробация результатов исследования осуществлена на конференции: Международная научно-практическая конференция г.Варшава.
Исходя, из поставленной цели и задач формируется структура выпускной квалификационной работы, которая состоит из введения, трех глав, заключения, списка литературы и приложения в виде опроса.
Введение раскрывает актуальность, определяет степень разработанности темы, объект, предмет, цель, задачи, гипотезу и методы исследования, раскрывает теоретическую новизну и практическую значимость работы.
В первой главе рассматриваются понятие и сущность ЭОР, основные их виды и программные инструментальные средства создания ЭОР.
Во второй главе дается краткая характеристика МБОУ СОШ №3 имени Тази Гиззата г.Агрыз, проводится анализ возможностей и условия реализации ЭОР, а также анализ использования ЭОР в данной школе.
В третьей главе выделяются проблемы в МБОУ СОШ № 3 имени Тази Гиззата г.Агрыз и происходит разработка рекомендаций при разработке и реализации электронных образовательных ресурсов, также разработан программа по разработке и внедрению ЭОР.
В заключении подводятся итоги исследования и формируются окончательные выводы по рассматриваемой теме.
В настоящее время продолжается стремительная информатизация сферы образования, в частности, разработка электронных средств обучения. В связи с этим перед учебными заведениями стоит задача создания дополняющих учебники наборов электронных образовательных ресурсов (ЭОР): электронных курсов лекций, электронных учебных пособий, контрольно-измерительных материалов с постепенным переходом к созданию полных электронных модулей и электронных учебно-методических комплексов по дисциплинам, поддерживающих проведение всех видов занятий.
Электронные образовательные ресурсы являются мощным средством повышения эффективности обучения, тем новым способом передачи знаний, который соответствует качественно новому содержанию обучения и развития учащихся.
При написании данной работы были использованы научная и учебно - методическая литература, статьи в периодических изданиях Российской Федерации. Основными источниками, раскрывающими теоретические основы ЭОР, явились работы Бодровой И.В.[4], Чернышёвой Е.Ю.[20], Шпагина Ю.Б.[16], Захаровой М.А.[9], Киселевлой Н.В.[9], Юдиной А.И.[9], Поживилковой А.А.[9], Аверченкова В. И.[1], Шкумата Е. В.[1], Надуваева В.А.[1], Якушиной Е.В.[21]. В данных источниках подробно рассмотрено понятие ЭОР, виды ЭОР и программные инструментальные средства создания ЭОР.
Объект исследования - МБОУ СОШ №3 имени Тази Гиззата г. Агрыз.
Предмет исследования - применение электронных образовательных ресурсов в МБОУ СОШ №3 имени Тази Гиззата г. Агрыз.
Цель выпускной квалификационной работы заключается в анализе применение ЭОР и технической оснащенности в МБОУ СОШ №3 имени Тази Гиззата г. Агрыз, выявлении проблем в реализации ЭОР и в разработке рекомендаций по внедрению и реализации ЭОР.
Для осуществления обозначенной цели служат следующие задачи:
1. раскрыть понятие и сущность «электронного образовательного ресурса», представить основные виды ЭОР;
2. раскрыть программные инструментальные средства создания электронных образовательных ресурсов
3. дать краткую характеристику МБОУ СОШ №3 имени Тази Гиззата г. Агрыз;
4. выявить проблемы в разработке и реализации ЭОР в МБОУ СОШ №3 имени Тази Гиззата г. Агрыз;
5. дать рекомендации в разработке и реализации ЭОР МБОУ СОШ №3 имени Тази Гиззата г. Агрыз.
Гипотеза исследования заключается в том, что анализ внедрения электронных образовательных ресурсов и разработка рекомендаций при разработке и реализации ЭОР поспособствует повышению уровня использования ЭОР, в последствии и качества образования в средней общеобразовательной школе.
Для решения поставленных задач и проверки выдвинутой гипотезы применялись следующие методы исследования:
1. Теоретические: анализ и обобщение педагогической, методической и научно-теоретической литературы; разработка рекомендаций по разработке и реализации электронных образовательных ресурсов в МБОУ СОШ № 3 имени Тази Гиззата г. Агрыз.
2. Эмпирические: педагогическое наблюдение, проведение опроса, беседа с преподавателями и обучающимися, диагностирование.
3. Статистические: математическая обработка данных опроса,
графические и табличные интерпретации данных.
Теоретическая новизна исследования состоит в том, что проведена систематизация проблем МБОУ СОШ №3 имени Тази Гиззата г. Агрыз и направлений его дальнейшего развития.
Практическая значимость исследования заключается в разработке рекомендаций по разработке и реализации электронных образовательных ресурсов в МБОУ СОШ №3 имени Тази Гиззата г. Агрыз. Материалы исследования могут быть использованы в практике управления и руководства данной школы, а также другими средними общеобразовательными школами.
Апробация результатов исследования осуществлена на конференции: Международная научно-практическая конференция г.Варшава.
Исходя, из поставленной цели и задач формируется структура выпускной квалификационной работы, которая состоит из введения, трех глав, заключения, списка литературы и приложения в виде опроса.
Введение раскрывает актуальность, определяет степень разработанности темы, объект, предмет, цель, задачи, гипотезу и методы исследования, раскрывает теоретическую новизну и практическую значимость работы.
В первой главе рассматриваются понятие и сущность ЭОР, основные их виды и программные инструментальные средства создания ЭОР.
Во второй главе дается краткая характеристика МБОУ СОШ №3 имени Тази Гиззата г.Агрыз, проводится анализ возможностей и условия реализации ЭОР, а также анализ использования ЭОР в данной школе.
В третьей главе выделяются проблемы в МБОУ СОШ № 3 имени Тази Гиззата г.Агрыз и происходит разработка рекомендаций при разработке и реализации электронных образовательных ресурсов, также разработан программа по разработке и внедрению ЭОР.
В заключении подводятся итоги исследования и формируются окончательные выводы по рассматриваемой теме.
Век стремительного развития общества характеризуется влиянием на него современных компьютерных технологий, проникающих во все сферы человеческой деятельности. Школа не является исключением. Процесс компьютеризации сопровождается существенными изменениями в педагогической теории и практике учебно-воспитательного процесса, в изменении технологий обучения, которые должны быть не только адекватны современным техническим возможностям и требованиям, но и способствовать гармоничному вхождению ребенка в информационное общество. Компьютерные технологии призваны стать частью целостного образовательного процесса, значительно повышающей его эффективность. Установленные ФГОС новые требования к результатам обучающихся вызывают необходимость в изменении содержания обучения. Учитель сегодня должен не только «давать» готовый материал, но и уметь конструировать педагогические ситуации, новые задания, направленные на использование обобщенных способов деятельности и создание учащимися собственных умозаключений в освоении знаний, что соответствует основным идеям ФГОС, методологической основой которого является системно-деятельностный подход, согласно которому "развитие личности обучающегося на основе усвоения универсальных учебных действий, познания и освоения мира составляет цель и основной результат образования".
Главная задача современного учителя заключается в том, чтобы научить своих учеников искать знания и осваивать самостоятельно, помочь ребенку сориентироваться в мире информации, научить учиться. Умение обрабатывать информацию на сегодняшний день является весьма ценным достоянием.
При реализации ЭОР необходимо использовать цифровые технологии. В МБОУ СОШ №3 имени Тази Гиззата не достаточно технических средств для полноценного использования всеми преподавателями школы электронных образовательных ресурсов. При реализации и внедрении ЭОР в школе учитывается не только материально-техническое оснащение, но и кадровый потенциал учительского состава. Педагогический коллектив был представлен 44 основными работниками и 1 внешним совместителем. В качественной реализации и разработке ЭОР нужны профессионалы своего дела, а в данной школе 50% учителей без категории, цифра сказывается на внедрении ЭОР.
С помощью опросов было выяснены следующие данные: в школе по предмету «экономика» не используются ЭОР. Были несколько вопросов по «идеальному» уроку. Ученики больше склонны к цифровым технологиям. Они более активны и внимательны, когда учитель использует ЭОР, но значение ЭОР практически никто не знает. Следующий шаг, небольшой опрос для педагогов, их в школе 41. По результатам все учителя знают, что такое ЭОР, У не используют ЭОР, редко используют 44%, часто 25%, всегда 7%, обеспеченность учителей ЭОРами крайне мала, в основном учителя берут готовые ЭОры из федеральных образовательных порталов или докупают готовые ЭОР из других сервисов. Было выяснено, что методическая поддержка по ЭОРам в школе недостаточна.
Исследование предполагало также выявление проблем при разработке и реализации ЭОР. После анализа выявили 12 основных проблем, которые предложили педагогам и администрации выделить наиболее важные, на их взгляд, препятствия и барьеры при использовании ИКТ и ЭОР в образовательном процессе. Для этого создали опрос, в котором можно было ответить на несколько вариантов, которые являются наиболее важными проблемами при реализации электронных образовательных ресурсов в школе.
После анализа ответов педагогов и администрации школы можно выделить следующие основные проблемы: исследование показывает, что доступ учителей к средствам ИКТ не является достаточным для реальной информатизации образования и постоянного эффективного использования ЭОР в преподавании различных предметов. Также было выяснено, что у большинства педагогов недостаточное количество времени для разработки и реализации электронных образовательных ресурсов. Если использовать готовые ЭОР, то в федеральных образовательных порталах недостаточно готовых ЭОР по различным предметам и учебникам.
Проведенное исследование показывает достаточно высокий уровень готовности учителей к использованию ИКТ и ЭОР в учебном процессе. Практически все учителя, принявшие участие в анкетировании, умеют использовать и используют компьютер в повседневной жизни. При этом, нет существенных отличий в готовности использовать ИКТ и ЭОР в учебном процессе в зависимости от предмета. Проблемой неиспользования ЭОР или (что зачастую является более опасным) неэффективного использования ЭОР, является отсутствие проработанных и доказавших свою эффективность методик организации образовательного процесса с использованием ЭОР.
Выделив основные проблемы при внедрении и разработке электронных образовательных ресурсов, были разработаны рекомендации по их устранению. Рекомендации разделены по степени решения этих проблем: педагоги, администрация, отдел образования. И каждую категорию разделили по материальным и нематериальным рекомендациям. Все представленные рекомендации являются актуальными на 2019 год, при внедрении их на конец учебного 2019 года, школа может получить на новый учебный 2019-2020 год совершенно новые показатели по разработке и реализации электронных образовательных ресурсов. Рекомендуем распечатать таблицы с рекомендациями и использовать их в своей работе. Они разработаны именно для МБОУ СОШ №3 имени Тази Гиззата г.Агрыз, но могут использоваться и в других школах района.
Также была разработан ЭОР-БОТ в Telegram, которая является платформой при разработке и реализации электронных образовательных ресурсов, бот включает в себя чат для учителей, полезные ссылки и программы, материалы по созданию ЭОР и по использованию уже готовых ЭОР.
Таким образом, цель выпускной квалификационной работы, которая заключается анализе применение ЭОР и технической оснащенности в МБОУ СОШ №3 имени Тази Гиззата г. Агрыз, выявлении проблем в реализации ЭОР и в разработке рекомендаций по их устранению была выполнена.
Главная задача современного учителя заключается в том, чтобы научить своих учеников искать знания и осваивать самостоятельно, помочь ребенку сориентироваться в мире информации, научить учиться. Умение обрабатывать информацию на сегодняшний день является весьма ценным достоянием.
При реализации ЭОР необходимо использовать цифровые технологии. В МБОУ СОШ №3 имени Тази Гиззата не достаточно технических средств для полноценного использования всеми преподавателями школы электронных образовательных ресурсов. При реализации и внедрении ЭОР в школе учитывается не только материально-техническое оснащение, но и кадровый потенциал учительского состава. Педагогический коллектив был представлен 44 основными работниками и 1 внешним совместителем. В качественной реализации и разработке ЭОР нужны профессионалы своего дела, а в данной школе 50% учителей без категории, цифра сказывается на внедрении ЭОР.
С помощью опросов было выяснены следующие данные: в школе по предмету «экономика» не используются ЭОР. Были несколько вопросов по «идеальному» уроку. Ученики больше склонны к цифровым технологиям. Они более активны и внимательны, когда учитель использует ЭОР, но значение ЭОР практически никто не знает. Следующий шаг, небольшой опрос для педагогов, их в школе 41. По результатам все учителя знают, что такое ЭОР, У не используют ЭОР, редко используют 44%, часто 25%, всегда 7%, обеспеченность учителей ЭОРами крайне мала, в основном учителя берут готовые ЭОры из федеральных образовательных порталов или докупают готовые ЭОР из других сервисов. Было выяснено, что методическая поддержка по ЭОРам в школе недостаточна.
Исследование предполагало также выявление проблем при разработке и реализации ЭОР. После анализа выявили 12 основных проблем, которые предложили педагогам и администрации выделить наиболее важные, на их взгляд, препятствия и барьеры при использовании ИКТ и ЭОР в образовательном процессе. Для этого создали опрос, в котором можно было ответить на несколько вариантов, которые являются наиболее важными проблемами при реализации электронных образовательных ресурсов в школе.
После анализа ответов педагогов и администрации школы можно выделить следующие основные проблемы: исследование показывает, что доступ учителей к средствам ИКТ не является достаточным для реальной информатизации образования и постоянного эффективного использования ЭОР в преподавании различных предметов. Также было выяснено, что у большинства педагогов недостаточное количество времени для разработки и реализации электронных образовательных ресурсов. Если использовать готовые ЭОР, то в федеральных образовательных порталах недостаточно готовых ЭОР по различным предметам и учебникам.
Проведенное исследование показывает достаточно высокий уровень готовности учителей к использованию ИКТ и ЭОР в учебном процессе. Практически все учителя, принявшие участие в анкетировании, умеют использовать и используют компьютер в повседневной жизни. При этом, нет существенных отличий в готовности использовать ИКТ и ЭОР в учебном процессе в зависимости от предмета. Проблемой неиспользования ЭОР или (что зачастую является более опасным) неэффективного использования ЭОР, является отсутствие проработанных и доказавших свою эффективность методик организации образовательного процесса с использованием ЭОР.
Выделив основные проблемы при внедрении и разработке электронных образовательных ресурсов, были разработаны рекомендации по их устранению. Рекомендации разделены по степени решения этих проблем: педагоги, администрация, отдел образования. И каждую категорию разделили по материальным и нематериальным рекомендациям. Все представленные рекомендации являются актуальными на 2019 год, при внедрении их на конец учебного 2019 года, школа может получить на новый учебный 2019-2020 год совершенно новые показатели по разработке и реализации электронных образовательных ресурсов. Рекомендуем распечатать таблицы с рекомендациями и использовать их в своей работе. Они разработаны именно для МБОУ СОШ №3 имени Тази Гиззата г.Агрыз, но могут использоваться и в других школах района.
Также была разработан ЭОР-БОТ в Telegram, которая является платформой при разработке и реализации электронных образовательных ресурсов, бот включает в себя чат для учителей, полезные ссылки и программы, материалы по созданию ЭОР и по использованию уже готовых ЭОР.
Таким образом, цель выпускной квалификационной работы, которая заключается анализе применение ЭОР и технической оснащенности в МБОУ СОШ №3 имени Тази Гиззата г. Агрыз, выявлении проблем в реализации ЭОР и в разработке рекомендаций по их устранению была выполнена.



