Тип работы:
Предмет:
Язык работы:


Внедрение электронных образовательных ресурсов в средней общеобразовательной школе и рекомендации по их реализации (на примере муниципального бюджетного общеобразовательного учреждения средней общеобразовательной школы №3 имени Тази Гиззата г.Агрыз)

Работа №32165

Тип работы

Дипломные работы, ВКР

Предмет

экономика

Объем работы112
Год сдачи2019
Стоимость6500 руб.
ПУБЛИКУЕТСЯ ВПЕРВЫЕ
Просмотрено
722
Не подходит работа?

Узнай цену на написание


ВВЕДЕНИЕ 3
1 ТЕОРЕТИЧЕСКИЕ ОСНОВЫ ЭЛЕКТРОННЫХ ОБРАЗОВАТЕЛЬНЫХ РЕСУРСОВ 6
1.1 Понятие и сущность электронных образовательных ресурсов 6
1.2 Основные виды электронных образовательных ресурсов 10
1.3 Программные инструментальные средства создания электронных
образовательных ресурсов 23
2 АНАЛИЗ РАЗРАБОТКИ И РЕАЛИЗАЦИИ ЭЛЕКТРОННЫХ
ОБРАЗОВАТЕЛЬНЫХ РЕСУРСОВ НА ПРИМЕРЕ МБОУ СОШ №3 ИМЕНИ ТАЗИ ГИЗЗАТА Г.АГРЫЗ 44
2.1 Краткая характеристика образовательной организации 44
2.2 Оценка возможностей и условия реализации электронных
образовательных ресурсов образовательной организации 49
2.3 Анализ использования ЭОР образовательной организации 55
3 РЕКОМЕНДАЦИИ ПО РАЗРАБОТКЕ И РЕАЛИЗАЦИИ ЭОР В МБОУ СОШ
№3 ИМЕНИ ТАЗИ ГИЗЗАТА 66
3.1 Проблемы разработки и реализации ЭОР в образовательной
организации 66
3.2 Рекомендации при разработке и реализации ЭОР в образовательной
организации 73
3.3 Проект по внедрению и разработке ЭОР 86
ЗАКЛЮЧЕНИЕ 97
СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ 101

Актуальность данной работы обусловлена тем, что на сегодняшний день роль электронных образовательных ресурсов в средних общеобразовательных школах весьма высока, так как с введением новых образовательных стандартов изменились требования к результату образования: кроме знаний по предмету дети должны овладеть и мета предметными действиями, в том числе, хорошо и грамотно работать на компьютере. В этом плане ресурсы, несомненно, соответствуют требованиям ФГОС.
В настоящее время продолжается стремительная информатизация сферы образования, в частности, разработка электронных средств обучения. В связи с этим перед учебными заведениями стоит задача создания дополняющих учебники наборов электронных образовательных ресурсов (ЭОР): электронных курсов лекций, электронных учебных пособий, контрольно-измерительных материалов с постепенным переходом к созданию полных электронных модулей и электронных учебно-методических комплексов по дисциплинам, поддерживающих проведение всех видов занятий.
Электронные образовательные ресурсы являются мощным средством повышения эффективности обучения, тем новым способом передачи знаний, который соответствует качественно новому содержанию обучения и развития учащихся.
При написании данной работы были использованы научная и учебно - методическая литература, статьи в периодических изданиях Российской Федерации. Основными источниками, раскрывающими теоретические основы ЭОР, явились работы Бодровой И.В.[4], Чернышёвой Е.Ю.[20], Шпагина Ю.Б.[16], Захаровой М.А.[9], Киселевлой Н.В.[9], Юдиной А.И.[9], Поживилковой А.А.[9], Аверченкова В. И.[1], Шкумата Е. В.[1], Надуваева В.А.[1], Якушиной Е.В.[21]. В данных источниках подробно рассмотрено понятие ЭОР, виды ЭОР и программные инструментальные средства создания ЭОР.
Объект исследования - МБОУ СОШ №3 имени Тази Гиззата г. Агрыз.
Предмет исследования - применение электронных образовательных ресурсов в МБОУ СОШ №3 имени Тази Гиззата г. Агрыз.
Цель выпускной квалификационной работы заключается в анализе применение ЭОР и технической оснащенности в МБОУ СОШ №3 имени Тази Гиззата г. Агрыз, выявлении проблем в реализации ЭОР и в разработке рекомендаций по внедрению и реализации ЭОР.
Для осуществления обозначенной цели служат следующие задачи:
1. раскрыть понятие и сущность «электронного образовательного ресурса», представить основные виды ЭОР;
2. раскрыть программные инструментальные средства создания электронных образовательных ресурсов
3. дать краткую характеристику МБОУ СОШ №3 имени Тази Гиззата г. Агрыз;
4. выявить проблемы в разработке и реализации ЭОР в МБОУ СОШ №3 имени Тази Гиззата г. Агрыз;
5. дать рекомендации в разработке и реализации ЭОР МБОУ СОШ №3 имени Тази Гиззата г. Агрыз.
Гипотеза исследования заключается в том, что анализ внедрения электронных образовательных ресурсов и разработка рекомендаций при разработке и реализации ЭОР поспособствует повышению уровня использования ЭОР, в последствии и качества образования в средней общеобразовательной школе.
Для решения поставленных задач и проверки выдвинутой гипотезы применялись следующие методы исследования:
1. Теоретические: анализ и обобщение педагогической, методической и научно-теоретической литературы; разработка рекомендаций по разработке и реализации электронных образовательных ресурсов в МБОУ СОШ № 3 имени Тази Гиззата г. Агрыз.
2. Эмпирические: педагогическое наблюдение, проведение опроса, беседа с преподавателями и обучающимися, диагностирование.
3. Статистические: математическая обработка данных опроса,
графические и табличные интерпретации данных.
Теоретическая новизна исследования состоит в том, что проведена систематизация проблем МБОУ СОШ №3 имени Тази Гиззата г. Агрыз и направлений его дальнейшего развития.
Практическая значимость исследования заключается в разработке рекомендаций по разработке и реализации электронных образовательных ресурсов в МБОУ СОШ №3 имени Тази Гиззата г. Агрыз. Материалы исследования могут быть использованы в практике управления и руководства данной школы, а также другими средними общеобразовательными школами.
Апробация результатов исследования осуществлена на конференции: Международная научно-практическая конференция г.Варшава.
Исходя, из поставленной цели и задач формируется структура выпускной квалификационной работы, которая состоит из введения, трех глав, заключения, списка литературы и приложения в виде опроса.
Введение раскрывает актуальность, определяет степень разработанности темы, объект, предмет, цель, задачи, гипотезу и методы исследования, раскрывает теоретическую новизну и практическую значимость работы.
В первой главе рассматриваются понятие и сущность ЭОР, основные их виды и программные инструментальные средства создания ЭОР.
Во второй главе дается краткая характеристика МБОУ СОШ №3 имени Тази Гиззата г.Агрыз, проводится анализ возможностей и условия реализации ЭОР, а также анализ использования ЭОР в данной школе.
В третьей главе выделяются проблемы в МБОУ СОШ № 3 имени Тази Гиззата г.Агрыз и происходит разработка рекомендаций при разработке и реализации электронных образовательных ресурсов, также разработан программа по разработке и внедрению ЭОР.
В заключении подводятся итоги исследования и формируются окончательные выводы по рассматриваемой теме.


Возникли сложности?

Нужна помощь преподавателя?

Помощь студентам в написании работ!


Век стремительного развития общества характеризуется влиянием на него современных компьютерных технологий, проникающих во все сферы человеческой деятельности. Школа не является исключением. Процесс компьютеризации сопровождается существенными изменениями в педагогической теории и практике учебно-воспитательного процесса, в изменении технологий обучения, которые должны быть не только адекватны современным техническим возможностям и требованиям, но и способствовать гармоничному вхождению ребенка в информационное общество. Компьютерные технологии призваны стать частью целостного образовательного процесса, значительно повышающей его эффективность. Установленные ФГОС новые требования к результатам обучающихся вызывают необходимость в изменении содержания обучения. Учитель сегодня должен не только «давать» готовый материал, но и уметь конструировать педагогические ситуации, новые задания, направленные на использование обобщенных способов деятельности и создание учащимися собственных умозаключений в освоении знаний, что соответствует основным идеям ФГОС, методологической основой которого является системно-деятельностный подход, согласно которому "развитие личности обучающегося на основе усвоения универсальных учебных действий, познания и освоения мира составляет цель и основной результат образования".
Главная задача современного учителя заключается в том, чтобы научить своих учеников искать знания и осваивать самостоятельно, помочь ребенку сориентироваться в мире информации, научить учиться. Умение обрабатывать информацию на сегодняшний день является весьма ценным достоянием.
При реализации ЭОР необходимо использовать цифровые технологии. В МБОУ СОШ №3 имени Тази Гиззата не достаточно технических средств для полноценного использования всеми преподавателями школы электронных образовательных ресурсов. При реализации и внедрении ЭОР в школе учитывается не только материально-техническое оснащение, но и кадровый потенциал учительского состава. Педагогический коллектив был представлен 44 основными работниками и 1 внешним совместителем. В качественной реализации и разработке ЭОР нужны профессионалы своего дела, а в данной школе 50% учителей без категории, цифра сказывается на внедрении ЭОР.
С помощью опросов было выяснены следующие данные: в школе по предмету «экономика» не используются ЭОР. Были несколько вопросов по «идеальному» уроку. Ученики больше склонны к цифровым технологиям. Они более активны и внимательны, когда учитель использует ЭОР, но значение ЭОР практически никто не знает. Следующий шаг, небольшой опрос для педагогов, их в школе 41. По результатам все учителя знают, что такое ЭОР, У не используют ЭОР, редко используют 44%, часто 25%, всегда 7%, обеспеченность учителей ЭОРами крайне мала, в основном учителя берут готовые ЭОры из федеральных образовательных порталов или докупают готовые ЭОР из других сервисов. Было выяснено, что методическая поддержка по ЭОРам в школе недостаточна.
Исследование предполагало также выявление проблем при разработке и реализации ЭОР. После анализа выявили 12 основных проблем, которые предложили педагогам и администрации выделить наиболее важные, на их взгляд, препятствия и барьеры при использовании ИКТ и ЭОР в образовательном процессе. Для этого создали опрос, в котором можно было ответить на несколько вариантов, которые являются наиболее важными проблемами при реализации электронных образовательных ресурсов в школе.
После анализа ответов педагогов и администрации школы можно выделить следующие основные проблемы: исследование показывает, что доступ учителей к средствам ИКТ не является достаточным для реальной информатизации образования и постоянного эффективного использования ЭОР в преподавании различных предметов. Также было выяснено, что у большинства педагогов недостаточное количество времени для разработки и реализации электронных образовательных ресурсов. Если использовать готовые ЭОР, то в федеральных образовательных порталах недостаточно готовых ЭОР по различным предметам и учебникам.
Проведенное исследование показывает достаточно высокий уровень готовности учителей к использованию ИКТ и ЭОР в учебном процессе. Практически все учителя, принявшие участие в анкетировании, умеют использовать и используют компьютер в повседневной жизни. При этом, нет существенных отличий в готовности использовать ИКТ и ЭОР в учебном процессе в зависимости от предмета. Проблемой неиспользования ЭОР или (что зачастую является более опасным) неэффективного использования ЭОР, является отсутствие проработанных и доказавших свою эффективность методик организации образовательного процесса с использованием ЭОР.
Выделив основные проблемы при внедрении и разработке электронных образовательных ресурсов, были разработаны рекомендации по их устранению. Рекомендации разделены по степени решения этих проблем: педагоги, администрация, отдел образования. И каждую категорию разделили по материальным и нематериальным рекомендациям. Все представленные рекомендации являются актуальными на 2019 год, при внедрении их на конец учебного 2019 года, школа может получить на новый учебный 2019-2020 год совершенно новые показатели по разработке и реализации электронных образовательных ресурсов. Рекомендуем распечатать таблицы с рекомендациями и использовать их в своей работе. Они разработаны именно для МБОУ СОШ №3 имени Тази Гиззата г.Агрыз, но могут использоваться и в других школах района.
Также была разработан ЭОР-БОТ в Telegram, которая является платформой при разработке и реализации электронных образовательных ресурсов, бот включает в себя чат для учителей, полезные ссылки и программы, материалы по созданию ЭОР и по использованию уже готовых ЭОР.
Таким образом, цель выпускной квалификационной работы, которая заключается анализе применение ЭОР и технической оснащенности в МБОУ СОШ №3 имени Тази Гиззата г. Агрыз, выявлении проблем в реализации ЭОР и в разработке рекомендаций по их устранению была выполнена.



1. Абрамова И. В. Информационные и коммуникационные технологии в образовании: учебно-методическое пособие. -Соликамск: РТО СГПИ филиал ПГНИУ, ООО «Типограф», 2017. 76 с.
2. Аверченков В. И., Шкумат Е. В., Надуваев В.А. методология создания электронных образовательных ресурсов по специальным техническим дисциплинам // фундаментальные и прикладные проблемы техники и технологии . - 2012. - №2. - С. 112-121.
3. Акользина Е.А. Использование электронных образовательных ресурсов в процессе обучения: достоинства, недостатки//Гаудеамус. -Тамбов, 2013. № 2 (22). С. 95-97.
4. Алферов А.В., Маркова О.И. Применение эор в образовательном Процессе // Новое слово в науке: перспективы развития . - 2015. - №4. - С. 63-64.
5. Амелина О.В. ЭОР НП (электронные образовательные ресурсы нового поколения) как способ повышения эффективности процесса обучения на уроках истории, реализация деятельностного метода обучения // Проблемы современной науки и образования . - 2014. - №2. - С. 48-51.
6. Бакаева О. А. О необходимости использования электронных образовательных ресурсов//Сборник по материалам XXVI Международной научно -практической конференции «International scientific research 2017». -М.: Издательство «Олимп», 2017. С. 378 -340.
7. Бакаева О. А., Сальников А. Г. Разработка теоретической модели потока данных информационно -образовательной среды//Модели, системы, сети в экономике, технике, природе и обществе. 2016. № 4 (20). С. 78 -85.
8. Бакулина, Е.А., Шаров А.П. Возможности использования интеллект-карт на уроках технологии начальной школе//Интеграция мировых научных процессов как основа общественного прогресса. -2014. -№18. -С. 26-32.
9. Баранова Е.М. Факторы образовательной среды, определяющие эффективность интерактивных методов обучения при изучении дисциплин психолого-педагогического цикла//Актуальные проблемы профессионального обучения в условиях новой формации: материалы V Международная научно-практическая конференции. -2017. -С. 43-47.
10. Бодрова И.В. Использование ЭОР в учебном процессе при реализации системно-деятельностного подхода // Сборники конференций ниц социосфера . - Прага: Vedecko vydavatelske centrum Sociosfera-CZ s.r.o. ,
2012. - С. 80-84.
11. Вишникина Л. П. Педагогическое моделирование как основа проектирования образовательных процессов//Имидж современного педагога. -2008. -№ 7-8 (86-87). -С. 80-84.
12. Вытовтова Н.И. разработка электронных образовательных ресурсов с учетом принципа индивидуализации обучения // Этнодиалоги . - 2014. - №3. - С. 76-81.
13. Григорьева Н.К. Использование ЭОР на уроках // Аллея науки. - 2018. №6(22). - С. 312-314.
14. Гура В. В. Теоретические основы педагогического проектирования личностно-ориентированных электронных образовательных ресурсов и сред: автореферат на соискание доктора педагогических наук. -Ростов-на- Дону, 2007. 44 с
15. Дмитриева Л.С. К вопросу об использовании ЭОР в методическом сопровождении молодых педагогов // Психология и педагогика: методика и проблемы практического применения. - 2016. - №51. - С. 95-99.
16. Дунаева Т.Ю. Использование эор в образовательном процессе вуза // Международный журнал гуманитарных и естественных наук. - 2018. - №2. - С. 45-47.
17.Захарова М.А., Киселева Н.В., Юдина А.И., Поживилко А.А. опыт в образовательном процессе электронных образовательных ресурсов // Методист. - 2014. - №7. - С. 46-50.
18. Зиннатов А.А. Основные виды электронных образовательных ресурсов в образовательных учреждениях / Педагогика и современное образование // Материалы Международной научно-практической конференции. Варшава, 2019. 30 с.
19. Зиннатов А.А. Программные инструментальные средства создания электронных образовательных ресурсов в образовательных учреждениях / Педагогика и современное образование // Материалы Международной научно-практической конференции. Варшава, 2019. 27 с.
20. Ившина Г. В. Разработка электронных образовательных ресурсов: мониторинг качества и внедрение/Учебно-методическое пособие по направлению «Электронные образовательные ресурсы». -Казань: КГУ, 2008. с. 97
21. Исупова Н.И. Методические особенности применения электронных образовательных ресурсов//Современные проблемы и пути их решения в науке, транспорте, производстве и образовании «2012»: сб. мат-лов Международная научно-практическая конференция -Одесса, 2012. Выписка. 4. Т. 23. С. 92-96.
22. Каплина С.Е. электронные образовательные ресурсы, определяющие образовательный результат в системе НПО и СПО // балтийский гуманитарный журнал. - 2017. - №1. - С. 111-114.
23. Киселёва Т.В. Вестник марийского государственного университета / Вестник марийского государственного университета. - 2012. - №9. - С. 45.
24. Кузнецов А.А., Суворова Т.Н. Подготовка учителей к разработке, оценке качества и применению электронных образовательных ресурсов//Педагогика. 2016. №1. С. 94-101.
25. Ларин С.Н., Хрусталёв Е.Ю., Стебеняева Т.В., Лазарева Л.Ю. Современные педагогические технологии как инновационный инструментарий повышения эффективности образовательного процесса // Политематический сетевой электронный научный журнал кубанского государственного аграрного университета. - 2016. - №117. - С. 128-140.
26. Ли В.Г., Дроздов Ю.А. Программная архитектура ЭОР по графическим дисциплинам // известия ТРТУ. - Таганрог: Технологический институт Федерального государственного образовательного учреждения высшего профессионального образования "Южный федеральный университет",2004. - С. 248.
27. Мамаева Н.А., Селезнева О.В., Аленичева Т.С. Электронные учебные издания: разработка и интеграция в информационно-образовательную среду военного вуза//Материалы Международной научно-практической конференции «Информатизация образования: теория и практика». -Омск: Издательство ОмГПУ, 2016. -с. 101-103.
28. Мамаева, Н.А. и Отчет о НИР «Электронные учебные пособия как средство повышения качества организации самостоятельной работы курсантов по дисциплинам «Информатика» и «Информационные технологии в профессиональной деятельности»» (Шифр «ЭУП-ИТ»). - Омск: ОАБИИ., 2017. -132 с.
29. Пантелеев А.В., Пауткина О.И., Шамонина Н.Ю., Фирстов Н.М. Платформы для организации электронного обучения//Проблемы педагогики. 2015. -№ 3. -С.4-6.
30. Роберт И.В. Основные направления развития информатизации образования//Педагогика. 2015. №10. С. 3.
31. Семина О.В.1, Шпагин Ю.Б.1, Афанасьева Т.М.1, Курков С.Н. Инновационные подходы к созданию информационно-образовательной среды обучения // военное обозрение. - 2017. - №2. - С. 66-68.
32. Сердюк Е.В., Сердюк Э.С. Использование ЭОР в условиях реализации ФГОС // Историческая и социально-образовательная мысль. - 2015. - №51. - С. 107-110.
33. Сорокина С.М. Факторы эффективности применения ЭОР в учебном процессе // Достижения науки и образования. - 2018. - №1. - С. 70-72.
34. Стебеняева Т.В., Лазарева Л.Ю. Методический подход к экспертной оценке качества интерфейсных компонент ЭОР // Проблемы и перспективы развития образования в России. - 2015. - №33. - С. 115-120.
35. Суворова Т. Н. Дидактические функции, возможности и свойства электронных образовательных ресурсов//Стандарты и мониторинг в образовании. -2014. -№ 2. -С. 27-35.
36. Суворова Т.Н. Использование дидактических возможностей
электронных ресурсов для повышения качества
образования//Информатика и образование. -2014. -№ 6. -С. 43-48.
37. Христочевский С.А. Развитие электронных ресурсов: интерактивные творческие среды//Информатика и образование/2014./№7./с. 3 -6.
38. Чернышева Е. Ю. Использование ЭОР и ЦОР в образовательном процессе//Педагогическое образование в Алтае. Барнаул, 2013, с. 185-195
39. Чернышёва Е.Ю. использование ЭОР и ЦОР в образовательном процессе // Педагогическое образование на Алтае. - 2013. - №1. - С. 185-195.
40. Шаров А.П. Применение электронных образовательных ресурсов в образовательной области «технология» в школе//Проблемы и перспективы развития информационных и коммуникационных технологий в образовании и науке. -2014. № 1. -С. 168-171.
41. Шилова З. В., Полозова И. А. Создание и использование электронного
образовательного ресурса в рамках изучения математики//Актуальные вопросы методики обучения математике и информатике в условиях стандартизации образования: материалы Всероссийской научно
практической конференции преподавателей математики, информатики школ и вузов. -Ульяновск: Изд-во УлГПУ им. И. Н. Ульянова, 2016. С. 232-241.
42. Шилова З. В., Полозова И. А. Создание электронного-информационно- образовательного ресурса по математике/Электронная информационнообразовательной среда вуза: проблемы формирования, контекстного наполнения и функционирования//Материалы IV Всероссийской методической конференции. -Киров: Изд-во ООО «Радуга-ПРЕСС», 2015.
С. 184-187.
43. Якушина Е.В. Электронно-образовательные ресурсы: актуальные вопросы и ответы // Народное образование. - 2012. - №1. - С. 184-188.
2. Электронные ресурсы
1. Единая коллекция цифровых образовательных ресурсов. - Режим доступа: http://school-collection.edu.ru (Дата обращения: 11.12.2018).
2. Корпорация Российский учебник - Режим доступа: https: //ro suchebnik.ru (Дата обращения: 29.02.2018).
3. ФЦИОР — портал центра образовательных ресурсов. - Режим доступа: http://fcior.edu.ru (Дата обращения: 17.03.2019).
4. Электронное образование в Республики Татарстан. - Режим доступа: https://edu.tatar.ru/agryz/agryz sch3 (Дата обращения: 15.12.2018).


Работу высылаем на протяжении 30 минут после оплаты.




©2024 Cервис помощи студентам в выполнении работ