ВВЕДЕНИЕ 4
Глава 1. СТАНОВЛЕНИЕ МЕЖДУНАРОДНОГО СУДА ООН 7
1.1. История создания и основные этапы развития 7
1.2. Правовые основы организации деятельности 16
ГЛАВА 2. ДЕЯТЕЛЬНОСТЬ МЕЖДУНАРОДНОГО СУДА ООН НА СОВРЕМЕННОМ ЭТАПЕ 27
2.1. Практика международного суда ООН в решении политических
конфликтов: достижения и проблемы 27
2.2. Перспективы реформирования международного суда ООН с целью
повышения его эффективности в международном правосудии 37
ЗАКЛЮЧЕНИЕ 47
СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ 50
Актуальность темы исследования. Современные международные суды, помимо функции отправления правосудия, выполняют важнейшую задачу по формированию международного правопорядка на основе верховенства права. Особая роль в этом процессе отводится Международному суду ООН, решения которого являются обязательными для спорящих сторон и не только активно влияют на механизм обеспечения выполнения международных договорных обязательств, но и способствуют развитию норм международного права.
Международный Суд ООН выступает ведущим судебным органом, охватывающий мировое пространство. Он был образован для повышения уровня эффективности и роли в борьбе за установление международного мира и всеобщей безопасности.
Затрагивая международную политику урегулирования споров, необходимо отметить роль Международного суда Организации Объединенных Наций. Рассматривая международное публичное право, необходимо отметить равенство абсолютно всех единиц человечества, являющихся равнозначными между собой. Иным способом крайне затруднительно урегулировать правовые конфликты, поскольку любая страна представляет свое государство в одном лице. Вышестоящим судом в мировой системе правосудия является Международный Суд ООН. Соответственно Устав ООН как международный договор выступает вышестоящим документом в жизни мирового сообщества по сравнению с иными актами. В этом заключается его сущность, поскольку рассматриваемый документ регулирует поддержание и соответственно укрепление международного мира и всеобщей безопасности, а также развития сотрудничества между странами.
Международное правосудие и соответственно основные начала публичного права, соответствие ему норм, регулирующих деятельность и организацию Международного Суда ООН, - все это занимает, безусловно, одно из главных мест в системе урегулирования международных конфликтов.
Наряду с этим огромное значение для решения данных проблем имеет, прежде всего, вопрос о компетенции Международного Суда ООН.
Об эффективности работы Международного Суда ООН можно судить по ряду показателей. Так, с даты образования и начала действия Международного Суда ООН было рассмотрено свыше 120 дел, 80% из которых представляют споры между странами, а 20% соответственно просьбы о вынесении консультативных заключений, которые были представлены органами либо же специализированными учреждениями ООН. Это свидетельствует о важности существования Международного суда ООН для мирового сообщества. Кроме того, Международный Суд ООН может производить косвенный контроль соответственно за законностью решений международных организаций, а также выступать в качестве апелляционной инстанции и соответственно выносить заключения о пересмотре решений международных административных трибуналов.
Итак, роль Международного Суда ООН непосредственно в международном публичном праве считается неотъемлемой частью всего механизма, направленного на урегулирование межгосударственных конфликтов.
Объектом исследования является участие Международного суда ООН в урегулировании международных конфликтов.
Предметом исследования являются практические действия Международного суда ООН в урегулировании международных конфликтов.
Цель исследования - изучение роли Международного суда ООН в урегулировании международных конфликтов.
Для достижения поставленной цели необходимо решить следующие основные задачи:
- рассмотреть историю создания и развития Международного суда
ООН;
- проанализировать правовые основы деятельности Международного суда ООН;
- исследовать практику Международного суда ООН в решении политических конфликтов;
- выявить перспективы реформирования Международного суда ООН.
Методологическую основу исследования составляют общенаучный
метод познания, в сочетании с частнонаучными методами, использованием законов формальной логики, методов исторического и сравнительного исследования, научного анализа
Нормативную базу исследования составляют: Статут Международного Суда, Устав ООН, регламент Международного суда, договоры, хартии, акты, издаваемые органами ООН, а также постановления Международного суда ООН.
Структура выпускной квалификационной работы определена целью и основными задачами исследования и состоит из введения, двух глав, включающих в себя по два параграфа каждая, заключения, списка использованных источников и литературы.
Итак, в заключение настоящего исследования необходимо подвести некоторые итоги:
1. Одной из важнейших задач международного сообщества является поддержание мира и безопасности. Эта задача была закреплена в Уставе Организации Объединенных Наций в качестве одной из целей Организации. Один из основополагающих принципов Устава предусматривает, что «все Члены Организации Объединенных Наций разрешают свои международные споры мирными средствами таким образом, чтобы не подвергать угрозе международный мир и безопасность, и справедливость». Принцип мирного урегулирования споров неоднократно подтверждался ООН, в частности в 1970 году (Декларация о принципах международного права, касающихся дружественных отношений и сотрудничества между государствами), в 1982 году (Манильская декларация о мирном разрешении международных споров), в 2005 году (Итоговый документ Всемирного саммита) и в ряде недавних документов Генеральной Ассамблеи и Совета Безопасности, посвященных вопросу верховенства права на национальном и международном уровнях. Устав Организации Объединенных Наций не только требует от государств, чтобы они разрешали свои конфликты мирным путем; он также предусматривает орган для судебного урегулирования споров в соответствии с международным правом. В этом и состоит главная функция Международного Суда.
2. Правовую основу деятельности Международного Суда составляют: Статут Международного Суда, четырнадцатая глава Устава ООН, регламент Суда. Статут - это источник, которым руководствуется Международный Суд ООН наряду с Уставом ООН. На конференции в Сан-Франциско 14 июня 1945 года были окончательно согласованы основные положения Статута и соответствующие статьи главы XIV Устава ООН. 26 июня 1945 года Статут был подписан, а 24 октября 1945 года вступил в силу. Статут является
неотъемлемой частью Устава ООН, что ограничивает возможности расширения полномочий Международного суда.
3. Деятельность Международного суда ООН является прямым отражением уровня развития международного права, отношения к нему мирового сообщества и степени влияния принципа уважения права на политические, экономические и социокультурные процессы, происходящие в обществе. Обладая минимальной юрисдикцией (судом рассматриваются споры, только если обе стороны дадут добровольное согласие на его юрисдикцию, обязательную силу решение приобретает также только в этом случае) Международный суд ООН тем не менее может разъяснять, толковать нормы международного права и выносить консультативные заключения. Стоит отметить, что эта на первый взгляд второстепенная функция Международного суда является примером расширения юрисдикции суда за счет отсутствия необходимости получения согласия от заинтересованных сторон (запрос может исходить от Совета Безопасности ООН или, в отдельных случаях, от Генеральной Ассамблеи ООН). Вместе с тем необязательность юрисдикции Международного суда (только при согласии стороны о передаче дела в Суд) в ряде случаев не позволяет этому международному судебному органу по праву занять основное место в решении межгосударственных споров, оставляя его в стороне от участия в разбирательстве крупнейших международных конфликтов. Международный суд ООН ставит перед собой задачи выполнения роли медиатора и практики отхода от политики невмешательства в конфликтные ситуации. В связи с ростом активности Международного суда также усиливаются и позиции, связанные с необходимостью расширения его полномочий.
4. В настоящее время существует объективная необходимость повышения эффективности Международного Суда ООН, что подчеркивается многими ведущими специалистами международного права и самими членами ООН и высшими должностными лицами ООН. Суду необходимо приложить все усилия для того, чтобы отдалиться от политических веяний и влияний со стороны государств, о чем необходимо позаботиться и Г енеральной Ассамблеи, и, прежде всего Совету Безопасности ООН. Повышение эффективности деятельности Международного Суда ООН возможно путем проведения ряда преобразований, которые, так или иначе, связаны с ограничением государственного суверенитета и максимального доверия к международной судебной процедуре, что является особым поводом для размышлений правительствам государств - членов ООН. Наравне с необходимостью реформирования Международного Суда ООН, нельзя не поднять вопрос о сложностях проведения такого реформирования. Прежде всего, можно отметить большую значимость единогласного принятия решения самих государств, необходимости совершения реформирования Международного Суда ООН. Достаточно сложным представляется вопрос достижения такого соглашения, так как государства остерегаются проведения некоторых реформ, например, по принятию обязательной юрисдикции Суда, что непосредственно влечет существенное ограничение государственного суверенитета. Кроме того, среди проблем, с которыми придется столкнуться реформаторам можно выделить низкую степени доверия государств к Суду, а, следовательно, осторожное отношение ко всем его преобразованиям; необходимость привлечения дополнительных финансовых средств на обеспечение работы Суда и сложность процедуры изменения Устава ООН и Статута Международного Суда ООН.
Перспективы совершенствования функционирования Международного суда ООН во многом определяются существующими проблемами в рамках конфликтов, которые остаются неразрешенными в связи с ограниченностью юрисдикции суда. Аналитики отмечают, что сама тенденция разрешения в рамках суда споров определяет тенденции развития миропорядка и выступает позитивной практикой. При успешном функционировании Международного суда может снизиться и количество вооруженных конфликтов, ситуацию в целом возможно не доводить до эскалации.
1. Декларация тысячелетия Организации Объединенных Наций (Принята в г. Нью-Йорке 08.09.2000 Резолюцией 55/2 на 8-ом пленарном заседании 55-ой сессии Генеральной Ассамблеи ООН). // СПС «Консультант Плюс».
2. Дело о храме Преах-Вихеар (существо спора). Решение от 15 июня 1962 г. // Краткое изложение решений, консультативных заключений и постановлений Международного Суда. 1948-1991. - Нью-Йорк, 1993.
3. Дело об убежище. Решение от 20 ноября 1950 г. // Краткое изложение решений, консультативных заключений и постановлений Международного Суда. 1948-1991. - Нью-Йорк, 1993.
4. Статут Международного Суда (Принят в г. Сан-Франциско 26.06.1945). // Сборник действующих договоров, соглашений и конвенций, заключенных СССР с иностранными государствами. Вып. XII.- М., 1956. С. 47 -
63.
5. Устав Организации Объединенных Наций (Принят в г. Сан- Франциско 26.06.1945) // «Сборник действующих договоров, соглашений и конвенций, заключенных СССР с иностранными государствами». Вып. XII. М., 1956. С. 14-47.
2. Литература
1. Абашидзе А.Х. Международное право. Мирное разрешение споров: учебное пособие для бакалавриата и магистратуры. - М.: Юрайт, 2018. - 312 с.
2. Бирюков П.Н. Международное право. В 2 т. Т.1: учебник для академического бакалавриата. - М.: Юрайт, 2019. - 365 с.
3. Бекяшев К.А. Международное публичное право: учебник. - М.: Проспект, 2019. - 1046 с.
4. Бударагина Л.В. Повышение эффективности деятельности Международного суда ООН. // Аналитический портал «Отрасли права». - [Электронный ресурс]. - Режим доступа: http://xn—7sbbaj7auwnffhk.xn-- p 1 ai/article/22337 (дата обращения 21.03.2019).
5. Гегель Г. «Лекции по истории философии»; серия «Слово о сущем». - СПб.: Наука, 1994. - 243 с.
6. Гуласарян А.С. Ответственность международных организаций и Международного суда ООН. // Московский журнал международного права. 2017. № 1. С. 152-170.
7. Каламкарян Р.А. Международный суд и современный миропорядок: позитив международно-правового опыта// Государство и право. 2016. № 1. С.12-19.
8. Каламкарян Р.А. Роль Международного суда ООН в деле поддержания международного правопорядка. // Международное право и международные организации. 2017. № 1. С. 92-103.
9. Кант И. Сочинения в 8-ми т. / И. Кант. - Т. 7. - М.: Чоро. 1994. - 495 с.
10. Карамзин Н.М. Предание веков / под ред. Г.П. Макогоненко.-М.: Правда, 1988. -768 с.
11. Кельзен Г. Чистое учение о праве. Сб. пер. Вып. 1. - М.: АН СССР ИНИОН, 1987. - 110 с.
12. Кожевников Ф.И., Шармазанашвили Г.В. Международный суд ООН: организация, цели, практика. - М.: Изд-во «Международные отношения», 1971. - 160 с.
13. Комаровский Л.А. О международном суде // отв. редактор Л.Н. Шестаков; автор биографического очерка: В.А. Томсинов; автор вступительной статьи: У.Э. Батлер. - М.: Зерцало, 2015. - 488 с.
14. Коптеева Е.А. Классификация международных обязательств. // Евразийская адвокатура. 2016 .№ 1. С.41-46.
15. Красницкая А.В., Клименко О.Н. К вопросу о целесообразности реформирования Организации Объединенных Наций для целей обеспечения и соблюдения принципов международного права. // Научный журнал КубГАУ.2017. № 7. С. 29-31.
16. Новикова О.Н. Роль Международного суда ООН в современном миропорядке. // Гуманитарные и юридические исследования. 2016. № 4. С. 95 - 100.
17. Поповская А.И. Совершенствование деятельности Международного суда ООН. // Юридические науки. 2018. № 3. С. 43-45.
18. Рачков И. В. Практика Международного Суда ООН. //Международное публичное и частное право. 2016. № 3. С. 52-59.
19. Ржевская В. «Единство в пользу мира» и практика Международного суда ООН. // Международное правосудие. 2014. N 1(9). С. 105-114.
20. Симонова Н.С. Проблема обязательной юрисдикции Международного Суда ООН сквозь призму способов ее признания. // Международное публичное и частное право. 2018. № 4. С. 10-13.
21. Терещенко О.А. Исследование исторических этапов образования Международного суда ООН как результата эволюции человечества. // Национальный юридический журнал: теория и практика. 2015. № 2. С. 220-224.
22. Терновая Л.О., Гольдин Г.Г. Международно-правовая защита:
история, направления, формы: Монография. - М.: Международный
издательский центр «Этносоциум», 2015. - 428 с.
23. Шафф Ф. История христианской Церкви. Т. VI: Средневековое христианство. - СПб.: Библия для всех, 2010. - 530 с.
24. Шевчук Е.Р. Международный суд ООН в международном публичном праве. // Юридические науки. 2018. № 15. С. 252-254.
25. Фещенко В. Судьям не до революций. Президент Международного суда ООН о традициях, менять которые нелегко// Российская газета. 15.05.2013. № 6077 (Спецвыпуск).
3. Интренет-материалы
1. Краткое изложение решений, консультативных заключений и постановлений Международного Суда 1948-1991. - [Электронный ресурс]. - Режим доступа: http://www.icj-cij.org/homepage/ru/files/sum_1948-1991 (дата обращения 27.03.2019).
2. Международный Суд в действии. // Организация Объединенных Наций. Официальный сайт. - [Электронный ресурс]. - Режим доступа: http://www.un.org/ru (дата обращения 27.03.2019).
3. Международный Суд ООН решил, что декларация о провозглашении независимости Косово не противоречит международному праву. // Организация Объединенных Наций. Официальный сайт. - [Электронный ресурс]. - Режим доступа: http://www.un.org/ru (дата обращения
05.04.2019) .
4. «Международный Суд в Гааге начал рассматривать вопрос Косово». // РИА Новости. Официальный сайт. - [Электронный ресурс]. - Режим доступа: http://www.rian.ru (дата обращения 4.04.2019).
5. Повестка дня для мира. Превентивная дипломатия, миротворчество и поддержание мира. Доклад Генерального секретаря на заседании Совета Безопасности на высшем уровне. // Организация Объединенных Наций. Официальный сайт. - [Электронный ресурс]. - Режим доступа: https://www.un.org/ru (дата обращения 29.03.2019).
6. Папский легат. - [Электронный ресурс]. - Режим доступа: http://ru.w1k1ped1a.org/ w.ki/Папский легат (дата обращения 27.03.2019).
7. Памятники римского права: Законы XII таблиц. Институции Дигесты Юстиниана. - [Электронный ресурс]. - Режим доступа: http://www.gumer.mfo/bibHotek_Buks/Pravo/digest/ mdex.php (дата обращения
02.04.2019) .
8. Рачков И. Res Judicata. Решения Международного Суда по делу о храме Преах-Вихеар. - [Электронный ресурс]. - Режим доступа: http://mgimo.ru (дата обращения 07.04.2019).
9. С. Лавров: реформа ООН не должна затрагивать ее Устава. - [Электронный ресурс]. - Режим доступа: http://russian.china.org (дата обращения
07.04.2019) .
10. Суд ООН в Гааге огласил вердикт по иску Украины к России. Хроника событий. // РИА Новости. Официальный сайт. - [Электронный ресурс]. - Режим доступа: https://ria.ru (дата обращения 08.04.2019).
11. 70-летняя деятельность Международного Суда ООН - важный вклад в утверждение верховенства права. // Организация Объединенных Наций. Официальный сайт. - [Электронный ресурс]. - Режим доступа: https://www.un.org/ru (дата обращения 08.04.2019).