Введение 3
Глава 1. Внутренняя политика СССР перед второй мировой войной 6
1.1. НЭП и форсированное строительство социализма 6
1.2. Итоги довоенных пятилеток 13
Глава 2. Внешняя политика СССР перед Второй мировой войной 23
2.1. Мировое признание СССР в 20-30 годы XX века 23
2.2. Советско-европейские отношения перед войной 32
2.3. Советско-азиатские отношения перед войной 48
Заключение 66
Список источников и литературы 70
Актуальность исследования. По мнению многих исследователей, которые занимаются вопросами Второй Мировой войны, Великая Отечественная война являлась наиболее важным шагом к победе над Гитлеровской Германией. Именно силой советского народа были одержаны важнейшие победы, которые предопредели судьбу Третьего Рейха. Но ни одна победа не дается легко. Война велась на территории СССР, когда наша страна еще не была готова к этому. Огромные части Советской Армии отступали в сторону столицы, оставляя огромные территории, человеческие запасы, технику, производственные силы оккупантам. В первую очередь, стоит отметить, что потери Красной Армии в первый этап Великой отечественной войны были обусловлены как субъективными, так и объективными факторами. Одним из самых важных фактов, что Советский Союз не был готов к войне. Во-вторых, сказывались результаты репрессий 1937 гг., после которых произошли серьезные потери в офицерском кадровом составе и полном отсутствии высшего руководства, имевших опыт боевых действий.
На данную тему имеется большое количество работ, в которых анализировались боевые действия, действия командования и политического руководства страны в эти тяжелые для всей страны дни. Также стоит отметить тот факт, что в 90-е годы с распадом и СССР и падением грифа секретности со многих документов позволило взглянуть под другим углом и проанализировать и охарактеризовать с современной точки зрения те или иные события времен войны и в чем же именно крылись причины победы и неудачи Красной Армии, а особенно того, что касалось первых месяцев ведения войны.
Степень изученности темы. На протяжении всего развития советской дипломатии были и по-прежнему существуют проблемы, которые из-за отсутствия свободы слова, свободы печати и т.д. не были достаточно освещен. В том числе, остаются без должного внимания вопросы, которые связаны с началом, развитием и реализацией приоритетов внешней политики Советского Союза в 30-е годы ХХ века. Основное внимание большей части исследователей привлекает само развитие советско-германских отношений с момента подписания Рапалльского договора до прихода к власти в Г ермании Адольфа Г итлера. При оценивании зарубежными исследователями деятельности советской дипломатии огромную роль сыграли появившееся во времена Холодной войны штампы о равной ответственности СССР и Г ермании в развязывании самого кровавого конфликта в мире.
Цель исследования -проанализировать и дать оценку деятельности советской дипломатии.
Данная цель достигается путем выполнения следующих задач:
1. Рассмотреть НЭП и форсированное строительство социализма
2. Изучить итоги довоенных пятилеток
3. Проанализировать мировое признание СССР в 20-30 годы XX
века
4. Изучить деятельность Советских дипломатических миссий на европейском континенте
5. Рассмотреть деятельность Советских дипломатов в азиатском направлении накануне Второй Мировой Войны
Хронологические рамки исследования - 1920 -1939 гг.
Методы исследования: Исследование основано на общенаучных принципах:
- историзма, который в рамках системного подхода позволяет использовать источниковедческий, хронологический и культурологический методы проведения исследования;
- системности, позволяющий рассматривать феномен единого социокультурного пространства, достраивать элементы политико-правовой системы в процессе ее реконструкции при недостаточности исторических данных.
Также в работе использовался историко-генетический метод.
Объект исследования - дипломатия СССР накануне Второй Мировой войны.
Предмет исследования - действия Советских дипломатических миссий накануне второй мировой войной
Источниковая база исследования:
1. Сборники опубликованных документов, раскрывающих деятельность Советских дипломатов.
2. Законодательные акты СССР и нормативно-правовая документация.
Научная новизна исследования.
Новизна исследования обусловлена актуальностью постановки проблемы, на наш взгляд, недостаточно разработанной в исторической науке. Раскрыты основные тенденции политики СССР перед второй мировой войной.
Научно-практическая значимость. Материалы и результаты, отраженные в исследовании, могут быть использованы при создании научных трудов по истории Отечества, а также в патриотическом воспитании молодежи.
Структура исследования. Содержательно работа состоит из введения, двух глав, заключения и списка использованных источников и литературы.
Советский Союз в преддверии войны — это активно развивающееся сообщество, и скорость его формирования существенно превышала скорость формирования множества держав. Иными характерными отличительными чертами советского сообщества в этот промежуток были ориентация на создание народного, общественно нацеленного государства, акцент на формирование базисных областей производства и основа только на собственные силы. Заключительный факт в комбинации с потребностью реализовать модернизацию государства максимально стремительно придавало советской внутренней политике авторитарный характер.
В обстановках надвигающейся с Запада и Востока внешней боевой угрозы Советской державе нужна была реализация событий по укреплению промышленной самостоятельности державы, её обороноспособности.
XVIII съезд ВКП(б) (март 1939 г.) установил проблему: достичь и опередить более сформированные капиталистические страны по производству товаров на душу населения. Основные действия были ориентированы на развитие областей индустрии, которые обеспечивают обороноспособность державы. Были совершены специализированные военно-экономические мероприятия. На Урале, в Сибири, Средней Азии ускоренными темпами раскручивалась топливно-энергетическая база. Огромную роль играло образование «2-го Баку» - нового нефтедобывающего региона среди Волгой и Уралом. Особый интерес обращалось на металлургическую индустрию - основу военного производства. Был расширен и модернизирован Магнитогорский металлургический комбинат, окончена постройка Нижнетагильского. Были сделаны «заводы-дублеры» (филиалы заводов Европейской части Советского Союза) на Урале, в Западной Сибири и Средней Азии - в регионах за пределами досягаемости авиации возможного врага.
Подобным образом, советская власть проложила серию экономических, военных, общественно-политических и идеологических мероприятий для поддержания обороноспособности державы.
Международная ситуация значительно поменялась. Начавшийся в 1929 г. международный экономический упадок побудил значительные внутриполитические перемены в абсолютно всех капиталистических странах. В одних (Великобритания, Франция и др.) к правительству подоспели силы, устремлявшиеся реализовать обширные внутренние преобразования демократического характера. В иных (Г ермания, Италия) упадок поспособствовал развитию антидемократических (фашистских) режимов, которые начали зачинщиками новейших военных столкновений (в особенности уже после прихода 30 января 1933 г. Гитлера к верхушке в Г ермании).
Стремительными темпами стали образовываться очаги интернациональной напряженности. В связи с этим советская власть нашла новые задачи своей внешней политики: отклонение от участия в интернациональных конфликтах, в особенности имеющих военный характер; признание партнерства с демократическими западными государствами для сдерживания недружелюбных устремлений Германии и Японии (политика «умиротворения»); соперничество за формирование концепции коллективной безопасности в Европе и на Дальнем Востоке.
Основная цель внешней политики Советского Союза - было прекращение фашистской враждебности. 16 ноября 1933 г. администрация Соединенных штатов Америки установило дипломатические взаимоотношения с Советским Союзом. Это было большим триумфом советской внешней политики. В 1934 г. Советский Союз был принят в Лигу Наций и начал стабильным членом её Совета. В декабре 1933 г. ЦК ВКП(б) принял разрешение о развертывании борьбы за общественную безопасность.
Стратегия «умиротворения», проводимая западными державами в отношении Г ермании, Италии и Японии, никак не приносила положительных результатов. Интернациональная напряженность обострялась. Фашистская Италия в октябре 1935 г. начала борьбу против Абиссинии. 7 марта 1936 г. Г ермания внедрила собственные войска на землю Рейнской
демилитаризованной зоны. Возглавляющие круги Западных государств встали на путь попустительства агрессорам. В этот же время Германия сообщила о собственном отказе от Локарнских соглашений.
Но в половине 30-х годов во политической деятельности советского управления обозначился отход от принципа невмешательства в интернациональные инциденты. В 1936 г. Своетский Союз проявил поддержку правительству Общенародного фронта Испании оружием и военными специалистами для борьбы с генералом Ф. Франко, которому общественно-политическую и военную помощь проявляли Италия и Германия. Гражданская война в Испании завершилась в 1939 г. победой франкистов. Вмешательство Германии и Италии в Испании ускорила формирование военного блока фашистских держав. Против Советского Союза в 1936 г. был основан союз - антикоминтерновский пакт, куда вступили Германия и Япония, в 1937 г. к нему подключилась Италия.
В преддверии Великой Отечественной войны в политике нашейдержавы огромный интерес уделялся наращиванию финансового могущества, увеличению военной индустрии. Большую значимость в решении данных проблем сыграла XVIII Всесоюзная партконференция (февраль 1941 г.), на которой подметили, что в выполнении третьей пятилетки существуют значительные минусы. Партконференция требовала поддержания военной мощи Советского Союза. Это самое объяснялось нарастанием военной опасности. Необходимо было вооружить общенародное хозяйство ведущей техникой и удерживать державу в состоянии военной готовности.
22 июня 1941 года разделило существование каждого советского человека на военную и предвоенную. В обстоятельствах военного периода предвоенное существование неминуемо идеализировалась, преобразуясь в воспоминаниях в нечто спокойное и особенно ясное; трудности, видевшиеся серьёзными и значимыми ещё в преддверии войны, теперь представлялись незначительными. Такое понимание со временем обернулось в штамп, стремительно тиражируемый литературой и киноискусством: «спокойное предвоенное время» органично смешивалось с идеей внезапности немецкой атаки, позволило формировать красочные, контрастные картины, в рамках которых сталкивались и противопоставлялись друг другу 2 времени. И солнечная «лёгкость существования» первой подчёркивала тяжкость и грусть другой.
Источники
1. 8-й Всесоюзный съезд профессиональных союзов. Москва, 1928. Полный стенографический отчет. М., 1929.
2. X ВСЕРОССИЙСКАЯ КОНФЕРЕНЦИЯ РКП(б). Полное собрание сочинений. 5-е издание. Том 43. Издательство политической литературы. Москва. 1970г. 561с., с. 333-335
3. Бюллетень техпроминспекции НК РКИ. 1921.
4. Вестник промышленности, торговли и транспорта. 1923.
5. Государственный архив Российской Федерации (ГА РФ). Ф. 5674. Совет Труда и Обороны при СНК при СНК СССР. Оп. 6. 12. Дзержинский Ф.Э. Избр. произв. В 2-х тт. 3-е изд. Т. 2. М.: Политиздат, 1977. 540 с.
6. Работа В.И.Ленина «Тезисы о задачах Советской власти» 1918г.
7. Рыков А.И. Основные вопросы хозяйственной политики СССР: Доклад на VI Всесоюзном съезде профессиональных союзов. М.;Л., 1924. 45 с.
8. Собрание узаконений и распоряжений Рабочего и Крестьянского Правительства (СУ РСФСР).
Литература
9. Берхин И.Б. Ленинский план построения социализма. М.: Изд-во АН СССР, 1960. 230 с.
10. Богданов П.А. О синдикатах // Бюллетень ВТС. 1923. № 46. С. 10
11.
11. Богомолова Е.В. Государственная научно-техническая политика // Организационные формы и методы государственного регулирования экономики в период новой экономической политики. Сб. обзоров. М., 1992. С. 111-165.
12. Богомолова Е.В. Место и роль синдикатов в системе управления народным хозяйством в 20-е годы // Хозяйственный механизм периода новой экономической политики (По материалам 20-х годов). Сборник обзоров. М., 1990. С. 37-82.
13. Богомолова Е.В. Управление советской экономикой в 20-е годы: опыт регулирования и самоорганизации. М.: ИНИОН РАН, 1993. 160 с.
14. Богомолова Е.В. Хозрасчетные тресты - основное звено хозяйствования // Хозяйственный механизм периода новой экономической политики. М., 1990. С. 8-36.
15. Г еоргиева, Н.Г. История России / Н.Г. Г еоргиева, В.А. Г еоргиев. - М: Велби,- 2006.- С. 166-167.
16. Долгов Л.Н. Нэп: между экономическим прагматизмом и революционным экстремизмом // Очерки по отечественной истории. Комсомольск-на-Амуре, 1993. С. 120-133.
17. Дробижев В.З. Главный штаб социалистической промышленности (Очерки истории ВСНХ. 1917-1932 гг.). М.: Мысль, 1966. 285 с.
18. Дрюбин Р. Некоторые тенденции синдицирования государственной промышленности // Социалистическое хозяйство. 1925. Вып. 6. С. 137-153.
19. Звездин З.К. От плана ГОЭЛРО к плану первой пятилетки. Становление социалистического планирования в СССР. М.: Наука, 1979. 269 с.
20. Зуев, М.Н. История России с древнейших времен до конца XX века / М.Н.Зуев. — М: «Дрофа», - 2001. - С. 111-112.
21. Исаев И.А. История государства и права России: Полный курс лекций. 2-е изд., перераб. и доп. М. Юристъ, 1994. 448 с.
22. История российской биржи (Биржи периода нэпа и 90-х годов ХХ
в.). Научно-аналитический обзор. М.: ИНИОН РАН, 1994. 28 с.
23. Калинин В.Д. Развитие советской системы управления
экономикой в годы нэпа // Новая экономическая политика: уроки
хозяйственных реформ (Темат. сборник). М., 1989. С. 11-32.
24. Каменев Л.Б. Очередные задачи: Речь в Свердловском
университете // Правда. 1924. 21 сент. № 215.
25. Канторович В. Обзор промышленной конъюнктуры в 1-м полугодии 1923/24 хоз. года // Вестник промышленности, торговли и транспорта. 1924. № 6-7. С. 103-107.
26. Квиринг Э. Куда идет прибыль государственной
промышленности. Л.: Прибой, 1926. 36 с.
27. Коржихина Т.П. История государственных учреждений СССР. М.: Высшая школа, 1986. 400 с.
28. Ленин В.И. Полное собрание сочинений . - Том 44 изд. - М.: "Правда", 1921.
29. Лукутин, А.В. История: Учебное пособие / А.В. Лукутин. - М: АСТ-ПРЕСС ШКОЛА, - 2005. - С. 79-80.
30. Лютов Л.Н. Государственная промышленность в годы нэпа (1921- 1929). Саратов: Изд-во СГУ, 1996. 320 с.
31. Маневич В.Е. Экономические дискуссии 20-х годов. М.: Экономика, 1989. 142 с.
32. Муравьев В. Государственная промышленность в начале 20-х годов и деятельность ВСНХ // Российский экономический журнал. 1993. №
11. С. 84-89.
33. Непин А.Е. Совнарком и новая экономическая политика (19211923 гг.). Н. Новгород: Изд-во Волго-Вятской акад. гос. службы, 1999. 159 с.
34. Неретина Л.А. Реорганизация государственной промышленности в 1921-1925 гг.: принципы и тенденции развития // Нэп: приобретения и потери. М., 1994. С.75-87.
35. Нэп и хозрасчет. М.: Экономика, 1991. 370 с.
36. Пинтелин А.В. Советская государственно-капиталистическая концессионная политика в 20-е годы: Дис. на соиск. учен. степ. канд. ист. наук. М., 1998.
37. Попов Н.В. Советская налоговая политика // Вестник финансов. 1927. № 11. С. 57-83.
38. Рассказова Н.В. К вопросу о реформировании государственной промышленности в годы нэпа // Россия и мировое сообщество в ХХ столетии. (Материалы всероссийской научно-практической конференции). Пенза, 1998. С. 21-23.
39. Сарабъянов В. Командные высоты в 1923-24 году // Спутник коммуниста. 1924. № 26. С. 81-127.
40. Сахаров А.Н. История России XX век / А.Н. Сахаров. - М: Аст, - 2002. - С. 198-199.
41. Симонов Н.С. Советская финансовая политика в условиях нэпа (1921-1927 гг.) // История СССР. 1990. № 5. С. 42-59.
42. Скрипникова Т.И. Акционерные общества и государственные институты: аспекты взаимодействия и факторы регулирования в годы НЭПа // Государственное управление: история и современность. М., 1998. С. 171173.
43. Советская товарная биржа: 20-е годы. Документы и материалы. М.:Дело,1992. 343 с.
44. Тупов Б.С. Российские биржи: страницы истории // Деньги и кредит. 1992. № 6. С. 65-72.
45. Хозяйственный механизм периода новой экономической политики (По материалам 20-х годов). Сб. обзоров. М.: ИНИОН АН СССР, 1990. 178 с.
46. Хромов П. Использование иностранного капитала в восстановлении и развитии промышленности СССР // Экономические науки. 1962. № 2. С. 56-66.
47. Цакунов С.В. Ценообразование в структуре государственного регулирования // Организационные формы и методы государственного регулирования экономики в период новой экономической политики. Сб. обзоров. М., 1992. С. 7-43.
48. Цельникер С.С. Госзаказы в промышленности. Финансовые проблемы промышленности. М.;Л., 1925. 168 с.
49. Шишкин В.А. Власть. Политика. Экономика: Послереволюционная Россия. 1917-1928 гг. СПб.: Дмитрий Буланин, 1997. 399 с.
50. Югов А. Народное хозяйство Советской России и его проблемы // Нэп. Взгляд со стороны: Сб. М., 1991. С. 174-303.
51. Югов А. Народное хозяйство Советской России и его проблемы. Берлин: Экономические проблемы, 1929. 262 с.
52. Юрчикова А.Ю. Дискуссия о синдикатах 1923 г. // Административно-командная система управления. Проблемы и факты: Межвузов. сборник научных работ. М., 1992. С. 27-38.
53. Яковлева Е.Л. Концессионная политика и практика // Хозяйственный механизм периода новой экономической политики (По материалам 20-х годов). Сб. обзоров. М.: ИНИОН АН СССР, 1990. С. 130177.