Тип работы:
Предмет:
Язык работы:


ОРГАНИЗАЦИЯ УРОКА МАТЕМАТИКИ В СТАРШИХ КЛАССАХ С УЧЕТОМ ОСОБЕННОСТЕЙ ТЕМПЕРАМЕНТА УЧАЩИХСЯ

Работа №32120

Тип работы

Дипломные работы, ВКР

Предмет

педагогика

Объем работы88
Год сдачи2019
Стоимость6500 руб.
ПУБЛИКУЕТСЯ ВПЕРВЫЕ
Просмотрено
409
Не подходит работа?

Узнай цену на написание


Введение
ГЛАВА 1. ТЕОРЕТИЧЕСКИЕ ОСНОВЫ УЧЕТА ОСОБЕННОСТЕЙ ТЕМПЕРАМЕНТА ШКОЛЬНИКОВ НА УРОКЕ МАТЕМАТИКИ 5
1.1. Тип темперамента как индивидуальная особенность человека и
проявление в учебном процессе 5
1.2. Особенности учета типов темперамента учащихся при организации
урока в соответствии с ФГОС 10
1.3. Обучение математике в соответствии с ФГОС СОО с учетом
особенностей темперамента учащихся 17
ГЛАВА 2. ОПЫТНО-ЭКСПЕРИМЕНТАЛЬНАЯ РАБОТА ПО ОРГАНИЗАЦИИ УРОКА МАТЕМАТИКИ В СТАРШИХ КЛАССАХ С УЧЕТОМ ОСОБЕННОСТЕЙ ТЕМПЕРАМЕНТА УЧАЩИХСЯ 26
2.1. Проектирование опытно-экспериментальной работы 26
2.2. Реализация опытно-экспериментальной работы по организации урока
математики с учетом особенностей темперамента учащихся 30
2.3. Результаты опытно-экспериментальной работы 39
ЗАКЛЮЧЕНИЕ 45
ЛИТЕРАТУРА 47
ПРИЛОЖЕНИЯ

Личностно-ориентированная направленность системы обучения предполагает дальнейшее развитие новых подходов в образовании. Учащийся, как субъект взаимодействия в образовательном процессе, - это в первую очередь личность, наделенная своими особенностями. Крайне важно помочь учащемуся в понимании себя, раскрытии своих способностей и возможностей, а также самореализации своих индивидуальных особенностей. Технологии обучения с учетом психологических механизмов обучаемого и обучающегося являются востребованными в сфере подготовки специалистов и учащихся общеобразовательных учреждений.
Так, организация урока математики в старших классах с учетом темперамента учащихся позволит определить в процессе обучения у учеников их сильные и слабые стороны, и применить эти знания для достижения психологически благоприятной обстановки на уроке, что, в свою очередь, позволит заметить изменения в уровне учебной деятельности школьников.
Актуальность исследования заключается в необходимости при организации урока математики учета таких индивидуальных особенностей школьников, как темперамент, с целью повышения уровня знаний школьников, развития интереса к предмету и мотивации.
Объект исследования: образовательный процесс в среднем общеобразовательном учреждении.
Предмет исследования: методические особенности организации урока математики с учетом темперамента учащихся старших классов.
Цель исследования: разработка индивидуальных подходов в обучении математике учащихся старших классов для улучшения благоприятной психологической обстановки на уроке и повышения качества их математической подготовки.
Задачи исследования:
1. Исследовать психолого-педагогическую литературу по данной теме.
2. Проанализировать методические особенности организации урока математики с учетом темперамента учащихся.
3. Выявить наиболее достоверный способ исследования темперамента учащихся.
4. Внедрить на уроках математики приемы, позволяющие организовать работу учащихся всех типов темперамента.
5. Проанализировать результаты опытно-экспериментальной работы и сформулировать выводы по методике организации уроков математики.
Для решения поставленных целей и задач исследования потребовались следующие методы:
- теоретические: анализ литературы и Интернет-источников;
- эмпирические: наблюдение, анализ, эксперимент, сравнение, обобщение
полученных в результате эксперимента данных.


Возникли сложности?

Нужна помощь преподавателя?

Помощь в написании работ!


В рамках данного исследования была обоснована необходимость учета особенностей темперамента учащихся при организации урока математики в старших классах. Проведенная масштабная работа по определению типов темперамента учеников выбранного класса, организации цикла уроков, позволяющих создать условия для работы школьников с учетом их индивидуальных особенностей, показала, как могут изменяться результаты обучения. Более того, для успешности результатов работы потребовалось учесть не только темпераментальные особенности учащихся, но и их особенности в восприятии информации.
Для проведения экспериментальной работы потребовалось изучить труды отечественных и зарубежных ученых, материалы которых требовали непрерывного анализа и систематизации по причине большинства нерешенных вопросов в явлении темперамента. Использованная литература Оксфордского университета требовала перевода на русский язык, которая позволила расширить представления о темпераменте в психологии и рассмотреть новое видение данного феномена. Взгляд ученых разных стран и времен мог значительно отличаться.
Анализ существующей методики обучения математике с учетом особенностей типов темперамента учащихся показал, что именно данное направление остается без должного внимания и требует нововведений, экспериментов в организации уроков. Работа в данном направлении вызывает интерес как со стороны педагогического состава, так и учащихся, которые занимают главную роль в подобной деятельности.
В результате опытно-экспериментальной работы был осуществлен качественный и количественный анализ собранных данных, демонстрирующий изменения результатов учебной деятельности учащихся. Урок, проведенный с учетом особенностей типов темперамента учащихся
Настоящее исследование носит прикладной характер и станет полезно преподавателям высших и средних профессиональных учебных заведений, выполняющих подготовку педагогических кадров, как по математике, так и по остальным предметам, специалистам, только начавшим педагогическую деятельность, а также уже давно практикующим учителям средних общеобразовательных учреждений.



1. Hans J. Eysenck. Psychology is about people. - Moscow.: Exmo, 2015. - p.352.
2. Jan Strelau. Temperament. A Psychological Perspective. Kluwer Academic Publishers New York, Boston, Dordrecht, London, Moscow. 2012. - p. 484.
3. K. Allen and M. Prior. Assessment of the validity of easy and difficult temperament through observed mother-child behaviours. International Journal of Behavioural Development 2004. - p. 396.
4. P. K. Smith and C. H. Hart. The Blackwell handbook of childhood social development . By Blackwell Publishers Ltd a Blackwell Publishing company except for editorial arrangement and introduction copyright. 2012. - p. 682.
5. X. Chen, P. Hastings, K. Rubin, H. Chen, G. Cen, S. Stewart. Child-rearing attitudes and behavioral inhibition in Chinese and Canadian toddlers: A cross-cultural study. Department of Psychology, University of Western Ontario, London, Canada
1998. Developmental psychology, 34. Retreived from http://www.biomedsearch.com/nih/Child-rearing-attitudes-behavioral- inhibition/9681259.html
6. Абульханова-Славская К.А. Личностный аспект проблемы общения / К.А. Абульханова-Славская // Проблема общения в психологии. М., 2011. - 240 с.
7. Айзенк Г.Ю. Психология: Польза и вред. Смысл и бессмыслица. Факты и вымысел. Пер. Гуриновича В.В. Мн.: Харвест, 2014. - 912 с.
8. Андреева Г.М. Социальная психология / Г.М. Андреева. М.: МГУ,2005. -429с.
9. Белоус В.В. К исследованию влияния типа темперамента на эффективность индивидуальной и совместной деятельности / В.В. Белоус // Вопросы психологии.- 2016.- №3. -120 с.
10. Белоус В.В. Место и роль интегральной индивидуальности в
современной науке. [Электронный ресурс] / Режим доступа:
http://sbiblio.com/BIBLIO/archive/belous mestointegrind/ (Дата обращения 01.02.2019)
11. Божович, Л.И. Личность и ее формирование в детском возрасте: Психол. исслед. / Л.И. Божович. -М.: Просвещение, 2004. -464с.
12. Гилязова Т.Б. Влияние типа темперамента на успеваемость при обучении математике. [Электронный ресурс] / Режим доступа: https://nsportal.ru/shkola/algebra/librarv/2014/02/16/statva-vlivanie-tipa- temperamenta-na-uspevaemost-pri-obuchenii (Дата обращения 27.01.2019)
13. Деревякина Н.Ю. Методическая система дифференцированного обучения математике с учетом особенностей темперамента школьников подросткового возраста// автореферат диссертации. Волгоград - 2005. - 36 с.
14. Дружинин В. Н. Экспериментальная психология - СПб: Питер, 2011 . - 320 с.
15. Дудин, С.И. О связи темперамента с общими способностями / С.И.
Дудин. // 2014. [Электронный ресурс] / Режим доступа:
http://lib.mgppu.ru/OpacUnicode/app/webroot/index.php7urWnotices/index/IdNotice :30347/Source:default (Дата обращения: 13.11. 2018)
16. Кагальняк А. И., Мельник Л. П. Темперамент учителя и успешность педагогической деятельности // Вопросы психологии. 2015. [Электронный ресурс] / Режим доступа: http://www.voppsv.ru/issues/1986/862/862079.htm (Дата обращения: 01.03. 2019)
17. Каленова М.А. Учет индивидуально-психологических особенностей обучающихся в образовательном процессе в условиях реализации ФГОС. 2017. - 35 с. [Электронный ресурс] / Режим доступа: https://docplaver.ru/44785538- Uchet-individualno-psihologicheskih-osobennostev-obuchavushchihsva-v- obrazovatelnom-processe-v-uslovivah-realizacii-fgos.html (Дата обращения
21.03.2019)
18. Карпик В.В. Контрольные работы по алгебре и началам математического анализа. Тригонометрия. Издательская группа «Основа», № 2 (26) февраль 2015. С. 21-26
19. Кречмер Э. Теория темпераментов. В кн.: Гиппенрейтер Ю.Б, Романов
В.Я. Психология индивидуальных различий. - М.: ЧеРо, 2000. - 780 с.
20. Леонтьев Д.А. Индивидуальный стиль и индивидуальные стили - взгляд из 90-х.//Стиль человека: психологический анализ./Под редакцией Либина А.В. - М.: Смысл, 2008.
21. Мордкович А.Г. Математика. Алгебра и начала математического анализа. 10 класс. Методическое пособие для учителя. ФГОС. - 3-е изд., переработанное. - М.: Мнемозина, 2015. - 256 с.
22. Мордкович А.Г., Алгебра и начала математического анализа. 10 класс. В двух частях (задачник для учащихся общеобразовательных учреждений базовый и углубленный уровни). - 7-е изд., стер. - М.: Мнемозина, 2015. - 343 с.
23. Мордкович А.Г., Алгебра и начала математического анализа. 10 класс. В двух частях (учебник для учащихся общеобразовательных учреждений базовый и углубленный уровни). - 7-е изд., стер. - М.: Мнемозина, 2015. - 279 с.
24. Общая психология. Словарь / Под. ред. А.В. Петровского //Психологический лексикон. Энциклопедический словарь в шести томах / Ред.- с.
25. Павлов И. П. Общие типы высшей нервной деятельности животных и человека. Издательство: М., Директмедиа Паблишинг, 2012. - 50 c
26. Палкина Т. И. Характер связи индивидуальных особенностей в динамике последовательного образа с ортогональными свойствами темперамента // Проблемы интегрального исследования индивидуальности / Под ред. В.С. Мерлина. Пермь, 2010.
27. Портал психологических тестов [Электронный ресурс] / Режим доступа: https://testometrika.com/tests/ (Дата обращения 11.10.2018)
28. Приложение. Федеральный государственный образовательный
стандарт среднего общего образования [Электронный ресурс] / Режим доступа: https://base.garant.ru/70188902/8ef641 d3b80ff01 d34be16ce9bafc6e0/ (Дата
обращения 23.11.2018)
29. Рубинштейн С.Л. Основы общей психологии. - СПб.: Питер, 2000. - 780 с.
30. Русалов В. М. Темперамент и эффективность вероятностного прогнозирования в индивидуальной и совместной деятельности // Индивидуальные особенности психического и соматического развития и их роль в управлении деятельностью человека / Под ред. В.В. Белоуса и др. Пермь,
2012. - С.115-117.
31. Рыбина О.А. Дифференцированное обучение по темпераменту.
[Электронный ресурс] / Режим доступа:
http://www.rusnauka.com/20 AND 2009/Psihologia/49115.doc.htm (Дата
обращения 15.04.2019)
32. Симонов П.В., Ершов П.М. Темперамент. Характер. Личность. М.: Наука, 2013. - 167 с.
33. Федеральные государственные образовательные стандарты [Электронный ресурс] / Режим доступа: https://fgos.ru/. (Дата обращения
23.11.2018)


Работу высылаем на протяжении 30 минут после оплаты.



Подобные работы


©2025 Cервис помощи студентам в выполнении работ