Введение
ГЛАВА 1. ТЕОРЕТИЧЕСКИЕ ОСНОВЫ УЧЕТА ОСОБЕННОСТЕЙ ТЕМПЕРАМЕНТА ШКОЛЬНИКОВ НА УРОКЕ МАТЕМАТИКИ 5
1.1. Тип темперамента как индивидуальная особенность человека и
проявление в учебном процессе 5
1.2. Особенности учета типов темперамента учащихся при организации
урока в соответствии с ФГОС 10
1.3. Обучение математике в соответствии с ФГОС СОО с учетом
особенностей темперамента учащихся 17
ГЛАВА 2. ОПЫТНО-ЭКСПЕРИМЕНТАЛЬНАЯ РАБОТА ПО ОРГАНИЗАЦИИ УРОКА МАТЕМАТИКИ В СТАРШИХ КЛАССАХ С УЧЕТОМ ОСОБЕННОСТЕЙ ТЕМПЕРАМЕНТА УЧАЩИХСЯ 26
2.1. Проектирование опытно-экспериментальной работы 26
2.2. Реализация опытно-экспериментальной работы по организации урока
математики с учетом особенностей темперамента учащихся 30
2.3. Результаты опытно-экспериментальной работы 39
ЗАКЛЮЧЕНИЕ 45
ЛИТЕРАТУРА 47
ПРИЛОЖЕНИЯ
Личностно-ориентированная направленность системы обучения предполагает дальнейшее развитие новых подходов в образовании. Учащийся, как субъект взаимодействия в образовательном процессе, - это в первую очередь личность, наделенная своими особенностями. Крайне важно помочь учащемуся в понимании себя, раскрытии своих способностей и возможностей, а также самореализации своих индивидуальных особенностей. Технологии обучения с учетом психологических механизмов обучаемого и обучающегося являются востребованными в сфере подготовки специалистов и учащихся общеобразовательных учреждений.
Так, организация урока математики в старших классах с учетом темперамента учащихся позволит определить в процессе обучения у учеников их сильные и слабые стороны, и применить эти знания для достижения психологически благоприятной обстановки на уроке, что, в свою очередь, позволит заметить изменения в уровне учебной деятельности школьников.
Актуальность исследования заключается в необходимости при организации урока математики учета таких индивидуальных особенностей школьников, как темперамент, с целью повышения уровня знаний школьников, развития интереса к предмету и мотивации.
Объект исследования: образовательный процесс в среднем общеобразовательном учреждении.
Предмет исследования: методические особенности организации урока математики с учетом темперамента учащихся старших классов.
Цель исследования: разработка индивидуальных подходов в обучении математике учащихся старших классов для улучшения благоприятной психологической обстановки на уроке и повышения качества их математической подготовки.
Задачи исследования:
1. Исследовать психолого-педагогическую литературу по данной теме.
2. Проанализировать методические особенности организации урока математики с учетом темперамента учащихся.
3. Выявить наиболее достоверный способ исследования темперамента учащихся.
4. Внедрить на уроках математики приемы, позволяющие организовать работу учащихся всех типов темперамента.
5. Проанализировать результаты опытно-экспериментальной работы и сформулировать выводы по методике организации уроков математики.
Для решения поставленных целей и задач исследования потребовались следующие методы:
- теоретические: анализ литературы и Интернет-источников;
- эмпирические: наблюдение, анализ, эксперимент, сравнение, обобщение
полученных в результате эксперимента данных.
В рамках данного исследования была обоснована необходимость учета особенностей темперамента учащихся при организации урока математики в старших классах. Проведенная масштабная работа по определению типов темперамента учеников выбранного класса, организации цикла уроков, позволяющих создать условия для работы школьников с учетом их индивидуальных особенностей, показала, как могут изменяться результаты обучения. Более того, для успешности результатов работы потребовалось учесть не только темпераментальные особенности учащихся, но и их особенности в восприятии информации.
Для проведения экспериментальной работы потребовалось изучить труды отечественных и зарубежных ученых, материалы которых требовали непрерывного анализа и систематизации по причине большинства нерешенных вопросов в явлении темперамента. Использованная литература Оксфордского университета требовала перевода на русский язык, которая позволила расширить представления о темпераменте в психологии и рассмотреть новое видение данного феномена. Взгляд ученых разных стран и времен мог значительно отличаться.
Анализ существующей методики обучения математике с учетом особенностей типов темперамента учащихся показал, что именно данное направление остается без должного внимания и требует нововведений, экспериментов в организации уроков. Работа в данном направлении вызывает интерес как со стороны педагогического состава, так и учащихся, которые занимают главную роль в подобной деятельности.
В результате опытно-экспериментальной работы был осуществлен качественный и количественный анализ собранных данных, демонстрирующий изменения результатов учебной деятельности учащихся. Урок, проведенный с учетом особенностей типов темперамента учащихся
Настоящее исследование носит прикладной характер и станет полезно преподавателям высших и средних профессиональных учебных заведений, выполняющих подготовку педагогических кадров, как по математике, так и по остальным предметам, специалистам, только начавшим педагогическую деятельность, а также уже давно практикующим учителям средних общеобразовательных учреждений.
1. Hans J. Eysenck. Psychology is about people. - Moscow.: Exmo, 2015. - p.352.
2. Jan Strelau. Temperament. A Psychological Perspective. Kluwer Academic Publishers New York, Boston, Dordrecht, London, Moscow. 2012. - p. 484.
3. K. Allen and M. Prior. Assessment of the validity of easy and difficult temperament through observed mother-child behaviours. International Journal of Behavioural Development 2004. - p. 396.
4. P. K. Smith and C. H. Hart. The Blackwell handbook of childhood social development . By Blackwell Publishers Ltd a Blackwell Publishing company except for editorial arrangement and introduction copyright. 2012. - p. 682.
5. X. Chen, P. Hastings, K. Rubin, H. Chen, G. Cen, S. Stewart. Child-rearing attitudes and behavioral inhibition in Chinese and Canadian toddlers: A cross-cultural study. Department of Psychology, University of Western Ontario, London, Canada
1998. Developmental psychology, 34. Retreived from http://www.biomedsearch.com/nih/Child-rearing-attitudes-behavioral- inhibition/9681259.html
6. Абульханова-Славская К.А. Личностный аспект проблемы общения / К.А. Абульханова-Славская // Проблема общения в психологии. М., 2011. - 240 с.
7. Айзенк Г.Ю. Психология: Польза и вред. Смысл и бессмыслица. Факты и вымысел. Пер. Гуриновича В.В. Мн.: Харвест, 2014. - 912 с.
8. Андреева Г.М. Социальная психология / Г.М. Андреева. М.: МГУ,2005. -429с.
9. Белоус В.В. К исследованию влияния типа темперамента на эффективность индивидуальной и совместной деятельности / В.В. Белоус // Вопросы психологии.- 2016.- №3. -120 с.
10. Белоус В.В. Место и роль интегральной индивидуальности в
современной науке. [Электронный ресурс] / Режим доступа:
http://sbiblio.com/BIBLIO/archive/belous mestointegrind/ (Дата обращения 01.02.2019)
11. Божович, Л.И. Личность и ее формирование в детском возрасте: Психол. исслед. / Л.И. Божович. -М.: Просвещение, 2004. -464с.
12. Гилязова Т.Б. Влияние типа темперамента на успеваемость при обучении математике. [Электронный ресурс] / Режим доступа: https://nsportal.ru/shkola/algebra/librarv/2014/02/16/statva-vlivanie-tipa- temperamenta-na-uspevaemost-pri-obuchenii (Дата обращения 27.01.2019)
13. Деревякина Н.Ю. Методическая система дифференцированного обучения математике с учетом особенностей темперамента школьников подросткового возраста// автореферат диссертации. Волгоград - 2005. - 36 с.
14. Дружинин В. Н. Экспериментальная психология - СПб: Питер, 2011 . - 320 с.
15. Дудин, С.И. О связи темперамента с общими способностями / С.И.
Дудин. // 2014. [Электронный ресурс] / Режим доступа:
http://lib.mgppu.ru/OpacUnicode/app/webroot/index.php7urWnotices/index/IdNotice :30347/Source:default (Дата обращения: 13.11. 2018)
16. Кагальняк А. И., Мельник Л. П. Темперамент учителя и успешность педагогической деятельности // Вопросы психологии. 2015. [Электронный ресурс] / Режим доступа: http://www.voppsv.ru/issues/1986/862/862079.htm (Дата обращения: 01.03. 2019)
17. Каленова М.А. Учет индивидуально-психологических особенностей обучающихся в образовательном процессе в условиях реализации ФГОС. 2017. - 35 с. [Электронный ресурс] / Режим доступа: https://docplaver.ru/44785538- Uchet-individualno-psihologicheskih-osobennostev-obuchavushchihsva-v- obrazovatelnom-processe-v-uslovivah-realizacii-fgos.html (Дата обращения
21.03.2019)
18. Карпик В.В. Контрольные работы по алгебре и началам математического анализа. Тригонометрия. Издательская группа «Основа», № 2 (26) февраль 2015. С. 21-26
19. Кречмер Э. Теория темпераментов. В кн.: Гиппенрейтер Ю.Б, Романов
В.Я. Психология индивидуальных различий. - М.: ЧеРо, 2000. - 780 с.
20. Леонтьев Д.А. Индивидуальный стиль и индивидуальные стили - взгляд из 90-х.//Стиль человека: психологический анализ./Под редакцией Либина А.В. - М.: Смысл, 2008.
21. Мордкович А.Г. Математика. Алгебра и начала математического анализа. 10 класс. Методическое пособие для учителя. ФГОС. - 3-е изд., переработанное. - М.: Мнемозина, 2015. - 256 с.
22. Мордкович А.Г., Алгебра и начала математического анализа. 10 класс. В двух частях (задачник для учащихся общеобразовательных учреждений базовый и углубленный уровни). - 7-е изд., стер. - М.: Мнемозина, 2015. - 343 с.
23. Мордкович А.Г., Алгебра и начала математического анализа. 10 класс. В двух частях (учебник для учащихся общеобразовательных учреждений базовый и углубленный уровни). - 7-е изд., стер. - М.: Мнемозина, 2015. - 279 с.
24. Общая психология. Словарь / Под. ред. А.В. Петровского //Психологический лексикон. Энциклопедический словарь в шести томах / Ред.- с.
25. Павлов И. П. Общие типы высшей нервной деятельности животных и человека. Издательство: М., Директмедиа Паблишинг, 2012. - 50 c
26. Палкина Т. И. Характер связи индивидуальных особенностей в динамике последовательного образа с ортогональными свойствами темперамента // Проблемы интегрального исследования индивидуальности / Под ред. В.С. Мерлина. Пермь, 2010.
27. Портал психологических тестов [Электронный ресурс] / Режим доступа: https://testometrika.com/tests/ (Дата обращения 11.10.2018)
28. Приложение. Федеральный государственный образовательный
стандарт среднего общего образования [Электронный ресурс] / Режим доступа: https://base.garant.ru/70188902/8ef641 d3b80ff01 d34be16ce9bafc6e0/ (Дата
обращения 23.11.2018)
29. Рубинштейн С.Л. Основы общей психологии. - СПб.: Питер, 2000. - 780 с.
30. Русалов В. М. Темперамент и эффективность вероятностного прогнозирования в индивидуальной и совместной деятельности // Индивидуальные особенности психического и соматического развития и их роль в управлении деятельностью человека / Под ред. В.В. Белоуса и др. Пермь,
2012. - С.115-117.
31. Рыбина О.А. Дифференцированное обучение по темпераменту.
[Электронный ресурс] / Режим доступа:
http://www.rusnauka.com/20 AND 2009/Psihologia/49115.doc.htm (Дата
обращения 15.04.2019)
32. Симонов П.В., Ершов П.М. Темперамент. Характер. Личность. М.: Наука, 2013. - 167 с.
33. Федеральные государственные образовательные стандарты [Электронный ресурс] / Режим доступа: https://fgos.ru/. (Дата обращения
23.11.2018)