Тип работы:
Предмет:
Язык работы:


Преодоление задержки речевого развития у детей раннего возраста средствами сенсорной интеграции

Работа №32113

Тип работы

Дипломные работы, ВКР

Предмет

логопедия

Объем работы87
Год сдачи2019
Стоимость4900 руб.
ПУБЛИКУЕТСЯ ВПЕРВЫЕ
Просмотрено
896
Не подходит работа?

Узнай цену на написание


Введение 3
Глава 1. Теоретические основы проблемы преодоления задержки речевого развития у детей с детским церебральным параличом раннего возраста средствами сенсорной интеграции
1.1. Психолого-педагогическая характеристика детей с детским
церебральным параличом раннего возраста 5
1.2. Сенсорная интеграция как средство речевого развития детей
раннего возраста 13
Выводы по первой главе 20
Глава 2. Эмпирическая работа по исследованию и преодолению задержки речевого развития у детей с детским церебральным параличом раннего возраста средствами сенсорной интеграции
2.1 Методика и анализ исследования речевого развития детей с детским церебральным параличом раннего возраста 21
2.2. Коррекционная работа по развитию речи детей с детским церебральным параличом раннего возраста средствами сенсорной
интеграции 33
2.3 Результаты контрольного эксперимента и их обсуждение 36
Выводы по второй главе 48
Заключение 50
Список литературы 53
Приложения 58


Актуальность темы. Проблема ранней помощи детям с ограниченными возможностями здоровья в настоящее время является чрезвычайно острой, так как с каждым годом число таких детей увеличивается. Своевременная помощь и коррекционная работа дают исключительную возможность сгладить недостатки в развитии, а в ряде случаев даже устранить их.
Ребенок с церебральным параличом, начавший обучаться в первые месяцы жизни, имеет больше шансов на максимально быстрое достижение оптимально возможного для него уровня общего развития.
Нарушение сенсорного восприятия окружающего мира является одной из главных особенностей развития детей с ограниченными возможностями здоровья. Все сведения об окружающем мире и о себе самом человек получает в форме ощущений (зрительных, слуховых, двигательных, тактильных, вкусовых, обонятельных) и восприятий.
Двигательные нарушения детей с церебральным параличом ограничивают их предметно-практическую деятельность, что приводит к недостаточному развитию предметного восприятия. Сочетание двигательных нарушений с недоразвитием зрительно-моторной координации и речи препятствует развитию познавательной деятельности и речевого развития
Цель исследования: преодоление задержки речевого развития у детей раннего возраста с церебральным параличом средствами сенсорной интеграции.
Объект исследования: процесс раннего речевого развития детей с детским церебральным параличом.
Предмет исследования: задержка речевого развития детей раннего возраста с церебральным параличом.
Гипотеза исследования: включение средств сенсорной интеграции в коррекционную работу с детьми с церебральным параличом раннего возраста
будет способствовать преодолению задержки речевого развития и развитию познавательной деятельности в целом, так как сенсорная интеграция позволяет координировать сигналы, поступающие в мозг от органов чувств, а также сигналы, обеспечивающие адаптацию и продуктивное взаимодействие детей со средой.
Задачи исследования:
1. Изучить специальную и педагогическую литературу по проблеме задержки речевого развития у детей с детским церебральным параличом раннего возраста, а так же применение сенсорной интеграции в работе с детьми с церебральным параличом
2. Выявить специфику речевого развития детей раннего возраста с церебральным параличом
3. Составить и апробировать программу коррекционной работы по развитию речи детей с детским церебральным параличом раннего возраста средствами сенсорной интеграции
Методы исследования: анализ и синтез психолого-педагогической литературы, наблюдение, беседа, эксперимент и метод математической обработки результатов.
Методологическая основа: теория Э. Дж. Айрес о сенсорной интеграции [2]; методика Е.Ф.Архиповой работы с детьми с церебральным параличом раннего возраста [4,5]; теория Е.М. Мастюковой о
психологических особенностях детей с церебральным параличом [18,19]; концепция О.Г. Приходько о ранней помощи детям с церебральным параличом в системе комплексной реабилитации [29,30]; концепция И.Н Миненковой о обеспечении сенсорной интеграции в коррекционноразвивающей работе с детьми с тяжёлыми и или множественными нарушениями психофизического развития [22,23].
Практическая значимость: полученные результаты работы могут быть использованы в работе с детьми раннего возраста учителями- логопедами, дефектологами и родителями.
Структура работы: выпускная квалификационная работа состоит из введения, двух глав, заключения, списка используемой литературы, состоящего из 40 источников и приложения.


Возникли сложности?

Нужна помощь преподавателя?

Помощь в написании работ!


Детям с детским церебральным параличом раннего возраста характерны двигательные, речевые и сенсорные нарушения. Эти отклонения в основном обусловлены недостаточностью практического опыта детей с церебральным параличом, а так же ограниченностью их коммуникативных связей. У детей с детским церебральным параличом нарушено понимание речи, нарушена экспрессивная речь, лексико-грамматический строй речи, слоговая структура, фонетический и фонематический строй речи, все это влияет на общую разборчивость речи.
Анализ специальной литературы показал, что сенсорная интеграция - это взаимодействие всех органов чувств. Взаимодействие всех органов чувств подразумевает упорядочивание ощущений и раздражителей таким образом, чтобы человек мог адекватно реагировать на определенные стимулы и действовать в соответствии с ситуацией. Целью терапии сенсорной интеграции является предоставление такого количества соответствующих сенсорных, вестибулярных, проприоцептивных и тактильных стимулов, чтобы создать условия для нормальной работы центральной нервной системы.
В нашей работе мы рассматривали средства сенсорной интеграции (сенсорные коробки) для создания необходимой сенсорномоторной базы для развития речевой, психической и двигательной деятельности ребенка.
Сенсорная коробка включала различные тактильные материалы, предметы, игрушки, с которыми каждый ребенок взаимодействовал и
проговаривал какие-либо звуки, звукоподражания, слова. Сенсорные коробки дают возможность ребенку расширить свой тактильный опыт — он сможет трогать, пересыпать, переливать, исследовать, закапывать, откапывать и просто играть.Емкостью может быть картонная коробка, контейнеры или столики с высокими бортами. Примеры для наполнения сенсорной коробки: рис простой или окрашенный с помощью пищевых красителей; любая другая крупа, пена для бритья; свежескошенная трава; сухие и свежие листья; песок (натуральный и крашеный); соль (мелкая и крупная морская); макароны сухие или вареные; земля; кукурузный крахмал; галька, мелкие камушки; мыльный раствор и т.д.
Цель нашей коррекционно-развивающей программы это-стимуляция речевой активности, стимуляция лепета, лепетных слов, однословного предложения, преодоление задержки речевого развития.
Экспериментальное исследование детей с церебральным параличом раннего возраста показало, что у них оказываются несформированными все основные компоненты речевой системы: понимание обращенной речи, экспрессивная речь (у большинства детей это лепетные слова или слова- корни), лексико-грамматический строй, фонетический и фонематический строй, нарушена слоговая структура, нарушена общая разборчивость речи.
Поэтому возникла необходимость в проведении работы по преодолению задержки речевого развития. С детьми экспериментальной группы были проведены специальные занятия с использованием средств сенсорной интеграции, которые способствовали развитию понимания обращенной речи, развитию экспрессивной речи, развитию фонетического, фонематического и лексико-грамматического строя речи, слоговой структуры слова.
Работа по преодолению задержки речевого развития с применением средств сенсорной интеграции сделала коррекционный логопедический процесс более результативным. После проведенной коррекционной работы у детей с детским церебральным параличом незначительно, но улучшилось звукопроизношение, фонематический слух, лексико-грамматический строй речи, разборчивость речи, у некоторых появилась фраза. Нужно отметить, что при детском церебральном параличе наиболее медленный темп речевого развития наблюдается в раннем возрасте (первые три года жизни).
Таким образом, гипотеза о том, что использование средств сенсорной интеграции в работе с детьми раннего возраста с детским церебральным параличом будет способствовать речевому развитию, подтвердилась.



1. Агронина, Н.И. Коррекционно-педагогическая помощь семьи,
воспитывающей ребенка раннего возраста с ДЦП [Текст] / Н.И. Агронина, Н.В. Сергеева // Актуальные проблемы общества, науки и образования: современное состояние и перспективы развития: материалы IV-
международной научно-практической конференции. - М.: «ПЕРО». - 2017. -
С.178-182
2. Айрес, Э. Дж.Ребенок и сенсорная интеграция. Понимание скрытых проблем развития [Текст]/ Э. Дж. Айрес; [пер. с англ. Юлии Даре]. - М.: Теревинф, 2009. - 272 с
3. Акименко, А.К. Основы специальной психологии [Текст] / А.К. Акименко, Е.Д. Бурмистрова, Л.В. Шипова, под ред. Л.В. Шиповой. - Саратов: ИЦ «Наука»,2013. - 335 с.
4. Архипова, Е.Ф. Коррекционно-педагогическая работа при церебральном параличе у детей 1-2 года жизни [Текст] / Е.Ф. Архипова // Коррекционное обучение детей с нарушениями речевой деятельности: Межвузовский сб. научн. трудов. - М.,1983
5. Архипова, Е.Ф. Логопедическая работа с детьми раннего возраста[Текст]: учебное пособие для студентов пед. вузов / Е.Ф. Архипова - М.: АСТ: Астрель, 2017. - 224 с.
6. Бадалян,Л.О. Детские церебральные параличи [Текст]/ Л.О. Бадалян, Л.Т. Журба, О.В. Тимонина. - М.: ВЛАДОС -2016. - 211с.
7. Венгер, Л.А. Воспитание сенсорной культуры ребенка от рождения до 6 лет[Текст]: Кн. для воспитателя дет. сада /Л. А. Венгер, Э. Г. Пилюгина, Н. Б. Венгер; Под ред. Л. А. Венгера. М.: Просвещение, 1988. -144 с.
8. Гирилюк, Т.Н. Педагогическая технология по преодолению задержки речевого развития у детей раннего возраста с легкой степенью псевдобульбарной дизартрии [Текст]: автореферат кандидата пед.наук: (13.00.03) /Татьяна Николаевна Гирилюк.- Екатеринбург, 2007. - 23с.
9. Данилова,Л.А. Методика коррекции речевого и психического развития у детей с церебральным параличом [Текст]/ Л.А. Данилова. - М.: ВЛАДОС. -
2007. - 156с.
10. Детский церебральный паралич [Текст] / Шипицына Л.М., Мамайчук И.И. - СПб., Изд-во «Дидактика Плюс», — 2016, 272 с.
11. Дидактические игры и занятия с детьми раннего возраста [Текст]/ Под ред. С.Л. Новоселовой. - М.: ВЛАДОС. - 2017. - 188с.
12. Иванова, Э.В. Проблема речевого развития детей раннего возраста с задержкой речевого развития [Текст]/ Э.В. Иванова //Педагогика и современное образование: традиции, опыт и инновации: материалый II Международной научно-практической конференции. - Москва: МЦНС «Наука и Просвещение». - 2018. - С. 185-187
13. Кислинг, Улла. Сенсорная интеграция в диалоге: понять ребенка, распознать проблему, помочь обрести равновесие [Текст] / Улла Кислинг; под ред. Е.В. Клочковой; [пер. с нем. К.А. Шарр]. - М.: Теревинф, 2010. - 240 с.
14. Леонтьев, А.А. Психология общения [Текст] / А.А. Леонтьев. - М.: ВЛАДОС, 2007. - 351с.
15. Лурия, А.Р. Ощущения и восприятие [Текст]/ А.Р. Лурия. - Москва: Просвещение, 1998. - 192 с.
16. Лынская, М.И. Сенсорно-интегративная артикуляционная гимнастика[Текст]: Методическое пособие / М.И. Лынская — М.: Парадигма,
2016. — 28 с.
17. Мастерова, М.Г. Использование элементов сенсорной интеграции в коррекционной помощи детям с ограниченными возможностями здоровья [Текст]/ М.Г. Мастерова, С.В. Тарасенкова // Теоретические и методологические проблемы современного образования: материалы XXVI Международной научно-практической конференции. - Москва: Научноинформационный издательский центр «Институт стратегических исследований». - 2016. - С.30-34
18. Мастюкова,Е.М.Лечебная педагогика (ранний и дошкольный возраст: Советы педагогам и родителям по подготовке к обучению детей с особыми проблемами в развитии [Текст] / Е.М. Мастюкова. — М.: Гуманит. изд. центр ВЛАДОС, 2017. — 304 с.
19. Мастюкова,Е.М.Специальная педагогика. Подготовка к обучению детей с особыми проблемами в развитии. Ранний и дошкольный возраст [Текст]/ Под ред. А.Г. Московкиной. —М.: Классике Стиль, 2003. -320 с.
20. Мастюкова, Е.М. Дети с церебральным параличом [Текст]/ Е.М. Мастюкова// Специальная психология / Под ред. В.И. Лубовского. - М.: ВЛАДОС. - 2013. - 167с.
21. Мастюкова, Е.М. Нарушение речи у детей с церебральным параличом [Текст] / Е.М. Мастюкова, М.В.Ипполитова. - М.: ВЛАДОС. - 2015. - 210с.
22. Миненкова, И.Н. Обеспечение сенсорной интеграции в коррекционно- развивающей работе с детьми с тяжёлыми и или множественными нарушениями психофизического развития [Текст]/ И.Н. Миненкова. - Минск, 2007. - 180 с.
23. Миненкова,И.Н. Обучение и воспитание детей в условиях центра коррекционно-развивающего обучения и реабилитации [Текст]: учеб.-метод.
пособие / И.Н. Миненкова, С.Е. Гайдукевич и др.; науч. ред. С.Е. Гайдукевич. — Мн: УО БГПУ им. М. Танка, 2017 — с. 86-92.
24. Основы специальной психологии [Текст]: учеб. пособие для студ. сред. пед. учеб. заведений / Л. В. Кузнецова, Л. И. Переслени, Л. И. Солнцева и др.; Под ред. Л. В. Кузнецовой. — М.: Издательский центр «Академия», 2002. — 480 с.
25. Пантюхина, Г.В. Диагностика нервно-психического развития детей первых трех лет жизни[Текст] / Г.В. Пантюхина, К.Л. Печора, Э.Л. Фрухт. - М.: Просвещение, 1983. - 100с.
26. Першина, О.А. Сенсорная интеграция [Текст] / О.А. Першина, Н.В. Старикова // Образование людей с ограниченными возможностями здоровья в современном мире: материалы международной научно-практической конференции, посвященной 50-летнему юбилею Института специального образования. - Екатеринбург: УГПУ. - 2014. - С.131-136
27. Петрова, В.А. Занятия по развитию речи с детьми до трех лет[Текст] /
В.А. Петрова. - М.: ВЛАДОС. - 2016. - 158с.
28. Пилюгина, Э.Г. Занятия по сенсорному воспитанию с детьми раннего возраста[Текст] / Э.Г. Пилюгина. - М.: Академия. - 2015. - 112с.
29. Приходько, О.Г. Дети с двигательными нарушениями: коррекционная работа на первом году жизни[Текст] / О.Г. Приходько, Т.Ю. Моисеева. - М.: ВЛАДОС, 2003. - 203с.
30. Приходько,О.Г.Ранняя помощь детям с церебральным параличом в системе комплексной реабилитации [Текст] / О.Г. Приходько. -СПб.: Изд-во РГПУ им. А.И.Герцена, 2018. -208с.
31. Психолого-педагогическая диагностика [Текст]/ Под
ред.И.Ю.Левченко, С.Д.Забрамной. - М.: Владос, 2003. - 114с.
32. Пятница, Т.В. Справочник дошкольного логопеда[Текст]/ Т.В.Пятница, Т.В. Солоухина-Башинская. - Ростов н/Д: Феникс, 2009. - 479 с.
33. Рубинштейн, С.Л. Основы общей психологии [Текст] / С.Л. Рубинштейн. - СПб.: Питер, 2006. - 713 с.
34. Рузина, М.С. Страна пальчиковых игр[Текст] / М.С. Рузина, С.Ю. Афонькин. - СПб.: Гном и Д. - 2017. - 88с.
35. Седова, Н.В. Значение использования методов сенсорной интеграции в работе с детьми с речевыми нарушениями [Текст] / Н.В. Седова, О.Ю. Царапкина, М.К. Шувалова // Молодой ученый. - 2016. - № 9 (113). - С.408- 410
36. Степанова, О.И. Развитие речи детей раннего возраста с задержкой речевого развития (ЗРР) [Текст]/ О.И. Степанова // Информация и образование: границы коммуникаций. - 2018. - № 10(18). - С.174-176
37. Тихеева, Е.Н. Развитие речи детей (раннего и дошкольного возраста) [Текст] / Е.Н. Тихеева. -Москва: Владос. - 2013. - 189с.
38. Шипицына, Л.М. Детский церебральный паралич [Текст]/ Л.М. Шипицына, И.И. Мамайчук. - СПб.: Гном и Д. - 2011. - 178с.
39. Шипицына, Л.М. Психология детей с нарушениями опорнодвигательного аппарата[Текст] / Л.М. Шипицына, И.И. Мамайчук. - М.: ВЛАДОС. -2014. - 112с.
40. Эллнеби, И. Право детей на развитие [Текст] / И. Эллнеби. — Мн.: БелАПДИ — Открытые двери. - 1997. - 131 с.


Работу высылаем на протяжении 30 минут после оплаты.



Подобные работы


©2024 Cервис помощи студентам в выполнении работ