Преодоление задержки речевого развития у детей раннего возраста средствами сенсорной интеграции
|
Введение 3
Глава 1. Теоретические основы проблемы преодоления задержки речевого развития у детей с детским церебральным параличом раннего возраста средствами сенсорной интеграции
1.1. Психолого-педагогическая характеристика детей с детским
церебральным параличом раннего возраста 5
1.2. Сенсорная интеграция как средство речевого развития детей
раннего возраста 13
Выводы по первой главе 20
Глава 2. Эмпирическая работа по исследованию и преодолению задержки речевого развития у детей с детским церебральным параличом раннего возраста средствами сенсорной интеграции
2.1 Методика и анализ исследования речевого развития детей с детским церебральным параличом раннего возраста 21
2.2. Коррекционная работа по развитию речи детей с детским церебральным параличом раннего возраста средствами сенсорной
интеграции 33
2.3 Результаты контрольного эксперимента и их обсуждение 36
Выводы по второй главе 48
Заключение 50
Список литературы 53
Приложения 58
Глава 1. Теоретические основы проблемы преодоления задержки речевого развития у детей с детским церебральным параличом раннего возраста средствами сенсорной интеграции
1.1. Психолого-педагогическая характеристика детей с детским
церебральным параличом раннего возраста 5
1.2. Сенсорная интеграция как средство речевого развития детей
раннего возраста 13
Выводы по первой главе 20
Глава 2. Эмпирическая работа по исследованию и преодолению задержки речевого развития у детей с детским церебральным параличом раннего возраста средствами сенсорной интеграции
2.1 Методика и анализ исследования речевого развития детей с детским церебральным параличом раннего возраста 21
2.2. Коррекционная работа по развитию речи детей с детским церебральным параличом раннего возраста средствами сенсорной
интеграции 33
2.3 Результаты контрольного эксперимента и их обсуждение 36
Выводы по второй главе 48
Заключение 50
Список литературы 53
Приложения 58
Актуальность темы. Проблема ранней помощи детям с ограниченными возможностями здоровья в настоящее время является чрезвычайно острой, так как с каждым годом число таких детей увеличивается. Своевременная помощь и коррекционная работа дают исключительную возможность сгладить недостатки в развитии, а в ряде случаев даже устранить их.
Ребенок с церебральным параличом, начавший обучаться в первые месяцы жизни, имеет больше шансов на максимально быстрое достижение оптимально возможного для него уровня общего развития.
Нарушение сенсорного восприятия окружающего мира является одной из главных особенностей развития детей с ограниченными возможностями здоровья. Все сведения об окружающем мире и о себе самом человек получает в форме ощущений (зрительных, слуховых, двигательных, тактильных, вкусовых, обонятельных) и восприятий.
Двигательные нарушения детей с церебральным параличом ограничивают их предметно-практическую деятельность, что приводит к недостаточному развитию предметного восприятия. Сочетание двигательных нарушений с недоразвитием зрительно-моторной координации и речи препятствует развитию познавательной деятельности и речевого развития
Цель исследования: преодоление задержки речевого развития у детей раннего возраста с церебральным параличом средствами сенсорной интеграции.
Объект исследования: процесс раннего речевого развития детей с детским церебральным параличом.
Предмет исследования: задержка речевого развития детей раннего возраста с церебральным параличом.
Гипотеза исследования: включение средств сенсорной интеграции в коррекционную работу с детьми с церебральным параличом раннего возраста
будет способствовать преодолению задержки речевого развития и развитию познавательной деятельности в целом, так как сенсорная интеграция позволяет координировать сигналы, поступающие в мозг от органов чувств, а также сигналы, обеспечивающие адаптацию и продуктивное взаимодействие детей со средой.
Задачи исследования:
1. Изучить специальную и педагогическую литературу по проблеме задержки речевого развития у детей с детским церебральным параличом раннего возраста, а так же применение сенсорной интеграции в работе с детьми с церебральным параличом
2. Выявить специфику речевого развития детей раннего возраста с церебральным параличом
3. Составить и апробировать программу коррекционной работы по развитию речи детей с детским церебральным параличом раннего возраста средствами сенсорной интеграции
Методы исследования: анализ и синтез психолого-педагогической литературы, наблюдение, беседа, эксперимент и метод математической обработки результатов.
Методологическая основа: теория Э. Дж. Айрес о сенсорной интеграции [2]; методика Е.Ф.Архиповой работы с детьми с церебральным параличом раннего возраста [4,5]; теория Е.М. Мастюковой о
психологических особенностях детей с церебральным параличом [18,19]; концепция О.Г. Приходько о ранней помощи детям с церебральным параличом в системе комплексной реабилитации [29,30]; концепция И.Н Миненковой о обеспечении сенсорной интеграции в коррекционноразвивающей работе с детьми с тяжёлыми и или множественными нарушениями психофизического развития [22,23].
Практическая значимость: полученные результаты работы могут быть использованы в работе с детьми раннего возраста учителями- логопедами, дефектологами и родителями.
Структура работы: выпускная квалификационная работа состоит из введения, двух глав, заключения, списка используемой литературы, состоящего из 40 источников и приложения.
Ребенок с церебральным параличом, начавший обучаться в первые месяцы жизни, имеет больше шансов на максимально быстрое достижение оптимально возможного для него уровня общего развития.
Нарушение сенсорного восприятия окружающего мира является одной из главных особенностей развития детей с ограниченными возможностями здоровья. Все сведения об окружающем мире и о себе самом человек получает в форме ощущений (зрительных, слуховых, двигательных, тактильных, вкусовых, обонятельных) и восприятий.
Двигательные нарушения детей с церебральным параличом ограничивают их предметно-практическую деятельность, что приводит к недостаточному развитию предметного восприятия. Сочетание двигательных нарушений с недоразвитием зрительно-моторной координации и речи препятствует развитию познавательной деятельности и речевого развития
Цель исследования: преодоление задержки речевого развития у детей раннего возраста с церебральным параличом средствами сенсорной интеграции.
Объект исследования: процесс раннего речевого развития детей с детским церебральным параличом.
Предмет исследования: задержка речевого развития детей раннего возраста с церебральным параличом.
Гипотеза исследования: включение средств сенсорной интеграции в коррекционную работу с детьми с церебральным параличом раннего возраста
будет способствовать преодолению задержки речевого развития и развитию познавательной деятельности в целом, так как сенсорная интеграция позволяет координировать сигналы, поступающие в мозг от органов чувств, а также сигналы, обеспечивающие адаптацию и продуктивное взаимодействие детей со средой.
Задачи исследования:
1. Изучить специальную и педагогическую литературу по проблеме задержки речевого развития у детей с детским церебральным параличом раннего возраста, а так же применение сенсорной интеграции в работе с детьми с церебральным параличом
2. Выявить специфику речевого развития детей раннего возраста с церебральным параличом
3. Составить и апробировать программу коррекционной работы по развитию речи детей с детским церебральным параличом раннего возраста средствами сенсорной интеграции
Методы исследования: анализ и синтез психолого-педагогической литературы, наблюдение, беседа, эксперимент и метод математической обработки результатов.
Методологическая основа: теория Э. Дж. Айрес о сенсорной интеграции [2]; методика Е.Ф.Архиповой работы с детьми с церебральным параличом раннего возраста [4,5]; теория Е.М. Мастюковой о
психологических особенностях детей с церебральным параличом [18,19]; концепция О.Г. Приходько о ранней помощи детям с церебральным параличом в системе комплексной реабилитации [29,30]; концепция И.Н Миненковой о обеспечении сенсорной интеграции в коррекционноразвивающей работе с детьми с тяжёлыми и или множественными нарушениями психофизического развития [22,23].
Практическая значимость: полученные результаты работы могут быть использованы в работе с детьми раннего возраста учителями- логопедами, дефектологами и родителями.
Структура работы: выпускная квалификационная работа состоит из введения, двух глав, заключения, списка используемой литературы, состоящего из 40 источников и приложения.
Детям с детским церебральным параличом раннего возраста характерны двигательные, речевые и сенсорные нарушения. Эти отклонения в основном обусловлены недостаточностью практического опыта детей с церебральным параличом, а так же ограниченностью их коммуникативных связей. У детей с детским церебральным параличом нарушено понимание речи, нарушена экспрессивная речь, лексико-грамматический строй речи, слоговая структура, фонетический и фонематический строй речи, все это влияет на общую разборчивость речи.
Анализ специальной литературы показал, что сенсорная интеграция - это взаимодействие всех органов чувств. Взаимодействие всех органов чувств подразумевает упорядочивание ощущений и раздражителей таким образом, чтобы человек мог адекватно реагировать на определенные стимулы и действовать в соответствии с ситуацией. Целью терапии сенсорной интеграции является предоставление такого количества соответствующих сенсорных, вестибулярных, проприоцептивных и тактильных стимулов, чтобы создать условия для нормальной работы центральной нервной системы.
В нашей работе мы рассматривали средства сенсорной интеграции (сенсорные коробки) для создания необходимой сенсорномоторной базы для развития речевой, психической и двигательной деятельности ребенка.
Сенсорная коробка включала различные тактильные материалы, предметы, игрушки, с которыми каждый ребенок взаимодействовал и
проговаривал какие-либо звуки, звукоподражания, слова. Сенсорные коробки дают возможность ребенку расширить свой тактильный опыт — он сможет трогать, пересыпать, переливать, исследовать, закапывать, откапывать и просто играть.Емкостью может быть картонная коробка, контейнеры или столики с высокими бортами. Примеры для наполнения сенсорной коробки: рис простой или окрашенный с помощью пищевых красителей; любая другая крупа, пена для бритья; свежескошенная трава; сухие и свежие листья; песок (натуральный и крашеный); соль (мелкая и крупная морская); макароны сухие или вареные; земля; кукурузный крахмал; галька, мелкие камушки; мыльный раствор и т.д.
Цель нашей коррекционно-развивающей программы это-стимуляция речевой активности, стимуляция лепета, лепетных слов, однословного предложения, преодоление задержки речевого развития.
Экспериментальное исследование детей с церебральным параличом раннего возраста показало, что у них оказываются несформированными все основные компоненты речевой системы: понимание обращенной речи, экспрессивная речь (у большинства детей это лепетные слова или слова- корни), лексико-грамматический строй, фонетический и фонематический строй, нарушена слоговая структура, нарушена общая разборчивость речи.
Поэтому возникла необходимость в проведении работы по преодолению задержки речевого развития. С детьми экспериментальной группы были проведены специальные занятия с использованием средств сенсорной интеграции, которые способствовали развитию понимания обращенной речи, развитию экспрессивной речи, развитию фонетического, фонематического и лексико-грамматического строя речи, слоговой структуры слова.
Работа по преодолению задержки речевого развития с применением средств сенсорной интеграции сделала коррекционный логопедический процесс более результативным. После проведенной коррекционной работы у детей с детским церебральным параличом незначительно, но улучшилось звукопроизношение, фонематический слух, лексико-грамматический строй речи, разборчивость речи, у некоторых появилась фраза. Нужно отметить, что при детском церебральном параличе наиболее медленный темп речевого развития наблюдается в раннем возрасте (первые три года жизни).
Таким образом, гипотеза о том, что использование средств сенсорной интеграции в работе с детьми раннего возраста с детским церебральным параличом будет способствовать речевому развитию, подтвердилась.
Анализ специальной литературы показал, что сенсорная интеграция - это взаимодействие всех органов чувств. Взаимодействие всех органов чувств подразумевает упорядочивание ощущений и раздражителей таким образом, чтобы человек мог адекватно реагировать на определенные стимулы и действовать в соответствии с ситуацией. Целью терапии сенсорной интеграции является предоставление такого количества соответствующих сенсорных, вестибулярных, проприоцептивных и тактильных стимулов, чтобы создать условия для нормальной работы центральной нервной системы.
В нашей работе мы рассматривали средства сенсорной интеграции (сенсорные коробки) для создания необходимой сенсорномоторной базы для развития речевой, психической и двигательной деятельности ребенка.
Сенсорная коробка включала различные тактильные материалы, предметы, игрушки, с которыми каждый ребенок взаимодействовал и
проговаривал какие-либо звуки, звукоподражания, слова. Сенсорные коробки дают возможность ребенку расширить свой тактильный опыт — он сможет трогать, пересыпать, переливать, исследовать, закапывать, откапывать и просто играть.Емкостью может быть картонная коробка, контейнеры или столики с высокими бортами. Примеры для наполнения сенсорной коробки: рис простой или окрашенный с помощью пищевых красителей; любая другая крупа, пена для бритья; свежескошенная трава; сухие и свежие листья; песок (натуральный и крашеный); соль (мелкая и крупная морская); макароны сухие или вареные; земля; кукурузный крахмал; галька, мелкие камушки; мыльный раствор и т.д.
Цель нашей коррекционно-развивающей программы это-стимуляция речевой активности, стимуляция лепета, лепетных слов, однословного предложения, преодоление задержки речевого развития.
Экспериментальное исследование детей с церебральным параличом раннего возраста показало, что у них оказываются несформированными все основные компоненты речевой системы: понимание обращенной речи, экспрессивная речь (у большинства детей это лепетные слова или слова- корни), лексико-грамматический строй, фонетический и фонематический строй, нарушена слоговая структура, нарушена общая разборчивость речи.
Поэтому возникла необходимость в проведении работы по преодолению задержки речевого развития. С детьми экспериментальной группы были проведены специальные занятия с использованием средств сенсорной интеграции, которые способствовали развитию понимания обращенной речи, развитию экспрессивной речи, развитию фонетического, фонематического и лексико-грамматического строя речи, слоговой структуры слова.
Работа по преодолению задержки речевого развития с применением средств сенсорной интеграции сделала коррекционный логопедический процесс более результативным. После проведенной коррекционной работы у детей с детским церебральным параличом незначительно, но улучшилось звукопроизношение, фонематический слух, лексико-грамматический строй речи, разборчивость речи, у некоторых появилась фраза. Нужно отметить, что при детском церебральном параличе наиболее медленный темп речевого развития наблюдается в раннем возрасте (первые три года жизни).
Таким образом, гипотеза о том, что использование средств сенсорной интеграции в работе с детьми раннего возраста с детским церебральным параличом будет способствовать речевому развитию, подтвердилась.
Подобные работы
- Профилактика задержки речевого развития у детей раннего возраста средствами
сенсорной интеграции
Дипломные работы, ВКР, логопедия. Язык работы: Русский. Цена: 4770 р. Год сдачи: 2018 - Преодоление задержки речевого развития у детей раннего возраста средствами сенсорной интеграции
Дипломные работы, ВКР, логопедия. Язык работы: Русский. Цена: 6300 р. Год сдачи: 2018 - Сравнительное изучение развития речи у детей раннего возраста с нормой речи и задержкой речевого развития
Магистерская диссертация, дефектология. Язык работы: Русский. Цена: 4855 р. Год сдачи: 2020 - ОСОБЕННОСТИ РАЗВИТИЯ РЕЧЕВЫХ И УЧЕБНЫХ НАВЫКОВ У ДЕТЕЙ С РАССТРОЙСТВОМ АУТИСТИЧЕСКОГО СПЕКТРА СРЕДСТВАМИ СЕНСОРНОЙ ИНТЕГРАЦИИ
Дипломные работы, ВКР, логопедия. Язык работы: Русский. Цена: 6500 р. Год сдачи: 2019 - ПРЕОДОЛЕНИЕ ТРУДНОСТЕЙ РЕЧЕВОЙ КОММУНИКАЦИИ
У ДЕТЕЙ С НАРУШЕНИЯМИ ОПОРНО-ДВИГАТЕЛЬНОГО
Дипломные работы, ВКР, логопедия. Язык работы: Русский. Цена: 4800 р. Год сдачи: 2018 - СФОРМИРОВАННОСТЬ ПРЕДПОСЫЛОК РАЗВИТИЯ РЕЧИ У ДЕТЕЙ МЛАДЕНЧЕСКОГО ВОЗРАСТА С ПЕРИНАТАЛЬНЫМ ПОРАЖЕНИЕМ ЦЕНТРАЛЬНОЙ НЕРВНОЙ СИСТЕМЫ
Магистерская диссертация, логопедия. Язык работы: Русский. Цена: 4600 р. Год сдачи: 2018 - АКТУАЛИЗАЦИЯ РЕЧЕВОЙ АКТИВНОСТИ У ДЕТЕЙ С АЛАЛИЕЙ СРЕДСТВАМИ АЛЬТЕРНАТИВНОЙ КОММУНИКАЦИИ
Бакалаврская работа, логопедия. Язык работы: Русский. Цена: 4900 р. Год сдачи: 2018 - ФОРМИРОВАНИЕ ЛЕКСИЧЕСКОГО СТРОЯ РЕЧИ У ДЕТЕЙ ДОШКОЛЬНОГО ВОЗРАСТА С РАССТРОЙСТВАМИ АУТИСТИЧЕСКОГО СПЕКТРА
Магистерская диссертация, дефектология. Язык работы: Русский. Цена: 4940 р. Год сдачи: 2018 - Коррекция предложно-падежных отношений в грамматическом структурировании у детей старшего дошкольного возраста с задержкой психического развития
Магистерская диссертация, дефектология. Язык работы: Русский. Цена: 4820 р. Год сдачи: 2020



