ВВЕДЕНИЕ 4
Глава 1. ТЕОРЕТИЧЕСКИЕ АСПЕКТЫ ИЗУЧЕНИЯ
ХАРАКТЕРОЛОГИЧЕСКИХ ОСОБЕННОСТЕЙ ЛИЧНОСТЕЙ СКЛОННЫХ К РИСКУ 7
1.1 Психолого-педагогические характеристики, «характерологические особенности», «риск» и «склонность к риску» в психолого
педагогических исследованиях 7
1.2 Склонность к риску в подростковом возрасте 16
1.3 Характерологические особенности подростков и склонность к риску 27
Выводы по первой главе 27
Глава 2. ЭМПИРИЧЕСКОЕ ИССЛЕДОВАНИЕ ВЗАИМОСВЯЗИ ХАРАКТЕРОЛОГИЧЕСКИХ ОСОБЕННОСТЕЙ И СКЛОННОСТИ К РИСКУ В ПОДРОСТКОВОМ ВОЗРАСТЕ 34
2.1 Организация исследования. Описание методик 34
2.2 Анализ и интерпретация результатов исследования 37
Выводы по второй главе 46
ЗАКЛЮЧЕНИЕ 48
СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННОЙ ЛИТЕРАТУРЫ 51
ПРИЛОЖЕНИЕ
Актуальность исследования. В настоящее время в мире происходят постоянные изменения стратегии и подходов, предлагаются всё новые и новые методы изучения личности и всех аспектов, связанных с таким разнообразным понятием. Риск, в психологии, исследуется в основном в рамках теории мотивации достижения, теории принятия решений и концепции надситуативной активности. Хотя в настоящее время большинство действий субъектов связано с риском, и психологические факторы оказывают большое влияние на субъектов в ситуации риска. Поэтому изучение риска в психологии, и в частности его влияние на поведение людей в различных ситуациях неопределенности, в настоящее время весьма актуально и представляет значительный интерес для исследователей.
В психологии данной проблемой занимались А.П. Альгин, Г.Н. Солнцева, Т.В. Корнилова и др. Ю.А. Козелецкий и В.В. Кочетков рассматривали риск в психологической теории решений, в то время как В.А. Петровский сформулировал гипотезу о существовании «надситуативного» риска и рассматривал риск как особого рода активность. В свою очередь С.В. Липатов изучал «управляемый и неуправляемый» риск.
В настоящее время в исследованиях, посвященных проблеме риска, обозначилось, как минимум, три взгляда на природу риска: субъективный, объективный и субъективно-объективный. Субъективное отношение к риску связано с отношением к нему конкретной личности, с ее пониманием ситуаций риска, его последствий. В рамках данного направления выделяют работы Ф. Найта, Т.В. Корниловой, А. Вилдавски и др. Объективность в понимании феномена риска предполагает его рассмотрение с позиций масштабности проявления и его последствий. Данное направление получило широкое распространение в рамках философской и социологической науки, в частности, можно выделить работы Е. Плимак, Ю.А. Зубок и др. Субъективно-объективное отношение к риску предполагает, что риск, с одной стороны, носит объективный характер, поскольку общество само по себе является источником риска, а с другой, - рискованное поведение всегда субъективно, поскольку человек самостоятельно принимает решение относительно своего поведения. Среди авторов, разделяющих данное понимание природы риска можно выделить В.И. Зубкова, В.Б. Устьянцева, О.Ф. Филимонову и др.
Проблема данного исследования заключается в необходимости изучения характерологических особенностей личностей, склонных к риску. Склонность к риску как характерологическую составляющую «храбрости» анализировали многие зарубежные психологи. На примерах анализа конкретных жизненных ситуаций, которые бы следовало назвать критическими, они демонстрировали позитивную роль этого качества при желании человека действовать в соответствии со своими убеждениями.
Цель исследования: выявить характерологические особенности подростков склонных к риску.
Объект исследования: подростки 13-14 лет.
Предмет исследования: характерологические особенности подростков склонных к риску.
В соответствии с целью исследования были поставлены следующие задачи:
1. выявить характеристики понятий «характер», «характерологические особенности», «риск» и «склонность к риску» в современной психологии;
2. выявить особенности характерологических особенностей подростков склонных к риску;
3. организовать эмпирическое исследование и выявить взаимосвязь характерологических особенностей и склонности к риску в подростковом возрасте;
4. на основе проведенного исследования, для подтверждения цели исследования проанализировать полученные результаты исследования и сделать соответствующие выводы.
Методы исследования:
• теоретический анализ литературных источников по исследуемой проблеме;
• тестирование.
Методики исследования:
• Опросник К. Леонгарда — С. Шмишека «Методика изучения акцентуаций личности»;
• Опросник склонности к риску А.Г. Шмелева.
Базой исследования стало Муниципальное бюджетное общеобразовательное учреждение «Средняя общеобразовательная школа №2» Елабужского муниципального района Республики Татарстан. В исследовании участвовали учащиеся 7-х классов, в количестве 75 человек.
Практическая значимость исследования заключается в том, что поднимаются проблемы взаимосвязи характерологических особенностей подростков с поведенческими особенностями, которые связаны со склонностью к риску. Материалы исследования могут быть использованы при разработке профилактических занятий, подготовке методических рекомендаций, психолого-педагогической коррекции поведенческих особенностей подростков склонных к риску.
Структура исследования отражает логику исследования и состоит из двух глав, списка использованной литературы и приложений.
Проводимое исследование позволило сделать следующие общие выводы
1. Был проведен теоретический анализ понятий «характер», «характерологические особенности», «риск» и «склонность к риску» в современной психологии. Было выявлено, что характер- это совокупность индивидуальных психических свойств, складывающихся в деятельности и проявляющихся в типичных для данного человека способах деятельности и формах поведения. Характерологические особенности подростков (акцентуация характера) - это чрезмерная выраженность отдельных черт характера и их сочетаний, представляющая крайний вариант психической нормы, граничащий с психопатией. Риск - это действие (решение), направленное на вполне определенную цель, достижение которой связано с опасностью, угрозой поражения, неудачи. Склонность к риску - это направленность личности, эмоциональное предпочтение к видам действий и ситуаций, связанных с риском, а также данное понятие означает выбор вариантов альтернатив, сопряженных с большей вероятностью угрозы потери.
2. Были выявлены характерологические особенности подростков склонных к риску. У большинства испытуемых выявлена высокая склонность к риску, это можно объяснить тем, что внутренняя предрасположенность индивидуума к риску часто рассматривается, как врожденная характеристика личности. Эта предрасположенность может определять способы восприятия риска и влиять на то, воспринимается ли индивидом ситуация как перспективная или как угрожающая.
3. Было организовано эмпирическое исследование взаимосвязи характерологических особенностей и склонности к риску в подростковом возрасте при помощи следующих методик: опросник К. Леонгарда - С. Шмишека «Методика изучения акцентуаций личности», которая направлена на выявление признака акцентуации или тенденции к какой- либо акцентуации, а также «Опросник склонности к риску» (А.Г.Шмелев), которая направлена на определение степени склонности к риску в подростковом возрасте.
4. Соотнеся результаты проведенных методик, можно сделать вывод о том, что у подростков склонных к риску выявлены в большей степени следующие типы акцентуаций:
• демонстративный тип выявлен у 14% испытуемых (7 человек);
• возбудимый тип выявлен у 20% испытуемых (10 человек);
• гипертимный тип выявлен у 33% испытуемых (16 человек);
• аффективно-экзальтированный тип выявлен у 22% испытуемых (11 человек);
• циклотимный тип выявлен у 20% испытуемых (10 человек).
При выявлении взаимосвязи характерологических особенностей и склонности к риску в подростковом возрасте нами был использован - Критерий корреляции Пирсона. В результате чего, нами был сделан следующий вывод: такие типы акцентуации, как демонстративный возбудимый, гипертимный, тревожно-боязливый, аффективноэкзальтированный и циклотимный находятся во взаимосвязи со склонностью к риску.
Таким образом, к чертам рискованной личности можно отнести экстремально выраженную, не корригируемую потребность (жажду) доминировать над другими людьми. Кроме того, важно отметить, что таким людям свойственно плохое самоуправление (господство эмоциональной сферы над рациональной), слабо выраженное самосохранение (ослабленный инстинкт самосохранения); импульсивность, наличие «заряда рисковости», ригидность, индивидуалистичностъ, гиперактивностъ, инициативность, авантюрность намерений, комплекс вседозволенности склонность к обману.
Цель исследования, которая заключалась в выявлении характерологических особенностей подростков склонных к риску, была достигнута, задачи реализованы.
1. Абрамсон Л.Ю., Металский Г.И., Сплав Л.Б. Депрессия безнадежности: теоретический подтип депрессии // Психологическое обозрение. - 1989 г. - Вып. 96. - С. 358-372.
2. Авдулова Т. П. Возрастная психология: учебное пособие. - М: Академия, 2014. - 329 с.
3. Аллан Л.Г., Зигель Ш., Ханна С. Печальная правда о депрессивном реализме // Квартальный Ж. Экс-Перм. Psychol. - 2007. - Вып. 60, № 3. - С. 482495.
4. Андреева Г.М. Социальная психология: Учебник для высших учебных заведений. - М.: Аспект Пресс, 2015. - 363 c.
5. Арнетт Дж.Дж. Обзор. Безрассудное поведение в подростковом возрасте: перспектива развития // Обзор развития. - 1992. - № 12. - С. 339373.
6. Аронсон Э. В. Социальная психология. Психологические
законы поведения человека в социуме. - СПб.: ПРАЙМ-ЕВРОЗНАК, 2015. - 560 с.
7. Арнетт Дж.Дж. Подростковый шторм и стресс,
пересмотренный // Am. Психолог. - 1999. - Вып. 54, № 5. - С. 317-326.
8. Арнетт Дж.Дж. Обзор. Безрассудное поведение в подростковом возрасте: перспектива развития // Обзор развития. - 1992. - № 12. - С. 339373
9. Асмолов А.Г. Психология личности. - М.: издательство МГУ,
2016. - 430 с.
10. Батаршев А.В. Психология индивидуальных различий: от
темперамента к характеру и типологии личности. - М.: Владос, 2017. - 256 с.
11. Бернс Г.С., Мур С., Капра С.М. Участие подростков в опасном поведении связано с повышенной зрелостью белой материи фронтальной коры // PLOS ONE. - 2009. - Вып. 4, № 8. - С. 67-73.
12. Большой психологический словарь [Текст] / Сост. и общ. ред. И.С.Кон, В. Зинченко. - СПб.: Питер, 2014. - 440с
13. Божович Л.И. Проблема формирования личности. - М.: Издательство «Институт практической психологии», 2017. - 352 с.
14. Бреслав Г.М. Эмоциональные особенности формирования личности. - М.: Питер, 2014. - 144 с.
15. Булыгина В.Г. Нарушения саморегуляции у
несовершеннолетних с выраженными психическими расстройствами, совершивших общественно опасные деяния: автореф. дис. .. .канд. психол. наук - М., 2016. - 200 с.
16. Бушай И.М. Психологические особенности развития «Я- образа» акцентуированных подростков: дис. ...канд. психол. наук : 19.00.07. - М., 2015. - 225 с.
17. Васкес С. Суждение о непредвиденных обстоятельствах: когнитивные искажения у субъектов с депрессией и без депрессии // J. of Personal. и соц. Psychol. - 1987. - Вып. 52, № 2. - С. 419-431.
18. Венгер А.Л. Индивидуальные особенности психического развития и практические задачи психологии развития. - 2-е изд. - М.: АСТ,
2016. - 320 с.
19. Войскунский А.Е., Смыслова О.В. Роль мотивации «потока» в развитии компетентности хакера // Вопросы психологии. - 2016. - №4. - С. 35-39.
20. Гиппенрейтер Ю.Б. Введение в общую психологию: Курс лекций. - М.: «ЧеРо», при участии издательства «Юрайт», 2017. - 336 с.
21. Джеррард М., Смит Г.Е., Гиббонс Ф.Х. Самооценка и связь между рисковым поведением и восприятием уязвимости перед незапланированной беременностью у женщин колледжа // Health Psychol. -
1997. - Том 16, № 2. - С. 137-146.
22. Дружинин В.Н. Экспериментальная психология. - М. Питер,
2014. - 269 с.
23. Дубровина Т.В. Диагностическая и коррекционная работа школьного психолога. - М.: Академия, 2014. - 225 с.
24. Дьячкова М.Г., Мордовский Э.А. Аддиктивное поведение молодежи и подростков как социальное явление // Современные проблемы науки и образования.2011.
25. Евдокимов А.Г. Физиологические критерии склонности к рискованному поведению у лиц молодого возраста : автореф. дис. ... канд. мед. наук; РУДН. - Волгоград, 2010. - 21 с.
26. Изард К.Э. Психология эмоций. / пер. с англ. - СПб.: Питер, 2016. - 464 с.
27. Ильин Е.П. Психология риска. Серия: Мастера психологии, СПб, 2012. - 288 с.
28. Каффман Э., Клаус Э., Шульман Э. и соавт. Подростковый процесс принятия решений: риск-предпочтение или нечувствительность к наказанию // Развитие. Rev. - 2008. - Vol. 28, № 1. - С. 78-106.
29. Кейси Б.Дж., Джонс Р.М., Тодд А.Х. Подростковый мозг // Ан. нью-йоркской акад. науки. - 2008. - Вып. 1124. - С. 111-126
30. Козелецкий Ю. Психологическая теория решений. - М.: Прогресс, 2014. - 504 с.
31. Константинов В.В. Экспериментальная психология. - М: Питер. 2017. - 272 с.
32. Корнилова Т.В. Диагностика мотивации и готовности к риску. - М.: Институт психологии РАН, 2015. - 486 с.
33. Корнилова Т.В. Подростки групп риска / Т.В. Корнилова, Е.Л. Григоренко, С.Д. Смирнов. - СПб. : Питер, 2015 . - 336 с.
34. Котик М.А. Психология и безопасность: учеб. для вузов. - СПб., 2014. - 254 с.
35. Кулагина И.Ю. Возрастная психология (Развитие ребенка от рождения до 17 лет). - 2-е изд. - М.: УРАО, 2015. - 176 с.
36. Леонгард К. Акцентуированные личности. - Ростов-на-Дону: Феникс, 2015. - 544 с.
37. Леонтьев Д.А. Очерк психологии личности. - М.: Смысл, 2016.
- 43 с.
38. Лейн А.М. Джонс Л., Стивенс М.Дж. Справиться с неудачей: влияние самооценки и совладания на Изменения и самоэффективность // Спортивное поведение. -2008. - Том 25. - С. 331-345
39. Лейн А.М. Джонс Л., Стивенс М.Дж. Справиться с неудачей: влияние самооценки и совладания на Изменения и самоэффективность // Спортивное поведение. -2008. - Том 25. - С. 331-345.
40. Личко А.Е. Психопатии и акцентуации характера у подростков.
- СПб.: Речь, 2015. - 256 с.
41. Лоренс Штейберг . Перспектива социальной нейронауки в отношении риска для подростков // Разработка. Ред. -2008. - Том 28, № 1. - С. 78-106.
42. Мак-Вильямс Н. Психоаналитическая диагностика. - М.: Класс, 2017. - 480 с.
43. Мур М.Т., Фреско Д.М. Депрессивный реализм и атрибутивный стиль: значение для людей, подверженных риску депрессии // Поведенческая терапия
44. Обозов Н.Н. Типы личности, темперамент и характер - СПб.: Питер, 2017. - 361 с.
45. Реан А.А. Характерологические особенности подростков- делинквентов // Вопросы психологии. - 2016. - №9. - С. 139-144.
46. Солнцева Г.Н. Психолог. Содержание понятия риск: учеб. для вузов // Вестник МГУ. - 2017. - №2. - С.48-56.
47. Степанов В.Г. Психология трудных школьников: учебное пособие для студентов высш. пед. учеб. заведений. - 3 изд., переаб. и доп. - М.: Издательский центр «Академия», 2015. - 336 с.
48. Холл С.Г.., Forbes E.E., Ryan ND. et al. Связанная с вознаграждением функция мозга и сон у подростков до / в раннем и среднем / позднем пубертатном периоде // J. of Adol. Здоровье. - 2009. - Вып. 45, № 4. - С. 326-334.
49. Холл С.Г. Инстинкты и чувства в юношеском возрасте. / Под редакцией Л.Г. Оршанского. - С.-Петербург. Издательство газеты «Школа и Жизнь», 2013 г. - 91 с.
50. Цукерман М. Поиск ощущений: за пределами оптимального уровня возбуждения. - Л. Эрлбаум Ассошиэйтс. ISBN 978-0-470-26851-3. - 1979 г.
51. Цукерман М. Биологические основы чувственного поиска, импульсивности и тревоги. Хиллсдейл, Нью-Джерси: Эрлбаум. - 1983 г.
52. Чубб Н.Х., Фертман С.И., Росс Дж. Л. Подростковая самооценка и локус контроля: продольное исследование половых и возрастных различий // Подростковый возраст. - 1997. - Вып. 32. - С. 113129
53. Яницкий О.Н. Социология риска: ключевые идеи: учеб. для вузов/. Мир России. - 2015. - №1. - С. 24-26.