ВВЕДЕНИЕ…………………………………………………………………… ...3
ГЛАВА 1. СРЕДСТВА МАССОВОЙ ИНФОРМАЦИИ КАК КАНАЛ
ТРАНСЛЯЦИИ ДЕСТРУКТИВНОЙ ИНФОРМАЦИИ…...………………..…7
1.1. Понятие деструктивной информации……………….…...………....7
1.2. Деструктивная информации в СМИ…………………………….....11
1.3. Типы деструктивной информации в новостных программах….. ..18
ГЛАВА 2. ДЕСТРУКТИВНАЯ ИНФОРМАЦИЯ В ТЕЛЕПЕРЕДАЧЕ
«ГОРОД» КАНАЛА «ЭФИР НИЖНЕКАМСК»..…………….…….....25
2.1. Общая характеристика исследования……………………………...25
2.2. Типы деструктивной информации в телепередаче «Город»..........29
2.3. Причины трансляции деструктивной информации в
телепередаче «Город»………………………………………………….
.
...34
ЗАКЛЮЧЕНИЕ………………………………………………………………. ..41
СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННЫХ ИСТОЧНИКОВ И ЛИТЕРАТУРЫ......... ..45
ПРИЛОЖЕНИЯ
Современные СМИ создают и транслируют большое количество
деструктивной информации. Акцент на негативных аспектах реальности,
демонстрация социально-патологических форм поведения, эксплуатация
шоковых, эмоционально воздействующих подробностей криминальных
событий (показ тяжких телесных повреждений, деталей трупа) характерен
для современных СМИ. Подобная информация во всем ее многообразии
способна оказывать пагубное воздействие на психику человека. Особое
внимание привлекает телевидение, поскольку именно оно способно ярко и
эмоционально передать негатив зрителю. Подтверждение этому мы находим
в огромном количестве телепередач, транслируемых на современном
телевидении.
Телевидение сегодня является одним из самых массовых способов
получения информации у россиян. По данным ФОМ1, 89 % россиян
называют телевидение основным источником информации. Статистика
утверждает, что у 40 % россиян телевизор включен постоянно и «работает на
фоне». В целом, по будням россияне уделяют просмотру телепрограмм от 1
до 3 часов (так сказали 49 %), а то и по 3-6 часов проводят около «голубого
экрана» (18 %)2. Таким образом, актуальность данной выпускной
квалификационной работы обуславливается наличием деструктивной
информации в телевизионных массмедиа.
Объектом нашего исследования являются новости с деструктивную
информацию.
Предмет исследования – деструктивная информация в
информационных выпусках новостей канала «Эфир Нижнекамск».
Цель нашей впускной квалификационной работы – исследовать
специфику трансляции деструктивной информации в новостных
телепередачах программы «Город» канала «Эфир Нижнекамск».
1 Фонд Общественное Мнение / ФОМ. URL: http://fom.ru (дата обращения 10.03.2019).
2 Добрынина Е. Российская газета // Информационная газета. 2013. URL: https://rg.ru/2013/02/20/televideniesite.html (дата обращения 10.03.2019).4
В соответствии с поставленной целью выдвигаются следующие
задачи:
1. Рассмотреть понятие деструктивной информации.
2. Изучить деструктивную информацию в СМИ.
3. Рассмотреть типы деструктивной информации в современных
СМИ.
4. Дать общую характеристику телепередачи «Город».
5. Выявить типы деструктивной информации в новостных сюжетах
телепрограммы «Город».
6. Выявить объемы деструктивной информации в программе
«Город» канала «Эфир Нижнекамск».
7. Исследовать причины присутствия деструктивной информации в
новостной телепередаче «Город» канала «Эфир Нижнекамск».
Теоретическая база. В нашей работе мы опирались на следующих
авторов: С.Ю. Головин дал определение слово «деструктивность» по
отношению к человеку. К.Д. Рыдченко помог нам с первым определением
словосочетания «деструктивная информация». Статьи В.Б Аллахвердиевой
помогли разобраться с третьим по числу в нашем исследовании понятием
«деструктивная информация». А.И. Вертешин помог нам с четвертым
определением «деструктивной информации». Ю.И. Полищук приводит
статистику информационных программ, вызывающих страх и тревогу у
телезрителей. От А.И. Черных мы узнали, что нынешнее СМИ взяли на себя
ответственность быть зрелищными для привлечения аудитории. А.Д. Еляков
установил, что демонстрация деструктивной информации влияет на
формирование характера человека. В.Е. Семенов выделил комплекс
дисфункций СМИ. А.А. Козлов помог с определением слова «экстремизм».
Статья К. Кинника, Д. Кругмана, Г. Камерона помогли нам понять термины:
«усталость сострадать» и «эмоциональное выгорание». И.Г. Ясавеев выявил
основные черты СМИ, способствующие возникновению эффекта «усталость
сострадать». М.М. Назаров дал определение «дисфункции наркотизации». С5
помощью книги Н.В. Больц «Азбука медиа», мы разобрались в «эффекте
беспомощности». С.М. Виноградова и Г.С. Мельник помогли нам с
определением термина «информационный шок». От В.Н. Томалинцева мы
узнали о таком понятии, как «социальное здоровье». Г.Г. Силласте вывил,
что телевидение стало генератором насилия. Н.И. Белова помогла определить
к каким последствиям в здоровье человека приводит накопительный эффект
от негативной информации. В.С. Овчинский помог в анализе статистики. Е.
Е. Пронина описала последствия от просмотра негативной информации.
Прочитав работу Б.Г. Мещерякова, мы поняли понятие «агрессия». С.Б.
Давлетшина объяснила нам слово «жестокость»; В.Н. Додонов – термин
«порнография». Л.Ф. Адилова и В.А. Мищенко охарактеризовали
«телевизионный образ семьи и семейных ценностей», как тип
«деструктивной информации». В словаре Д.Н Ушакова мы нашли и
использовали в своей работе определение слова «ложь». Ф.А. Брокгауз и
И.А. Ефрон дали расшифровку слову «обман». Т.Ф. Ефремова помогла нам
тем, что дала определение «деморализации». В работе Т.А. Поляковой мы
прочли о типе «психологическое манипулирование», что помогло нам в
нашем исследовании. Р. Броуди определил, что СМИ транслирует то, к чему
чувствительная аудитория. В работе Е.В. Булюлиной мы узнали о цензуре
СМИ в СССР. О.В. Красноярова определила понятие «коммерциализация».
При написании данной работы мы использовали такие методы: анализ
источников для теоретической базы и их обработка; наблюдение; интернетопрос; интервьюирование; контент-анализ для выявления типов
деструктивной информации в анализируемой нами программе.
Эмпирической базой нашего исследования послужили новостные
сюжеты, вышедшие в программе «Город» канала «Эфир Нижнекамск» в
период с 1 февраля 2019 года по 30 апреля 2019 года. Всего нами было
проанализировано 52 выпуска. Также эмпирической базой послужило
интервью с директором службы новостей Чекуновой (Муратовой) Верой
Рафаэльевной и с корреспондентом канала Гульнарой Минихановой. Так
мы брали опросы социологов Фонда Общественного Мнения и исследования
Центра социологии образования РАО.
Структура выпускной квалификационной работы.
Деструктивная информация пагубно влияет как на индивида, так и на
общество в целом. Психологическое давление на аудиторию с помощью
трансляции негативных сюжетов так возросло, что у людей происходит
привыкание, и они перестают замечать деструктивность. Показ агрессии,
насилия, жестокости, катастроф, порнографии и других неблагоприятных
событий, создает общество, где человек привыкает к такой информации и
принимает ее как норма. Некомпетентное информирование аудитории
наносит ущерб морально – психологическому состоянию людей.
Проводя исследование в нашей выпускной квалификационной работе,
мы определили, что деструктивная информация – это информация
наносящая негативное влияние на психологическое здоровье человека и
общества, разрушающая нормы и ценности, порождая анемию в
коммерческих и политических целях, разделяющая общество по различным
признакам, а также она становится источником и средством доставки в
сознание людей разнообразных социально-стрессовых воздействий, что
способствует развитию невротических, депрессивных, тревожных,
психосоматических расстройств.
Демонстрация сюжетов с деструктивной информации влечет за собой
возникновение у аудитории эффекта «эмоционального выгорания» -
«усталость сострадать», «дисфункции наркотизации», эффекта
«беспомощности», «излишней вовлеченности» и «информационный шок».
Нами было выяснено, что средства массовой информации, в
современном обществе, обладают социализирующей функцией и выступают
источником новых знаний, для подрастающего поколения. Но, смотря
телевизор, становится ясно, что российские СМИ не справляются с
возложенными на них обязанностями. Реалия жизни такова, что нынешние
массмедиа гонятся за прибылью, что стало одной из основных причин
трансляции деструктивной информации. Коммерциализация всего СМИ
подтолкнуло телевидение к тому, что мы сейчас наблюдаем сюжеты, полные42
ярких демонстраций девиантного и делинквентного поведения общества, а
также агрессию, насилие, жестокость и порнографию.
Частичным оправданием средств массовой информации, в частности
телевидения, может стать вторая причина демонстрации деструктивной
информации, а именно эффект «эмоционального насыщения». Если задаться
вопросом «на что реагирует аудитория?», то ответ всплывает сразу. Они
реагируют на сенсацию, на чрезвычайные ситуации, на жестокость, на
несправедливость, в общем, на негативную информацию. Нанося вред
психологическому здоровью человека, она в то же время дает ему эмоции,
которые человек недополучает в течение дня, а так как выбор сюжетов не
большой, телезритель берет то, что транслируют. Следовательно, массмедиа
дает людям то, чего они хотят – эмоции.
Обе вышеупомянутые причины трансляции стрессосодержащей
информации, присутствуют в телепередаче «Город» канала «Эфир
Нижнекамск», а также добавляются те причины, которые были выявлены
нами в ходе проведения контент-анализа и беседы с работниками канала, а
именно:
1. Оповещение населения;
2. Профилактика населения;
3. Подъем рейтинга ( и есть коммерциализация);
4. Разнообразить картину дня;
5. Показ реалий жизни;
Также мы определили типологию деструктивной информации и
признаки к ним:
1. экстремистская информация – использование сниженной
лексики, дискредитирующей человека из-за его социального положения,
расы, национальности, религии или языка; демонстрация нацистской
символики; призывы к экстремизму;43
2. агрессия (культ насилия и жестокости) – все случаи, когда в
кадре присутствует демонстрация девиантного или делинквентного
поведения; тел как объектов физической агрессии, крови или драк;
3. эффект беспомощности – показ людей, попавших в трудную
жизненную ситуацию, различных ЧП (пожар, наводнение, затопления
дачных домов и огородов при паводке, кораблекрушение, падение самолета),
ДТП, ограблений, убийств, смертей, жестокого отношения с животными;
4. пропаганда употребления алкоголя, табака, наркотических
средств, психотропных веществ и их аналогов – демонстрация детского
алкоголизма или курения, а также неблагополучных семей, где присутствует
злоупотребление алкоголем, показ различных притонов и мест собрания
наркотически зависимых людей;
5. психологическое манипулирование – срочность и раздутость
обычного события, большое количество «сенсаций», запугивание, излишняя
эмоциональность при освещении той или иной новости, нагнетание
атмосферы, большое количество фактов и ненужной информации;
6. порнография – демонстрация обнаженных тел,
натуралистическое описание полового акта в различных его проявлениях;
7. негативный телевизионный образ семьи и семейных ценностей –
демонстрация семьи в негативном свете, жестокое отношение в семьях,
непристойное поведение супругов, как со стороны женщины, так и со
стороны мужчины, уголовные случаи;
8. ложь и обман – фабрикация фактов, искажение, неправильное
цитирование и вырывание слов из первоначального контекста, для
формирования положительного образа местных властей, государственных
органов власти или своего канала;
9. деморализация – демонстрация взяточничества, краж, убийств,
нарушений закона, различного девиантного поведения и все то, что может
вызвать стыд или негодование у аудитории;44
10. искажение истории государства – односторонний подбор тех
или иных фактов из истории и их произвольное толкование, создание «образа
врага» из тех наций и государств, которые в настоящее время
рассматриваются как соперники;
По составленной нами типологии с помощью контент-анализа мы
смогли выяснить, что информационная программа «Город» канала «Эфир
Нижнекамск» использует сюжеты, содержащие такие типы, как:
экстремистская информация, агрессия, эффект беспомощности, пропаганда
употребления алкоголя, табака, наркотических средств, психотропных
веществ и их аналогов, психологическое манипулирование, негативный
телевизионный образ семьи и семейных ценностей, деморализация.
Превалирующим типом является «эффект беспомощности», собравший 66
упоминаний из 117 сюжетов с деструктивной информацией.
1. Газета «Аргументы и Факты» [Электронный ресурс] - 2004. – 29
сентября, №39. Режим доступа: http://www.aif.ru/gazeta/number/20597 (дата
обращения 25.05.2019).
2. Город [Информационная телепрограмма] / Телекомпания «Эфир
Нижнекамск». – Нижнекамск. Февраль 2019 – Апрель 2019. – Будни. –
[Электронный ресурс]: Офиц. сайт программы - Режим доступа:
http://www.efir24.tv/nkamsk/programs/gorod_nk/ (дата обращения 15.04.2019 –
24.04.2019).
3. Добрынина Е. [Электронный ресурс]: Россияне не могут жить без
телевизора / «Российская газета» // Информ. газета. / Е. Добрынина. – 2013. –
21 февраля. – Режим доступа: https://rg.ru/2013/02/20/televidenie-site.html (дата
обращение 10.03.2019).
4. КонсультантПлюс – надежная правовая поддержка [Электронный
ресурс]: Офиц. сайт компании «КонсультантПлюс» / Закон РФ «О средствах
массовой информации» - 1991. - №2124-1 – Ст.4. – Режим доступа:
http://www.consultant.ru/document/cons_doc_LAW_1511/ (дата обращения
05.06.2019).
5. КонсультантПлюс – надежная правовая поддержка [Электронный
ресурс]: Офиц. сайт компании «КонсультантПлюс» / Закон СССР «О печати
и других средствах массовой информации». - 1990. - №1552-1. - Режим
доступа:http://www.consultant.ru/cons/cgi/online.cgi?req=doc&base=ESU&n=59
#016256602324584724 (дата обращения 14.06.2019).
6. Миниханова Г. Опросный лист / Беседовала Д.Р. Сунгатуллина. –
Нижнекамск, 2019. – 1 с.
7. Нижнекамск ВКонтакте [Интернет группа] / Социальная сеть
«ВКонтакте».[Электронный ресурс] – Нижнекамск. – Режим доступа:
https://vk.com/nizhnekamsk_vk (дата обращения 15.04.2019 - 24.04.2019).46
8. Сборник основных федеральных законов [Электронный ресурс]:
Федеральный закон «О противодействии экстремистской деятельности» -
2002. - № 114-ФЗ. – Ст 1. – Режим доступа: https://fzrf.su/zakon/oprotivodejstvii-ehkstremistskoj-deyatelnosti-114-fz/st-1.php (дата обращения
05.06.2019).
9. Файловый архив студентов / Виды информации – Режим доступа:
https://studfiles.net/preview/2145923/page:4 (дата обращения 28.04.2019).
10. Финансовая газета [Электронный ресурс]: Что значит слово
деструктивный / Информ. интернет – газета – Режим доступа: https://fingazeta.ru/chto-znachit-slovo-destruktivnyj (дата обращения 28.04.2019).
11. Фонд Общественное Мнение / ФОМ [Электронный ресурс]:
Режим доступа: http://fom.ru (дата обращения 10.03.2019).
12. Чекунова В.М. Опросный лист / Беседовала Д.Р. Сунгатуллина. –
Нижнекамск, 2019. – 1 с.
13. Эфир Нижнекамск [Электронный ресурс] – сайт «Эфир
Нижнекамск» в соц. сети «Вконтакте» // Февраль 2019 – Апрель 2019. –
Будни. – Режим доступа: https://vk.com/tntnk (дата обращения 15.04.2019 -
24.04.2019).
Литература:
14. Адилова Л.Ф. Образ семьи и семейные ценности в российских
СМИ / Л. Ф. Адилова, В. А. Мищенко // Вестник Российского
государственного гуманитарного университета. – 2014. – № 4. – С.108–109.
15. Белова Н.И. Парадоксы здорового образа жизни учащейся
молодежи // Социологические исследования / Н.И.Белова. – 2008. – № 4. – С.
84-86.
16. Больц Н.В. Азбука медиа / Н.В. Больц. – М.: Европа, 2011 – 138 с.
17. Броуди Р. Психологические вирусы. Как программируют ваше
сознание / Р. Броуди. – М.: ПОКОЛЕНИЕ, 2017. – 306 с.47
18. Булюлина Е.В. Культурная жизнь Юга России /Проблемы
отечественной истории // Из истории местных органов политической
цензуры в СССР / Е.В. Булюлина. – 2011. – С.41–43.
19. Вертешин А.И. Деструктивность медиаагрессии в журналистском
творчестве: к проблеме развития экологии зрительского восприятия / А.И.
Вертешин. – Архангельск: Поморский государственный университет им.
М.В. Ломоносова, 2005. – С. 48–49.
20. Виноградова С.М. Психологические последствия демонстраций
сцен насилия на телевидении / С.М. Виноградова, Г.С. Мельник. - СПб.:
Вестник СПбГУ, 2009. – 203 с.
21. Еляков А.Д. Информационная перегрузка людей //
Социологическое исследование / А.Д. Еляков. – 2005. - №5.– С.114-122.
22. Кинник К Усталость сострадать: коммуникация и чувство
опустошенности в отношении социальных проблем / К.Кинник, Д.Кругман,
Г.Камерон. – Казань: КГУ, 2000. – С.205-207.
23. Козлов А.А. Экстремизм в среде петербургской молодежи:
анализ и проблемы профилактики / А.А. Козлов. – СПб.: ХИМИЗДАТ, 2003.
– С. 26.
24. Красноярова О.В. Массовая коммуникация и методология //
Коммерциализация СМИ и изменения информационной среды / О.В.
Красноярова – Известия ИГЭА, 2006. – С.106–112.
25. Назаров М.М. PR-Связь с общественностью. Хрестоматия / М.М.
Назаров. – М., 2002. – С.144–145.
26. Полякова Т.А. Правовое обеспечение информационной
безопасности при построении информационного общества в России. – дисс.
д.ю.н. 12.00.14 / Т.А. Полякова. – М., 2008. – С.170.
27. Пронина. Е.Е. категории медиапсихологии: факты, феномены,
фантомы / Е.Е. Пронина. – М.: МГУ им. М.В. Ломоносова / Изд-во
Московского университета, 2011. – 150 с.48
28. Семенов В.Е. Дисфункциональность современных российских
средств массовой коммуникации // Социальные коммуникации и
информация: исследование, образование, практика. Тезисы межвузовской
науч.-практ. конф. / В.Е. Семенов. – СПб.: Петрополис, 1999. – С. 33-34.
29. Силласте Г.Г. Влияние СМИ на жизненные планы молодежи //
Социологически исследования / Г.Г. Силласте. – 2004. – № 12. – С. 95-102.
30. Томалинцев В.Н. Оценка российской молодежью современных
средств массовой информации с позиций социального здоровья //
Актуальные проблемы исследования социального здоровья молодежи. Ч.II.
Информационно-аналитические материалы / В.Н. Томалинцев. – СПб.:
ХИМИЗДАТ, 2005. – С. 46.
31. Ясавеев И.Г. Конструирование социальных проблем средствами
массовой коммуникации / И.Г. Ясавеев. – Казань: Изд-во Казанского ун-та,
2004. – 152 с.
Интернет-ресурсы:
32. Аллахвердиева В.Б. [Электронный ресурс]: Современное
искусство и новые технологии как средство налаживания коммуникации в
городском пространстве / В.Б. Аллахвердиева. – Режим доступа:
http://www.adit.ru/rus/conference/adit2002/papers/paper.asp?nomer=18 (дата
обращения 28.04.2019).
33. Большая медицинская энциклопедия [Электронный ресурс]: Что
такое «деструктивный». – Режим доступа:
http://bigmeden.ru/article/Деструктивный2 (дата обращения 28.04.2019).
34. Брокгауз Ф.А. [Электронный ресурс]: Энциклопедический
словарь Брокгауза и Ефрона / Ф.А. Брокгауз, И.А. Ефрон. – СПб.: БрокгаузЕфрон. – 1890-1907 – Режим доступа: http://www.vehi.net/brokgauz/ (дата
обращения 25.04.2019).