Тип работы:
Предмет:
Язык работы:


ТЕОРЕТИКО-МЕТОДИЧЕСКИЕ ОСОБЕННОСТИ ИЗУЧЕНИЯ ТЕМЫ «ЭЛЕКТРИЧЕСКОЕ ПОЛЕ» В ПРОФИЛЬНЫХ УЧРЕЖДЕНИЯХ СРЕДНЕГО ПРОФЕССИОНАЛЬНОГО ОБРАЗОВАНИЯ

Работа №32071

Тип работы

Дипломные работы, ВКР

Предмет

физика

Объем работы54
Год сдачи2019
Стоимость6500 руб.
ПУБЛИКУЕТСЯ ВПЕРВЫЕ
Просмотрено
636
Не подходит работа?

Узнай цену на написание


ВВЕДЕНИЕ 3
ГЛАВА I. ТЕОРЕТИКО-МЕТОДИЧЕСКИЕ ОСНОВЫ ТЕМЫ «ЭЛЕКТРИЧЕСКОЕ ПОЛЕ» УЧЕБНОГО КУРСА ФИЗИКА
1.1 ФГОС и основные направления изучения электрических явлений по
физике в учреждениях СПО 10
1.2 Характеристика учебно-дидактических материалов и Интернет-ресурсов
по теме «Электрическое поле» 20
Выводы по первой главе 28
ГЛАВА II ТЕОРЕТИКО-МЕТОДИЧЕСКИЕ УСЛОВИЯ ЭФФЕКТИВНОГО ИЗУЧЕНИЯ ТЕМЫ «ЭЛЕКТРИЧЕСКОЕ ПОЛЕ» В ПРОЦЕССЕ ИЗУЧЕНИИ ЭНЕРГЕТИЧЕСКИХ ДИСЦИПЛИН В СИСТЕМЕ УЧРЕЖДЕНИЙ СПО
2.1 Специфика организации учебных занятий и основные подходы изучения
темы «Электрическое поле» в процессе преподавания электротехнических дисциплин 30
2.2 Разработка учебно-дидактических материалов по теме «Электрическое
поле» и особенности их использования в учебном процессе 38
Выводы по второй главе 44
Заключение 46
Список использованной литературы 47
Приложение 51


Актуальность. В современной системе российского образования с каждым годом растет спрос на проведение различных исследований, где необходимо использовать разнообразные технические цифровые средства изложения, закрепления, оценки и распространения научных знаний среди различных категорий учащейся молодежи. Это относится и к организации семинаров и даже лекций (в научных публикациях уже существует термин - «студенческая» лекция), проведения научно-исследовательских, опытноэкспериментальных и лабораторных занятий, а также демонстрации учебного материала, основанного на глубоком теоретико-методическом обосновании учебной дисциплины, раздела курса, темы занятия, его формы, вида в образовательных учреждениях среднего профессионального образования (ОУ СПО).
Прежде всего, это касается естественно - научных дисциплин, где, например, фундаментальное изложение курса физики, электроэнергетики, электроники и других дисциплин в профессиональном колледже или лицее является основой в подготовке высококлассных специалистов, из наиболее востребованных на рынке труда профессий.
Действительно, сегодня на занятиях по физике широко используются разнообразные цифровые технологии, например, видео сопровождение, показ и защита презентаций, в каждом учебном кабинете есть современные компьютеры, проекционная техника, интерактивные доски и многое другое. ОУ СПО обладают спутниковой телевизионной техникой, у них есть скоростной Интернет, «Wi-Fi» и широкий доступ к образовательным цифровым ресурсам.
Такая же тенденция наблюдается в ряде зарубежных стран, где сфера средне - специального, других ступеней профильного образования становится все более приоритетной, охватывая своим влиянием как учебное, так и свободное время студенческой молодежи.
Еще одно направление такой деятельности охватывает работу творческих коллективов учебных заведений, учреждений начального, среднего - профессионального и дополнительного образования на их базе, включая освоение рабочих профессий по наиболее востребованным специальностям.
Для нас важен, например, и такой факт, что интерес к этой области охватывает собой не только сферу образования, но и основные направления развития науки, техники, современного производства, деятельность предприятий малого и среднего бизнеса, а также практической жизнедеятельности людей. Все большее количество молодежи обращается к образовательным каналам и поисковым системам Интернет в поисках информации о том, как отремонтировать свой личный компьютер, ноутбук, стиральную машину или другую технику используя каналы беспроводной связи и Интернет.
Более того, для глубокого осмысления теоретико-методического обоснования любой проблемы, например по физике, математике, информатике и других направлений развития естественно - научных и гуманитарных знаний, к числу которых относится изучение темы «Электрическое поле» современному студенту профессионального лицея или колледжа совсем не обязательно идти в библиотеку, «рыться» в научных книгах или журналах. Теперь достаточно даже примитивно (с грубыми ошибками) задать в Google на Яндексе или на YouTube свой вопрос и получить на него достаточно объемный и многократно дублируемый (от многочисленных экспертов) варианты ответов.
Важно и такое явление, что просмотр, например, фрагментов видеофильмов на YouTube дается с многочисленными комментариями их создателей, а техническая составляющая получаемой информации доступна любому пользователю цифровых электронных ресурсов и дистанционных курсов.
Работа в Интернете вызывает огромный интерес у молодежи. В научном плане вызывает большую популярность, прежде всего, постановка опытов и экспериментов, далее идет образовательный процесс, затем ремонт, продажа устаревшей техники, запчастей и многое другое.
К тому же для каждой группы участников проведения научных опытов и экспериментов их организаторы, как правило, ставят конкретные цель и задачи. Здесь же выделяется ведущий принцип работы устройства, механизма, физического, или психолого-педагогического, социального явления, что по существу, является одним из вариантов демонстрационных экспериментов, описывающим те или иные физические, технологические, электротехнические процессы или явления, происходящие в работе с современной техникой.
Например, важнейшим принципом всех видов полупроводниковых датчиков температур, является тот факт, что измеряемая температура преобразовывается в электрическую величину (сигнал, импульс и т.п.) за качество и потенциал которого отвечает первичный преобразователь.
Далее электрический сигнал передается, на какое угодно расстояние на экраны мониторов и личных цифровых устройств. Здесь могут быть задействованы электрические провода, радиоволны и другие физические явления, за счет которых первичный сигнал после её обработки попадает в специализированные кабинеты, лаборатории, центры управления производством, наблюдения за технологическими, педагогическими процессами.
Закономерно, что, на этом фоне возникает интерес к электрическому полю, теоретическим основам физики, электротехники, методикам их преподавания в учреждениях СПО.
Учитывая, что электрический сигнал обладает высокой скоростью приема-передачи (как разновидность функций проявления электрического тока, электрических полей, электромагнитной индукции и т.д.), его легко можно обрабатывать, преобразовывать (включая высокую точность измерений, до десятых, сотых и тысячных градуса) и, наконец, он обладает хорошим быстродействием и визуальными свойствами [Самедов, Дерягин].
Естественно, что в основе всех этих физических явлений лежит - теория и практика изучения электрического поля, а вслед за нею и действия электромагнитных полей электрического тока, реализации цифровые технологии.
Для будущего бакалавра-энергетика здесь важен такой факт, что «неподвижные электрические заряды создают вокруг себя электрическое поле.
Такое явление, в трактовке современных ученых, методистов, авторов современных учебников по физике означает, что «в рабочем состоянии электрических устройств и установок между токоведущими частями имеется разность потенциалов, т.е. существует электрическое поле». Более того - все «движущие (электрические) заряды создают магнитное поле» [Евдокимов Ф.Е. С. 103, Мякишев Г.Я., Буховцев Б.Б.. С.150; Лукашин В.И., Иванова Е.В. С.134-172].
Еще один блок информации об электрическом поле мы можем почерпнуть из курса физики для средних специальных учебных заведений, где изучаются основы электростатики, позднее - электродинамики, и где теоретико-методической обоснование этого процесса, становится особенно актуальным.
В соответствии с ФГОС по физике для учреждений СПО, в образовательном модуле знаний раздела электростатики, введены такие понятия, как: электрический заряд; электрическое поле и его характеристика; принцип суперпозиции; электроемкость; напряженность полей, силовые линии электрического поля, потенциал электростатического поля и т.п. [ФГОС].
У многих студентов ОУ СПО нет четких понятий в области электростатики, а, следовательно, они «не могут дать правильное определение единицы напряженности электрического поля - вольт на метр», «не все овладели понятием электрической емкости», а, следовательно, испытывают большие трудности, связанные с решением задач некоторые другие. очень важные темы и материал для его теоретического и практического изучения [Савченко Н.Е. С.176-194].
Как известно, электрический ток возникает при двух условиях.
Во-первых, в веществе должны быть в наличии свободные электрические заряды, а во-вторых, должно существовать электрическое поле [Фарбер Ф.Е.].
Все это означает, что выпускная квалификационная работа на тему: «Теоретико-методическое обоснование изучения темы «электрическое поле»» представляет собой значительный интерес для самых различных категорий молодежи и технически одаренной части населения.
Более того, отражаемая проблема ВКР лежит на стыке исследований нескольких научных дисциплин, таких как электротехнические приборы и механизмы (в частности, электроскопы, источники тока), методика и технология образовательного процесса, организация, изучение работы цифровой техники, компьютеров, видео-фотоаппаратуры и основы её функционирования.
Важен еще один аспект этой проблемы, который охватывает вопросы методики преподавания физики, электротехники и цифровых технологий в системе деятельности учреждений СПО, организации научно-исследовательской и педагогической практики будущими студентами бакалаврами энергетического профиля.
Здесь, на - лицо, осуществляется связь науки и производства, средней и высшей школы, СПО, что помогает нам определить объект, предмет, цель и задачи исследования, выбрать соответствующие им методы, приемы и средства качественного описания при выполнении ВКР.
Объект исследования - обоснование теоретико-методических особенностей изучение темы «электрическое поле» курса физики и смежных с нею учебных дисциплин, основанных на анализе цифровых технологий, в частности, видео сопровождения по этой научной проблеме.
Предмет изучения - возможность создания и использования в учебном процессе учреждений СПО, цифрового интеллектуального и творческого продукта, например, видеофильмов, компьютерных презентаций и т.п., связанного с изучением электрического поля, с учетом достижений, в научно-технической, педагогической и производственной сфере учащихся. где с учетом объекта исследования наше внимание будет обращено на методику организации учебных занятий по этой теме на уроках физики, занятиях по электротехнике и энергетике.
Цель работы - исследование теоретико-методических аспектов и возможностей использования учебно-дидактических материалов на основе цифровых технологий в процессе изучения темы «Электрическое поле» в условиях СПО.
Учитывая, что в социальных сетях видеофильмов на тему «электрическое поле» достаточно большое количество мы решили не дублировать их варианты (в нашем случае было просмотрено 11 штук видеофрагментов), а поискать нечто новое и оригинальное.
Так мы пришли к выводу, что перспективная область исследований - это содержание одного из разделов учебной программы, реализованных нами в условиях СПО, где мы проходили свою педагогическую практику.
В качестве инновационного подхода, где широко используются понятие «электрический заряд», а в отдельных случаях и понятия «электрическое и электромагнитное поля», как ни странно, на первый взгляд, оказались работы, посвященные исследованию полупроводниковых датчиков вариантов возможного сюжета (сценария) видеофильма мы подробно рассматриваем (особенно во второй его части) нашей ВКР.
Таким образом, для достижения поставленной цели были определены следующие исследовательские задачи:
1. На основе анализа содержания образовательных учебных программ по физике, электротехническим дисциплинам средних учебных заведений дать обоснование теоретико-методических основ изучения темы «Электрическое поле» с учетом последних достижений в области научно-технического прогресса.
2. Провести анализ учебно-дидактических материалов, видеофрагментов по теме «Электрическое поле».
3. Рассмотреть особенности учебного процесса в рамках темы «Электрическое поле».
4. Изучить возможность использования учебно-дидактических материалов на основе цифровых технологий в процессе изучения темы «Электрическое поле» в ОУ СПО.
Решению этих задач, на наш взгляд, будет способствовать:
- обоснование общих подходов к организации учебного процесса по теме «электрическое поле», возможностям использования цифровых ресурсов, например, видеофильмов по теме «электрическое поле» в образовательной, научно-производственной сфере учреждений СПО.
- разработка рекомендации для студентов СПО о более эффективном изучении темы «электрическое поле», с использованием цифровых технологий, при изучении курса физики и электротехники.
Теоретической базой, методами, приемами, средствами исследования являются труды специалистов и научных работников по вопросам методики преподавания физики, электротехники, изучаемых в СПО, материалы периодической печати и Интернет-ресурсов по теме «Электрическое поле».


Возникли сложности?

Нужна помощь преподавателя?

Помощь в написании работ!


Электрическое поле - особая форма поля, существующая вокруг тел или частиц, обладающих электрическим зарядом, а также в свободном виде в электромагнитных волнах. Возможность автоматизации производственных, технологических процессов повышает интерес к основам фундаментальных знаний курса физики и электротехнических дисциплин по теме «Электрическое поле.
Как показывает опыт, эти знания пригождаются молодежи не только на уроках по физике в школе, но и занятиях по электронике, электротехнике в учреждениях среднего - профессионального и высшего образования.
Более того, всё это делает весь процесс обучения более целесообразным, а, главное - творческим.
При этом, с целью повышения интереса к изучаемому материалу важно объединить рассматриваемую проблему с какой-либо практической сферой деятельности.
В настоящее время современная промышленность нашей страны и за рубежом выпускается большое количество разнообразных устройств. Их работа непосредственным образом связана с понятиями электрическое и электромагнитное поле. В этой связи в рассмотрении темы особое место отведено изучению теоретических основ в контексте их прикладного характера, исследованиям и экспериментам, историко-биографическим фактам.
Как показывает практика, успешность освоения темы зависит также от использования соответствующих учебно-дидактических материалов , среди которых особое значение отведено видеоматериалам, позволяющих более наглядно и детально рассмотреть явления и процессы, изучить параметры и характеристики. В тоже время использование соответствующих учебнодидактических материалов сегодня немыслимо без применении современных цифровых образовательных технологий.



1. Айкашев Г.С. Ориентир для творчества: Творческая книжка студента-исследователя (социально-педагогический аспект). Выпуск №3. Учебно-методическое пособие для студентов высших педагогических учебных заведений /Г.С.Айкашев. - Елабуга. - Изд-во ЕИ К(П)ФУ. - 2013. - 64с.
2. Андреев В.И. Педагогика: Учебный курс для творческого саморазвития. - 3-е изд. /В.И.Андреев. - Казань: Центр инновационных технологий. - 2006. - 608с.
3. Андерсен Пру Разработка тестов и анкет для национальной оценки учебных достижений / Пру Андерсен, джорж Морган; пер с англ. В.Н. Симкина; науч. ред В.И. Звонников. - М.: Логос. - 2011. - 204с.: ил.
4. Батаршев А.В. Преемственность обучения в общеобразовательной и профессиональной школе (Теоретикометодологический аспект) / Под ред. А.П. Беляевой. - СПб.: Институт профтехобразования РАО. - 1996. - 80с.
5. Батышев С.Я. Научная организация учебно-воспитательного процесса. - М.: Высш. шк. - 1980. - 456с.
6. Волович Г.И. Схемотехника аналоговых и аналого-цифровых электронных устройств / Г.И.Волович - М.: Издательский дом «Додэка». - 2007. - 528с.: ил.
7. Гулиа Н.В. Удивительная физика / Н.В. Гулиа. - М.: ЭНАС- КНИГА. - 2014. - 416с. : ил. - (О чем умолчали учебники, С. 301-406).
8. Горев Л.А. Занимательные опыты по физике в 6-7 классах. Пособие для учителей / Л. А. Горев. - М.: Просвещение, - 1977 . - 152с. : ил. (С. 40- 109).
9. Данилов И.В., Иванов П.М. Дидактический материал по общей электротехнике с основами электроники: Учеб. пособие для не электротехн.
10. Демкович В.П., Л.П. Демкович Сборник задач по физике для 8-10 классов средней школы: Пособие для учащихся. - 5 изд., перараб. /В.П. Демкович, Л.П. Демкович. - М.: Просвещение. - 1981. - 206с.: ил. (раздел «Основы электродинамики» - С. 73-104).
11. Дерягин А.В. Цифровые технологии в учебном физическом эксперименте: Монография /А.В. Дерягин. Елабуга: ЕИ КФУ - 2018. - 157с.: ил.
12. Есин В.В., Кретова Н.П., Кузнецов А.В. Практикум по теплотехнике / В.В.Есин и др. - М.: Изд-во «Колос».- 1971.- 256с.:ил.
13. Евдокимов Ф.Е. Теоретические основы электротехники: Учебник для техникумов /Ф.Е. Евдокимов. - М.: Изд.-во «Высшая школа». - 1980. - 488с.: ил.
14. Еремина И.И. Программы создания рисунков, анимаций и видеофильмов. Технология обработки графической информации. Учебное пособие для вузов /И.И.Еремина. - Елабуга: ЕГПУ. - 2007. -74с.: ил.
15. Кабардин О.Ф. Физика: Справочные материалы; Учебное
пособие для учащихся.- 3-е изд. /О.Ф. Кабардин - М.: Просвещение, 1991.367с.
16. Кабардин О.Ф., Кабардина С.И. Шефер Н.И. Факультативный курс физики 9 класс /О.Ф. Кабардин, С.И. Кабардина, Н.И. Шефер. - М.: Просвещение, 1978.- 207с.: ил.
17. Кошкин Н.И., Ширкевич М.Г. Справочник по элементарной физике. 6-е изд. стереот. / Н.И. Кошкин, М.Г. Ширкевич - М.: Наука.- 1975. - 256с.: ил. - (С. 115-170).
18. Кошкин Н.И., Ширкевич М.Г. Справочник по элементарной физике. 10-е изд. испр. допол. / Н.И. Кошкин, М.Г. Ширкевич - М.: Наука. - 1988. - 256с.: ил.
19. Ланина И.Я. 100 игр по физике: Кн. для учителя /И.Я. Ланина - М.: Просвещение. - 224с.: ил. - (№57 игра по электростатике и №65 сценарий к пьесе (мюзикл) по теме «Электрическое поле» С. 120-141).
20. Мякишев Г.Я., Буховцев Б.Б. Физика: 10 кл. /Г.Я Мякишев, Б.Б.Буховцев. - М.: Просвещение. - 1987. - 320с.: ил.
21. Овезов Ш.А. Курсовая работа на тему: - «Современные датчики температуры и возможности их использования в современной научно и производственной сфере». Научный руководитель - М.Н. Самедов. - ЕИ КФУ (кафедра физики). - 2018. (дата доступа 27.01.2019)
22. Резников З.М. Прикладная физика: Учеб. пособие для учащихся по факультативному курсу: 10 кл. /З.М. Резников - М.: Просвещение, 1989. - 239с. : ил.
23. Перышкин А.В. Физика: 10-11 кл. /А.В. Перышкин - М.: Дрофа. Вертикаль. - 2018. - 200с.: ил.
24. Перышкин А.В., Гутник Е.М. Физика: 9 кл., Метод. материалы /А.В. Перышкин, Е.М. Гутник. - М.: Дрофа Вертикаль. - 2017. - 109с.: ил.
25. Савченко Н.Е. Задачи по физике с анализом их решения. - 2-е изд. /Н. Е. Савченко. - М.: Просвещение. - 2000. - 320с.: ил.
26. Самедов М.Н. Полупроводниковые датчики температуры и особенности их изучения в системе школьного и вузовского образования / Материалы II Всероссийской научно-практической конференции, посвященной году Н.И. Лобачевского в Казанском федеральном университете. //М.Н. Самедов. - Елабуга, 7-9 декабря 2017 г. Казань: Изд-во Казан. университета, 2017. - 316 с. С. 151-156.
27. Самедов М.Н. Полупроводниковые датчики температуры и особенности их изучения в учреждениях СПО энергетического профиля /Инновационные механизмы решения проблемы научного развития. Сборник статей Международной научно-практической конференции 3 марта 2018г. /М.Н. Самедов - Стерлитамак МЦИИ ОМЕГА САЙНС.- 2018. - С. 255-257.
28. Щука А.А. Электроника. Учебное пособие / А.А Щука, под ред.
А.С. Сигова. - СПб.: БХВ-Петербург, 2005.- 800с.
29. Хеннингес Х. Я снимаю видеофильм. Научно-популярное издание. /Перев. с немец - А.В. Глазков //Х. Хеннингес - М., 1996. - 96с.
30. Фарбер Ф.Е. Физика: Учебное пособие. /Ф.Е. Фарбер - М.: Высш. школа. - 1979. - 320с.: ил. 31. https: //www. youtube/com/watch? v=DzhxrX117TU (дата доступа
10.04.2019) .
32. https://www.youtube/com/watch? V=mF 5Qb2JOU8 (дата доступа 10.04.2019) .
33. https://www.youtube/com/watch? V=kD-6e7fgvmY (дата доступа 10.04.2019) .
34. https://big-kino.ru /watch/elektricheskoe-pole/gk8axpLbZVM (дата доступа 12.01.2019).
35. https: //www. Y outube. com/watch?v=gK8axpLbZVM (дата
обращения 15.01.2019).
36. www.drofa-ventana.ru (дата доступа 23.01.2019).
37. www.youtube.com/wdch (дата доступа 14.01.2019).


Работу высылаем на протяжении 30 минут после оплаты.




©2024 Cервис помощи студентам в выполнении работ