ОСОБЕННОСТИ СТРУКТУРНОЙ ОРГАНИЗАЦИИ ПЕРЕЖИВАНИЯ РАЗНЫХ ВИДОВ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ ДЕТЕЙ МЛАДШЕГО ДОШКОЛЬНОГО ВОЗРАСТА
|
Введение: 3
Глава 1.Теоретическое обоснование исследования деятельности детей
младшего дошкольного возраста 7
1.1 Категория деятельности в психологии детей младшего дошкольного
возраста 7
1.2 Категория переживания 27
Выводы по главе 1 41
Глава 2. Эмпирические, исследования переживания детей младшего
дошкольного возраста в разных видах деятельности 42
2.1 Организация и методы исследования: 43
2.2 Результаты исследования и их обсуждение 51
Выводы по главе 2 67
Заключение 68
Список использованной литературы 70
Приложение
Глава 1.Теоретическое обоснование исследования деятельности детей
младшего дошкольного возраста 7
1.1 Категория деятельности в психологии детей младшего дошкольного
возраста 7
1.2 Категория переживания 27
Выводы по главе 1 41
Глава 2. Эмпирические, исследования переживания детей младшего
дошкольного возраста в разных видах деятельности 42
2.1 Организация и методы исследования: 43
2.2 Результаты исследования и их обсуждение 51
Выводы по главе 2 67
Заключение 68
Список использованной литературы 70
Приложение
Актуальность исследования. Почему же так важно изучение переживания детей в дошкольном возрасте? Это подготовительный период к школьному образованию, так - же речь о психическом здоровье нации. Исследование переживания в различных видах деятельности детей дошкольного возраста является особо актуальным, поскольку рассматривается внутренний план деятельности, проявляющий характер влияния реализуемой деятельности на психическое развитие дошкольника. По Л.С. Выготскому именно через переживания представлен внутренний план социальной ситуации развития [1]. Подобное исследование проводится впервые и дает возможность проверить положение о ведущей роли игровой деятельности в дошкольном возрасте. В исследовании переживания мы опирались на концепцию Л.Р. Фахрутдиновой о структуре - динамической организации переживания субъекта, где в структуре переживания определены пространственно- временные, информационно - энергетические, телесные, эмоциональные, когнитивные, составляющее переживания [2,4]. Ведущая роль игровой деятельности показана в исследованиях Эльконина [3].
Степень разработанности проблемы. Категория деятельности является наиболее разработанной в категориальном аппарате современной отечественной психологии (Леонтьев). Роль игры как ведущей деятельности также получила в трудах учёных Л.С. Выготского, Е.А. Покровского и др. Исследование переживания современных младших дошкольников в разных видах деятельности в контексте теории переживания Л.Р. Фахрутдиновой не проводились, что делает степень разработанности представленной проблемы актуальной.
Проблема исследования связана с недостаточностью исследований структурной организации переживания дошкольников в игровой, творческой и учебной деятельности. Нам интересно, действительно ли игровая деятельность исполняет функцию ведущей деятельности в психическом развитии детей дошкольного возраста. На этот вопрос позволят нам ответить исследование переживаний детей в возрасте 3-4 года в игре, творчестве, и учебе.
В качестве гипотезы исследования выступила проверка положения о ведущем характере игровой деятельности детей младшего дошкольного возраста через анализ структурной организации переживания, разных видов деятельности младших дошкольников.
Объект исследования: переживание субъекта
Предмет исследования пространственно-временные и информационно-энергетические, телесные, эмоциональные, когнитивные составляющие, переживания младших дошкольников в игровой, творческой и учебной деятельности.
Цель исследования исследовать характеристики переживания в игровой, творческой и учебной деятельности детей младшего дошкольного возраста.
В соответствии с выдвинутой гипотезой, исходя из понимания проблемы, цели, объекта и предмета исследования, сформулированы следующие задачи исследования:
1. Осуществить теоретическое исследование проблемы
2. Подготовить методическую базу исследования и организовать её
3. Изучение характеристик переживания детей младшего дошкольного возраста в разных видах деятельности
4. Провести сравнительный анализ характеристик в игровой, творческой и учебной деятельности детей младшего дошкольного возраста
Теоретико - методологическая база исследования: субъектнодеятельностный, субъектный и субъектно-системный подходы, которые представлены в трудах С.Л. Рубенштейна, А.В. Брушлинского, К.А.
Абульхановой-Славской, В.В. Знакова, Е.А. Сергеенко и др.; в теории переживания Л.Р. Фахрутдиновой.
В соответствии с целью и задачами исследования нами были использованы следующие методы исследования:
- теоретические: изучение и анализ психологической литературы по проблеме исследования;
- эмпирические: наблюдение, беседы, опросники переживания Л.Р. Фахрутдиновой
Выборка исследования: В исследовании приняли участие 22 ребенка в возрасте от 3-4 года, посещающих младшую дошкольную группу в детском общеобразовательном учреждениях, г.Казани. из них 11 мальчиков, 11 девочек.
Этапы исследования:
На первом этапе (поисково - теоретическом) осуществлялся анализ проблемы в психологической и педагогической литературе по теме исследования; определялся научный аппарат и база исследования; подбирались методики опытно - экспериментального исследования.
На втором (опытно-экспериментальном) этапе проводились проверка гипотезы исследования, наблюдения.
На третьем обобщающем этапе проводилась систематизация и обработка результатов исследования, формировались теоретические и экспериментальные выводы.
Научная новизна исследования состоит в том, что впервые описана структурная организация переживания детей младшего дошкольного возраста через пространственно-временные, информационно-энергетические, телесные, эмоциональные, когнитивные составляющие переживания в игровой, творческой и учебной деятельности. Проведен сравнительный анализ эмоциональных и когнитивных характеристик; частота встречаемости психологических признаков переживания у детей младшего дошкольного возраста в разных видах деятельности.
Теоретическая значимость внесем вклад в развитие представления о природе переживания - базовой категории общей психологии, также внесен вклад в возрастную психологию дошкольного возраста, внесен вклад в категорию общей психологии деятельность.
Практическая значимость результаты проведенного исследования могут быть использованы в работе воспитателя, педагога-психолога в детских общеобразовательных учреждениях в процессе работы по психическому развитию детей младшего дошкольного возраста.
Внедрение и апробация исследования Апробация результатов исследования проводилась на двух студенческих конференциях «Зимняя школа Психология состояний» которые проводились в марте 2017 и 2018г. Опубликованы результаты исследования в следующих статьях:
1. Фахрутдинова Л.Р., Никитина Г.Г. Феноменологические проявления переживания младших дошкольников в различных видах деятельности // Психология психических состояний: сб. статей / под ред. А.О. Прохорова, А.В. Чернова, М.Г. Юсупова. - Казань: Изд-во Казан. ун-та,
2016. - Вып. 11. - 274 с. - с. 216-220.
2. Фахрутдинова Л.Р., Никитина Г.Г. ОСОБЕННОСТИ ПЕРЕЖИВАНИИ МЛАДШИХ ДОШКОЛЬНИКОВ В РАЗЛИЧНЫХ ВИДАХ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ// Психология психических состояний: сб. статей / под ред. А.О. Прохорова, А.В. Чернова, М.Г. Юсупова. - Казань: Изд-во Казан. ун-та, 2018. - Вып. 12.
Структура исследования исследование состоит из введения двух глав, заключения, списка литературы, приложения, двух статей.
Степень разработанности проблемы. Категория деятельности является наиболее разработанной в категориальном аппарате современной отечественной психологии (Леонтьев). Роль игры как ведущей деятельности также получила в трудах учёных Л.С. Выготского, Е.А. Покровского и др. Исследование переживания современных младших дошкольников в разных видах деятельности в контексте теории переживания Л.Р. Фахрутдиновой не проводились, что делает степень разработанности представленной проблемы актуальной.
Проблема исследования связана с недостаточностью исследований структурной организации переживания дошкольников в игровой, творческой и учебной деятельности. Нам интересно, действительно ли игровая деятельность исполняет функцию ведущей деятельности в психическом развитии детей дошкольного возраста. На этот вопрос позволят нам ответить исследование переживаний детей в возрасте 3-4 года в игре, творчестве, и учебе.
В качестве гипотезы исследования выступила проверка положения о ведущем характере игровой деятельности детей младшего дошкольного возраста через анализ структурной организации переживания, разных видов деятельности младших дошкольников.
Объект исследования: переживание субъекта
Предмет исследования пространственно-временные и информационно-энергетические, телесные, эмоциональные, когнитивные составляющие, переживания младших дошкольников в игровой, творческой и учебной деятельности.
Цель исследования исследовать характеристики переживания в игровой, творческой и учебной деятельности детей младшего дошкольного возраста.
В соответствии с выдвинутой гипотезой, исходя из понимания проблемы, цели, объекта и предмета исследования, сформулированы следующие задачи исследования:
1. Осуществить теоретическое исследование проблемы
2. Подготовить методическую базу исследования и организовать её
3. Изучение характеристик переживания детей младшего дошкольного возраста в разных видах деятельности
4. Провести сравнительный анализ характеристик в игровой, творческой и учебной деятельности детей младшего дошкольного возраста
Теоретико - методологическая база исследования: субъектнодеятельностный, субъектный и субъектно-системный подходы, которые представлены в трудах С.Л. Рубенштейна, А.В. Брушлинского, К.А.
Абульхановой-Славской, В.В. Знакова, Е.А. Сергеенко и др.; в теории переживания Л.Р. Фахрутдиновой.
В соответствии с целью и задачами исследования нами были использованы следующие методы исследования:
- теоретические: изучение и анализ психологической литературы по проблеме исследования;
- эмпирические: наблюдение, беседы, опросники переживания Л.Р. Фахрутдиновой
Выборка исследования: В исследовании приняли участие 22 ребенка в возрасте от 3-4 года, посещающих младшую дошкольную группу в детском общеобразовательном учреждениях, г.Казани. из них 11 мальчиков, 11 девочек.
Этапы исследования:
На первом этапе (поисково - теоретическом) осуществлялся анализ проблемы в психологической и педагогической литературе по теме исследования; определялся научный аппарат и база исследования; подбирались методики опытно - экспериментального исследования.
На втором (опытно-экспериментальном) этапе проводились проверка гипотезы исследования, наблюдения.
На третьем обобщающем этапе проводилась систематизация и обработка результатов исследования, формировались теоретические и экспериментальные выводы.
Научная новизна исследования состоит в том, что впервые описана структурная организация переживания детей младшего дошкольного возраста через пространственно-временные, информационно-энергетические, телесные, эмоциональные, когнитивные составляющие переживания в игровой, творческой и учебной деятельности. Проведен сравнительный анализ эмоциональных и когнитивных характеристик; частота встречаемости психологических признаков переживания у детей младшего дошкольного возраста в разных видах деятельности.
Теоретическая значимость внесем вклад в развитие представления о природе переживания - базовой категории общей психологии, также внесен вклад в возрастную психологию дошкольного возраста, внесен вклад в категорию общей психологии деятельность.
Практическая значимость результаты проведенного исследования могут быть использованы в работе воспитателя, педагога-психолога в детских общеобразовательных учреждениях в процессе работы по психическому развитию детей младшего дошкольного возраста.
Внедрение и апробация исследования Апробация результатов исследования проводилась на двух студенческих конференциях «Зимняя школа Психология состояний» которые проводились в марте 2017 и 2018г. Опубликованы результаты исследования в следующих статьях:
1. Фахрутдинова Л.Р., Никитина Г.Г. Феноменологические проявления переживания младших дошкольников в различных видах деятельности // Психология психических состояний: сб. статей / под ред. А.О. Прохорова, А.В. Чернова, М.Г. Юсупова. - Казань: Изд-во Казан. ун-та,
2016. - Вып. 11. - 274 с. - с. 216-220.
2. Фахрутдинова Л.Р., Никитина Г.Г. ОСОБЕННОСТИ ПЕРЕЖИВАНИИ МЛАДШИХ ДОШКОЛЬНИКОВ В РАЗЛИЧНЫХ ВИДАХ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ// Психология психических состояний: сб. статей / под ред. А.О. Прохорова, А.В. Чернова, М.Г. Юсупова. - Казань: Изд-во Казан. ун-та, 2018. - Вып. 12.
Структура исследования исследование состоит из введения двух глав, заключения, списка литературы, приложения, двух статей.
Завершено исследование структурной организации переживания разных видов деятельности детей младшего дошкольного возраста. Поставленные цели достигнуты, задачи решены. Полученные результаты можно обобщить в следующих выводах:
1. Проведено теоретическое исследование проблемы переживания разных видов деятельности младших дошкольников.
Такие деятельности как игра, творчество, учеба - являются важными не только для физиологического развития, но и для психического развития младшего дошкольника.
Ведущая деятельность дошкольного возраста - игра определяет большое влияние на психическое развитие ребёнка и его личности.
2. Подготовлена методика наблюдения переживания младшего дошкольника в естественных ситуациях дошкольных общеобразовательных учреждениях, где реализуется игровая, творческая, и учебная деятельности младших дошкольников. Данная методика была составлена на основе опросников информационно-энергетических и пространственно-временных характеристик переживания, градусник переживания Фахрутдиновой Л.Р.
3. Изучены характеристики переживания деятельности младшего дошкольника в разных видах деятельности.
Категория переживания рассматривает внутренний план развития ребенка. Структурная организация переживания содержит пространственные, временные, информационные энергетические, телесные(самоощущения, проприо,- экстра,- интрорецепторов), эмоциональные (эмоциональные процессы), когнитивные, (образы, ассоциации и др.)
4. Проведен сравнительный анализ характеристик в игровой, творческой и учебной деятельностях детей младшего дошкольного возраста.
Результаты пространственно-временныых и информационно-энергетических характеристик переживания выше в игровой деятельности см. таблицу 1. При внимательном рассмотрении именно игра наиболее важную роль по полученным результатам на психическое развитие ребенка. Переживание игровой деятельности вызывает наибольшую включенность ребенка в ситуацию, а значит идут более интенсивные процессы развития поскольку основная функция переживания состоит в развитии структур сознания личности [2].
5. Проведен сравнительный анализ характеристик переживания, учебной деятельности в традиционной форме и характеристик переживания в форме игры.
Эксперимент показал, что показатели не на много, но улучшились результат выше (Эбаллов), Больше, всего повысились информационные характеристики, Можно сказать, если включать учебную деятельность в жизнедеятельность младшего школьника, то только с элементами игры.
Проведенное исследование имеет высокую практическую значимость и перспективы для дальнейшего развития.
1. Проведено теоретическое исследование проблемы переживания разных видов деятельности младших дошкольников.
Такие деятельности как игра, творчество, учеба - являются важными не только для физиологического развития, но и для психического развития младшего дошкольника.
Ведущая деятельность дошкольного возраста - игра определяет большое влияние на психическое развитие ребёнка и его личности.
2. Подготовлена методика наблюдения переживания младшего дошкольника в естественных ситуациях дошкольных общеобразовательных учреждениях, где реализуется игровая, творческая, и учебная деятельности младших дошкольников. Данная методика была составлена на основе опросников информационно-энергетических и пространственно-временных характеристик переживания, градусник переживания Фахрутдиновой Л.Р.
3. Изучены характеристики переживания деятельности младшего дошкольника в разных видах деятельности.
Категория переживания рассматривает внутренний план развития ребенка. Структурная организация переживания содержит пространственные, временные, информационные энергетические, телесные(самоощущения, проприо,- экстра,- интрорецепторов), эмоциональные (эмоциональные процессы), когнитивные, (образы, ассоциации и др.)
4. Проведен сравнительный анализ характеристик в игровой, творческой и учебной деятельностях детей младшего дошкольного возраста.
Результаты пространственно-временныых и информационно-энергетических характеристик переживания выше в игровой деятельности см. таблицу 1. При внимательном рассмотрении именно игра наиболее важную роль по полученным результатам на психическое развитие ребенка. Переживание игровой деятельности вызывает наибольшую включенность ребенка в ситуацию, а значит идут более интенсивные процессы развития поскольку основная функция переживания состоит в развитии структур сознания личности [2].
5. Проведен сравнительный анализ характеристик переживания, учебной деятельности в традиционной форме и характеристик переживания в форме игры.
Эксперимент показал, что показатели не на много, но улучшились результат выше (Эбаллов), Больше, всего повысились информационные характеристики, Можно сказать, если включать учебную деятельность в жизнедеятельность младшего школьника, то только с элементами игры.
Проведенное исследование имеет высокую практическую значимость и перспективы для дальнейшего развития.
Подобные работы
- ПСИХОЛОГИЧЕСКИЕ ОСОБЕННОСТИ ДЕТЕЙ, ЧАСТО БОЛЕЮЩИХ
РЕСПИРАТОРНЫМИ ЗАБОЛЕВАНИЯМИ
Магистерская диссертация, клиническая психология. Язык работы: Русский. Цена: 5000 р. Год сдачи: 2020 - Организация процесса эстетического воспитания детей старшего дошкольного возраста в художественной деятельности
Дипломные работы, ВКР, педагогика. Язык работы: Русский. Цена: 4700 р. Год сдачи: 2019 - Сюжетно-ролевая игра в патриотическом воспитании детей старшего дошкольного возраста
Дипломные работы, ВКР, педагогика. Язык работы: Русский. Цена: 4320 р. Год сдачи: 2017 - ИГРОВОЕ ВЗАИМОДЕЙСТВИЕ СО СВЕРСТНИКАМИ КАК СПОСОБ РАЗВИТИЯ САМОСОЗНАНИЯ ДЕТЕЙ СТАРШЕГО ДОШКОЛЬНОГО ВОЗРАСТА С НАРУШЕНИЕМ
ОПОРНО-ДВИГАТЕЛЬНОГО АППАРАТА
Дипломные работы, ВКР, педагогика. Язык работы: Русский. Цена: 4600 р. Год сдачи: 2020 - Психолого-педагогические условия преодоления обиды и обидчивости детей старшего дошкольного возраста во взаимоотношениях со сверстниками
Дипломные работы, ВКР, дошкольное образование. Язык работы: Русский. Цена: 4300 р. Год сдачи: 2019 - СЮЖЕТНО-РОЛЕВАЯ ИГРА КАК СРЕДСТВО РАЗВИТИЯ САМООЦЕНКИ ДЕТЕЙ ДОШКОЛЬНОГО ВОЗРАСТА
Дипломные работы, ВКР, педагогика. Язык работы: Русский. Цена: 4350 р. Год сдачи: 2017 - РАЗВИТИЕ ЭМПАТИИ ДЕТЕЙ МЛАДШЕГО ШКОЛЬНОГО
ВОЗРАСТА В УЧРЕЖДЕНИИ ДОПОЛНИТЕЛЬНОГО ОБРАЗОВАНИЯ
Магистерская диссертация, педагогика. Язык работы: Русский. Цена: 5750 р. Год сдачи: 2016 - Агрессивность детей младшего школьного возраста с разным уровнем тревожности
Дипломные работы, ВКР, психология. Язык работы: Русский. Цена: 4290 р. Год сдачи: 2017 - ПСИХОЛОГО-ПЕДАГОГИЧЕСКАЯ КОРРЕКЦИЯ СИТУАТИВНОЙ ТРЕВОЖНОСТИ ДЕТЕЙ СТАРШЕГО ДОШКОЛЬНОГО ВОЗРАСТА СРЕДСТВАМИ АРТ-ТЕРАПИИ
Магистерская диссертация, психология. Язык работы: Русский. Цена: 4920 р. Год сдачи: 2019



