Введение: 3
Глава 1.Теоретическое обоснование исследования деятельности детей
младшего дошкольного возраста 7
1.1 Категория деятельности в психологии детей младшего дошкольного
возраста 7
1.2 Категория переживания 27
Выводы по главе 1 41
Глава 2. Эмпирические, исследования переживания детей младшего
дошкольного возраста в разных видах деятельности 42
2.1 Организация и методы исследования: 43
2.2 Результаты исследования и их обсуждение 51
Выводы по главе 2 67
Заключение 68
Список использованной литературы 70
Приложение
Актуальность исследования. Почему же так важно изучение переживания детей в дошкольном возрасте? Это подготовительный период к школьному образованию, так - же речь о психическом здоровье нации. Исследование переживания в различных видах деятельности детей дошкольного возраста является особо актуальным, поскольку рассматривается внутренний план деятельности, проявляющий характер влияния реализуемой деятельности на психическое развитие дошкольника. По Л.С. Выготскому именно через переживания представлен внутренний план социальной ситуации развития [1]. Подобное исследование проводится впервые и дает возможность проверить положение о ведущей роли игровой деятельности в дошкольном возрасте. В исследовании переживания мы опирались на концепцию Л.Р. Фахрутдиновой о структуре - динамической организации переживания субъекта, где в структуре переживания определены пространственно- временные, информационно - энергетические, телесные, эмоциональные, когнитивные, составляющее переживания [2,4]. Ведущая роль игровой деятельности показана в исследованиях Эльконина [3].
Степень разработанности проблемы. Категория деятельности является наиболее разработанной в категориальном аппарате современной отечественной психологии (Леонтьев). Роль игры как ведущей деятельности также получила в трудах учёных Л.С. Выготского, Е.А. Покровского и др. Исследование переживания современных младших дошкольников в разных видах деятельности в контексте теории переживания Л.Р. Фахрутдиновой не проводились, что делает степень разработанности представленной проблемы актуальной.
Проблема исследования связана с недостаточностью исследований структурной организации переживания дошкольников в игровой, творческой и учебной деятельности. Нам интересно, действительно ли игровая деятельность исполняет функцию ведущей деятельности в психическом развитии детей дошкольного возраста. На этот вопрос позволят нам ответить исследование переживаний детей в возрасте 3-4 года в игре, творчестве, и учебе.
В качестве гипотезы исследования выступила проверка положения о ведущем характере игровой деятельности детей младшего дошкольного возраста через анализ структурной организации переживания, разных видов деятельности младших дошкольников.
Объект исследования: переживание субъекта
Предмет исследования пространственно-временные и информационно-энергетические, телесные, эмоциональные, когнитивные составляющие, переживания младших дошкольников в игровой, творческой и учебной деятельности.
Цель исследования исследовать характеристики переживания в игровой, творческой и учебной деятельности детей младшего дошкольного возраста.
В соответствии с выдвинутой гипотезой, исходя из понимания проблемы, цели, объекта и предмета исследования, сформулированы следующие задачи исследования:
1. Осуществить теоретическое исследование проблемы
2. Подготовить методическую базу исследования и организовать её
3. Изучение характеристик переживания детей младшего дошкольного возраста в разных видах деятельности
4. Провести сравнительный анализ характеристик в игровой, творческой и учебной деятельности детей младшего дошкольного возраста
Теоретико - методологическая база исследования: субъектнодеятельностный, субъектный и субъектно-системный подходы, которые представлены в трудах С.Л. Рубенштейна, А.В. Брушлинского, К.А.
Абульхановой-Славской, В.В. Знакова, Е.А. Сергеенко и др.; в теории переживания Л.Р. Фахрутдиновой.
В соответствии с целью и задачами исследования нами были использованы следующие методы исследования:
- теоретические: изучение и анализ психологической литературы по проблеме исследования;
- эмпирические: наблюдение, беседы, опросники переживания Л.Р. Фахрутдиновой
Выборка исследования: В исследовании приняли участие 22 ребенка в возрасте от 3-4 года, посещающих младшую дошкольную группу в детском общеобразовательном учреждениях, г.Казани. из них 11 мальчиков, 11 девочек.
Этапы исследования:
На первом этапе (поисково - теоретическом) осуществлялся анализ проблемы в психологической и педагогической литературе по теме исследования; определялся научный аппарат и база исследования; подбирались методики опытно - экспериментального исследования.
На втором (опытно-экспериментальном) этапе проводились проверка гипотезы исследования, наблюдения.
На третьем обобщающем этапе проводилась систематизация и обработка результатов исследования, формировались теоретические и экспериментальные выводы.
Научная новизна исследования состоит в том, что впервые описана структурная организация переживания детей младшего дошкольного возраста через пространственно-временные, информационно-энергетические, телесные, эмоциональные, когнитивные составляющие переживания в игровой, творческой и учебной деятельности. Проведен сравнительный анализ эмоциональных и когнитивных характеристик; частота встречаемости психологических признаков переживания у детей младшего дошкольного возраста в разных видах деятельности.
Теоретическая значимость внесем вклад в развитие представления о природе переживания - базовой категории общей психологии, также внесен вклад в возрастную психологию дошкольного возраста, внесен вклад в категорию общей психологии деятельность.
Практическая значимость результаты проведенного исследования могут быть использованы в работе воспитателя, педагога-психолога в детских общеобразовательных учреждениях в процессе работы по психическому развитию детей младшего дошкольного возраста.
Внедрение и апробация исследования Апробация результатов исследования проводилась на двух студенческих конференциях «Зимняя школа Психология состояний» которые проводились в марте 2017 и 2018г. Опубликованы результаты исследования в следующих статьях:
1. Фахрутдинова Л.Р., Никитина Г.Г. Феноменологические проявления переживания младших дошкольников в различных видах деятельности // Психология психических состояний: сб. статей / под ред. А.О. Прохорова, А.В. Чернова, М.Г. Юсупова. - Казань: Изд-во Казан. ун-та,
2016. - Вып. 11. - 274 с. - с. 216-220.
2. Фахрутдинова Л.Р., Никитина Г.Г. ОСОБЕННОСТИ ПЕРЕЖИВАНИИ МЛАДШИХ ДОШКОЛЬНИКОВ В РАЗЛИЧНЫХ ВИДАХ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ// Психология психических состояний: сб. статей / под ред. А.О. Прохорова, А.В. Чернова, М.Г. Юсупова. - Казань: Изд-во Казан. ун-та, 2018. - Вып. 12.
Структура исследования исследование состоит из введения двух глав, заключения, списка литературы, приложения, двух статей.
Завершено исследование структурной организации переживания разных видов деятельности детей младшего дошкольного возраста. Поставленные цели достигнуты, задачи решены. Полученные результаты можно обобщить в следующих выводах:
1. Проведено теоретическое исследование проблемы переживания разных видов деятельности младших дошкольников.
Такие деятельности как игра, творчество, учеба - являются важными не только для физиологического развития, но и для психического развития младшего дошкольника.
Ведущая деятельность дошкольного возраста - игра определяет большое влияние на психическое развитие ребёнка и его личности.
2. Подготовлена методика наблюдения переживания младшего дошкольника в естественных ситуациях дошкольных общеобразовательных учреждениях, где реализуется игровая, творческая, и учебная деятельности младших дошкольников. Данная методика была составлена на основе опросников информационно-энергетических и пространственно-временных характеристик переживания, градусник переживания Фахрутдиновой Л.Р.
3. Изучены характеристики переживания деятельности младшего дошкольника в разных видах деятельности.
Категория переживания рассматривает внутренний план развития ребенка. Структурная организация переживания содержит пространственные, временные, информационные энергетические, телесные(самоощущения, проприо,- экстра,- интрорецепторов), эмоциональные (эмоциональные процессы), когнитивные, (образы, ассоциации и др.)
4. Проведен сравнительный анализ характеристик в игровой, творческой и учебной деятельностях детей младшего дошкольного возраста.
Результаты пространственно-временныых и информационно-энергетических характеристик переживания выше в игровой деятельности см. таблицу 1. При внимательном рассмотрении именно игра наиболее важную роль по полученным результатам на психическое развитие ребенка. Переживание игровой деятельности вызывает наибольшую включенность ребенка в ситуацию, а значит идут более интенсивные процессы развития поскольку основная функция переживания состоит в развитии структур сознания личности [2].
5. Проведен сравнительный анализ характеристик переживания, учебной деятельности в традиционной форме и характеристик переживания в форме игры.
Эксперимент показал, что показатели не на много, но улучшились результат выше (Эбаллов), Больше, всего повысились информационные характеристики, Можно сказать, если включать учебную деятельность в жизнедеятельность младшего школьника, то только с элементами игры.
Проведенное исследование имеет высокую практическую значимость и перспективы для дальнейшего развития.
1. Выготский Л. С. Психология / Л. С. Выготский. - М.: Апрель пресс: ЭксмоПресс, 2000. - 1008 с.
2. Выготский Л. С. Воображение и творчество в детском возрасте.- Москва. Просвещение, 1991- 93с.
3. Выготский Л. С. Психология развития ребёнка. - Москва Издательство Эксмо.
4. Выготский Л.С. Игра и её роль в психическом развитии ребёнка // Журнал «Вопросы психологии» №6 1966. - 6с.
2. Фахрутдинова Л.Р. Дисс на соиск уч.степ. докт.психол.наук «Структурно-динамическая организация переживания субъекта». - Казань,2012. - 535 с.
3. Фахрутдинова, Л.Р. О связи переживаний и психических состояний [Электронный ресурс]
4. Эльконин, Д.Б. Детская психология - Москва : Изд. Центр «Академия» 2007 - 270с.
5. Fachrntdinova L.R. On the Phenomenon of “Perezhivanie”/ “Journal of Russian and East Eu-ropean Psycology. March-April. 2010/ VOL. - 48, NO.2. - Р. 31-47.
6. Фахрутдинова, Л.Р. Психология переживания: современное состояние, актуальные исследования, перспективы развития Международный форум Сочи [Электронный ресурс]
7. Фахрутдинова, Л.Р. Теория переживания субъекта. Монография. Казань: Издательство Казанского государственного университета, 2015.116с.
8. Фахрутдинова, Л.Р. Структурно-динамическая организация переживания субъекта // Журнал ученые записки «Казанского университета». Серия «Гуман. Науки».- Казань: Издательство Казанского университета, 2011 .-т. 153, кн.5.- С. 110-120.
9. Фахрутдинова, Л Р. Мышление и переживание субъекта // Журнал « Мир психологии». - Москва -Воронеж, 2009. №2(58). -С.93-107.
10. Фахрутдинова, Л.Р.- Никитина Г.Г Феноменологические проявления переживаний младших дошкольников в различных видах деятельности - Казань: Издательство Казанский университет, 2017 -5 с.
11. Фахрутдинова, Л.Р. - О субъективности переживаний / «Журнал мир психологии». - Москва -Воронеж, 2008- №4 (56).- С. 35-44
12. Белановская, О.В. Диагностика и коррекция самосознания
дошкольников : Пособие для педагогов-психологов, педагогов
учреждений, обеспечивающих получение дошкольного образования [Текст] / О.В. Белановская. - Мн.: Выш. шк., 2004. - 102 с.
13. Битянова, М.Р. Работа с ребенком в образовательной среде: решение задач и проблем развития : Научно-методическое пособие для психологов и педагогов [Текст] / М.П. Битянова. - М. : МГППУ, 2006. - 96 с.
14. Божович, Л.И. Личность и ее формирование в детском возрасте [Текст] / Л.И. Божович. - СПб. : Питер, 2008. - 400 с.
15. Васильева, Н.Л. Эмоциональное здоровье ребенка в детском саду [Текст] / Н.Л. Васильева // Детский сад: теория и практика - 2013. - № 5С. 36-44.
16. Вершинина, Л.В. Методические подходы к организации эмоционально-личностного развития детей дошкольного возраста в условиях дошкольных образовательных учреждений [Текст] / Л.В. Вершинина, М.Б. Липатова, С.Г. Сиротская // Вестник Томского государственного педагогического университета. - 2003. - № 2. - С. 33-39.
17. Выготский, Л.С. Психология развития человека [Текст] / Л.С. Выготский. - М. : Изд-во Смысл; Изд-во Эксмо, 2004. - 1136 с.
18. Грабенко, Т.М. Коррекционные, развивающие адаптирующие игры [Текст] / Т.М. Грабенко, Т.Д. Зинкевич-Евстигнеева - СПб. : ДетствоПресс, 2004. - 64 с.
19. Дорофеева, Л.Е. Онтогенетические особенности рефлексивного
развития [Текст] / Л.Е. Дорофеева // Вестник Санкт-Петербургского университета. Серия 17. Психология. Социология. Педагогика. -
2008. - № 2. - С. 228-238.
20. Ежкова, Н.С. Эмоциональное развитие детей дошкольного возраста. Часть 1.: учеб.-метод. пособие : в 2 ч. [Текст] / Н.С. Ежкова. - М.
: Гуманитар. изд. центр ВЛАДОС, 2010. - 127 с.
21. Еськова, С.Н. Методические рекомендации для психологов и воспитателей дошкольных учреждений по организации работы, предупреждающей отклонения в поведении детей [Текст] / С.Н. Еськова. - Курск, 2002. - 45 с.
22. Изард, К.Э. Психология эмоций [Текст] / К.Э. Изард. - СПб. : Питер, 2012. - 464 с.
23. Изотова, Е.И., Эмоциональная сфера ребенка: Теория и практика : учеб. пособие для студентов высш. учеб. заведений [Текст] / Е.И. Изотова, Е.В. Никифорова. - М. : Издательский центр «Академия», 2004. - 288 с.
24. Калинина, Р.Р. Психолого-педагогическая диагностика в детском саду [Текст] : практикум по психодиагностике / Р.Р. Калинина. - СПб. : Речь, 2003. - 144 с.
25. Князева, О.Л. Особенности познавательной деятельности у дошкольников [Текст] / О.Л. Князева // Новые исследования в психологии. - 1986. - № 1 (34). - С. 23-25.
26. Князева, О.Л. Программа социально-эмоционального развития дошкольников «Я - Ты - Мы» [Текст] / О. Л. Князева. - М. : Мозаика- Синтез, 2003. - 168 с.
27. Козлова, С. А. Я человек [Текст] : Программа социального развития ребенка / С.А. Козлова. - М. : Школьная Пресса, 2005. - 48 с.
28. Колмогорова, Л.С. Психологическая культура как условие и средство сохранения психического здоровья детей [Текст] / Л.С. Колмогорова // Научная школа. - 2007. - № 6. - С. 18-23.
29. Кряжева, Н.Л. Развитие эмоционального мира детей [Текст] / Н.Л. Кряжева. - Екатеринбург : У-Фактория, 2004. - 192 с.
30. Минаева, В.М. Развитие эмоций дошкольников. Занятия. Игры. Пособие для практических работников дошкольных учреждений [Текст] / В.М. Минаева. - М. : АРКТИ, 2001. - 48 с.
31. Микадзе Ю.В. Нейропсихология детского возраста. СПб- Питер,2013.- 288с.
32. Мухина, В.С. Возрастная психология: феноменология развития, детство, отрочество : Учебник для студ. вузов [Текст] / В.С. Мухина - М., 2000. - 420 с.
33. Нечаев, А.П. Очерк психологии для воспитателей и учителей: С. Пб.1-11. -(290-291).
34. Никольская, О.С. Психологическая помощь детям с эмоциональными нарушениями (с аутизмом) в детском саду и в школе [Текст] / О.С. Никольская // Воспитание и обучение детей с нарушениями в развитии. - 2007. - № 5. - С. 67-74.
35. Панфилова, М.А. Игротерапия общения: Тесты и коррекционные игры. Практическое пособие для психологов, педагогов и родителей [Текст] / М.А. Панфилова. - М. : Изд-во ГНОМ и Д, 2002. - 160 с.
36. Салихова Н.Р. Соотношение психологического возраста и реализуемости личностных ценностей и время пути: Киев: Изд-во Института социологии НАН Украины, 2008. С 73-75.
37. Самохвалова, А.Г. Психологические характеристики ребенка как субъекта затрудненного и незатрудненного общения [Текст] / А.Г. Самохвалова // Вестник Владимирского государственного университета им. Александра Григорьевича и Николая Григорьевича Столетовых. Серия: Педагогические и психологические науки. - 2011. - № 30. - С. 386-393.
38. Смирнова, Е.О. Детская психология : учебник для вузов [Текст] / О.Е. Смирнова. - СПб. : Питер, 2009. - 304 с. Социально-эмоциональное развитие дошкольников [Текст] / под ред. Н.В. Микляевой. - М. : ТЦ Сфера, 2013. - 160 с.
39. Социально-эмоциональное развитие дошкольников [Текст] / под ред. Н.В. Микляевой. - М. : ТЦ Сфера, 2013. - 160 с.
40. Субботский, Е.В. Диалогическое общение в образовании: мифы и реальность [Текст] / Е.В. Субботский, О.В. Чеснокова // Вопросы психологии. - 2008. - № 6. - С. 151-158.
41. Урунтаева, Г.А. Практикум по психологии дошкольника [Текст] / Г.А. Урунтаева. - М. : Академия, 2012. - 368 с.
42. Хухлаева, О.В. Маленькие игры в большое счастье. Как сохранить психическое здоровье дошкольника [Текст] / О.В. Хухлаева, О.Е. Хухлаев, И.М. Первушина. - М. : ЭКСМО, 2001. - 224 с.
43. Хухлаева, О.В. Практические материалы для работы с детьми 3-9 лет. Психологические игры, упражнения, сказки - 4-е изд. [Текст] / О.В. Хухлаева. - М. : Генезис, 2013. - 176 с.
44. Хухлаева, О.В. В каждом ребенке солнце. - Москва: Академический проект, 2016- 314с.
45 Широкова, Г.А. Развитие эмоций и чувств у детей дошкольного возраста [Текст] / Г.А. Широкова. - Ростов-н/Д : Феникс, 2005. - 304 с.
46. Широкова, Г.А. Справочник дошкольного психолога [Текст] / Г. А. Широкова. - Ростов-н/Д : Феникс, 2005. - 384 с.
47. Эльконин, Д.Б. Избранные психологические труды. - М: Педагогика, 1989. - 560 с.
48. Орехова, ОА. Цветочная диагностика эмоций ребёнка [Текст ] /Орехова О.А. - СПб: Речь, 2002 -112с
49. Семанака, Е.О Социально-психологическая адаптация ребенка в обществе. АРКТИ, 2004 -72с.
50. Семенович А.В. Введение в нейропсихологию детского возраста.Учебное пособие -Москва: Генезис 2008 - 319с.
51. Смирнова, О.Е. Детская психология. - Учебник для Вузов (Текст) / О.Е.Смирнова. СПб: Питер, 2009 -304с.
52. Урунтаева, Г.А. Практикум по психологии дошкольника. - Москва:
Академия, 2012- 368 с.
53. Шпиц, Р.А. Психоанализ раннего детского возраста.- Москва:Пер СЭ; СПб: Университетская книга, 2001.- 159с.
54. Шипицина Л.М. Комплексное сопровождение детей дошкольного возраста. - СПб: Речь 2003- 240с.
55. Широкова Г.А. Справочник дошкольного психолога (Текст) / Г.А. Широкова.- Ростов н/Д - Феникс, 2005-384с.
56. Широкова Г.А. , Развитие эмоций и чувств у детей дошкольного возраста: - Ростов н/Д: Феникс: 2005 - 384с.
57. Водинская, М.В, Шапиро, М.С. Развитие творческих способностей ребёнка на занятиях изобразительной деятельностью. Москва: - Теревинф.-2006. -191с.
58. Немов Р.С. Психология книга 2 Психология образования( Текст) Р.С Немов: Москва - Владос. 2016. - 608 с.
59. Глаголева, К.С Л.С Выготский о роли в психическом развитии ребенка// журнал «Молодой ученый»- 2017 №4- с 324- 326.- URL: Режим доступа
http//moluch.ru/ archive/138//8773, свободный
60. Керолл, И.Е Эмоции человека (перевод с анг.). Москва: Московский университет. 1980. С.201-206.
61. Аникина А.П. Творческая деятельность как основа формирования способностей у детей дошкольного возраста [Текст] // Образование: прошлое, будущее, настоящее: материалы 1 Международной конфер. (
г.Краснодар-2016)-Краснодар, новация-2016 -С. 23-26.-URL. Режим
доступа: http//moluch.ru/canf/ped/archive/205/10892, свободный
62. Васильева С.И., Петрова Т.А., Королькова М.П. Непосредственно образовательная деятельность с детьми младшего и старшего дошкольного возраста [Текст] // Теория и практика образования в современном мире: материал 6 Межд. Науч. Конф ( г.СПб,дек.2014г)- СПб Занальская площадь, 2014.- с. 84-86- URL. Режим доступа
http//moluch.ru/canf/ped/archive /145/ 6638, свободный
63. Фахрутдинова Л.Р. Рефлексивный и бытийный слои психического состояния/Л.Р.Фахрутдинова, А.О.Прохоров//Журнал ученые записки Казанского университета.-Казань: Изд-во Казанский университет 2009.-т.151,кн5 ч.1-С225-239.
64. Колесникова Г.И - Лучшие психологические тесты-Серия психологический практикум:- Ростов на Дону: «Феникс» 2016
66. Волков Б.С. - Возрастная психология Часть 1- Москва: Владос 2010 - 365с.
67. Каверзнева И.А. - Психология активности и поведения., Мн. 2010
68. Возрастная психология: Учеб. пособие для студ. высш. учеб. заведений” Дарвиш О.В. / Под ред. В.Е. Клочко. - М.: Изд-во ВЛАДОС- ПРЕСС, 2003.