ФОРМИРОВАНИЕ ПОЛИТИЧЕСКОЙ КУЛЬТУРЫ ШКОЛЬНИКОВ В ПРОЦЕССЕ ОБУЧЕНИЯ ОБЩЕСТВОЗНАНИЮ
|
Введение
I. Теоретические аспекты формирования политической культуры
школьников в процессе обучения обществознанию
1.1. Понятие, функции и типы политической культуры 8
1.2. Уроки обществознания как фактор политической социализации
обучающихся 19
Выводы по I главе 36
II. Экспериментальное исследование формирования политической культуры школьников в процессе обучения обществознанию
2.1. Организация выборки и описание методик исследования
формирования политической культуры школьников 37
2.2. Реализация программы формирующего этапа экспериментального
исследования 43
2.3. Анализ и интерпретация результатов контрольного этапа
экспериментального исследования 57
Выводы по II главе 62
Заключение 63
Список использованной литературы
I. Теоретические аспекты формирования политической культуры
школьников в процессе обучения обществознанию
1.1. Понятие, функции и типы политической культуры 8
1.2. Уроки обществознания как фактор политической социализации
обучающихся 19
Выводы по I главе 36
II. Экспериментальное исследование формирования политической культуры школьников в процессе обучения обществознанию
2.1. Организация выборки и описание методик исследования
формирования политической культуры школьников 37
2.2. Реализация программы формирующего этапа экспериментального
исследования 43
2.3. Анализ и интерпретация результатов контрольного этапа
экспериментального исследования 57
Выводы по II главе 62
Заключение 63
Список использованной литературы
Актуальность исследования. Формирование политической культуры школьников в рамках обществоведческого курса является актуальной проблемой современной школы.
Федеральный государственный образовательный стандарт основного общего и среднего общего образования призван обеспечить всестороннее развитие личности, ее направленность на активное и сознательное участие, основанного на уважении закона и правопорядка, в общественной и государственной жизни за счет повышения уровня политической и правовой культуры.
Формирование высокого уровня политической культуры школьников необходимо в условиях современного развития государства, функционирующего на принципах правового государства, базисным элементом которого выступает развитое гражданское общество, где возрастает роль гражданских институтов. Демократические принципы развития государственности предоставляют возможность участия граждан в политических процессах, от которых зависит развитие правовых основ, что обуславливает высокие требования к политическим знаниям, убеждениям и поведению граждан.
Но вместе с этим в последние годы стала острой проблема непонимания и нежелания политического участия граждан, вызванная неосведомленностью населения о политических процессах и рядом других причин, что порождает напряженную обстановку в обществе и, как следствие, назревание конфликтов.
Степень разработанности проблемы. Теоретические аспекты становления и сущности политической культуры рассматриваются в работах отечественных политологов (К. С. Гаджиев, Э. Я. Баталов) и зарубежных (Г. Алмонд, С. Верба). Педагогические условия формирования политической культуры посредством работы учащихся с документами и понятиями, а также педагогические рекомендации при подготовке учителя к уроку обществознания, вносят весомый вклад в процессе формирования высокого уровня политической культуры школьников (И. А. Тютькова, Л. Н. Боголюбов).
Проблема исследования нами определена следующим образом: каковы методы и условия процесса формирования политической культуры, обучающихся на уроках обществознания.
Из данной проблемы выявляются противоречия между:
• реальными потребностями общества в формировании личности учащегося, имеющий высокую степень политико - культурных знаний и умений и недостаточным уровнем политического сознания и сформированностью умений и навыков политических действий;
• существующей информационной базой учебных пособий в процессе формирования и развития политико - правового мышления учащихся и отсутствие четких педагогических требований к способам его формирования.
Объект исследования: формирование политической культуры школьников.
Предмет исследования: процесс и результат формирования политической культуры школьников в процессе обучения обществознанию.
Цель исследования: разработать и апробировать программу формирования политической культуры школьников в процессе обучения обществознанию.
Гипотеза исследования: формирование политической культуры обучающихся будет эффективнее, если:
- структурировать и обобщить информационные ресурсы обучения курса обществознания и на их основе выявить логические приемы и методы работы;
- создать условия реализации педагогических приемов и методов в процессе учебной деятельности, позволяющих повысить уровень политического сознания обучающихся;
- разработать вопросы и задания, имеющие рационально - коммуникативную специфику, позволяющие усвоить обучающимся элементы политической культуры;
- обеспечить осуществление современных творческих форм деятельности в процессе обучения обществознанию в целях формирования высокого политико-правового сознания, умений и навыков обучающихся в практической деятельности.
Для достижения поставленной цели и проверки гипотезы были определены следующие задачи:
1. Раскрыть теоретические особенности понятия «политическая культура».
2. Выявить элементы политической культуры, изучаемые в рамках школьного курса обществознания.
3. Разработать и внедрить в образовательный процесс программу формирования политической культуры школьников в процессе обучения обществознанию.
Теоретико-методологическую основу исследования составили труды: по теории научного познания (Б.М. Кедров,М.Н. Алексеев,П.В. Копнин,); концепции развития мышления у обучающихся (А.В. Брушлинский, К.А. Абдульханова-Славская,А.Н. Леонтьев, Л.С. Выготский, С.Л. Рубинштейн); по развитию умения самостоятельной работы обучающихся (развивающее обучение) (В.В. Давыдов, Л.В. Занков), по теории проблемного обучения (А.М. Матюшкин, Д.В. Вилькеев, М.И. Махмутов); компетентностному подходу в образовательном процессе (В.И. Андреев, А.А. Вербицкий, А.М. Новиков, И.А. Зимняя, А.К. Маркова, А.В. Хуторской); по теории коммуникативно обучения (И. Пассов); по теории содержания образования (В.В. Давыдов, Ю.К. Бабанский, В.П. Беспалько, Н.Ф. Талызина, В.С. Леднев)
Для решения намеченных задач нами применялись методы: теоретические (изучение политической, правовой, методической, психолого-педагогической литературы по проблеме исследования); эмпирические (тестирование, ознакомление с педагогической документацией, продуктами деятельности учащихся); экспериментальные (констатирующий, формирующий и контрольный этапы педагогического эксперимента).
Научная новизна и теоретическая значимость исследования заключаются в следующем: определена сущность формирования политической культуры школьников в процессе обучения обществознанию; выявлены и экспериментально проверены педагогические условия формирования политической культуры учащихся в процессе обучения обществознанию; систематизированы теоретические подходы формирования политической культуры школьников.
Практическая значимость данного исследования заключается в том, что представленные результаты работы могут быть использованы педагогами при подготовке уроков и внеклассных мероприятий обществоведческого курса по теме «Политическая культура», а также для формирования элективных курсов по обществознанию; в качестве дополнительной подготовки обучающихся выпускных классов к ОГЭ и ЕГЭ; методистами в ходе подготовки учебно-методического комплекса повышения эффективности образовательного процесса и формирования политической культуры обучающихся в процессе обучения обществознанию.
Экспериментальная база исследования. Исследование проводилось с сентября 2017 по апрель 2018 года на базе МБОУ «Лицей №78 «Фарватер» Приволжского района г. Казани. В процессе работы было исследовано 50 обучающихся двух 9 классов.
Апробация работы.Результаты данного исследования были представлены на Итоговой научно - образовательной конференции студентов Казанского Федерального Университета Института международных отношений, истории и востоковедения 9 апреля 2018 в форме выступления на конференции со статьей «Формирование политической культуры обучающихся в современном курсе обществознания» в секции «Методика преподавания истории и обществознания».
Работа имеет следующую структуру: введение, две главы, каждая из которых содержит в себе два и три параграфа соответственно, выводы по каждой главе, список использованных литературы и источников, приложения. Общий объем 98 страниц.
Во введении обоснована актуальность исследуемой проблемы, характеризуется степень ее разработанности, определяются предмет и объект, цели и задачи данного исследования, указывается ее практическая значимость и основы экспериментального исследования.
В главе«Теоретические аспекты формирования политической культуры школьников в процессе обучения обществознанию» раскрываются теоретические аспекты политической культуры: определяются сущность, типы и функции политической культуры, определяется место и содержание темы «политическая культура» в современном школьном курсе обществознания.
Вторая глава «Экспериментальное исследование формирования политической культуры школьников в процессе обучения обществознанию» представляет собой практические аспекты в форме экспериментального исследования формирования политической культуры школьников в процессе обучения обществознания: в ходе констатирующего эксперимента определялся уровень политической культуры учащихся двух 9 классов МБОУ «Лицей №78 «Фарватер» Приволжского района г. Казани; на формирующем этапе нами составлена и реализована программа повышения уровня политической культуры обучающихся; в результате контрольного эксперимента определены итоги реализованной нами программы по повышению уровня политической культуры обучающихся.
Выводы по каждой главе отражают в себе основные положения представленных глав и содержащихся в них параграфов.
В заключении приводятся основные выводы исследования.
Федеральный государственный образовательный стандарт основного общего и среднего общего образования призван обеспечить всестороннее развитие личности, ее направленность на активное и сознательное участие, основанного на уважении закона и правопорядка, в общественной и государственной жизни за счет повышения уровня политической и правовой культуры.
Формирование высокого уровня политической культуры школьников необходимо в условиях современного развития государства, функционирующего на принципах правового государства, базисным элементом которого выступает развитое гражданское общество, где возрастает роль гражданских институтов. Демократические принципы развития государственности предоставляют возможность участия граждан в политических процессах, от которых зависит развитие правовых основ, что обуславливает высокие требования к политическим знаниям, убеждениям и поведению граждан.
Но вместе с этим в последние годы стала острой проблема непонимания и нежелания политического участия граждан, вызванная неосведомленностью населения о политических процессах и рядом других причин, что порождает напряженную обстановку в обществе и, как следствие, назревание конфликтов.
Степень разработанности проблемы. Теоретические аспекты становления и сущности политической культуры рассматриваются в работах отечественных политологов (К. С. Гаджиев, Э. Я. Баталов) и зарубежных (Г. Алмонд, С. Верба). Педагогические условия формирования политической культуры посредством работы учащихся с документами и понятиями, а также педагогические рекомендации при подготовке учителя к уроку обществознания, вносят весомый вклад в процессе формирования высокого уровня политической культуры школьников (И. А. Тютькова, Л. Н. Боголюбов).
Проблема исследования нами определена следующим образом: каковы методы и условия процесса формирования политической культуры, обучающихся на уроках обществознания.
Из данной проблемы выявляются противоречия между:
• реальными потребностями общества в формировании личности учащегося, имеющий высокую степень политико - культурных знаний и умений и недостаточным уровнем политического сознания и сформированностью умений и навыков политических действий;
• существующей информационной базой учебных пособий в процессе формирования и развития политико - правового мышления учащихся и отсутствие четких педагогических требований к способам его формирования.
Объект исследования: формирование политической культуры школьников.
Предмет исследования: процесс и результат формирования политической культуры школьников в процессе обучения обществознанию.
Цель исследования: разработать и апробировать программу формирования политической культуры школьников в процессе обучения обществознанию.
Гипотеза исследования: формирование политической культуры обучающихся будет эффективнее, если:
- структурировать и обобщить информационные ресурсы обучения курса обществознания и на их основе выявить логические приемы и методы работы;
- создать условия реализации педагогических приемов и методов в процессе учебной деятельности, позволяющих повысить уровень политического сознания обучающихся;
- разработать вопросы и задания, имеющие рационально - коммуникативную специфику, позволяющие усвоить обучающимся элементы политической культуры;
- обеспечить осуществление современных творческих форм деятельности в процессе обучения обществознанию в целях формирования высокого политико-правового сознания, умений и навыков обучающихся в практической деятельности.
Для достижения поставленной цели и проверки гипотезы были определены следующие задачи:
1. Раскрыть теоретические особенности понятия «политическая культура».
2. Выявить элементы политической культуры, изучаемые в рамках школьного курса обществознания.
3. Разработать и внедрить в образовательный процесс программу формирования политической культуры школьников в процессе обучения обществознанию.
Теоретико-методологическую основу исследования составили труды: по теории научного познания (Б.М. Кедров,М.Н. Алексеев,П.В. Копнин,); концепции развития мышления у обучающихся (А.В. Брушлинский, К.А. Абдульханова-Славская,А.Н. Леонтьев, Л.С. Выготский, С.Л. Рубинштейн); по развитию умения самостоятельной работы обучающихся (развивающее обучение) (В.В. Давыдов, Л.В. Занков), по теории проблемного обучения (А.М. Матюшкин, Д.В. Вилькеев, М.И. Махмутов); компетентностному подходу в образовательном процессе (В.И. Андреев, А.А. Вербицкий, А.М. Новиков, И.А. Зимняя, А.К. Маркова, А.В. Хуторской); по теории коммуникативно обучения (И. Пассов); по теории содержания образования (В.В. Давыдов, Ю.К. Бабанский, В.П. Беспалько, Н.Ф. Талызина, В.С. Леднев)
Для решения намеченных задач нами применялись методы: теоретические (изучение политической, правовой, методической, психолого-педагогической литературы по проблеме исследования); эмпирические (тестирование, ознакомление с педагогической документацией, продуктами деятельности учащихся); экспериментальные (констатирующий, формирующий и контрольный этапы педагогического эксперимента).
Научная новизна и теоретическая значимость исследования заключаются в следующем: определена сущность формирования политической культуры школьников в процессе обучения обществознанию; выявлены и экспериментально проверены педагогические условия формирования политической культуры учащихся в процессе обучения обществознанию; систематизированы теоретические подходы формирования политической культуры школьников.
Практическая значимость данного исследования заключается в том, что представленные результаты работы могут быть использованы педагогами при подготовке уроков и внеклассных мероприятий обществоведческого курса по теме «Политическая культура», а также для формирования элективных курсов по обществознанию; в качестве дополнительной подготовки обучающихся выпускных классов к ОГЭ и ЕГЭ; методистами в ходе подготовки учебно-методического комплекса повышения эффективности образовательного процесса и формирования политической культуры обучающихся в процессе обучения обществознанию.
Экспериментальная база исследования. Исследование проводилось с сентября 2017 по апрель 2018 года на базе МБОУ «Лицей №78 «Фарватер» Приволжского района г. Казани. В процессе работы было исследовано 50 обучающихся двух 9 классов.
Апробация работы.Результаты данного исследования были представлены на Итоговой научно - образовательной конференции студентов Казанского Федерального Университета Института международных отношений, истории и востоковедения 9 апреля 2018 в форме выступления на конференции со статьей «Формирование политической культуры обучающихся в современном курсе обществознания» в секции «Методика преподавания истории и обществознания».
Работа имеет следующую структуру: введение, две главы, каждая из которых содержит в себе два и три параграфа соответственно, выводы по каждой главе, список использованных литературы и источников, приложения. Общий объем 98 страниц.
Во введении обоснована актуальность исследуемой проблемы, характеризуется степень ее разработанности, определяются предмет и объект, цели и задачи данного исследования, указывается ее практическая значимость и основы экспериментального исследования.
В главе«Теоретические аспекты формирования политической культуры школьников в процессе обучения обществознанию» раскрываются теоретические аспекты политической культуры: определяются сущность, типы и функции политической культуры, определяется место и содержание темы «политическая культура» в современном школьном курсе обществознания.
Вторая глава «Экспериментальное исследование формирования политической культуры школьников в процессе обучения обществознанию» представляет собой практические аспекты в форме экспериментального исследования формирования политической культуры школьников в процессе обучения обществознания: в ходе констатирующего эксперимента определялся уровень политической культуры учащихся двух 9 классов МБОУ «Лицей №78 «Фарватер» Приволжского района г. Казани; на формирующем этапе нами составлена и реализована программа повышения уровня политической культуры обучающихся; в результате контрольного эксперимента определены итоги реализованной нами программы по повышению уровня политической культуры обучающихся.
Выводы по каждой главе отражают в себе основные положения представленных глав и содержащихся в них параграфов.
В заключении приводятся основные выводы исследования.
Таким образом, проведенное исследование позволяет утверждать об актуальности проблемы формирования политической культуры школьников в процессе обучения обществознанию.
Являясь базовым элементом политической системы общества и способствуя ее функционированию посредством выполняемых функций, но не представляя собой непосредственно саму политику, политическая культура отражает представление граждан о политической системе и ее субъектах, роли личности в данной политической системе, кроме того, политическая культура выступает во взаимосвязи гражданина и государства.Согласно Конституции РФ, действие и направленность политической культуры современного российского государства зависит от граждан, что обуславливает требования к формированию высокого уровня политико-культурной образованности личности. Развитие политической культуры личности предусматривает равномерное оптимальное развитие политического сознания личности, характеризующееся представлениями о политической системе и ее элементах, личностную роль в ней, и образцы политического поведения, представляющее собой реальные действия в политической сфере, обусловленные политическими интересами и ценностями личности.
Таким образом, термин «политическая культура» весьма объемен по своей сущности, что затрудняет процесс понимания понятия. В случае однобокого осознания сущности политической культуры, понятие неосознанно подменяется, что влечет за собой его неверное применение в практической деятельности, и как следствие, возможны недопонимания, ведущие к различным конфликтам в обществе.
Исследовав ряд работ современных политологов, мы приходим к утверждению о том, что термин «политическая культура» включает в себя множество понятий из правовой, духовной и социальной сфер, например, «правовой статус личности», «права и обязанности человека и гражданина», «деятельность», «культура», «социализация» и др. Это в свою очередь позволило нам прийти к выводу о том, что формирование понятия «политическая культура» на уроках обществознания содействует процессу политической социализации обучающихся.
В результате исследования, мы определили, что важное значение имеет в процессе формирования высокого уровня политической культуры умение обучающихся работать с документами, в частности с правовыми, в процессе изучения теоретического материала, а также умение воспроизводить изученный теоретический материал в процессе решения творческих практических задач, что способствует оптимальному развитию политико-правового сознания и поведения обучающихся в рамках процесса социализации.Школьные учебники по обществознанию, являясь базовым компонентом обучения, за 5 - 11 класс авторов Л. Н. Боголюбова и Г. А. Бордовского формируют политическую культуру школьников на протяжении всего предметного курса, соблюдая последовательность и научность представленного учебного материала. Это позволяет оптимизировать процесс обучения обществознанию - задания усложняются постепенно и присутствует логическая связь с ранее изученным материалом, обеспечивая понимание обучающимися курса в целом.
В результате сравнения представленного учебного материала в учебниках за 5 - 11 класс данных авторов, нами было выявлено несколько несущественных различий. Параграфы в линейке учебников под редакцией Л. Н. Боголюбова объемнее, чем в учебниках под редакцией Г. А. Бордовского. Кроме того, коллектив авторов под редакцией Л. Н. Бордовского систематизирует информацию параграфов посредством представления в конце краткого словаря базисных терминов, встречающихся в тексте. Авторы используют элементы проблемного обучения, что позволяет активизировать мыслительную деятельность обучающихся на уроке, связать логически все его этапы, например, постановка проблемы в форме цитат известных зарубежных и отечественных деятелей науки и культуры.
Однако в рамках учебников по обществознанию, рекомендуемых для использования в образовательном процессе Федеральным перечнем учебников, представлено незначительное количество заданий и вопросов, направленных на обеспечение эффективной творческой работы с нормативно-правовыми документами и умения применять усвоенные теоретические знания в процессе решения практических задач, что нарушает принцип связи теории и практики в процессе обучения.
В процессе экспериментального исследования нами была разработана и реализована программа, которая способствовала формированию высокого уровня политической культуры обучающихся экспериментальной группы. Взаимосвязь исследования информативного, эмоционального и поведенческих аспектов политической культуры школьников позволили нам сделать вывод об имеющемся на данный момент уровне сформированности политикокультурной образованности обучающихся, и исходя из результатов, выработать программу его повышения. Программа учитывала все три аспекта исследования, позволяя всесторонне развивать политико-культурный аспект знаний и умений школьников. Взаимосвязь трех компонентов позволила обеспечить оптимальные результаты обучение в процессе реализации программы.
Большая часть обучающихся экспериментальной группы овладели высоким уровнем знаний о государстве, его политических институтах, способах их функционирования, символике государства и ее важности, а также теоретически и практически освоили формы взаимодействия граждан и государственного механизма власти.Данный вид работы составил информационный блок исследования.
В рамках деятельностного аспекта формирования политической и культурной грамотности учащиеся осознали важность стремления к осведомленности об актуальных событиях политической окружающей действительности, а также выстраивать логическую связь с событиями прошлого. Заметно повысилось стремление совершенствовать имеющиеся знания, важный приоритет при этом отдавая анализу и дифференциации усваиваемой информации. Сдвиги в положительную сторону замечены в вопросах толерантности и умении аргументации в отстаивании собственного мнения. Повысилось стремление и желание осознанного участия школьников в работе школьных организаций самоуправления.
Эмоциональный уровень политической культуры также повысился. Характеризуется данное утверждение тем, что учащиеся активнее интересуются происходящими событиями в стране и за рубежом, при этом присутствует здоровая критика в адрес тех или иных решений в рамках политического процесса государства. Причем критика возможна как положительная, так и отрицательная. Количество обучающихся, проявляющих аргументированное собственное согласие или несогласие с решением той или иной политической ситуации, значительно возросло. Повысилось количество учащихся, осознающих важность участия в политике в рамках законных средств и возможностей.
По итогам данных исследования на контрольном этапе,намеченные задачи были выполнены, что помогло нам достичь поставленной цели, то есть способствовать формированию высокого уровня политической культуры школьников путем использования документов и наглядно - практических форм и методов работы в процессе обучения обществознанию.
Гипотеза, заключавшаяся в том, что процесс формирования политической культуры обучающихся среднего и старшего звена будет эффективнее, если использовать творческие рационально-коммуникативные формы работы на занятиях, в процессе исследования была подтверждена.
Являясь базовым элементом политической системы общества и способствуя ее функционированию посредством выполняемых функций, но не представляя собой непосредственно саму политику, политическая культура отражает представление граждан о политической системе и ее субъектах, роли личности в данной политической системе, кроме того, политическая культура выступает во взаимосвязи гражданина и государства.Согласно Конституции РФ, действие и направленность политической культуры современного российского государства зависит от граждан, что обуславливает требования к формированию высокого уровня политико-культурной образованности личности. Развитие политической культуры личности предусматривает равномерное оптимальное развитие политического сознания личности, характеризующееся представлениями о политической системе и ее элементах, личностную роль в ней, и образцы политического поведения, представляющее собой реальные действия в политической сфере, обусловленные политическими интересами и ценностями личности.
Таким образом, термин «политическая культура» весьма объемен по своей сущности, что затрудняет процесс понимания понятия. В случае однобокого осознания сущности политической культуры, понятие неосознанно подменяется, что влечет за собой его неверное применение в практической деятельности, и как следствие, возможны недопонимания, ведущие к различным конфликтам в обществе.
Исследовав ряд работ современных политологов, мы приходим к утверждению о том, что термин «политическая культура» включает в себя множество понятий из правовой, духовной и социальной сфер, например, «правовой статус личности», «права и обязанности человека и гражданина», «деятельность», «культура», «социализация» и др. Это в свою очередь позволило нам прийти к выводу о том, что формирование понятия «политическая культура» на уроках обществознания содействует процессу политической социализации обучающихся.
В результате исследования, мы определили, что важное значение имеет в процессе формирования высокого уровня политической культуры умение обучающихся работать с документами, в частности с правовыми, в процессе изучения теоретического материала, а также умение воспроизводить изученный теоретический материал в процессе решения творческих практических задач, что способствует оптимальному развитию политико-правового сознания и поведения обучающихся в рамках процесса социализации.Школьные учебники по обществознанию, являясь базовым компонентом обучения, за 5 - 11 класс авторов Л. Н. Боголюбова и Г. А. Бордовского формируют политическую культуру школьников на протяжении всего предметного курса, соблюдая последовательность и научность представленного учебного материала. Это позволяет оптимизировать процесс обучения обществознанию - задания усложняются постепенно и присутствует логическая связь с ранее изученным материалом, обеспечивая понимание обучающимися курса в целом.
В результате сравнения представленного учебного материала в учебниках за 5 - 11 класс данных авторов, нами было выявлено несколько несущественных различий. Параграфы в линейке учебников под редакцией Л. Н. Боголюбова объемнее, чем в учебниках под редакцией Г. А. Бордовского. Кроме того, коллектив авторов под редакцией Л. Н. Бордовского систематизирует информацию параграфов посредством представления в конце краткого словаря базисных терминов, встречающихся в тексте. Авторы используют элементы проблемного обучения, что позволяет активизировать мыслительную деятельность обучающихся на уроке, связать логически все его этапы, например, постановка проблемы в форме цитат известных зарубежных и отечественных деятелей науки и культуры.
Однако в рамках учебников по обществознанию, рекомендуемых для использования в образовательном процессе Федеральным перечнем учебников, представлено незначительное количество заданий и вопросов, направленных на обеспечение эффективной творческой работы с нормативно-правовыми документами и умения применять усвоенные теоретические знания в процессе решения практических задач, что нарушает принцип связи теории и практики в процессе обучения.
В процессе экспериментального исследования нами была разработана и реализована программа, которая способствовала формированию высокого уровня политической культуры обучающихся экспериментальной группы. Взаимосвязь исследования информативного, эмоционального и поведенческих аспектов политической культуры школьников позволили нам сделать вывод об имеющемся на данный момент уровне сформированности политикокультурной образованности обучающихся, и исходя из результатов, выработать программу его повышения. Программа учитывала все три аспекта исследования, позволяя всесторонне развивать политико-культурный аспект знаний и умений школьников. Взаимосвязь трех компонентов позволила обеспечить оптимальные результаты обучение в процессе реализации программы.
Большая часть обучающихся экспериментальной группы овладели высоким уровнем знаний о государстве, его политических институтах, способах их функционирования, символике государства и ее важности, а также теоретически и практически освоили формы взаимодействия граждан и государственного механизма власти.Данный вид работы составил информационный блок исследования.
В рамках деятельностного аспекта формирования политической и культурной грамотности учащиеся осознали важность стремления к осведомленности об актуальных событиях политической окружающей действительности, а также выстраивать логическую связь с событиями прошлого. Заметно повысилось стремление совершенствовать имеющиеся знания, важный приоритет при этом отдавая анализу и дифференциации усваиваемой информации. Сдвиги в положительную сторону замечены в вопросах толерантности и умении аргументации в отстаивании собственного мнения. Повысилось стремление и желание осознанного участия школьников в работе школьных организаций самоуправления.
Эмоциональный уровень политической культуры также повысился. Характеризуется данное утверждение тем, что учащиеся активнее интересуются происходящими событиями в стране и за рубежом, при этом присутствует здоровая критика в адрес тех или иных решений в рамках политического процесса государства. Причем критика возможна как положительная, так и отрицательная. Количество обучающихся, проявляющих аргументированное собственное согласие или несогласие с решением той или иной политической ситуации, значительно возросло. Повысилось количество учащихся, осознающих важность участия в политике в рамках законных средств и возможностей.
По итогам данных исследования на контрольном этапе,намеченные задачи были выполнены, что помогло нам достичь поставленной цели, то есть способствовать формированию высокого уровня политической культуры школьников путем использования документов и наглядно - практических форм и методов работы в процессе обучения обществознанию.
Гипотеза, заключавшаяся в том, что процесс формирования политической культуры обучающихся среднего и старшего звена будет эффективнее, если использовать творческие рационально-коммуникативные формы работы на занятиях, в процессе исследования была подтверждена.
Подобные работы
- Формирование политической культуры старшеклассников в современной школе (на примере школ г. Красноярска)
Магистерская диссертация, педагогика. Язык работы: Русский. Цена: 4700 р. Год сдачи: 2020 - ОРГАНИЗАЦИОННО-ПЕДАГОГИЧЕСКИЕ УСЛОВИЯ ФОРМИРОВАНИЯ ПОЛИТИЧЕСКОЙ КУЛЬТУРЫ ОБУЧАЮЩИХСЯ В ОБРАЗОВАТЕЛЬНОМ
УЧРЕЖДЕНИИ
Бакалаврская работа, психология. Язык работы: Русский. Цена: 4730 р. Год сдачи: 2020 - ФОРМИРОВАНИЕ ПОНЯТИЯ "ПОЛИТИЧЕСКИЙ ЛИДЕР" КАК ФАКТОР ПОЛИТИЧЕСКОЙ СОЦИАЛИЗАЦИИ ШКОЛЬНИКОВ
Дипломные работы, ВКР, педагогика. Язык работы: Русский. Цена: 6300 р. Год сдачи: 2018 - Использование личного социального опыта старшеклассников при обучении обществознанию
Диссертация , педагогика. Язык работы: Русский. Цена: 5700 р. Год сдачи: 2005 - ФОРМИРОВАНИЕ ГРАЖДАНСКОГО САМОСОЗНАНИЯ ШКОЛЬНИКОВ В ПРОЦЕССЕ ОБУЧЕНИЯ ИСТОРИИ В РОССИИ И США
Дипломные работы, ВКР, педагогика. Язык работы: Русский. Цена: 6300 р. Год сдачи: 2018 - Рефлексия и актуализация духовно-нравственных ценностей общества в процессе обучения
Магистерская диссертация, педагогика. Язык работы: Русский. Цена: 5700 р. Год сдачи: 2019 - ДЕЛОВЫЕ ИГРЫ В ФОРМИРОВАНИИ ЗНАНИЙ О
МЕХАНИЗМЕ ГОСУДАРСТВА У СТАРШЕКЛАССНИКОВ В ПРОЦЕССЕ ОБУЧЕНИЯ ОБЩЕСТВОЗНАНИЮ
Дипломные работы, ВКР, история . Язык работы: Русский. Цена: 4900 р. Год сдачи: 2019 - ИЗУЧЕНИЕ ПРОБЛЕМЫ ХОЛОКОСТА В КУРСЕ ИСТОРИИ РОССИИ В 9
КЛАССЕ
Дипломные работы, ВКР, история . Язык работы: Русский. Цена: 4760 р. Год сдачи: 2017 - РАЗВИТИЕ ГРАЖДАНСКИХ КАЧЕСТВ УЧАЩИХСЯ В ПРОЦЕССЕ ОСВОЕНИЯ РЕЛИГИОВЕДЧЕСКИХ ЗНАНИЙ В КУРСАХ ИСТОРИИ И ОБЩЕСТВОЗНАНИЯ
Диссертации (РГБ), педагогика. Язык работы: Русский. Цена: 500 р. Год сдачи: 2002



