Введение
I. Теоретические аспекты формирования политической культуры
школьников в процессе обучения обществознанию
1.1. Понятие, функции и типы политической культуры 8
1.2. Уроки обществознания как фактор политической социализации
обучающихся 19
Выводы по I главе 36
II. Экспериментальное исследование формирования политической культуры школьников в процессе обучения обществознанию
2.1. Организация выборки и описание методик исследования
формирования политической культуры школьников 37
2.2. Реализация программы формирующего этапа экспериментального
исследования 43
2.3. Анализ и интерпретация результатов контрольного этапа
экспериментального исследования 57
Выводы по II главе 62
Заключение 63
Список использованной литературы
Актуальность исследования. Формирование политической культуры школьников в рамках обществоведческого курса является актуальной проблемой современной школы.
Федеральный государственный образовательный стандарт основного общего и среднего общего образования призван обеспечить всестороннее развитие личности, ее направленность на активное и сознательное участие, основанного на уважении закона и правопорядка, в общественной и государственной жизни за счет повышения уровня политической и правовой культуры.
Формирование высокого уровня политической культуры школьников необходимо в условиях современного развития государства, функционирующего на принципах правового государства, базисным элементом которого выступает развитое гражданское общество, где возрастает роль гражданских институтов. Демократические принципы развития государственности предоставляют возможность участия граждан в политических процессах, от которых зависит развитие правовых основ, что обуславливает высокие требования к политическим знаниям, убеждениям и поведению граждан.
Но вместе с этим в последние годы стала острой проблема непонимания и нежелания политического участия граждан, вызванная неосведомленностью населения о политических процессах и рядом других причин, что порождает напряженную обстановку в обществе и, как следствие, назревание конфликтов.
Степень разработанности проблемы. Теоретические аспекты становления и сущности политической культуры рассматриваются в работах отечественных политологов (К. С. Гаджиев, Э. Я. Баталов) и зарубежных (Г. Алмонд, С. Верба). Педагогические условия формирования политической культуры посредством работы учащихся с документами и понятиями, а также педагогические рекомендации при подготовке учителя к уроку обществознания, вносят весомый вклад в процессе формирования высокого уровня политической культуры школьников (И. А. Тютькова, Л. Н. Боголюбов).
Проблема исследования нами определена следующим образом: каковы методы и условия процесса формирования политической культуры, обучающихся на уроках обществознания.
Из данной проблемы выявляются противоречия между:
• реальными потребностями общества в формировании личности учащегося, имеющий высокую степень политико - культурных знаний и умений и недостаточным уровнем политического сознания и сформированностью умений и навыков политических действий;
• существующей информационной базой учебных пособий в процессе формирования и развития политико - правового мышления учащихся и отсутствие четких педагогических требований к способам его формирования.
Объект исследования: формирование политической культуры школьников.
Предмет исследования: процесс и результат формирования политической культуры школьников в процессе обучения обществознанию.
Цель исследования: разработать и апробировать программу формирования политической культуры школьников в процессе обучения обществознанию.
Гипотеза исследования: формирование политической культуры обучающихся будет эффективнее, если:
- структурировать и обобщить информационные ресурсы обучения курса обществознания и на их основе выявить логические приемы и методы работы;
- создать условия реализации педагогических приемов и методов в процессе учебной деятельности, позволяющих повысить уровень политического сознания обучающихся;
- разработать вопросы и задания, имеющие рационально - коммуникативную специфику, позволяющие усвоить обучающимся элементы политической культуры;
- обеспечить осуществление современных творческих форм деятельности в процессе обучения обществознанию в целях формирования высокого политико-правового сознания, умений и навыков обучающихся в практической деятельности.
Для достижения поставленной цели и проверки гипотезы были определены следующие задачи:
1. Раскрыть теоретические особенности понятия «политическая культура».
2. Выявить элементы политической культуры, изучаемые в рамках школьного курса обществознания.
3. Разработать и внедрить в образовательный процесс программу формирования политической культуры школьников в процессе обучения обществознанию.
Теоретико-методологическую основу исследования составили труды: по теории научного познания (Б.М. Кедров,М.Н. Алексеев,П.В. Копнин,); концепции развития мышления у обучающихся (А.В. Брушлинский, К.А. Абдульханова-Славская,А.Н. Леонтьев, Л.С. Выготский, С.Л. Рубинштейн); по развитию умения самостоятельной работы обучающихся (развивающее обучение) (В.В. Давыдов, Л.В. Занков), по теории проблемного обучения (А.М. Матюшкин, Д.В. Вилькеев, М.И. Махмутов); компетентностному подходу в образовательном процессе (В.И. Андреев, А.А. Вербицкий, А.М. Новиков, И.А. Зимняя, А.К. Маркова, А.В. Хуторской); по теории коммуникативно обучения (И. Пассов); по теории содержания образования (В.В. Давыдов, Ю.К. Бабанский, В.П. Беспалько, Н.Ф. Талызина, В.С. Леднев)
Для решения намеченных задач нами применялись методы: теоретические (изучение политической, правовой, методической, психолого-педагогической литературы по проблеме исследования); эмпирические (тестирование, ознакомление с педагогической документацией, продуктами деятельности учащихся); экспериментальные (констатирующий, формирующий и контрольный этапы педагогического эксперимента).
Научная новизна и теоретическая значимость исследования заключаются в следующем: определена сущность формирования политической культуры школьников в процессе обучения обществознанию; выявлены и экспериментально проверены педагогические условия формирования политической культуры учащихся в процессе обучения обществознанию; систематизированы теоретические подходы формирования политической культуры школьников.
Практическая значимость данного исследования заключается в том, что представленные результаты работы могут быть использованы педагогами при подготовке уроков и внеклассных мероприятий обществоведческого курса по теме «Политическая культура», а также для формирования элективных курсов по обществознанию; в качестве дополнительной подготовки обучающихся выпускных классов к ОГЭ и ЕГЭ; методистами в ходе подготовки учебно-методического комплекса повышения эффективности образовательного процесса и формирования политической культуры обучающихся в процессе обучения обществознанию.
Экспериментальная база исследования. Исследование проводилось с сентября 2017 по апрель 2018 года на базе МБОУ «Лицей №78 «Фарватер» Приволжского района г. Казани. В процессе работы было исследовано 50 обучающихся двух 9 классов.
Апробация работы.Результаты данного исследования были представлены на Итоговой научно - образовательной конференции студентов Казанского Федерального Университета Института международных отношений, истории и востоковедения 9 апреля 2018 в форме выступления на конференции со статьей «Формирование политической культуры обучающихся в современном курсе обществознания» в секции «Методика преподавания истории и обществознания».
Работа имеет следующую структуру: введение, две главы, каждая из которых содержит в себе два и три параграфа соответственно, выводы по каждой главе, список использованных литературы и источников, приложения. Общий объем 98 страниц.
Во введении обоснована актуальность исследуемой проблемы, характеризуется степень ее разработанности, определяются предмет и объект, цели и задачи данного исследования, указывается ее практическая значимость и основы экспериментального исследования.
В главе«Теоретические аспекты формирования политической культуры школьников в процессе обучения обществознанию» раскрываются теоретические аспекты политической культуры: определяются сущность, типы и функции политической культуры, определяется место и содержание темы «политическая культура» в современном школьном курсе обществознания.
Вторая глава «Экспериментальное исследование формирования политической культуры школьников в процессе обучения обществознанию» представляет собой практические аспекты в форме экспериментального исследования формирования политической культуры школьников в процессе обучения обществознания: в ходе констатирующего эксперимента определялся уровень политической культуры учащихся двух 9 классов МБОУ «Лицей №78 «Фарватер» Приволжского района г. Казани; на формирующем этапе нами составлена и реализована программа повышения уровня политической культуры обучающихся; в результате контрольного эксперимента определены итоги реализованной нами программы по повышению уровня политической культуры обучающихся.
Выводы по каждой главе отражают в себе основные положения представленных глав и содержащихся в них параграфов.
В заключении приводятся основные выводы исследования.
Таким образом, проведенное исследование позволяет утверждать об актуальности проблемы формирования политической культуры школьников в процессе обучения обществознанию.
Являясь базовым элементом политической системы общества и способствуя ее функционированию посредством выполняемых функций, но не представляя собой непосредственно саму политику, политическая культура отражает представление граждан о политической системе и ее субъектах, роли личности в данной политической системе, кроме того, политическая культура выступает во взаимосвязи гражданина и государства.Согласно Конституции РФ, действие и направленность политической культуры современного российского государства зависит от граждан, что обуславливает требования к формированию высокого уровня политико-культурной образованности личности. Развитие политической культуры личности предусматривает равномерное оптимальное развитие политического сознания личности, характеризующееся представлениями о политической системе и ее элементах, личностную роль в ней, и образцы политического поведения, представляющее собой реальные действия в политической сфере, обусловленные политическими интересами и ценностями личности.
Таким образом, термин «политическая культура» весьма объемен по своей сущности, что затрудняет процесс понимания понятия. В случае однобокого осознания сущности политической культуры, понятие неосознанно подменяется, что влечет за собой его неверное применение в практической деятельности, и как следствие, возможны недопонимания, ведущие к различным конфликтам в обществе.
Исследовав ряд работ современных политологов, мы приходим к утверждению о том, что термин «политическая культура» включает в себя множество понятий из правовой, духовной и социальной сфер, например, «правовой статус личности», «права и обязанности человека и гражданина», «деятельность», «культура», «социализация» и др. Это в свою очередь позволило нам прийти к выводу о том, что формирование понятия «политическая культура» на уроках обществознания содействует процессу политической социализации обучающихся.
В результате исследования, мы определили, что важное значение имеет в процессе формирования высокого уровня политической культуры умение обучающихся работать с документами, в частности с правовыми, в процессе изучения теоретического материала, а также умение воспроизводить изученный теоретический материал в процессе решения творческих практических задач, что способствует оптимальному развитию политико-правового сознания и поведения обучающихся в рамках процесса социализации.Школьные учебники по обществознанию, являясь базовым компонентом обучения, за 5 - 11 класс авторов Л. Н. Боголюбова и Г. А. Бордовского формируют политическую культуру школьников на протяжении всего предметного курса, соблюдая последовательность и научность представленного учебного материала. Это позволяет оптимизировать процесс обучения обществознанию - задания усложняются постепенно и присутствует логическая связь с ранее изученным материалом, обеспечивая понимание обучающимися курса в целом.
В результате сравнения представленного учебного материала в учебниках за 5 - 11 класс данных авторов, нами было выявлено несколько несущественных различий. Параграфы в линейке учебников под редакцией Л. Н. Боголюбова объемнее, чем в учебниках под редакцией Г. А. Бордовского. Кроме того, коллектив авторов под редакцией Л. Н. Бордовского систематизирует информацию параграфов посредством представления в конце краткого словаря базисных терминов, встречающихся в тексте. Авторы используют элементы проблемного обучения, что позволяет активизировать мыслительную деятельность обучающихся на уроке, связать логически все его этапы, например, постановка проблемы в форме цитат известных зарубежных и отечественных деятелей науки и культуры.
Однако в рамках учебников по обществознанию, рекомендуемых для использования в образовательном процессе Федеральным перечнем учебников, представлено незначительное количество заданий и вопросов, направленных на обеспечение эффективной творческой работы с нормативно-правовыми документами и умения применять усвоенные теоретические знания в процессе решения практических задач, что нарушает принцип связи теории и практики в процессе обучения.
В процессе экспериментального исследования нами была разработана и реализована программа, которая способствовала формированию высокого уровня политической культуры обучающихся экспериментальной группы. Взаимосвязь исследования информативного, эмоционального и поведенческих аспектов политической культуры школьников позволили нам сделать вывод об имеющемся на данный момент уровне сформированности политикокультурной образованности обучающихся, и исходя из результатов, выработать программу его повышения. Программа учитывала все три аспекта исследования, позволяя всесторонне развивать политико-культурный аспект знаний и умений школьников. Взаимосвязь трех компонентов позволила обеспечить оптимальные результаты обучение в процессе реализации программы.
Большая часть обучающихся экспериментальной группы овладели высоким уровнем знаний о государстве, его политических институтах, способах их функционирования, символике государства и ее важности, а также теоретически и практически освоили формы взаимодействия граждан и государственного механизма власти.Данный вид работы составил информационный блок исследования.
В рамках деятельностного аспекта формирования политической и культурной грамотности учащиеся осознали важность стремления к осведомленности об актуальных событиях политической окружающей действительности, а также выстраивать логическую связь с событиями прошлого. Заметно повысилось стремление совершенствовать имеющиеся знания, важный приоритет при этом отдавая анализу и дифференциации усваиваемой информации. Сдвиги в положительную сторону замечены в вопросах толерантности и умении аргументации в отстаивании собственного мнения. Повысилось стремление и желание осознанного участия школьников в работе школьных организаций самоуправления.
Эмоциональный уровень политической культуры также повысился. Характеризуется данное утверждение тем, что учащиеся активнее интересуются происходящими событиями в стране и за рубежом, при этом присутствует здоровая критика в адрес тех или иных решений в рамках политического процесса государства. Причем критика возможна как положительная, так и отрицательная. Количество обучающихся, проявляющих аргументированное собственное согласие или несогласие с решением той или иной политической ситуации, значительно возросло. Повысилось количество учащихся, осознающих важность участия в политике в рамках законных средств и возможностей.
По итогам данных исследования на контрольном этапе,намеченные задачи были выполнены, что помогло нам достичь поставленной цели, то есть способствовать формированию высокого уровня политической культуры школьников путем использования документов и наглядно - практических форм и методов работы в процессе обучения обществознанию.
Гипотеза, заключавшаяся в том, что процесс формирования политической культуры обучающихся среднего и старшего звена будет эффективнее, если использовать творческие рационально-коммуникативные формы работы на занятиях, в процессе исследования была подтверждена.
1. Абульханова-Славская, К. А. О путях построения типологии личности / К.
A. Абульханова-Славская // Психологический журнал. - 1983. - №1. - С. 19.
2. Алексеев М. Н. Диалектическая логика / М. Н. Алексеев. - М. : высшая школа, 1960. - 151 с.
3. Алмонд, Г. Гражданская культура. Политические установки и демократия в пяти странах / Г. Алмонд, С. Верба. - М. : Мысль, 2014. - 500 с.
4. Алмонд, Г. Сравнительная политология сегодня. Мировой обзор / Г. Алмонд, С. Верба. - М. : Аспект - Пресс, 2002. - 537 с.
5. Алмонд, Г.А., Верба С. Гражданская культура. Подход к изучению политической культуры // Полития. - 2010. - № 2 (57). - С. 122 - 144.
6. Андреев, В. И. Педагогическая эвристика для творческого саморазвития, многомерного мышления и мудрости / В. И. Андреев. - К. : Центр инновационных технологий, 2015. - 288 с.
7. Балынин, И.В. Оценка политической культуры российской молодежи / И.
B. Балынин // Социодинамика. - 2015. - № 6. - С.1 - 19.
8. Бабанский, Ю. К. Оптимизация процесса обучения / Ю. К. Бабанский. М. : Просвещение, 1977. - 256 с.
9. Барабанов В.В. Обществознание: мир человека: 6 класс: учебник для общеобразовательных организаций / В.В. Барабанов, И.П. Насонова, Г.А. Бордовский. - М.: Вентана-Граф, 2014. - 192 с.
10. Беспалько, В.П. Слагаемые педагогической технологии / В. П. Беспалько. - М. : Просвещение, 1989. - 192 с.
11. Борисенков, А.А. Политическая культура: сущность, виды и закон / А. А. Борисенков // Вопросы политологии. - 2014. - № 4 (16). - С. 7 - 16.
12. Брушлинский, А. В. Субъект: мышление, учение, воображение / А. В. Брушлинский. - М. : Институт практической психологии, 1996. - 392 с.
13. Вербицкий, А. А. Компетентностный подход и теория контекстного обучения / А. А. Вербицкий. - М. : Исследовательский центр проблем качества подготовки специалистов, 2004. - 84 с.
14. Выготский, Л. С. Собрание сочинений в шести томах. /Под ред. В. В. Давыдова. - М. : Педагогика, 1982. - Т.2. - 504 с.
15. Вятр, Е. Социология политических отношений / Е. Вятр. - М. : Просвещение. - 1979. - 464 с.
16. Гердер, И. Г. Идеи к философии истории человечества / Под ред. А. В. Михайлова. - М. : Наука,1977. - 705 с.
17. Давыдов, В. В. О понятии развивающего обучения. / В. В. Давыдов. - Томск : ПЕЛЕНГ, 1995. - 142 с.
18. Диалектика и логика. Законы мышления / Б. Кедров, В. Копнин, П. Таванец, Н. Карабанов, В. Лекторский. - М. : Издательство Академии наук СССР, 1982. - 337 с.
19. ИващенкоА. В. Политическая культура учащихся в современном российском обществе / А. В. Иващенко, И. А. Тютькова // Вестник РУДН. - 2009. - №2 - С. 60 - 72.
20. Карпова, Н.В. Политическая культура как структурный элемент механизма функционирования политических систем // Вестник Московского университета, 2016. - №1. - С. 182 -199.
21. Клочкова, И. Н. Государственные символы России. История и современность. 7 - 9 классы. Занятия, праздники, игры / И. Н. Клочкова. - М. : Учитель, 2017. - 168 с.
22. Конституция Российской Федерации: текст с последними изменениями и дополнениями на 2018 год. - М. : Издательство АСТ, 2018. - 32 с.
23. Корнева, Т. Внеклассные мероприятия по обществознанию. 8 - 11 класс / Т. Корнева. - М. : Глобус, 2008. - 256 с.
24. Леднев, В. С. Научное образование / В. С. Леднев. - М. : МГАУ, 2002. - 117 с.
25. Ленин, В. И. Речь на Всероссийском совещании политпросветов
губернских и уездных отделов народного образования / В. И. Ленин // Полное собрание сочинений. - М. : Издательство политической литературы, 1981. - Т. 41. - С. 399 - 408.
26. Леонтьев, А. Н. Деятельность. Сознание. Личность / А. Н. Леонтьев. - М. : Политиздат, 1975. -131 с.
27. Маркова, А.К. Психология профессионализма / А. К. Маркова. - М. : Международный гуманитарный фонд Знание, 1996. - 312 с.
28. Матюшкин, А. М. Психология мышления / А. М. Матюшкин.- М. : КДУ,2009. - 190 с.
29. Махмутов, М. И. Организация проблемного обучения в школе / М. И. Махмутов. - М. : Просвещение, 1977. - 240 с.
30. Мельников, А. П. Политическая культура в жизни общества / А. П. Мельников. - Минск : БГУ, 2011. - 262 с.
31. Насонова И.П. Обществознание: экономика вокруг нас: 9 класс: учебник для общеобразовательных организаций / И.П. Насонова; под общ. ред. акад.Г.А. Бордовского. - М.: Вентана-Граф, 2016. - 192 с.
32. Новиков, А.М. Профессиональное образование в России / А. М. Новиков. - М. : ИЦПНПО РАО, 1997. - 254 с.
33. О природе мышления и его составе / С.Л. Рубинштейн // Психология мышления / Ю.Б. Гиппенрейтер, В.Ф. Спиридонов, М.В. Фаликман. - Издание 2-е, переработанное и дополненное. - М. :Астрель, 2008. - С. 111 - 114.
34. Обществознание. 10 класс: учеб. для общеобразоват. организаций: базовый уровень / Л. Н. Боголюбов, Ю.А. Аверьянов, А.В. Белявский. - М.: Просвещение, 2014. — 350 с.
35. Обществознание. 11 класс: учеб. для общеобразоват. организаций / Л. Н. Боголюбов, А. Ю. Лазебникова, А. Т. Кинкулькин. - М.: Просвещение,2014. — 432 с.
36. Обществознание. 11 класс: учеб. для общеобразоват. организаций: базовый уровень / Л. Н. Боголюбов, Н.И. Городецкая, Л.Ф. Иванова. - М.: Просвещение, 2014. — 335 с.
37. Обществознание. 5 класс: учеб. для общеобразоват. учреждений / Л. Н. Боголюбов, Н.Ф. Виноградова, Н.И. Городецкая, Л.Ф. Иванова. - М.: Просвещение, 2013. — 127 с.
38. Обществознание. 6 класс: учеб. для общеобразовательных учреждений / Н.Ф. Виноградова, Н.И. Городецкая, Л.Ф. Иванова, Л.Ф. Иванова. - М.: Просвещение, 2012. - 111 с.
39. Обществознание. 7 класс: учеб. для общеобразовательных учреждений / Л.Н. Боголюбов, Н.И. Городецкая, Л.Ф. Иванова. - М.: Просвещение, 2013. - 159 с.
40. Обществознание. 8 класс: учеб. для общеобразовательных организаций / Н.Ф. Виноградова, Н.И. Городецкая, Л.Ф. Иванова, Л.Н. Боголюбов. - М.: Просвещение, 2014. - 255 с.
41. Обществознание. 9 класс: учеб. для общеобразоват. организаций (базовый уровень) / Л. Н. Боголюбов, А.И. Матвеев, Е.И. Жильцова. - М.: Просвещение, 2014. — 208 с.
42. Обществознание: 11 класс: базовый уровень: учебник для
общеобразовательных организаций: базовый уровень / А.В. Воронцов, Г.Э. Королева, С.А. Наумова, Г.А. Бордовский. - М.: Вентана-Граф, 2015. - 320 с.
43. Обществознание: учебник: 10 класс: базовый уровень / О.Б. Соболева, С.Г. Кошкина, С.Н. Малявин, Г.А. Бордовский. - М.: Вентана-Граф, 2013. - 256 с.
44. Орлов, И. Б. Политическая культура России ХХ века / И. Б. Орлов. - М. : Аспект Пресс, 2008. - 223 с.
45. Пассов, Е. И. Коммуникативность обучения - в практику школы / Е.И. Пассов. - М. : Просвещение, 1985. - 126 с.
46. СелезневаА. В. Политические представления российских школьников в контексте гражданского воспитания и формирования политической культуры / А. В. Селезнева // Ценности и смыслы. - 2012. - № 3 (19). - С. 113 - 119.
47. Смирнов, С. А. Педагогика. Педагогические теории, системы, технологии /
С. А. Смирнов. - М. : Академия, 2000. - 282 с.
48. Соболева О.Б. Обществознание: введение в обществознание: 5 класс: учебник для общеобразовательных организаций / О.Б. Соболева, О.В. Иванов, Г.А. Бордовский. - М.: Вентана-Граф, 2012. - 144 с.
49. Соболева О.Б. Обществознание: право в жизни человека, общества и государства: 8 класс: учеб. для общеобразовательных организаций / О.Б. Соболева, Р.П. Корсун, Г.А. Бордовский. - М.: Вентана-Граф, 2014. - 224 с.
50. Соболева О.Б. Обществознание: человек в обществе: 7 класс: учеб. для общеобразовательных организаций / О.Б. Соболева, Р.П. Корсун, Г.А. Бордовский. - М. :Вентана-Граф, 2015. - 208 с.
51. Соловьева, М. А. Развитие представлений о феномене политической культуры / М. А. Соловьева // Новейшая история России. - 2012. - № 1. - С. 35 - 50.
52. Сорокина, Е. Н. Обществознание. 9 класс. Рабочая программа к УМК Л.Н. Боголюбова / Е. Н. Сорокина. - М. :Вако, 2018. - 32 с.
53. Струве, П. Б. В чем же истинный национализма? / П. Б. Струве // На разные темы (1893-1901 гг.). - СПб. : Типография А. Е. Колпинского. - 1902. - С. 525 - 525.
54. Сулейманов, Т. Ф. Функции политической культуры и ее типология / Т. Ф. Сулейманов // Вестник БИСТ. - 2014. - № 2. - С. 56 - 66.
55. Талызина, Н. Ф. Усвоение научных понятий в школе / Н. Ф. Талызина. - М. :Юрайт, 2018. - 114 с.
56. Тютькова, И. А. Политическая культура школьника: понятие, особенности и функции / И. А. Тютькова // Вестник РУДН. - 2004. - № 2. - С. 278 - 283.
57. Усикова, Л.С. Политическая культура / Л. С. Усикова // Вестник МГГУ им. М. А. Шолохова. - 2010. - С. 90 -101.
58. Халбашкеев, А.В. Политическая культура как научная категория / А.В. Халбашкеев // Вестник БГУ. - 2013. - № 6. - С. 124 - 129.
59. Хорошкевич, Н. Г. История изучения политической культуры на втором этапе развития русской социологии / Н. Г. Хорошкевич // Успехи современной науки и образования. - 2016. - № 11. - Т. 4. - С. 146 - 150.
60. Шестопал, Е. Б. Политическая психология / Е. Б. политическая психология. - М. : ИНФРА - М, 2002. - 304 с.
Электронные ресурсы
1. Азиз Л. В. Дидактическая система развивающего обучения Л.В. Занкова
[Электронный ресурс] / Л. В. Азиз //Новые технологии в начальной школе. -
2011. - Режим доступа: https://nsportal.ru/blog/nachalnaya-
shkola/all/2011/05/13/didakticheskaya-sistemarazvivayushchego-obucheniya-lv- zankova
2. Закон РФ от 27.12.1991 N 2124-1 (ред. от 18.04.2018) "О средствах массовой информации" [Электронный ресурс] / Режим доступа: http://www.consultant.ru/document/cons_doc_LAW_1511/
3. Зимняя И. А. Ключевые компетенции - новая парадигма результата
современного образования [Электронный ресурс] / И. А. Зимняя // Интернет-журнал «Эйдос». - 2006. - № 5. - Режим доступа:
http: //www.eidos.ru/journal/2006/0505. htm.
4. Приказ Министерства образования и науки Российской Федерации № 253 от
31 марта 2014 г. «Об утверждении федерального перечня учебников, рекомендуемых к использованию при реализации имеющих
государственную аккредитацию образовательных программ начального общего, основного общего, среднего общего образования» [Электронный ресурс] / Режим доступа:
минобрнауки.рф/новости/4136/файл/3091/253_31.03.2014
5. Приказ Министерства образования и науки Российской Федерации от 17 мая 2012 г. N 413 (ред. от 29.12.2014) «Об утверждении федерального государственного образовательного стандарта среднего общего образования» [Электронный ресурс] / Режим доступа: http://pbprog.ru/documents/documents_element.php?ELEMENT_ID=3286
6. Приказ Минобрнауки России от 5 июля 2017 г. № 629 «О внесении изменений в федеральный перечень учебников, рекомендуемых к использованию при реализации имеющих государственную аккредитацию образовательных программ начального общего, основного общего, среднего общего образования, утвержденный приказом Министерства образования и науки Российской Федерации от 31 марта 2014 г. № 253» [Электронный ресурс] / Режим доступа: https://минобрнауки.рф/документы/10381
7. Федеральный закон "Об основных гарантиях избирательных прав и права на участие в референдуме граждан Российской Федерации" от 12.06.2002 N 67- ФЗ (последняя редакция) [Электронный ресурс] / Режим доступа: http: //www.consultant.ru/document/cons_doc_LAW_3 7119/
8. Федеральный закон «Об образовании в Российской Федерации» N 273-ФЗ от 29 декабря 2012 года с изменениями 2018 года [Электронный ресурс] / Режим доступа: http://zakon-ob-obrazovanii.ru/
9. Федеральный перечень учебников, рекомендованных к использованию при реализации программ общего образования на 2017 - 2018 учебный год [Электронный ресурс] / Режим доступа: http://www.fpu.edu.ru/fpu/
10. Хуторской А. В. Метапредметное содержание и результаты образования:
как реализовать федеральные государственные образовательные стандарты (ФГОС) [Электронный ресурс] / А. В. Хуторской // Интернет-журнал «Эйдос». - 2012. - № 1. - Режим доступа:
http: //www.eidos.ru/j ournal/2012/0229-10. htm
11. Хуторской А. В. Формы и методы обучения [Электронный ресурс] / А. В. Хуторской // Центр дистанционного образования «Эйдос». - 2005. - Режим доступа: http: //www.eidos.ru/shop/ebooks/220120/