Введение 3
1. Методические основы управления бизнес-процессами в производственной компании
1.1 Принципы управления бизнес-процессами в производственной
компании 9
1.2 Этапы управления бизнес-процессами 11
1.3 Инструменты и методы управления бизнес-процессами в производственной
компании 12
2 Анализ управления бизнес-процессами в ООО «КАМЗО» 27
2.1. Общеэкономическая характеристика ООО «КАМЗО» 27
2.2. Анализ состояния бизнес-процессов ООО «КАМЗО» 29
2.3. Внедрение системного подхода в управлении бизнес-процессами ООО
«КАМЗО» 45
1. Развитие системы управления бизнес-процессами в ООО «КАМЗО» 48
1.1 Основные рекомендации по совершенствованию управлениябизнес-
процессами в ООО «КАМЗО» 48
1.2 Рекомендации по развитию системы управления бизнес-процессов в ООО
«КАМЗО» 50
1.3 Оценка экономической эффективности предлагаемых мероприятий 58
Заключение 63
Список использованных источников 66
В условиях частых мировых финансовых кризисов большинство стран стремятся к взаимовыгодному сотрудничеству во всех сферах деятельности, в том числе и экономических.
Несмотря на введенные в отношении России санкций западными странами, тяжелой политической ситуации в мире, международный товарообмен на территории нашей страны продолжает осуществляться.
Следовательно, задача по созданию благоприятного инвестиционного климата по-прежнему актуальна для государства.
В условиях привлечения зарубежных инвесторов поддержка среднего и малого предпринимательства занимает особое место во внутренней политике страны. Это программы продовольственной безопасности России, позволяющие поддерживать местных сельхозпроизводителей. Поддержка также осуществляется через нормативно-правовые акты, например: Постановление Правительства РФ от 16.09.2016 № 925 «О приоритете товаров российского происхождения, работ, услуг, выполняемых, оказываемых российскими лицами, по отношению к товарам, происходящим из иностранного государства, работам, услугам, выполняемым, оказываемым иностранными лицами».
Что бы осуществлять содействие развитию социальной и профессиональной мобильности молодых профессиональных кадров и коллективов в сфере среднего предпринимательства и социальной сфере распоряжением правительства Российской Федерации от 11.08.2011 г. №1393-р учреждена автономная некоммерческая организация «Агентство стратегических инициатив по продвижению новых проектов».
Начиная с 2014 года вышеуказанной организацией ведется национальный рейтинг состояния инвестиционного климата в субъектах РФ.
Пять лет подряд Республика Татарстан входит в тройку лидеров в данном рейтинге.
Основным фактором, позволяющим привлекать инвесторов в наш регион, по моему мнению, является наличие вектора развития республики.
Так в 2015 году был принят Закон Республики Татарстан от 17 июня 2015 года № 40-ЗРТ «Об утверждении Стратегии социально-экономического развития Республики Татарстан до 2030 года». Одними из приоритетов Стратегии являются формирование новой эффективной экономики, основанной на знаниях, развитие инновационной деятельности и высокотехнологичных секторов экономики.
Для выполнения данной стратегии на территории республики создана соответствующая инфраструктура:
1. ОЭЗ «Алабуга» (Особая экономическая зона промышленнопроизводственного типа);
2. ОЭЗ «Иннополис» (Особая экономическая зона техниковнедренческого типа);
3. Территория опережающего социально-экономического развития Набережные Челны;
4. Планируемая ОЭЗ «Свияжск» (Особая экономическая зона логистического типа).
Поддержка среднего и малого предпринимательства в Республики Татарстан происходит также через промышленные площадки, количество которых год от года возрастает.
Для более тесного сотрудничества предпринимателей с органами власти в Республике Татарстан в 2014 г. создан уникальный для России формат встреч «Бизнес и власть: откровенный разговор», на которых обсуждаются конкретные вопросы и проблемы предпринимателей.
2. особое внимание обращено на поддержку среднего и малого предпринимательства,
3. создаются благоприятные условия для привлечения инвесторов, в том числе и зарубежных.
Но, а как же российской компании при прочих равных условиях проявить себя на конкурентном рынке, да еще и при появлении по соседству зарубежных компаний с эффективной системой управления?
Россия и крупный бизнес в России в погоне за конкурентоспособностью постоянно оглядывается на остальной мир и перенимает опыт последнего, направленный на эффективность управления. Это особые экономические зоны, принцип «Бережливого производства»...
Несомненно, такой подход позволяет стране, по крайней мере, не отставать от остального мира.
Но насколько рационально среднему и малому предпринимательству ориентироваться на крупный бизнес и внедрять системные подходы в управлении при ограниченных ресурсах?
Бизнес-процесс часто понимается как устойчивая, целенаправленная совокупность взаимосвязанных видов деятельности, которая по определенной технологии преобразует входы в выходы, представляющие ценность для потребителя .
Есть также мнения (Рубцов, 2001), что бизнес-процесс - это операция, включенная в более глобальную систему операций, целью которой является поставка выходных данных (информации/услуг/товаров) операциям, входящим в систему, а также другим системам. Вместе с тем бизнес-процесс - это и система последовательных, целенаправленных и регламентированных операций или задач, направленных на достижение результатов, обладающих определенной ценностью для предприятия. Учитывая все вышесказанное, бизнес-процесс было предложено понимать как управляемую согласованную последовательность действий (операций), выполняемых с целью получения значимого для конкретной системы результата путем преобразования входов операций в их выходы.
Управление бизнес процессами - это систематический подход к управлению, направленный на улучшение деятельности компании и ее процессов.
Таким образом, можно сделать вывод, что от эффективности бизнеспроцессов напрямую зависит конкурентоспособность и прибыльность компании.
Проанализировав имеющуюся на данный момент актуальную научно - техническую литературу по изучаемой теме, статьи, изучив опыт компаний, были выделены основные проблемы исследования и сформулирована постановка задач в магистерской диссертации.
Объектом исследования в настоящей работе являются бизнес-процессы в производственной компании.
Предмет исследования диссертации - анализ управления бизнеспроцессами в ООО «КАМЗО».
Проблематика заключается в том, что постоянная оптимизация бизнеспроцессов отвлекает огромное количество ресурсов организации.
Актуальность темы исследования магистерской диссертации -определить объемы инвестирования в улучшение организационного процесса для того, чтобы эффективность деятельности компании позволила ей быть конкурентноспособной на внутреннем рынке.
Научная новизна заключается:
1. В разработке алгоритмов оптимизации основных процессов(снабжение, производство, сбыт и т.д.) ООО «Камский завод ограждений» с помощью управления цепочками поставок. 2. Во внедрении документооборота на производстве для сбора информации о ключевых показателях производственной деятельности.
В этой связи целью настоящего исследования является разработка рекомендаций по совершенствованию управления бизнес-процессами в ООО «КАМЗО» и определения планируемых затрат на их внедрение.
Задачи, поставленные для достижения цели:
1) Изучить теоретические и методические основы управления бизнеспроцессами в производственной организации
• Определить сущность и принципы управления бизнес-процессами в производственной организации
• Выделить этапы управления бизнес-процессами в производственной организации;
• Изучить инструменты и методы управления бизнес-процессами в производственной организации;
2) Проанализировать управление бизнес-процессами в производственной компании.
• Провести анализ внедрения системного подхода в управлении бизнеспроцессами.
• Провести анализ состояния бизнес-процессов
3) Разработать практические рекомендации по совершенствованию управления бизнес-процессами, определить затраты и подготовить оценку экономического эффекта от планируемых мероприятий.
Методы и используемые инструменты при проведении исследования: анализ научно-технической литературы, обобщение информации, моделирование диаграмм и построение схем.
Практическая значимость исследования заключается в возможности внедрения рекомендуемых мероприятий по совершенствованию управления бизнес-процессами с целью повышения конкурентноспособности организации на внутреннем рынке.
Магистерская диссертация состоит из введения, трех глав, заключения и списка литературы и представлена на стр. текста.
В первой главе описаны теоретические и методические основы управления бизнес-процессами в производственной организации, определены этапы управления бизнес-процессами, представлены инструменты и методы управления бизнес-процессами.
Во второй главе проведен анализ управления бизнес-процессами в ООО «КАМЗО», дана общая экономическая характеристика организации, проанализированы внедрение системного подхода в управлении бизнеспроцессами и состояние бизнес-процессов.
В третьей главе представлены рекомендации по совершенствованию управления бизнес-процессами, спланированы затраты по предлагаемым изменениям и подготовлена оценка их экономической эффективности
Бизнес-процесс - это совокупность взаимосвязанных мероприятий или задач, направленных на создание определенного продукта или услуги для потребителей. Бизнес-процесс начинается со спроса потребителя и заканчивается его удовлетворением. Он может быть декомпозирован на несколько подпроцессов, которые имеют собственные атрибуты, однако также направлены на достижение цели основного бизнес-процесса.
Процессный подход к управлению позволяет руководителям определять и управлять ключевыми процессами и результатами деятельности компании, действительно создающими добавленную стоимость; а также, интегрировать часто разрозненные действия функциональных департаментов и направлять их усилия на единый результат. Компания, построенная по процессному принципу, более гибкая и адаптивная. Управление на основе процессов позволит точно знать "Кто и за что отвечает" и как каждая операция влияет на конечный результат.
Управление на основе процессов позволит повысить эффективность горизонтальных связей между подразделениями. Технология описания бизнеспроцесса делает все операции компании прозрачными и понятными, позволяет анализировать операции и находить в них проблемы, приводящие к сбоям. Как следствие, процессный подход значительно упрощает адаптацию новых сотрудников и снижает зависимость работы компании от человеческого фактора. Важно, что процессная система упрощает управление операционными расходами. Таким образом, многие проблемы современного российского менеджмента может решить использование процессно-ориентированного подхода и инструментов управления бизнес-процессами. Данная технология на сегодняшний момент является очень популярной, так как она позволяет навести порядок в компании и заложить механизм улучшения процессов.
В рамках магистерской диссертации были выполнены поставленные задачи, а именно:
1. Изучены методические основы управления бизнес-процессами в производственной компании. В качестве передового метода управления бизнеспроцессами выделено управление цепями поставок.
2. Представлена общеэкономическая характеристика ООО «КАМЗО», проведен анализ состояния бизнес-процессов «как есть», определена возможность внедрения системного подхода в управлении бизнес-процессами организации.
3. Предоставлены основные рекомендации по совершенствованию управления бизнес-процессами в ООО «КАМЗО», рекомендации по развитию системы управления бизнес-процессов, дана оценка экономической эффективности предлагаемых мероприятий.
Практическая значимость проведенного исследования позволяет применить рекомендации по совершенствованию управления бизнеспроцессами для конкретной организации.
Внедрение документооборота на производстве для сбора информации о ключевых показателях производственной деятельности - свежее решение для управления непрерывным улучшением бизнес-процесса.
Разработанный алгоритм оптимизации основных процессов (снабжение, производство, сбыт и т.д.) ООО «Камский завод ограждений» с помощью управления цепочками поставок, описанный в рекомендациях по развитию системы управления бизнес-процессов в ООО «КАМЗО», определяет научную новизну данной работы.
Существует мнение, что управление цепями поставок - один из продвинутых методов оптимизации бизнес-процессов.
С точки зрения процессного подхода, управление цепями поставок представляет собой последовательность этапов планирования, исполнения и контроля, осуществляемых с целью снижения затрат на движение потока сырья, материалов, незавершенного производства, готовой продукции, сервиса, информации от точки зарождения заявки до точки потребления, т. е. до полного удовлетворения требований клиентов.
Следует отметить, что одной из основных проблем при управлении цепями поставок являетсяпринятие оптимального, рационального решения впроцессе выбора объемов и методов производства,закупок, выбора поставщиков, формирования каналов сбыта и др.
В составе SCM-системы можно условно выделить две подсистемы:
1. SCP - (SupplyChainPlanning) - планирование цепочек поставок. Основу SCP составляют системы для расширенного планирования и формирования календарных графиков. В SCP также входят системы для совместной разработки прогнозов. Помимо решения задач оперативного управления, SCP-системы позволяют осуществлять стратегическое планирование структуры цепочки поставок: разрабатывать планы сети поставок, моделировать различные ситуации, оценивать уровень выполнения операций, сравнивать плановые и текущие показатели.
2. SCE - (SupplyChainExecution) - исполнение цепочек поставок в режиме реального времени.
В предоставленных рекомендациях по совершенствованию и по развитию системы управления бизнес-процессов в ООО «КАМЗО»прослеживается последовательность действий для перехода к системному подходу управления бизнес-процессами и последующего его совершенствования, в частности через управление цепями поставок. Отсутствует конкретика по рекомендуемому использованию программного обеспечения, как для моделирования бизнеспроцессов, так и для их последующей автоматизации; также не затронута IT сторона управления цепями поставок, как планирования, так и исполнения. Предоставление рекомендации по использованию конкретного программного обеспечения по управлению бизнес-процессами не являлись целью настоящего исследования, в связи с чем были целенаправленно упущены.
1. ГОСТ Р ИСО 9001-2015 Системы менеджмента качества от 01 ноября 2015 г.
2. Федеральный закон "Об обществах с ограниченной ответственностью" от 08.02.1998 N 14-ФЗ (последняя редакция)
3. Постановление Правительства РФ от 16.09.2016 № 925 «О приоритете товаров российского происхождения, работ, услуг, выполняемых, оказываемых российскими лицами, по отношению к товарам, происходящим из иностранного государства, работам, услугам, выполняемым, оказываемым иностранными лицами».
4. Распоряжение правительства Российской Федерации от 11.08.2011 г. №1393-р "Об учреждении автономной некоммерческой организации "Агентство стратегических инициатив по продвижению новых проектов"
5. Закон Республики Татарстан от 17 июня 2015 года № 40-ЗРТ «Об утверждении Стратегии социально-экономического развития Республики Татарстан до 2030 года»
Монографии, диссертации
6. Блинов, А.О., Рудакова, О.С., Захаров, В.Я., Захаров, И.В. (2010). Реинжиниринг бизнес-процессов (С. 47). М.:
7. Елиферов, В.Г. Бизнес-процессы: Регламентация и управление: Учебник / В.Г. Елиферов. - М.: НИЦ ИНФРА-М, 2013. - 319 с.
8. Андерсен Бьерн. Бизнес-процессы. Инструменты совершенствования /Пер. с англ. С.В. Ариничева /Науч. ред. Ю.П. Адлер. - М.: РИА «Стандарты и качество», 2003.- 272 с
9. Репин, В.В. Бизнес-процессы. Моделирование, внедрение, управление / В.В. Репин. - М.: Манн, Иванов и Фербер, 2013. - 512 с.
10. Джестон Д. Управление бизнес-процессами : практическое руководство по успешной реализации проектов / Д. Джестон, Й. Нелис ; пер. с англ. [В.
Агапов]. - Москва : Альпина Паблишер, 2012. - 642, [1] с.
11. BPM CBOK 3.0. - М.: Альпина Паблишер, 2016. - 480 с.
12. Клементс С. Аутсорсинг бизнес-процессов : советы финансового
директора / С. Клементс, М. Доннеллан при участии С. Рида ; пер. англ. Н. И. Кобзаревой ; общ. ред.- В. В. Голда. -М. : Вершина, 2006. - 415 с.
13. Управление процессами : учебное пособие / В. П. Димитров, Л. В. Борисова, Н. М. Богачева, В. С. Катаев ; М-во образования и науки Рос. Федерации, Федер. гос. бюджет.образоват. учреждение высш. проф. образования "Дон. гос. техн. ун-т". - Ростов-на-Дону : Издательский центр ДГТУ, 2014. - 84 с.
14. Голдратт, Элияху М. Критическая цепь / Элияху М. Голдратт; Пер. с англ. - Москва : ТОС Центр, 2006 - 272 с.
15. «Бережливое производство + шесть сигм» в сфере услуг: Как скорость бережливого производства и качество шести сигм помогают совершенствованию бизнеса / Майкл Л. Джордж; [пер. с англ.] — М.: Альпина Бизнес Букс, 2005. — 402 с
16. Крышкин, О. Настольная книга по внутреннему аудиту: Риски и бизнеспроцессы. 3-е изд. / О. Крышкин. - М.: Альпина Паблишер, 2016. - 477 с.
17. Лайкер Джеффри Дао Toyota: 14 принципов менеджмента ведущей компании мира / Джеффри Лайкер; Пер. с англ. — М.: Альпина Бизнес Букс, 2005. — 402 с.
18. Ротер, М. Учитесь видеть бизнес-процессы: Построение карт потоков создания ценности. 4-е изд. / М. Ротер. - М.: Альпина Паблишер, 2015. - 136 с.
19. Чукарин, А.В. Бизнес-процессы и информационные технологии в управлении современной инфокоммуникационной компанией / А.В. Чукарин. - М.: Альпина Паблишер, 2016. - 512 с.
20. Кайдзен: ключ к успеху японских компаний/ МасаакиИмаи; Пер. с англ. — М.: «Альпина Бизнес Букс», 2004. — 274 с.
21. Быстрее, лучше, дешевле: Девять методов реинжиниринга бизнеспроцессов / Майкл Хаммер, Лиза Хершман ; Пер. с англ. — М.: Альпина Паблишер, 2012. — 356 с.
22. Громов, А.И. Управление бизнес-процессами: современные
методы.монография / А.И. Громов, А. Фляйшман, В. Шмидт. - Люберцы: Юрайт, 2016. - 367 с.
23. Джестон, Д. Управление бизнес-процессами. Практич. руководство по успешной реализации проектов / Д. Джестон. - М.: Символ-Плюс, 2008. - 512 с.
24. Нелис, Й. Управление бизнес-процессами: Практическое руководство по успешной реализации проектов / Й. Нелис, Д. Джестон. - СПб.: Символплюс, 2015. - 512 с.
25. Тельнов, Ю.Ф. Инжиниринг предприятия и управление бизнеспроцессами. Методология и технология: Учебное пособие / Ю.Ф. Тельнов, И.Г. Фёдоров. - М.: ЮНИТИ, 2015. - 176 с
26. Page, S. (2010). The power of business process improvement: 10 simple steps to increase effectiveness, efficiency, and adaptability (P. 7). NY: AMACOM
27. Искусство системного мышления: Необходимые знания о системах и творческом подходе к решению проблем / Джозеф О’Коннор и ИанМакдермотт ; Пер. с англ. — 4-е изд. — М.: Альпина Паблишерз, 2010. — 254 с
28. Ширяев, В.И. Управление бизнес-процессами: Учебно-методическое
пособие / В.И. Ширяев, Е.В. Ширяев. - М.: Финансы и статистика, 2014. - 464 c.
29. Теория ограничений Голдратта: Системный подход к непрерывному совершенствованию / Уильям Детмер; Пер. с англ. — 2-е изд. — М.: Альпина Бизнес Букс, 2008.
30. Управленческие дилеммы: Теория ограничений в действии/ Эли
Шрагенхайм; Пер. с англ. — М.: Альпина Бизнес Букс, 2007. — 288 с.
31. Киселев, А.Д. Управление знаниями корпорации и реинжиниринг бизнеса: Учебник / Н.М. Абдикеев, А.Д. Киселев; Под науч. ред. Н.М. Абдикеев. -
М.: ИНФРА-М, 2010. - 382 c.
32. Щербаков, В.В., Мерзляк, А.В., Коскур-Оглы, Е.О. (2016). Автоматизация бизнес-процессов в логистике (С. 27). СПб: Питер.
33. Елиферов, В.Г., Репин, В.В. (2009). Бизнес-процессы: Регламентация и управление (С. 26). М.: Инфра-М.
Статьи и материалы периодической печати
34. Мерзляк, А.В. (2015). Совершенствование бизнес-процессов инновационных предприятий. Креативная экономика, 9(11), 1351-1370. doi: 10.18334/ce.9.11.2168
Электронные ресурсы
35. Национальный рейтинг состояния инвестиционного климата в субъектах РФ. ШЬ:Ь11р8://а8кги/туе81сНта1е/га1т§/(дата обращения: 28.02.2018)
36. Организация эффективного управления. URL:http://rzbpm.ru/(дата обращения: 25.08.2018)
37. Статья^СМ_(мировой_рынок) URL: http://www.tadviser.ru/index.php/(дата обращения: 10.08.2018)
38. Глобальный обзор деятельности в сфере управления цепочками поставок за 2013 год https://www.pwc.ru/GlobalSupplyChainSurvey2013(дата обращения: 23.03.2018)