Тип работы:
Предмет:
Язык работы:


Эволюция семейно-брачных отношений в Улусе Джучи

Работа №32049

Тип работы

Дипломные работы, ВКР

Предмет

история

Объем работы62
Год сдачи2018
Стоимость6300 руб.
ПУБЛИКУЕТСЯ ВПЕРВЫЕ
Просмотрено
844
Не подходит работа?

Узнай цену на написание


Введение
Глава I. Правова база семейных отношений Улуса Джучи 10
Глава II. Личные имущественные и личные неимущественные отношения в золотоордынской семье 19
2.1 Формы брака, условия его заключения и расторжения 19
2.2. Взаимоотношения супругов в браке 26
2.3 Положение женщины в семье и обществе 28
2.4 Отношения между родителями и детьми 39
Глава III. Наследственное право в Улусе Джучи 45
Заключение 51
Список использованных источников и литературы 54
Приложения 58

Человек на протяжении всей своей жизни играет самые разные роли в рамках той или иной социальной группы. Но на абсолютно всех этапах человеческого развития, на протяжении всех исторических периодов, от появления человека на планете Земля до наших дней, лишь семья остается той социальной группой, которую человек не покидает. Именно поэтому семья как ячейка общества так важна для любого государства. Она является одним из основных условий его полноценного и благоприятного развития.
Представители всех общественных наук всегда уделяли особое внимание исследованию института семьи. И это не случайно. Семья, как одна из форм организации жизни людей, имеет большое значение, как для отдельной личности, так и для общества в целом. Исторический опыт показывает, что семейные отношения во многом определяют социальное и культурное развитие любой общественной группы.
Актуальность темы исследования обусловлена тем, что традиционный в понимании современного человека институт семьи и брака в последние десятилетия претерпели некоторые изменения. Молодые люди все реже задумываются о создании полноценной семьи и еще реже о рождении детей. Кто-то откровенно сторониться этого из «практических» соображений, кто-то считает, что брак лишь формальность и навязчивая идея со стороны государства, кто-то слишком увлечен построением своей карьеры или своей материальной обеспеченностью и т.п., все чаще появляется понятие «свободные отношения», и все это, безусловно, сказывается на формировании последующих поколений. Сколько детей сейчас растут в полноценной здоровой семье? Цифра настолько невелика, что страшно представить. Именно по этой причине тема данного исследования является важной и актуальной. Крайне необходимо показать современной молодежи, что семья и семейные отношения еще в таком средневековом государстве, как Улус Джучи, играли немаловажную роль в его развитии и были его внутренним стержнем и гарантией стабильности. Также необходимо подчеркнуть, что представления о золотоордынской семье до конца не сформированы. На сегодняшний день, к сожалению, нет комплексного труда по данной проблематике.
Внимание к изучению брачно-семейных отношений в Золотой Орде вызвано и той ролью, которую семья, как первичный структурный элемент любого социального образования, играет в его истории. Учитывая высокий уровень политической консолидации золотоордынского общества, исследование такого «негосударственного» регулятора социальных отношений, как семья помогает воссоздать историю Улуса Джучи.
Семья единственный реально действующий социальный институт, сохраняющий свое значение на всех стадиях развития человеческого общества. Поэтому исследование процесса становления и развития брачно-семейных отношений в Золотой Орде имеет не только академическое, но и, в известной степени, научно-практическое значение, создавая основу для переосмысления социального опыта предыдущих поколений.
Целью данной работы является изучение эволюционного развития семейно-брачных отношений в Улусе Джучи.
Исходя из цели, необходимо обозначить основные задачи:
• охарактеризовать правовое регулирование семейно-брачных отношений в Улусе Джучи, рассмотреть основные источники золотоордынского права;
• исследовать личные имущественные и личные неимущественные отношения в рамках семейно-брачных отношений; проанализировать такие аспекты, как заключение и расторжение брака, его виды, внутрисемейные отношения между супругами, родителями и детьми, а также обозначить положение золотоордынской женщины в семье и обществе.
• изучить наследственное право Улуса Джучи по отношению не только к имущественным, но и личным неимущественным правам.
Объектом исследования являются семейно-брачные отношения вУлусе Джучи и их особенности.
Предметом исследования стали институты семьи и брака в Улусе Джучи, а также личные имущественные и личные неимущественные отношения в золотоордынской семье и регулирующие их правовые нормы и обычаи.
Хронологические рамки исследования. На основании изученных источников данная тема рассматривается в так называемые «домусульманский» и «мусульманский» периоды. Первый из которых охватывает промежуток с XIII века по XIV век и характеризуется влиянием права Монгольской империи, а второй - с XIV века по XV век - становлением и развитием мусульманской правовой системы. Работа в целом обусловлена общим временем существования Улуса Джучи (1207 - 1502).
Территориальные рамки исследования. Исходя из термина Улуса Джучи, что будет приведен ниже, данное исследование охватывает не только территорию центральной части государства, но и отколовшиеся от нее самостоятельные государственные образования, а именно: Большая Орда, Ногайская Орда, Астраханское, Казанское, Крымское, Сибирское, Казахское, Узбекское и другие ханства.
В качестве методологической базы исследования были использованы принцип историзма, принцип научности, сравнительно - исторический метод, статистический метод и др.
Источниковая база. В рамках данного исследования в больше степени были использованы нарративные источники, которые можно подразделить на источники, написанные на латыни, арабском и персидском языках. Особое место среди источников, как, впрочем, и всегда, принадлежат заметкам путешественников, то есть непосредственным свидетелям тех или иных событий. Они смотрят на страну с большим интересом, через призму своего мировоззрения и поэтому, могут, сравнить увиденное с другими государствами или хотя бы со своей собственной родиной, заметить особенности культуры страны пребывания и написать об этом. И здесь необходимо прежде всего назвать источник на арабском языке - описания марокканца Ибн Баттута, который в 1333 году отправился в путешествие по землям кочевников в Сарай и обратно. Его заметки содержат ценные сведения и точные наблюдения, касающиеся различных сторон жизни монголов. Их следует поставить на первое место среди других письменных источников. Не менее важны путевые заметки, составленные на латинском языке, путешественника из Нижней Германии Вильгельма фон Рубрука, который совершил поездку к великому хану и изложил свои наблюдения в очень подробном и содержательном докладе, впоследствии превратившийся в полноценный труд под названием «Путешествие в восточные страны». Равноценным по содержанию сведений является труд Иоанна де Плано Карпини «История Монголов», у которого языком оригинала также является латинский язык и который освещает такие аспекты, как государственное и социальное устройства, быт татар.
Степень изученности. В отечественной, а также зарубежной историографии, как уже отмечалось, нет комплексного труда, посвященного вопросу семьи и брака в Улусе Джучи. Однако многие исследователи рассматривали данный вопрос в рамках изучения правовой системы Золотой Орды или ее быта и культуры, или в рамках изучения политической истории этого государства. В советский период - с 1917 г. до начала 90-х гг. XX в. - отличительной чертой которого являлось безоговорочное доминирование марксистской методологии, акцентировавшей внимание на исследовании социально-экономических процессов в золотоордынском обществе, в силу чего вопросу изучения брачно-семейных отношений уделялось совершенно недостаточно внимания, можно выделить таких авторов, как Греков Б., Якубовский А. и их труд «Золотая Орда: Очерк истории Улуса Джучи в период сложения и расцвета в XTTT-XTV вв.», также Рязановский В.А. и его «Обычное право монголов» и книга немецкого историка, востоковеда, тюрколога, специалиста по истории монголов Бертольда Шпулера посвящена истории и культуре Золотой Орды «Золотая Орда. Монголы на Руси. 12231502.», в которой он помимо политической истории затрагивает вопросы религиозных отношений, права, военного дела и т.д. Но указанные авторы не раскрывают в полном объеме вопросы семьи и брака, в их исследовании за основу взята все же больше политическая история. В современный период - с начала 90-х годов XX в., который характеризуется методологическим плюрализмом исследований и расширением их тематики, в первую очередь за счет изучения культурно-бытового аспекта межличностных отношений в золотоордынской семье. Здесь необходимо упомянуть работу Почекаева Р.Ю. «Право Золотой Орды», на основе широкого круга источников (правовых документов, актовых материалов, летописных сочинений) он дает характеристику системы золотоордынского права, его основных принципов, рассматривает вопросы правового регулирования различных сфер жизни золотоордынского общества. В сравнении с другими авторами предыдущего и современного ему периода, Почекаев Р.Ю. наиболее полно раскрывает тему семейно-брачных отношений Улуса Джучи.
Одной из сложных проблем методики научных исследований являются вопросы, связанные с терминологией. С одной стороны, содержание терминов постоянно меняется или представители разных специальностей дают различные определения одному и тому же термину, а с другой - даже в одной научной отрасли могут быть разногласия по поводу трактования того или иного понятия, чаще всего иностранного по происхождению. Для того, чтобы избежать такую неопределенность, ниже в рамках данного исследования будут приведены Улус Джучи(Джучиев Улус, Джучи Улус) - в этот термин вкладывается содержание «Золотая Орда» в широком значении понятия, то есть вся территория «империи Бату - Токтамыша» и отколовшихся от нее ханств (Астраханское, Казанское, Крымское, Сибирское, Казахское и др.),являющихся в политическом и общественном отношениях своеобразными частями Улуса Джучи.
Шари’ат (аш-шари'а) - комплекс обязательных предписаний, закон. Фикх (ал-фикх) - исламская доктрина о правилах поведения мусульман (юриспруденция), исламский комплекс социальных норм (мусульманское право в широком смысле).
Суннизм4 - одно из двух (наряду с шиизмом) направлений ислама; его приверженцы - сунниты (ахл ас-сунна ва-л-джама ’а).
Ханафиты5 (ал-ханафийа) - последователи ханафитского мазхаба («путь», школа, учение) ислама.
Обычное право - система норм, правил, поведения, основанная не на официально принятых юридических законах, а на обычаях, выработанных в течение длительного периода времени в данной стране или общественной среде. В ряде случаев обычное право, не приходящее в противоречие с действующим законодательством, признается как юридическая норма, действующее правило.
Брак - в широком смысле - социально-организованные половые отношения между мужчиной и женщиной. В узком смысле - брак - это гражданское состояние мужчины и женщины, их союз для образования семьи, рождения детей.
Семейно-брачные отношения в Улусе Джучи - это отношения между супругами, между родителями и детьми, которые регулировались нормами обычного права, а в дальнейшем и шариатом.
Расторжение брака - это одна из форм его прекращения посредством его юридического оформления, т.е. социально санкционированный распад брачных отношений.
Левират - брачный обычай, свойственный многим народам на стадии патриархально-родового строя, по которому вдова была обязана или имела право вступить вторично в брак только с ближайшими родственниками своего умершего мужа, в первую очередь — с его братьями. В представлении отдельных народов левират выступал одним из средств продолжения рода умершего ближайшими родственниками. В различных вариантах левирата усилены или ослаблены элементы обязанности и права на стороне как вдовы, так и её потенциальных мужей.
Сорорат — это обычай, по которому мужчина вступает в брак одновременно или последовательно с несколькими родными или двоюродными сёстрами жены. Такой брак заключался как во время супружества, несмотря на то, что жена ещё жива, так и после её смерти.
Структура выпускной квалификационной работы включает в себя введение, три главы, четыре подпункта, заключение, список использованной литературы и приложение.

Возникли сложности?

Нужна помощь преподавателя?

Помощь студентам в написании работ!


Семья как устойчивая социальная единица присуща государству Улус Джучи на протяжении всего его существования. Однако она претерпевает ряд изменений, которые в рамках данной работы характеризуются как эволюция.
Эволюция семейно-брачных отношений в Улусе Джучи была обусловлена, прежде всего, таким фактором, как религия. Влияние ислама и внедрение мусульманского права и мусульманских традиций в повседневную жизнь народа сложно не заметить. Хотя, как мы знаем, укоренение ислама было долгим и поэтапным процессом на территории золотоордынского государства. В основном мусульманство первоначально затрагивало политическую и социально-экономическую сферу, а также институты судопроизводства, но во всех этих сферах либо мусульманское право проявляло себя довольно гибко, либо сами ханы при возникновении коллизий поступали наиболее выгодно в государственных и личных интересах. Изучая быт населения Золотой Орды, можно смело сказать, что резких и кардинальных изменений с приходом ислама не было. То есть влияние на семью, на изменения различных аспектов семейно-брачных отношений, безусловно, оказали мусульманские традиции и обычаи, но эволюция под воздействием данной религии началась еще задолго до официального принятия ее в качестве государственной религии Золотой Орды. Ведь невеста и раньше также выкупалась, жена и дети были под властью и опекой мужа, каждый из супругов также выполнял четко определенные обязанности по дому. Из-за этого несовпадения моментов принятия ислама и начала его влияния в Улусе Джучи мы не можем наблюдать столь заметные и существенные перемены с приходом новой религии.
Со временем экономические и физиологические устои, поддерживавшие существование золотоордынской семьи, были дополнены морально-нравственными узами новой религии, а ее хозяйственные и биологические функции дополнились социальными, важнейшими из которых стали взаимная поддержка членов семьи и совместное служение Богу.
Также новая религия породила некоторые изменения в формах заключения брака. Все реже встречается такое явление как похищение невесты, все чаще на первый план выступают институты договорного брака или брака на основе выкупа (но этот брак никак нельзя отнести к куплепродаже), тем самым повышается роль родственников в этом правоотношении. Семьи жениха и невесты, представляя интересы брачующихся, объединялись посредством этого союза и становились своеобразным гарантом его прочности.
Характерной чертой семейно-брачных отношений в Улусе Джучи была зависимость женщины от мужчины, так как физическая сила давала статусные преимущества в обществе, где существовала постоянная необходимость в выполнении повседневных работ, требующих большую физическую нагрузку. Женщина в семье и обществе имела собственные права и почиталась мужской частью населения. За исключением имущественных прав в части наследственного права, женщина играла не последнюю роль в социальной и общественной жизни страны, жены ханов даже принимали участие в политических встречах своих мужей с различными иностранными послами. Но если нормы наследственного права никак не видоизменились в рамках новой правовой системы, то участие золотоордынской женщины в общественных делах немного поубавилось с приходом ислама, по крайней мере, это старались не предавать огласке.
Большая патриархальная семья, объединявшая несколько поколений и существовавшая в Монгольской империи, в Золотой Орде не получила должного распространения, но и нуклеарная (малая) семья в абсолютном значении этого слова тоже существовать не могла. Прежде всего, потому что важную роль в составе семьи играло многоженство. Этот институт был приемлем канонами ислама, и по этой причине он практически никаких изменений не претерпел.
Итак, из всего вышеописанного видно, что эволюция семейно-брачных отношений проходила не во всех сферах семейной жизни золотоордынского народа. В некоторых правоотношениях изменения были более существенными, а в некоторых их не было вообще, как например, в наследственном праве. Тем не менее, один аспект не может быть исключен - это морально-нравственный характер развития семейно-брачных правоотношений. Ислам привносит в повседневную жизнь и во взаимоотношения кочевников принципы благонравственности и уважения, запуская тем самым процесс гуманизации в семейных взаимоотношениях.



1. Ата-Мелик Джувейни. История завоевателя мира. / Пер. с текста М. М. Казниви на англ. яз. Дж. Э. Бойла; пер. с англ. Е.Е. Харитонова. - М.: Магистр-пресс, 2004. - 749 с.
2. Ибн Баттута. Путешествия / Извлечения из «Путешествия» Ибн Батутты / Пер. Н.Ибрагимова // Средневековые письменные источники о древнем Ургенче. - Ашхабад, 2000. - 147 с.
3. Иоанн де Плано Карпини. История монголов // История монгалов / Д. Дель Плано Карпини. 3-е изд. Путешествие в восточные страны / Вильгельм де Рубрук. 3-е изд. Книга Марко Поло. 4-е изд. - М., 1997. - 232 с.
4. Поляк Б. «История татар» брата Ц. де Бридиа / Б. Поляк. // Христианский мир и «Великая Монгольская империя». Материалы францисканской миссии 1245 года. «История Тартар» брата Ц. де Бридиа. Пер. с латыни Юрченко А.Г. - СПб., 2002. - 469 с.
5. Рашид ад-Дин. Сборник летописей. В 3-х т. T.II / Пер. с перс. Ю.П. Верховского, примеч. Ю.П. Верховского и Б.И. Панкратова, ред. И.П. Петрушевского. - М.; Л., 1960. - 995 с.
6. Рашид-ад-Дин Ф. Джамиат-таварих. Сборник летописей. Т.1. / Ф. Рашид-ад-Дин. М. - Л.: Издательство АН СССР, 1946. - 220 с.
7. Тизенгаузен В.Г. Описания путешествий Ибнбатуты / В.Г. Тизенгаузен // Сборник материалов, относящихся к истории Золотой Орды: Извлечения из сочинений арабских. / - СПб., 1884. Т.1. - С. 278314.
8. Фазлаллах ибн Рузбихан Исфахани. Михман-намэ-йи Бухара (Записки бухарского гостя) / Пер. и коммент. под ред. И.Ю. Джалиловой. Под ред. А.К. Арендса. - М., 1976. - 106 с.
Историография
1. Аргынбаев Х.А. О некоторых пережиточных формах брака у казахов. / Х.А. Аргынбаев. // Семья и семейные обряды у народов Средней Азии и Казахстана. - М., 1978. - 480 с.
2. Вернадский Г.В. История права. / Г.В. Вернадский. - СПб., 1999. 176 с.
3. Греков Б.Д., Якубовский А.Ю. Золотая Орда: Очерк истории Улуса Джучи в период сложения и расцвета в XIII-XIV вв. / Б.Д. Греков, А.Ю. Якубовский. - Л.: Госполитиздат, 1941. - 208 с.
4. Греков Б.Д., Якубовский А.Ю. Золотая Орда и ее падение. / Б.Д. Греков, А.Ю. Якубовский. - М.,1998. - 505 с.
5. Измайлов И.Л. Ислам в Золотой Орде / И.Л. Измайлов, Б.Л. Хамидуллин. — Казань: Татар. кн. изд-во, 2008. - 61 с.
6. История татар с древнейших времен в семи томах. Т.З.Улус Джучи (Золотая Орда). XIII - середина XV в. - Казань, 2009. - 1047 с.
7. Ковлер А.И. Антропология права. - М.,2002. - 480 с.
8. Кляшторный С.Г., Султанов Т.И. Государства и народы Евразийских степей. Древность и средневековье. / С.Г. Кляшторный, Т.И. Султанов. - СПб, 2004. - 368 с.
9. Козин С.А. Сокровенное сказание. / С.А. Козин. - М.: Издательство СССР, 1941. - 619 с.
10. Кычанов Е.И. Основы средневекового китайского права. / Е.И. Кычанов. - М., 1986. - 264 с.
11. Кюгельген А. фон. Легитимация среднеазиатской династии Мангитов в произведениях их историков (XVIII-XIX вв.) / А. Кюгельген. - Алматы, 2004. - 5.14 с.
12. Лобачёва Н.П. К истории сложения института свадебной обрядности. / Н.П. Лобачева. // Семья и семейные обряды народов Средней Азии и Казахстана. - М., 1978. - 175 с.
13. Мельникова Е.А., Глазырина Г.В. Древнейшие государства Восточной Европы. 2011 год. Устная традиция в письменном тексте. / Е.А. Мельникова, Г.В. Глазырина. - М.: Русский Фонд Содействия Образованию и Науке, 2013. - 592 с.
14. Почекаев Р.Ю. Право Золотой Орды. / Р.Ю. Почекаев. - Казань: Издательство «Фэн» АН РТ, 2009. - 260 с.
15. Райзберг Б.А., Лозовский Л.Ш., Стародубцева Е.Б. Современный экономический словарь. / Б.А. Райзберг, Л.Ш. Лозовский, Е.Б. Стародубцева. — 2-е изд., испр. - М.: ИНФРА-М. 1999. - 479 с.
16. Рязановский В.А Обычное право монголов. / В.А. Рязановский. - Харбин, 1936. - 352 с.
17. Садри Максуди Арсал. Тюркская история и право. Перевод с турецкого языка Рафаэля Мухамметдинова. / Садри Максуди Арсал. - Казань, 2002. - 412 с.
18. Словарь гендерных терминов / Под ред. А.А. Денисовой / Региональная общественная организация «Восток-Запад: Женские Инновационные Проекты». / А.А. Денисова. - М.: Информация XXI век, 2002. - 256 с.
19. Смирнов В.Д. Крымское ханство под верховенством Оттоманской Порты. Т. 1. Крымское ханство под верховенством Оттоманской Порты до начала XVIII века. / В.Д. Смирнов - 2-е изд., - М.,2005. - 824 с.
20. Усманов М.А. Жалованные акты Джучиева Улуса XIV - XVI вв. / М.А. Усманов. - Казань, 1979. - 321 с.
21. Усманов М.А. Новые письменные источники по истории
Поволжья (предварительное сообщение) / М.А. Усманов. // Средневековая Казань: возникновение и развитие. Материалы
международной научной конференции. Казань, 1 -3 июня 1999г. - Казань, 2000. - 234 с.
22. Хара-Даван Э. Чингис-хан, как полководец и его наследие. / Э. Хара-Даван. - Алматы, 1992. - 342 с.
23. Шпулер Б. Золотая орда. Монголы на Руси. 1223-1502. / Б. Шпулер. - М.: Центрполиграф, 2017. - 415 с.
24. Эгль Д. Великая Яса Чингис-хана, Монгольская империя, культура и шариат/ Д. Эгль. // Монгольская империя и кочевой мир. - Улан Удэ, 2004. - 506 с.


Работу высылаем на протяжении 30 минут после оплаты.



Подобные работы


©2024 Cервис помощи студентам в выполнении работ