Тип работы:
Предмет:
Язык работы:


ПРИЕМЫ АКТИВИЗАЦИИ ПРОЦЕССА АУДИРОВАНИЯ (НА ПРИМЕРЕ ИЗУЧЕНИЯ ТЕМЫ «ROAD SAFETY» В 6 КЛАССЕ СРЕДНЕЙ ШКОЛЫ)

Работа №32034

Тип работы

Дипломные работы, ВКР

Предмет

педагогика

Объем работы55
Год сдачи2019
Стоимость4900 руб.
ПУБЛИКУЕТСЯ ВПЕРВЫЕ
Просмотрено
469
Не подходит работа?

Узнай цену на написание


ВВЕДЕНИЕ 3
ГЛАВА I ТЕОРЕТИЧЕСКИЕ ОСНОВЫ ОБУЧЕНИЯ
АУДИРОВАНИЮ 6
1.1 Аудирование как вид речевой деятельности 6
1.2 Формирование навыка аудирования как психолого-методическая
проблема 9
1.3 Виды аудирования 12
1.4 Активизация процесса аудирования при обучении иностранному
языку 16
1.5 Трансформационные модели в формировании навыка аудирования 19
Выводы по первой главе 25
ГЛАВА II ДИДАКТИЧЕСКИЕ УСЛОВИЯ АКТИВИЗАЦИИ ПРОЦЕССА АУДИРОВАНИЯ (НА ПРИМЕРЕ ИЗУЧЕНИЯ ТЕМЫ “ROAD SAFETY” В 6 КЛАССЕ СРЕДНЕЙ ШКОЛЫ 27
2.1 Задачи и содержание дотекстового этапа 28
2.2 Задачи и содержание текстового этапа 34
2.3 Задачи и содержание послетекстового этапа 44
Выводы по второй главе 45
ЗАКЛЮЧЕНИЕ 47
СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННОЙ ЛИТЕРАТУРЫ 49



Актуальность. Проблема обучения аудированию как одному из видов речевой деятельности заслуживает особого внимания педагогов. Без формирования навыка аудирования становится очень сложно воспринимать иноязычную речь на слух, следовательно, осуществлять межличностное и межкультурное общение.
По мнению исследователей N. Guo, N. Wills, аудирование является важнейшим процессом восприятия информации, знаний об окружающем мире, людях, их ценностях и идеалах [36, С. 46]. Американский ученый D.J. Mendelsohn утверждает, что из общего времени, проводимого при общении, аудирование занимает 40-50%, говорение - 25-30%, чтение - 11-16%, письмо - около 9% [37, С. 84].
Несмотря на то, что аудирование по праву занимает лидирующее положение с точки зрения практического применения, во время уроков иностранного языка на его долю приходится наименьшее количество времени. Как ни странно, но до недавнего времени принято было считать, что аудирование является таким видом деятельности, формирование которого осуществляется пассивно, без необходимости активного развития. Приоритет, при этом, отдается говорению и чтению.
Тем не менее, важно помнить о необходимости реализации коммуникативно-когнитивного подхода, подразумевающего овладение учениками всеми четырьмя видами речевой деятельности: чтением,
говорением, письмом и аудированием [33]. “Научить обучающихся понимать звучащую речь - одна из важнейших целей обучения иностранному языку” [5].
Недооценка учителем необходимости формирования навыков аудирования может весьма отрицательно сказаться на понимании учениками иноязычной речи. Без аудирования невозможно полноценно владеть иностранным языком и осуществлять коммуникацию на уровне, соответствующем современному этапу развития общества [20, С. 137].
В настоящее время особенно актуальным является изучение, разработка и применение разнообразных приемов активизации процесса аудирования у школьников. Обучающиеся с развитым навыком восприятия иностранного языка на слух способны понять и проанализировать услышанную информацию, правильно определить свои дальнейшие действия. В свою очередь, учитель, активизирующий процесс аудирования у своих учеников, способен дать им возможность прослушивать аудиокниги, просматривать фильмы, радио и телепередачи, беседовать на иностранном языке с полным пониманием. Все вышеперечисленное способствует поддержанию интереса школьников к изучению иностранного языка, приобретению новых знаний, что доказывает необходимость уделять аудированию особое внимание в процессе обучения.
Цель данного исследования - раскрыть дидактические возможности трансформационных моделей как приемов активизации процесса аудирования на дотекстовом, текстовом и послетекстовом этапах работы с аудиоматериалами.
Задачи:
1) изучить состояние проблемы формирования навыка аудирования в теории и практике обучения иностранному языку;
2) изучить состояние проблемы приемов активизации процесса аудирования в теории и практике;
3) обосновать дидактические условия применения приемов активизации процесса аудирования на примере темы «Road safety» в 6 классе средней школы.
Теоретическая значимость исследования заключается в обосновании дидактических условий применения поэтапного принципа формирования навыка аудирования.
Практическая значимость исследования заключается в том, что результаты исследования могут оказать практическую помощь при проведении уроков иностранных языков. Результаты работы могут быть использованы для оптимизации и повышения эффективности обучения аудированию как одному из видов речевой деятельности.
Объектом исследования является формирование навыка аудирования у обучающихся 6 класса.
Предметом исследования выступают трансформационные модели как приемы активизации процесса аудирования.
Научно-методологической базой исследования стали труды ученых и специалистов в области психологии и методики обучения иностранных языков.
Гипотеза исследования - обучение аудированию будет более результативным и эффективным при условии:
- организации поэтапного формирования навыка аудирования;
- использования трансформационных моделей в соответствии с этапами.
Научная новизна работы состоит в новом подходе к применению
приемов активизации процесса аудирования. Это подход, основанный на принципе поэтапного формирования навыка, состоящий в использовании трансформационных моделей в качестве приемов активизации процесса аудирования.
Структура выпускной квалификационной работы представлена в следующей последовательности: введение; две главы (первая глава - теоретическая, вторая - практическая); заключение; список использованной литературы; приложение.


Возникли сложности?

Нужна помощь преподавателя?

Помощь студентам в написании работ!


Итак, в данной работе были исследованы теоретические основы обучения аудированию и дидактические условия активизации процесса аудирования. Аудирование представляет собой рецептивную мыслительно-мнемическую деятельность, связанную с восприятием, пониманием и активной переработкой информации, содержащейся в устном речевом сообщении. Несмотря на то, что аудирование относится к рецептивным видам речевой деятельности, это очень динамичный процесс, в котором слушающий является активным участником, осуществляет ряд мысленных операций, таких как анализ, синтез, сопоставление. Слушающий опирается на свои знания в различных областях для лучшего понимания сообщения.
Аудирование - очень сложный вид речевой деятельности, который базируется на следующих психофизических механизмах: восприятие речи, узнавание, вероятностное прогнозирование, кратковременная и долговременная память, внутреннее проговаривание и понимание. Чтобы эффективно обучать школьников аудированию, преподаватель должен знать, как действуют эти механизмы и какие упражнения позволяют их совершенствовать.
Использованный нами комплекс упражнений для обучения восприятию и пониманию иностранной речи на слух основан на трансформационных моделях, использованных в качестве приемов активизации процесса аудирования. В методике обучения иностранным языкам выделяются следующие шесть возможных категорий трансформации аудирования: слушание и выполнение действий и операций; слушание и передача информации; слушание и решение проблемы; слушание, оценивание и манипулирование информацией; интерактивное слушание и обсуждение информации в вопросно-ответном режиме; слушание для удовольствия.
В ходе исследования удалось выяснить, что целенаправленные предтекстовые, текстовые и послетекстовые задания и упражнения способствовали преодолению трудностей понимания аудиотекста, восприятию и пониманию социокультурной информации, позволили управлять процессом понимания речи, что в значительной мере интенсифицировало обучение аудированию как виду речевой деятельности.
В ходе работы по активизации процесса аудирования у обучающихся 6 класса были успешно использованы различные приемы, которые стимулировали познавательную активность школьников. Таким образом, цель исследования - раскрыть дидактические возможности трансформационных моделей как приемов активизации процесса аудирования на дотекстовом, текстовом и послетекстовом этапах работы с аудиоматериалами - была достигнута. Подтвердилась также гипотеза исследования - обучение аудированию будет более результативным и эффективным при условии организации поэтапного формирования навыка аудирования, а также использования трансформационных моделей в соответствии с этапами.


1. Азимов Э. Г. Новый словарь методических терминов и понятий / Азимов Э. Г., Щукин А. Н. - М.: ИКАР, 2009. - 448 с.
2. Ариян М. А. Основы общей методики преподавания иностранных языков. Теоретические и практические аспекты: учебное пособие / Ариян М. А, Шамов А. Н. - 3-е изд. - М.: ФЛИНТА: Наука, 2018. - 224 с.
3. Бим И. Л. Методика обучения иностранным языкам как наука и проблемы школьного учебника. - М.: Русский язык, 1977. - 288 с.
4. Борисов А. М. Трансформационные модели в формировании навыка аудирования. - [Электронный ресурс] - URL: http://www.rusnauka.com/16 NPRT 2012/Philologia/1 111825.doc.htm (дата обращения: 13.05.2019).
5. Викулина М. А. Аудирование и чтение при формировании иноязычной межкультурной компетенции // Язык и культура. 2017. №40. - [Электронный ресурс] - URL: https://cyberleninka.ru/article/n/audirovanie- i-chtenie-pri-formirovanii-inoyazychnoy-mezhkulturnoy-kompetentsii (дата обращения: 12.12.2018).
6. Воронина, Л. А. Практикум по технологиям обучения иностранным
языкам: учебно-методическое пособие / Санкт-Петербург :
Издательство С.-Петерб. ун-та, 2017. - 118 с.
7. Гальскова Н. Д. Теория обучения иностранным языкам. Лингводидактика и методика / Гальскова Н. Д., Гез Н. И. - М.: Академия, 2009. - 336 с.
8. Генишер Э. З. Обучение аудированию // Вестник ОГУ, 2001. - 287 с.
9. Гончар И. А. Аудирование иноязычного текста как объект лингвистики и методики. М.: Вестник СПбГУ. Язык и литература. 2011. - 157 с.
10. Елухина Н. В. Преодоление основных трудностей понимания иноязычной речи на слух как условие формирования способности устно общаться [Текст] / Н. В. Елухина // Иностранные языки в школе. - 1996. - 77 с.
11. Жура В. В. Совершенствуй навыки аудирования. Make your listening skills active: учеб.пособие // Волгоград: Издательство ВолгГМУ.
Ч. 1. - 2016. - 156 с.
12. Зимняя И.А. Лингвопсихология речевой деятельности. - М.: МОДЭК, 2001. - 432 с.
13. Иванченко А. И. Практическая методика обучения иностранным языкам: Методическое пособие. Санкт-Петербург: КАРО, 2016. - 256 с.
14. Качалов Н. А. Особенности использования аутентичных
видеодокументов в обучении иностранному языку // Вестн. Том. гос. ун-та. 2006. №291. - [Электронный ресурс] - URL:
https://cyberleninka.ru/artide/n/osobennosti-ispolzovaniya-autentichnyh- videodokumentov-v-obuchenii-inostrannomu-yazyku (дата обращения: 18.12.2018).
15. Колкер Я. М. Практическая методика обучения иностранному языку [Текст] / Колкер Я. М., Устинова Е. С., Еналиева Т. М. - М.: Академия, 2000. - 264 с.
16. Колкова М. К. Методика обучения иностранным языкам в средней школе. Пособие для учителей, аспирантов и студентов. Санкт- Петербург: КАРО, 2008 г. - 224 с.
17. Леонтьева Т.П., Методика преподавания иностранного языка: учеб.пособие // Т.П. Леонтьева, А.Ф. Будько, И.В. Чепик, О.А. Соловьева, А.П. Пониматко, И.А. Горская - Минск : Выш. шк., 2017. - 239 с.
18. Малыгина Е. В. Комплекс упражнений для обучения аудированию // Молодой ученый. 2010. - 394 с.
19. Мещеряков Б.Г., Зинченко В.П. Большой психологический словарь. 4-е изд., М.: АСТ, СПб: Прайм-Еврознак, 2008. - 868 с.
20. Михеева Н.Ф. Методика преподавания иностранных языков: Учебное пособие. 2-е изд. - М.: РУДН, 2010. - 73 с.
21. Мосолова Е.М. Проблема аудирования на уроках иностранного языка как вида речевой деятельности // Психология и педагогика: современные методики и инновации, опыт практического применения. - 2015. - 70-79 сс.
22. Мустафина Ф. Ш. Методика обучения иностранным языкам и воспитания : учеб. пособие для вузов / Ф. Ш. Мустафина. - Уфа : БГПУ, 2016. - 293 с.
23. Навалихина А. И. Английский язык: совершенствуем навыки
говорения и аудирования. - Уфа: УГАТУ, 2018. - 74 с.
24. Плаксина Е. Б. Иностранный язык в образовании: учебное пособие; ФГБОУ ВПО «Урал. гос. пед. унт»; сост. Е.Б. Плаксина. - Екатеринбург, 2015. - 88 с.
25. Соловова Е. Н. Методика обучения иностранным языкам: базовый курс лекций: пособие для студентов пед.вузов и учителей. - 4-е изд. - М.: Просвещение, 2006. - 239 с.
26. Солонцова Л. П. Методика обучения иностранным языкам. Учебник для вузов (бакалавриат). В 3-х частях. Часть 3. Издательство: Владос, 2018 г. - 111 с.
27. Фролова А.В. Специфика исследования феномена антиципации в речевой деятельности // Вестник ТГГПУ. 2010. №20. URL: https://cyberleninka.ru/article/n/spetsifika-issledovaniya-fenomena- antitsipatsii-v-rechevoy-deyatelnosti (дата обращения: 14.12.2018).
28. Чилингарян М. В. Системно-деятельностный подход при обучении иностранному языку в средней школе // Научно-методический электронный журнал «Концепт». - 2017. - Т. 33. - С. 103-105. - [Электронный ресурс] - URL: http://e-koncept.ru/2017/771139.htm. (дата обращения 11.12.2018).
29. Шамов А.Н. Методика обучения иностранным языкам. Практикум. Издательство: Феникс, 2017 г. - 269 с.
30. Щукин А. Н. Методы и технологии обучения иностранным языкам: учебное пособие для преподавателей и студентов языковых вузов. - Москва: Икар, 2014. - 239 с.
31. Щукин, А.Н. Обучение иностранным языкам: Теория и практика: Учебное пособие для преподавателей и студентов. - 3-е изд. - М.: Филоматис, 2007. - 480 с.
32. УМК: Английский язык. 6 класс: учебник для общеобразовательных учреждений // [Ю.Е.Ваулина, Д.Дули, О.Е.Подоляко, В.Эванс]. - M: ExpressPublishing: Просвещение, 2014. - 136 с.
33. Юсупова Т. Г. Содержание когнитивно-коммуникативного подхода к
обучению иностранному языку // Вестник Костромского
государственного университета. Серия: Педагогика. Психология.
Социокинетика. 2014. №4. [Электронный ресурс] - URL:
https://cyberleninka.ru/article/n/soderzhanie-kognitivno-kommunikativnogo- podhoda-k-obucheniyu-inostrannomu-yazyku (дата обращения: 05.10.2018).
34. Развитие аудитивных умений на основе интернет-ресурсов -
[Электронный ресурс] URL:
file:///home/chronos/u97d4ef455be534c3b64db858c993bc6739f8987b/Down loads/razvitie audiv umeniy.pdf (дата обращения: 05.10.2018).
35. Аудиозапись - [Электронный ресурс] - URL: https: //listenaminute. com/d/driving.html (дата обращения: 05.10.2018).
36. Guo, N. & Wills, R. An investigation of factors influencing English listening comprehension and possible measures for improvement. AER Journal. - 2006. - 153 p.
37. Mendelson, D. J. Learning to Listen: A Strategy-Based Approach for the Second-Language Learner. USA: Dominie Press. - 1994. - 141 р.
38. Five essential English skills for English learners - [Электронный ресурс] - URL: https://www.britishcouncil.org/voices-magazine/five-essential-
listening-skills-english-learners (дата обращения:


Работу высылаем на протяжении 30 минут после оплаты.




©2024 Cервис помощи студентам в выполнении работ