Тип работы:
Предмет:
Язык работы:


Высшее женское образование в России в 1905- 1917 гг.

Работа №32023

Тип работы

Дипломные работы, ВКР

Предмет

педагогика

Объем работы95
Год сдачи2018
Стоимость6300 руб.
ПУБЛИКУЕТСЯ ВПЕРВЫЕ
Просмотрено
738
Не подходит работа?

Узнай цену на написание


Введение
Глава I Борьба за высшее женское образование. ..
II глава Первые высшие учебные заведения для женщин в России
§1. Московские высшие женские курсы в 1905-1917 годах
§2. Санкт- петербургские высшие учебные заведения.
§3. Высшее женское образование в Казани
III глава Революционный путь слушательниц высших женских курсов
Заключение
Приложение
Список использованной литературы и источников


Данная работа посвящена проблеме высшего женского образования в России. Борьба за высшее женское образование в России было тесно связано с освободительным движением , также представляет собой яркое явление в развитии культуры и просвещения всего общества . В данной работе раскрывается проблема не только становления и организация самого Высшего образования для женщин в 1905- 1917 гг., но также проблема деятельности первых высших учебных заведений - Высших курсов для женщин в Петербурге (Бестужевские) и московских ( профессора В. И.Герье) . Почему рассматриваются особенно данные курсы ? Потому что Москва и Петербург считались главными центрами борьбы за равноправие женщин, в частности борьбы за высшее женское образование и именно здесь отразилась общая тенденция , характеризующая движение по стране в целом.
Также в данной работе я рассматриваю деятельность Высшего женского образования в Казани , так как провинциальные Высшие женские курсы имеют свои местные особенности и также сыграли особую роль в развитии высшего женского образования. Особое внимание также можно уделить проблеме участия слушательниц Высших женских курсов в революционном движении.
Борьба русской женщины за равноправии в сфере высшего образования наравне с мужчинами считается главной частью женского движения в России начавшегося еще в условиях революционной ситуации 1859- 1861 гг. и развивавшегося в России разными путями вплоть до событий Великой Октябрьской социалистической революции.
Актуальность темы исследования . Почему же проблему становления высшего женского образования в России в период за 1905- 1917 гг. нужно изучать ? Актуальность данной работы обусловлена с одной стороны , большим интересом к теме “ Высшее женское образование” в современной науке , с другой стороны, значится недостаточная разработанность данной проблемы. Проблема высшего женского образования в России является одной из актуальных проблем профессионального образования в России в настоящее время. Следовательно, чтобы решить данную проблему и выявить тенденции к развитию и улучшению в сфере высшего женского образования в России, необходимо углубиться в историю создания высших женских курсов и становления самого Высшего женского образования, как переломный момент в расширении прав для женщин , в первую очередь в образовании.
Объектом данной дипломной работы является борьба за Высшее женское образование в 1905-1917 годах.
Предметом моей дипломной работы являются сами Высшие женские курсы. Их становление , развитие, внутренне устройство и структура, жизнь и быт самих курсов.
Целью дипломной работы является : раскрыть понятие Высшее женское образование. Какую роль Высшее женское образование играло в обозначенный период. И чего сумели добиться представители революционных идей в расширении прав женщин в образовании.
К задачам можно отнести следующее:
- Выявить этапы борьбы за высшее женское образование в России.
- Раскрыть тему первых высших женских учебных заведений в России.
- Детально изучить Московские высшие женские курсы , Высшие женские курсы в Санкт- Петербурге, рассмотреть Высшее женское образование в Казани.
- Проанализировать революционный путь слушательниц высших женских курсов.
Методы исследования дипломной работы: анализ литературы, анализ источниковедческой базы , анализ воспоминаний слушательниц курсов , анализ периодической печати . Сравнение Высших женских курсов в различных городах России. Классификация этапов борьбы за высшее женское образование. Метод обобщения в рассмотрении влияния революционных идей на слушательниц курсов.
Научная новизна моей дипломной работы определяется тем , что рассмотрев пути становления Высшего женского образования именно в революционный период , можно проследить тенденцию развития именно ошибок и просчетов со стороны правительства и других органов власти. Рассмотрев опыт прошлого мы можем предугадать становление и развитие высшего женского образования в современном мире. То есть , опираясь на ошибки в прошлом, мы можем улучшить сферу деятельности в образовании и с помощью рефлексии , улучшить те или иные сферы , касающиеся образования для женского населения.
Практическая значимость обуславливается тем , что данный материл можно предоставить ученикам и студентам для расширения кругозора выбранной темы .Так же практическая значимость связана и с новизной темы. То есть опираясь на опыт прошлого , можно предугадать развитие и тенденцию развития высшего женского образования в современности .
Краткое описание структуры дипломной работы:
- Введение раскрывает актуальность , определяет объект, предмет , цель, задачи и методы исследования , раскрывает теоретическую и практическую значимость работы.
В первой главе рассматриваются основные этапы борьбы за Высшее женское образование в России в 1905- 1917 годах.
Во второй главе рассматриваются первые высшие женские учебные заведения в России. Так же данная глава подразделяется на параграфы.
Каждый из которых раскрывает особенности Высших женских курсов в разных городах: В Москве, Санкт - Петербурге и Казани, как одни из главных центров становления и развития женского образования.
Третья глава посвящена революционному пути слушательниц курсов.
В заключении анализируются итоги исследования, формулируются окончательные выводы по рассматриваемой теме работы.
Анализ литературы. В данной работе используются материалы Центрального государственного архива Октябрьской революции /ЦГАОР СССР/ , Центрального государственного исторического архива / ЦГИА/ , Центрального Государственного архива г. Москвы / ЦГА г. Москвы, Государственного архива Ленинградской области / ГИАЛО/ , Отдела рукописей библиотеки им.В. И. Ленина / ГБЛР.О . /, все вышеперечисленные архивные материалы были взяты из диссертационной работы Э. П. Михеевой Института Истории СССР АН СССР. Все вышеперечисленные архивные материалы можно классифицировать следующим образом:
1) Документы, отражающие характеристику общественного настроения , качающихся вопросов высшего женского образования.
2) Документы и архивные материалы, отражающие и отмечающие отношение общественной культуры к борьбе за открытие Высших женских курсов в России: ходатайства об открытии Курсов в разных городах, проекты программ, обзорные материалы учебных планов,проекты положений о Высших Женских курсов, уставы и так далее.
3) Сами документы Высших женских курсов: отчеты о деятельности курсов , материалы из переписок , касающихся решения различного рода вопросов, планы, учебные расписания занятий, состав преподавателей и профессоров, состав курсисток, различные документы об академической жизни, общественной и научной жизни курсисток и так далее.
4) Материалы из личных дел слушательниц.
5) Официальная документация Особого Отдела Департамента полиции, а также материалы из Канцелярий Московского и Санкт- Петербургского губернаторов, канцелярий Московского и Санкт- Петербургского градоначальников , полицейских приставов и др. по поводу участия слушательниц в революционных движениях.
6) Документы, касающиеся решений Министерств народного просвещения( протоколы заседаний различных комиссий по вопросу о Высшем женском образовании. )
Именно тщательный анализ всех данных материалов позволяет всесторонне изучить проблему становления Высшего женского образования в России.
Так же особую роль в изучении высшего женского образования сыграли опубликованные источники. В первую очередь это материалы полного собрания законов Российской империи и Сборники постановлений по министерству народного просвещения ,опубликованные отчеты Высших Женских Курсов , Отчеты обществ для доставления средств Высшим женским курсам и так далее.
Так же особую роль в раскрытии данного вопроса играет периодические издания и пресса.
В первую очередь особо яркую роль сыграли большевистские журналы и газеты, такие как : “ Искра” ( 1900-1903), “ Работница” ( 1913- 1914), “ Социал- демократ” ( 1906 г.) , “Правда” ( 1912- 1917 г.). Большое значение так же играют такие периодические издания , как : “ Журнал Министерства народного просвещения». ( 1878- 1917) , “ Вестник воспитания» (19011916), “ Женский вестник” (1901-1916). “ Женское образование” (1876-1892) , “ Женское дело” ( 1899-1900), “ Студенчество» (1906) , “Право” ( 1898- 1917), “Союз женщин” (1907-1909), “ Исторический вестник” (1880-1917) и др.
Самое уникальное значение в качестве источников являются конечно же сами воспоминания курсисток: это прежде всего сборник “ Славные большевички” , посвященный светлой памяти прекрасной плеяды женщин- революционерок и вышедший под ред. Е.Д. Стасовой . Сама книга состоит из биографических очерков , которые не претендуют на полноту , а лишь отражают основные моменты жизни и деятельности женщин- революционерок. Интересен тот факт, что из 20 очерков ,10 из них посвящены бывшим слушательницам Высших Женских Курсов. Три очерка посвящены работам о женщинах семьи Ульяновых, Н. К. Крупской , О. А Вареновой, В. М. Величкиной ( Бонч- Бруевич ), Л. М. Книпович , П. Ф. Куделли , К.Н.Самойловой , С.Н. Смидович.
В 1959 году вышел в свет новый сборник воспоминаний: “ Женщины в революции». В сборнике указано 57 воспоминаний женщин активных участниц трех революций , событий гражданской войны и социалистического строительства. Среди них так же присутствуют воспоминания слушательниц Высших женских курсов.
В 1965 году был издан сборник воспоминаний слушательниц Бестужевских курсов. Данная книга о курсах, которые вправе именовать себя ,как первый женский университет в России, также он является большим вкладом в разработку вопроса об истории высшего женского образования. В самом сборнике содержится 48 воспоминаний ,написанных очень интересно и красочно. Тематически сборник подразделяется на две части. Первая часть посвящена истории преподавания на различных отделениях. А вторая часть знакомит нас с воспоминаниями о профессорах и преподавателях.
Сами воспоминания о профессорском составе и преподавателях содержать очень много теплоты и чувства благодарности к выдающимся учителям. На курсах читали лекции такие выдающиеся личности , как С. А. Венгеров,Н. А. Котляревский, Д. Н. Овсянико- Куликовский. Так же на курсах начинали свою преподавательскую деятельность будущие академики Б. Л. Греков и А.В. Щерба.Из данных воспоминаний можно выявить много сведений и представлений о замечательных и талантливых людях , подлинных гуманистах , сторонников женского равноправия , посвятивших многие годы своей деятельности Высшим Женским Курсам.
В самих воспоминаниях , посвященных истории преподавания идет речь о новых для того времени прогрессивных методах преподавания. Очень четко и явно прослеживается эволюция преподавания отдельных предметов за 40 лет существования курсов, в том числе и введение предметной системы, которая заменила курсовую систему. И так же стоит отметить, что преподавательская новая система не оставалась неизменной. Производился поиск более правильных путей обучения для каждой из существующих на факультете специальностей.
Большой интерес представляют воспоминания о женщинах профессорах , о первой научной- исследовательской лаборатории и постановлении практических знаний у отдельных профессоров и преподавателей. Такие авторы как: Е Н Чехова , М Е Сергиенко , С Ф Айнберг-Загряцкова показывают, что переход на предметную систему преподавания качественно улучшил качество работы и приобрел в значительной мере более серьезный научный характер, а сами учебные планы были направлены на более углубленное изучение специализации.
Но к сожалению стоит отметить, что сама редколлегия удвоила слишком большое внимание истории преподавания , тем самым обделив вниманием сами воспоминания о жизни и учебе “ бестужевок” , которые предоставляли огромный интерес.
Данной теме были посвящены такие статьи , как : “ Как бестужевки впервые сдавали государственные экзамены” ( А. А. Мерварт), “ Как мы учились” ( Е. П. Привалова), “ Из жизни бестужевки” (В. Н. Даконенко). Эти небольшие по содержанию очерки очень четко показывают , как бестужевские курсы были родоначальниками нового типа русской прогрессивной женщины , которая занимались общественной деятельностью , педагогикой и наукой.
Большое внимание я бы хотела уделить статье , посвященной общественным организациям и политической деятельности бестужевок. Сама автор Н. П. Вревская вспоминает о деятельности нелегальных и полулегальных сугубо студенческих организациях, землячеств , касс взаимопомощи , бюро труда столовой комиссии. Бестужевки добровольно работали во нешкольных учреждениях и я являлись активными организаторами помощи во времена стихийных бедствий. Они также активно занимались выступлениями на нелегальных и полулегальных курсах для рабочих.
Так же стоит отметить статьи С. И. Стриевской - “Участие бестужевок в революционном движении” и так же ряд воспоминаний других бестужевок : “ Памяти Натальи Ивановны Вревской” и многие другие.
Ценность самих воспоминаний бестужевок в их правдивом рассказе , открытости, честности , непосредственности , так же стоит отметить , что они уделяли особое внимание деталям быта и учету в данном учебном заведении , к самым тяжелым и радостным дням жизни на самих курсах , где учебный процесс сочетался с огромной политико- воспитательной работой, самым активным участием в общественной и революционной жизни курсисток.
К источникам по теме так же можно отнести публикации Е.Лихачевой, юбилейное издание Бестужевских курсов , целью которого было издание и публикация большого фактического материала по истории высшего женского образования в России и самой деятельности Бестужевских курсов за все их существование в течении 25 лет.
Методологической базой моей работы можно отнести труды основоположников маркизма- ленинизма , которые были посвящены различным аспектам общественного движения в России. Много ценных указаний можно обнаружить в работах Крупской, Коллонтай и других , именно они специально изучали женское движение и историю высшего женского образования с позиций марксистско- ленинской теории.
Для правильной постановки и понимания основных проблем, касающихся женского движения , особенно значимым является работа Ф. Энгельса “ Анти- Дюринг” , а также “ Возникновение семьи, частной собственности и государства.” Еще более ста лет назад К. Маркс писал: “ Каждый, кто сколько- нибудь знаком с историей , знает также , что великие общественные перевороты невозможны без женского фермента.” Именно это указание дало возможность автору вписать историю борьбы женщин за право на высшее образование в общую революционную борьбу против самодержавия.
Большое теоретическое значение в вопросе женской проблемы имеют работы В. И. Ленина : “ Роль сословий и классов в освободительном движении”. “Речь на I Всероссийском съезде работниц. 19 ноября 1918 г. “ О государстве”, “ Советская власть и положение женщин” , “К пересмотру партийной программы”, “Задачи пролетариата в нашей революции”, “О задачах женского рабочего движения и другие”. Особенно подчеркивает В. И. Ленин , что буржуазная демократия на словах обещает равенство и свободу. А на самом деле женской половине человеческого рода ни одна , хотя бы самая передовая, буржуазная республика не дала ни полного равенства с мужчиной по закону , ни свободы от опеки и от угнетения мужчины”. Сам В. И.Ленин придавал огромное значение участию женщин в революционном движении . Он полагал , что “ Не может быть социалистического переворота , если громадная часть трудящихся женщин не примет в нем значительного участия и что “Из опыта всех освободительных движений замечено, что успех революции зависит от того, насколько в нем участвуют женщины”.
Часть вопросов , касающихся женского образования более или менее раскрыт в литературе. Так работа М. В.Кечеджи-Шапалова представляет собой очерк исторического развития женского движения , начиная с древнего мира в разных странах: Америке, Англии ,Скандинавии , Европе , на Востоке и в России. Автор особую роль уделял отвлеченным рассуждениям в древние времена и рассуждает ос способностях женщины воспринимать образование. Здесь нет ничего конкретного для данной темы , лишь присутствуют отвлеченные разговоры о пользе и возможностях осуществления высшего женского образования.
Такой автор как : Е. Щепкина считает, что женское движение в России возникло одновременно с возникновением партии кадетов в 1905 году. По ее мнению до весны 1905 года брожение среди женской интеллигенции не выливалось в определенные формы.
Такой автор как, А. А. Кальманович в своей работе проводит сравнительный анализ женского движения в России с таким же движением в других странах- Сев. Америке , Англии , Франции , Италии , Германии и др. И призывает русских женщин еще больше активизироваться в борьбе за свою свободу.
Итак , перечисленные выше работы являлись исходным , а следовательно и необходимым этапом в изучении и анализе данной работы. В настоящее время, именно опираясь на большой фактический материал , накопленный советскими историками,в дальнейшем необходимо будет перейти к монографическому исследованию истории высшего женского образования в России ,необходимо с наиболее большей полнотой охватить и рассмотреть существенные стороны пройденного пути русской женщины в борьбе за высшее женское образование . Данная работа , должна осуществить дальнейший шаг в разработке и всестороннем освещении и исследовании данной проблемы.


Возникли сложности?

Нужна помощь преподавателя?

Помощь студентам в написании работ!


Высшие женские курсы , особенно в Москве и Петербурге оказали большое влияние в развитии культуры, науки и образования среди женского населения.
Обобщая большой и трудный путь развитии и борьбы высшего женского гуманитарного образования можно выделить несколько важнейших этапов.
1. До 70- х гг. XIX в. В России был закрыт доступ женщинам к высшему образованию.
Женщины, которые упорно стремились получить высшее образование, уезжали за границу на обучение. Этому свидетельствует тот факт, что в период 60- 70 гг.Х1Х в. Русские женщины составляли большой пласт среди учащихся женщин в западно- европейских университетах. В связи с тем , что правительство боялось проникновению революционных идей через студенток, отправлявшихся за границу, правительству пришлось пойти на уступки и чтобы удовлетворить в какой- то мере общественное мнение , власти в конце концов признали возможным создание в виде опыта нескольких специальных женских учебных заведений частного характера.
Открытие первых высших учебных заведений можно рассматривать как уступку со стороны правительства , под влиянием революционнодемократического движения 60- 70 - х годов и все более активного нарастания стремления женщин к равноправию , в том числе и в получении высшего образования.
2. В последующем правительство признавало доступ женщин к образованию, хотя и ограниченный . И тем самым начался процесс создания и открытия особых женских учебных заведений , чтобы не пускать женщин в существующие университеты и ВУЗы , чтобы не допустить совместного обучения.Стоит отметить , что в данный период женские учебные заведения открывались , но только гуманитарные и без всяких прав и перспектив для выпускниц.
3. Стремление и тяга женщин к получению знаний посредством получения высшего образования столкнулось с большим количеством предрассудков и стереотипов в различных классах общества и враждебным отношением со стороны господствующих классов. Представители реакционно- настроенного общества видели в идее высшего женского образования только лишь негативные тенденции и вред . Само требование и идея о получение женщинами высшего образования и допуска их к науке и просветительству считалось, как противоестественное и даже отходящее от норм религии и церкви, что по тем временам считалось недопустимым. Самые здравые и объективные аргументы и голоса , поддерживающие высшее женское образование тонуло в потоках различных опасений , предубеждений , недопонимания и грязной клевете и неправде со стороны представителей реакционной печати.
Отношение царского правительства было определенным. Конечно же правительство в первую очередь пыталось защитить интересы помещиков, дворян, бюрократии потому что именно благодаря их поддержке правительство играло ведущую роль в политической жизни страны. И конечно власти всячески отрицали идею высшего женского образования , отказываясь понимать общественную необходимость и пользу в получении женщинами высшего образования. Вся политика правительства была направлена на ограничение узкими рамками всевозможных положений ,уставов и регламентов и не допустить женскую молодежь к политической жизни страны. Вот почему высшее женское образование на первых порах было было ограничено: количеством высших учебных заведений , профилем и специализацией.И вот почему была установлена высшая плата за обучение.
Правительство упорно считало что женское образование должно базироваться частной инициативе, благотворительности и филантропии из среды состоятельных кругов ,рассчитывая на его слабость, неполноценность , непопулярность и постоянную нехватку материальных средств. Конечно же никаких казенных субсидий Высшие женские курсы не получали от правительства.
4. Совсем иное отношение было у организаторов и создателей курсов. К ним относились : представители либеральной буржуазной интеллигенции , различных женских обществ ,части профессуры и лиц свободных профессий . “ Мы желаем положить основание учреждению, которое могло бы содействовать распространению высшего образования между женщинами” - писал профессор В И Герье, один из основателей Высших женских курсов в Москве.
Прогрессивные круги общества видели поддержку и опирались исключительно на растущее в стране “ женское движение” , также на женские журналы, благотворительные женские организации ,которые носили ярко выраженный буржуазный характер, все они были энтузиастами эмансипации женщин.
5. Сама жизнь и деятельность первых высших учебных заведений для женщин была очень сложной и трудной . Благодаря только разносторонней помощи русской общественности и различного рода пожертвованиям , курсы смогли продержаться и избежали закрытия. При всем при этом курсы не только не нуждались в острой материальной нужде , а наоборот контингент постоянно расширялся и программы совершенствовались.
В начале 20 века Высшие женские курсы в Москве и Петербурге окрепли в материальном плане ,у них появилась возможность построения собственных зданий , которые полностью соответствовали стандартам высших учебных заведений. Так же они имели собственные библиотеки по всем отдельным отраслям знаний, научные кабинеты и лаборатории , в которых находилось большое количество необходимых пособий для работы. И все это было создано по частной инициативе ,на чсатные средства и пожертвования.
6. На курсах в основном преподавали знаменитые в основном либерально- настроенные профессора Петербургского и Московского университетов.
Сами учебные программы Высших женских курсов были составлены в соответствии с программами университетов . На курсах проводили чтение лекции , семинары и лабораторные занятия. Все это предоставляло слушательницам достойную и серьезную учебную подготовку. После закрытия курсов в 1886 году они занимались доучиванием оставшихся студенток.
7. Новый этап в истории Высших Женских Курсов начался в 1889 году и был возобновлен прием на Бесужевские курсы по решению комиссии князя Волконского. И с 1900 года в Москве вновь открылись закртые ранее Высшие женские курсы профессора Герье в Москве.
Однако стоит отметить, что курсы были открыты уже опираясь на новые основания в соответствии с пожеланиями и рекомендациями самого князя Волконского. С самого начала был введен строгий контроль за всеми слушательницами курсов. Для этого работала , введенная специально для этого казенная администрация, оплачиваемая и утверждаемая министерством народного просвещения: директором , инспектрисой и их помощницей.
Сами учебные планы также как и программы утверждались министерством.
Также стоит отметить , что количество учащихся на курсах также было ограничено. Иногородним студенткам приходилось жить только в интернате при курсах.
И все же можно сказать , что проблема высшего женского образования одержала верх и получила широкое признание.
Упорное и активное стремление женщин к получению знаний и высшего образования, постоянное посещение лекций слушательницами уже в 20 веке не считалось излишним и предосудительным. Так к примеру , если в 70- 80 - х гг. Посещение Высших женских курсов являлось чем то не приличным и недостойным для девушек, то в 20 веке,в частности после революции 1905 года все меняется. Количество курсов увеличивается и в крупных центрах возникают уже новые женские курсы. Так после революции 1905- 1907 года были открыты курсы в таких городах, как : Киев, Казань, Харьков, Одесса, Тифлис, Томск, Юрьев и др. К 1913 году количество курсов уже достигает 30 и из них 11 курсов находилось в Петербурге, 5 в Москве. Так в Москве и Петербурге количество учащихся на курсах достигало 14995 слушательниц. В 1916 году на всех Высших женских курсах в России количество достигало 29 933 женщины. 80 процентов выпускниц посвятили себя педагогической деятельности в разных уголках России. Они работали учительницами сельских школ и городских училищ, гимназий, прогимназий, институтов, преподавательницы, ассистенты и руководительницы практических занятий в Вузах. Часть занималась научной деятельностью.
Многие выпускницы работали в библиотеках, книжных складах, читальнях, несли службу в казенных и частных учреждениях и организациях.
Особо стоит выделить конечно же Бестужевские курсы в Петербурге и Московские курсы профессора Герье в истории развития женской школы в России.
8. Сама женская молодежь занималась не только учебой, но также принимала активное участие в революционных выступлениях студенчества , демонстрациях, забастовках , митингах и протестах. Многие курсистки входили в состав народовольческих, а после марксистских кружков , занимались хранением и распространением подпольной , революционной литературы, поддерживали связь с политзаключенными в тюрьмах, передавали им сведения и т. Д.
Самыми активными участницами “ Союза борьбы за освобождение рабочего класса” были бестужевки: Н. К. Крупская, А. И. Ульянова, Е.А. Изотова- Виноградова, А. А. Якубова, З. П. Невзорова и др.
За активное участие в Кронштадском вооруженном восстании были казнены расстрелом бестужевки Анна Венедиктова и Анастасия Мамаева . В 1908 году среди 7 человек , казненных за покушение на жизнь министра юстиции Щегловитова , были также расстреляны две бестужевки: Лидия Стуре и Анна Шумятикова.
Участницами всех трех революций были бестужевки: К. Н. Самойлова,Л. А. Фотиева, Ш. М. Манучарьянц, С. М. Познер, Е. Г. Смиттен, Е. Н. Ванеева, Ф. М. Кнуньянц- Ризель, П. Ф. Куделли и др. На московских высших женских курсах учились революционерки М. И. Ульянова, А. Н. Воронова, А. И. Петровская, Л. П. Соколова, М. Д. Смирницкая, А. А. Семашко, О. Ф. Адашенко и др.
После победы Великой Октябрьской социалистической революции большая часть слушательниц Высших женских курсов отдали все свои силы и знания на постройку нового Советского государства, чтобы полностью решить дело окончательного раскрепощения женщины .
9. Подводя определенные итоги пороса о высшем женском образовании в России стоит прежде всего отметить:
а) Само движение за женское высшее образование в Росси носило ярковыраженный либерально- буржуазный характер,а после самой революции 1905- 1907 гг. Оно переходило в основном в рамки программы кадетской партии, объединяющая главных деятелей данного движения.
сотрудничество и сближение с представителями революционной демократии , в первую очередь с партией социал- демократов и ее большевистской организацией. Из среды курсисток Высших женских курсов вышло большое количество революционерок, стойких борцов за рабочее дело.
г ) Высшие женские курсы играли прогрессивную роль в истории развития народного образования в России и в первую очередь в истории высшего образования женщин. Созданные и организованные в самых тяжелых условиях они все таки способствовали удовлетворению потребности в высшем образовании женщины и были поддержкой в борьбе женщин угнетенных классов под руководством рабочего класса против царской власти и капитализма за получение полного раскрепощения в своих правах.
д) Только Великая Октябрьская социалистическая революция совершенно по новому решила вопрос женщин в России , в том числе и вопрос высшего женского образования , поставив в первую очередь решение проблемы социального освобождения и культурной революции трудящихся ,в целях полной победы социализма и приобщения женщины к участию во всех сторонах жизни Советского государства.



Энгельс Ф. Анти-Дюринг. Отдел Ш,гл. У. Государство, семья и воспитание. - К. Маркс и Ф. Энгельс . Соч., т.20, стр. 326-343.
Ленин В.И. К международному дню работниц. ПСС, т.40, стр.192- I93.
Ленин В. И.Международный день работниц . ПСС, т.4, стр. 368-370.
Ленин В.И. Речь на Первом Всероссийском съезде работниц 19 ноября 1918 г.ПСС, т.37, стр. 185- 187.
Ленин В.И.Советская власть и положение женщины.ПСС,т.39, стр.285-288.
II. Архивные материалы.
В дипломной работе использованы материалы, взятые из диссертации Э.П. Михеевой. “Высшее женское образование в дореволюционный период.” Москва- 1969г. В данной диссертации использованы материалы. Хранящиеся в следующих архивах:Центральном государственном архиве Октябрьской революции / ЦГ АОР/ , Центральном государственном историческом архиве / ЦГИА / , Центральном государственном архиве литературы
и искусства / ЦГАЛИ/ , Центральном государственном архиве г.Москвы / ЦГА г. Москвы / Государственном архиве
Ленинградской области / ГИАЛО/ , Отделе рукописей библиотеки им. В.И. Ленина / ГБЛРО/.
Ш.Источники Периодическая печать.
“ Вестник воспитания”. / 1901-1916/, “ Вестник Европы” /1901-1916/, “
Журнал Министерства народного просвещения” / 1878-1917/, “ Женская мысль” /1909-1910/ , Женский вестник”, /1866-1868/, “Женское дело”/ 19101917/ , “Женское образование” /1878-1917/, “ Журнал министерства народного просвещения» / 1878-1917/, “ Наблюдатель / 1882/, “ Неделя” /1870-1888/, “ Новый луч” /1907/ , “ Отечественные записки” / 1878-1884/, “ Правда” /1912-1917/, “ Правительственный вестник”, / 1886/, “ Право” /18981917/, “ Работница”/1913-1914/, “ Рассчет” /1859/, “ Речь” /1906-1917/, “ Русские ведомости” / 1870-1917/ , “ Социал- демократ” /1906/, “ Союз женщин” /1907-1909/, “Церковный вестник” /1913-1914/ и др.
Документальные источники.
Акт С.-Петербургских высших женских курсов 12- го ноября 1895 г. Вострогов И. Женские богословские курсы в Москве.1910-1913.
Краткий отчет за 1913 г. М., 1913.
Дневник Первого всероссийского съезда на образование женщина под ред. А.Н. Кремлева. № 1-11. Спб., 1913.
Краткая историческая записка ( о СПб В.Ж. курсах) . 1878-1908 гг.
Отчет о состоянии С.- Петербургских Высших женских курсов за 1882-1905 гг. Спб., 1901-1906.
Правила для слушательниц Московских Высших женских курсов. М., 1904.
Список окончивших курс на С.- Петербургских высших женских курсах. СПб., 1911.
Труды I- го Всероссийского съезда по образованию женщин. СПб. 1914, т. I /секция высшего образования/.
Устав Московских Высших женских курсов. СПб., 1906.
Воспоминания.
Буланова- Трубникова О. К. Три поколения. М.-Л. Гос. Из- во,1928.
Дъяконова Е.А. Дневник Елизаветы Дъяконовой. 2-е изд. Спб., 1905. М., 1912.
Женщины в революции . Воспоминания. М.,Госполитиздат, 1959.
Женщины русской революции .М., 1968.
Некрасова Е. Жизнь студентки . М., 1903.
Октябрем рожденные/ воспоминания/. М., 1967.
C.- Петербургские Высшие женские / Бестужевские / курсы. Сб. Статей.Л., 1965.
Фигнер В. Студенческие годы.М., 1922.
Бестужевки в рядах строителей социализма. Под ред.Г. И. Пылаева. М., “ Мысль”, 1969.
Литература.
Бебель. Женщина и социализм.М., 1959.
Высшие женские ( Бестужевские )курсы . Библиографический указатель . М., 1966.
Ерман Л. К. Интеллигенция в первой русской революции. М., Наука,1966 г.
Женщины в СССР.Статистические материалы.М., 1966.
История Московского университета. Т.1. М., 1955.
Колонтай А.М. Социальные основы женского вопроса. Спб., 1909.
Крупская Н. К. Собр. Соч., т. I. М., 1957.
Медынский Е. Н.История русской педагогики . М., 1938.
Рождественский С. В. Исторический обзор деятельности Мин- ва народного просвещения.1802- 1902.СПб., 1902.
Цеткин К. Ленин и освобождение женщины. М., 1925.
Цеткин К. Умственный пролетариат,женский вопрос и социализм. Одесса, 1905.
Бердникова А. В. Женщины в революции. Новосибирск, 1968.
Михайлова С. М., Коршунова О. Н. Высшее женское образование в России и Казани: конец XIX- начало XX вв.- Чебоксары : Клио,2004.
Смирнова В.Н. Женщины Татарии на трудовом фронте в период гражданской войны.- Казань, 1973.- С.12.
Афонина Е. В. Высшее женское образование в Казани. Автореферат диссертации на соискание ученой степени кандидата исторических наук. Казань, 2002.
Монографии.
Бемерт В. Университетское образование женщины. СПб., 1873.
Зинченко Н.Женское образование в России.Исторический очерк. СПб., 1901.
Кальманович А.А.Женское движение и его задачи. Спб., 1908.
Кечеджи-Шаповалов М. Женское движение в России и за границею.Спб., 1902.
Покровская М. И.О высшем женском образовании в России. Спб., 1906. Тыркова А.В. Освобождение женщины.Пг., 1917.
Щепкина Е.Н.Женское движение в 1905 г. Спб.,1906.
Щербина А. М. О допущении женщин в университет. М., 1916.
Статьи.
Аптекман О. В.Московские революционные кружки. “Русское прошлое”. Пг.-М.,1923 кн. 1,2.
Арсеньев К.К. Закрытие курсов проф. В. И . Герье. В кн. Арсеньев К.К. “ За четверть века” ( 1871-94).Сб-к статей. Спб.,1915. Стр.383-386.
Волконский С. М. Высшее образование женщина в России. Речь князя С. М. Волконского.” Образование”, 1893, №7- 8,отд.2,стр.83-91.
А.Кауфман. Русская курсистка в цифрах. Ж. “ Русская мысль”, июнь 1912 г., с. 70- 71.
К истории ж. “ Работница”. Исторический архив №4 1955 г.
Песковский М. Образование женщин у нас и за границей./ Русская мысль, 1886, кН.7.
Сватиков С.Русская студентка. / 1860- 1915/ в кН. “ Путь студенчества”.М., 1916 г.
Смирнова В. К истории высшего женского образования в России.” Вопросы истории” , 1949, № 10.
Федотова Н.О высшем женском образовании в Одессе. Труды Одесского унта, т. 151. Серия филологич. Наук, вып. 11, 1961.
А. Шереметевская. Страница из истории высшего женского образования “ Исторический Вестник” ,1896, № 7.
Шохол К. К вопросу о развитии высшего женского образования в России. Журн. Министерства народного просвещения , Новая серия XI. 1912, № 8, отд. 3, стр. 154-195.
Шохол К.Р. К вопросу о развитии высшего женского образования в России. / Третий период, с 1905 г./
Щепкина Е.Н. Женщины в русских университетах. “ Вестник Евр. “,сент. 1912.
Щепкина Е. Первые годы высших женских курсов . “ Русское прошлое”.
Сборник статей “ Санкт-Петербургские Высшие женские ( Бестужевские курсы) под ред.проф.С.Н.Валка. Изд-во Ленинградского университета 1973 г.


Работу высылаем на протяжении 30 минут после оплаты.



Подобные работы


©2024 Cервис помощи студентам в выполнении работ