Высшее женское образование в России в 1905- 1917 гг.
|
Введение
Глава I Борьба за высшее женское образование. ..
II глава Первые высшие учебные заведения для женщин в России
§1. Московские высшие женские курсы в 1905-1917 годах
§2. Санкт- петербургские высшие учебные заведения.
§3. Высшее женское образование в Казани
III глава Революционный путь слушательниц высших женских курсов
Заключение
Приложение
Список использованной литературы и источников
Глава I Борьба за высшее женское образование. ..
II глава Первые высшие учебные заведения для женщин в России
§1. Московские высшие женские курсы в 1905-1917 годах
§2. Санкт- петербургские высшие учебные заведения.
§3. Высшее женское образование в Казани
III глава Революционный путь слушательниц высших женских курсов
Заключение
Приложение
Список использованной литературы и источников
Данная работа посвящена проблеме высшего женского образования в России. Борьба за высшее женское образование в России было тесно связано с освободительным движением , также представляет собой яркое явление в развитии культуры и просвещения всего общества . В данной работе раскрывается проблема не только становления и организация самого Высшего образования для женщин в 1905- 1917 гг., но также проблема деятельности первых высших учебных заведений - Высших курсов для женщин в Петербурге (Бестужевские) и московских ( профессора В. И.Герье) . Почему рассматриваются особенно данные курсы ? Потому что Москва и Петербург считались главными центрами борьбы за равноправие женщин, в частности борьбы за высшее женское образование и именно здесь отразилась общая тенденция , характеризующая движение по стране в целом.
Также в данной работе я рассматриваю деятельность Высшего женского образования в Казани , так как провинциальные Высшие женские курсы имеют свои местные особенности и также сыграли особую роль в развитии высшего женского образования. Особое внимание также можно уделить проблеме участия слушательниц Высших женских курсов в революционном движении.
Борьба русской женщины за равноправии в сфере высшего образования наравне с мужчинами считается главной частью женского движения в России начавшегося еще в условиях революционной ситуации 1859- 1861 гг. и развивавшегося в России разными путями вплоть до событий Великой Октябрьской социалистической революции.
Актуальность темы исследования . Почему же проблему становления высшего женского образования в России в период за 1905- 1917 гг. нужно изучать ? Актуальность данной работы обусловлена с одной стороны , большим интересом к теме “ Высшее женское образование” в современной науке , с другой стороны, значится недостаточная разработанность данной проблемы. Проблема высшего женского образования в России является одной из актуальных проблем профессионального образования в России в настоящее время. Следовательно, чтобы решить данную проблему и выявить тенденции к развитию и улучшению в сфере высшего женского образования в России, необходимо углубиться в историю создания высших женских курсов и становления самого Высшего женского образования, как переломный момент в расширении прав для женщин , в первую очередь в образовании.
Объектом данной дипломной работы является борьба за Высшее женское образование в 1905-1917 годах.
Предметом моей дипломной работы являются сами Высшие женские курсы. Их становление , развитие, внутренне устройство и структура, жизнь и быт самих курсов.
Целью дипломной работы является : раскрыть понятие Высшее женское образование. Какую роль Высшее женское образование играло в обозначенный период. И чего сумели добиться представители революционных идей в расширении прав женщин в образовании.
К задачам можно отнести следующее:
- Выявить этапы борьбы за высшее женское образование в России.
- Раскрыть тему первых высших женских учебных заведений в России.
- Детально изучить Московские высшие женские курсы , Высшие женские курсы в Санкт- Петербурге, рассмотреть Высшее женское образование в Казани.
- Проанализировать революционный путь слушательниц высших женских курсов.
Методы исследования дипломной работы: анализ литературы, анализ источниковедческой базы , анализ воспоминаний слушательниц курсов , анализ периодической печати . Сравнение Высших женских курсов в различных городах России. Классификация этапов борьбы за высшее женское образование. Метод обобщения в рассмотрении влияния революционных идей на слушательниц курсов.
Научная новизна моей дипломной работы определяется тем , что рассмотрев пути становления Высшего женского образования именно в революционный период , можно проследить тенденцию развития именно ошибок и просчетов со стороны правительства и других органов власти. Рассмотрев опыт прошлого мы можем предугадать становление и развитие высшего женского образования в современном мире. То есть , опираясь на ошибки в прошлом, мы можем улучшить сферу деятельности в образовании и с помощью рефлексии , улучшить те или иные сферы , касающиеся образования для женского населения.
Практическая значимость обуславливается тем , что данный материл можно предоставить ученикам и студентам для расширения кругозора выбранной темы .Так же практическая значимость связана и с новизной темы. То есть опираясь на опыт прошлого , можно предугадать развитие и тенденцию развития высшего женского образования в современности .
Краткое описание структуры дипломной работы:
- Введение раскрывает актуальность , определяет объект, предмет , цель, задачи и методы исследования , раскрывает теоретическую и практическую значимость работы.
В первой главе рассматриваются основные этапы борьбы за Высшее женское образование в России в 1905- 1917 годах.
Во второй главе рассматриваются первые высшие женские учебные заведения в России. Так же данная глава подразделяется на параграфы.
Каждый из которых раскрывает особенности Высших женских курсов в разных городах: В Москве, Санкт - Петербурге и Казани, как одни из главных центров становления и развития женского образования.
Третья глава посвящена революционному пути слушательниц курсов.
В заключении анализируются итоги исследования, формулируются окончательные выводы по рассматриваемой теме работы.
Анализ литературы. В данной работе используются материалы Центрального государственного архива Октябрьской революции /ЦГАОР СССР/ , Центрального государственного исторического архива / ЦГИА/ , Центрального Государственного архива г. Москвы / ЦГА г. Москвы, Государственного архива Ленинградской области / ГИАЛО/ , Отдела рукописей библиотеки им.В. И. Ленина / ГБЛР.О . /, все вышеперечисленные архивные материалы были взяты из диссертационной работы Э. П. Михеевой Института Истории СССР АН СССР. Все вышеперечисленные архивные материалы можно классифицировать следующим образом:
1) Документы, отражающие характеристику общественного настроения , качающихся вопросов высшего женского образования.
2) Документы и архивные материалы, отражающие и отмечающие отношение общественной культуры к борьбе за открытие Высших женских курсов в России: ходатайства об открытии Курсов в разных городах, проекты программ, обзорные материалы учебных планов,проекты положений о Высших Женских курсов, уставы и так далее.
3) Сами документы Высших женских курсов: отчеты о деятельности курсов , материалы из переписок , касающихся решения различного рода вопросов, планы, учебные расписания занятий, состав преподавателей и профессоров, состав курсисток, различные документы об академической жизни, общественной и научной жизни курсисток и так далее.
4) Материалы из личных дел слушательниц.
5) Официальная документация Особого Отдела Департамента полиции, а также материалы из Канцелярий Московского и Санкт- Петербургского губернаторов, канцелярий Московского и Санкт- Петербургского градоначальников , полицейских приставов и др. по поводу участия слушательниц в революционных движениях.
6) Документы, касающиеся решений Министерств народного просвещения( протоколы заседаний различных комиссий по вопросу о Высшем женском образовании. )
Именно тщательный анализ всех данных материалов позволяет всесторонне изучить проблему становления Высшего женского образования в России.
Так же особую роль в изучении высшего женского образования сыграли опубликованные источники. В первую очередь это материалы полного собрания законов Российской империи и Сборники постановлений по министерству народного просвещения ,опубликованные отчеты Высших Женских Курсов , Отчеты обществ для доставления средств Высшим женским курсам и так далее.
Так же особую роль в раскрытии данного вопроса играет периодические издания и пресса.
В первую очередь особо яркую роль сыграли большевистские журналы и газеты, такие как : “ Искра” ( 1900-1903), “ Работница” ( 1913- 1914), “ Социал- демократ” ( 1906 г.) , “Правда” ( 1912- 1917 г.). Большое значение так же играют такие периодические издания , как : “ Журнал Министерства народного просвещения». ( 1878- 1917) , “ Вестник воспитания» (19011916), “ Женский вестник” (1901-1916). “ Женское образование” (1876-1892) , “ Женское дело” ( 1899-1900), “ Студенчество» (1906) , “Право” ( 1898- 1917), “Союз женщин” (1907-1909), “ Исторический вестник” (1880-1917) и др.
Самое уникальное значение в качестве источников являются конечно же сами воспоминания курсисток: это прежде всего сборник “ Славные большевички” , посвященный светлой памяти прекрасной плеяды женщин- революционерок и вышедший под ред. Е.Д. Стасовой . Сама книга состоит из биографических очерков , которые не претендуют на полноту , а лишь отражают основные моменты жизни и деятельности женщин- революционерок. Интересен тот факт, что из 20 очерков ,10 из них посвящены бывшим слушательницам Высших Женских Курсов. Три очерка посвящены работам о женщинах семьи Ульяновых, Н. К. Крупской , О. А Вареновой, В. М. Величкиной ( Бонч- Бруевич ), Л. М. Книпович , П. Ф. Куделли , К.Н.Самойловой , С.Н. Смидович.
В 1959 году вышел в свет новый сборник воспоминаний: “ Женщины в революции». В сборнике указано 57 воспоминаний женщин активных участниц трех революций , событий гражданской войны и социалистического строительства. Среди них так же присутствуют воспоминания слушательниц Высших женских курсов.
В 1965 году был издан сборник воспоминаний слушательниц Бестужевских курсов. Данная книга о курсах, которые вправе именовать себя ,как первый женский университет в России, также он является большим вкладом в разработку вопроса об истории высшего женского образования. В самом сборнике содержится 48 воспоминаний ,написанных очень интересно и красочно. Тематически сборник подразделяется на две части. Первая часть посвящена истории преподавания на различных отделениях. А вторая часть знакомит нас с воспоминаниями о профессорах и преподавателях.
Сами воспоминания о профессорском составе и преподавателях содержать очень много теплоты и чувства благодарности к выдающимся учителям. На курсах читали лекции такие выдающиеся личности , как С. А. Венгеров,Н. А. Котляревский, Д. Н. Овсянико- Куликовский. Так же на курсах начинали свою преподавательскую деятельность будущие академики Б. Л. Греков и А.В. Щерба.Из данных воспоминаний можно выявить много сведений и представлений о замечательных и талантливых людях , подлинных гуманистах , сторонников женского равноправия , посвятивших многие годы своей деятельности Высшим Женским Курсам.
В самих воспоминаниях , посвященных истории преподавания идет речь о новых для того времени прогрессивных методах преподавания. Очень четко и явно прослеживается эволюция преподавания отдельных предметов за 40 лет существования курсов, в том числе и введение предметной системы, которая заменила курсовую систему. И так же стоит отметить, что преподавательская новая система не оставалась неизменной. Производился поиск более правильных путей обучения для каждой из существующих на факультете специальностей.
Большой интерес представляют воспоминания о женщинах профессорах , о первой научной- исследовательской лаборатории и постановлении практических знаний у отдельных профессоров и преподавателей. Такие авторы как: Е Н Чехова , М Е Сергиенко , С Ф Айнберг-Загряцкова показывают, что переход на предметную систему преподавания качественно улучшил качество работы и приобрел в значительной мере более серьезный научный характер, а сами учебные планы были направлены на более углубленное изучение специализации.
Но к сожалению стоит отметить, что сама редколлегия удвоила слишком большое внимание истории преподавания , тем самым обделив вниманием сами воспоминания о жизни и учебе “ бестужевок” , которые предоставляли огромный интерес.
Данной теме были посвящены такие статьи , как : “ Как бестужевки впервые сдавали государственные экзамены” ( А. А. Мерварт), “ Как мы учились” ( Е. П. Привалова), “ Из жизни бестужевки” (В. Н. Даконенко). Эти небольшие по содержанию очерки очень четко показывают , как бестужевские курсы были родоначальниками нового типа русской прогрессивной женщины , которая занимались общественной деятельностью , педагогикой и наукой.
Большое внимание я бы хотела уделить статье , посвященной общественным организациям и политической деятельности бестужевок. Сама автор Н. П. Вревская вспоминает о деятельности нелегальных и полулегальных сугубо студенческих организациях, землячеств , касс взаимопомощи , бюро труда столовой комиссии. Бестужевки добровольно работали во нешкольных учреждениях и я являлись активными организаторами помощи во времена стихийных бедствий. Они также активно занимались выступлениями на нелегальных и полулегальных курсах для рабочих.
Так же стоит отметить статьи С. И. Стриевской - “Участие бестужевок в революционном движении” и так же ряд воспоминаний других бестужевок : “ Памяти Натальи Ивановны Вревской” и многие другие.
Ценность самих воспоминаний бестужевок в их правдивом рассказе , открытости, честности , непосредственности , так же стоит отметить , что они уделяли особое внимание деталям быта и учету в данном учебном заведении , к самым тяжелым и радостным дням жизни на самих курсах , где учебный процесс сочетался с огромной политико- воспитательной работой, самым активным участием в общественной и революционной жизни курсисток.
К источникам по теме так же можно отнести публикации Е.Лихачевой, юбилейное издание Бестужевских курсов , целью которого было издание и публикация большого фактического материала по истории высшего женского образования в России и самой деятельности Бестужевских курсов за все их существование в течении 25 лет.
Методологической базой моей работы можно отнести труды основоположников маркизма- ленинизма , которые были посвящены различным аспектам общественного движения в России. Много ценных указаний можно обнаружить в работах Крупской, Коллонтай и других , именно они специально изучали женское движение и историю высшего женского образования с позиций марксистско- ленинской теории.
Для правильной постановки и понимания основных проблем, касающихся женского движения , особенно значимым является работа Ф. Энгельса “ Анти- Дюринг” , а также “ Возникновение семьи, частной собственности и государства.” Еще более ста лет назад К. Маркс писал: “ Каждый, кто сколько- нибудь знаком с историей , знает также , что великие общественные перевороты невозможны без женского фермента.” Именно это указание дало возможность автору вписать историю борьбы женщин за право на высшее образование в общую революционную борьбу против самодержавия.
Большое теоретическое значение в вопросе женской проблемы имеют работы В. И. Ленина : “ Роль сословий и классов в освободительном движении”. “Речь на I Всероссийском съезде работниц. 19 ноября 1918 г. “ О государстве”, “ Советская власть и положение женщин” , “К пересмотру партийной программы”, “Задачи пролетариата в нашей революции”, “О задачах женского рабочего движения и другие”. Особенно подчеркивает В. И. Ленин , что буржуазная демократия на словах обещает равенство и свободу. А на самом деле женской половине человеческого рода ни одна , хотя бы самая передовая, буржуазная республика не дала ни полного равенства с мужчиной по закону , ни свободы от опеки и от угнетения мужчины”. Сам В. И.Ленин придавал огромное значение участию женщин в революционном движении . Он полагал , что “ Не может быть социалистического переворота , если громадная часть трудящихся женщин не примет в нем значительного участия и что “Из опыта всех освободительных движений замечено, что успех революции зависит от того, насколько в нем участвуют женщины”.
Часть вопросов , касающихся женского образования более или менее раскрыт в литературе. Так работа М. В.Кечеджи-Шапалова представляет собой очерк исторического развития женского движения , начиная с древнего мира в разных странах: Америке, Англии ,Скандинавии , Европе , на Востоке и в России. Автор особую роль уделял отвлеченным рассуждениям в древние времена и рассуждает ос способностях женщины воспринимать образование. Здесь нет ничего конкретного для данной темы , лишь присутствуют отвлеченные разговоры о пользе и возможностях осуществления высшего женского образования.
Такой автор как : Е. Щепкина считает, что женское движение в России возникло одновременно с возникновением партии кадетов в 1905 году. По ее мнению до весны 1905 года брожение среди женской интеллигенции не выливалось в определенные формы.
Такой автор как, А. А. Кальманович в своей работе проводит сравнительный анализ женского движения в России с таким же движением в других странах- Сев. Америке , Англии , Франции , Италии , Германии и др. И призывает русских женщин еще больше активизироваться в борьбе за свою свободу.
Итак , перечисленные выше работы являлись исходным , а следовательно и необходимым этапом в изучении и анализе данной работы. В настоящее время, именно опираясь на большой фактический материал , накопленный советскими историками,в дальнейшем необходимо будет перейти к монографическому исследованию истории высшего женского образования в России ,необходимо с наиболее большей полнотой охватить и рассмотреть существенные стороны пройденного пути русской женщины в борьбе за высшее женское образование . Данная работа , должна осуществить дальнейший шаг в разработке и всестороннем освещении и исследовании данной проблемы.
Также в данной работе я рассматриваю деятельность Высшего женского образования в Казани , так как провинциальные Высшие женские курсы имеют свои местные особенности и также сыграли особую роль в развитии высшего женского образования. Особое внимание также можно уделить проблеме участия слушательниц Высших женских курсов в революционном движении.
Борьба русской женщины за равноправии в сфере высшего образования наравне с мужчинами считается главной частью женского движения в России начавшегося еще в условиях революционной ситуации 1859- 1861 гг. и развивавшегося в России разными путями вплоть до событий Великой Октябрьской социалистической революции.
Актуальность темы исследования . Почему же проблему становления высшего женского образования в России в период за 1905- 1917 гг. нужно изучать ? Актуальность данной работы обусловлена с одной стороны , большим интересом к теме “ Высшее женское образование” в современной науке , с другой стороны, значится недостаточная разработанность данной проблемы. Проблема высшего женского образования в России является одной из актуальных проблем профессионального образования в России в настоящее время. Следовательно, чтобы решить данную проблему и выявить тенденции к развитию и улучшению в сфере высшего женского образования в России, необходимо углубиться в историю создания высших женских курсов и становления самого Высшего женского образования, как переломный момент в расширении прав для женщин , в первую очередь в образовании.
Объектом данной дипломной работы является борьба за Высшее женское образование в 1905-1917 годах.
Предметом моей дипломной работы являются сами Высшие женские курсы. Их становление , развитие, внутренне устройство и структура, жизнь и быт самих курсов.
Целью дипломной работы является : раскрыть понятие Высшее женское образование. Какую роль Высшее женское образование играло в обозначенный период. И чего сумели добиться представители революционных идей в расширении прав женщин в образовании.
К задачам можно отнести следующее:
- Выявить этапы борьбы за высшее женское образование в России.
- Раскрыть тему первых высших женских учебных заведений в России.
- Детально изучить Московские высшие женские курсы , Высшие женские курсы в Санкт- Петербурге, рассмотреть Высшее женское образование в Казани.
- Проанализировать революционный путь слушательниц высших женских курсов.
Методы исследования дипломной работы: анализ литературы, анализ источниковедческой базы , анализ воспоминаний слушательниц курсов , анализ периодической печати . Сравнение Высших женских курсов в различных городах России. Классификация этапов борьбы за высшее женское образование. Метод обобщения в рассмотрении влияния революционных идей на слушательниц курсов.
Научная новизна моей дипломной работы определяется тем , что рассмотрев пути становления Высшего женского образования именно в революционный период , можно проследить тенденцию развития именно ошибок и просчетов со стороны правительства и других органов власти. Рассмотрев опыт прошлого мы можем предугадать становление и развитие высшего женского образования в современном мире. То есть , опираясь на ошибки в прошлом, мы можем улучшить сферу деятельности в образовании и с помощью рефлексии , улучшить те или иные сферы , касающиеся образования для женского населения.
Практическая значимость обуславливается тем , что данный материл можно предоставить ученикам и студентам для расширения кругозора выбранной темы .Так же практическая значимость связана и с новизной темы. То есть опираясь на опыт прошлого , можно предугадать развитие и тенденцию развития высшего женского образования в современности .
Краткое описание структуры дипломной работы:
- Введение раскрывает актуальность , определяет объект, предмет , цель, задачи и методы исследования , раскрывает теоретическую и практическую значимость работы.
В первой главе рассматриваются основные этапы борьбы за Высшее женское образование в России в 1905- 1917 годах.
Во второй главе рассматриваются первые высшие женские учебные заведения в России. Так же данная глава подразделяется на параграфы.
Каждый из которых раскрывает особенности Высших женских курсов в разных городах: В Москве, Санкт - Петербурге и Казани, как одни из главных центров становления и развития женского образования.
Третья глава посвящена революционному пути слушательниц курсов.
В заключении анализируются итоги исследования, формулируются окончательные выводы по рассматриваемой теме работы.
Анализ литературы. В данной работе используются материалы Центрального государственного архива Октябрьской революции /ЦГАОР СССР/ , Центрального государственного исторического архива / ЦГИА/ , Центрального Государственного архива г. Москвы / ЦГА г. Москвы, Государственного архива Ленинградской области / ГИАЛО/ , Отдела рукописей библиотеки им.В. И. Ленина / ГБЛР.О . /, все вышеперечисленные архивные материалы были взяты из диссертационной работы Э. П. Михеевой Института Истории СССР АН СССР. Все вышеперечисленные архивные материалы можно классифицировать следующим образом:
1) Документы, отражающие характеристику общественного настроения , качающихся вопросов высшего женского образования.
2) Документы и архивные материалы, отражающие и отмечающие отношение общественной культуры к борьбе за открытие Высших женских курсов в России: ходатайства об открытии Курсов в разных городах, проекты программ, обзорные материалы учебных планов,проекты положений о Высших Женских курсов, уставы и так далее.
3) Сами документы Высших женских курсов: отчеты о деятельности курсов , материалы из переписок , касающихся решения различного рода вопросов, планы, учебные расписания занятий, состав преподавателей и профессоров, состав курсисток, различные документы об академической жизни, общественной и научной жизни курсисток и так далее.
4) Материалы из личных дел слушательниц.
5) Официальная документация Особого Отдела Департамента полиции, а также материалы из Канцелярий Московского и Санкт- Петербургского губернаторов, канцелярий Московского и Санкт- Петербургского градоначальников , полицейских приставов и др. по поводу участия слушательниц в революционных движениях.
6) Документы, касающиеся решений Министерств народного просвещения( протоколы заседаний различных комиссий по вопросу о Высшем женском образовании. )
Именно тщательный анализ всех данных материалов позволяет всесторонне изучить проблему становления Высшего женского образования в России.
Так же особую роль в изучении высшего женского образования сыграли опубликованные источники. В первую очередь это материалы полного собрания законов Российской империи и Сборники постановлений по министерству народного просвещения ,опубликованные отчеты Высших Женских Курсов , Отчеты обществ для доставления средств Высшим женским курсам и так далее.
Так же особую роль в раскрытии данного вопроса играет периодические издания и пресса.
В первую очередь особо яркую роль сыграли большевистские журналы и газеты, такие как : “ Искра” ( 1900-1903), “ Работница” ( 1913- 1914), “ Социал- демократ” ( 1906 г.) , “Правда” ( 1912- 1917 г.). Большое значение так же играют такие периодические издания , как : “ Журнал Министерства народного просвещения». ( 1878- 1917) , “ Вестник воспитания» (19011916), “ Женский вестник” (1901-1916). “ Женское образование” (1876-1892) , “ Женское дело” ( 1899-1900), “ Студенчество» (1906) , “Право” ( 1898- 1917), “Союз женщин” (1907-1909), “ Исторический вестник” (1880-1917) и др.
Самое уникальное значение в качестве источников являются конечно же сами воспоминания курсисток: это прежде всего сборник “ Славные большевички” , посвященный светлой памяти прекрасной плеяды женщин- революционерок и вышедший под ред. Е.Д. Стасовой . Сама книга состоит из биографических очерков , которые не претендуют на полноту , а лишь отражают основные моменты жизни и деятельности женщин- революционерок. Интересен тот факт, что из 20 очерков ,10 из них посвящены бывшим слушательницам Высших Женских Курсов. Три очерка посвящены работам о женщинах семьи Ульяновых, Н. К. Крупской , О. А Вареновой, В. М. Величкиной ( Бонч- Бруевич ), Л. М. Книпович , П. Ф. Куделли , К.Н.Самойловой , С.Н. Смидович.
В 1959 году вышел в свет новый сборник воспоминаний: “ Женщины в революции». В сборнике указано 57 воспоминаний женщин активных участниц трех революций , событий гражданской войны и социалистического строительства. Среди них так же присутствуют воспоминания слушательниц Высших женских курсов.
В 1965 году был издан сборник воспоминаний слушательниц Бестужевских курсов. Данная книга о курсах, которые вправе именовать себя ,как первый женский университет в России, также он является большим вкладом в разработку вопроса об истории высшего женского образования. В самом сборнике содержится 48 воспоминаний ,написанных очень интересно и красочно. Тематически сборник подразделяется на две части. Первая часть посвящена истории преподавания на различных отделениях. А вторая часть знакомит нас с воспоминаниями о профессорах и преподавателях.
Сами воспоминания о профессорском составе и преподавателях содержать очень много теплоты и чувства благодарности к выдающимся учителям. На курсах читали лекции такие выдающиеся личности , как С. А. Венгеров,Н. А. Котляревский, Д. Н. Овсянико- Куликовский. Так же на курсах начинали свою преподавательскую деятельность будущие академики Б. Л. Греков и А.В. Щерба.Из данных воспоминаний можно выявить много сведений и представлений о замечательных и талантливых людях , подлинных гуманистах , сторонников женского равноправия , посвятивших многие годы своей деятельности Высшим Женским Курсам.
В самих воспоминаниях , посвященных истории преподавания идет речь о новых для того времени прогрессивных методах преподавания. Очень четко и явно прослеживается эволюция преподавания отдельных предметов за 40 лет существования курсов, в том числе и введение предметной системы, которая заменила курсовую систему. И так же стоит отметить, что преподавательская новая система не оставалась неизменной. Производился поиск более правильных путей обучения для каждой из существующих на факультете специальностей.
Большой интерес представляют воспоминания о женщинах профессорах , о первой научной- исследовательской лаборатории и постановлении практических знаний у отдельных профессоров и преподавателей. Такие авторы как: Е Н Чехова , М Е Сергиенко , С Ф Айнберг-Загряцкова показывают, что переход на предметную систему преподавания качественно улучшил качество работы и приобрел в значительной мере более серьезный научный характер, а сами учебные планы были направлены на более углубленное изучение специализации.
Но к сожалению стоит отметить, что сама редколлегия удвоила слишком большое внимание истории преподавания , тем самым обделив вниманием сами воспоминания о жизни и учебе “ бестужевок” , которые предоставляли огромный интерес.
Данной теме были посвящены такие статьи , как : “ Как бестужевки впервые сдавали государственные экзамены” ( А. А. Мерварт), “ Как мы учились” ( Е. П. Привалова), “ Из жизни бестужевки” (В. Н. Даконенко). Эти небольшие по содержанию очерки очень четко показывают , как бестужевские курсы были родоначальниками нового типа русской прогрессивной женщины , которая занимались общественной деятельностью , педагогикой и наукой.
Большое внимание я бы хотела уделить статье , посвященной общественным организациям и политической деятельности бестужевок. Сама автор Н. П. Вревская вспоминает о деятельности нелегальных и полулегальных сугубо студенческих организациях, землячеств , касс взаимопомощи , бюро труда столовой комиссии. Бестужевки добровольно работали во нешкольных учреждениях и я являлись активными организаторами помощи во времена стихийных бедствий. Они также активно занимались выступлениями на нелегальных и полулегальных курсах для рабочих.
Так же стоит отметить статьи С. И. Стриевской - “Участие бестужевок в революционном движении” и так же ряд воспоминаний других бестужевок : “ Памяти Натальи Ивановны Вревской” и многие другие.
Ценность самих воспоминаний бестужевок в их правдивом рассказе , открытости, честности , непосредственности , так же стоит отметить , что они уделяли особое внимание деталям быта и учету в данном учебном заведении , к самым тяжелым и радостным дням жизни на самих курсах , где учебный процесс сочетался с огромной политико- воспитательной работой, самым активным участием в общественной и революционной жизни курсисток.
К источникам по теме так же можно отнести публикации Е.Лихачевой, юбилейное издание Бестужевских курсов , целью которого было издание и публикация большого фактического материала по истории высшего женского образования в России и самой деятельности Бестужевских курсов за все их существование в течении 25 лет.
Методологической базой моей работы можно отнести труды основоположников маркизма- ленинизма , которые были посвящены различным аспектам общественного движения в России. Много ценных указаний можно обнаружить в работах Крупской, Коллонтай и других , именно они специально изучали женское движение и историю высшего женского образования с позиций марксистско- ленинской теории.
Для правильной постановки и понимания основных проблем, касающихся женского движения , особенно значимым является работа Ф. Энгельса “ Анти- Дюринг” , а также “ Возникновение семьи, частной собственности и государства.” Еще более ста лет назад К. Маркс писал: “ Каждый, кто сколько- нибудь знаком с историей , знает также , что великие общественные перевороты невозможны без женского фермента.” Именно это указание дало возможность автору вписать историю борьбы женщин за право на высшее образование в общую революционную борьбу против самодержавия.
Большое теоретическое значение в вопросе женской проблемы имеют работы В. И. Ленина : “ Роль сословий и классов в освободительном движении”. “Речь на I Всероссийском съезде работниц. 19 ноября 1918 г. “ О государстве”, “ Советская власть и положение женщин” , “К пересмотру партийной программы”, “Задачи пролетариата в нашей революции”, “О задачах женского рабочего движения и другие”. Особенно подчеркивает В. И. Ленин , что буржуазная демократия на словах обещает равенство и свободу. А на самом деле женской половине человеческого рода ни одна , хотя бы самая передовая, буржуазная республика не дала ни полного равенства с мужчиной по закону , ни свободы от опеки и от угнетения мужчины”. Сам В. И.Ленин придавал огромное значение участию женщин в революционном движении . Он полагал , что “ Не может быть социалистического переворота , если громадная часть трудящихся женщин не примет в нем значительного участия и что “Из опыта всех освободительных движений замечено, что успех революции зависит от того, насколько в нем участвуют женщины”.
Часть вопросов , касающихся женского образования более или менее раскрыт в литературе. Так работа М. В.Кечеджи-Шапалова представляет собой очерк исторического развития женского движения , начиная с древнего мира в разных странах: Америке, Англии ,Скандинавии , Европе , на Востоке и в России. Автор особую роль уделял отвлеченным рассуждениям в древние времена и рассуждает ос способностях женщины воспринимать образование. Здесь нет ничего конкретного для данной темы , лишь присутствуют отвлеченные разговоры о пользе и возможностях осуществления высшего женского образования.
Такой автор как : Е. Щепкина считает, что женское движение в России возникло одновременно с возникновением партии кадетов в 1905 году. По ее мнению до весны 1905 года брожение среди женской интеллигенции не выливалось в определенные формы.
Такой автор как, А. А. Кальманович в своей работе проводит сравнительный анализ женского движения в России с таким же движением в других странах- Сев. Америке , Англии , Франции , Италии , Германии и др. И призывает русских женщин еще больше активизироваться в борьбе за свою свободу.
Итак , перечисленные выше работы являлись исходным , а следовательно и необходимым этапом в изучении и анализе данной работы. В настоящее время, именно опираясь на большой фактический материал , накопленный советскими историками,в дальнейшем необходимо будет перейти к монографическому исследованию истории высшего женского образования в России ,необходимо с наиболее большей полнотой охватить и рассмотреть существенные стороны пройденного пути русской женщины в борьбе за высшее женское образование . Данная работа , должна осуществить дальнейший шаг в разработке и всестороннем освещении и исследовании данной проблемы.
Высшие женские курсы , особенно в Москве и Петербурге оказали большое влияние в развитии культуры, науки и образования среди женского населения.
Обобщая большой и трудный путь развитии и борьбы высшего женского гуманитарного образования можно выделить несколько важнейших этапов.
1. До 70- х гг. XIX в. В России был закрыт доступ женщинам к высшему образованию.
Женщины, которые упорно стремились получить высшее образование, уезжали за границу на обучение. Этому свидетельствует тот факт, что в период 60- 70 гг.Х1Х в. Русские женщины составляли большой пласт среди учащихся женщин в западно- европейских университетах. В связи с тем , что правительство боялось проникновению революционных идей через студенток, отправлявшихся за границу, правительству пришлось пойти на уступки и чтобы удовлетворить в какой- то мере общественное мнение , власти в конце концов признали возможным создание в виде опыта нескольких специальных женских учебных заведений частного характера.
Открытие первых высших учебных заведений можно рассматривать как уступку со стороны правительства , под влиянием революционнодемократического движения 60- 70 - х годов и все более активного нарастания стремления женщин к равноправию , в том числе и в получении высшего образования.
2. В последующем правительство признавало доступ женщин к образованию, хотя и ограниченный . И тем самым начался процесс создания и открытия особых женских учебных заведений , чтобы не пускать женщин в существующие университеты и ВУЗы , чтобы не допустить совместного обучения.Стоит отметить , что в данный период женские учебные заведения открывались , но только гуманитарные и без всяких прав и перспектив для выпускниц.
3. Стремление и тяга женщин к получению знаний посредством получения высшего образования столкнулось с большим количеством предрассудков и стереотипов в различных классах общества и враждебным отношением со стороны господствующих классов. Представители реакционно- настроенного общества видели в идее высшего женского образования только лишь негативные тенденции и вред . Само требование и идея о получение женщинами высшего образования и допуска их к науке и просветительству считалось, как противоестественное и даже отходящее от норм религии и церкви, что по тем временам считалось недопустимым. Самые здравые и объективные аргументы и голоса , поддерживающие высшее женское образование тонуло в потоках различных опасений , предубеждений , недопонимания и грязной клевете и неправде со стороны представителей реакционной печати.
Отношение царского правительства было определенным. Конечно же правительство в первую очередь пыталось защитить интересы помещиков, дворян, бюрократии потому что именно благодаря их поддержке правительство играло ведущую роль в политической жизни страны. И конечно власти всячески отрицали идею высшего женского образования , отказываясь понимать общественную необходимость и пользу в получении женщинами высшего образования. Вся политика правительства была направлена на ограничение узкими рамками всевозможных положений ,уставов и регламентов и не допустить женскую молодежь к политической жизни страны. Вот почему высшее женское образование на первых порах было было ограничено: количеством высших учебных заведений , профилем и специализацией.И вот почему была установлена высшая плата за обучение.
Правительство упорно считало что женское образование должно базироваться частной инициативе, благотворительности и филантропии из среды состоятельных кругов ,рассчитывая на его слабость, неполноценность , непопулярность и постоянную нехватку материальных средств. Конечно же никаких казенных субсидий Высшие женские курсы не получали от правительства.
4. Совсем иное отношение было у организаторов и создателей курсов. К ним относились : представители либеральной буржуазной интеллигенции , различных женских обществ ,части профессуры и лиц свободных профессий . “ Мы желаем положить основание учреждению, которое могло бы содействовать распространению высшего образования между женщинами” - писал профессор В И Герье, один из основателей Высших женских курсов в Москве.
Прогрессивные круги общества видели поддержку и опирались исключительно на растущее в стране “ женское движение” , также на женские журналы, благотворительные женские организации ,которые носили ярко выраженный буржуазный характер, все они были энтузиастами эмансипации женщин.
5. Сама жизнь и деятельность первых высших учебных заведений для женщин была очень сложной и трудной . Благодаря только разносторонней помощи русской общественности и различного рода пожертвованиям , курсы смогли продержаться и избежали закрытия. При всем при этом курсы не только не нуждались в острой материальной нужде , а наоборот контингент постоянно расширялся и программы совершенствовались.
В начале 20 века Высшие женские курсы в Москве и Петербурге окрепли в материальном плане ,у них появилась возможность построения собственных зданий , которые полностью соответствовали стандартам высших учебных заведений. Так же они имели собственные библиотеки по всем отдельным отраслям знаний, научные кабинеты и лаборатории , в которых находилось большое количество необходимых пособий для работы. И все это было создано по частной инициативе ,на чсатные средства и пожертвования.
6. На курсах в основном преподавали знаменитые в основном либерально- настроенные профессора Петербургского и Московского университетов.
Сами учебные программы Высших женских курсов были составлены в соответствии с программами университетов . На курсах проводили чтение лекции , семинары и лабораторные занятия. Все это предоставляло слушательницам достойную и серьезную учебную подготовку. После закрытия курсов в 1886 году они занимались доучиванием оставшихся студенток.
7. Новый этап в истории Высших Женских Курсов начался в 1889 году и был возобновлен прием на Бесужевские курсы по решению комиссии князя Волконского. И с 1900 года в Москве вновь открылись закртые ранее Высшие женские курсы профессора Герье в Москве.
Однако стоит отметить, что курсы были открыты уже опираясь на новые основания в соответствии с пожеланиями и рекомендациями самого князя Волконского. С самого начала был введен строгий контроль за всеми слушательницами курсов. Для этого работала , введенная специально для этого казенная администрация, оплачиваемая и утверждаемая министерством народного просвещения: директором , инспектрисой и их помощницей.
Сами учебные планы также как и программы утверждались министерством.
Также стоит отметить , что количество учащихся на курсах также было ограничено. Иногородним студенткам приходилось жить только в интернате при курсах.
И все же можно сказать , что проблема высшего женского образования одержала верх и получила широкое признание.
Упорное и активное стремление женщин к получению знаний и высшего образования, постоянное посещение лекций слушательницами уже в 20 веке не считалось излишним и предосудительным. Так к примеру , если в 70- 80 - х гг. Посещение Высших женских курсов являлось чем то не приличным и недостойным для девушек, то в 20 веке,в частности после революции 1905 года все меняется. Количество курсов увеличивается и в крупных центрах возникают уже новые женские курсы. Так после революции 1905- 1907 года были открыты курсы в таких городах, как : Киев, Казань, Харьков, Одесса, Тифлис, Томск, Юрьев и др. К 1913 году количество курсов уже достигает 30 и из них 11 курсов находилось в Петербурге, 5 в Москве. Так в Москве и Петербурге количество учащихся на курсах достигало 14995 слушательниц. В 1916 году на всех Высших женских курсах в России количество достигало 29 933 женщины. 80 процентов выпускниц посвятили себя педагогической деятельности в разных уголках России. Они работали учительницами сельских школ и городских училищ, гимназий, прогимназий, институтов, преподавательницы, ассистенты и руководительницы практических занятий в Вузах. Часть занималась научной деятельностью.
Многие выпускницы работали в библиотеках, книжных складах, читальнях, несли службу в казенных и частных учреждениях и организациях.
Особо стоит выделить конечно же Бестужевские курсы в Петербурге и Московские курсы профессора Герье в истории развития женской школы в России.
8. Сама женская молодежь занималась не только учебой, но также принимала активное участие в революционных выступлениях студенчества , демонстрациях, забастовках , митингах и протестах. Многие курсистки входили в состав народовольческих, а после марксистских кружков , занимались хранением и распространением подпольной , революционной литературы, поддерживали связь с политзаключенными в тюрьмах, передавали им сведения и т. Д.
Самыми активными участницами “ Союза борьбы за освобождение рабочего класса” были бестужевки: Н. К. Крупская, А. И. Ульянова, Е.А. Изотова- Виноградова, А. А. Якубова, З. П. Невзорова и др.
За активное участие в Кронштадском вооруженном восстании были казнены расстрелом бестужевки Анна Венедиктова и Анастасия Мамаева . В 1908 году среди 7 человек , казненных за покушение на жизнь министра юстиции Щегловитова , были также расстреляны две бестужевки: Лидия Стуре и Анна Шумятикова.
Участницами всех трех революций были бестужевки: К. Н. Самойлова,Л. А. Фотиева, Ш. М. Манучарьянц, С. М. Познер, Е. Г. Смиттен, Е. Н. Ванеева, Ф. М. Кнуньянц- Ризель, П. Ф. Куделли и др. На московских высших женских курсах учились революционерки М. И. Ульянова, А. Н. Воронова, А. И. Петровская, Л. П. Соколова, М. Д. Смирницкая, А. А. Семашко, О. Ф. Адашенко и др.
После победы Великой Октябрьской социалистической революции большая часть слушательниц Высших женских курсов отдали все свои силы и знания на постройку нового Советского государства, чтобы полностью решить дело окончательного раскрепощения женщины .
9. Подводя определенные итоги пороса о высшем женском образовании в России стоит прежде всего отметить:
а) Само движение за женское высшее образование в Росси носило ярковыраженный либерально- буржуазный характер,а после самой революции 1905- 1907 гг. Оно переходило в основном в рамки программы кадетской партии, объединяющая главных деятелей данного движения.
сотрудничество и сближение с представителями революционной демократии , в первую очередь с партией социал- демократов и ее большевистской организацией. Из среды курсисток Высших женских курсов вышло большое количество революционерок, стойких борцов за рабочее дело.
г ) Высшие женские курсы играли прогрессивную роль в истории развития народного образования в России и в первую очередь в истории высшего образования женщин. Созданные и организованные в самых тяжелых условиях они все таки способствовали удовлетворению потребности в высшем образовании женщины и были поддержкой в борьбе женщин угнетенных классов под руководством рабочего класса против царской власти и капитализма за получение полного раскрепощения в своих правах.
д) Только Великая Октябрьская социалистическая революция совершенно по новому решила вопрос женщин в России , в том числе и вопрос высшего женского образования , поставив в первую очередь решение проблемы социального освобождения и культурной революции трудящихся ,в целях полной победы социализма и приобщения женщины к участию во всех сторонах жизни Советского государства.
Обобщая большой и трудный путь развитии и борьбы высшего женского гуманитарного образования можно выделить несколько важнейших этапов.
1. До 70- х гг. XIX в. В России был закрыт доступ женщинам к высшему образованию.
Женщины, которые упорно стремились получить высшее образование, уезжали за границу на обучение. Этому свидетельствует тот факт, что в период 60- 70 гг.Х1Х в. Русские женщины составляли большой пласт среди учащихся женщин в западно- европейских университетах. В связи с тем , что правительство боялось проникновению революционных идей через студенток, отправлявшихся за границу, правительству пришлось пойти на уступки и чтобы удовлетворить в какой- то мере общественное мнение , власти в конце концов признали возможным создание в виде опыта нескольких специальных женских учебных заведений частного характера.
Открытие первых высших учебных заведений можно рассматривать как уступку со стороны правительства , под влиянием революционнодемократического движения 60- 70 - х годов и все более активного нарастания стремления женщин к равноправию , в том числе и в получении высшего образования.
2. В последующем правительство признавало доступ женщин к образованию, хотя и ограниченный . И тем самым начался процесс создания и открытия особых женских учебных заведений , чтобы не пускать женщин в существующие университеты и ВУЗы , чтобы не допустить совместного обучения.Стоит отметить , что в данный период женские учебные заведения открывались , но только гуманитарные и без всяких прав и перспектив для выпускниц.
3. Стремление и тяга женщин к получению знаний посредством получения высшего образования столкнулось с большим количеством предрассудков и стереотипов в различных классах общества и враждебным отношением со стороны господствующих классов. Представители реакционно- настроенного общества видели в идее высшего женского образования только лишь негативные тенденции и вред . Само требование и идея о получение женщинами высшего образования и допуска их к науке и просветительству считалось, как противоестественное и даже отходящее от норм религии и церкви, что по тем временам считалось недопустимым. Самые здравые и объективные аргументы и голоса , поддерживающие высшее женское образование тонуло в потоках различных опасений , предубеждений , недопонимания и грязной клевете и неправде со стороны представителей реакционной печати.
Отношение царского правительства было определенным. Конечно же правительство в первую очередь пыталось защитить интересы помещиков, дворян, бюрократии потому что именно благодаря их поддержке правительство играло ведущую роль в политической жизни страны. И конечно власти всячески отрицали идею высшего женского образования , отказываясь понимать общественную необходимость и пользу в получении женщинами высшего образования. Вся политика правительства была направлена на ограничение узкими рамками всевозможных положений ,уставов и регламентов и не допустить женскую молодежь к политической жизни страны. Вот почему высшее женское образование на первых порах было было ограничено: количеством высших учебных заведений , профилем и специализацией.И вот почему была установлена высшая плата за обучение.
Правительство упорно считало что женское образование должно базироваться частной инициативе, благотворительности и филантропии из среды состоятельных кругов ,рассчитывая на его слабость, неполноценность , непопулярность и постоянную нехватку материальных средств. Конечно же никаких казенных субсидий Высшие женские курсы не получали от правительства.
4. Совсем иное отношение было у организаторов и создателей курсов. К ним относились : представители либеральной буржуазной интеллигенции , различных женских обществ ,части профессуры и лиц свободных профессий . “ Мы желаем положить основание учреждению, которое могло бы содействовать распространению высшего образования между женщинами” - писал профессор В И Герье, один из основателей Высших женских курсов в Москве.
Прогрессивные круги общества видели поддержку и опирались исключительно на растущее в стране “ женское движение” , также на женские журналы, благотворительные женские организации ,которые носили ярко выраженный буржуазный характер, все они были энтузиастами эмансипации женщин.
5. Сама жизнь и деятельность первых высших учебных заведений для женщин была очень сложной и трудной . Благодаря только разносторонней помощи русской общественности и различного рода пожертвованиям , курсы смогли продержаться и избежали закрытия. При всем при этом курсы не только не нуждались в острой материальной нужде , а наоборот контингент постоянно расширялся и программы совершенствовались.
В начале 20 века Высшие женские курсы в Москве и Петербурге окрепли в материальном плане ,у них появилась возможность построения собственных зданий , которые полностью соответствовали стандартам высших учебных заведений. Так же они имели собственные библиотеки по всем отдельным отраслям знаний, научные кабинеты и лаборатории , в которых находилось большое количество необходимых пособий для работы. И все это было создано по частной инициативе ,на чсатные средства и пожертвования.
6. На курсах в основном преподавали знаменитые в основном либерально- настроенные профессора Петербургского и Московского университетов.
Сами учебные программы Высших женских курсов были составлены в соответствии с программами университетов . На курсах проводили чтение лекции , семинары и лабораторные занятия. Все это предоставляло слушательницам достойную и серьезную учебную подготовку. После закрытия курсов в 1886 году они занимались доучиванием оставшихся студенток.
7. Новый этап в истории Высших Женских Курсов начался в 1889 году и был возобновлен прием на Бесужевские курсы по решению комиссии князя Волконского. И с 1900 года в Москве вновь открылись закртые ранее Высшие женские курсы профессора Герье в Москве.
Однако стоит отметить, что курсы были открыты уже опираясь на новые основания в соответствии с пожеланиями и рекомендациями самого князя Волконского. С самого начала был введен строгий контроль за всеми слушательницами курсов. Для этого работала , введенная специально для этого казенная администрация, оплачиваемая и утверждаемая министерством народного просвещения: директором , инспектрисой и их помощницей.
Сами учебные планы также как и программы утверждались министерством.
Также стоит отметить , что количество учащихся на курсах также было ограничено. Иногородним студенткам приходилось жить только в интернате при курсах.
И все же можно сказать , что проблема высшего женского образования одержала верх и получила широкое признание.
Упорное и активное стремление женщин к получению знаний и высшего образования, постоянное посещение лекций слушательницами уже в 20 веке не считалось излишним и предосудительным. Так к примеру , если в 70- 80 - х гг. Посещение Высших женских курсов являлось чем то не приличным и недостойным для девушек, то в 20 веке,в частности после революции 1905 года все меняется. Количество курсов увеличивается и в крупных центрах возникают уже новые женские курсы. Так после революции 1905- 1907 года были открыты курсы в таких городах, как : Киев, Казань, Харьков, Одесса, Тифлис, Томск, Юрьев и др. К 1913 году количество курсов уже достигает 30 и из них 11 курсов находилось в Петербурге, 5 в Москве. Так в Москве и Петербурге количество учащихся на курсах достигало 14995 слушательниц. В 1916 году на всех Высших женских курсах в России количество достигало 29 933 женщины. 80 процентов выпускниц посвятили себя педагогической деятельности в разных уголках России. Они работали учительницами сельских школ и городских училищ, гимназий, прогимназий, институтов, преподавательницы, ассистенты и руководительницы практических занятий в Вузах. Часть занималась научной деятельностью.
Многие выпускницы работали в библиотеках, книжных складах, читальнях, несли службу в казенных и частных учреждениях и организациях.
Особо стоит выделить конечно же Бестужевские курсы в Петербурге и Московские курсы профессора Герье в истории развития женской школы в России.
8. Сама женская молодежь занималась не только учебой, но также принимала активное участие в революционных выступлениях студенчества , демонстрациях, забастовках , митингах и протестах. Многие курсистки входили в состав народовольческих, а после марксистских кружков , занимались хранением и распространением подпольной , революционной литературы, поддерживали связь с политзаключенными в тюрьмах, передавали им сведения и т. Д.
Самыми активными участницами “ Союза борьбы за освобождение рабочего класса” были бестужевки: Н. К. Крупская, А. И. Ульянова, Е.А. Изотова- Виноградова, А. А. Якубова, З. П. Невзорова и др.
За активное участие в Кронштадском вооруженном восстании были казнены расстрелом бестужевки Анна Венедиктова и Анастасия Мамаева . В 1908 году среди 7 человек , казненных за покушение на жизнь министра юстиции Щегловитова , были также расстреляны две бестужевки: Лидия Стуре и Анна Шумятикова.
Участницами всех трех революций были бестужевки: К. Н. Самойлова,Л. А. Фотиева, Ш. М. Манучарьянц, С. М. Познер, Е. Г. Смиттен, Е. Н. Ванеева, Ф. М. Кнуньянц- Ризель, П. Ф. Куделли и др. На московских высших женских курсах учились революционерки М. И. Ульянова, А. Н. Воронова, А. И. Петровская, Л. П. Соколова, М. Д. Смирницкая, А. А. Семашко, О. Ф. Адашенко и др.
После победы Великой Октябрьской социалистической революции большая часть слушательниц Высших женских курсов отдали все свои силы и знания на постройку нового Советского государства, чтобы полностью решить дело окончательного раскрепощения женщины .
9. Подводя определенные итоги пороса о высшем женском образовании в России стоит прежде всего отметить:
а) Само движение за женское высшее образование в Росси носило ярковыраженный либерально- буржуазный характер,а после самой революции 1905- 1907 гг. Оно переходило в основном в рамки программы кадетской партии, объединяющая главных деятелей данного движения.
сотрудничество и сближение с представителями революционной демократии , в первую очередь с партией социал- демократов и ее большевистской организацией. Из среды курсисток Высших женских курсов вышло большое количество революционерок, стойких борцов за рабочее дело.
г ) Высшие женские курсы играли прогрессивную роль в истории развития народного образования в России и в первую очередь в истории высшего образования женщин. Созданные и организованные в самых тяжелых условиях они все таки способствовали удовлетворению потребности в высшем образовании женщины и были поддержкой в борьбе женщин угнетенных классов под руководством рабочего класса против царской власти и капитализма за получение полного раскрепощения в своих правах.
д) Только Великая Октябрьская социалистическая революция совершенно по новому решила вопрос женщин в России , в том числе и вопрос высшего женского образования , поставив в первую очередь решение проблемы социального освобождения и культурной революции трудящихся ,в целях полной победы социализма и приобщения женщины к участию во всех сторонах жизни Советского государства.
Подобные работы
- СЛУШАТЕЛЬНИЦЫ ЖЕНСКОГО ПЕДАГОГИЧЕСКОГО ИНСТИТУТА (1903 – 1917)
Магистерская диссертация, история . Язык работы: Русский. Цена: 4870 р. Год сдачи: 2017 - Развитие исторического образования в университетах России во второй половине XVIII - начале XX в.
Диссертации (РГБ), история . Язык работы: Русский. Цена: 500 р. Год сдачи: 2005 - Образование, общественная и профессиональная деятельность женщин Северного Кавказа во второй половине XIX -начале XX вв.
Диссертации (РГБ), история . Язык работы: Русский. Цена: 470 р. Год сдачи: 2004 - ЖЕНЩИНЫ В НАРОДНИЧЕСКОМ ДВИЖЕНИИ В РОССИИ ВО ВТОРОЙ ПОЛОВИНЕ XIX ВЕКА
Дипломные работы, ВКР, история . Язык работы: Русский. Цена: 6100 р. Год сдачи: 2017 - Женщины-земские врачи Пермской губернии (в рамках региональной истории)
Дипломные работы, ВКР, история . Язык работы: Русский. Цена: 4700 р. Год сдачи: 2018 - «Женское лидерство» в Российской империи в 80-е гг. XIX - начале XX вв
Дипломные работы, ВКР, история . Язык работы: Русский. Цена: 4910 р. Год сдачи: 2019 - Советские летчицы и эмансипационные проблемы в России / СССР в
1917-1939 гг. (на примере экипажа самолета «Родина»)
Дипломные работы, ВКР, история . Язык работы: Русский. Цена: 4900 р. Год сдачи: 2018 - СТАНОВЛЕНИЕ И РАЗВИТИЕ СИСТЕМЫ ОБРАЗОВАНИЯ В КУРСКОЙ ГУБЕРНИИ ВО ВТОРОЙ ПОЛОВИНЕ XIX ВЕКА
Дипломные работы, ВКР, история . Язык работы: Русский. Цена: 6100 р. Год сдачи: 2017 - История повседневной жизни сибирского студенчества в ХГХ-нач. XX вв. (на примере высших учебных заведений г. Томска)
Магистерская диссертация, история . Язык работы: Русский. Цена: 4900 р. Год сдачи: 2018



