Тип работы:
Предмет:
Язык работы:


СОВЕТСКАЯ ПОВСЕДНЕВНОСТЬ 1920-1930-х гг. В ОТЕЧЕСТВЕННОЙ ИСТОРИОГРАФИИ

Работа №32018

Тип работы

Дипломные работы, ВКР

Предмет

педагогика

Объем работы95
Год сдачи2018
Стоимость6300 руб.
ПУБЛИКУЕТСЯ ВПЕРВЫЕ
Просмотрено
2025
Не подходит работа?

Узнай цену на написание


Введение 3
Раздел 1. Социокультурные перемены в повседневности 13
1.1. Организация досуга 13
1.2. Городское благоустройство 28
1.3. Девиантные формы поведения 38
Раздел 2. Гражданское общество в повседневности 48
2.1. Институт семьи и брака 48
2.2. Студенчество и школа 56
Заключение 72
Список использованных источников и литературы 74
Приложение

1920-1930ее гг. - это важнейший переходный период, который изменил многие стороны жизни и государства. Это время сосуществования старого и нового, экономических экспериментов и социальных трансформаций, когда закладывались базисные основы советской модели развития.
Актуальность темы исследования определяется тем, что одним из перспективных направлений современной историографии является история повседневности, в центре которой находится человек с его каждодневными проблемами. Повседневность - сфера человеческой обыденности во множественных историко-культурных, политикособытийных, этнических и конфессиональных контекстах. Изучение повседневности даёт возможность понять ментальность, осмыслить правила и запреты данного общества, способы уклонения и отступления от них, а также глубже исследовать сам исторический процесс.
Более того, несмотря на достижения отечественной историографии последних двух десятилетий, повседневная жизнь советского человека по- прежнему считается «заповедной территорией с плохо прочитываемыми взаимосвязями и индивидуально выстраиваемыми стратегиями освоения социальных норм и практик социалистического общежития».
Не вызывает сомнений, что изучение повседневных структур и практик ознаменовало собой переход от умозрительных схем к истории «подробностей жизни» и способствовало объединению в общий предмет отдельных сюжетов и тем. Можно даже вслед за рядом авторов осторожно говорить о новой парадигме исторического исследования, «при которой факт реальной жизни приобретает качественно иное научное значение» . Однако эти и подобные заключения требуют весомой доказательной базы. Такой системой доказательств могут стать структурирование и анализ содержания обширного историографического комплекса, посвященного, в данном случае, повседневности 1920-1930-х гг.
Объектом исследования является советское общество 1920-1930х гг. Предметом исследования - повседневность советского общества указанного периода в отечественной историографии.
Цель - проанализировать и охарактеризовать отечественную современную историографию по исследованию повседневности
советского общества 1920-1930-х годов.
В соответствии с поставленной целью определены следующие задачи исследования:
1) изучить основные труды по проблемам повседневности советского общества указанного периода;
2) рассмотреть основные формы досуга советского общества указанного периода и дать историографический обзор основным трудам по проблематике;
3) оценить приоритетные направления исследований в историографии в области городского благоустройства и девиантных форм поведения;
4) подвергнуть анализу историографические источники по проблемам гражданского общества: институт семьи, образование.
Хронологические рамки исследования - 1920-1930е гг. - период между двумя войнами, когда происходила экономическая, социально-психологическая модернизация общества, закладывались основы становления нового поколения людей, воспитанных на социалистических идеалах.
Методологической основой работы послужили принципы объективности и историзма, которые предусматривают изучение исторических событий в их развитии и взаимосвязи. Широко применялся сравнительно-исторический метод, что дало возможность выявить зависимость содержания и идеологии того или иного факта от конкретно- исторической обстановки. Метод актуализации в ряде случаев предоставил возможность определить общественную значимость рассматриваемых проблем.
Степень разработанности темы. История повседневности своему рождению обязана, по меньшей мере, двум обстоятельствам: «антропологическому повороту» в исторических исследованиях и складыванию социальной истории. Работы данного направления, составной частью которого в России стала история повседневности, заложили широкое проблемное поле, во многом зависящее от определения феномена повседневности. Российское «открытие» повседневности произошло в 1990-е гг. как некий вызов пониманию истории «как рационально обустроенной стратегии освоения прошлого». При этом, как отмечают исследователи, в отличие от представителей социальных наук (прежде всего, социологии повседневности), историческое видение повседневности развивалось в обратном направлении: от концептуализации к описательное.
Отдельному обсуждению в научной и публицистической литературе подверглись разные аспекты советской повседневности. С 1990-х гг. в российское исследовательское поле постепенно вовлекались такие феномены, как очередь и коммуналка, нижнее белье и «пьяная культура», досуг и отдых советских людей. Одновременно стало активно изучаться повседневное существование разных групп советского социума, помещенных в различные социальные контексты: школу и вуз, армию и производственную деятельность. Особо, в связи с этим, хочется отметить начатую издательством «РОССПЭН» серию «Социальная история России XX века», первой книгой которой стало издание, подготовленное коллективом историков и архивистов в жанре «документальной истории»
Нельзя не отметить, в связи с этим и первое комплексное исследование Н.Б. Лебиной повседневности советского города 1920-1930х гг., в которой автор предложила рассматривать повседневную жизнь с точки зрения сравнения нормы и аномалии. Заданный формат приоритетного изучения аномалий во многом определил общий вектор изучения повседневности 1920-1930-х гг. В частности, вышедшая в 2012 г. в серии «История сталинизма» книга В.А. Савченко «Неофициальная Одесса эпохи нэпа (март 1921 - сентябрь 1929)» и презентованная как история социальных групп, «срез политических настроений той эпохи и условий жизни в мегаполисе», в большей степени акцентирована на аномалиях нэпа, включая традиционные для работ такого плана проституцию и хулиганство.
Источниковой базой исследования стали научные труды отечественных историков и исследователей других областей, посвященные тем или иным проблемам повседневности 1920-1930-х гг.
Это монографии, коллективные труды, научные статьи, журнальные или газетные публикации.
Проблемам организации досуга посвящены работы Л.А. Гордона, Ю.А. Полякова, Н.Б. Лебиной, С.В. Журавлева , И.Б. Орлова , С.Ю. Малышевой и др. В трудах авторы ставили разные акценты на изучение повседневности. Например, И.Б. Орлов описал повседневность семей, разделив их на три категории (вида). С.В. Журавлев рассматривал вопросы досуга как побудителя к труду. А первоназванные авторы остановили своё внимание на комплексном описании видов досуга, применяемых в 19201930-е гг.
К важным исследованиям, которые напрямую затрагивают тему данного исследования, относятся диссертационные исследования В.С. Тяжельниковой , А.В. Морозова , О.М. Вербицкая и многие другие, которые отражают разные стороны советской повседневности изучаемого периода.
Журнальные или газетные публикации использовались, если в них содержались информация о последних научных достижениях по рассматриваемым проблемам, либо приводили к актуализации тех или иных дискуссионных вопросов.
Проблемам городского благоустройства посвящены монографии А.В. Кобозевой , Н.И. Данилова, которые попытались раскрыть проявления процессов изменения городского пространства. Вопросами коммунального хозяйства занимались М.А. Денисова, И.В. Утехин, М.Г. Меерович. Особенностью работ является то, что авторы подчеркивают широкий спектр исследовательских проблем - от пространства жилища до взаимоотношений соседей, от публичной жизни до приватной.
В современной историографии авторы уделяли внимание инфраструктуре столицы и крупным промышленным городам, отмечали взаимосвязь новых и старых видов транспорта. К таковым можно отнести работы Е.А. Петровичева, Т.А. Булыгиной. Исследования 1990-2000-х гг. были направлены на реконструкцию крестьянского быта, который претерпевал в двадцатые годы определенные изменения. В частности, Л.В. Лебедева исследовала обыденность пензенской деревни периода нэпа через материальные и духовные потребности селян. Узким вопросам, таким как развитие ресторанного, гостиничного дела, посвящены диссертации А.В. Савельева , Е.И. Корнеевой.
Во всей истории повседневности внимание историков и социологов в большей степени привлекали девиантные формы поведения: пьянство, наркомания, проституция, хулиганство, преступность, беспризорность. Наиболее полную картину аномалий в советском обществе в 1920-1930-х гг. дают работы Н.Б. Лебиной . Автор описала все теневые стороны советской повседневности.
Вопросы «алкогольного» досуга исследовали Н.А. Араловец , Д.О. Джиникаева, считающиеся региональными исследователями данного вопроса. К вопросам о проституции и борьбе с ней советские историки относились крайне осторожно. Сюда можно отнести труды А.И. Г олода, в соавторстве с И. А. Голосенко , специальная работа Н. Б. Лебиной и М. В. Шкаровского.
Ряд работ С.Е. Панина посвящены многим теневым сторонам советского общества: наркомании, хулиганству, беспризорность . Ряд историков отмечают рост преступности в 1920-1930е гг. В работах региональных исследованиях приводятся подтверждения этому: Д.О. Джиникаевой , О.В. Матвеева.
Быт беспризорников также представляет исследовательский интерес историков. Освещение данной темы получили работы С.А. Астрецовой , Л.А. Жуковой.
Повседневность семьи, брачных отношений, охраны детей и материнства охватывают работы Л.Ю. Анисимовой , О.В. Дорохина , И.В. Алферова и др. Авторы дают оценку государственной политики в отношении брака и семьи. Л.В. Лебедева подробно описывает условия жизни крестьянской семьи в 1920-е гг. Также эту тему региональные исследователи не оставили без внимания, сюда можно отнести монографию М.В. Михайловой , где автор рассматривает особенности представлений о быте и семье населения Европейской части России.
В сравнении с вопросами истории образования, истории советского студенчества и школы 1920-1930-х гг. уделяли меньше внимания. Однако, тема не осталась неизученной. Пик исследовательского интереса относится к 1980-м гг., когда появляются обобщающие работы. Такова статья Н.Б. Лебиной, где автор рассматривает молодежную субкультуру 1920-х . К комплексным исследованиям студенчества можно отнести работы А.Р. Маркова , Е.А. Платовой , А.И. Хайруллиной.
Диссертационные исследования рассматривают историю российского студенчества 1917-1927 гг. Таковы работы В.В. Всемирова , А.Е. Байгариной , Е.С. Постниковой.
Научно-практическая значимость исследования. Выводы, полученные в ходе исследования, могут быть использованы при написании обобщающих трудов по проблемам историографии советской повседневности 1920-1930-х гг. А с точки зрения педагогической значимости работа может использоваться на кружках дополнительного образования истории с целью познакомить учащихся с повседневностью советского общества, а также при желании углубиться в тот или иной аспект повседневности, узнав нужную литературу. Материалы данной работы можно будет использовать при составлении учебно-методических пособий по истории России ХХ века, статей и докладов по теме «Советское повседневность 1920-1930-х гг.» Воспитательная задача темы исследования состоит в пропаганде здорового образа жизни, которую можно достигнуть, показав исконные причины, а также последствия девиантных форм поведения 1920-1930-х гг.
Структура работы определена поставленной целью и задачами исследования. Выпускная квалификационная работа состоит из введения, двух разделов, поделенных, в свою очередь на параграфы, заключения, списка использованной литературы и приложения.

Возникли сложности?

Нужна помощь преподавателя?

Помощь в написании работ!


Историография помогает понять причины тех или иных изменений в науке, сущность исторического сознания эпохи и, главное, степень востребованности исторического знания. В этом плане, «дань историографии никогда не может быть чрезмерной».
Не вызывает сомнений, что изучение повседневных структур давно представляет исследовательский интерес. А период 1920-1930-х гг. - время становления нового типа общества - повлекла за собой коренные изменения в его социальной структуре, материальной среде обитания и духовных сферах повседневного бытия. Но в советской историографии этой стороне жизни людей уделялось мало внимания: в центре исследований в основном были политические и экономические преобразования и эксперименты.
В советской историографии изучение повседневности ограничивалось работами о быте, семье, досуге, не выходившими за рамки марксистской методологии. Формирование нового общества представлялось как успешный поступательный процесс, где не осталось «пережитков прошлого» (пьянства, преступности и т.д.).
Лишь в конце 1980-х гг. исследователи попытались взглянуть по- новому на само советское общество и разобраться в специфике его каждодневного существования, оно стало объектом исследования российских и зарубежных гуманитариев в различных исторических аспектах. Большинство исследователей первостепенное внимание уделяют формам поведения и стратегиям выживания людей в специфических социальнополитических условиях.
Реконструкция советской повседневности в целом - трудная задача, поскольку отдельные территории страны развивались неравномерно, отличались не только количеством и составом населения, но и качеством инфраструктуры, а также мировосприятием и отношением к власти.
Среди всего многообразия проблематики, выделим ключевые проблемные поля: расширение интереса к социокультурной истории двадцатых годов вовлекает в исследовательскую сферу культурные стереотипы и мифы, образ жизни и социальный статус основных социальных слоев, их отражение в пропаганде, литературе и искусстве. Расширяется анализ жизнедеятельности маргинальных социальных групп (например, лишенцев и безработных, представителей криминального сообщества и заключенных, беспризорников и утративших влияние люмпенизированных партийных функционеров), являющихся порождением социальных деформаций и источником социальной нестабильности.
Исследование образа жизни, потребностей и повседневной жизни «человека массы» стало магистральным направлением исторических исследований последних лет. Именно изучение повседневности позволяет проследить путь формирования homo soveticus.
Открытым остается вопрос об изучении динамики «структуры повседневности», как всего общества, так и отдельных его категорий. Не до конца прояснено в современной историографии содержание «матрицы повседневности» (термин А.С. Сенявского) и формирующих ее социальных, материальных и иных факторах.
Проблема повседневности 1920-1930-х гг. органично вписалась в новые рамки исследований социальной истории 1920-х гг. в постсоветской историографии, став, по сути, их своеобразной кульминацией. Развитие этого направления в исследованиях стало ярким примером преодоления методологического кризиса, утверждения новых методологических ориентиров, плюрализма в исследованиях и развития междисплицинарных связей.



1. Аверьянов Б.И. Путь к звездам отеля. Сочи; - М.: Три Л, 2000. - 231 с.
2. Антонов-Саратовский В. Беседы о туризме. Азбука советского (пролетарского) туризма. - М.; Л.: Госиздат, 1930. - 160 с.
3. Афанасьев Ю.Н. Советское общество: возникновение, развитие, исторический финал. Т. 1 - М.,1997. - 510 с.
4. Багдасарян С.Д. Крестьянская повседневность эпохи нэпа: досуг и праздник в южно-российской деревне в 1920-е гг. - Новочеркасск: Лик,2012. - 240 с.
5. Балашов Е.М. Школа в российском обществе 1917-1927 гг. Становление «нового человека». - СПб.: Дмитрий Буланин, 2003. - 238 с.
6. Богданов И.А. Старейшие гостиницы Петербурга. - СПб.: Искусство- СПБ, 2001. - 335 с.
7. Всемиров В.В. Российское студенчество в первое десятилетие пролетарской диктатуры (1917-1927 годы). - Саратов, 1994. - 130 с.
8. Гордон Л.А. Черты социалистического образа жизни: быт городских рабочих вчера, сегодня, завтра. - М.: Знание, 1977. - 159 с.
9. Гурова О. Советское нижнее белье: между идеологией и
повседневностью. - М.: Новое литературное обозрение, 2008. - 288 с.
10. Данилов Н.И. Экономика города и перестройка. - М: Сов. Россия, 1990. - 248 с.
11. Есиков С.А. Российская деревня в годы нэпа: к вопросу об альтернативах сталинской коллективизации (по материалам Центрального Черноземья). - М.: РОССПЭН; Фонд «Президентский центр Б.Н. Ельцина», 2010. - 246 с.
12. Зайцев В. Положение труда подростков и его оплата в промышленности. - М., 1925. - 129 с.
13. Кац Я.Д. Труд и быт рабочих подростков Сибири. - Новосибирск, 1927. - 53 с.
14. Корноухова Г. Г. Повседневность и уровень жизни городского населения СССР в 1920- 1930-е гг. (На материалах Астраханской области). - М., 2004. - 197 с.
15. Лаврова Л.В. Страницы славной летописи: из истории Мичуринского государственного педагогического института. - Мичуринск, 2006. - 95 с.
16. Ласс Д.И. Современное студенчество: Быт, половая жизнь. - М.; Л., 1928. - 216 с.
17. Лебедева Л.В. Жизненные трудности крестьянки 1920-х гг. // Повседневный мир советского человека, 1920-1940-х гг. - Ростов-на- Дону: Изд-во ЮНЦ РАН, 2009. - 384 с.
18. Лебедева Л.В. Повседневная жизнь пензенской деревни в 1920-е годы: традиции и перемены. - М., 2009. - 192 с.
19. Лебина Н. Б. Повседневная жизнь советского города: нормы и аномалии 1920 - 1930 годы / Н. Б. Лебина. — М.: Новое литературное обозрение, 2015. — 488 с.
20. Лейкин А. Я. Против ложных друзей молодежи. Из истории борьбы КПСС с буржуазными и мелкобуржуазными партиями за молодежь, 1927-1924 гг. - М., 1980. - 223 с.
21. Лукин В. Профсоюзы и комсомол. - Харьков, 1925. - 39 с.
22. Марков А.Р. Что значит быть студентом: работы 1995-2002. - М.: Новое лит. обозрение, 2005. - 255 с.
23. Меерович М.Г. Наказание жилищем. Жилищная политика в СССР как средство управления людьми (1917-1937). - М., 2008. - 303 с.
24. Михайлова М.В. Семья и быт в представлениях населения Европейской части России в 1920-е годы. Автореф. дис. па соиск. учен. степ, канд. ист. наук. - М., 2003. - 179 с.
25. Морозов А. В. «За бортом труда»: повседневная жизнь 1920-х годов глазами казанских безработных // Советская социальная политика 1920-1930-х годов: идеология и повседневность / Под ред. П. Романова и Е. Ярской-Смирновой. - М.: ООО «Вариант»; ЦСПГИ, 2007. - 432 с.
26. Орлов И. Б. Массовый туризм в сталинской повседневности / И. Б. Орлов, Е. В. Юрчикова. — М.: РОССПЭН, 2010. — 224 с.
27. Орлов И. Б. Советская повседневность: исторический и
социологический аспекты становления / И. Б. Орлов. — М.: Высшая школа экономики, 2010. — 317 с.
28. Платова Е.Э. Жизнь студенчества России в переходную эпоху 19171927. - СПб.: СПбГУАП, СПбГУ, 2001. - 228 с.
29. Рабецкая З.И. Иркутский педагогический: от учительского института к университету. - Иркутск, 2007. - 265 с.
30. Рожков А.Ю. В кругу сверстников. Жизненный мир молодого человека в советской России 1920-х годов. Кн.1. - Краснодар: Перспективы образования, 2002. - 408 с.
31. Савченко В.А. Неофициальная Одесса эпохи нэпа (март 1921 - сентябрь 1929). - М„ 2012. - 288 с.
32. Сенявский А.С. Повседневный мир советского человека, 1920-1940-х гг. - Ростов-на-Дону, 2009. - 384 с.
33. Привалов В.В. Великий Октябрь и революционная молодежь. - Л., 1968. - 32 с.
34. Сигал Б. Труд и здоровье рабочей молодежи. - М.-Л., 1925. - 69 с.
35. Смирнова Т.М. «Бывшие люди» Советской России. Стратегии выживания и пути интеграции. 1917-1936 годы. - М.: Издательский дом «Мир истории», 2003. - 296 с.
36. Соколова М.В. История туризма. Учебное пособие. - М.: Мастерство, 2002. - 352 с.
37. Утехин И.В. Очерки коммунального быта. - М.: ОГИ, 2004. - 277 с.
38. Хрусталева В.А. К истории высшего педагогического образования в РСФСР. - М., 1963. - 167 с.
39. Чирков П. М. Решение женского вопроса в СССР (1917-1937 гг.). - М.: Мысль, 1978. - 255 с.
40.Чуткерашвили Ц.Е. Развитие высшего образования в СССР. -М. 1961. - 342 с.
41. Шарапов Ю.П. Нэповская Россия в 1921-1928 гг.: вопросы идеологии и культуры. - М.: ИРИ РАН, 2006. - 368 с.
42. Шварц Г. Броня подростков в производстве. - М., 1924. - 48 с.
Исследования
1. Вишленкова Е.А., Малышева С.Ю., Сальникова А.А. Культура
повседневности провинциального города: Казань и казанцы (XIX-XX вв.). - Казань: Казанский государственный университет им.
В.И.Ульянова-Ленина, 2008. - 451 с.
2. Войтеховская М.П., Кочурина С.А. Томский учительский институт: возвращенная история. 1902-1920 годы. - Томск, 2002. - 239 с.
3. Журавлев С. В., Мухин М. Ю. «Крепость социализма»: Повседневность и мотивация труда на советском предприятии, 1928-1938 гг. - М.: РОССПЭН, 2004. - 258 с.
4. Кринко Е.Ф., Тажидинова И.Г., Хлынииа Т.П. Повседневный мир советского человека 1920-1940-х гг.: жизнь в условиях социальных трансформаций. - Ростов-на-Дону, 2011. - 360 с.
5. Лебина Н. Б., Шкаровский М. В. Проституция в Петербурге (40-е годы XIX в. - 40-е годы ХХ в.). - М.: Прогресс-Академия, 1994. - 224 с.
Сборники научных статей
1. Амалиева Г.Г. «Сочувствую РКП (б), так как она дала мне возможность учиться в вузе...» // Советская социальная политика 1920-1930-х годов: идеология и повседневность. - М., 2007. - С.414-429.
2. Амалиева Г.Г. Студенты и студентки (Казанский университет в 1920- 1930-е годы) // Философский век. Альманах. История университетского образования в России и международные традиции просвещения. Вып. 28. Т. 1. - СПб, 2005. - С.27-33.
3. Араловец II.A. Здоровье российского студенчества в 1920-е годы // Российское студенчество: условия жизни и быта (ХТП-ХХ1 века). Сборник научных статей. - М., 2004. - С.133-146.
4. Араловец Н.А. Питие жителей Москвы и Подмосковья, 1920-е годы // Москва и Подмосковье: праздники и будни. Всероссийская научная конференция: Сборник научн. статей. - М., 2005. - С. 37-44.
5. Арсеньева М. И. Истоки половой деморализации молодежи // Проституция и преступность: проблемы, дискуссии, предложения. - М.: Юридическая литература, 1991. - С. 210-230.
6. Астрецова С.А. Беспризорники как элемент городской жизни в 20-е г. XX в. (на примере Ставрополя) // Новая локальная история: Сборник научных статей. Вып. 4. - Ставрополь; Москва, 2009. - С. 19-23.
7. Баталина З.М. Педологическая лаборатория при Казанском Восточном педагогическом институте // Психология. - Казань, 1930. Т. 3. Вып. 1. - С. 127-133.
8. Беглов А.Л. Православное образование в подполье: страницы истории // Альфа и омега. 2007. № 3(50). - С. 153-172.
9. Беглов Л. Хроника: Научная конференция «Церковное право и государственное законодательство в истории России». Институт Российской истории Российской Академии наук, 12-14 мая 2003 г. // Альфа и омега. 2003. № 3(37). - С. 355-368.
10. Булыгина Т.А. Опыт поиска источников по истории современности городских и сельских жителей Ставрополья // история Германии и Советского Союза. 1920-1950-е годы). Материалы международной научной конференции (Харьков, сентябрь 2003 г.): Сб. докладов. - Харьков, 2004. - 321 с.
П.Бушмакин М. Очередные задачи педагогического образования (По поводу планов ПУЗ) // Вестник просвещения ТНКП. - Казань, 1923. - С.21-26.
12. Векслин Н-Б.З. На кого пойти учиться? (ВПИ) // Красная Татария. - Казань, 1923. № 115. - С. 1.
13. Вербицкая О. М. Будни и праздники московского дома крестьянина (1925-1941 гг.) // Москва и Подмосковье: Праздники и будни: Сборник научных статей. - М.: МГОУ, 2005. - С. 12-18.
14. Гарголина Е.С., Черкасов А.А. Массовая и модная одежда в повседневности советского человека 1920-х гг. // Повседневный мир советского человека, 1920-1940-х гг. - Ростов-на-Дону, 2009. - С. 329339.
15. Голод С. И. Проституция: возникновение, эволюция и современное состояние // Здоровый образ жизни и борьба с социальными болезнями: сб. ст. / отв. ред. Б. М. Левин. - М.: Институт социологии, 1988. - С. 136-149.
16. Голосовкер С.Я. О половом быте мужчины. - Казань, 1927. - С. 10-16.
17. Дорохина О.В. Партийно-государственная идеология социалистических преобразований семьи в послереволюционной России // Вестник МГУ. Социология. 1996. № 2. - С. 78-87.
18. Жиромская В.Б. Социально-демографический состав студентов и повседневность в 1920-е годы // Российское студенчество: условия жизни и быта (XVIII- XXI века). Сборник научных статей. - М., 2004. - С. 106-115.
19. Жукова Л.А. Опыт комплексной ликвидации массовой детской беспризорщины в РСФСР в 20-30-е годы // Материнство и детство в России ХЧП-ХХ1 вв.: Сборник научных статей. В 2-х ч. Ч. I. - М., 2006. - С. 220-231.
20. Журавлев С.В. Повседневность и насилие в молодежной среде 19201930-х гг. // Материнство и детство в России ХУШ-ХХ1 вв.: Сборник научных статей. В 2-х ч. Ч. I. - М., 2006. - С. 230-242.
21. Игнатов А. Н. Проблемы правовой борьбы с проституцией // Проституция и преступность. - М.: Юридическая литература, 1991. - С. 139-148.
22. Калачев Б. Ф. Взгляд на проблему через... столетие // Проституция и преступность. - М.: Юридическая литература, 1991. - С. 36-54.
23. Лебедева В.Г. Антитеза «старое новое» в массовой культуре 20-х годов / В.Г. Лебедева // Изв. СПбГЛТА. — СПб., 2002. - С. 217-226.
24. Лебина Н.Б. Молодежь страны Советов в 20-е годы //Вопросы истории, 1983, №8. - С.77-87.
25. Левинсон А. Г. Попытка реставрации балаганных гуляний в нэповской России. (К социологии культурных форм) // Одиссей. Человек в истории. 1991. - М., 1991. - С. 137-159.
26. Леонова Н. А. Отдых и досуг в условиях постреволюционной и послевоенной релаксации: трансформация представлений и основные тенденции развития в 1920-е годы. - Москва: ПЛГУ, 2007. - С. 175-180.
27. Матвеев О.В. «Пилсудских нам не надо ...». Повседневность поляков Кубано- Черноморской области глазами партийного сообщества в 1920-е гг. // Повседневный мир советского человека, 1920-1940-х гг. - Ростов-на-Дону, 2009. - С. 284-298.
28. Меликсетян А. С. Проституция в 20-е годы // Социологические исследования. 1989. № 3. - С. 71-74.
29. Одинцов М.И. Судьбы светской школы в России (60-е годы XIX в. - 80е годы XX в.) // Проблемы преподавания и современное состояние религиоведения в России. Материалы конференций. Москва, 20002001. - М., 2002. - С. 5-28.
30. Орлов И. Б. Эволюция русской бани: от образа жизни к помывочному пункту // Туризм и сервис в панораме тысячелетий. Альманах. Вып. 2. - М.: МПГУ; ФГОУ ВПО «РГУТиС», 2010. - С. 73-80.
31. Осокина Е. Проституция для индустриализации // Аргументы и факты. 1998. - С.136-149.
32.Орлов И.Б. Студенческая семья 1920-х гг.: попытка многофакторного анализа // Российское студенчество: условия жизни и быта (ХУШ-ХХ1 века). Сборник научных статей. - М., 2004. - С. 117.
33. Паначин Ф. Г. Педагогическое образование в СССР. - М., 1975. - 224 с.
34. Панин С.Е. «Продажная любовь» в советской России (1920-е годы) // Вестник Евразии. 2005. №1. - С.78-108.
35. Панин С.Е. Потребление наркотиков в Советской России (1917-1920-е годы) // Вопросы истории. 2003 №8. - С. 129-134.
36. Рожков А.Ю. Молодой человек 20-х годов: протест и девиантное поведение // Социологические исследования. 1999. №7. - С. 107-114.
37. Рожков А.Ю. Социокультурные изменения в Кубанской станице в 1920-е годы с точки зрения концепции межпоколенного разрыва // Нэп и становление гражданского общества в России: 1920-е годы и современность (материалы Всероссийской научной конференции, г. Славянск-на-Кубани, 17-20 октября 2001 г.). - Краснодар, 2001. - С. 1524.
38. Романов П.В. «Человек всегда имеет право на ученье, отдых и на труд». Советская социальная политика, 1920-1940-е гг. // Повседневный мир советского человека, 1920-1940-х гг. - Ростов-на- Дону, 2009.- С. 43-59.
39. Сальникова А.А., Амалиева Г.Г. Вновь о любви «без черемухи», или женщина в университете в 1920-е гг. // Казанский университет как исследовательское и социокультурное пространство. - Казань, 2005. - С.57-62.
40. Сальникова А.А., Бурмистров А.П. Советское детское игровое кино 20х годов XX века и его юные зрители // Учен. зап. Казан. ун-та. Сер. Гуманит. науки. 2014. №3. - С.131-141.
41. Советов И.М. Советское законодательство о религиозных культах в 2030-х гг. XX в.: содержание и практика реализации, споры и дискуссии о реформировании его правовой базы // Свобода совести в России: исторические и современный аспекты: Сб. статей. Вып. 4. - М., 2007. - С. 371-413.
42. Соловьева Т. А. Повседневная жизнь советского города: изменения в
системе школьного и профессионально-технического образования в 1920-1930е гг. (на примере г. Саратова) // Известия Саратовского университета. Новая серия. Серия: История. Международные
отношения. 2013. Т. 13. Вып. 4. - С.95-100.
43. Сотонин К. Исследование интеллектуального уровня студентов 1 курса Восточно-педагогического института // Научно- педагогический сборник Восточно-педагогического института. Вып. 1. - Казань, 1926. - С. 115-118.
44. Сулемов В.А. Союз молодых борцов. Из истории комсомольского строительства. - М., 1971; Денисов С.Г. Деятельность комсомола по ликвидации неграмотности на селе (1921-1925 гг.) //Народные массы и строительство советской культуры. - М., 1969. - С.39-78.
45. Тавризов А.Г. Брачное законодательство у малочисленных народов Севера в 1920-е - 1930-е годы // Материнство и детство в России ХЧП- ХХ1 вв.: Сборник научных статей. В 2-х ч. Ч. I. М., 2006. - С. 208-218.
46. Тяжельникова В. С. Повседневная жизнь московских рабочих в начале 1920-х годов // Россия в ХХ веке: Люди, идеи, власть / Отв. ред. А. К. Соколов, В. М. Козьменко. - М.: РОССПЭН, 2002. - С. 164-194.
47. Харитонова С.Б. Становление системы охраны материнства и детства в
Чувашии в 20-30-е гг. XX в.: общероссийские тенденции и национальные особенности // Материнство и детство в России ХЧП- ХХ1 вв.: Сборник научных статей. В 2-х ч. Ч. I. - М., 2006. - С. 190-195.
48. Царевская Т. В. Преступление и наказание: парадоксы 20-х гг. // Революция и человек. Быт, нравы, поведение, мораль: материалы конференции 14-15 ноября 1995 г. / отв. ред. П. В. Волобуев. - М.: ИРИ, 1997. - С. 194-219.
49. Шкаровский М. Семь имен «кошки»: расцвет наркомании в 1917-1920е годы // Невский Архив. 1997. Вып. 3. - С. 467-481.
50. Щетнев В.Е. «Расказачивание» как форма репрессий (1919 - середина
1930-х гг.) // Проблемы истории массовых политических репрессий в СССР: Материалы III Всероссийской научной конференции. -
Краснодар: ООО Компания «Волонтер», 2006. - С. 45-54.
51. Юдин Г. Национальным вузам нужна помощь [Состояние подготовки педагогических кадров в Казанском педагогическом институте] // Высшая школа. - Казань, 1938. № 6/7. - С. 197-199.
52. Ялозина Е.А. Условия труда и жизни советских учителей в 1920-1930-е гг. в ракурсе истории повседневности // Повседневный мир советского человека, 1920-1940-х гг. - Ростов-на-Дону, 2009. - С.77-89.
53. Яфаров Л. Казан педагогия институты Иэм анын, татар теле hэм эдэбияты булеге тарихыннан // Совет мэктэбе. 1957. № 11. - С. 25-28.
54. Яфаров Л. Профессор Гыйбад Алпаровньщ гыйльми хезмэтлэренэ карата // Совет мэктэбе. 1958. № 12. - С. 20-23.
Диссертации
1. Алферова И.В. «Женский вопрос» в теории и практике большевизма (первое десятилетие советской власти. 1917-1927 гг.): Автореф. дне. на соиск. учен. степ. докт. ист. наук. - СПб., 2011. - 28 с.
2. Анисимова Л.Ю. Эволюция функции русской крестьянской семьи в Приенисейском регионе в 1920-е гг.: Автореф. дне. на соиск. учен. степ. канд. ист. наук. - Красноярск, 2004. - 21 с.
3. Байгарина А.Е. Высшая школа в условиях политической системы 19171927 гг.: Автореф. дис. на соиск. учен. степ. канд. ист. наук. - М.,1995. - 19 с.
4. Васильев П.В. Профессионально-педагогическая подготовка учителя единой трудовой школы второй ступени в РСФСР: 1918-1930 гг.: Автореф. дне. на соиск. учен. степ. канд. пед. наук. - М., 2000. - 27 с.
5. Денисова М.А. Повседневная жизнь населения советского провинциального города в 1920-е годы: Автореф. дис. на соиск. учен. ст. канд. ист. наук - Курск, 2010. - 25 с.
6. Джиникаева Д.О. Деятельность государственных органов по борьбе с преступностью в Северной Осетии в условиях нэпа: исторический аспект. Автореф. дис. на соиск. учен. степ. канд. ист. наук. - Владикавказ, 2011. - 22 с.
7. Кобозева А.В. Культурно-антропологический анализ повседневной
жизни Москвы: социальные эксперименты первого
послереволюционного десятилетия: Автореф. дис. на соиск. учен. степ. канд. филос. наук. - М., 2006. - 22 с.
8. Корнеева Е.И. Советское гостиничное хозяйство в 1920-1930-е гг.: Автореф. дис. на соиск. учен. степ. канд. ист. наук. - М., 2010. - 23 с.
9. Костикова Е.А. Советская политика ликвидации неграмотности в 20-е - середине 30-х гг. XX века: На материалах Нижнего Поволжья: Автореф. дис. на соиск. учен. степ. канд. ист. наук. - Саратов, 2005. - 22 с.
10. Никулина Т.Е. Развитие начальной школы и ликвидация неграмотности в Удмуртии: Ист. опыт и уроки, 1920-1934 гг.: Автореф. дне. на соиск. учен. степ. канд. ист. наук. - Ижевск, 1994. - 19 с.
11. Орлов И.Б. Новая экономическая политика: государственное
управление и социально-экономические проблемы (1921-1928 годы). Автореф. дис. на соиск. учен. степ. докт. ист. наук. - М., 2000. - 20 с.
12. Орлова И.В. Реализация социальной политики Советского государства в годы нэпа: по материалам Енисейской и Иркутской губерний: Автореф. дис. на соиск. учен. степ. канд. ист. наук. - Иркутск, 2007. - 48 с.
13. Павлова Л.В. Ликвидация неграмотности взрослого населения. 18971939 гг.: На материалах Оренбуржья: Автореф. дне. па соиск. учен. степ. канд. ист. наук. - Оренбург, 2006. - 23 с.
14. Панин С. Е. Повседневная жизнь советских городов: пьянство,
проституция, преступность и борьба с ними в 1920-е годы (на примере Пензенской губернии): Автореф. дисс. ... к. и. н. - Пенза, 2002. - 19 с.
15. Пащенко М.Я. Крестьянское семейное хозяйство Центрального Черноземья в годы новой экономической политики, 1921-1928 гг.: На материалах Воронежской, Курской и Тамбовской губерний: Автореф. дис. на соиск. учен. степ. канд. ист. наук. - Воронеж, 1998. - 24 с.
16. Петровичев Е.А. Автотранспортные предприятия г. Москвы в 19201930-е годы: Автореф. дне. на соиск. учен. степ. канд. ист. наук. - М., 1998. - 25 с.
17. Платова Е.А. Динамика образа жизни студенчества России (октябрь 1917-1927 гг.): Автореф. дне. на соиск. учен. степ. докт. ист. наук. - СПб, 2007. - 24 с.
18. Пономарев А.В. Студенчество в вузовской политике советского государства в 1917-1927 гг. (На материалах Поволжья): Автореф. дне. на соиск. учен. степ. канд. нет. наук. - Саратов, 2011. - 15 с.
19. Постников Е.С. Российское студенчество на Родине и за рубежом. 1917-1927 гг.: Автореф. дис. на соиск. учен. степ. докт. ист. наук. - М., 2000. - 22 с.
20. Рослякова М.В. История семейно-брачных отношений рабочих Верхневолжского региона: Сер. 1920-х - кон. 1930-х гг.: Автореф. дис. на соиск. учен, степ. канд. ист. наук. - Иваново, 2005. - 23 с.
21. Савельев А.В. Особенности развития ресторанного дела в Советской России в условиях новой экономической политики: Автореф. дис. на соиск. учен. степ. канд. ист. наук. - М., 2009. - 26 с.
22. Савельева Е.В. Советский костюм 1917-1921 гг. как отражение общественных перемен: Автореф. дне. на соиск. учен. степ. канд. ист. наук. - М., 2006. - 24 с.
23. Синельников С.П. Православное религиозное образование в РСФСР в 1918-1929 гг.: на материалах Царицынской, Саратовской губернии и Донской области: Автореф. дне. на соиск. учен. степ. канд. ист. наук. - Волгоград, 2011. - 26 с.
24. Синельников С.П. Православное религиозное образование в РСФСР в 1918-1929 гг.: на материалах Царицынской, Саратовской губернии и Донской области: Автореф. дне. на соиск. учен. степ. канд. ист. наук. - Волгоград, 2011. - 22 с.
25. Сологуб Н.Н. Ликвидация неграмотности в Среднем Поволжье в 19171930-х годах: Автореф. дис. на соиск. учен. степ. канд. ист. наук. - Пенза, 2004. - 18 с.
26. Хайруллина А.И. Социально-экономическая и общественнополитическая характеристика студенчества Восточно-педагогического института г. Казани в 1920-е годы: Автореф. дис. на соиск. учен. степ. канд. ист. наук. - Казань, 2011. - 25 с.
27. Шевченко В.А. Формирование антирелигиозных представлений советской школой. 1917-1932 гг.: Автореф. дне. канд. ист. наук. - М., 2007. - 20 с.
28. Явнова Л.А. Семейно-бытовые традиции русских старожилов и переселенцев Алтая второй половины XIX - первой трети XX вв.: Автореф. дис.. на соиск. учен. степ. канд. ист. наук. - Бийск, 2002. - 22 с.
Электронные ресурсы
1. Бордюгов Г. А. Социальный паразитизм или социальные аномалии: из
истории борьбы с алкоголизмом, нищенством, проституцией, бродяжничеством в 20-30-е гг. [Электронный ресурс] // История СССР. 1989. № 1. С. 60-73. URL:
http://www.annals.xlegio.ru/sbo/contens/isssr.html (дата обращения: 05.10.2010).
2. Панин С.Е. «Хозяин улиц городских». Хулиганство в Советской России в 1920-е годы. //Вестник Евразии. 2003. №4. URL: https://cyberleninka.ru/article/n/hozyain-ulits-gorodskih-huliganstvo-v- sovetskoy-rossii-v-1920-e-gody (дата обращения: 24.05.2018).
Сборник документов
1. Голос народа. Письма и отклики рядовых советских граждан о событиях 1918- 1932 гг. / Отв. ред. А.К. Соколов. - М.: РОССПЭП, 1997. - 326 с.
5. Ковальченко И.Д. Историческое познание: индивидуальное,
социальное и общечеловеческое // Свободная мысль. 1995. № 2. - С. 111-123.
6. Поляков Ю. А. История повседневности - важное направление науки // Человек в российской повседневности: сборник научных статей. - М.: СТИ МГУ сервиса, 2001. - С. 4-17.
7. Тарасенко В.Н. Нэповская повседневность в современной российской историографии: Автореф. дис.. на соиск. учен. степ. канд. ист. наук. - М., 2013. - 35 с.
8. Тарасенко В.Н. Досуг периода нэпа в постсоветской историографии (предварительные итоги исследования). // Современные проблемы сервиса и туризма. - М., 2010. - С.20-27.


Работу высылаем на протяжении 30 минут после оплаты.



Подобные работы


©2024 Cервис помощи студентам в выполнении работ