Введение 3
1. Теоретические аспекты разработки и внедрения системы ключевых
показателей эффективности (KPI) компании 8
1.1 Понятие ключевых показателей эффективности (KPI) 8
1.2 Критерии определения ключевых показателей эффективности (KPI) 16
1.3 Методология разработки и внедрения ключевых показателей
эффективности (KPI) компании 22
2. Анализ использования системы ключевых показателей эффективности (KPI)
деятельности компании ООО «БизБренд» 38
2.1 Общеэкономический анализ ООО "БизБренд" 38
2.2 Анализ системы ключевых показателей эффективности (KPI) ООО
"БизБренд" 49
2.3 Использование системы ключевых показателей эффективности (KPI) для
мотивации персонала ООО "БизБренд" 56
2.4 Оценка эффективности существующей системы ключевых показателей
эффективности (KPI) для ООО "БизБренд" 68
3. Управление совершенствованием ключевых показателей эффективности
(KPI) в ООО «БизБренд» 73
3.1 Основные направления совершенствования системы ключевых показателей
эффективности (KPI) ООО "БизБренд" и мероприятия по их внедрению 73
3.2 Оценка эффективности совершенствования системы ключевых показателей
эффективности (KPI) ООО "БизБренд" 79
Заключение 88
Список используемых источников Приложения
На сегодняшний день все более актуальной становится тема определения эффективности функционирования предприятия и кадров. Самым популярным инструментом оценки деятельности и производительности является анализ финансовых данных. Однако при принятии управленческих решений недостаточно использовать только финансовые показатели.
На данный момент Россия находится на этапе реформирования и перехода к новой инновационной экономике. Рынок становится все более конкурентным, снижается норма прибыли и с целью ее повышения выступает необходимость улучшения эффективности работы ресурсов организации. Однако для измерения и управлением эффективностью предприятия необходим набор понятных показателей, поэтому и встает вопрос о создании и внедрении таких показателей.
Также важным вопросом при управлении эффективностью деятельности организации является измерение человеческого капитала, являющимся одним из главных ресурсов предприятия. В основе подхода к определению эффективности работы персонала в отечественной практике лежит измерение возможностей персонала через аттестацию. Но такой способ оценки требует усовершенствования: необходимо, в первую очередь, определить результат, выраженный через систему ключевых показателей эффективности, который должен достичь сотрудник.
Актуальность темы исследования определена, во-первых, значимостью человеческих ресурсов в повышении эффективности функционирования отрасли. Максимально полное задействование трудового потенциала и его рациональное использование становится для предприятия отрасли ключевым фактором их успешной деятельности в условиях рыночных отношений.
В-вторых, повышение эффективности функционирования предприятий может быть достигнуто только тогда, когда работники компаний будут ориентированы на конечные результаты деятельности хозяйствующих субъектов. В свою очередь, это требует формирования совокупности целевых ориентиров работы предприятий отрасли и их увязки с системой стимулирования кадров. Мотивированный на развитие сотрудник лучше использует свои способности, новые технологии и технические средства на рабочем месте, что приводит к получению требуемого индивидуального и совокупного результата.
В-третьих, необходимость теоретического и практического обоснования ключевых показателей эффективности деятельности предприятий требует учета влияния внешней и внутренней среды, специфики технологических процессов. Последующая их увязка с системой мотивации работников отрасли требует дополнительного изучения, что обуславливает актуальность темы.
По данным литературных источников можно сделать вывод, что разработок в области создания и внедрения системы ключевых показателей эффективности очень мало. Данный метод пришел в Россию из зарубежных стран и носит преимущественно прикладной характер. В России система ключевых показателей эффективности деятельности организации получила распространение только в 21 веке, тогда как зарубежные специалисты внедряют данную систему на предприятии уже несколько десятков лет. На сегодняшний день существует общепринятое мнение, что не существует универсальной, однозначной структуры разработки показателей, однако некоторые принципы создания и внедрения должны присутствовать в каждой системе.
Научная новизна диссертации состоит в разработке концепции формирования ключевых показателей, отражающих эффективность деятельности юридических предприятий в интеллектуальной области, во взаимосвязи с системой мотивации работников отрасли.
Наиболее существенные научные результаты состоят в следующем:
1. Представлен результат, полученный с использованием общеэкономического анализа организации, анализа существующей системы ключевых показателей эффективности в компании и использования этой системы для мотивации персонала.
2. Проведена оценка состояния системы ключевых показателей эффективности и её влияние на управление деятельностью организации, что позволило сделать вывод об успешном внедрении и использовании системы ключевых показателей в функционировании отечественных организаций.
3. Представлен результат, позволяющий выделить основные направления совершенствования системы ключевых показателей эффективности компании, а также предложить мероприятия по их внедрению. Показана оценка эффективности мероприятий совершенствования системы, которая отражает результат исследовательской работы.
Объектом исследования является система оценочных и мотивационных показателей в организациях, занимающихся защитой интеллектуальной собственности.
Предметом исследования в данной работе выступают взаимосвязи между оценочными и мотивационными показателями организаций и их влияние на эффективность деятельности компаний.
Целью данной работы является разработка рекомендаций по оптимизации управления деятельностью организации на примере юридических компаний, занимающихся регистрацией интеллектуальной собственности, путем использования механизма оценки эффективности достижения стратегических целей организаций на основе системы ключевых показателей эффективности и методологии системы сбалансированных показателей.
Для реализация поставленной цели необходимо решение следующих задач:
1) изучить теоретические аспекты системы ключевых показателей и их особенности;
2) проанализировать виды ключевых показателей эффективности и систем ключевых показателей;
3) изучить существующие методики разработки систем ключевых показателей эффективности;
4) систематизировать информацию о разработке системы ключевых показателей эффективности, методологии их составления, структуре и содержании;
5) выявить методику расчета ключевых показателей эффективности в контексте системы мотивации персонала;
6) разработать рекомендации по усовершенствованию системы ключевых показателей эффективности в организации.
Информационной базой работы являются исследования трудов отечественных и зарубежных ученых по теории и практике функционирования предприятия, а также специалистов в области менеджмента, управления персоналом, предпринимательского дела.
Теоретическая и практическая значимость данной работы заключается в том, что сформулированные в ней выводы и предложения могут в дальнейшем помочь работе коммерческих организаций в осуществлении внедрения или совершенствования существующей системы ключевых показателей эффективности и правильному использованию данных рекомендаций на практике.
Работа состоит из введения, трех глав и заключения. В первой главе рассматриваются теоретические аспекты разработки и внедрения системы ключевых показателей эффективности в организации, определяется содержание понятия ключевых показателей эффективности, выявляются критерии определения показателей и методология разработки и внедрения ключевых показателей эффективности.
Вторая глава посвящена особенностям использования системы ключевых показателей эффективности деятельности компании ООО «БизБренд», рассматривается анализ системы ключевых показателей эффективности, а также их использование для мотивации персонала. В данной главе так же проводится оценка эффективности существующей системы ключевых показателей эффективности.
В третьей главе работы предлагаются основные направления совершенствования системы ключевых показателей эффективности ООО "БизБренд" и мероприятия по их внедрению. В данной главе также изложены результаты оценки эффективности совершенствования системы ключевых показателей эффективности.
Изучив вышеизложенный материал, можно убедиться в том, что тема, которой посвящено исследование, действительно является достаточно актуальной в современных условиях. Помимо этого данная проблема обладает высокой степенью важности и значимости.
В ходе работы были выполнены поставленные перед исследованием задачи, а именно:
1) рассмотрены особенности системы ключевых показателей эффективности деятельности организации ООО «БизБренд»;
2) проведен анализ видов ключевых показателей эффективности. Уделено внимание значению мониторинга системы ключевых показателей, выявлена методика расчета ключевых показателей эффективности в контексте системы мотивации персонала организации;
3) на основе полученных результатов исследования разработаны рекомендации по совершенствованию системы ключевых показателей в организации и их эффективному использованию в управлении организацией.
В ходе работы была проанализирована организация системы ключевых показателей эффективности в ООО «БизБренд», а также их формирование и использование. Выявлены основные проблемы, препятствующие становлению эффективной системы управления человеческими ресурсами в организации, а именно: недостаточный уровень обеспечения надежности деятельности, перегруженность персонала из-за негибкой организационной структуры, недостаточной автоматизации технологических процессов, механизации работ.
Подчеркнуты основные недостатки существующей системы мотивации в компании, в числе которых несоответствие набора стимулов стратегическим целям организации, недостаточное внимание к специфическим условиям деятельности различных категорий персонала, слабое использование средств нематериальной мотивации, направленных на профессиональный и личностный рост работников.
Обоснована необходимость использования системы ключевых показателей эффективности деятельности компании как важного направления дальнейшего повышения результативности работы предприятия. Также обоснован комплекс предложений по созданию системы управления человеческими ресурсами ООО «БизБренд», которая включает принципы и методы управления мотивацией сотрудников с использованием ключевых показателей эффективности.
С целью совершенствования системы ключевых показателей эффективности в ООО «БизБренд» предложены следующие рекомендации: введение новых ключевых показателей эффективности прогулов сотрудников, опозданий, ввод системы контроля и управления доступом, составление расписания собраний и мероприятий, применение линейно-функциональной организационной структуры управления. Также были предложены меры по введению показателя, оценивающего уровень автоматизации, внедрению должности бизнес-тренера, а также осуществления нематериального стимулирования сотрудников.
Введение показателей эффективности, отражающих коэффициент отсутствия персонала на рабочем месте в рабочее время, которые будут оценены при помощи системы контроля и управления доступом, будут развивать у сотрудников такие качества как - пунктуальность, ответственность, трудолюбие и нацеленность на результат. Профессиональный рост сотрудника будет способствовать улучшению эффективности его работы, что положительно отразиться на экономических результатах компании. Планируемая прибыль от предложенных мер по результатам расчета составит 405069,72 рублей.
Рекомендация по составлению расписания собраний и мероприятий для руководителей отдел и их подчиненных позволит:
1. оперативно решать текущие проблемы,
2. мотивировать персонал на выполнение плана,
3. собрать мнения и протестировать планируемые изменения,
4. сформировать из коллектива команду,
5. продвинуть организацию вперед.
Главным преимуществом использования данной рекомендации является проведение на таких собраниях сверки степени приближения компании к поставленным целям, что является важной составляющей эффективной работы системы ключевых показателей.
Рекомендации по использованию линейно-функциональной организационной структуры управления, а также измерения уровня автоматизации позволят повысить результаты работы персонала компании и увеличить скорость исполнения поставленных задач. Положительный эффект от данных нововведений - возможность сократить среднее время на выполнение заказов до 25%, что в количественном выражении составит до 3046160,81 рублей выручки в год.
Введение должности бизнес-тренера в структуру предприятия окажет положительное влияние на ключевые показатели эффективности управления кадровыми ресурсами, а именно на уровень производительности персонала. Прогнозируемый показатель объема оказанных услуг должен возрасти на 5%. В результате доход от данных рекомендаций составит 3512976,71 рублей.
Одной из рекомендуемых мер по увеличению эффективности работы персонала, роста уровня лояльности сотрудников и снижению показателя текучести кадров было рассмотрено введение нематериального стимулирования персонала. На предприятии существует необходимость мотивации персонала за счет:
1. создания условий для карьерного роста;
2. признания значимости работников, что будет подтверждаться благодарностями и грамотами от руководства;
3. создания комфортной обстановки внутри коллектива, укрепляемой на различных мероприятиях. Здесь предлагается проведение совместных мероприятий, влияющих на сплочение работников, что в итоге приведет к положительным изменениям. Труд сотрудников станет более эффективным.
При использовании рекомендаций значение коэффициента текучести кадров должно сократиться на 15%, что позволит компании уменьшить затраты на подбор персонала на 60000 рублей в год.
Разработанные меры достаточно просты для внедрения и не требуют больших финансовых затрат. Суммарный экономический эффект от внедрения разработанных мер может составить до 7 301 130,95 рублей в год.
Таким образом, реализация данных рекомендаций позволит усовершенствовать систему ключевых показателей эффективности организации, повысить уровень контроля за показателями на предприятии, поможет повысить эффективность управления человеческими ресурсами.
1. Ансофф И. Стратегическое управление - М: Экономика, 2000. 265 с.
2. Армстонг М., Бэрон А. Управление результативностью. М.: Альпина Паблишер, 2014. 240 с.
3. Арутюнова Д.В. Стратегический менеджмент. Учебное пособие. Таганрог: Изд-во ТТИ ЮФУ, 2010. 122 с.
4. Ветлужских Е.Н. Разработка KPI в компании. — 3-е изд. — М.: Национальный Союз кадровиков, 2009. — 42 с.
5. Ветлужских Е. Стратегическая карта, системный подход и KPI: Инструменты для руководителей. М., 2008.
6. Джоан М. Ключевые идеи. Майкл Портер — М.: «Манн, Иванов и Фербер», 2013. — 272 с.
7. Друкер Питер Ф. Рынок: как выйти в лидеры. Пер. с анг. М.: Бук Чембер Интернэшнл, 1992. 288 с.
8. Друкер. Практика менеджмента. Пер. с анг. М.: Манн, Иванов и Фербер, 2014. 416 с.
9. Ефремов В.С. Стратегия бизнеса. Концепции и методы планирования / Учебное пособие. - М.: Финпресс, 2003.
10. Клочков А.К. KPI и мотивация персонала. Полный сборник практических инструментов. — 1-е изд. — М.: Эксмо, 2010. — 160 с.
11. Каплан Р., Нортон Д. Сбалансированная система показателей. От стратегии к действию. М.: ЗАО «Олимп-Бизнес», 2003. - 320 с.
12. Каплан Р., Нортон Д. Организация, ориентированная на стратегию. Как в новой бизнес-среде преуспевают организации, применяющие сбалансированную систему показателей. — М.: ЗАО «Олимп-Бизнес», 2004. — 416 с.
13. Маслов Е.В. Управление персоналом предприятия. - М.:Новосибирск, 2001.
14. Марр Б. Ключевые показатели эффективности. 75 показателей, которые должен знать каждый менеджер / Марр Б. - Бином: Лаборотория знаний, 2013. - 344 с.
15. Панов М.М. Оценки деятельности и система управления компанией на основе KPI. — 1-е изд. — М.: ИНФРА-М, 2013. — 255 с.
16. Парментер Д. Ключевые показатели эффективности. Разработка, внедрение и применение решающих показателей. — 2-е изд. — М.: ОлимпБизнес, 2008. — 288 с.
17. Прайснер, А. Сбалансированная система показателей в маркетинге и сбыте; Гребенников - М., 2015. - 304 с.
18. Чая В.Т., Чупахина Н.И. Управленческий учет. М.: Эксмо, 2009. -480с.
19. Чемеков В.П. Грейдинг: технология построения системы управления персоналом. - М.: Вершина, 2007.
20. Эккерсон У.У. Панели индикаторов как инструмент управления: ключевые показатели эффективности, мониторинг деятельности, оценка результатов. М, 2007.
Статьи и материалы периодической печати
21. Агеев А.И. Стратегическая матрица компании // Экономические стратегии. 2007. №8. 90-97 с.
22. Вихров А.А., Лекомцев П.А. Развитие Бизнес Систем (РБС) // Журнал управления компанией. 2005. №10 (53).
23. Жемчугов А.М. Создание эффективной системы ключевых показателей KPI// Проблемы экономики и менеджмента. 2015. №6. 24-26 с.
24. Жихарева Е.Д. KPI как фактор повышения эффективности менеджмента компании// Электронный научно-практический журнал «Экономика и менеджмент инновационных технологий». 2013. № 3 (18).
25. Лень М. Ю. Применение KPI в построении системы мотивации // Молодой ученый. - 2017. - №52. - 104-106 с.
26. Полякова Т.В. Система ключевых показателей эффективности как инструмент управления // Карельский научный журнал 2018. Т. 7. № 1(22) - 158 с.
27. Хендерсон Б.Д. Продуктовый портфель // Бостонская консалтинговая группа BCG. М: Бостонская консалтинговая группа, 2008. — 7 с.
Электронные ресурсы
28. Еремина Г.А. Ключевые показатели эффективности как инструмент управления организацией // Интернет-журнал «НАУКОВЕДЕНИЕ» Том 7, №5,
2015. - Режим доступа: http://naukovedenie.ru/PDF/126EVN515.pdf
29. Лазовицкий И. Б. KPI (Key Performance Indicator): разработка и
применение показателей бизнес-процесса. Показатели эффективности [Электронный ресурс] // Бизнес студио. 2013. - Режим доступа:
http://www.businessstudio.ru/procedures/business/kpi/.
30. Письмаров А. Как оценивать эффективность работы компании:
журнал «Генеральный Директор». 2006. №2. - Режим доступа:
http: //www.cfin.ru/ias/manacc/efficiency.shtml
31. Филимонова А.В. Лекомцев П.А. Управление по KPI в
многоуровневых компаниях. - Режим доступа:
http: //www.cfin.ru/management/controlling/kpi. shtml
32. Чупров К. Ключевые непоказатели: журнал «Управление компанией».
2007. №9. - Режим доступа:
http: //www.cfin.ru/management/controlling/kpi_trobles. shtml
33. Мотивация персонала на базе KPI / [Электронный ресурс] / Режим доступа: https://marketing. wikireading. ru/12504
34. Управление системой ключевых показателей эффективности [Электронный ресурс]: многопредмет. журн. / междунар. интернет журнал. /М., 2012. - Режим доступа: http://www.cfin.ru
35. Что такое KPI и как с ними работать. HR-portal / [Электронный ресурс]/ Режим доступа: http://www. hr-portal. Ru