Хусаин Ямашев в исторической памяти поколений: история и историография
|
ВВЕДЕНИЕ
ГЛАВА 1. ИСТОРИОГРАФИЯ ТРУДОВ ПО Х. ЯМАШЕВУ
1.1 1920-е годы - воспоминания современников Х. Ямашева как основа зарождающейся историографии
ГЛАВА 2. «ДОКУМЕНТАЛЬНАЯ ПАМЯТЬ» О СЕМЬЕ И ОКРУЖЕНИИ ХУСАИНА ЯМАШЕВА (ПО АРХИВНЫМ МАТЕРИАЛАМ)
2.1 Семья Хусаина Ямашева
2.2 Новые лица и источники в истории изучения семьи Х. Ямашева. Семья сестры Хусаина Ямашева
2.3 Хадича Ямашева-Таначева
ЗАКЛЮЧЕНИЕ
СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННЫХ ИСТОЧНИКОВ И ЛИТЕРАТУРЫ
ГЛАВА 1. ИСТОРИОГРАФИЯ ТРУДОВ ПО Х. ЯМАШЕВУ
1.1 1920-е годы - воспоминания современников Х. Ямашева как основа зарождающейся историографии
ГЛАВА 2. «ДОКУМЕНТАЛЬНАЯ ПАМЯТЬ» О СЕМЬЕ И ОКРУЖЕНИИ ХУСАИНА ЯМАШЕВА (ПО АРХИВНЫМ МАТЕРИАЛАМ)
2.1 Семья Хусаина Ямашева
2.2 Новые лица и источники в истории изучения семьи Х. Ямашева. Семья сестры Хусаина Ямашева
2.3 Хадича Ямашева-Таначева
ЗАКЛЮЧЕНИЕ
СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННЫХ ИСТОЧНИКОВ И ЛИТЕРАТУРЫ
Актуальность темы исследования. Конец XIX - начало XX века, период кардинальных изменений в жизни татарского общества Российской империи. В эти годы прогрессивные татарские деятели начинают активно участвовать в общественной и политической жизни страны. Особенно это было видно среди татарской молодёжи, часть которой активно поддерживала общеевропейские ценности и стремилась внести свой вклад в развитие духовной, культурной и политической жизни региона и страны. Татарская учительская школа стала местом, где у татар формировались идеи существенных перемен. Её учащиеся организовывали кружки, где под влиянием революционных организаций они обсуждали решение стоящих перед страной задач. Одним из руководителей такого кружка был Хусаин Ямашев, чья активная общественно-политическая деятельность началась в стенах Казанской Татарской учительской школы.
На протяжении советской истории за Х. Ямашевым прочно закрепился образ революционера, боровшегося с царизмом за свободу крестьян и рабочих. В то же время советская историческая наука в своих трудах игнорировала социально-экономическую сторону жизни семьи Х. Ямашева, где формировался его характер и взгляды. С падением Советского Союза наблюдается спад интенсивности публикаций о Х. Ямашеве и происходит диаметрально противоположный рост изучения его семьи и ближайшего окружения. Несмотря на обширный круг исторических работ, накопленных почти чем за 100 лет, невозможно в полной мере оценить взгляды Х. Ямашева. Тем самым, обращение к общественно-политическому деятелю татарского народа конца XIX начала XX века представляется оправданным. Изучение обширного круга архивных источников дает возможность продемонстрировать объективный взгляд на обозрение прошлого Х. Ямашева и его ближайшего окружения, что на современном этапе пересмотра его биографии является весьма актуальным.
В 2017 году исполнилось 135-е со дня рождения и 105-е со дня смерти видного общественно-политического деятеля татарского народа Х. Ямашева, что также обуславливает интерес к данному исследованию.
Объектом исследования в данной работе является биография Хусаина Ямашева, его семьи ближайшего окружения.
Предметом исследования является историографическая и документальная память о Хусаине Ямашеве.
Целью данного исследования является выявление и анализ советской и новейшей историографии, архивных документов, как факторов формирования образа Х. Ямашева.
В соответствии с установленной целью определены следующие задачи исследования:
• Выявить и проанализировать имеющуюся литературу по заданной теме исследования и эволюцию взглядов региональных историков на роль и значение деятельности Х. Ямашева;
• Выявить, изучить и систематизировать архивные документы отражающие историю семьи Ямашевых;
• Проследить по документам связи Хусаина Ямашева и его семьи с представителями татарского купечества, интеллигенции конца XIX - начала XX века.
Хронологические рамки данного исследования охватывают временной период с конца XIX - начала XXI века. Нижняя граница (1882 г.) определяется датой рождения Х. Ямашева, а верхняя граница - новейшими отечественными исследованиями, посвященными различным аспектам биографии Ямашева.
Методологическая основа данной работы строится на историкохронологическом подходе. Данный метод строится на принципе историзма, помогает в хронологической последовательности изложить материал, выделяя при этом наиболее важные проблемы, тенденции и закономерности.
Сравнительно-исторический метод исследования дополняется методом реконструкции, благодаря чему возможно моделирование концептуальных оценок и проследить их эволюцию. Диалектический принцип анализа способствовал рассмотрению проблемы становления и эволюции татарского общественно-политического движения в лице Х. Ямашева.
Важнейшей источниковедческой базой для выпускной квалификационной работы стали публикации отечественных историков, исследовавшие жизнь и деятельность Х. Ямашева. Представленные к рассмотрению ряд работ позволяют выявить тенденции, провести сравнительный анализ, проследить эволюцию реконструкции образа Х. Ямашева в отечественной историографии.
Исключительно ценным источником для исследования оказались архивные материалы, благодаря которым возможно объективно рассмотреть биографию Х. Ямашева, его семьи и ближайшего окружения.
Кроме того, к работе привлекались материалы местных газет того и нынешнего времени, издававшихся на русском и татарском (арабском) языках.
Степень изученности темы
Рассматриваемую литературу можно разделить на несколько групп.
Первую группу составляют труды, базирующиеся в первую очередь на воспоминаниях. Они дают возможность сформировать представление об эпохе, в которой жил Х. Ямашев, его семьи и ближайшего окружения. В то же время данная категория работ при прочтении отражает субъективное отношение автора.
Здесь необходимо выделить работу общественно-политического деятеля конца XIX - начала XX века Ф.К. Сайфи , которая содержит его воспоминание о революционной деятельности Х. Ямашева. Научный интерес представляет работа татарского филолога и педагога М.Х. Курбангалеева. В ней автор дает большое количество фактического материала.
Вторую группу составляют труды, анализирующие революционную деятельность Х. Ямашева. В первую очередь нужно назвать работу татарского писателя, языковеда и общественного деятеля Г.Г. Ибрагимова. В ней автор анализирует место Х. Ямашева в революционном движении среди татар в событиях революции 1905 года. Статьи Т. Имамутдинова , А. Тарасова и М. Гайнуллина главный упор продолжают делать на революционной работе Х. Ямашева. Вышедшие в 1950-е годы работы продолжают формировать образ революционера татарского народа. В то же время на первый план выводится не деятельность Х. Ямашева, а партии. К числу таких работ относится первые фундаментальные работы: диссертация Х.Х. Хасанова, затем его монография , которая вышла в 1954 году. Тенденции в работах советских историков, которые наметились с конца 20-х годов XX века, продолжили создание образа революционера в последующие десятилетия. Здесь нужно назвать статью Ш. Юсупова , где автор, анализируя одну фотографию, делает вывод о революционной деятельности Х. Ямашева.
Начиная с конца 1950-х годов XX века можно выделить новую группу работ. В исследованиях советских историков впервые смещаются акценты в изучении деятельности Х. Ямашева. Подробному изучению была подвергнута газета «Урал». Статья С. Мухамедова, произведение Х. Хасанова , статья Ф. Газизуллина рассматривают деятельность газеты «Урал» с новых позиций. Авторы сохраняют прежнюю концепцию о революционной направленности Х. Ямашева, только в нынешних работах Х. Ямашев вместе со своей газетой выступают ярыми последователями партии, выполняющими её указания. Наметившаяся новая тенденция плавно сохранится на протяжении следующих десятилетий.
1970-1980 годы характеризуются новым всплеском интереса к личности Х. Ямашева. Историков в большей степени начинают интересовать региональные представители социал-демократической партии.
Четвертая группа. Здесь в работах вновь меняются акценты. Х. Ямашев выступает уже не обособленно. На первый план выходит социал- демократическая партия, а затем уже деятельность Х. Ямашева. С течением времени исследователи все меньше обращают внимание на революционную деятельность Х. Ямашева и акцентируют свое исследование на общественной работе Х. Ямашева, его связям с деятелями культуры и искусства. Среди них сборник статей под редакцией Х. Х. Хасанова , где авторы изучают деятельность Х. Ямашева с разных сторон. В то же время, каждый из авторов статей пытался показать руководящие позиции партии, отодвигая Х. Ямашева на второй план.
Впервые в 1970-е годы уделяется внимание просветительской работе Х. Ямашева. Исследование Я. Ханбикова оценивает деятельность Х. Ямашева с позиций пропагандиста марксистской педагогики.
Начало 1980-х годов XX века ознаменовано двумя крупными исследованиями. Это монография Х.Х. Хасанова , где автор делает впервые небольшой историографический обзор работ, которые вышли до него. Кардинальных методологических изменений данная работа не имеет. Монография Р. И. Нафигова отлична от других тем, что на первостепенный план выдвигает взаимоотношения Х. Ямашева с другими общественно-политическими деятелями.
Одной из последних работ, вышедших на заре перестройки, стала монография М. Милюкова, И. Тагирова . Впервые меняется кардинальным образом отношение к жене Х. Ямашева. Авторы используют уничижительные эпитеты по отношению к ней. Меняются акценты при характеристике деятельности Х. Ямашева. На первый план выходит ни революционная деятельность, а издательская.
Пятой группой идут публицистические работы, посвященные Х. Ямашеву. Это роман А. Расиха , в котором автор создал образ постоянно борющегося с самим собой героя. Автор умело подстраивает исторические факты, события и персоналии в жизнь Х. Ямашева. Произведение Сайфи Кудаша в первую очередь нацелено на создание у читателей чувства сопереживания герою, его отважной борьбе за свободу народа.
С падением Советского Союза происходит окончательная смена концепции. Первостепенно начинает изучаться деятельность Х. Ямашева как общественного и культурного представителя. Данная группа работ характеризуется пересмотром деятельности Х. Ямашева. В статьях Х. Хасанова , Р.И. Нафигова , А. Хабетдинова , М. Гайнетдинов Х. Ямашев начинает позиционироваться, как прогрессивно мыслящий человек, связующее звено между деятелями культуры и социал-демократической партией, как защитник национальных интересов.
Начиная с 2000-х годов XX века, происходит окончательная смена приоритетов в изучении Х. Ямашева. Исследователи свое внимание акцентируют на социально-экономическом положении семьи Ямашевых. Данная тематика развита в статьях Р.Р. Салихова. Другие историки, в частности Т. Биктимирова, изучают неизвестные ранее стороны жизни жены Х. Ямашева.
В отдельную группу входят энциклопедии и энциклопедические словари. Данная группа работ позволяет проследить динамику процесса мемориализации Х. Ямашева, его семьи и окружения в контексте отечественной исторической науки.
Теме сохранения исторической памяти уделяется особое внимание в работах О.В. Леонтьевой , Л.П. Репиной . Авторы обращаются к проблемам исторической памяти и исторического сознания. В своих статьях О.В. Леонтьева изучает, как происходит взаимодействии различных субъектов памяти - прежде всего «власти» и «общества». В работах Л.П. Репиной исследуется вопрос мемориализации памяти.
Современное политическое мышление XXI века неразрывно протекает в поисках историко-политического и историко-культурного наследия. В этой связи историческая память становиться неким фундаментом, на котором выстраивается общественное мнение.
Историческая память представляет собой явление, которое на протяжении времени меняется, трансформируется, видоизменяется, перерождается, пересматривается, в том числе и при помощи историографии. Эти процессы происходят в моменты крупных катаклизмов и глобальных изменений в обществе, когда требуется изменить восприятие образов прошлого и оценок событий. Произошедшие события могут по-разному восприниматься как современниками, так и их потомками. Существенная разница лишь в том, что историк знает, что было далее и может проанализировать историко-социальные компоненты, которые современнику были непонятны. Следовательно, исследователь в процессе работы формирует историческую память.
Понятие о прошлом в современной исторической науке имеет разную типологию. Наиболее распространённый - это обыденный тип памяти. Для него не характерна память, связанная с историческими явлениями. В первую очередь внимание акцентируется на имена и события. Опасность данного типа заключается в том, что в значительной степени восприятие картины прошлого сводится к мифологизации.
Прошлое также может использоваться в контексте политического и идеологического рычага. Данный тип памяти называется конструктивистским, в основе которого лежит источник. Тем не менее, он используется к заранее придуманному сюжету картины прошлого.
Противоположный тип конструктивистской памяти это научно-исследовательский. В его основу закладывается установка прошлого и его доказательство на основе исторического источника. Следовательно, оба типа рассматривают источник, но принципиальная разница заключается в том, что конструктивистский тип использует следующую схему: к источнику от концепции, а научно-исследовательский движется от источника к концепции.
Особенный тип памяти - это документальная. Она хранит в себе прошлое документа, который выступает носителем информации. Для данного типа памяти характерна непосредственная фиксация прошлого. Понимание документальной исторической действительности требует проверки, а также общепринятую методологию работы, так как хоть документ и отражает произошедшие события и явлению, его писал человек, у которого присутствуют черты характера.
Говоря, о памяти нужно понимать, что она выборочна: она выделяет одни факты, и предает забвению другие. Опасность заключается в том, что утративший историческую память народ теряет свою идентичность. Задача общества и политической власти не искажать прошлое, а принять его, так как правда всплывет рано или поздно.
Историческая память и забвение остаются актуальными и для современной России. Причины этому - неоднократное возвращение к прошлому, которое предпринимается на протяжении всей истории с 1917 г. по настоящий день. Следовательно, историческая память не должна сводиться лишь к созданию новых образов прошлого в зависимости от политической конъюнктуры, не ограничиваться лишь совокупностью «фактов» или даже сцепляющими их «объективными» связями . Она должна сохранять и хранить прошлое народа, его судьбу независимо от каких-то ни было обстоятельств.
Для полноты исследования важен вопрос изучения татарского купечества. Наиболее полно данная тема изучена в статье И.И. Мингалеева, А.И. Мухамадеева . Авторы проанализировали и систематизировали перечень основных публикаций касающихся татарского предпринимательства. Отдельно нужно отметить монографию Л.М. Свердловой. Работа посвящена предпринимательской и общественной деятельности казанского купечества на этапе складывания и функционирования капиталистических отношений. Особое внимание уделяется проблеме генезиса купеческих капиталов в условиях многонационального города, вкладу купечества в развитие торговых отношений с восточными странами, в социально-экономическую и общественную жизнь губернии, региона и России в конце XVIII - начале XX века.
Важно отметить, что в структуру исследования вошел целый ряд архивных источников, которые условно можно разделить на несколько групп.
В первую группу вошли материалы Национального архива Республики Татарстан. Необходимые материалы изложены в следующих архивных фондах: фонд Казанской городской управы (98) содержит всевозможные прошения граждан на постройку домов, информацию по налогам, алфавиты домовладельцев, материалы о лицах купеческого сословия; фонд (748) включает материалы по жилым помещениям в городе Казани; фонд (691) содержит собрание заявлений домовладельцев города Казани; фонд (204) содержит метрические данные; в фонде (142) содержится прошение попечителю Казанского учебного округа, прошение инспектору Казанской татарской учительской школы; фонд Казанского университета (977) дает информацию процессе поступления Хусаина Ямашева в университет; фонд Казанской 1-й гимназии (87) хранит дела канцелярии директора Императорской 1-й гимназии; фонд Жандармского управления (199) содержит материал об арестах Гарифа Бадамшина и негласном надзоре за ним. Все вышеуказанные фонды содержат ценнейший источниковый материал.
Вторую группу архивных источников составляют дела Центрального государственного архива историко-политической документации Республики Татарстан. В него вошли фонд (8233) содержит материалы по арестам Хадичи Ямашевой-Таначевой и её мужа Таначева Валидхана; и в фонд (30) изложен материал посвященный воспоминаниям о Хусаине Ямашевом.
Большинство документов изложено на русском языке на типографских бланках. Содержание документов написано от руки. Часть документов выполнена машинописным способом. Ряд документов изложен на старотатарском языке (арабица). Преимущественно это метрические данные о дате рождения, смерти и дате бракосочетания. Выявлен ряд документов содержащий автографы Хусаина Ямашева и его семьи.
Элементом научной новизны работы является тот факт, что ранее не предпринимались попытки систематизации анализа историографии с целью выявления динамики изменений в обозначении взглядов Х. Ямашева. Кроме того, эта первая работа, в которой сгруппирован весь ранее неопубликованный архивный материал, повествующий о жизни и деятельности Х. Ямашева, его семьи и ближайшего окружения. Важно отметить, что ряд документов по разрабатываемой теме в научный оборот введен впервые.
Научно-практическая значимость данного исследования. Материал работы может быть использован при составлении учебно-методических пособий по истории Татарстана конца XIX - начала XX века. Разработке статей и докладов по заданной теме. Исследование может служить положением для создания обобщающего труда истории семьи Ямашевых. Материалы из данной работы могут использоваться на уроках при работе с источниками, развивая критическое мышление у учеников. Использование данных работы возможно для подготовки внеклассных мероприятий посвящённых персоналиям города Казани.
Апробация работы. Материал работы изложен автором в ряде научных публикаций, докладах на межвузовских конференциях.
Исходя из заявленных целей и задач, структура работы определяется следующим образом. Она состоит из введения, двух глав, заключения, списка использованных источников и литературы, приложения
На протяжении советской истории за Х. Ямашевым прочно закрепился образ революционера, боровшегося с царизмом за свободу крестьян и рабочих. В то же время советская историческая наука в своих трудах игнорировала социально-экономическую сторону жизни семьи Х. Ямашева, где формировался его характер и взгляды. С падением Советского Союза наблюдается спад интенсивности публикаций о Х. Ямашеве и происходит диаметрально противоположный рост изучения его семьи и ближайшего окружения. Несмотря на обширный круг исторических работ, накопленных почти чем за 100 лет, невозможно в полной мере оценить взгляды Х. Ямашева. Тем самым, обращение к общественно-политическому деятелю татарского народа конца XIX начала XX века представляется оправданным. Изучение обширного круга архивных источников дает возможность продемонстрировать объективный взгляд на обозрение прошлого Х. Ямашева и его ближайшего окружения, что на современном этапе пересмотра его биографии является весьма актуальным.
В 2017 году исполнилось 135-е со дня рождения и 105-е со дня смерти видного общественно-политического деятеля татарского народа Х. Ямашева, что также обуславливает интерес к данному исследованию.
Объектом исследования в данной работе является биография Хусаина Ямашева, его семьи ближайшего окружения.
Предметом исследования является историографическая и документальная память о Хусаине Ямашеве.
Целью данного исследования является выявление и анализ советской и новейшей историографии, архивных документов, как факторов формирования образа Х. Ямашева.
В соответствии с установленной целью определены следующие задачи исследования:
• Выявить и проанализировать имеющуюся литературу по заданной теме исследования и эволюцию взглядов региональных историков на роль и значение деятельности Х. Ямашева;
• Выявить, изучить и систематизировать архивные документы отражающие историю семьи Ямашевых;
• Проследить по документам связи Хусаина Ямашева и его семьи с представителями татарского купечества, интеллигенции конца XIX - начала XX века.
Хронологические рамки данного исследования охватывают временной период с конца XIX - начала XXI века. Нижняя граница (1882 г.) определяется датой рождения Х. Ямашева, а верхняя граница - новейшими отечественными исследованиями, посвященными различным аспектам биографии Ямашева.
Методологическая основа данной работы строится на историкохронологическом подходе. Данный метод строится на принципе историзма, помогает в хронологической последовательности изложить материал, выделяя при этом наиболее важные проблемы, тенденции и закономерности.
Сравнительно-исторический метод исследования дополняется методом реконструкции, благодаря чему возможно моделирование концептуальных оценок и проследить их эволюцию. Диалектический принцип анализа способствовал рассмотрению проблемы становления и эволюции татарского общественно-политического движения в лице Х. Ямашева.
Важнейшей источниковедческой базой для выпускной квалификационной работы стали публикации отечественных историков, исследовавшие жизнь и деятельность Х. Ямашева. Представленные к рассмотрению ряд работ позволяют выявить тенденции, провести сравнительный анализ, проследить эволюцию реконструкции образа Х. Ямашева в отечественной историографии.
Исключительно ценным источником для исследования оказались архивные материалы, благодаря которым возможно объективно рассмотреть биографию Х. Ямашева, его семьи и ближайшего окружения.
Кроме того, к работе привлекались материалы местных газет того и нынешнего времени, издававшихся на русском и татарском (арабском) языках.
Степень изученности темы
Рассматриваемую литературу можно разделить на несколько групп.
Первую группу составляют труды, базирующиеся в первую очередь на воспоминаниях. Они дают возможность сформировать представление об эпохе, в которой жил Х. Ямашев, его семьи и ближайшего окружения. В то же время данная категория работ при прочтении отражает субъективное отношение автора.
Здесь необходимо выделить работу общественно-политического деятеля конца XIX - начала XX века Ф.К. Сайфи , которая содержит его воспоминание о революционной деятельности Х. Ямашева. Научный интерес представляет работа татарского филолога и педагога М.Х. Курбангалеева. В ней автор дает большое количество фактического материала.
Вторую группу составляют труды, анализирующие революционную деятельность Х. Ямашева. В первую очередь нужно назвать работу татарского писателя, языковеда и общественного деятеля Г.Г. Ибрагимова. В ней автор анализирует место Х. Ямашева в революционном движении среди татар в событиях революции 1905 года. Статьи Т. Имамутдинова , А. Тарасова и М. Гайнуллина главный упор продолжают делать на революционной работе Х. Ямашева. Вышедшие в 1950-е годы работы продолжают формировать образ революционера татарского народа. В то же время на первый план выводится не деятельность Х. Ямашева, а партии. К числу таких работ относится первые фундаментальные работы: диссертация Х.Х. Хасанова, затем его монография , которая вышла в 1954 году. Тенденции в работах советских историков, которые наметились с конца 20-х годов XX века, продолжили создание образа революционера в последующие десятилетия. Здесь нужно назвать статью Ш. Юсупова , где автор, анализируя одну фотографию, делает вывод о революционной деятельности Х. Ямашева.
Начиная с конца 1950-х годов XX века можно выделить новую группу работ. В исследованиях советских историков впервые смещаются акценты в изучении деятельности Х. Ямашева. Подробному изучению была подвергнута газета «Урал». Статья С. Мухамедова, произведение Х. Хасанова , статья Ф. Газизуллина рассматривают деятельность газеты «Урал» с новых позиций. Авторы сохраняют прежнюю концепцию о революционной направленности Х. Ямашева, только в нынешних работах Х. Ямашев вместе со своей газетой выступают ярыми последователями партии, выполняющими её указания. Наметившаяся новая тенденция плавно сохранится на протяжении следующих десятилетий.
1970-1980 годы характеризуются новым всплеском интереса к личности Х. Ямашева. Историков в большей степени начинают интересовать региональные представители социал-демократической партии.
Четвертая группа. Здесь в работах вновь меняются акценты. Х. Ямашев выступает уже не обособленно. На первый план выходит социал- демократическая партия, а затем уже деятельность Х. Ямашева. С течением времени исследователи все меньше обращают внимание на революционную деятельность Х. Ямашева и акцентируют свое исследование на общественной работе Х. Ямашева, его связям с деятелями культуры и искусства. Среди них сборник статей под редакцией Х. Х. Хасанова , где авторы изучают деятельность Х. Ямашева с разных сторон. В то же время, каждый из авторов статей пытался показать руководящие позиции партии, отодвигая Х. Ямашева на второй план.
Впервые в 1970-е годы уделяется внимание просветительской работе Х. Ямашева. Исследование Я. Ханбикова оценивает деятельность Х. Ямашева с позиций пропагандиста марксистской педагогики.
Начало 1980-х годов XX века ознаменовано двумя крупными исследованиями. Это монография Х.Х. Хасанова , где автор делает впервые небольшой историографический обзор работ, которые вышли до него. Кардинальных методологических изменений данная работа не имеет. Монография Р. И. Нафигова отлична от других тем, что на первостепенный план выдвигает взаимоотношения Х. Ямашева с другими общественно-политическими деятелями.
Одной из последних работ, вышедших на заре перестройки, стала монография М. Милюкова, И. Тагирова . Впервые меняется кардинальным образом отношение к жене Х. Ямашева. Авторы используют уничижительные эпитеты по отношению к ней. Меняются акценты при характеристике деятельности Х. Ямашева. На первый план выходит ни революционная деятельность, а издательская.
Пятой группой идут публицистические работы, посвященные Х. Ямашеву. Это роман А. Расиха , в котором автор создал образ постоянно борющегося с самим собой героя. Автор умело подстраивает исторические факты, события и персоналии в жизнь Х. Ямашева. Произведение Сайфи Кудаша в первую очередь нацелено на создание у читателей чувства сопереживания герою, его отважной борьбе за свободу народа.
С падением Советского Союза происходит окончательная смена концепции. Первостепенно начинает изучаться деятельность Х. Ямашева как общественного и культурного представителя. Данная группа работ характеризуется пересмотром деятельности Х. Ямашева. В статьях Х. Хасанова , Р.И. Нафигова , А. Хабетдинова , М. Гайнетдинов Х. Ямашев начинает позиционироваться, как прогрессивно мыслящий человек, связующее звено между деятелями культуры и социал-демократической партией, как защитник национальных интересов.
Начиная с 2000-х годов XX века, происходит окончательная смена приоритетов в изучении Х. Ямашева. Исследователи свое внимание акцентируют на социально-экономическом положении семьи Ямашевых. Данная тематика развита в статьях Р.Р. Салихова. Другие историки, в частности Т. Биктимирова, изучают неизвестные ранее стороны жизни жены Х. Ямашева.
В отдельную группу входят энциклопедии и энциклопедические словари. Данная группа работ позволяет проследить динамику процесса мемориализации Х. Ямашева, его семьи и окружения в контексте отечественной исторической науки.
Теме сохранения исторической памяти уделяется особое внимание в работах О.В. Леонтьевой , Л.П. Репиной . Авторы обращаются к проблемам исторической памяти и исторического сознания. В своих статьях О.В. Леонтьева изучает, как происходит взаимодействии различных субъектов памяти - прежде всего «власти» и «общества». В работах Л.П. Репиной исследуется вопрос мемориализации памяти.
Современное политическое мышление XXI века неразрывно протекает в поисках историко-политического и историко-культурного наследия. В этой связи историческая память становиться неким фундаментом, на котором выстраивается общественное мнение.
Историческая память представляет собой явление, которое на протяжении времени меняется, трансформируется, видоизменяется, перерождается, пересматривается, в том числе и при помощи историографии. Эти процессы происходят в моменты крупных катаклизмов и глобальных изменений в обществе, когда требуется изменить восприятие образов прошлого и оценок событий. Произошедшие события могут по-разному восприниматься как современниками, так и их потомками. Существенная разница лишь в том, что историк знает, что было далее и может проанализировать историко-социальные компоненты, которые современнику были непонятны. Следовательно, исследователь в процессе работы формирует историческую память.
Понятие о прошлом в современной исторической науке имеет разную типологию. Наиболее распространённый - это обыденный тип памяти. Для него не характерна память, связанная с историческими явлениями. В первую очередь внимание акцентируется на имена и события. Опасность данного типа заключается в том, что в значительной степени восприятие картины прошлого сводится к мифологизации.
Прошлое также может использоваться в контексте политического и идеологического рычага. Данный тип памяти называется конструктивистским, в основе которого лежит источник. Тем не менее, он используется к заранее придуманному сюжету картины прошлого.
Противоположный тип конструктивистской памяти это научно-исследовательский. В его основу закладывается установка прошлого и его доказательство на основе исторического источника. Следовательно, оба типа рассматривают источник, но принципиальная разница заключается в том, что конструктивистский тип использует следующую схему: к источнику от концепции, а научно-исследовательский движется от источника к концепции.
Особенный тип памяти - это документальная. Она хранит в себе прошлое документа, который выступает носителем информации. Для данного типа памяти характерна непосредственная фиксация прошлого. Понимание документальной исторической действительности требует проверки, а также общепринятую методологию работы, так как хоть документ и отражает произошедшие события и явлению, его писал человек, у которого присутствуют черты характера.
Говоря, о памяти нужно понимать, что она выборочна: она выделяет одни факты, и предает забвению другие. Опасность заключается в том, что утративший историческую память народ теряет свою идентичность. Задача общества и политической власти не искажать прошлое, а принять его, так как правда всплывет рано или поздно.
Историческая память и забвение остаются актуальными и для современной России. Причины этому - неоднократное возвращение к прошлому, которое предпринимается на протяжении всей истории с 1917 г. по настоящий день. Следовательно, историческая память не должна сводиться лишь к созданию новых образов прошлого в зависимости от политической конъюнктуры, не ограничиваться лишь совокупностью «фактов» или даже сцепляющими их «объективными» связями . Она должна сохранять и хранить прошлое народа, его судьбу независимо от каких-то ни было обстоятельств.
Для полноты исследования важен вопрос изучения татарского купечества. Наиболее полно данная тема изучена в статье И.И. Мингалеева, А.И. Мухамадеева . Авторы проанализировали и систематизировали перечень основных публикаций касающихся татарского предпринимательства. Отдельно нужно отметить монографию Л.М. Свердловой. Работа посвящена предпринимательской и общественной деятельности казанского купечества на этапе складывания и функционирования капиталистических отношений. Особое внимание уделяется проблеме генезиса купеческих капиталов в условиях многонационального города, вкладу купечества в развитие торговых отношений с восточными странами, в социально-экономическую и общественную жизнь губернии, региона и России в конце XVIII - начале XX века.
Важно отметить, что в структуру исследования вошел целый ряд архивных источников, которые условно можно разделить на несколько групп.
В первую группу вошли материалы Национального архива Республики Татарстан. Необходимые материалы изложены в следующих архивных фондах: фонд Казанской городской управы (98) содержит всевозможные прошения граждан на постройку домов, информацию по налогам, алфавиты домовладельцев, материалы о лицах купеческого сословия; фонд (748) включает материалы по жилым помещениям в городе Казани; фонд (691) содержит собрание заявлений домовладельцев города Казани; фонд (204) содержит метрические данные; в фонде (142) содержится прошение попечителю Казанского учебного округа, прошение инспектору Казанской татарской учительской школы; фонд Казанского университета (977) дает информацию процессе поступления Хусаина Ямашева в университет; фонд Казанской 1-й гимназии (87) хранит дела канцелярии директора Императорской 1-й гимназии; фонд Жандармского управления (199) содержит материал об арестах Гарифа Бадамшина и негласном надзоре за ним. Все вышеуказанные фонды содержат ценнейший источниковый материал.
Вторую группу архивных источников составляют дела Центрального государственного архива историко-политической документации Республики Татарстан. В него вошли фонд (8233) содержит материалы по арестам Хадичи Ямашевой-Таначевой и её мужа Таначева Валидхана; и в фонд (30) изложен материал посвященный воспоминаниям о Хусаине Ямашевом.
Большинство документов изложено на русском языке на типографских бланках. Содержание документов написано от руки. Часть документов выполнена машинописным способом. Ряд документов изложен на старотатарском языке (арабица). Преимущественно это метрические данные о дате рождения, смерти и дате бракосочетания. Выявлен ряд документов содержащий автографы Хусаина Ямашева и его семьи.
Элементом научной новизны работы является тот факт, что ранее не предпринимались попытки систематизации анализа историографии с целью выявления динамики изменений в обозначении взглядов Х. Ямашева. Кроме того, эта первая работа, в которой сгруппирован весь ранее неопубликованный архивный материал, повествующий о жизни и деятельности Х. Ямашева, его семьи и ближайшего окружения. Важно отметить, что ряд документов по разрабатываемой теме в научный оборот введен впервые.
Научно-практическая значимость данного исследования. Материал работы может быть использован при составлении учебно-методических пособий по истории Татарстана конца XIX - начала XX века. Разработке статей и докладов по заданной теме. Исследование может служить положением для создания обобщающего труда истории семьи Ямашевых. Материалы из данной работы могут использоваться на уроках при работе с источниками, развивая критическое мышление у учеников. Использование данных работы возможно для подготовки внеклассных мероприятий посвящённых персоналиям города Казани.
Апробация работы. Материал работы изложен автором в ряде научных публикаций, докладах на межвузовских конференциях.
Исходя из заявленных целей и задач, структура работы определяется следующим образом. Она состоит из введения, двух глав, заключения, списка использованных источников и литературы, приложения
Конец XIX - начало XX века характеризуется стремительными изменениями в общественно-политической жизни Российской империи. Х. Ямашев был одним из деятелей прогрессивно мыслящей молодёжи, которая формировалась на волне этих изменений. Получив обширное образование, Х. Ямашев вместе с окружающей его передовой татарской молодежью стремился внести свой вклад в развитие общеевропейских ценностей в жизнь не только татарского общества, но и всей страны в целом. Проблемы, которые вставали перед обществом на рубеже веков оставили след в деятельности Х. Ямашева.
В результате исследования на основе комплексного изучения историографии было сформировано представление об эволюции в обозначении биографии и образа Х. Ямашева отечественными историками. Были получены результаты анализа архивных источников, которые раскрывают новые стороны жизни Х. Ямашева, его семьи и ближайшего окружения.
Впервые был систематизирован и проанализирован обширный пласт исторических работ по теме исследования. Были выявлены тенденции в развитии отечественной историографии по заданной тематике работы. Роль Х. Ямашева в процессе формирования общественно-политического движения на стыке веков изучалась советскими историками с марксистских позиций. Проследив тенденции, которые наблюдались у советских историков, становится очевидным, что их обращение к личности Х. Ямашева обусловлено, прежде всего, кризисными моментами в истории Советского государства. Создание образа борца было требованием сначала периода гражданской войны, затем Великой Отечественной войны. Личность и образ Х. Ямашев использовался в качестве инструмента поддержания престижа партии в региональных республиках. Смена акцентов в позиционировании Х. Ямашева ярым сторонником и последователем дела партии создавала в национальных субъектах пример для подражания и восхищения у населения. Совокупность всех этих факторов подоткнула отечественных историков начать пересмотр фигуры Х. Ямашева и его роли в событиях жизни страны в конце XIX начала - XX века.
С развалом Советского Союза исторические работы и исследования перестали быть узкоклассовыми. Впервые появляются различные подходы к оценке деятельности и взглядов Х. Ямашева, которые диаметрально отличались от предшествующих десятилетий. Исследователи начали смещать акценты с личности Х. Ямашева в сторону его жены и социальноэкономической жизни семьи Ямашевых.
Образ Ямашева претерпел существенные изменения с точки зрения его политической идентификации. От «социалиста-интернационалиста», большевика и «ортодоксального марксиста» 1920-х гг. до «верного ленинца- сталинца в 1930-1940-е гг. От революционера, социал-демократа в освещении советской историографии до представителя татарского народа, отстаивающего национальные интересы, в современных публикациях. В любом случае, все эти образы еще раз показывают, что фигура и личность Х. Ямашева заслуживают внимательного и взвешенного исследования.
Что касается результатов анализа архивных источников, то они позволяют по-новому взглянуть на всю семью Ямашевых. Односторонность и необъективность советских историков в вопросе освещения реальной картины социального происхождения Х. Ямашева и его семьи была обусловлена политической мотивированностью. Без всякого сомнения, родившись в финансово благополучной семье и окруженный с самого детства представителями татарской буржуазии, Х. Ямашев, по мнению ряда современных авторов не мог иметь крайне критичного отношения к своему социальному классу. Напротив, воссозданный круг ближайших родственников Х. Ямашева демонстрирует, что среди его окружения было немало общественно-политических деятелей, которые так или иначе могли повлиять на его мировоззрение и взгляды. Активная политическая деятельность в I и II Государственной думе Российской империи Гарифа Бадамшина демонстрировала Х. Ямашеву, что решение стоящих перед страной задач возможно и через законотворческую деятельность. Мужья его сестер успешно занимались одновременно общественной и торговопромышленной деятельностью. Если бы Х. Ямашев был действительным противником образа жизни своей семьи и окружения, то общение с ними были бы редкостью, либо и вовсе враждебными. Тем не менее, архивные материалы говорят об обратном. Содержание доходных домов и вместе с тем тесное общение и дружба с представителями татарской аристократии могли оставлять отпечаток в мировоззрении Х. Ямашева.
Таким образом, на основании полученных данных можно проследить генезис семьи Ямашевых, её социально-экономическое положение на рубеже веков. Тем не менее, остается еще масса неисследованных и скрытых временем архивных документов, которые могли до конца помочь в формировании образа Х. Ямашева, его семьи. Систематизация историографии по теме исследования открывает новые перспективы и возможности для ряда историков, способствует привлечению внимания к данной проблематике.
В результате исследования на основе комплексного изучения историографии было сформировано представление об эволюции в обозначении биографии и образа Х. Ямашева отечественными историками. Были получены результаты анализа архивных источников, которые раскрывают новые стороны жизни Х. Ямашева, его семьи и ближайшего окружения.
Впервые был систематизирован и проанализирован обширный пласт исторических работ по теме исследования. Были выявлены тенденции в развитии отечественной историографии по заданной тематике работы. Роль Х. Ямашева в процессе формирования общественно-политического движения на стыке веков изучалась советскими историками с марксистских позиций. Проследив тенденции, которые наблюдались у советских историков, становится очевидным, что их обращение к личности Х. Ямашева обусловлено, прежде всего, кризисными моментами в истории Советского государства. Создание образа борца было требованием сначала периода гражданской войны, затем Великой Отечественной войны. Личность и образ Х. Ямашев использовался в качестве инструмента поддержания престижа партии в региональных республиках. Смена акцентов в позиционировании Х. Ямашева ярым сторонником и последователем дела партии создавала в национальных субъектах пример для подражания и восхищения у населения. Совокупность всех этих факторов подоткнула отечественных историков начать пересмотр фигуры Х. Ямашева и его роли в событиях жизни страны в конце XIX начала - XX века.
С развалом Советского Союза исторические работы и исследования перестали быть узкоклассовыми. Впервые появляются различные подходы к оценке деятельности и взглядов Х. Ямашева, которые диаметрально отличались от предшествующих десятилетий. Исследователи начали смещать акценты с личности Х. Ямашева в сторону его жены и социальноэкономической жизни семьи Ямашевых.
Образ Ямашева претерпел существенные изменения с точки зрения его политической идентификации. От «социалиста-интернационалиста», большевика и «ортодоксального марксиста» 1920-х гг. до «верного ленинца- сталинца в 1930-1940-е гг. От революционера, социал-демократа в освещении советской историографии до представителя татарского народа, отстаивающего национальные интересы, в современных публикациях. В любом случае, все эти образы еще раз показывают, что фигура и личность Х. Ямашева заслуживают внимательного и взвешенного исследования.
Что касается результатов анализа архивных источников, то они позволяют по-новому взглянуть на всю семью Ямашевых. Односторонность и необъективность советских историков в вопросе освещения реальной картины социального происхождения Х. Ямашева и его семьи была обусловлена политической мотивированностью. Без всякого сомнения, родившись в финансово благополучной семье и окруженный с самого детства представителями татарской буржуазии, Х. Ямашев, по мнению ряда современных авторов не мог иметь крайне критичного отношения к своему социальному классу. Напротив, воссозданный круг ближайших родственников Х. Ямашева демонстрирует, что среди его окружения было немало общественно-политических деятелей, которые так или иначе могли повлиять на его мировоззрение и взгляды. Активная политическая деятельность в I и II Государственной думе Российской империи Гарифа Бадамшина демонстрировала Х. Ямашеву, что решение стоящих перед страной задач возможно и через законотворческую деятельность. Мужья его сестер успешно занимались одновременно общественной и торговопромышленной деятельностью. Если бы Х. Ямашев был действительным противником образа жизни своей семьи и окружения, то общение с ними были бы редкостью, либо и вовсе враждебными. Тем не менее, архивные материалы говорят об обратном. Содержание доходных домов и вместе с тем тесное общение и дружба с представителями татарской аристократии могли оставлять отпечаток в мировоззрении Х. Ямашева.
Таким образом, на основании полученных данных можно проследить генезис семьи Ямашевых, её социально-экономическое положение на рубеже веков. Тем не менее, остается еще масса неисследованных и скрытых временем архивных документов, которые могли до конца помочь в формировании образа Х. Ямашева, его семьи. Систематизация историографии по теме исследования открывает новые перспективы и возможности для ряда историков, способствует привлечению внимания к данной проблематике.



