Введение 3
Раздел I. Советская дипломатия в период становления системы
коллективной безопасности в Европе (1928-1932-е гг.) 13
Раздел II. Особенности международной политики в Европе в период
существования системы коллективной безопасности 34
Раздел III. Особенности советской внешней политики в период
обострения международных отношений в 1936-1938-е гг 55
Заключение 73
Список использованных источников и литературы 77
Приложение 1. Конспект урока, посвященный теме «Внешняя политика СССР в 1930-е годы»
Одной из главных тем истории ХХ века является история Второй мировой войны, которая вызывает серьезные дискуссии среди историков во многих странах мира. Важной составляющей этой проблемы является история внешней политики в межвоенный период, особенно в 1930-е годы, так как именно тогда возникли основные факторы, которые и привели к самому крупному военному конфликту в истории человечества.
В начале 1930-х годов Европа оказалась под воздействием мирового экономического кризиса, что оказало серьезное влияние и на ход международной политики, в том числе и дипломатическим действиям Советского Союза.
Страны, победившие в Первой мировой войне и ставшие архитекторами Версальского договора, быстро упустили контроль над созданной ими же системы. В ходе упомянутого кризиса, в политике каждой страны на первый план вышли внутренние проблемы, тогда как вопрос сохранения стабильности в международных делах отошел на второстепенный план. Именно в это время стараниями французских и советских дипломатов возникает проект Коллективной безопасности в Европе, которая в течение нескольких лет являлась альтернативой британской стратегии «умиротворения агрессора».
С середины 1930-х годов шла борьба между этими двумя дипломатическими стратегиями, в результате основные принципы Версальской системы оказались в состоянии системного кризиса. Переговорные процессы, особенно при участии Г ермании и Италии, быстро приходили в тупик. Дипломатию начала подменять военно-политический и экономический шантаж. В этой ситуации западные державы в поиске сиюминутных выгод шли наперекор не только здравому смыслу, но и национальным интересам, как это случилось у Франции в середине 1930-х годов.
В этих условиях советская дипломатия во главе с М.М. Литвиновым вопреки ожиданиям не стала повторять лозунги Коминтерна, а стала последовательной защитницей принципа коллективной безопасности, отстаивая его не только в переговорах и совещаниях с внешнеполитическими ведомствами стран Европы, но и в Лиге Наций, вступив в нее в 1934 году.
Актуальность проблем, связанных с проблемой политики коллективной безопасности в Европе, связана с современными тенденциями в глобальной политике, кризисом роли Организации Объединенных наций при решении злободневных проблем мировой политической системы.
В современной ситуации любой, даже не совсем удачный опыт сохранения устоявшихся правил международного права, является полезным уроком, позволяя определить стратегию и тактику ведения внешней политики современной российской Федерации, которая являясь правопреемницей СССР, в целом продолжая традиции присущие советской дипломатии в период ее планомерной защиты национальных интересов.
Проблема создания и функционирования системы коллективной безопасности была связана с функционированием Версальско Вашингтонской системы, которая в свою очередь была диктатом бывших стран Антанты не только над побежденными, но даже и над странами, вошедших в число победителей в Первой мировой войне. Несправедливость этой системы вызывала резкую критику в том числе и со стороны советской дипломатии на протяжении 1920-х годов. Начиная с 1930 года, внешнеполитическое ведомство СССР за неимением лучшего вынуждены было принять существующие нормы международного права.
Особую важность изучения этой темы придает опыт, связанный с неудачей создания и функционирования не только названной системы, но и попытки советских дипломатов найти общие подходы чтобы сохранить мир в Европе во второй половине 1930-х годов в условиях военного усиления фашистских режимов в Германии и Италии.
В отличие от событий 1939-1941 годов, которые являются крайне идеологизированными, события 1930-1938-х годов и особенно действия внешнеполитических ведомств серьезных обсуждений не вызывают. В целом миролюбивая внешняя политика Советского Союза серьезной критики не вызывает, в связи с чем количество исследований на эту тему гораздо ниже, чем события предвоенной поры.
Объектом исследования является советская внешняя политика в период с конца 1920-х по 1939 й год.
Предметом дипломной работы является участие советской дипломатии в составлении и борьбе за сохранение политики коллективной безопасности в Европе в 1930-е годы.
Хронологические рамки данного исследования ограничены периодом с 1928 по 1939-е годы, что связано с возникновением принципа коллективной безопасности и попыток его реализации в течение всего десятилетия, предшествовавшего к началу Второй мировой войны.
Целью исследования является анализ участия СССР в международных отношениях в Европе в 1930-е годы в рамках системы коллективной безопасности, что позволяет понять как действия советской дипломатии отражалась на межгосударственных отношениях в течение данного периода
Для достижения указанной цели необходимо решить ряд задач:
1. Выяснить, какие факторы воздействовали на смену внешнеполитического направления СССР в начале 1930-х годов, в результате которого началось тесное сближение с рядом стран Западной и Центральной Европы
2. Определить уровень нарастания политической напряжённости в Европе, обстоятельства выхода на политическую арену фашистских политических сил в 1933-1935-е годы
3. Показать условия политической ситуации кризиса системы коллективной безопасности в 1936-1938-е годы
Методологическую основу дипломной работы определил принцип историзма и объективности, который включает в себя академическую объективность и системный подход, при рассмотрении исторических событий, явлений, процессов. Для решения поставленных задач в работе были применены следующие методы: сравнительно - сопоставительный, проблемно-хронологический, системно-структурный.
Источниковой базой исследования.
Сложность и разветвленность проблем внешней политики СССР, в том числе, взаимоотношения СССР со странами европейского континента, потребовали привлечения различных источников. Некогда закрытые фонды архивов стали доступны современным исследователям, благодаря их публикации по инициатива МИДа Российской Федерации.
Весь комплекс источников можно систематизировать по трем группам, исходя авторства документов.
Первая группа источников - это нормативные документы Народного комиссариата иностранных дел (далее -НКИД) СССР: материалы, ежегодные отчеты и т.п., а так же схожие документы иностранных дипломатических миссий (Франции, Великобритании, Чехословакии, Германии и Италии)
Вторую группу составили партийные документы, которые касаются проблем внешней политики - решения Политбюро, выступления и заявления советских партийных руководителей.
Третья группа - это документы личного происхождения, в том числе мемуары и частная переписка как советских полпредов, так и иностранных дипломатов.
Главный акцент в отчетах правительства и НКИД делается на оценке международного положения СССР и следующих из этого положения задачах внешней политики. Все эти документы, собранные в одном издании дают возможность сопоставления и комплексного изучения проблемы с учетом влияния факторов двусторонних отношений. Несмотря на некоторую предвзятость в отношении к опубликованным документам как лишь к фрагментам информации, пропущенным цензурой, материалы взаимно дополняют друг друга, представляя достаточно целостную картину внешнеполитических комбинаций Советского правительства во всей их противоречивости. Так, например, официальные заявления правительства или НКИД, в форме ежегодных отчетных докладов или ежедневных сообщениях в периодической печати, касающиеся общего направления в отношении европейских стран.
Зависимость основных направлений советской внешней политики от действий партийного руководства СССР, монополия партийных структур ВКП (б) определение и на осуществление внешнеполитического курса привела к необходимости изучения партийных документов, составивших вторую группу источников , особенно рассекреченных в конце 1980-начале 1990-х гг.
Третья группа источников тоже вызывает серьезный интерес. Несмотря на присущий непосредственным участникам процессов субъективизм, мемуары и личные записки представляют важный фактологический материал и объективную аналитическую информацию.
Степень изученности проблемы.
В исследовании проблем внешней политики Советского Союза в рамках системы коллективной безопасности можно выделить три этапа и несколько направлений, отражающих основные тенденции и подходы к изучаемой проблеме.
В 1930-е годы работы по вопросу внешнеполитической деятельности, как правило носили пропагандистский характер, отражая цели и действия основных участников. Для данной работы большую важность представляет аналитические данные необходимые для рассмотрения политических событий изучаемого периода.
В период с 1945-1960-е годы важное место в истории дипломатии уделялось изучение международных отношений и роли советской внешней политики в межвоенный период. В связи с тем, что Советский Союз стал одним из инициаторов создания ООН, деятельность Лиги Наций и создание системы коллективной безопасности в Европе изучалось в терпимом ключе. Но усложнение международных отношений в связи с началом холодной войн не позволяло более полно изучить предыдущий дипломатический опыт и отразить его в научных исследованиях. историки иногда только ограничивались тем, что отмечали факт сотрудничества СССР с другими странами, избегая каких-либо анализов и выводов.
Среди изданных трудов можно отметить коллективные монографии, которые определяли основные направления в изучении проблем дипломатических отношений на десятилетия вперед. Особое место принадлежит труду «История дипломатии». В третьем томе сдержатся много фактических данных, которые касаются вопросов участия Советского Союза в системе коллективной безопасности в Европе .
Основной установкой советской историографии в 1950- начале 1970-х гг. выступала интерпретация событий, согласно которой основной целью советской внешней политики было недопущение втягивания СССР в новую мировую войну, либо в случае ее начала создать мощную оборонную систему, которая не позволила бы возможным агрессорам даже помыслить о нападении. Эта стратегическая установка диктовала основные действия руководства страны во внешней политике и позволила улучшить состояние обороноспособности страны накануне войны .
Второй этап начался с эпохи разрядки 1970-х гг. и продолжился до конца 1980-х годов, основная тенденция в отечественной историографии заключается в том, что происходит пересмотр роли СССР и других стран в международных отношениях накануне Второй мировой войне.
Великобритания, Франция, США и ряд других стран перестают рассматриваться как полноценные субъекты внешнеполитических
отношений. В исторических сочинениях того периода они из ведущих участников международных процессов превращаются во второстепенных статистов, передавая инициативу двум государствам - Советскому Союзу и нацистской Германии.
В 1970-е годы был издан объемный труд по истории внешней политики Советского Союза, под редакцией Б.Н.Пономарева, А.А.Громыко и В.М. Хвостова. в первом томе освещаются события эпохи с 1917 по 1945 годы. Данный труд опирается на большую документальную базу и не потеряла своего значения до сих пор. Например, проблему вступления Советского Союза в Лигу Наций авторы связали с осуществлением проекта Восточного пакта, который был связан с советским вариантом осуществления системы коллективной безопасности. Этот момент иллюстрирует влияние внешнеполитических мероприятий других государств на политику СССР в 1930-е годы. В отличие от работ предыдущего периода, политические действия советского руководства изучаются на фоне мировых политических и социально-экономических отношений.
Третий этап затрагивает период с 1989 по 2010 годы., что был связан с более корректными оценками предвоенных событий, так как именно тогда стал доступен основной массив рассекреченных документов, благодаря чему появились исследования критически оценивающие как советские, так и «разоблачительные» исследования.
В перестроечные годы произошел пересмотр роли и целей советской внешней политики в предвоенные годы. Стали доступны документы, ранее недоступные исследователям, которые зачастую интерпретировались в отрыве от объективной ситуации, сложившейся в 1930-е годы. Несмотря на обилие публикаций, посвященный периоду 1939-1941 годов, проблема участия СССР в системе коллективной безопасности не нашла специальных исследований, что было связано с поиском новых методологий и подходов к советскому периоду.
При характерном же стремлении к сенсационности и ломке стереотипов советского общества постановка проблем о взаимоотношениях СССР и стран Запада в период действия системы коллективной безопасности выглядела весьма бесперспективно. Эти действия советской дипломатии, направленные на официальное сотрудничество ради сохранения мирных отношений в Европе, редко кто решился критиковать, за исключением В. Резуна и подобных ему публицистов.
Ситуация с публикациями исследований по данной теме стала улучшаться с начала 2000-х годов. Была издана новая крупная монография посвященная истории российской внешней политики в период с XIX по начало XXI вв. Были написаны и защищены ряд диссертаций среди которых нужно отметить следующие:
В 2001 году в докторской диссертации Демидова С.В. «Внешняя политика и дипломатия Великобритании в Европе в 1933 - 1939 гг.» основное внимание уделяется действиям Англии в изучаемый период. При этом этот исследователь достаточно высоко ценит и роль СССР в международных отношениях в европейском континенте того времени.
Работа Жуковской Т.Ю. на тему «СССР и Лига наций» на соискание ученой степени кандидата наук была защищена в 2002 году, эта исследовательница провела тщательный анализ проблем вступления и деятельности Советского Союза в этой организации, положительно отзываясь о системе коллективной безопасности.
В диссертации Наумова А.О. «Нарастание кризисных тенденций Версальской системы международных отношений 1936-1938 гг.» (2004 г.) дается подробный анализ того, почему не сработали принципы коллективной безопасности и шаги советской дипломатии для ограничения возможностей фашистских стран в европейской политике.
В 2006 году была защищена кандидатская диссертация Постникова А.Г. на тему «Разработка советского направления внешней политики третьего рейха: концепции и дипломатическая практика начального периода», где были освещены основные факторы, заставившие советское руководство пойти на сближение со странами капиталистической Европы.
Из публикаций иностранных исследователей большое внимание заслуживает труд С. Дюллен «Сталин и его дипломаты. Советский Союз и Европа. 1930-1939.», где достаточно обстоятельно анализируются проблемы советской внешней политики в изучаемый период.
Теоретическая и практическая значимость исследования. Теоретическая значимость определяется результатами, полученными в ходе исследования. Материал работы позволяет осветить преемственность в исследовании заявленной темы. Практическая значимость исследования заключается в том, что материалы данной работы можно использовать при разработке элективных курсов по истории дипломатии межвоенного периода, чтении общих и специальных курсов по новейшей Отечественной истории и стран Запада.
Научная новизна исследования. Процесс накопления информации по обозначенной нами теме продолжается и сегодня. Приоритетность последних исследований определяется очевидной необходимостью взглянуть на историю системы коллективной безопасности в Европе в 1930-е годы с современных позиций. В исследовании выявлено что инициатива создания системы коллективной безопасности принадлежит не только советским, но и французским дипломатам.
Структура работы. Во введении обоснована логика проведения исследования. Используется проблемно-хронологический принцип изложения материала. Основная часть состоит из трёх глав. В заключении обобщаются итоги исследования. Работа завершается списком использованных источников и литературы и приложением.
В ходе работы над исследованием проанализирована ситуация, связанная с участием СССР в системе коллективной безопасности. Благодаря использованию новых данных было выявлено, что прообраз создания такой системы был предложен еще в конце 1920-х годов французскими дипломатами, но должного понимания не нашла.
Вступление на должность наркома по иностранным делам М.М. Литвинова стало отражением желания советского руководства в период осложнения международной ситуации пойти на сближение с демократическими странами Европы, вопреки идеологическим установкам, господствовавшими в 1920-е годы как на Западе так и в советской России.
В 1933 году М.М. Литвинов выступает с проектом создания систему коллективной безопасности, включающей в себя заключение международных соглашений о взаимопомощи и вступления Советского Союза в Лигу Наций.
Главными устремлениями советского руководства в этот период было обеспечение безопасности западных границ страны. С другой стороны, использование механизмов международного права, установленные странами, победившими в Первой мировой войне использовались советской дипломатией для усиления сотрудничества и ограничения агрессивных возможностей Г ермании и Италии. Советское внешнеполитическое ведомство отличалось неукоснительным соблюдением установившихся правил, что противоречило идеологическим установкам, согласно которым основной целью было приближение мировой революции, вызывая огонь критики не только внутри страны, но и за рубежом.
После неудачи с заключением Восточного пакта советская внешняя политика начинает вести двойную игру - с одной стороны использует все возможности, чтобы реанимировать идею коллективной безопасности, с другой - затягивает время, чтобы успеть обеспечить перевооружение армии и создания экономической базы внутри страны, чтобы подготовиться к отражению возможной агрессии.
Важная роль уделялась созданию положительного имиджа Советского Союза в глазах мирового общественного мнения. Информация о текущем состоянии дел подавалась на различных уровнях и на разную аудиторию. Часть материала ориентировалась на представителей западной общественности и дипломатических кругов. Другая часть являлась методическими рекомендациями для партийных работников и использовалась для агитационных материалов в работе с советской общественностью.
Усилия советской пропаганды но периодически направлялись на выяснение отношения к проводившемуся этим руководством курсу со стороны населения. Таким образом, можно утверждать, что в СССР на определенном промежутке времени существовала обратная связь между властью и обществом, в результате чего правительству приходилось учитывать, а не формировать его мнение. Однако стремление к установлению неограниченной власти внутри страны подталкивало правящую партийную верхушку к изменению ситуации. Таким образом, было хоть как-то уравновешено противоречие между заявленными принципами революционной войны, возглавляемой мировым рабочим движением и сложившейся ситуацией, в которой правительство СССР осознавало неизбежность новых столкновений с Западом, но не могло обратиться к населению страны с призывом к войне, что противоречило бы действиям советской дипломатии, боровшейся за сохранение мира.
Значительные успехи, которых удалось добиться СССР при решении конкретных задач, стали возможны благодаря умелому сочетанию политико-идеологических формулировок и практических, гибких действий советской дипломатии, активно использовавшей противоречия между ведущими державами. Обращение к методам буржуазной дипломатии, всячески критиковавшейся советским правительством, привело и к возвращению прежних узловых проблем. Стала очевидной прежняя взаимозависимость процессов на западном направлении от действий на восточном, а также влияние отдельных стран на отношение к СССР со стороны группы государств или международной организации в целом.
Падение роли системы коллективной безопасности стало возможным из-за действия целого ряда факторов:
Во-первых, руководство Великобритании имевшее огромный вес в европейской политике 1930-х годов не было заинтересовано в создании блоков на континенте, что могло бы привести Англию к неизбежному участию в новых военных конфликтах.
Во-вторых, английский МИД в противовес принципу коллективной безопасности на всем протяжении 1930-х гг. использовал другой метод достижения компромисса в дипломатии - «умиротворения агрессора», завершившийся развалом всей Версальской системы международных отношений.
В-третьих, отношение Франции и восточноевропейских государств к заключению основного элемента системы коллективной безопасности - Восточного пакта, было связано с текущими событиями внутренней политики или субъективными предпочтениями политиков, в связи с чем, отношения даже между союзными государствами становились непредсказуемыми.
В-четвертых внешнеполитические ведомства Германии и Италии стремились всеми имеющимися путями, в том числе и ультиматумами. подорвать доверие к созданию механизма, который ограничивал бы их агрессивные планы.
И наконец, политические репрессии 1937-1938-х гг. в Советском Союзе подорвали его авторитет на международной арене, и привели к возникновению представлений у западных политических деятелей о мнимой слабости страны, как в военном так и в политическом отношении. Из-за этого гарантии советского руководства по оказанию военной и дипломатической помощи исходя из принципов коллективной безопасности были просто проигнорированы. Особенно ярко это проявилось в ходе Мюнхенской конференции 1938 года.
После провала всех попыток заключения приемлемых соглашений, и видя возникновение непосредственной угрозы безопасности и суверенитету СССР советское руководство и дипломатия возвращаются к принципам изоляционизма и идут на заключение договора о ненападении с нацистской Германией, тем самым похоронив принципы сотрудничества в Европе на том историческом этапе.
Необходимо заметить, что некоторые идеи коллективной безопасности впоследствии были использованы при создании Организации объединенных наций, которая несмотря на многочисленные сложности остается действенным механизмом разрешения различных конфликтов на протяжении более чем 70 лет.
1. XVIII съезд Всесоюзной коммунистической партии (б). Стенографический отчет. - М.: Огиз: Госполитиздат, 1939. — 737 с.
2. Архивы раскрывают тайны. Международные вопросы: события и
люди/Сост. Н.В.Попов. М., 1991. - 384 с.
3. Внешняя политика СССР. Сборник документов, т.111 (1928-1934 гг.). - М. ,1946. - 642 с.
4. Внешняя политика СССР. Сборник документов, т. IV (1935-июнь 1941). - М., 1946. - 658 с.
5. Год кризиса 1938-1939: документы и материалы. В 2-х томах. М.,1990. - 430 с.
6. Документы внешней политики СССР. Т. XIII, 1930 г. М. 1967 - 322 с.
7. Документы внешней политики СССР. Т. XIV, 1931 г. М. 1968. - 316 с.
8. Документы внешней политики СССР. Т. XV, 1932 г. М. 1969. - 324 с.
9. Документы внешней политики СССР. Т. XVI, 1933 г. М. - 1970 . - 318 с.
10. Документы внешней политики СССР. Т. XVII, 1934 г. М. - 1971. - 331 с.
11. Документы внешней политики СССР. Т. XVIII, 1935 г. М. - 1972. - 335 с.
12. Документы внешней политики СССР. Т. XIX, 1936 г. М. - 1973; - 314 с.
13. Документы внешней политики СССР. Т. XX, 1937 г. М. - 1974 - 280 с.
14. Документы внешней политики СССР. Т. XXI, 1938 г. М. - 1975 . - 321 с.
15. Документы внешней политики СССР. Т. XXII, 1939-июнь 1941 г. -М., 1992. - 446 с.
16. Журнал посещений кабинета И.В. Сталина в его кремлевском кабинете // Исторический архив, 1994. №6. С.27-44; 1995. №2. С.129-200, №3, С. 126-177, №4. С.16-73.
16. Литвинов М.М. Внешняя политика СССР. Речи и заявления, 1927 -1937. изд. 2-е, доп. М., 1937. - 128 с.
17. Литвинов М.М. Против агрессии. М., 1938. - 76 с.
18. Майский И.М. Воспоминания советского дипломата, 1925-1945 гг. 2 е изд. М., 1987. - 332 с.
19. Радек К. Вступление СССР в Лигу Наций /Радек К. // Большевик - №3 - 1934.
20. Системная история международных отношений, 1918-2000, Т. 2. Сб. доков. М., 2000. - 554 с.
21. Сталин И.В. О задачах хозяйственников: Речь на Первой Всесоюзной конференции работников социалистической промышленности. - Собрание сочинений. Т. 13. М., 1951. - С. 29-42.
22. СССР и Лига Наций//Коммунистический интернационал - 1934-№26-27 - С 3-11.
23. Фашистский меч ковался в СССР. Красная Армия и Рейхсвер. Тайное сотрудничество. 1922-1933. Неизвестные документы / под ред. Ю. Дъякова, Т. Бушуевой. - М., 1992 - 401 с.
24. Чичерин Г.В. Статьи и речи по вопросам международной политики. -М., 1961. - 180 с.
Источник на иностранном языке:
1. Davies K.W. The Soviets at Geneva. The USSR and the League of Nations, 1919-1933. Chambery, 1934. 464 р.
Специальная литература
1. 30-е годы. Взгляд из сегодня. [Сборник] / Ин-т воен. истории М-ва обороны СССР, [АН СССР] (Отв. Ред. Д.А. Волкогонов). - М.: Наука, 1990. - 164 с.
2. Афанасьева О. Краткий очерк истории Лиги Наций. /О. Афанасьева - М., 1945. - 40 с.
3. Белоусова З.С. Франция и европейская безопасность, 1929-1939. /З.С. Белоусова -М.,1976. - 416 с.
4. Борисов Ю.В. Советско-французские отношения и безопасность Европы. /Ю.В. Борисов -М., 1960. - 199 с.
5. Борисов Ю.В. СССР и Франция: 60 лет дипломатических отношений. /Ю.В. Борисов-М., 1984. - 240 с.
6. Борисов Ю.В. Советско-французские отношения (1924-1945 гг.). /Ю.В. Борисов - М.,1964. - 551 с.
7. Внешняя политика Советского Союза. М., 1975. -356 с.
8. Вопросы истории внешней политики СССР и международных отношений. М., 1976. - 442 с.
9. Выгодский С.Ю. Внешняя политика СССР. /С.Ю. Выгодский - М., 1963. - 198 с.
10. Грызун В. Как Виктор Суворов сочинял историю. / В.Грызун - М.: ОЛМА-ПРЕСС, 2003. - 608 с.
11. Дашичев В.И. Банкротство стратегии германского фашизма. Т. 1: Подготовка ко Второй мировой войне, 1933—1939. / В.И. Дашичев. Отв. ред. чл.-кор. АН СССР А.М. Самсонов. Т. 1-2. — М.: Наука, 2003. - 766 с.
12. Дашичев В.И. Из истории сталинской дипломатии / В.И. Дашичев // История и сталинизм. М., 1991. - 147. С.
13. Деборин Г.А. Международные отношения и внешняя политика СССР./ Г.А. Деборин М., Вып. 1 - 1942 - 152 с.
14. Деборин Г.А. Международные отношения и внешняя политика СССР. 1917-1945. /Г.А. Деборин -М, 1946. Вып. 2 (1923-1937). - 168 с.
15. Деборин Г.А. Международные отношения и внешняя политика СССР. 1917-1945. /Г.А. Деборин - М., 1946. Вып. 3 (1936-1941). - 174 с.
16. Дипломатические отношения западноевропейских стран между двумя мировыми войнами. Ярославль, 1976. - 351 с.
17. Дюллен С. Дипломаты Сталина: Советский Союз и Европа, 1930-1939 гг. / С. Дюллен - М., 2009. - 319 с.
18. Европа между миром и войной. 1919-1939. М., 1992. - 224 с. 19.Загладин Н.В. История успехов и неудач советской дипломатии
(политологический аспект). /Н.В. Загладин - М., 1990. - 232 с.
20. Ивашин И.Ф. Международные отношения и внешняя политика СССР в 1919-1935 гг./ И.Ф. Ивашин -М., 1955. - 191 с.
21. Илюхина P.M. Лига Наций. / Р.М. Илюхина - М., 1982. -220 с.
22. История второй мировой войны 1939-1945. В 12-ти томах. М., 1973. Т.
1. "Зарождение войны. Борьба прогрессивных сил за сохранение мира". - 362 с.
23. История внешней политики СССР 1917-1975 гг. Под ред. А.А.Громыко, Б.Н.Пономарева. Изд. 3-е. Т. 1 (1917-1945). М., 1976. - 512 с.
24. История дипломатии. Под ред. В.П.Потемкина. Т. 3 (1919-1939). -М.- Л., 1945. - 883 с.
25. История дипломатии. Изд. 2-е. Под ред. А.А.Громыко и др. Т. 3. "Дипломатия на первом этапе общего кризиса капиталистической системы". -М., 1975. - 831 с.
26. История международных отношений и внешней политики СССР, 19171967. М, 1986. Т. 1. 1917-1945. - 642 с.
27. Калмыкова В. А. Борьба СССР за разоружение в Лиге Наций (19271933)./ В.А. Калмыкова -Пенза, 1984. - 185 с.
28. Кожаев Ю.П. Советский Союз и развитие международных отношений в предвоенные годы. /Ю.П. Кожаев - М., 2000. - 208 с.
29. Красильников А.Н. СССР и Англия. Советско-английские отношения в 1917-1967 гг. / А.Н. Красильников - М., 1967. -167 с.
30. Кремер И.С. и Чубарьян А.О. Очерк истории внешней политики СССР (1917-1963). / И.С. Кремер и А.О. Чубарьян - М„ 1964. - 228 с.
31. Маргойт С.А. История побед и поражений советской внешней политики (1917-1939 гг.) / С.А. Маргойт - М., 1993. -163 с.
32. Марьина В.В. Еще раз о «Мюнхенском сговоре» (Новые документы из чешских архивов). / В.В. Марьина// Славяноведение», 2006, № 3. - С.56-62.
33. Маслов С.П. Правды стало больше. СВР России обнародовала ранее неизвестные документы о Мюнхенском сговоре западных держав с Гитлером в сентябре 1938 года / С.П. Маслов // «Российская газета», 30.IX.2008;
34. Мюнхен - преддверие войны. (Исторические очерки)./ Академия наук СССР. Институт славяноведения и балканистики. Ответственный редактор доктор исторических наук В.К. Волков. - Москва Наука 1988г. - 312 с.
35. Мюнхенское соглашение - коронация войны. Из архива. // «Правда», 30.IX.1998;
36. Орлик И.И. Эдуард Бенеш: годы побед и поражений. /И.И. Орлик // Новая и новейшая история, 2008, № 5. - С.145-161
37. Попов В.И. Дипломатические отношения между СССР и Англией (1929-1938 гг.) /В.И. Попов.-М., 1965. - 516 с.
38. Прасолов С.И. Советский Союз и Чехословакия в 1938 г./ С.И. Прасолов // Мюнхен - преддверие войны: исторические очерки. Под ред. Е. А Андреевской, - М.Институт славяноведения и балканистики (Академия наук СССР). "Наука", 1988. - С. 58-69.
39. Семиряга М.И. Советский Союз и предвоенный политический кризис / М.И. Семиряга// Вопросы истории. 1990. №9. - С. 49-64.
40. Семиряга М.И. Тайны сталинской дипломатии./ М.И. Семиряга - М., 1992 - 303 с.
41. Соцков Л. Цель Мюнхенского сговора - повернуть Гитлера на Восток. / Л. Соцков // «Известия», 30.IX.2008.
42. Суворов В. Ледокол: Кто начал Вторую мировую войну?
Нефантастическая повесть-документ./ В. Суворов. - М., 1992. - 352 с.
43. Трубников В.И. Советская дипломатия накануне Великой
отечественной войны: усилия по противодействию фашистской
агрессии / В.И. Трубников// 60 лет со дня начала Великой отечественной войны. Военно-историческая конференция. Приложение к «Военно-историческому журналу». - М., 2001. - С. 12—19.
44. Хайцман В.М. СССР и проблема разоружения (между первой и второй мировыми войнами)/В.М. Хайцман - М - 1959 - 452 с.
45. Христофоров В.С. Мюнхенское соглашение - пролог Второй мировой войны (по архивным материалам ФСБ России)./ В.С. Христофоров // «Новая и новейшая история», 2009, № 1. - С. 26-38.
Диссертации
1. Гречухин П. Б. Власть и формирование исторического сознания советского общества в 1934 - 1941 гг. Дис... к.и.н. - Саратов, 1997. - 202 с.
2. Демидов С.В. Внешняя политика и дипломатия Великобритании в Европе в 1933 - 1939 гг. Дис.. д.и.н. - Рязань, 2001 - 405 с.
3. Жуковская Т.Ю. ССР и Лига Наций. Дис... к.и.н. - Ростов, 2002. - 220 с.
4. Наумов А.О. Нарастание кризисных тенденций Версальской системы международных отношений 1936-1938 гг. Дис. к.и.н. - М., 2004.- 238 с.
5. Постников А.Г. Разработка советского направления внешней политики третьего рейха: концепции и дипломатическая практика начального периода. Дис. к.и.н. - Нижний Новгород, 2006. -198 с.