Введение 3
Глава 1. Теория и методология изучения религиозного обращения 8
1.1. Изучения феномена конверсии с точки зрения психологии 8
1.2. Изучения феномена конверсии с точки зрения антропологии и
социологии 13
Глава 2. Основные причины религиозной трансформации и возникающие установки у новообращенных в ислам 22
2.1. Причины религиозной трансформации 22
2.2. Ценностные и социальные установки новообращенных 41
Глава 3. Этнорелигиозные порталы и сообщества русских мусульман в социальных медиа 46
3.1. К вопросу возникновения этнорелигиозных организаций русских
мусульман 46
3.2. Порталы и социальные сетевые ресурсы русских мусульман 54
Заключение 75
Список использованных источников и литературы 78
Религиозная конверсия в истории человечества явление не новое. Однако широкое исследование оно получило только во второй половине ХХ века, что было обусловлено появлением увеличением его масштабов. К этому же периоду относится формирование различных научных теорий и концепций в зарубежной социологии.
В современном российском обществе данная тема также обрела актуальность в связи с появлением такой этнорелигиозной группы как русские мусульмане. Информация на эту тему, появлявшаяся в СМИ, вызывали определенный общественный резонанс. Это в значительной степени обусловлено тем, что:
во-первых, в обществе существует представление, что национальная принадлежность напрямую связана с религиозной принадлежностью (или даже определяет ее) и русский - значит православный;
во-вторых, количество новообращенных может постепенно расти, в связи с чем частные случаи конверсии превращаются в тенденцию формирования новой группы внутри существующего этноса;
в-третьих, наибольшую известность получают неофиты из радикальных течений, с одной стороны, создавая стереотипы угрозы ислама для российского социума, а с другой - формируя ощущение опасности самого явления конверсии.
В этой связи ключевыми вопросами становятся причины и условия религиозной трансформации.
Особый интерес вызывают общественные организации, которые вели социальную и культурную деятельность в среде русского населения. А так же деятельность организаций, создавших собственные социальные сообщества, блоги и порталы, размещенные в информационно-коммуникационной сети Интернет. В совокупности данные формы коммуникации и передачи информации образуют социальные медиа.
Под понятием социальные медиа мы подразумеваем совокупность интерактивных технологий, позволяющих упрощать создание, получение и обмен информацей, как в виртуальных сообществах, так и в целом в сети интернет . Так же социальные медиа предоставляют возможность для открытой коммуникации и обмена информацией между пользователями ресурсов, сформированных на основе общих интересов. При этом следует учитывать, что основную роль в развитии медиа выполняет проектированная система Веб 2.0, имеющая технологические и идеологические основы, которые позволяют создавать и обмениваться контентом .
Актуальность исследования: Исследователи во многом связывают религиозную конверсию с внешними условиями. В частности, отмечается, что в постсоветский период произошла травматическая трансформация, вызванная отсутствием текущей национальной идеи, и крушением прежних духовных
3
основ привело к затяжному кризису русского самосознания .
Если в субъектах Российской Федерации с преобладающим населением, исповедующим ислам, кризисное состояние могло стабилизироваться благодаря национальному и религиозному подъему, то в регионах с русским населением, как отмечается в отдельных исследованиях, период роста религиозного самосознания со временем в силу разных причин сменился стагнацией .
В связи с существующим стереотипом о прямой корреляции национальности и религиозной принадлежности, новая этнорелигиозная группа русские мусульмане вызывает постоянные дискурсы, как в среде русского населения, так и этнических мусульман. Поэтому данный феномен требует дальнейшего научного изучения и переосмысления.
Актуальность исследования в социальных медиа обусловлена их укрепившейся ролью одной из главных площадок для коммуникации, распространения информации, идей и установок. Это позволяет использовать электронные ресурсы, как один из открытых источников для анализа феномена религиозной конверсии.
Новизна исследования заключается в комплексном анализе имеющихся российских и зарубежных источников и литературы, рассматривающих различные аспекты религиозной конверсии, в том числе истоки, процессы и ее последствия.
Кроме того впервые был проведен анализ социальных медиа как одного из доступных источников для изучения группы русские мусульмане, в том числе типологизация ресурсов и сообществ по разным критериям, что позволило проследить динамику их функционирования.
Степень изученности проблемы: Проблема социализации обращенных стала предметом изучения специалистов широкого круга гуманитарных дисциплин. Существующие научные подходы обусловлены двумя направлениями. Классическое направление ориентировано на изучение интрапсихологических процессов личности, проявляющиеся в религиозной конверсии. Современные теории изучают преимущественно интерперсональные аспекты в личности, провоцирующие на религиозные переходы. Комплекс данных теорий создал базу для формирования отдельной дисциплины, которая определила область изучения конверсии и концептуальную динамику, влияющую на социальную структуру общества.
Проблемой религиозной трансформации и социализацией новообращенных в той или иной мере занимались такие исследователи как: Richardson J.T , Rambo L.R , Stark R. , Lofland J. , Ракитянский Н.М. ,
Clark E.T.9 , McCallister B.J. , а также нашли отражение в публикациях Р.А. Силантьева , Кимпаева С.К. , А.И.Любимовой , интервью со
Священником Георгием Максимовым и других.
Проблема в анализе этнорелигиозных организаций русских мусульман отражена в публикациях Р.Беккина , Кагарлицкого Б.Ю. , Р. А. Силантьев , интервью со Священником Георгием Максимовым . Следует отметить, что, несмотря на погруженность авторов в указанную проблему, сложно оценить представленные работы как объективные и всесторонние. В то же время их изучение позволяет выявить динамику формирования феномена русских мусульман как исходя из содержания материала, так и периода роста интереса к освещению указанного вопроса. Кроме того, можно предположить, что данные публикации отражают определенную тенденциозность и стереотипы, которые характерны для общественного дискурса на указанную тему, перешедшие в печатные и электронные издания.
Цель исследования: изучение этнорелигиозной группы русских
мусульман на материалах социальных медиа.
Задачи:
- рассмотреть научные подходы к изучению религиозного обращения;
- выявить причины, влияющие на духовную трансформацию человека;
- определить факторы в формировании ценностных и социальных установок у новообращенных;
- типологизировать социальные сетевые ресурсы и порталы русских мусульман на основании имеющихся материалов в открытых медиаисточниках;
- выявить основные ценностные установки указанной группы и механизмы их трансляции посредством социальных медиа.
Объект исследования, этнорелигиозные группы русских мусульман.
Предмет исследования: сообщества в социальных сетях и иные открытые электронные ресурсы.
Методологические основы исследования: В нашем исследовании были использованы методы, которые носят общенаучный характер: анализ и синтез, обобщение, а также статистический метод как способ количественной оценки информации; специальные методы познания, обусловленные спецификой темы: формально-логический и компаративно-правовой, применяемый при анализе нормативно-правовых актов. Были применены такие специальные методы социальных наук как: контент-анализ, социологическое наблюдение. Из специальных исторических методов был использован сравнительно-исторический метод.
Структура курсовой работы: Выпускная квалификационная работа состоит из введения, трех глав, в каждой из которых 2 параграфа, заключения и списка используемой литературы.
Таким образом, научные подходы к изучению религиозного обращения имеют междисциплинарный характер. Их можно разделить на два направления.
Первое направление выражено теориями, основанными на психологии личности, которые, условно, можно обозначить, как теории «старой парадигмы». Они концентрируют внимание на личностных изменениях, происходящее в сознании человека при религиозном переходе, а также рассматривают прошлое человека и причины, вызывающие религиозное обращение. Главным акцентом в данных концепциях является внезапный переход, который вызван бурным эмоциональным всплеском в сознании человека.
Второе направление характеризуется теориями, сформированными специалистами таких научных направлений как социология и антропология, которые рассматривают, помимо личностных изменений в сознании человека, влияние социокультурных механизмов на выбор при смене религии и, как правило, религиозные переходы в долгосрочной перспективе, где обращение происходит с постепенными изменениями в сознании человека. Так же следует отметить, что теории второго направления, так называемой «новой парадигмы», концентрировали внимание на переходы в нетрадиционные религиозные движения.
Оба указанных направления, несмотря на определенную разрозненность в формулировании того, что же может представлять собой процесс религиозного перехода, не взаимоисключают, а, наоборот, дополняют друг друга, тем самым расширяя подходы к изучению явления религиозной конверсии.
Следует отметить, что концепции, отраженные в теориях религиозного обращения нашли подтверждение в нашем исследовании. В частности, теория Дж. Ко указывает на радикальные изменения в общепсихологических и социальных чертах у новообращенных, которые нашли отражение в ценностных и радикальных установок, обратившихся в ислам. Теория Джеймса-Старбака, которая предполагает религиозное обращение, как некий процесс снятия эмоционального состояния вины, что в целом отражает состояние новообращенных, находившихся в группе социального риска.
Следует признать, что основные положения концепций в теориях религиозного обращения определенных личностей не представляется возможным подтвердить или опровергнуть на основе материалов социальных сообществ, а именно: модель Джонсона и Старбака с характеристиками, представленные восьмым и шестым пунктами, где восьмой пункт указывает на обращение в подростковом возрасте, а шестой на переход из одного статического состояния в другое. При этом находят подтверждение все характеристики, представленные в новой парадигме, имеющие частные случаи в отношении к обращенному и его индивидуальному опыту религиозной конверсии.
Причины религиозной трансформации русских в ислам вызваны как личностными изменениями, в частности, духовным поиском, так и социальными обстоятельствами, что в целом соответствует вышеперечисленным подходам к изучению религиозного обращения. Стоит отметить, что при анализе указанной темы определенная доля публикаций в различных изданиях отражала подходы, при которых поиск причин обращения был направлен не на выявление объективных факторов психологического или социального характера, а на анализ самих религий и их основных положений.
В ходе исследования социальные сообщества и сетевые ресурсы русских мусульман типологизированы по нескольким параметрам: временным,
идеологическим, возможностью обратной связи с администрацией и возможностью комментировать записи сообщества или портала.
Основными механизмами в передаче идей и принципов сообществ русских мусульман, как и сообществ другой тематики, служат: аудиовизуальные источники, материалы, исходящие от информационно - аналитических ресурсов, новостных порталов, а также образовательных порталов, которые направлены на оперативное информирование подписчиков об основных событиях в жизни исламского общества. При трансляции идей в сообществах русских мусульман применялся также принцип обратной связи как со стороны администрации, так и при коммуникации подписчиков, что направлено на сплочение участников сообщества, а также воплощение идеи создания единого этноконфессионального сообщества русских мусульман.
Нормативно-правовые акты:
1. Закон республики Узбекистан от 1 мая 1998 года №618-1 «О свободе совести и религиозных организаций» (новая редакция) // Lexuz. http://lex.uz/acts/65089 (дата обращения 01.02.2019).
2. Конституция Кыргызской Республики: Закон Кыргызской
Республики «О новой редакции Конституции Кыргызской Республики» от 15.01.2007 // Министерство юстиции Кыргызской республики.
http://cbd.minjust.gov.kg/act/view/ru-ru/1?cl=ru-ru (дата обращения 01.02.2019).
3. Конституция Кыргызской Республики: Закон Кыргызской
Республики от 27.06.2010 // Министерство юстиции Кыргызской республики. http://cbd.minjust.gov.kg/act/view/ru-ru/202913 (дата обращения 01.02.2019).
4. Федеральный закон «О внесении изменений в Уголовный кодекс
Российской Федерации и Уголовно-процессуальный кодекс Российской Федерации в части установления дополнительных мер противодействия терроризму и обеспечения общественной безопасности» // СПС
КонсультантПлюс.
http://www.consultant.ru/cons/cgi/online.cgi?req=doc&base=PRJ&n=149426#06473 573298093132 (дата обращения 01.02.2019).
5. Федеральный закон от 26.09.1997 № 125-ФЗ "О свободе совести и о религиозных объединениях" (последняя редакция) // СПС КонсультантПлюс. http://www.consultant.ru/document/cons_doc_LAW_16218/ (дата обращения
01.02.2019) .
6. Constitution of the Republic of Maldives 2008 Done By Ms. Dheena Hussain Citizens 9
Электронные ресурсы.
1. Абу Талиб Степченко. Мир и милость нашему благословенному
Пророку, печати посланников Мухаммаду, его семье и сахабам! [Электронный ресурс] // NORM-info [сайт]. URL:
https://web.archive.org/web/20081216033215/http://norm-info.ru/slovo_talib/ (дата обращения 10.03.2019).
2. Али Крымский. Обращение Маликитского Центра России.
[Электронный ресурс] // Вконтакте [сайт]. URL: https://vk.com/topic-
494033_21858423 (дата обращения 02.02.2019).
3. Вадим Сидоров. Из истории зарождения русского исламского
движения. [Электронный ресурс] // LiveJournal [сайт]. URL: https://v- sidorov.livejoumal.com/321533.html. (дата обращения 02.02.2019).
4. Вадим Сидоров. Почему «русские мусульмане», а не
«русскоязычные славянские»? [Электронный ресурс] // HarunMedia [сайт]. URL: http://www.harunsidorov.info/2018/10/24. (дата обращения 02.02.2019).
5. Вячеслав Полосин. Заявление русских мусульман о проекте
«Русский ислам» [Электронный ресурс] // Русская линия [сайт]. URL:
https://rusk.ru/newsdata.php?idar=203433 (дата обращения 02.02.2019).
6. Голос Ислама [Электронный ресурс] // Голос Ислама [сайт]. URL: https://golosislama.com/ (дата обращения 08.05.2019).
7. Деятельность НОРМ и входящих в нее общин [Электронный
ресурс] // NORM-info [сайт]. URL:
https://web.archive.org/web/20080915064617/http://norm-info.ru/about/ (дата
обращения 08.03.2019).
8. Игнатенко А. А. От Филиппин до Косово [Электронный ресурс] // Независимая газета [сайт]. URL: http://www.ng.ru/ideas/2000-10-12/8_islam.html (дата обращения 01.02.2019).
9. Из истории зарождения русского исламского движения (заметка 2014 года) [Электронный ресурс] // Harun Media [сайт]. URL:
http://www.harunsidorov. info/2014/03/12/%D0%98%D0%B7 (дата обращения
01.04.2019) .
10. Исламовед поддерживает лидеров Национальной организации русских мусульман, призвавших своих единомышленников покинуть Россию [Электронный ресурс] // Интерфакс Религия [сайт]. URL: http://www.mterfax- religion.ru/?act=news&div=52527 (дата обращения 02.02.2019).
11. Исламский образовательный портал Даруль-Фикр [Электронный ресурс] // Исламский образовательный портал Даруль-Фикр [сайт]. URL: http://darulfikr.ru/ (дата обращения 08.05.2019).
12. Исламский образовательный портал Даруль-Фикр. Начинающим [Электронный ресурс] // Исламский образовательный портал Даруль-Фикр [сайт]. URL: http://darulfikr.ru/category/beginners/ (дата обращения 08.05.2019).
13. Истоки и принципы НОРМ [Электронный ресурс] // NORM-info
[сайт]. URL: https://web.archive.org/web/20080915064617/http://norm-
info.ru/about/ (дата обращения 08.03.2019).
14. Крижевский Алексей. Бархатное подполье. Игорь Дудинский о жизни советской богемы [Электронный ресурс] // Русская жизнь [сайт]. URL: http://rulife.ru/mode/article/510 (дата обращения 05.02.2019).
15. Кураев Андрей. Как относиться к исламу после Беслана? [Электронный ресурс] // Азбука веры [сайт]. URL: https://azbyka.ru/kak- otnositsya-k-islamu-posle-beslana (дата обращения 01.02.2019).
16. Максимов Ю.В. Религия Креста и религия полумесяца: Христианство и Ислам [Электронный ресурс] // Библиотека [сайт]. URL: https://litresp.ru/chitat/ru/%D0%9C/maksimov-yurij-valerjevich/religiya-kresta-i- religiya-polumesyaca-hristianstvo-i-islam/5 (дата обращения 01.02.2019).
17. Малашенко Алексей. Славянское население продолжат вовлекать в ислам [Электронный ресурс] // ИА REGNUM [сайт]. URL: https://regnum.ru/news/1428662.html (дата обращения 01.02.2019).
18. Маликитский мазхаб [Электронный ресурс] // Вконтакте [сайт]. URL: https://vk.com/sunnizm (дата обращения 08.03.2019).
19. Маликитский мазхаб. Видеозаписи [Электронный ресурс] //
Вконтакте [сайт]. URL: https://vk.com/videos-494033 (дата обращения
08.03.2019) .
20. Маликитский мазхаб. Вопросы по маликитскому мазхабу
[Электронный ресурс] // Вконтакте [сайт]. URL: https://vk.com/topic-
494033_21858508 (дата обращения 08.03.2019).
21. Маликитский мазхаб. Документы [Электронный ресурс] //
Вконтакте [сайт]. URL: https://vk.com/docs-494033 (дата обращения 08.03.2019).
22. Маликитский мазхаб. Обращение Маликитского Центра России
[Электронный ресурс] // Вконтакте [сайт]. URL: https://vk.com/topic-
494033_21858423 (дата обращения 08.03.2019).
23. Меморандум о принципах развития стратегических задач НОРМ [Электронный ресурс] // NORM-info [сайт]. URL: https://web.archive.org/web/20130606193 545/http://www.norm- info.ru/about/memorandum/ (дата обращения 08.03.2019).
24. Михвар. Ось сопротивления [Электронный ресурс] // Михвар. Ось сопротивления [сайт]. URL: http://mihwar.ru/ (дата обращения 08.05.2019).
25. Михвар. Ось сопротивления. О нас [Электронный ресурс] // Михвар. Ось сопротивления [сайт]. URL: http://www.mihwar.ru/o-nas.html (дата обращения 08.05.2019).
26. Неудобное» интервью диакона Георгия Максимова [Электронный ресурс] // Православие.ру [сайт]. URL: http://www.pravoslavie.ru/71036.html (дата обращения 01.02.2019).
27. Николаев Г. Истоки современных идеологий: Гейдар Джемаль,
соратник Илюхина и Макашова, Басаева и Хачилаева [Электронный ресурс] // Фигуры и лица [сайт]. URL:
https://web.archive.org/web/20080917025217/http://faces.ng.ru/figures/1999-11- 12/5_muedjin.html (дата обращения 05.02.2019).
28. Полосин А.В. Русско-тюркскский диалог: Полосин - Кураеву. Ответ А.Кураеву. Библия, Коран и Беслан... [Электронный ресурс] // LiveJournal
[сайт]. URL: https://after-kuraev.livejoumal.com/101098.html (дата обращения
01.02.2019) .
29. Почему флаг русских мусульман состоит из таких цветов и что они
означают? [Электронный ресурс] // NORM-info [сайт]. URL:
https://web.archive.org/web/20080915064617/http://norm-info.ru/about/ (дата
обращения 08.03.2019).
30. РМП (самое интересное) [Электронный ресурс] // Вконтакте [сайт]. URL: https://vk.com/public137812585 (дата обращения 01.04.2019).
31. Русские мусульмане (Славяне в Исламе) [Электронный ресурс] // Вконтакте [сайт]. URL: https://vk.com/russiaislam (дата обращения 08.05.2019).
32. Русские Мусульмане Поймут [Электронный ресурс] // Вконтакте [сайт]. URL: https://vk.com/rusmuslimi (дата обращения 01.04.2019).
33. Русские Мусульмане Поймут. Видеозаписи [Электронный ресурс] // Вконтакте [сайт]. URL: https://vk.com/videos-97032881 (дата обращения
08.05.2019) .
34. Русские Мусульмане Поймут. Записи сообщества [Электронный
ресурс] // Вконтакте [сайт]. URL: https://vk.com/rusmuslimi?w=wall-
97032881_60978 (дата обращения 01.04.2019).
35. Русские Мусульмане Поймут. Информация [Электронный ресурс]
// Вконтакте [сайт]. URL: https://vk.com/rusmuslimi (дата обращения
01.04.2019) .
36. Русские Мусульмане Поймут. Обсуждения [Электронный ресурс] //
Вконтакте [сайт]. URL: https://vk.com/board97032881 (дата обращения
01.04.2019) .
37. Русские Мусульмане Поймут. Ссылки [Электронный ресурс] // Вконтакте [сайт]. URL: https://vk.com/rusmuslimi (дата обращения 01.04.2019).
38. Светлова Елена. Ислам славянской национальности [Электронный
ресурс] // Московский комсомолец [сайт]. URL:
https://www.mk.ru/politics/russia/2011/02/07/563773-islam-slavyanskoy- natsionalnosti.html (дата обращения 01.02.2019).
39. Создана Национальная организация русских мусульман
[Электронный ресурс] // Русская линия [сайт]. URL: https://rusk.ru/st.php?idar=708613 (дата обращения 02.02.2019).
40. Студенты Института теологии и международных отношений встретились с Али Вячеславом Полосиным [Электронный ресурс] // Общероссийское информационное агенство мусульман [сайт]. URL: http://www.info-
islam.ru/publ/novosti/rossiya/studenty_instituta_teologii_i_mezhdunarodnykh_otnos he nij _vstretil i s_s_al i_vj acheslavom_polosinym/1-1 -0-7928 (дата обращения
01.02.2019) .
41. Тарикат Шазилия-Даркавия-Хабибия и Сообщество "Мурабитун" в России. Общие принципы [Электронный ресурс] // Сообщество "Мурабитун" в России [сайт]. URL: http://sunnizm.blogspot.com/2008/01/blog-post_2424.html (дата обращения 23.03.2019).
42. Тарикат Шазилия-Даркавия-Хабибия и Сообщество "Мурабитун" в России. Наш Тарикат [Электронный ресурс] // Сообщество "Мурабитун" в России [сайт]. URL: http://sunnizm.blogspot.com/2008/01/blog-post_9535.html (дата обращения 23.03.2019).
43. Тарикат Шазилия-Даркавия-Хабибия и Сообщество "Мурабитун" в России. "Мурабитун" в России [Электронный ресурс] // Сообщество "Мурабитун" в России [сайт]. URL: http://sunnizm.blogspot.com/2007/12/blog- post_5030.html (дата обращения 23.03.2019).
44. Harun Media [Электронный ресурс] // Harun Media [сайт]. URL: http://www.harunsidorov.info/ (дата обращения 08.05.2019).
45. Islamic union | Blog [Электронный ресурс] // Вконтакте [сайт]. URL: https://vk.com/islamic_union (дата обращения 08.05.2019).
46. Islamic union | Blog. Информация [Электронный ресурс] //
Вконтакте [сайт]. URL: https://vk.com/islamic_union (дата обращения
08.05.2019) .
47. UI, принявшие ислам, Сохбеты. Записи сообщества [Электронный ресурс] // Вконтакте [сайт]. URL: https://vk.com/soxbeti?w=wall-
166311058_341%2Fan (дата обращения 08.05.2019).
Литература: