Тип работы:
Предмет:
Язык работы:


ФОРМИРОВАНИЕ МОТИВАЦИОННО-ЦЕННОСТНОГО ОТНОШЕНИЯ К ЗДОРОВЬЮ УЧАЩИХСЯ ВОСЬМЫХ КЛАССОВ НА УРОКАХ БИОЛОГИИ

Работа №31946

Тип работы

Магистерская диссертация

Предмет

педагогика

Объем работы113
Год сдачи2019
Стоимость5700 руб.
ПУБЛИКУЕТСЯ ВПЕРВЫЕ
Просмотрено
783
Не подходит работа?

Узнай цену на написание


Введение 3
Глава 1. Теоретико-методологические основы формирования мотивационно-ценностного отношения к здоровью учеников средней школы 11
1.1 Содержательная характеристика понятия «мотивационно -
ценностное отношение к здоровью» 11
1.2 Особенности процесса формирования мотивационно-ценностного
отношения к здоровью у учеников средней школы 16
1.3 Педагогические условия формирования мотивационно
ценностного отношения к здоровью у учеников средней школы на уроках биологии 19
1.4 Реализация современных образовательных технологий на уроках биологии для повышения мотивационно-ценностного отношения к
здоровью в средней школе 28
Выводы по первой главе 34
Глава 2. Опытно-экспериментальная работа по формированию и развитию мотивационно-ценностного отношения к здоровью учеников восьмых классов на уроках биологии 36
2.1 Констатирующий этап педагогического эксперимента 36
2.2 Формирующий этап педагогического эксперимента 50
2.3 Контрольный этап педагогического эксперимента 61
Выводы по второй главе 69
Заключение 71
Список использованных источников 75
Приложение

Актуальность. Здоровый образ жизни на данный момент не занимает первое место в главных ценностях человека в современном обществе. На сегодняшний день медицинскими статистическими данными отмечается резкое ухудшение состояния здоровья детей. Согласно статистическим данным Всемирной организации здравоохранения, здоровыми можно назвать примерно 10% от общего количества школьников, а остальные 90% уже имеют проблемы и отклонения в физическом, психологическом, нервном развитии [23, 54].
Проблема сохранения и укрепления здоровья, развития и воспитания детей и подростков остаётся приоритетной государственной задачей, о чем свидетельствует принятый правительством ряд законодательных актов: ФЗ «О физической культуре и спорте в Российской Федерации» (2016), «Концепция национальной безопасности РФ до 2020 г.» (2009),
«Государственная программа РФ «Развитие здравоохранения до 2020 года» (2014), ФЗ «Об образовании в Российской Федерации» (2012), «Федеральный государственный образовательный стандарт основного общего образования» (2009) и др. По ФГОС [47] осознание здоровья как ценности и привитие навыков бережного к нему отношения является одной из ведущих установок. В числе приоритетных направлений Государственной программы РФ «Развитие здравоохранения до 2020 года» [21] обозначены профилактика заболеваний и формирование здорового образа жизни.
К сожалению, как показывают исследования, для большинства детей здоровье не является значимой ценностью, и, следовательно, отсутствует достаточная мотивация по организации здорового образа жизни [43]. Сложившаяся ситуация обязывает учителей к применению на уроках современных образовательных технологий, направленных на укрепление и сохранение здоровья обучающихся и предупреждение различных нарушений. Ценить, беречь и укреплять свое здоровье следует с раннего возраста, поэтому одна из основных задач современной школы - научить детей
заботиться о своем здоровье, способствовать его укреплению и сохранению. Следовательно, резко встаёт вопрос о формировании осознанного отношения к собственному здоровью; здоровому образу жизни; отказу от вредных привычек: курения, употребления алкоголя, наркотиков и т.д.
На основании вышесказанного тема «Формирование мотивационноценностного отношения к здоровью учащихся восьмых классов на уроках биологии» является актуальной.
Степень разработанности проблемы исследования: снижение
уровня здоровья школьников обусловлено не только экологическими, духовно-нравственными и социальными проблемами, но и определенными недочетам в системе образования. На сегодняшний день уделяется недостаточное внимание возрастным аспектам формирования мотивационноценностного отношения к здоровью, а также остается пробел в выявлении особенностей ценностного отношения к здоровью школьников [32]. Это не позволяет выстроить целостную картину динамики изменений отношения к здоровью у учеников средней школы. Несмотря на то, что в последние десятилетия активно обсуждается проблема здоровья подростков, и правительством принят ряд законодательных актов, касающихся сохранения и укрепления здоровья молодежи, наблюдается пробел в организации практики по формированию мотивационно-ценностного отношения к здоровью у школьников.
Таким образом, были выявлены следующие противоречия:
- между потребностью общества в здоровой личности и не соответствующим этой потребности низким уровнем сформированности мотивационно-ценностного отношения к своему здоровью у школьников;
- между потребностью общества в формировании и развитии здорового образа жизни школьников и недостаточной теоретической и методической разработанностью механизмов их формирования;
- между потенциальными возможностями организации практики по формированию мотивационно-ценностного отношения школьников к здоровью и их ограниченным использованием в системе образования.
Цель исследования: обосновать педагогические условия и на их основе разработать программу урочной деятельности по биологии для 8-х классов, способствующую развитию мотивационно-ценностного отношения к здоровью. Для достижения поставленной цели были определены следующие задачи:
1) определить основные уровни и компоненты формирования мотивационно-ценностного отношения к здоровью у учеников средних классов;
2) выявить уровень сформированности мотивационно-ценностного отношения к своему здоровью у учеников 8-х классов «IT-лицея КФУ»;
3) обосновать и экспериментально проверить эффективность педагогических условий по формированию мотивационно-ценностного отношения к здоровью;
4) разработать с учетом выявленных педагогических условий программу урочной деятельности по биологии для 8-х классов и апробировать её.
С учетом выявленных противоречий и исходя из цели исследования сформулирована проблема: при каких педагогических условиях
обеспечивается эффективное формирование мотивационно-ценностного отношения к здоровому образу жизни у учащихся 8-х классов на уроках биологии?
Объект исследования: формирование мотивационно-ценностного
отношения к здоровью учащихся основной школы. Предмет: педагогические условия, обеспечивающие эффективность формирования и развития у учеников 8-х классов мотивационно-ценностного отношения к здоровью на уроках биологии.
Гипотеза: процесс формирования мотивационно-ценностного
отношения к здоровью у учеников 8-х классов на уроках биологии будет эффективным, если:
1) учитывать индивидуально-психологические особенности, значимые для формирования ценностного отношения к здоровью, возраст, состояние здоровья и потребности личности учеников;
2) использовать на уроках биологии современные образовательные технологии (здоровьесберегающие, информационно-коммуникационные и игровые);
3) проводить тщательную диагностику, планирование и контроль каждого урока с учетом особенностей развития учащихся.
Теоретико-методологическую основу исследования составили научные труды по психологии личности, медицинские, валеологические, психолого-педагогические, социально-культурные идеи и учения о здоровье школьников. Вопросы исследования здоровья как ценности рассмотрены с позиции идей Н. Ю. Баженовой, И. В. Вершининой, Н. В. Васильевой, Г. А. Хакимовой и др.; особенностями мотивации поведения и деятельности личности занимались Е. П. Ильин, К. К. Платонов, Б. В. Артамонов, Л. И. Алешина и др. Этапы и возможности формирования ценностных ориентаций школьников рассмотрены в работах отечественных (Н. А. Асташова, В. Н. Куликов, В. М. Кабаева) и зарубежных ученых (Р. Б. Келли, Д. П. Хефнер, Дж. П. Киршт, Р. Шварцер). Основой для выявления механизмов развития мотивационно-ценностного отношения учеников к здоровью явились психолого-педагогические труды В. Н. Мясищева, С. Л. Рубинштейна, Н. В. Васильевой и др.
В выпускной квалификационной работе применялись следующие методы исследования: теоретический анализ педагогической и
психологической литературы по проблеме исследования; изучение и анализ документации (ФГОС основного общего образования [47], ФЗ об образовании РФ [46], Устав ФГАОУ ВО «Казанский (Приволжский) федеральный университет» [66], Положение об общеобразовательной школе- интернате IT-лицей ФГАОУ ВО «Казанский (Приволжский) федеральный университет» [53] и др.); изучение передового педагогического опыта; анкетирование, тестирование, опрос; педагогический эксперимент (констатирующий, формирующий, контрольный); методы математической обработки результатов исследования.
В работе использованы следующие методики:
• Методика «Ценностные ориентации» (М. Рокич) (Приложение 1);
• Тест «Индивидуальная концепция здоровья» (Д. Сириес и В. Гавидия) (Приложение 2);
• Опросник «Индекс отношения к здоровью» (С. Дерябо и В. Ясвин) (Приложение 3);
• Тест «Оценка ориентации личности на здоровый образ жизни» (В. И. Андреев) (Приложение 4).
Научная новизна результатов исследования состоит в том, что определен комплекс диагностических процедур, необходимых для определения уровней сформированности мотивационно-ценностного отношения к здоровью у учеников средней школы; выявлены психологопедагогические условия, обеспечивающие эффективность формирования мотивационно-ценностного отношения к здоровому образу жизни у школьников; составлена программа урочной деятельности по биологии с учетом выбранных педагогических условий, направленная на повышение уровня мотивационно-ценностного отношения к своему здоровью у учеников средней школы.
Экспериментальная работа была организована на базе общеобразовательной школы-интерната «!Т-лицей федерального государственного автономного образовательного учреждения высшего образования «Казанский (Приволжский) федеральный университет» г. Казани. В исследовании принимали участие 59 учеников 8-х классов: 30 человек контрольной и 29 человек экспериментальной групп.
Теоретическая значимость исследования заключается в комплексном обзоре и анализе психолого-педагогических исследований, посвященных проблеме формирования мотивационно-ценностного отношения к здоровью у школьников среднего звена. Показано значение ценностного отношения к здоровью в развитии личности школьника, разработана программа урочной деятельности по предмету «Биология» для 8х классов, направленная на формирование и развитие у учеников средней школы мотивационно-ценностного отношения к здоровью (Приложение 5). Анализ данных, полученных в результате проведенного исследования, выявляет уровни сформированности мотивационно-ценностного отношения к здоровью школьников 8-х классов.
Практическая значимость исследования определяется тем, что содержащиеся в работе положения и выводы будут способствовать эффективности процесса формирования мотивационно-ценностного отношения к здоровью учеников средней школы в процессе обучения биологии. В опытно-экспериментальной работе была апробирована разработанная программа урочной деятельности по биологии, в ходе чего была доказана ее эффективность. Результаты исследования могут быть использованы в работе школьных педагогов и психологов, классного руководителя и родителей при решении задач формирования ценностного отношения учащихся к своему здоровью. Сформулированные по результатам исследования выводы могут стать основой для последующих исследований по проблемам формирования мотивационно-ценностного отношения к здоровью, а также по развитию личности школьников средних классов.
Достоверность и обоснованность результатов исследования обеспечена опорой на фундаментальные работы по проблеме исследования; комплексным применением теоретических и опытно-экспериментальных методов исследования, адекватных логике исследования, предмету, цели и задачам; репрезентативностью объёма выборки испытуемых;
экспериментальной проверкой выдвинутой гипотезы; математикостатистической значимостью полученных данных.
Апробация результатов исследования: ход и результаты
исследования были доложены на VI Всероссийской научно-практической конференции «Личность в культуре и образовании: психологическое сопровождение, развитие, социализация» (2018 г.); основные положения исследования внедрены в образовательный процесс и апробированы в общеобразовательной школе-интернате «Улицей ФГАОУ ВО «К(П)ФУ» г. Казани. Результаты исследования будут отражены в публикации: Дайбова Е. В. Исследование уровня сформированности мотивационноценностного отношения к здоровью учеников 7-х классов IT-лицея КФУ / Е. В. Дайбова // Проблемы качества физкультурно-оздоровительной и здоровьесберегающей деятельности образовательных организаций: сборник материалов 9-й Всероссийской научно-практической конференции с международным участием. Изд-во ФГАОУ ВО РГППУ. Екатеринбург, 2019.
С. 114-120.
Структура выпускной квалификационной работы включает в себя введение, две главы, выводы по главам, заключение, библиографический список, состоящий из 78 источников, в том числе 7 на иностранном языке. Объем выпускной квалификационной работы составляет 82 страницы, содержание исследования иллюстрировано 5 таблицами, 13 рисунками. В работе представлено 9 приложений.

Возникли сложности?

Нужна помощь преподавателя?

Помощь студентам в написании работ!


На данный момент можно отметить тенденцию резкого ухудшения состояния здоровья школьников, что обязывает учителей к обеспечению педагогических условий в школе, направленных на укрепление и сохранение здоровья обучающихся и предупреждение различных нарушений. В подростковом возрасте важно сформировать мотивационно-ценностное отношение к своему здоровью, ведь именно в подростковый период приобретается значительный социальный опыт, обусловленный большей восприимчивостью к усвоению норм, ценностей и способов поведения. При сформированном мотивационно-ценностном отношении к здоровью происходит приобщение к культуре здорового образа жизни, двигательной активности, отказу от вредных привычек. Несмотря на то, что в последние годы активно обсуждается проблема здоровья подростков, и правительством принят ряд законодательных актов, касающихся сохранения и укрепления здоровья молодежи, наблюдается пробел в организации практики по формированию мотивационно-ценностного отношения к здоровью у школьников.
Цель данного исследования заключалась в обосновании педагогических условий и разработке на их основе программы урочной деятельности по биологии для 8-х классов, способствующую развитию мотивационно-ценностного отношения к здоровью.
В ходе работы была проанализирована литература по философии, психологии, педагогике и валеологии, что позволило определить содержание понятия «мотивационно-ценностное отношение к здоровью». В данной работе мотивационно-ценностное отношение к здоровью рассматривается как система мотивов личности, направленная сохранение и укрепление здоровья; осознание собственного здоровья как ценности, а также собственная оценка и прогнозирование будущего поведения. Именно сформированное мотивационно-ценностное отношение к здоровью определяет состояние здоровья человека в целом. Также в теоретической
ценностного отношения к здоровью у учеников средней школы на уроках биологии. В целом процесс формирования ценностного отношения к здоровью школьников представляет собой комплексное образование, включающее следующие структурные компоненты: когнитивный
(представления, знания, суждения о здоровье и здоровом образе жизни), эмоционально-оценочный (эмоции и личная оценка) и поведенческодеятельностный (поведенческие реакции и деятельностная направленность, способствующая сохранению здоровья и укреплению организма).
В опытно-экспериментальной работе для определения уровня сформированности мотивационно-ценностного отношения к своему здоровью приняли участие 59 учеников 8-х классов, из них 29 человек экспериментальной и 30 человек контрольной групп (47 мальчиков и 12 девочек). Опытно-экспериментальная работа проводилась на базе «ГГ-лицея федерального государственного автономного образовательного учреждения высшего образования «Казанский (Приволжский) федеральный университет»
г. Казани и была направлена на формирование у учащихся мотивационно- ценностного отношения к здоровью в процессе обучения биологии. Исходя из выделенных критериев сформированности мотивационно-ценностного отношения к здоровью, на констатирующем этапе эксперимента было отмечено, что лучше всего у учеников выражены умения когнитивного компонента, а наименее сформированные умения наблюдаются по поведенческо-деятельностному. Анализ результатов проведенного исследования выявил достаточно низкий уровень сформированности представлений о ценности здоровья, эмоционального отношения к проблемам его сохранения и мотивации к ведению здорового образа жизни у учеников как экспериментальной, так и контрольной групп. Соответственно, в целом можно сказать, что для подростков характерны средний и низкий
уровни сформированности мотивационно-ценностного отношения к здоровью.
На формирующем этапе исследования были определены педагогические условия, необходимые для формирования у учащихся средних классов мотивационно-ценностного отношения к здоровью. На их основе была спроектирована программа урочной деятельности по биологии, направленная на повышение мотивационно-ценностного отношения к здоровью у учеников 8-х классов. Программа была апробирована на базе общеобразовательной школы-интерната «ГГ-лицей КФУ» г. Казани. Анализ полученных в ходе опытно-экспериментальной работы результатов подтвердили гипотезу исследования. После проведения формирующего этапа эксперимента у школьников экспериментальной группы произошло принятие ценности «здоровье», наблюдаются позитивные изменения во всех уровнях ценностного отношения к здоровью, повысилась мотивация к сохранению и укреплению своего здоровья.
Таким образом можно сказать, что эффективность процесса формирования и развития мотивационно-ценностного отношения к здоровью у детей среднего школьного звена на уроках биологии обеспечивается путем внедрения педагогических условий, включающих, во-первых, учет индивидуально-психологических особенностей, значимых для формирования ценностного отношения к здоровью, возраста, состояния здоровья и потребностей личности учеников; во-вторых, использование на уроках биологии современных образовательных технологий (здоровьесберегающих, информационно-коммуникационных и игровых); в-третьих, проведение тщательной диагностики, планирования и контроля каждого урока с учетом особенностей развития учащихся. Разработанная программа урочной деятельности по биологии с учетом выделенных педагогических условий способствует формированию и развитию у учеников 8-х классов мотивационно-ценностного отношения к здоровью. Поставленные цель и задачи исследования были решены, гипотеза доказана.
Следует отметить, что это лишь начальный этап, и работа по проекту будет продолжена для большей результативности. В образовательном процессе в дальнейшем планируется применение проектных технологий, т.к. через исследовательскую деятельность по основам здорового образа жизни происходит развитие и саморазвитие личности ребёнка, повышение уровня его образованности в области здоровьесбережения и принятие ценностей здоровья. Содержащиеся в работе положения и выводы будут способствовать эффективности процесса формирования мотивационно-ценностного
отношения к здоровью учеников средней школы в процессе обучения биологии. Результаты исследования в дальнейшем могут быть использованы в работе школьных педагогов, классного руководителя и родителей при решении задач формирования ценностного отношения учащихся к своему здоровью. Полученные результаты могут стать основой для последующих исследований по проблемам формирования мотивационно-ценностного отношения к здоровью, а также по развитию личности школьников средних классов.


1. Абрамович И. В. Система здоровьесбережения на уроках биологии / И. В. Абрамович // Биология. Все для учителя, 2014. - № 4 (40). - С. 2-6.
2. Азимов Э. Г. Новый словарь методических терминов и понятий (теория и практика обучения языкам) / Э. Г. Азимов, А. Н. Щукин. Москва: ИКАР,
2009. - 448 с.
3. Алешина Л. И. Формирование мотивации здорового образа жизни будущего учителя в процессе профессиональной подготовки: автореферат диссертации ... кандидата педагогических наук / Л. И. Алешина, Волгоградский государственный педагогический университет. Волгоград,
1998. - 21 с.
4. Анатомический атлас человеческого тела [Электронный ресурс] // Режим доступа: https://www.zygotebody.com/.
5. Артамонов Б. В. Мотивация и аттестация персонала: учебное пособие / Б. В. Артамонов, Л. Х. Никифорова. Москва: Изд-во Моск. гос. техн. ун-та, 2005. - 88 с.
6. Артемьева Л. О. Здоровьесберегающие технологии комплексного сопровождения детей, оставшихся без попечения родителей // Здоровьесберегающие технологии в образовательном процессе: проблемы и перспективы / под ред. Л. О. Артемьевой. Пенза: Приволжский Дом знаний, 2009. - С. 100-111.
7. Асеев В. Г. Мотивация поведения в формировании личности /
В. Г. Асеев. Москва: Мысль, 1976. - 160 с.
8. Асташова Н. А. Концептуальные основы педагогической аксиологии / Н. А. Асташова // Педагогика, 2002. - № 8. - С. 8-13.
9. Баженова Н. Ю. Формирование ценностного отношения к здоровью у детей старшего дошкольного возраста / Н. Ю. Баженова // Педагогический калейдоскоп, 2016. - № 15. - С. 95-103.
10. Барабаш В. Г. Здоровьесберегающие технологии в системе дошкольного образования: анализ трактовок, виды, компоненты, принципы реализации /
B. Г. Барабаш // Вестник Шадринского государственного педагогического университета, 2016. - С. 7-9.
11. Безруких М. М. Здоровьесберегающие технологии в
общеобразовательной школе: методология, формы, методы, опыт
применения: методические рекомендации / М. М Безруких; под ред.
М. М. Безруких, В. Д. Сонькина. Москва: Триада-фарм, 2004. - 117 с.
12. Бойко Ю. П. Состояние психического здоровья детей и подростков в условиях модернизирующегося общества / Ю. П. Бойко // Народонаселение. 2008. - № 4. - С. 33-39.
13. Борытко Н. М. Методология и методы психолого-педагогических исследований: учебное пособие для студентов высших учебных заведений / Н. М. Борытко, А. В. Моложавенко, И. А. Соловцова; под ред. Н. М. Борытко. Москва: Издательский центр «Академия», 2008. - 320 с.
14. Вайнер Э. Н. Формирование здоровьесберегающей среды в системе общего образования / Э. Н. Вайнер // Валеология, 2004. - № 1. - С. 21-26.
15. Варламова С. Н. Здоровый образ жизни - шаг вперед, два назад /
C. Н. Варламова, Н. Н. Седова // Москва: СОЦИС, 2010. - № 4. - С. 75-87.
16. Васильева НВ. Формирование мотивационно-ценностного отношения к здоровью у студентов вуза в процессе физического воспитания: диссертация ... кандидата педагогических наук / Н. В. Васильева. Чебоксары, 2013. - 166 с.
17. Васильева Н. В. Необходимость и условия формирования мотивационноценностного отношения к здоровью у молодежи / Н. В. Васильева // Актуальные проблемы физического воспитания и спортивной тренировки учащейся молодежи. Чебоксары: Изд-во Чуваш. гос. пед. ун-та, 2012. - С. 35
39.
18. Вершинина И. В. Становление и развитие ценностного отношения к здоровью у старшеклассников средней общеобразовательной школы: диссертация . кандидата педагогических наук / И. В. Вершинина. Саранск,
2006. - 227 с.
19. Виртуальный атлас анатомии человека в 3D [Электронный ресурс] // Режим доступа: http://arteksa.ru/index.php/ru/8-frontpage/120-customized-look- the-way-you-want.
20. Вылегжанина Е. А. Использование информационно-коммуникационных
технологий в образовательном процессе / Е. А. Вылегжанина, Н. Н. Мальцева // Актуальные задачи педагогики: материалы VI Международной научной конференции, янв. 2015 г., Чита: Изд-во Молодой ученый, 2015. - С. 4-6. [Электронный ресурс] // Режим доступа: https://moluch.ru/conf/ped/
archive/146/7072/.
21. Государственная программа Российской Федерации "Развитие здравоохранения" [Электронный ресурс] // Режим доступа: www.rosminzdrav.ru/ ministry/programms/health/info.
22. Григорьева Л. Г. Воспитательные возможности игровых технологий в развитии творческой самостоятельности младших школьников / Л. Г. Григорьева // Вектор науки Тольяттинского государственного университета. Серия: Педагогика, психология, 2011. - № 2. - С. 61-63.
23. Данные «Всемирной организации здравоохранения» [Электронный ресурс] // Режим доступа: http://www.who.int/ru.
24. Еникеев Е. Н. Психологический энциклопедический словарь / Е. Н. Еникеев. Москва: ТК Велби, Изд-во «Проспект», 2006. - 560 с.
25. Иванова Т. Б. Методология научного исследования: учебное пособие / Т. Б. Иванова, А. А. Козлов, Е. А. Журавлева. Москва: Изд-во Российского университета дружбы народов, 2012. - 78 с. [Электронный ресурс] // Режим доступа: http://biblioclub.ru / index.php?page=book&id=115.
26. Ивахненко Г. А. Здоровьесберегающие технологии в российских вузах / Г. А. Ивахненко // Вестник института социологии, 2012. - № 6. - С. 100-111.
27. Ильин Е. П. Мотивация и мотивы / Е. П. Ильин. СПб.: Питер, 2002. - 512 с.
28. Кабаева В. М. Формирование осознанного отношения к здоровью у подростков: диссертация ... кандидата психологических наук / В. М. Кабаева. Москва, 2002. - 280 с.
29. Карелин А. А. Психологические тесты: в 2 томах / А. А. Карелин. Москва: ВЛАДОС, 2001. - Т. 2. - 248 с.
30. Клинов В. В. Теоретические основы формирования мотивации здорового образа жизни студентов / В. В. Клинов, С. Н. Щур // Весшк Мазырскага дзяржаунага педагапчнага ушверсггэта iмя I. П. Шамякша, 2012. - № 1 (34).
- С. 86-91.
31. Ковалев В. И. Мотивы поведения и деятельности. / Ковалев В. И. // - М.: Педагогика, 2014. - 168 с.
32. Котова И. Б. Опыт формирования ценностного отношения к здоровью у старших школьников / И. Б. Котова, Е. Н. Сухомлинова // Научнопрактический журнал «Гуманизация образования», 2012. - № 2. - С. 36-42.
33. Краевский В. В. Методология педагогического исследования: пособие для педагога-исследователя / В. В. Краевский. Самара: Изд-во СамГПИ, 1994.
- 165 с.
34. Крутецкий В. А. Психология подростка / В. А. Крутецкий, Н. С Лукин. Москва: Просвещение, 1975. - 316 с.
35. Куликов В. Н. Формирование мотивов здорового образа жизни у подростков в средней общеобразовательной школе: автореферат диссертации ... кандидата педагогических наук / В. Н. Куликов. Киров, 2002. - 17 с.
36. Куликов Л. В. Психогигиена личности. Вопросы психологической устойчивости и психопрофилактики / Л. В. Куликов. СПб.: Питер, 2004. - 464 с.
37. Лизунова Е. В. Игровая технология как здоровьесберегающий фактор в обучении и развитии школьников / Е. В. Лизунова // Самарский научный вестник, 2014. - № 1 (6). - С. 66-68.
38. Менъш Е. А. Культура здоровья личности / Е.А. Меньш // Вестник развития науки и образования. Москва: Наука, 2007. - № 6. - С. 105-108.
39. Мухина В. С. Возрастная психология. Феноменология развития: учебник для студентов высших учебных заведений / В. С. Мухина. 15-е изд. Москва: Издательский центр Академия, 2015. - 656 с.
40. Мысина Т. Ю. Формирование ценностного отношения к здоровью у студентов вуза / Т. Ю. Мысина // Вестник Самарской гуманитарной академии, 2011. - № 2 (10). - С. 46-57.
41. Мясищев В. Н. Личность и неврозы / В. Н. Мясищев. Ленинград: Изд-во Ленингр. ун-та, 1960. - 426 с.
42. Науменко Ю. В. Здоровьесберегающая деятельность школы / Ю. В. Науменко // Педагогика, 2005. - № 6. - С. 37-44.
43. Нефедова А. С. Формирование ценностного отношения к здоровью как психолого-педагогическая проблема [Электронный ресурс] / А. С. Нефедова, Н. А. Сахарова // Молодой ученый, 2014. - № 13. - С. 274-276. Режим доступа: https://moluch.ru/archive/72/12349/.
44. Никифоров Г. С. Психология здоровья: учебник для вузов / Г. С. Никифоров. СПб.: Изд-во С-Петербургского ун-та, 2000. - 504 с.
45. Новиков А. М. Методология образования / А. М. Новиков. 2-е изд. Москва: Эгвес, 2006. - 488 с.
46. Об образовании в Российской Федерации: Федеральный закон от 29 декабря 2012 г. № 273. - ФЗ // Российская газета. - 2012. - 31 дек.
47. Об утверждении федерального государственного образовательного
стандарта основного общего образования [Электронный ресурс]: приказ Минобрнауки РФ от 17.12.2010 г. - № 1897 // Режим доступа:
http: //www.edu.ru/db/portal/obschee/.
48. Обухова Л. Ф. Возрастная психология: учебное пособие / Л. Ф. Обухова. Москва: Педагогическое общество России, 2001. - 444 с.
49. Ожегов С. И. Толковый словарь русского языка / С. И. Ожегов, Н. Ю. Шведова. 4-е изд., доп. Москва: Азбуковник, 2000. - 940 с.
50. Перепелюк Л. В. Применение здоровьесберегающих технологий на
уроках в детской музыкальной школе: методическая разработка /
Л. В. Перепелюк. Горно-Алтайск, 2017. - 23 с.
51. Петров К. Л. Здровьесберегающая деятельность в школе / К. Л. Петров // Воспитание школьников, 2005. - № 2. - С. 19-22.
52. Платонов К. К. Краткий словарь системы психологических понятий: учебное пособие для учебных заведений профтехобразования / К. К. Платонов. 2-е изд., перераб. и доп. - Москва: Высшая школа, 1984. - 174 с.
53. Положение об общеобразовательной школе-интернате IT-лицей федерального государственного автономного образовательного учреждения высшего образования «Казанский (Приволжский) федеральный университет». Казань, 2012. - 14 с.
54. Полякова Т. Д. Здоровьесбережение - важная составляющая инновационного образовательного процесса / Т. Д. Полякова, Д. К. Зубовский // Мир спорта, 2008. - № 1. - С. 52-58.
55. Попова И. М. Ценности и ценностный аспект сознания. Ценностные представления и потребности / И. М. Попова. Киев: Высшая школа, 1985. - 20 с.
56. Потехина Е. Б. Введение в педагогическую деятельность: учебное пособие для студентов высших педагогических учебных заведений [Электронный ресурс], 2010. - 650 с. Режим доступа: http://thelib.ru/books/.
57. Реан А. А. Социальная педагогическая психология / А. А. Реан, Я. Л. Коломинский. СПб.: Питер, 2000. - 416 с.
58. Рубинштейн С. Л. Основы общей психологии / С. Л. Рубинштейн. СПб.: Питер, 2002. - 720 с.
59. Севрук А. И. Здоровьесберегающий урок / А. И. Севрук, Е. А. Юнина // Школьные технологии, 2004. - №2. - С. 200-207.


Работу высылаем на протяжении 30 минут после оплаты.




©2024 Cервис помощи студентам в выполнении работ