Тип работы:
Предмет:
Язык работы:


РАЗВИТИЕ МЕЛКОЙ ТЕХНИКИ МЛАДШИХ ШКОЛЬНИКОВ В КЛАССЕ ОБЩЕГО ФОРТЕПИАНО ДЕТСКОЙ МУЗЫКАЛЬНОЙ ШКОЛЫ СРЕДСТВАМИ ФОРТЕПИАННЫХ УПРАЖНЕНИЙ

Работа №31939

Тип работы

Дипломные работы, ВКР

Предмет

педагогика

Объем работы57
Год сдачи2019
Стоимость4900 руб.
ПУБЛИКУЕТСЯ ВПЕРВЫЕ
Просмотрено
691
Не подходит работа?

Узнай цену на написание


Введение 3
Глава 1. Теоретические аспекты развития мелкой техники младших школьников в классе общего фортепиано ДМШ средствами фортепианных упражнений 8
1.1 Проблема развития мелкой техники пианиста в истории и теории
фортепианного искусства и педагогики 8
1.2 Методические основы использования фортепианных упражнений
для развития мелкой техники младших школьников в ДМШ 15
Выводы по главе 1 30
Глава 2. Экспериментальное исследование развития мелкой техники младших школьников в классе общего фортепиано ДМШ средствами фортепианных упражнений 32
2.1 Разработка сборника фортепианных упражнений «Играем
упражнения с радостью» в классе общего фортепиано ДМШ 32
2.2 Программа диагностики развития мелкой техники учащихся
младших классов ДМШ и оценка эффективности сборника 38
Выводы по главе 2 47
Заключение ^
Список литературы 51
Приложение


Музыкальное искусство обладает неисчерпаемыми развивающими возможностями в совершенствовании личности учащегося и формировании его культуры. В процессе приобщения к произведениям музыкального искусства в период обучения в организациях дополнительного музыкального образования осуществляются художественно-эстетическое, творческое и нравственное становление личности, формируются музыкальные способности, важнейшие исполнительские умения и навыки.
В Концепции развития дополнительного образования детей в Российской Федерации указывается, что на современном этапе содержание дополнительных образовательных программ ориентировано на создание необходимых условий для личностного развития учащихся, позитивной социализации и профессионального самоопределения; удовлетворение индивидуальных потребностей учащихся в интеллектуальном, художественно-эстетическом, нравственном развитии, а также в занятиях физической культурой и спортом, научно-техническим творчеством; формирование и развитие творческих способностей учащихся, выявление, развитие и поддержку талантливых учащихся; обеспечение духовнонравственного, гражданского, патриотического, трудового воспитания учащихся [19, с. 5].
Владение техникой - важный элемент исполнительского развития, который позволяет исполнять художественный репертуар, создавать яркие музыкальные образы. Владение техникой - показатель развития виртуозных качеств исполнителя, и проблема виртуозности волнует музыкантов - теоретиков и практиков - с самого начала развития исполнительского искусства. История исполнительства свидетельствует о периодах чрезмерного увлечения технической стороной исполнения, разработки
специальных приспособлений для развития виртуозных качеств, переоценки упражнений с целью выработки беглости пальцев, превращении технического совершенствования в самоцель.
Современная педагогика фортепианного исполнительства, базирующаяся на западноевропейских и отечественных традициях, утверждает приоритет художественного, образно-эмоционального, звукового аспектов исполнения над техническим. Техническое совершенство исполнения рассматривается в качестве средства создания художественного образа.
Развитие мелкой техники - одна из частных задач фортепианного обучения учащихся в детской музыкальной школе в аспекте их технического совершенствования. В классах специального и общего фортепиано ДМШ с целью развития мелкой техники учащиеся осваивают инструктивный репертуар: гаммы, упражнения, этюды. Мелкая техника учащихся
формируется и в ходе изучения художественного репертуара - виртуозных пьес, быстрых частей произведений крупной формы и т.д.
В классе общего фортепиано ДМШ задача технического развития учащегося ставится как одна из значимых. Так, в примерной программе по учебному предмету «Фортепиано» по направлениям обучения «Струнные инструменты», «Духовые и ударные инструменты» в качестве одного из требований к уровню подготовки обучающихся является «владение основными видами фортепианной техники, использование художественно оправданных технических приемов, позволяющих создавать художественный образ, соответствующий авторскому замыслу» [39, с. 27-28].
Однако в связи с ограниченностью продолжительности урока и фортепианного обучения в целом, недостаточной научно-методической разработанностью проблемы, эффективность развития мелкой техники учащихся в классе общего фортепиано не является высокой, перспективным представляется разработка методических основ развития мелкой техники учащихся в классе общего фортепиано, выявление путей повышения эффективности данного процесса.
Степень разработанности проблемы. Анализ литературы показал, что проблема развития техники исполнителя в контексте истории и теории фортепианного искусства и педагогики рассмотрена такими учеными, педагогами и музыкантами-исполнителями, как А.Д. Алексеев,
А.Б. Гольденвейзер, И. Гофман, К.Н. Игумнов, А. Корто, Я.И. Милыптейн, Г.Г. Нейгауз, Л.В. Николаев, С.Е. Фейнберг и др.
Особенности развития мелкой техники средствами фортепианных упражнений в процессе обучения в ДМШ рассмотрены в работах таких педагогов, как А.Д. Алексеев, А.Д. Артоболевская, Т.Л. Беркман, А. Бирмак,
С.В. Клещев, Г. Коган, К. Либерман, Н.Е. Перельман, С.И. Савшинский, Е.М. Тимакин, Ю.А. Цагарелли, Е.М. Цыпин, А.А. Шмидт-Шкловская,
А. Щапов и др.
Однако проблема развития мелкой техники учащихся младших классов ДМШ средствами фортепианных упражнений в классе общего фортепиано не получила специального научно-методического освещения.
Объект исследования - процесс обучения по предмету «Общее фортепиано» учащихся младших классов в ДМШ.
Предмет исследования - развитие мелкой техники учащихся младших классов ДМШ средствами фортепианных упражнений.
Цель исследования - анализ теоретических аспектов развитие мелкой техники учащихся в процессе фортепианного обучения, разработка методических основ использования фортепианных упражнений в классе «Общего фортепиано» с учащимися младших классов ДМШ.
Гипотеза исследования базируется на предположении о том, что развитие мелкой техники учащихся младших классов ДМШ в процессе обучения в классе «Общего фортепиано» будет осуществляться более эффективно, если:
- обучение построено с учетом возрастных психолого-педагогических и исполнительских особенностей учащихся;
- в процессе обучения будет использоваться комплекс фортепианных упражнений, основанных на игровых методах, межпредметных связях, представленный в сборнике «Играем упражнения с радостью».
Задачи исследования:
1. Рассмотреть проблему развития мелкой техники в истории и теории фортепианного искусства и педагогики, разработать классификацию видов мелкой фортепианной техники.
2. Раскрыть особенности развития мелкой фортепианной техники у учащихся младших классов ДМШ и провести анализ педагогического опыта использования фортепианных упражнений для ее развития.
3. Провести экспериментальное исследование развития мелкой техники учащихся класса «Общего фортепиано» ДМШ.
4. Разработать и апробировать сборник «Играем упражнения с радостью» по предмету «Общее фортепиано» для учащихся младших классов ДМШ.
Методы исследования. В процессе исследования были использованы теоретические методы: методы научного познания (анализ, синтез,
классификация и т.д.), изучение научной, методической, нотной литературы, интернет-источников; эмпирические методы: наблюдение, анкетирование, экспертные оценки, педагогический эксперимент.
Научная новизна исследования заключается в систематизации представлений о техническом совершенствовании исполнителя в истории и теории фортепианного искусства и педагогики, систематизации видов фортепианной техники и методах ее развития.
Теоретическая значимость исследования состоит в разработке методических основ развития мелкой фортепианной техники и выявлении особенностей использования фортепианных упражнений по предмету «Общее фортепиано» с учащимися младших классов ДМШ.
Практическая значимость исследования заключается в том, что материалы исследования, в частности, сборник «Играем упражнения с радостью» по предмету «Общее фортепиано» для учащихся младших классов ДМШ, могут использоваться в процессе профессиональной подготовки студентов средних и высших музыкальных образовательных организаций, в практике преподавания фортепиано в системе дополнительного образования детей.
Опытно-экспериментальная база исследования. Исследование проводилось на базе МБУДО «Детская музыкальная школа №3»
г. Набережные Челны. В исследовании приняли участие 30 учащихся младших классов, 4 педагога школы.
Структура работы. Работа состоит из введения, двух глав, заключения, списка литературы и приложения. Список литературы включает 62 источника.

Возникли сложности?

Нужна помощь преподавателя?

Помощь в написании работ!


В результате исследования проблемы развития мелкой техники младших школьников в классе общего фортепиано детской музыкальной школы средствами фортепианных упражнений можно сделать следующие выводы.
Владение техникой - важный элемент исполнительского развития, который позволяет исполнять художественный репертуар, создавать яркие музыкальные образы. Развитие техники в процессе обучения игре на инструменте является важным этапом в воспитании профессионального музыканта-исполнителя. Владение техникой открывает возможности для полноценной художественной реализации композиторского замысла, воплощения содержания музыкального произведения.
Проблеме развития техники посвятили свои работы пианисты- исполнители и педагоги, специалисты в области психологии, физиологии, методики обучения игре на фортепиано. Выдающиеся представители фортепианного искусства XIX века Ф. Шопен, Ф. Лист, А.Г. и Н.Г. Рубинштейны, Т. Лешетицкий, В. Сафонов, российские пианисты и педагоги XX века А.Б. Гольденвейзер, К.Н. Игумнов, Н.К. Метнер, Л.В. Николаев, Г.Г. Нейгауз, С.Е. Фейнберг и др. считали развитие техники условием совершенствования исполнительской культуры музыканта.
Проблема развития техники является центральной в области фортепианной педагогики. Работа над пианистической техникой начинается с первого знакомства с клавиатурой и совершенствуется на протяжении всего профессионального пути. С целью развития мелкой техники учащиеся осваивают инструктивный репертуар: гаммы, упражнения, этюды.
В классе общего фортепиано ДМШ развитие мелкой техники учащихся является важной задачей. Однако организационно-педагогические условия обучения по общему фортепиано и его второстепенность по сравнению со специальностью ограничивают возможности уделять этому аспекту исполнительского развития большой объем времени и делают необходимым поиск эффективных путей ее решения.
Поэтому в условиях обучения младших школьников в классе общего фортепиано ДМШ важно сочетать традиционные и новаторские методы преподавания. Большое значение приобретает занимательный характер урока, введение в урок игровых и нестандартных ситуаций, повышающих мотивацию занятий. Правильно подобранные упражнения позволят педагогу максимально эффективно развить мелкую технику учащихся, основанную на осмысленных действиях исполнительского аппарата и направленную на решение художественно-звуковых задач.
Цель проведенного исследования состояла в изучении развития мелкой техники учащихся младших классов ДМШ и оценке эффективности сборника «Играем упражнения с радостью». Опытно-экспериментальная работа осуществлялась с февраля по май 2019 года в МБУДО «Детская музыкальная школа №3» г. Набережные Челны.
Целью констатирующего этапа было выявление уровня развития мелкой техники учащихся младших классов ДМШ, обучающихся в классе общего фортепиано. Формирующий этап был направлен на развитие мелкой техники учащихся, входящих экспериментальную группу, с использованием сборника. На контрольном этапе была проведена повторная диагностика развития мелкой техники учащихся входящих в контрольную и экспериментальную группы, на основе методов констатирующего этапа.
Экспериментальная работа показала, что занятия по сборнику «Играем упражнения с радостью» для развития мелкой техники у учащихся младших классов ДМШ в классе общего фортепиано имеют большую эффективность.



1. Алексеев А.Д. История фортепианного искусства: учебник. В 3-х ч. Часть 1 и 2 / А.Д. Алексеев. - М.: Музыка, 1988. - 415 с.
2. Алексеев А.Д. Методика обучения игре на фортепиано: учебное пособие / А.Д. Алексеев. - Санкт-Петербург: Лань, Планета музыки, 2018. - 280 с.
3. Баренбойм Л. Вопросы фортепианной педагогики и исполнительства / Л. Баренбойм. - М.: Музыка 1969. - 282 с.
4. Баренбойм Л. Фортепианная педагогика / Л. Баренбойм. - Ч. 1. М.: Музыка, 1937. - 192 с.
5. Баренбойм Л. Фортепианно-педагогические принципы Ф.М. Блуменфельда / Л. Барейбойм. - М.: Музыка, 1964. - 282 с.
6. Бейлина С.З. В классе профессора В. X. Разумовской / С.З. Бейлина. - Л.: Музыка, 1982. - 64 с.
7. Беркман Т.Л. Методика обучения игре на фортепиано: пособие для студентов-заочников музыкально-педагогических факультетов / Т.Л. Беркман. -М.: Просвещение, 1977. - 101 с.
8. Бирмак А. О художественной технике пианиста / А. Бирмак. - М.: Музыка, 1973. - 138 с.
9. Бочкарёв Л. Л. Психология музыкальной деятельности / Л.Л. Бочкарёв. - М.: Институт психологии РАН, 1997. - 352 с.
10. Браудо И. Об артикуляции / И. Браудо. - Л.: Музыка, 1973. - 199 с.
11. Вицинский А. Процесс работы пианиста-исполнителя над музыкальным произведением. Психологический анализ / А. Вицинский - М.: Музыка, 2003. - 98 с.
12. Голубовская Н. Искусство педализации / Н. Голубовская. - Л.: Музыка, 1974. - 97 с.
13. Гольденвейзер, А.Б. Статьи, материалы, воспоминания / А.Б. Гольденвейзер. -М.: Сов. композ., 1969. -448 с.
14. Гофман И. Фортепианная игра. Ответы на вопросы о фортепианной игре / И. Гофман. - 2-е изд. - М.: Музыка 2000. - 224 с.
15. Калмыков А.А. Интернет-журналистика / А.А. Калмыков, Л.А. Коханова. -М.: ЮНИТИ-ДАНА, 2005. - 383 с.
16. Кимеклис Г. Ф. К вопросу о показе в фортепианной педагогике (в связи с некоторыми психологическими особенностями учащихся младшего школьного возраста) / Г.Ф. Кимеклис // Инструментальное обучение на музыкально-педагогическом факультете. -М.: Музыка, 1973. - 154 с.
17. Коган Г. Работа пианиста / Г. Коган. - М.: Музыка, 2004. - 204 с.
18. Коган Г. У врат мастерства / Г. Коган. -М.: Музыка, 2004. - 177 с.
19. Концепция развития дополнительного образования детей. Утв. распоряжением Правительства РФ от 4 сентября 2014 г. № 1726-р г. [Электронный ресурс]. URL:
http://static.govemment.nl/media/fLles/ipAlNW42XOA.pdf (дата обращения
18.03.2019)
20. Корто А. Рациональные принципы фортепианной техники / А. Корто; ред., перев. с фр. и комм. Я. Милынтейна. - М.: Музыка, 1966. - 108 с.
21. Корыхалова И. Музыкально-исполнительские термины. Возникновение, развитие значений и их оттенки, использование в разных стилях / И. Корыхалова. - СПб.: Музыка, 2000. - 194 с.
22. Кулагина И.Ю. О возможностях формирования учебной мотивации в начальной школе // Психология детей с задержкой психического развития. Хрестоматия: Учебное пособие для студентов факультетов психологии / И.Ю. Кулагина, О.В. Защиринская. - СПб.: Речь, 2013. - 402 с.
23. Либерман К. Работа над фортепианной техникой / К. Либерман. - М.: Музыка, 2004. - 148 с.
24. Лист Ф. Технические упражнения. Тетрадь 1 / Ф. Лист,- Санкт- Петербург: Лань, Планета музыки, 2019. - 60 с.
25. Любомудрова Н. Методика обучения игре на фортепиано / Н. Любомудрова. -М.: Музыка, 1982. - 180с.
26. Малинковская А. Класс основного музыкального инструмента. Искусство фортепианного интонирования / А. Малиновская. - М.: Музыка, 2005.-381 с.
27. Мальцев С. О психологии музыкальной импровизации / С. Мальцев. - М.: Музыка, 1991. - 88 с.
28. Мартинсен К. Индивидуальная фортепианная техника на основе звукотворческон волн / К. Мартинсен. -М.: Музыка, 1966. - 221 с.
29. Мартинсен К. Методика индивидуального преподавания игры на фортепиано / К. Мартинсен. - 2-е изд. - М.: Музыка, 2001. - 128 с.
30. Метнер Н. Повседневная работа пианиста и композитора / Н. Метнер. - М.: Музыка, 1979. - 73 с.
31. Милынтейн Я. Константин Николаевич Игумнов / Я. Милынтейн. - М.: Музыка, 1975. - 506 с.
32. Милынтейн Я.И. Вопросы теории и истории исполнительства: учебное пособие / Я.И. Милынтейн. - Санкт-Петербург: Лань, Планета музыки, 2019. - 264 с.
33. Муджеллини Б. Метод технических упражнений для фортепиано. Элементы теории и первые технические упражнения: учебное пособие / Б. Муджеллини - Санкт-Петербург: Лань, Планета музыки, 2019. - 48 с.
34. Нейгауз Г.Г. Об искусстве фортепианной игры. Записки педагога: учебное пособие / Г.Г. Нейгауз. - Санкт-Петербург: Лань, Планета музыки,
2017. -264 с.
35. Николаев А. Г. Очерки по истории фортепианной педагогики и теории пианизма: Учеб, пособие / А.Г. Николаев. - М.: Музыка, 2013. - 112 с.
36. Николаев А.А. Мастера советской пианистической школы. Очерки / А.А. Николаев. -М.: Музыка, 1961. -235 с.
37. Николаев В. Шопен-педагог / В. Николаев. - М.: Музыка, 1980. -
93 с.
38. Перельман Н.Е. В классе рояля. Краткие рассуждения. / Н.Е. Перельман. - 4-е изд., доп. - Л.: Музыка, 2013. - 96 с.
39. Примерная программа по учебному предмету ПО.01.УП.03. Фортепиано [Электронный ресурс] // Дополнительные предпрофессиональные общеобразовательные программы в области музыкального искусства «Струнные инструменты», «Духовые и ударные инструменты». Предметная область ПО.01. Музыкальное исполнительство. Разраб.: О.А. Дмитриева, Т.В. Казакова; Ел. ред.: Н.Е. Домогацкая. - М.,
2012. -42 с. URL: iroski.ru [дата обращения 11.03.2019)
40. Равичер Я. Василий Ильич Сафонов / Я. Равичер. - М.: Музыка, 1969.-366 с.
41. Ражников В. Три принципа новой педагогики в музыкальном обучении // Методологическая культура педагога-музыканта / В. Ражников. - М.: Академия, 2002. - С. 177-181.
42. Рахманинов С. Литературное наследие. - Т. 3 / С. Рахманинов. - М.: Музыка, 1980. - 72 с.
43. Рахманинов С. Литературное наследие. Т. 1 / С. Рахманинов. - М.: Музыка, 1978. - 62 с.
44. Савшинский С. Пианист и его работа / С. Савшинский - Л., 1961, 2- е изд. - М., 2002. - 244 с.
45. Савшинский С. Работа пианиста над музыкальным произведением / С. Савшинский - 2-е изд. - М.: Классика-ХХ1, 2004. - 55 с.
46. Савшинский С.И. Работа пианиста над техникой: учебное пособие / С.И. Савшинский. - Санкт-Петербург: Лань, Планета музыки, 2019. - 116 с.
47. Седов К.Ф. Нейропсихолингвистика: учеб, пособие / К.Ф. Седов. - М.: Лабиринт, 2007. - 224 с.
48. Сраджев В. Закономерности управления моторикой пианиста /
В. Сраджев. - М., 2004. - 216 с.
49. Теплов Б. Психология музыкальных способностей / Б. Теплов. - 4-е изд. - М.: Наука, 2003. - 355 с.
50. Тимакин Е.М. Воспитание пианиста. Методическое пособие / Е.М. Тимакин. - изд. 2-е. - М.: Советский композитор, 2015. - 144 с.
51. Фейгин М. Воспитание и совершенствование музыканта-педагога / М. Фейгин. -М.: Музыка, 1973. - 128 с.
52. Фейгин М. Индивидуальность ученика и искусство педагога / М. Фейгин. -М.: Музыка, 1975. - 112 с.
53. Фейнберг С. Мастерство пианиста / С. Фейнберг. - М.: Музыка, 1978.-208 с.
54. Фейнберг С.Е. Пианизм как искусство: учеб, пособие / С.Е. Фейнберг - Санкт-Петербург: Лань, Планета музыки, 2018. - 560 с.
55. Цагарелли Ю.А. Психология музыкально-исполнительской деятельности / Ю.А. Цдгарелли. - СПб.: Композитор, 2008. - 212 с.
56. Цыпин Е. Музыкально-исполнительское искусство: теория и практика / Е. Цыпин. - СПб.: Алетейя, 2001. - 320 с.
57. Цыпин Е. Обучение игре на фортепиано / Е. Цыпин. - М.: Просвещение, 1984. - 188 с.
58. Черни К. Письма Карла Черни об изучении игры на фортепиано: учебное пособие / К. Черни. - СПб.: Лань, Планета музыки, 2019. - 50 с.
59. Черни К. Школа беглости для фортепиано. Соч. 299 [Электронный ресурс]: учебное пособие / К. Черни. - Санкт-Петербург: Лань, Планета музыки, 2019.- 108 с.
60. Шмидт-Шкловская А. О воспитании пианистических навыков / А. Шмидт-Шкловская. - М.: Музыка, 1985. - 70 с.
61. Шульпяков О. Музыкально-исполнительская техника и художественный образ / О. Шульпяков. - Л.: Музыка, 1986. - 124 с.
62. Щапов А. Фортепианный урок в музыкальной школе и училище / А. Щапов. - 3-е изд. - М.: Классика-ХХ1, 2002. - 176 с.

Работу высылаем на протяжении 30 минут после оплаты.



Подобные работы


©2024 Cервис помощи студентам в выполнении работ