Введение 2
Глава 1. Кинофотодокументы по истории Великой отечественной войны 8
1.1. Деятельность кинодокументалистов 8
1.1.1. История кинорепортажа 8
1.1.2. Оператор в период войны 10
1.1.3. Процесс съёмок 22
1.2. Деятельность фотокорреспондентов 28
1.2.1. История фоторепортажа 29
1.2.2. Фотограф в период войны 33
Глава 2. Сражения Великой отечественной войны в освещении печатных СМИ 41
Глава 3. Деятельность военных репортеров во время Сталинградской операции 54
Заключение 66
Список использованных источников и литературы 69
Приложения
Каждому из нас знакомы старые чёрно-белые кадры военных лет. Их часто используют как вставки в новостных репортажах, посвященных событиям Великой отечественной войны, документальных и художественных фильмах. То же самое можно сказать о фотокадрах, которые мы довольно часто встречаем в учебных пособиях, исторических книгах, плакатах ко Дню Победы и даже на открытках. За столь большой промежуток времени зритель научился воспринимать это, возможно, как должное. Вряд ли кто-то из нас задумывался, кем и как проводились съемки.
Одним из майских вечеров, когда вся Россия готовиться к празднованию 9 мая, я дописывала курсовую работу про Илью Эренбурга. Так совпало, что в тот момент я, работая над изучением биографии и деятельности писателя, читала воспоминания писателя периода Великой отечественной войны. Знакомство с его воспоминаниями позволило мне получить представление о том, как работали военные журналисты. Но известно, что Илья Эренбург был знаменитым фотографом и он много писал об этой стороне своей деятельности. И тут мне в голову пришёл вопрос: «Как еще, помимо газетных очерков освещались военные действия на территории СССР? Какой вклад в сознании современников и в наше современное представление о войне внесли военные фотокорреспонтенты и документалисты?»
В наше время понятие СМИ очень широкое. Одна из трактовок гласит, что Средства массовой информации (СМИ) - массовая коммуникация как систематическое распространение информации (через печать, радио, телевидение, кино, звукозапись, видеозапись) с целью утверждения духовных ценностей данного общества и оказания идеологического, политического, экономического или организационного воздействия на оценки, мнения и поведение людей.1 Но как 70 лет назад информировались люди? Кто и как работал в этой среде? Какое влияние на современников оказывали СМИ, использующие визуальные средства?
В период Великой отечественный войны над освещением ситуации на фронте и в тылу работали представители таких специальностей, как военные журналисты, фотооператоры, кинооператоры, дикторы радиопередач и др. Названия этих профессий на слуху у каждого, так как они сохранились и до наших дней. Но мало кто знает, какова специфика этой работы в военный период; с какими трудностями им приходилось сталкиваться изо дня в день. Ведь многие из названых отраслей появились на территории СССР незадолго до начала военных действий.
Актуальность научного исследования. В настоящее время в мире очень нестабильная политическая ситуация. То там то тут возникают и стихают военные конфликты. Одним из первых, кто оказывается на месте действий, является журналист (представитель СМИ). Мы можем увидеть репортажи, документальные фильмы о военных репортерах, работающих в новейшее время с самой продвинутой аппаратурой и защитой. Конечно, мы и сейчас не знаем всех тонкостей и особенностей данного ремесла. Но не стоит забывать об истоках этой профессии. Ведь именно в период Великой отечественной войны происходит подлинное становление военного журналиста, который ведет войну как на фронте, так и на страницах газет, в фото и видео.
Важным является сохранение правдивости истории о Великой отечественной войне. В наше время многие страны и политические группировки пытаются интерпретировать исторические события в своих целях. Одна из излюбленных тем - это течение и итоги не только Великой отечественной войны, но и Второй мировой войны в целом. Поэтому одним из неопровержимых и нерушимых доказательств событий 1941-1945 гг. являются заметки и кадры с мест боевых действий. В них наглядно показаны все ужасы войны: смерть солдат, оккупация, голод и многое другое, что невозможно подделать или просто удалить из истории.
Объектом исследования является освещение событий Великой отечественной войны военными корреспондентами.
Предметом исследования является специфика работы и плоды деятельности военных фото-видео корреспондентов и военных журналистов в период Великой отечественной войны.
Цель выпускной квалификационной работы - на основе анализа деятельности военных корреспондентов на полях Сталинградской битвы попытаться дать целостную картину вклада советских фотожурналистов и военных корреспондентов в освещении событий Великой отечественной войны на фронте и в тылу в 1941 — 1945 гг.
Для достижения поставленной цели необходимо выполнение следующих задач:
1. Выявить, просмотреть и проанализировать документальную съемку, хроникальные фильмы и киножурналы, созданные в 1941 - 1945 гг.;
2. Изучить мемуары военных корреспондентов;
3. Ознакомиться с фотодокументами и газетными выпусками периода Сталинградской битвы;
4. Сравнить и проанализировать особенности работы военного корреспондента в тылу и на фронте;
5. Выявить, как Великая отечественная война изменила характер работы военного корреспондента.
В выпускной квалификационной работе были использованы такие методы исторического исследования как: общенаучные методы, нарративный метод, исторический, структурный, системный метод.
Во время написания выпускной квалификационной работы был изучен комплекс источников и литературы. Для раскрытия темы было просмотрено множество документальных фильмов, киножурналов и хроник. Все просмотренные видеоматериалы, датируемые 1941 - 1945 гг., собраны и представлены на сайте интернет виртуального музея Центральной студии документальных фильмов. Стоит отметить, что данный проект публикует фильмы из фондов Российского государственного архива кинофотодокументов (РГАКФД).
По тематике выпускной квалификационной работы было также выявлено и изучено большое количество источников, которые могут быть поделены на следующие группы: визуальные документы (фотографии, видеохроника, документальные кадры), воспоминания и свидетельства очевидцев (мемуары, лекции, интервью), периодическая печать, советские партийные и правительственные документы.
Среди видеоматериалов особое место занимают такие фильмы как: Разгром немецких войск под Москвой, Сталинград, Фронтовой кинооператор. Можно также выделить киножурналы, которые сыграли большую роль в исследовании: Созкиножурнал № 73 , Союзкиножурнал №68 , На защиту родной Москвы.
Из печатного блока источников наиболее обширную информацию можно получить из воспоминаний В. Микоши, воспоминаний В. Ковальчука, лекции И.Копалина во ВГИКе.
Литературу можно разделить на советскую и постсоветскую. Также в комплексе можно выделить литературу по специфике изучаемого материала. Стоит отметить, что некоторый материал взят из статей, докладов фондов и институтов. К ним относятся данные, опубликованные на сайте ВГИКа и архива РГАКФД. В данной работе используются данные полученные из доклада РГ АКФД по гражданской войне в Испании и деятельности советских операторов. Также на сайте архива были найдены материалы по Сталинградской битве. Официальный сайт ВГИКа дал достоверную информацию об истории института и помог установить точное количество кинооператоров, работавших в Великую отечественную войну.
Структура работы определяется целью и задачами исследования и состоит из введения, трёх глав, логическим образом разбитых на параграфы, заключение и списка использованных источников и литературы, а также приложением.
Люди по всей стране оказались не готовы к Великой отечественной войне, корреспонденты не были исключением. Операторы шли на фронт и там учились искусству военного репортажа. Конечно, приходилось быстро подстраиваться под условия войны.
В хронике можно чётко проследить изменения в работе. Это своеобразная парабола. Хроникеры, успешно работавшие в мирной обстановке, шли на войну, не представляя ее. На этом этапе происходит своеобразный спад в работе, когда преобладают общие кадры, нередко постановочные, когда нельзя снимать отступление Советской Арии. Всё это продолжалось до 1942 года, закалившись в боях, поняв, что нужно зрителю, работа оператора становиться совершенно другой. Она пошла на подъём. За точку отсчёта берется битва за Москву. Именно тогда выходит первый полнометражный документальный фильм «Разгром немецких войск под Москвой». В нем падает ниша цензуры свойственная военному времени. Зритель наконец-то увидел всю правду войны. Кровопролитные бои, жестокость фашистов, столицу, готовившуюся к обороне. Именно этот фильм был в прокате по всему миру. Есть предположения, что поле него международные отношения с Советским Союзом стали более успешными.
Свое настоящее мастерство операторы показали в репортажах, снятых в Сталинградской битве. Позже многие эти кадры вошли в документальный фильм «Сталинград». Здесь операторы отточили мастерство кинохроники, также ввели в обиход съемку репортажа через конкретную личность.
Война - двигатель прогресса. Именно за период войны качественно изменился кинематограф, придуманы новые техники и новая аппаратура, для киносъёмок.
Что касается фотокорреспондентов, им тоже пришлось быстро осваивать новые условия работы. Они, к счастью, встретили войну с технической точки зрения более подготовлено. В их работе постановочный кадр сменился репортерским. Но к большому сожалению, в отличие от хроникеров, цензура на фотографов влияла жестче. Это обосновывается тем, что все фотокорреспонденты работали в газетах. И их кадры производили большое впечатление на читателя, но выбирались кадры исходя из идеологических соображений. Многие шокирующие кадры, которые нам известны, действительно были сняты в войну, но были показаны общественности немного позднее, когда цензура стала мягче.
Фотокарточки, сделанные в Сталинграде, выступают доказательством тех кровопролитных сражений. Они запечатлели всё: разрушенные до основания дома, гибель советских солдат, будни рабочих, горе жителей, наступление Советской армии и сдачу в плен фашистов. В каждой фотографии присутствуют неподдельные эмоции, на лицах запечатленных людей.
Последняя и немаловажная сторона в освещении Великой отечественной войны - деятельность периодических изданий. Перед началом войны количество газет сократилось, а из положения, утвержденного Управлением пропаганды и агитации ЦК ВКП(б) и Главным политическим управлением Красной Армии они все подчинялись Совинформбюро и жесткой цензуре. Но это не мешало журналистам писать статьи, которые не только рассказывали о положении дел на фронте, но и давали надежду людям о победе в войне.
В ходе Сталинградской операции статьи журналистов были достаточно разнообразны, можно даже сказать многосторонни. С каждым выпуском газеты «Правда» или «Красная звезда» читатель узнает не только сводку по Сталинградскому фронту. Некоторые статьи были направлены на поддержания боевого духа защитников города. Были статьи, которые дополняли кинохроники, делая репортажи более полными.
Для того, чтобы полностью знать ход происходивших в Сталинграде сражений, понимать настроение бойцов, представлять условия, при которых это всё происходило. Нужно знать не только поверхностную историю сражений, а понимать что война представляла собой на самом деле. Каждое направление военной корреспонденции предоставляет нам часть того, что происходило тогда в Сталинграде. Но именно рассмотрение всех аспектов дает нам полную картину тех дней.
Написано много трудов о деятельности операторов, фотографов и журналистов периода Великой отечественной войны. Но среди них нет ни одного, который бы объединил их воедино и рассматривал, как объективное дополнение к существующим историческим трудам. Возможно именно эта работа станет фундаментом, для более подробного изучения деятельности военных корреспондентов.
1. Разгром немецких войск под Москвой ("Moscow Strikes Back") (1942).
Режиссёр: Л. Варламов, И. Копалин. Производство: Центральная студия кинохроники [электронный ресурс] / URL:
https://www.voutube.com/watch7vUmwG WaqaFc (дата обращения 1.
03.18) .
2. День войны (1942). Режиссер: М. Слуцкий. Производство: Центральная
студия кинохроники. [электронный ресурс] / URL:
https: //www.kinopoisk.ru/film/den-vovnv-1942-44142/ (дата обращения 15.03.18) .
3. 69 параллель (1942). Режиссер: В. Беляев, М. Ошурков. Производство: Центральная студия кинохроники. [электронный ресурс] / URL: https://www.voutube.com/watch?v=cnLh62e32M8 (дата обращения
20.02.18) .
4. Сталинград (1943). Режисёр: Л. Варламов. Производство: Центральная
студия кинохроники. [электронный ресурс] / URL:
https: //www.voutube. com/watch?v=-F JT1 vVV g4o (дата обращения 15.03.18) .
5. Фронтовой кинооператор (1946). Режиссёр: М. Е. Славинская.
Производство: Центральной ордена красного знамени студии
документальных фильмов. [электронный ресурс] / URL:
http://old.rgakfd.ru/catalog/films/ (дата обращения 7.03.18).
6. Возрождение Сталинграда (1944). Режиссеры: И. Посельский, Б.
Агапов. Производство: Центральной ордена красного знамени студии документальных фильмов. [электронный ресурс] / URL:
https://www.voutube.com/watch?v=u9bAFxt9X31 (дата обращения 22.02.18) .
7. Союзкиножурнал № 73 (1942). Режиссёр: М. Фиделева. Производство:
Центральная студия кинохроники. [электронный ресурс] / URL:
https: //www.youtube. com/watch?v=b8ri47 g 1 fw8 (дата обращения 20.02.18) .
8. Союзкиножурнал №т63т(1941). Режиссёр: И. Посельский.
Производство: Центральная студия кинохроники. [электронный
ресурс] / URL: https://www.youtube.com/watch?v=VVsYfTzjR1A (дата обращения 15.04.18).
9. Союзкиножурнал № 68 (1941). Режиссёр: И. Сеткина. Производство:
Центральная студия кинохроники. [электронный ресурс] / URL:
https://www.youtube.com/watch?v=OeTWkPX61o0 (дата обращеният15.04.18) .
10. На защиту родной Москвы (1941-1942). Режиссёр: Л. Варламов, Б.
Небылицкий, Р. Гиков, И. Копалин, С. Гуров. Производство: Центральная студия кинохроники. [электронныйтресурс] /тURL:
https://www.net-film.ru/film-31628/ (дата обращения 20.02.18).
11. Цена кадра: каждый второй ранен, каждый четвёртый убит (2008). Режиссёры: И. Кукин, Д. Тилепбергенова. Производство: федеральное агентство культуры и кинематографии. [электронный ресурс] / URL: https://www.youtube.com/watch?v= 3rc3P IqdI (дата обращения
20.03.18) .
12. Правда, 1941 - 1943 гг.
13. Красная звезда, 1941 - 1943 гг.
Партийные и советские документы:
1. О партийной и советской печати, радиовещании и телевидении: сборник документов и материалов. ЦК КПСС. Высшая партийная школа. -М.: Мысль, 1972. - 634 с.
Мемуары, воспоминания современников:
1. Еременко А.И. Сталинград. - М.: Воениздат. 1961. - 260 с.
2. Кармен Р. Рядом с солдатом. Журнал Искусство кино, 1971, №3 [электронный ресурс] / архив журнала Искусство кино, URL: https://www.kinoart.ru/archive (дата обращения 16.03.18).
3. Ковальчук В. Двадцать пять дней в немецком тылу. - Ленинград: Лениздат, 1979. — 302 с.
4. Ковальчук В. В тылу врага. - Ленинград: Лениздат. 1979. - 302 с.
5. Копалин И. Операторский фронт. Лекция во ВГИКе. Киноведческие
записки №72, 2005. [электронный ресурс] // архив журнала
Киноведческие записки, URL:
http://www.kinozapiski.ru/ru/no/sendvalues/21 / (дата обращения:15.02.2018) .
6. Лебедев А.А. Их оружие - кинокамера. - М.: Искусство. 1984. - 280 с.
7. Микоша В. В. Годы и страны. Записки кинооператора. - М.: Искусство, 1967. - 568 с.
8. Микоша В. В. Рядом с солдатом. - М.: Воениздат, 1983. - 224 с.
9. Микоша В.В. С киноаппаратом в бою. - М.: Молодая гвардия. 1964. - 144 с.
10. Посельский М. Я. Свидетельство очевидца. Воспоминания фронтового оператора. Киноведческие записки №72, 2005. [электронный ресурс] // архив журнала «Киноведческие записки», URL: http://www.kinozapiski.ru/ru/no/sendvalues/21 / (дата обращения:15.02.2018) .
11. Симонов К.М. Разные дни войны. Дневник писателя. — М.: Художественная литература, 1982. Т. I — 479 с.; Т. II — 688 с.
Литература:
1. Альперт А. Антология советской фотографии. 1941-1945. - М.: Планета. 1987. - 430 с.
2. Власов М.П. К истории ВГИКА / Под ред. М. П. Власова. - М.: ВГИК,2004. - 373 с.
3. Долынин Б.П., Кононенко Д.И. Фронтовой кинорепортаж. Научноисследовательский институт теории и истории кино Г оскино СССР. - М.: Планета, 1977. - 350 с.
4. Кармен Р. Макс Альберт. - М.: Планета. 1974. - 230 с.
5. Кузнецов И.В. История отечественной журналистики (1917-2000). Учебный комплект (Учебное пособие; Хрестоматия) / И. В. Кузнецов. - 2-е изд. - М.: Флинта: Наука, 2003. - 640 с.
6. Лисакович В.П. Мастерская И. П. Копалина. Страницы истории ВГИКа.: учеб. пособие / В.П. Лисакович . - М. :ВГИК, 2014. - 283 с.
7. Межеричер Л. П. Фотография в прессе, науке, технике и хозяйстве / Л. П. Межеричер, В. А. Яштолд-Говорко; отв. ред. Г. М. Болтянский и М. М. Доморадский. - М.: Теакинопечать, 1930. - 52 с.
8. Михайлов В. Фронтовой кинорепортаж. - М.: Научноисследовательский институт теории и истории кино Госкино СССР. 1977. - 166с.
9. Михайлов В. П., Фомин В. И. Цена кадра. Советская фронтовая кинохроника 1941—1945 гг. - М.: Канон+; РООИ «Реабилитация»,2010.- 1048 с.
10. Небылицкий Б. Репортаж о кинорепортаже. - М.: Искусство, 1962. - 201 с.
11.Овсепян Р.П. История новейшей отечественной журналистики
(учебное пособие) Под редакцией Я.Н. Засурского. - М.: Изд-во МГУ,1999. - 304 с.
12. Стигнеев В. Т. Век фотографии. 1894 - 1994: Очерки истории отечественной фотографии. - М.: Либком, 2012. - 392 с.
13. Хелльбек Й. Сталинградская битва: свидетельства участников и очевидцев. - М.: Новое литературное обозрение. 2018. - 672 с.
14. Гражданская война в Испании в кино- и фотодокументах РГАКФД. [электронный ресурс] / URL: http://rgakfd.ru/dokladv-soobshheniia/2016- koloskova-grazhdanskaya-voyna-v-ispanii-v-kino-i-fotodokumentah-rgakfd
15. Сталинградская битва в документах РГАКФД. [электронный ресурс] / URL: http://rgakfd.ru/dokladv-soobshhenii a/2017-koroleva- stalingradskava-bitva-v-dokumentah-rgakfd
16. Этапы истории. ВГИК. [электронный ресурс] / URL: http://www.vgik.info/historv/stage/ (дата обращения 10.03.18).