Введение 3
ГЛАВА 1. Политика государства и партии по «женскому вопросу»,
формирование ими образа «новой женщины» 21
1.1. Представления о месте женщины в «новом» обществе 23
1.2. Роль политических идеологов и партии в создании образа «новой
советской женщины» 37
1.3. Влияние советского семейного законодательства на формирование
образа «новой женщины» 57
ГЛАВА 2. Способы трансляции образа «новой женщины» в журнале
«Азат хатын» в 1926-1941 гг 70
2.1. Использование визуальных средств для создания образа «новой
женщины» 71
2.2. Образ «новой женщины» в художественных текстах журнала «Азат хатын» 81
Заключение 88
Список использованных источников и литературы
Татарская женщина не имела возможности быть вовлеченной в культурную, политическую сферу. Ее жизнь полностью определялось сводом мусульманских правил - шариатом, положение в обществе зависело от положения мужа. Во всех случаях татарская женщина нуждалась в мужчине (отце, брате, муже): она не могла выйти из дома без его сопровождения, не могла самостоятельно решать вопросы, касающиеся не только хозяйства, но и предопределения собственной судьбы, проще говоря, женщина-мусульманка смотрела на мир глазами мужчины.
Если на Западе женщины начинают борьбу за равные избирательные права, то мусульманки пытались получить образование, старались сохранить моногамные семейные отношения.
Уже в начале ХХ века происходят изменения в культурной сфере татарского народа. Связано это с первой буржуазно-демократической революцией 1905-1907г. Манифест от 17 октября дает некие демократические свободы, так же является толчком для культурных изменений нерусских народов. Среди татар активной просветительской деятельностью начинают заниматься джадиды.
В 1910 году историк-педагог Г.Ахмаров выступает с докладом об создании театральной труппы внутри Восточного клуба, однако делает замечание, что с посещением женщинами спектакля придется повременить, для того , чтобы завоевать любовь среди татар.1 Против этого выступают многие члены клуба. Из этого можно увидеть, что несмотря на прогрессивно настроенные настроения, существовала боязнь принятия татарским обществом новых веяний, разрушением старых устоев. Однако, следует отметить, что Восточный клуб посещали многие женщины и принимали активное участие разного рода мероприятиях: бал-маскарады, танцы, концерты. Певицами были: Ф.Гомарова, М.Искандерова. Публичное выступление говорит о том, что татарская женщина получила пока еще не полную, но относительную свободу, она могла начать заниматься тем, чем сама хочет, но следует иметь ввиду, таких женщин было мало, и они получали негативные оценки со стороны консервативно настроенных членов татарского общества.
Коренные изменения во всех сферах общества произошли после Октябрьской революции и установлением Советской власти. В первые же годы власти Советов начинают изменять представления у населения о семье, о положении женщины. Начинается сексуальная революция, отношения между мужчиной и женщиной характеризуются полной свободой.
В качестве идеала декларировался свободный союз любящих людей. Союз, не обремененный никакими классовыми предрассудками или имущественными тяжбами.
Женщина становится защищенной законодательством, она уравнивается в правах с мужчинами. Отдельно следует отметить охрану здоровья женщины Наркомздравом и Наркомюстом. 18 ноября 1920 г. увидел свет декрет о разрешении медицинских абортов по желанию женщины. Данный декрет запрещал данную операцию кому бы то ни было, кроме врача.
Втянуть в политику массы нельзя без того, чтобы не втянуть в политику женщин. Ибо женская половина рода человеческого при капитализме угнетена вдвойне. Работницы и крестьянки угнетены капиталом, и сверх того, они даже в самых демократических из буржуазных республик остаются, во-первых, неполноправными, ибо равенства с мужчиной закон им не дает; во-вторых, — и это главное — они остаются в «домашнем рабстве», «домашними рабынями», будучи задавлены самой мелкой, самой черной, самой тяжелой, самой отупляющей человека работой кухни и вообще одиночного домашне-семейного хозяйства. От неравенства женщины с мужчиной по закону у нас, в Советской России, не осталось и следа. Особенно гнусное, подлое, лицемерное неравенство в брачном и семейном праве, неравенство в отношении к ребенку уничтожено Советской властью полностью.
Проблемой данного исследования является образ татарской женщины на страницах периодической печати. Отличается ли он от сложившихся в общественном представлении образа.
Для проведения контент-анализа был выбран периодическое печатное издание - журнал «Азат хатын».
В журнале дается перевод названия «Азат хатын» - «Раскрепощенная женщина». Перевод слова «азат» - «свободный, вольный, независимый» . В данном контексте авторы рассматривали, что свободная женщина - эта та женщина, которая свободна от любых предрассудков, религиозных, национальных правил. Она равный мужчине член общества, она освобождена от какой-либо зависимости, притеснений, гнета.
Главной задачей Коммунистического общества было формирование «нового человека». Прежде всего, данная политика коснулась женщин - она перестала быть ею, теперь перед обществом появилась новая фигура - товарищ. А у товарища пол отсутствовал. Естественно нужен был инструмент для пропаганды данных идей. Старые журналы, которые выпускались до Революции и были направлены на развлечение, на «женскую» тематику, не соответствовали новым требованиям. Советский журнал - это не развлекательное чтиво, это символ, политический стяг, арена и трибуна. В качестве трибуны для татарок и выступил бывший журнал «Сююмбике». Никакой моды, советов по уходу за собой. К станку, женщина, к любимому трактору
Цель журнала: помочь бедным женщинам национальных меньшинств во вступлении в партию, кооперативы, очистить советское общество от кулаков и нежелательных элементов. Помочь угнетенным татарским женщинам войти в социалистическую жизнь, позаботится об их образовании, просвещении. На его страницах часто можно увидеть советы по выращиванию, схему посадки культурных растений, овощей.
Актуальность темы исследования определяется возросшей активностью женщин во всех сферах жизни, так же переходом на новый этап феминистского движения, особой значимостью исследуемого периода в истории России. Чтобы понять истоки современного положения женщины в обществе, нужно повернуть взгляд к прошлому. Для правильного восприятия российской властью активизации женского движения в стране в настоящее время, нужно рассмотреть политику советской власти по отношению к женскому вопросу, определить ступени эволюции по решению данного вопроса для дальнейшего развития.
Решение женского вопроса Советское государство начало в тяжелый и запутанный период (1920-е гг.), эти года проходили в обстановке классовой борьбы, и преодоления последствий Гражданской войны. Учитывая опыт советской власти, нужно и в наши дни, путем научного анализа и современных требований, решить женский вопрос.
Появление образа «новой женщины» в советской культуре было частью общего проекта по созданию «нового советского человека». «Идеология нововведений», по выражению Ш. Млаггенборга, стала доминировать: «семиотическая революция изменила облик страны, существенно повлияв на естественные языки, письменность, систему летосчисления, образный строй искусства, топонимику и т.п.» . Для того чтобы воспринять «новую идеологию», власть и изменения должны были затронуть главным образом общественное сознание. Для этого изменения должны были коснуться самых главных его сторон - области семейной и частной жизни, поло-ролевого разделения общества, повлияв на структуру гендерных ролей. Любая
социальная роль предполагает определенную позицию, которую человек занимает в системе общественных отношений, вследствие чего анализ «мужской» или «женской» роли должен проводиться в определенном социальном контексте, в рамках конкретного общества.
Создавая «новую женщину», государство не могло опираться только на нормативные акты и законотворчество. Главным источником трансляции и голосом идеологии было средство массовой информации. С помощью данных средств легко донести до социума образы нового человека. Механизмы СМИ прекрасно действуют и до сих пор, поэтому они имеют научную и практическую значимость при изучении их роли в повседневной жизни.
Объект исследования: образ «новой татарской женщины» в советской культуре в 1926-1941 гг. «Новая женщина» здесь рассматривается не как персонаж, а совокупность моделей поведения советской женщины, некий идеологический ориентир для реальных женщин. Она через массовые источники «учила» жить по новому, определяла одобряемое обществом поведение, новый тип мышления, формировала внешние образы для подражания.
Предметом исследования является этапы конструирования образа «новой женщины» советской властью и партией ВКП(б) с помощью средств массовой культуры (периодическая печать).
Цель исследования: раскрыть образ «новой татарской женщины» в журнале «Азат хатын» 1926-1941 гг.
Исходя цели работы, вытекают следующие задачи:
1. Раскрыть представления о месте женщины в «новом» обществе.
2. Рассмотреть политические установки государственных идеологов для создания «новой советской женщины».
3. Выделить влияние советского семейного законодательства на формирование образа «новой женщины».
4. Установить способы трансляции образа «новой женщины» в журнале «Азат хатын».
5. Дать характеристику визуальным средствам для создания образа «новой женщины».
6. Изучить образ «новой женщины» в художественных текстах журнала «Азат хатын».
Хронологические рамки исследования определяют в качестве нижней границы 1926 год. Сразу после революции, журнал «Сююмбике», который выпускался с 1913 года, был запрещен. В 1918 году главного редактора заклеймили как носителя буржуазной идеологии, а журнал закрыли. В 1926 году по решению ВКП (б) он вновь вышел в свет, уже под названием «Азат хатын»: возникла необходимость воспитания «новой советской женщины».
Верхняя хронологическая граница определяется 1941 годом, началом Великой Отечественной Войны. В период войны многие татарские журналы закрылись , в том числе и женский журнал «Азат хатын». Большинство журналистов были призваны на военную службу.
Методологическая основа. В данной работе рассматривается понятие «образа в культуре». Сама проблема исследуется в единстве идеальных, нормативных, типологических смыслов и реально-эмпирического содержания. Необходимо установление природы «образа» как сложного идеологического конструкта, понимания его морфологии; что, в свою очередь, требует представления о рецепции образа в массовом обыденном сознании. «Образ» - результат и идеальная форма отражения объекта в сознании человека, возникающая в условиях общественно-исторической практики на основе и в форме знаковых систем. В данном исследовании образ «новой женщины» рассматривается, согласно определению исследовательницы идеологического конструкта «образ Сибири» Н. Родигиной, «как продукт коллективного воображения, который сознательно или самопроизвольно конструируется заинтересованными интеллектуальными или политическими элитами».
В данной работе женщины рассматриваются как особая социальная группа со своими интересами, проблемами, правилами. Основным методом в социальной истории является гендерный подход, предполагающий объяснение социально-исторических явлений с учетом пола. Система гендерных отношений складывается из «представлений о том, что такое мужчина и женщина, какое поведение приличествует каждому из них, каковы должны быть отношения между ними» . Описанные отношения являются не только отражением биологических свойств, но и представляют собой отражение исторического развития общества. Исследуемый период характеризуется принципиально новыми процессами в гендерных отношениях. В данный период происходит не постепенная перестройка сознания общества, а мгновенная ломка старых устоев. «...В большинстве обществ существует нечто вроде консенсуса по поводу идеалов - предписывающих или предостерегающих образов конвенциональной маскулинности и феминности, посредством которых члены общества квалифицируются как принадлежащие к тому или иному полу и зачастую оцениваются как субъекты морали. Такие идеальные статусы, а также сопровождающие их имиджи или модели, зачастую становятся психическими якорями или психологическими идентичностями для большинства индивидуумов, функционируя при этом в качестве базиса восприятия себя, в качестве основы для самооценки» . Основой для «идеологически правильной» идентификации женщины в эпоху Советского Союза для исследователей становится образ «новой женщины» в советской культуре в 1926-1941 гг. Следует отметить, статус «идеальная советская женщина» определялся в данные периоды не общественным мнением, культурными устоями, экономическими факторами, религией, а насильственным государственным воздействием.
Рассмотрим понятия «советская женщина» и «новая женщина». В первом случае исследователь имеет ввиду реальный существовавший исторический персонаж, не персонифицированный, включивший в себя всех женщин, которые проживали на территории Советской России со своими социальными статусами, культурным уровнем, образованием. Под понятием «новая женщина» подразумеваем идеологическую конструкцию, некий образ для всех советских женщин.
Если посмотреть журнал с культурной точки зрения, то стоит учитывать факт, что культура была тесно взаимосвязана с политикой, экономикой, идеологией, практически находилась в зависимом состоянии. Из этого следует - формирование образа «новой женщины» не определялось взглядами художников, а идеологией. Культура стала важным инструментом для распространения идеологии, главной сферой стала массовая культура. Под «советской культурой» понимается политизированная культура, ориентированная на классовый интерес и на преобразование общественной жизни не эволюционно, а посредством революционного скачка. По «советской массовой культурой» мы, вслед за В.Л. Соскиным, понимаем ту культуру, «которая в разнообразных формах функционировал в массовой среде, в том числе и в первую очередь культура, инициируемая советским государством».
Визуальные методы исследования использовались при характеристике образа «новой женщины». Фотографии иллюстрировали идеал женщины в «новом обществе», быт и работу.
Методы анализа художественных текстов в журнале «Азат хатын» позволило исследователю полно описать образ «новой женщины». Художественные тексты целостно отражали предметы, ситуации и событии. Восприятие связано со вниманием, мышлением, памятью. В процессе понимания текста личность создает в мыслях модели поведения. Таким
образом, художественные тексты помогали идеологии создавать не только «новое общество», но и указывать как правильно себя вести в нем.
Так же в числе общенаучных методов с исследования, применялись анализ и синтез материала, хронологический метод, историко-сравнительный и историко-генетический методы, с помощью которых исследователь не просто описывал и констатировал факты, но и давал объяснение, раскрывал причинно-следственные связи.
Источниковой базой дипломной работы является несколько групп источников. Стоит отметить на то, что в одной группе источников находятся источники, которые отличаются по своей форме — текстовая и визуальная. Это относится больше к периодической печати. В данном случае визуальная и текстовая информация не рассматриваются отдельно, наоборот, они дополняют друг друга.
Первая группа источников — нормативно-правовая документация: документальные материалы центральных органов власти, партии, декреты и постановления.
В данных документах полностью отражены изменения во всех сферах жизни женщины. На государственном уровне регламентировалась личная жизнь женщины: вопросы, связанные с бытом и введении домашнего хозяйства, советы по воспитанию детей, забота о здоровье, гигиене, просвещение, ликвидация безграмотности, активное привлечение работниц и крестьянок в общественную работу, представление женщин в советских учреждениях.
Конституция СССР 1918 полностью закрепила основной закон - «женщина получала равные права в обществе наравне с мужчиной». Что касается рабочего вопроса, то же были изданы декреты и постановления:
постановления СНК 1917 г. «О восьмичасовом рабочем дне», «Об отпусках», «О введении равной оплаты труда мужчин и женщин». Декреты ВЦИК и СНК «О тарифах» (1917), «О заработной плате рабочих и служащих в советских учреждениях», «О страховании на случаи болезни» (1918 г.); постановлении Наркомтруда, ВЦСП и ВСН о введении квот на увольнение женщин при сокращении штатов; постановление СНК 1921 г. «О порядке привлечении работниц и крестьянок к работе в советских учреждениях». В области регулировании брачно-семейных отношений ключевым являлись: Декрет ВЦИК и СНК «О расторжении брака» и «О гражданском браке, о детях и о ведении книг актов состояния» (декабрь 1917), «Кодекс законов об актах гражданского состояния, брачном, семейном и опекунском праве» (1918 г.), «Кодекс законов о браке, семье и опеке РСФСР» (1926 г.).
Вторая группа источников. Здесь будут представлены работы идеологов и политических лидеров, чьи работы освещали вопросы создания «нового быта», «нового человека», «новой семьи». Самыми главными являются работы классиков марксизма: К. Маркса, Ф. Энгельса, А. Бебеля, В. Ленина .
Особо стоит отметить статьи А. Коллантай. Современники называли ее «женщиной десятилетия, олицетворяющую эпоху 1920-х гг.» . А. Коллантай стала главой женотделов партии, печатала свои статьи посвященные женскому вопросу до революции и после.
Ценными источниками являются работы организаторов деятельности среди женщин — И. Арманд, А.В. Артюхиной, Н.К. Крупской, В.П. Голубевой,С.Н, Смидович, К.И. Николаевой, Л.Сталь и др.
Третья группа источников. Сюда отнесли периодические издания — женский журнал «Азат хатын».
В данной группе источников ценность представляется в том, что они наиболее ярко транслировали образ «новой женщины». Человеку для изменения и самоидентификации нужен пример для подражания, «готовый образ». Журналы прекрасно справлялись с данной задачей. На страницах читатель мог увидеть не только статьи, декреты партии, важные новости, но и читал отрывки из художественной литературы, стихи, написанные читателями, советы по ведению хозяйства, видел фотографии реальных женщин, которые трудились в колхозах и на производстве на благо страны.
Целевой аудиторией журнала «Азат хатын» в основном являлись татарские женщины крестьянки и работницы фабрик и заводов. Данный журнал характеризуется большим количеством визуального материала, что было связано с невысокой грамотностью читательниц. Журнал имел функцию не только источника политической информации, но и прекрасной «инструкцией» для жизни. Здесь присутствовали советы по уходу за кожей, по хозяйству, рубрики, посвященные вопросам по воспитанию детей, выкройки для одежды. Так же в журнале печатались распоряжения партий, статьи политических деятелей, истории угнетенных женщин из других стран, про их положение в обществе, биографии героев революции и некрологи.
Следует отметить соотношения тем, которых печатались в журнале. Литературно-художественный материал занимал около 40% площади журнала, состояли они из рассказов, стихотворений. Темы в каждом номере не отличались особой разнообразностью — писали о тяжелых буднях женщин в царское время, про свободную и равноправную жизнь советской женщины, о том, что коммунистка влюблена только в свое дело (часто объектом любви молодой девушки выступал не юноша, а новенький трактор). В журнале начались печататься песни. Наложены новые тексты на старо-татарские мотивы. Например, татарской колыбельной песенки «Аллюки».
Остальная часть журнала была посвящена агитационной работе, общественно-политическим темам для того, чтобы ликвидировать политическую безграмотность женщин. В статьях печатали новые права женщин, которые были предоставлены Советской властью. Все заголовки имели крупный шрифт и яркую краску. Во-первых, акцентировали внимание на наиболее важную информацию, во-вторых, их было удобнее читать малограмотным женщинам.
Периодическая печать 1926-1941 гг. уделяла большое внимание «женскому вопросу». В журнале «Азат хатын» были специальные странички, где печатались реальные истории женщин крестьянок и работниц, слова благодарности Советскому государству за новые возможности в жизни и в работе, агитационные тексты молодых девушек для привлечения в комсомол.
Данный источник представляет для исследователя полную информацию: образ «новой женщины» как он транслировался для читателя, как воспринимали женщины новую идеологию — путем писем в редакцию.
В четвертую группу источников входят визуальные источники. В исследовании были использованы плакаты, фотографии и иллюстрации из периодики. Эти источники были направлены на зрителей, то есть на широкую аудиторию, с помощью них можем проследить эволюцию исторического конструкта «новой женщины».
Одним из главных рекламных материалов в Советской России составляла политическая реклама и пропаганда. Транслировались в общество они с помощью плакатов. Плакаты были доступны и удобны в понимании главного смысла. Они были броские (яркие цвета, объемные фигуры), лаконичность, краткость и четкость текста, концентрация внимания на главной фигуре, мало деталей. Достоинствами плаката можно назвать: дешевизна материалов, доступность информации для зрителя. У советского человека не оставалось вопросов, ответы на все давали плакаты. Какие преимущества дала революция женщине? Освобождение от мужского гнета,кухонного рабства, независимость, ликвидация безграмотности.
Существуют издание, которое полностью исследовала образ женщины в советском плакате. «Женщины в русском плакате» - первый тематический альбом из серии книг, посвященный русскому и советскому плакату, подготовленный издательством «Контакт-Культура» совместно с Российской государственной библиотекой. Так же собрания советских плакатов можно найти в просторах Интернета. Наиболее информативными являются такие, как: «Давно.ру», «История русского и советского плаката», «Плакат России» . На данных сайтах плакаты расположены в хронологическом порядке, разделены по тематике с указанием авторства. В настоящее время растет интерес к советской культуре и методам ее трансляции, в частности, к символам и к знакам, которые имели мощный идеологический подтекст.
Иллюстрации в периодике, плакаты, живописные полотна — доступные визуальные источники, они наиболее полно информируют исследователя о новых идеалах и образах советской культуры. А. Дейнека очень точно сформулировал характеристику советского изобразительного искусства в первые десятилетия советской власти: «Невозможно сфотографировать то, чего нет, что только хотелось бы, чтоб было, но можно нарисовать и таким образом воплотить идею в жизнь». Именно нарисованные образы, доступные для общества, выступали в качестве примера для подражания.
Изучение данных источников дает нам возможность увидеть «советскую» женщину в том виде, в каком ее понимали партийные идеологи и государственные деятели, понять изменения в самосознании женщины, функции и роль в советском социуме.
Историография проблемы. Одна из первых специалистов женского движения была А.М.Коллантай. В ее трудах «Новая мораль и рабочий класс», «Работница и крестьянка в Советской России», «Работница-мать» и других . В ее работах идеи о том, что «новая женщина» свободна от старой морали, главное ее дело — служение обществу.
Вопросами воспитания молодого поколения, методами работы партии среди женщин занималась Н.К.Крупская.
Исследование проблем женского труда рассматривается в трудах С. Каплун «Современные проблемы женского труда» , А. Рязановой «Женский труд».
Следующий этап: 1930-1950-е гг. характеризуется этап упадком Женского движения как самостоятельной формы общественной активности, причиной было становление культа личности, опасно было предлагать новые идеи. Главными чертами являются использование сравнения, например соотношение положения женщин в Советском союзе и капиталистических государствах. Основным источником являются речи и тексты партийных деятелей.
Второй период 50-80-е гг. В научной литературе освещается проблема раскрепощения женщины в первые годы Советской власти. Работы основывались на фактических материалах, приводили данные о росте культурного, трудового уровня женщины . Однако, в данных работах отсутствует критический анализа проблемы. Характерно закрепление образа большевички как легендарного образца для подражания. Появляются крупные монографии, которые посвящались изучению положения женщин в Советском государстве. Одним из ярких стал коллективный труд «Опыт КПСС в решении женского вопроса» по редакцией профессора Н.И. Кондаковой, методы партийных органов по решению «женского вопроса» здесь исследованы по документальным данным с 1917 по 1980-е года.
Тема «о роли и деятельности женотделов» глубоко изучена в трудах П.М. Чиркова . В его монографиях детально изучен политический образ «новой женщины» и ее освобождению.
Не остаются в стороне так же и социологи . Они начинают исследования в области семейных отношений, чтобы выявить истоки современных демографических процессов, изменений социальных ролей.
К исследованию рабочего быта относится монография историка В.И.Исаева . На материалах законодательных актов, которые были направлены на создание «нового быта» и освобождения женщины, историк изучает воплощения их в жизнь сибирских рабочих. Дается анализ цифр, которые свидетельствовали о привлечении женщин в производство, общественную активность. В результате своей работы автор приходит к выводу: перемены, произошедшие в жизни рабочих семей, произошли с изменением внутренней политики государства, с переходом к индустриализации и ростом урбанизации.
Третий период. Вторая половина 80-х — начало 2000 гг. Происходит отказ от марксисткой теории в науке, открытость и гласность, возникают контакты с зарубежными учеными,открывается доступ к архивным документам.
На конференциях, международных семинарах начинают обсуждаться темы о роли и влиянии женщины в обществе Советского государства в 20-х гг.
Исследователи провели работу по разработке методологии в исследованиях «женского вопроса», о трансформации и эволюции образа женщины на протяжении всей истории СССР. Характеризуется данный период как: «качественными переменами, связанными с возникновением и утверждением нового социокультурного подхода, с формированием принципов новой "исторической науки" как социальной истории, в основе которой лежит междисциплинарная методология, тенденция к сближению истории с общественным науками, к заимствованию и теорий, приемов и методов исследования».
Работы Н.Б. Лебиной «Повседневная жизнь советского города: нормы и аномалии 1920-30- годов», А.И. Черны «Становлени России советской: 20- год в зеркал социологии» , Ю.Градсковой «Обычная» советская женщина - обзор описания идентичности» рассматривают изменения ментальности населения, сексуального поведения после революции, о влиянии государства в частную жизнь и проникновение его через нормативные акты, об исчезновении грани между личным и коллективным, между полами (нет ни женщины ни мужчины — все строители социализма).
Эволюция государственной политики в области семейных отношений рассматривается в трудах у О.В. Дорохиной . В своих трудах она критикует советскую власть, считает, что никакого отказа от патриархальности не было. Государство преследовала цель «изъятия» женщины из семьи дл я того, чтобы увеличить трудовые резервы.
У современных исследователей так же проявляется интерес к визуализации «новой женщины» в советском пространстве. Работы В.Г.Рыженко, В.Ш.Назимовой, Д.А. Алисова.
Интерпретация женского и мужского образа в средствах массовой информации с помощью костюмов исследована в работе историка русской моды Р. Кирсановой.
Научная новизна и теоретическая значимость данного исследования состоит в попытке анализа и реконструкции образа «новой женщины», рассмотрение гендерных характеристик и как явления советской массовой культуры.
Для исследования были привлечены разного вида источники. С помощью них исследовать проследил изменения мнений партии относительно роли и места женщины в социуме, выделена роль партийной работы среди женщин, которых активно привлекали к общественной жизни и таким образом создавали «новую женщину». Рассмотрение семейного законодательства позволило выявить влияние на изменение традиционных семейных ролей и эволюцию образа. На материалах визуальных и текстовых источниках выявлена иерархия женских ролей и новые ценности.
Проанализировав литературу, можно сделать выводы о том, что возрастает интерес исследователей к теме женской роли в политике, культуре и социуме, однако работы, которые освещали образ «новой женщины» в средствах массовой культуре с помощью художественных средств практически не выявлено.
Структура исследования: подчинено логике поставленных целей и задач. Работа состоит из введения, двух глав, заключения и списка использованных источников и литературы.
Результатом данного научного исследования выявлено следующее: в период с 1926 по 1941 годы образ «новой женщины» в общественно-культурном пространстве формировался несколькими способами: с помощью теории, политики, художественными средствами. Идеологический и художественный образы действовали в едином русле, были взаимосвязаны.
Для формирования образа «новой женщины» главным источником были представления идеологов и политических руководителей, их теоретические представления основывались на марксизме.
История Женского движения берет свое начало еще с дореволюционного времени. Вместе с движением существовали так же благотворительные общества, как например «Общество защиты несчастных женщин». Но они не были направлены на уравнивание женщин с мужчинами, в таких обществах находили приюты обманутые женщины, матери-одиночки. Дореволюционное Женское движение не был схож с феминистским движением. Основное отличие это борьба пролетариата за освобождение, а не политическое равенство. После революции «Женский вопрос» объединил в себе проблемы, касающиеся положения женщины в общественно-политических и социально-экономических сферах. Интересы женщин не рассматривались как отдельные и специфические, решались только те, которые подходили интересам класса.
В новом обществе государство должно было взять на себя функции воспитания детей, организовать коммунальный быт, женщина же освобождалась от задачи по уходу за ребенком, ведения домашнего хозяйства. Она наряду с мужчинами принимала бы активное участие в общественной жизни, управления и на производстве.
С первых дней после революции во главе женотделов стояли «старые» идеологи Женского движения. Однако, через некоторое время они сходят с арены и во главе появляются руководительницы-чиновницы, которые уже выросли в системе. В скором времени их не активность приведет к исчезновению женского движения как формы общественной активности.
При РКП(б) и ВКП(б) женотделы стали специальными органами, задача которых сводилась к привлечению женских масс к общественной деятельности, политической пропаганде и агитации. Женотделы стали просвещать женщин в политике, с помощью отдела можно было построить управленческую карьеру, так же в предполагалась взаимопомощь в рамках женотдела. Одной из причин закрытия женотделов, по-мнению руководителей партии, что данные отдел перестал развиваться.
Самой важной и главной ролью женщины стала общественница, делегатка, работница. Главной особенностью образа «новой женщины» является отрицание роли матери-хозяйки как первостепенная. Раскрепощение женщины начинается с освобождения ее от семейных обязанностей, институт семьи изжил себя. Способствовал данной политике новый брачно-семейный законодательный акт. Новый акт провозглашал полную свободу в отношениях, брак по любви, стали доступны разводы, религиозный брак стал считаться недействительным. Однако, забота о воспитании детей ложилась на плечи женщины, государство не могло взять на себя данную обязанность из-за нехватки экономических ресурсов. Мечты проведения коммунистического идеала разбились о суровую реальность к началу 30-х годов.
Образ «новой женщины» потерпел некие изменения. Теперь главной ролью женщины стало материнство (увеличение рождаемости в государстве, отмена абортов), хорошая домохозяйка. Но роль общественной активистки тоже оставалась в приоритете.
Для того, чтобы идеологический правильный конструкт достигал до сознания масс, партия использовала художественные образы. В 20-е годы «новая женщина» становится самостоятельным субъектом экономики и политики. Это обусловливалось: 1. модернизацией общественно-политической, экономической сфер, 2. потерями среди мужчин.
«Новая женщина» развивается при проекте создания «нового человека».
В обществе равноправие, но женщина пока остается как помощница мужчины.
Эволюция образа «новой женщины» происходит под влиянием многих факторов, в основном экономических. Постепенно в обществе начинают проявляться традиционные социальные образы женщины. Теперь воспевается материнство, женщина должна воспитать своего ребенка, как достойного сына или дочь Советского государства. Так же происходит отказ от радикальных лозунгов, когда воспевались только женщины-труженицы, активистки. К 30-м годам уже не наблюдается доминирование одной роли над другим, происходит синтез: женщина как субъект общественно-политической, и как субъект семейно-бытовой сферы.
Азат хатын. Ежемесячный журнал. Татарстанский орган печати Отдела ЦК ВКП (б) по работе среди работниц и крестьянок.
1.2. Художественная литература и публицистика
1. Красные платочки. Литературный сборник, Ч. 1 Пройденный путь; Ч.2 За власть Советов; Ч.З. На пути к новому. М.-Л., 1925.
2. Коллонтай A.M. Василиса Малыгина. - М., 1927. - 225 с.
1.3. Статистические сборники
1. Женщина в СССР: Краткий статистический справочник. - М., 1960. - 102с.
2. Рашн Г.А. Женский труд в СССР. - М., 1928. - 67 с.
3. Сборник статистических сведений по союзу СССР. 1918-1923 гг. - М., 1924. - 481 с.
4. Труд в СССР. Статистико-экономический обзор (окт. 1922-мар 1924 гг.). - М., 1924.-304 с.
1.5. Нормативно-правовые акты
1. Конституции РСФСР. [Электронный ресурс] - Режим доступа: http://www. hist.msu.ru/ER/Etext/cnstl 1918
2. КПСС в резолюциях и решениях съездов, конференций и пленумов ЦК. М., 1983-1984. - Т.2 (1917-1922). - 606 с ; Т.З. (1922-1925). - 494 с ; Т.4. (19251929) - 575 с, Т.5 (1929-1932). - 446 с.
3. Товарищ комсомол. Документ съездов, конференций и пленумов ЦК ВЛКС (1918-1968).-М., 1969.-Т.1.(1918-1941)-608 с.
4. Декреты Советской власти. М., 1957-1964. - T.I. - 669 с; Т.Ш.. - 664 с.
5. Постановления КПСС и советского правительства об охране здоровья народа.-М., 1958.-338 с.
6. Систематическое собрание законов РСФСР, указом Президиума Верховного Совета РСФСР и решение Правительства РСФСР. - Т.ХШ. - М.,1967. - 740 с.
1.6. Статьи и речи государственных и партийных деятелей
1. Арманд И.Ф. Работа среди женщин пролетариата на местах //Коммунистическая партия и организация работниц. Сборник статей. - М., 1919.
2. Арманд И.Ф. Освобождение от домашнего хозяйства // Коммунистическая партия и организация работниц. Сборник статей. - М., 1919.
3. Арманд И.Ф. Борьба работниц за последний год // Коммунистическая партия и организация работниц. Сборник статей. - М., 1919.
4. Артюхина А. Нам Ленин путь указал //Женщины рассказывают: Воспоминания, статьи (1918-1959). - Смоленск, 1959 - С.9.
5. Артюхина А.В. Пройденный путь //Женщины революции /Сост.
А.В.Артюхина, А.И.Вакуров и др. - М., 1959. - С.31.
6. Артюхина А. В. Очередные задачи партии в работе сред иженщин. - М.- Л., 1928.-50 с.
7. Бебель А. Женщина и социализм /Бебель А. //Феминизм: проза, мемуары, письма.-М., 1992.-480 с.
8. Вересаев В. В. Об обрядах /В.В.Вересаев //Красная новь, - М.,1926. - №11. - С. 174-186.
9. Город социализма и социалистическая реконструкция быта. Сборник статей.- М., 1930.-160 с.
10. Горький М. О женщине //Наши достижения. - 1930. - №3 - С.9.
11. Женщина-строительница социализма. - Томск, 1927. - 66 с.
12. Женщины рассказывают: воспоминания, статьи (1918-1959).-Смоленск, 1959.-231 с.
13. Женщины революции /Сост. А.В.Артюхина, А.И.Вакурова. - М., 1959. - 470 с.
14. Женщины русской революции /Сост. Л. Стишов - М., 1982. - 254 с.З.
15. Каганович Л. Реорганизация партаппарата и очередные задачи партработы// Коммунистка. - 1930. №2-3. - С.5.
16. Ключи от счастья женского. Встречи и беседы Н.К. Крупской с работницами Москвы /Сост. Н.З. Блисковская. - М., 1986. - 257 с.
17. Кожаный П. Работница и быт. - М., 1926. - 60 с.
18. Коллонтай A.M. Избранные статьи и речи. - М., 1972. - 430 с.
19. Коллонтай A.M. «Крест материнства» и советская республика /А.М.Коллонтай //Избранные статьи и речи. - М., 1972. - С.237-245.
20. Коллонтай A.M. «Дорогу крылатому Эросу»! /А.М.Коллонтай //Молодая гвардия. -1923. -№3 .-С.113-123.
21. Коллонтай А. М. Любовь и новая мораль /А.М.Коллонтай //Философия любви: В 2 тт. - М., 1990. - Т.2. - С.323-334.
22. Коллонтай A.M. Работница и крестьянка в Советской России (май-ноябрь 1921 г.) // Коллонтай A.M. Избранные статьи и речи. / Сост. И.М. Дажин и др.- М., 1972.-С.322-340
23. Коллонтай А. М. Работница-мать. - Омск, 1920. - 20 с. Коллонтай A.M. Революция быта //Искусство кино. - 1991. - №6. - С.105-109.
24. Коллонтай A.M. Тезисы о коммунистической морали в области брачных отношений //Коммунистка. - 1921. - №10-11. - С.28-35.
25. Коммунистическая мораль и семейные отношения. - Л., 1926. - 131 с.
26. Крупская Н.К. Женщина-работница /Н.К.Крупская //Педагогические сочинения: В 10тт.-М., 1959.-Т.1. - С.71-102.
27. Крупская Н.К. Крепкая советская семья /Н.К.Крупская //Педагогические сочинения: В 6 тт. - М., 1968. - Т.6. - С.121-127.
28. Ленин В.И. Великие ночи //Полн. собр. соч. - Т.39. - С.23-25.
29. Ленин В.И. О задачах женского рабочего движения в советской
республике //Полн. собр. соч. - Т.39. - С. 198-205.
30. Ленин В.И. Письмо И.Ф. Арманд //Полн. собр. соч. - Т.49. - С.51-52.
31. Ленин В.И. Советская власть и положение женщины //Полн. собр. соч. - Т.39. - С.285-287;
32. Ленин В.И. Международный день работниц //Полн. собр. соч. - Т.42. -
С.368-369.
33. Маркс К., Энгельс. Ф. Ленин В.И. О женском вопросе. - М., 1978. - 223 с.
34. Маркс К., Энгельс Ф. Положение рабочего класса в Англии. /К.Маркс, Ф.Энгель //Соч.: 2- изд. - Т 2.
35. Миловидова Э. Женский вопрос и женское движение: Хрестоматия /По ред. К Цеткин. - М.-Л., 1929. - 499 с.
36. Николаева К.И. Наши задачи /К.И.Николаева //Коммунистка. -1924. - №11.
37. Николаева К.И. О социальном воспитании детей /К.И. Николаева //Коммунистка. -1920. - №5.
38. Семашко Н. Нужна ли «женственность»? //Молодая гвардия. - 1924. - №6. - С. 205-206.
39. Смидович С.Н. Задачи женотдела//Коммунистка. - 1922. - №2.
40. Смидович С.Н. Молодежь и любовь /С.Н.Смидович //Быт и молодежь. - М., 1926.-С. 62-63 .
41. Смидович С.Н. О новом кодексе законов о браке и семьи //Коммунистка. - 1926 - № 1 . - С. 45 - 53.
42. Совещание женщин - членов ЦИК СССР, 1929 /Стенограмма. - [Электронный ресурс] Режим доступа:
www.svoboda.org/programs/hd/2004/hd.020604.asp
43. Сталь Л. О литературе для работниц и крестьянок /Л.Сталь //Коммунистка. - 1927.-№1.-С.48.
44. Троцкий Л. Д. Культура переходного периода. - М.-Л., 1927. - 520 с.
45. Цеткин К. Из записной книжки //Воспоминания о В.И. Ленине: В 5 т. - 1970. -Т.5.-С.37-59.
46. Цеткин К. Ленин и освобождения женщин. Что сделал Ленин для
женщин? //Красная сибирячка. - 1926. - №3.
47. Энгельс Ф. Происхождение семьи, частной собственности и государств //Марк К., Энгельс Ф. Соч. - Т.21..
1.7. Визуальные источники
1. Бутник-Сиверский Советский плакат эпохи Гражданской войны. - М., 1960-696 с.
2. Демосфенова Г., Нурок А., Шантыко Н. Советский политически плакат /По общ. ред. Ф.Калюшина. - М., 1962. - 442 с.
3. Женщина в русском плакате /Сост.: Л.Снопков, П.Снопков, А.Шклярук. - М.,2001.
4. Сайт «Давно.ру» [Электронный ресурс] Режим доступа: http: //www. davno .ru/
5. Сайт «История русского и советского плаката» [Электронный ресурс] Режим доступа: http://sovietposters.ru/
6. Сайт «Плакат России» [Электронный ресурс] Режим доступа: http://plakat.ru/
7. Советский женский портрет /Набор открыток. - Л., 1981.
8. Рижский Г.Г. Произведения /Набор открыток. - М., 1983.
/М.П.Аракелова //Социологические исследования. - М.,1995. - №7. - С. 62-64.
6. Аракелова М. П., Басистая П. П. Женщины России: опыт истории. - М., 2000. -154 с.
7. Араловец Н. Д. Советская женщина - великая сила советского государства. - М., 1946. - 83 с.
8. Бабурина Н., Артамонова С. Женщина в русском плакате. Н.Бабурина,
С.Артамонов //Женщины в русском плакате /Сост.: Л.Снопков, П.Снопков, А.Шклярук. - М., 2001. - С.6-14.
9. Барт Р. Система моды. Статьи по семиотике культуры. - М., 2003. - 512 .
10. Белов В. Империя тела: идеологические модели сексуальности
[Электронный ресурс] /В.Белов. - Режим доступа: http://old.russ.ru/ist sovr/20001117 bel.html
11. Бильшай В. Л. Решение женского вопроса в СССР. - М., 1959. - 264 с.
12. Бородина А., Бородин Д. Баба или товарищ? Идеал новой советской женщины в 20-30-е года [Электронный ресурс] /А. Бородина, Д. Бородин. - Режим доступа: http://www.a-z.ru/women cd1/html/borodini.htm
13. Бутник-Сиверский Б. С. Советский плакат эпохи Гражданской войны.-М., 1960-696 с.
14. Бухарев А. И. Комсомол в борьбе за новый быт (1926-19 /А.И.Бухарев //Борьба партии за социалистический быт (1921-1937) Волгоград. 1985. - С.74- 102.
15. Вербицкая О. М. Крестьянские семьи в 1920-50 гг. /О.М.Васильева //Население России в 1920-1950- гг: численность, потери, миграции М., 1994.-С.115-132
16. Вишневский А. Г. Эволюция семьи в СССР и принцип семейной политики /А.Г.Вишневский //Семья и семейная политика /По ред. А Вишневского. - М., 1991. - С. 16-32.
17. Волков А. Г. Эволюция российской семьи в XX в. /А.Г.Волков //Мир России.-1999. - №4.-С.51-63.
18. Волков В. В. Концепция культурности в 1935-1938 годы: советской цивилизации и повседневности сталинского времени /В.В.Волков //Социологический журнал. - 1996. - №1-2. - С.195-213.
19. Гендерная ннтеграция: возможности и пределы социальных инноваций /Ред.-сост. О.Б.Савинская, Е.В.Кочкина, Л.Н.Федорова. - СПб., 2004. - 298 с.
20. Гендерная экспертиза российского законодательства /Отв. ред. Л.Н.Завадская. - М., 2001. - 272 с.
21. Гилмор Д. Загадки мужественности /Д.Гилмо //Введение в гендерные исследования. Ч.И: Хрестоматия /По ред. СВ. Жеребкин - Харьков: ХЦГИ, 2001, СПб., 2001. - С.880-904.
22. Гири П. История в роли памяти? /П. Гири //Диалог со временем. Альманах интеллектуальной истории. - М., 2005. - .Вып. 14. С. 115
23. Гнатовская Д. Ю., Зезин М. Р. Бытовые коммуны рабочей и студенческой молодежи во второй половине 1920 -х начале 1930-х годов /Д. Ю. Гнатовская, М. Р. Зезин //Вестник МГУ Сер.8 История. - 1998. -№1.-С.42-58.
24. Голод С. И. XX век и тенденции сексуальных отношений в России. М., 1996-164 с.
25. Голод С. И. Изучение половой морали в 20-е года /С.И.Голод //Социологические исследования. - М.,1986. - JNr92. - С. 152-155.
26. Градскова Ю. «Обычная» советская женщина - обзор описания идентичности. - М., 1999. - 158 с.
27. Градскова Ю. Женщина и политическая система советского государства. [Электронный ресурс] /Ю.Градскова - Режим доступа: http: //www.owl.ni/win/rcscarch/ gradskova. htm
28. Давыдов Д. Р. Институт семьи в 20-е года в Советской России Д.Р.Давыдов //Гендерная история: pro et contra. Межвузовский сборник дискуссионных материалов и программ. - СПб., 2000. - С. 141-144.
29. Давыдов Н. А. Женский образ в советском искусстве (концепции личности) /П.А.Давыдов //Труд академии /Академия художеств СССР. 1988.- ВЫП.5.-С.53-72.
30. Дашкова Т. Визуальная репрезентация женского тела в советской массовой культуре 1930-х годов /ТДашкова //Логос. - 1999. - №11-12. - С. 131155.
31. Дашкова Т. Идеология в лицах. Формирование визуального канона в
советских женских журналах 1920-1930-х годов /Т.Дашкова //Культура власти в условиях коммуникационной революции XX века: Форум немецких и российских культурологов /По ред. К.Аймермахера, Г.Бордюгова,
И.Гробовского. - М., 2002. - С. 103-128.
32. Дашкова Т. «Работницу» - в массы: политика социального моделирования в советских женских журналах 1930- годов /Т.Дашкова //Новое литературное обозрение. - 2001. - №50. - С. 184-192.
33. Дашкова Т. «The best from the West»: феминизм, «женские» и гендерные исследования на Западе /Т.Дашкова //Исторические исследования в России - Семь лет спустя /Под. Ред. Г.А. Бордюгова. - М., 2003. - С.203-245.
34. Дорохина О. В. Партийно-государственная идеология социальных преобразований семьи в послереволюционной России /О.В.Дорохина //Вестник МГУ Сер. 18. Социология и политология. 1996. - №2. - С. 78-87.
35. Дорохина О. В. Раннее советское брачно-семейное законодательство: мифы и реалии /О.В.Дорохина //Вестник МГУ Сер. 18. Социология и политология. 1998. - №4. - С. 138-154.
36. Дорохина О. В. Семейная политика государства как объект исследования /О.В.Дорохина //Вестник МГУ Сер. 18. Социология и политология. 1997. - №2. - С. 118-132.
37. Дубинина Н. И. Победа великого Октября и первые мероприятия партии в решении женского вопроса /Н.И.Дубинина //Опыт КПСС в решении женского вопроса. - М., 1981. - С. 14-34.
38. Евстратов А. М. Историческая эпоха и женская мода /А.М.Евстратов //Социальные трансформации и положение женщин в России: Тез. докл. междунар. науч. конф. 3-4 март 1995. - Иваново, 1995. - С.156 159.
39. Евстратов А. И. Государственная политика и женский вопрос в 20-30-е
года /А.И.Евстратов //Социальные трансформации и положение женщин в России: Тез. докл. междунар. науч. конф. 3-4 март 1995. - Иваново, 1995.-С.156- 175.
40. Емельянова Е. Д. Революция, партия, женщина. Опыт работы КПСС среди трудящихся женщин (октябрь 1917-1925 гг.). - Смоленск, 1971. 236 с.
41. Завитновский И. В. Обзор истории женского вопроса в России I четверти XX века /И.В.Завитновский //Гендерная история: pro et contra. Межвузовский сборник дискуссионных материалов и программ. - СПб., 2000.-С.137-141.
42. Захарова Н. К., Посадская А. И. «Женский вопрос» и социальная политика /Н.К.Захарова, А.И.Посадская //Семья и семейная политика /По ред.
А.Г.Вищневского. - М., 1991. - С.47-58.
43. История советского государства и права. - М., 1968. - Кн.2. - 607 с.
44. Кайдаш С. О. «О женской культуре» /С.Кайдаш //Феминизм: Запад, Восток, Россия. - М., 1993. - 243с. - С.189-205.
45. Карасева Л. Женщина в колхозах - большая сила. - М., 1954. - 94 с.
46. Кардапольцева В. Н. Женский лик России. - Екатеринбург, 2000. - 160 с.
47. Карпова Г. Гендерная идеология и социальная политика в официальном дискурсе международного женского дня, 1920-2001 гг. /Г.Карпова //Гендерные отношения в современной России: исследования 1990-х гг.: Сб. науч. статей /По ред. Л.Н.Попковой, И.И.Тартаковской. - Самара, 2003. - С.258-275.
48. Кларк К. Положительный герой как вербальная икона / К.Кларк //Соцреалистический канон /По ред. Х.Гюнтера, Е.Добренко. - СПб,, 2000, -С.569-585.
49. Козлова Л. А. Деятельность партии по привлечению женщин к социалистическому преобразованию сельского хозяйства /Л.А.Козлова //Опыт КПСС в решении женского вопроса, - М,, 1981, С, 55-76.
50. Козлова Н. Н. Советская представительная система: к вопросу участия женщин в деятельности местных органов власти /Н.П.Козлова //Женщина в социальной истории России: Сборник научных трудов. - Тверь, 1997.-С.86-96.
51. Коммунистическая мораль и семейные отношения. Сборник статей. - Л., 1926.-131 с. 94.
52. Кон И. Сексуальная культура в России. Клубничка на березке. - 2- изд., перераб. и дополн. М., 2005. - 448 с. 95.
53. Кондаков И. В. Культура России: краткий очерк истории и теории. - М.,1999.-360 с.
54. Корниенко И. В. Массовый читатель 20-30-х годов. [Электронный ресурс] /Н.В.Корниенко - Режим доступа: www.moskvam.ru/l999/06 99/comienko.htm
55. Котовскаг М. Г. Гендерные очерки: история, современность, факты. - М., 2004.-357 с. 98.
56. Котылев А. Ю. «Мальчишка, люби Революцию...». Гендерный аспект развития российской культуры 1917-1933 гг. /А.Ю.Котылев //Адам и Ева: Альманах гендерной истории /Под. ред. Л.П.Репиной. - 2005. - №29. -С.214-250. 99. Кудряшова Е. В. А. Коллонтай и женское политическое лидерство России и Норвегии //Женские миры-99: VII Всемирный конгресс в Тромсо и гендерные исследования в России. - Иваново, 1999. - С. 77-87.
57. Куренная Н. М. «Любовь» и «новая мораль» в трудах A.M. Коллонтай /Н.М.Куренная //Национальный эрос и культура /Сост. Т.Д.Талев, Л.Н.Титова. - М., 2002. - Т.1. - С. 184-196. 102.
58. Курильски-Ожвэн Ш. Русская культурная модель и эволюция нормативного регулировании семьи /Ш.Курильски-Ожвэн //Общественные науки и современность. -1995. - №25. - С.155-168.
59. Лебина Н. Б. Повседневная жизнь советского города: Нормы и аномалии 1920-1930-х годов. - СПб., 1999. - 320 с.
60. Некрасова Е. С. Мифологические конструкции в советской культуре и
искусстве. [Электронный ресурс] /Е.С.Некрасова. - Режим доступа: -
http: //anthropolo gv.ru/ru/texts/nekrasova/studia02 16 .html
61. Осика Ю. Л. Труд и равноправие: образ работницы в советской прессе 1920-х годов [Электронный ресурс]/Ю.Л.Осика - Режим доступа: http://anthropology.ru/ru/text/osika-yul/trud-i-ravnopravie-obraz-rabotnicy-v- sovetskoy-presse-1920-h- godov
62. Осипович Т. Е. Коммунизм, феминизм, освобождение женщие и Александра Коллонтай /Т.Е.Осипович //Общественные науки и современность. - 1993. -№1. - С. 174-186.
63. Осипович Т. Н. Проблема пола, брака, семь и положения женщины в
общественных дискуссиях середины 1920-х годов /Т.Н.Осипович
//Общественные науки и современность. - 1994. - №3. - С. 161-171.
64. Паперный В. Культура Два. - М., 1996. - 384 с.
65. Попова С. М. Контент-анализ в исследовании облика положительного героя на страницах газет 30-х годов /С.М.Попова //Количественные методы в исследованиях по истории рабочего класса и крестьянства: Сб. научных трудов. - Свердловск, 1991, - С.33-49.
66. Репина Л. П. Пол, власть и концепция «разделенных сфер»: об истории женщин к гендерной истории //Общественные науки и современность. М.,2000. -№4.-С. 123-135
67. Семидеркин Н. А. Создание первого брачно-семейного кодекса. - М.,1989. -96 с.
68. Стайтс Ричард. Женское освободительное движение в России. Феминизм, нигилизм и большевизм, 1860-1930. - М., 2004. - 616 с.
69. Стигнеев В. Советская фотография как зеркало исторического процесса на рубеже 20-30-х годов /В.Стигнеев //Диалог истории и искусства. - СПб., 1999.-С.44-57.
70. Усманова А. «Визуальный поворот» и гендерная история //Гендерные истории Восточной Европы: Сб. научных статей /По ред. Е.Таповой, А.Усмановой, А.Пето. - Минск, 2002. - С.38-66.
71. Харчев А. Г. Брак и семья в СССР. - М., 1979. - С.210.
72. Хасбулатова О. А. Обзор опыта советской государственной политики в отношении женщин /О.А.Хасбулатова //Гендерная реконструкция политических систем /Ред.-сост. Н.М.Степанова и Е.В.Кочкина. - СПб.: 2004.-С.397-419.
73. Ч
74. Чирков А. М. Решение женского вопроса в СССР (1917-1937). - М., 1978.255 с.
III. СПРАВОЧНО-БИБЛИОГРАФИЧЕСКИЕ ИЗДАНИЯ
1. Большая Советская энциклопедия. - М., 1927. - Т.7, Т.8.; М.,1930. - Т. 11; М.Д932.-Т25;М.Д936.-Т32.
2. Пушкарева Н.Л. Русская женщина: история и современность. Материалы к библиографии. - М., 2002. - 526 с.
3. Словарь гендерных терминов / Под ред. А.А. Денисовой. - М., 2002. - 256 с.