Рауль Ванейгем и эволюция его социологических идей
|
Введение 3
Глава 1. Ситуационизм Рауля Ванейгема 10
1.1. Особое положение Рауля Ванейгема в Ситуационистском
Интернационале 10
1.2. Рауль Ванейгем и "Революция повседневной жизни" 21
Глава 2. Рауль Ванейгем в либертарном направлении социологической
мысли 34
2.1. Образовательная система в "Революции повседневной жизни" 34
2.2. Глобализм и глобальность в социологии Рауля Ванейгема 72
Заключение 77
Список использованных источников и литературы 79
Приложение
Глава 1. Ситуационизм Рауля Ванейгема 10
1.1. Особое положение Рауля Ванейгема в Ситуационистском
Интернационале 10
1.2. Рауль Ванейгем и "Революция повседневной жизни" 21
Глава 2. Рауль Ванейгем в либертарном направлении социологической
мысли 34
2.1. Образовательная система в "Революции повседневной жизни" 34
2.2. Глобализм и глобальность в социологии Рауля Ванейгема 72
Заключение 77
Список использованных источников и литературы 79
Приложение
Изучение идей Рауля Ванейгема становится актуальным с усилением авторитарных и этатистских сил во всем мире. Основу его книг составляют идеи самоорганизации и самоуправления в обществе, но его основной труд "Революция повседневной жизни" посвящен анализу и критике повседневной жизни, существовавшей всегда, даже если ее формы были предельно отличны от наших собственных. В своих исследованиях повседневности социологи 50х - 60-х годов открыли серьезную проблему повторения, одну из сложнейших проблем, стоящих перед нами. В данной дипломной работе проводится анализ социологических идей Рауля Ванейгема, сумевиего аккумулировать труды таких мыслителей Шарль Фурье, Анри Лефевр, Эгьен де ла Боэси. В дипломе рассматриваются изменения в его мировоззрении, заключавшиеся в коренном изменении критики повседневной жизни, и влияние их на социологию повседневности. Данная проблематика не была ранее изучена как советской, так и современной российской историографей.
Актуальность этой темы также связана 50-летием событий мая 68-года, который несомненно повлиял на Европу, и даже сейчас можно увидеть тени прошлых событий, связанной с недоверием студенчества к правительству, постоянным уличными акциями, и популярностью идей "новых левых" с Европейском пространстве.
Существенный вклад в социологию повседневной жизни, внесли такие философы и социологи как Анри Лефевер, Георг Зиммель, Скотт Мккуайер, Альфред Мишень де Серто, Зиг мунт Бауман. Важное место в этом списке занимает также Рауль Ванейгем
Несмотря на всё богатство его теоретических материалов, исследований посвященных рассмотрению деятельности Стуационистского Интернационала, проблема подробного рассмотрения социологических идей
Рауля Ванейгем, остаётся недостаточно разработанной и до настоящего времени, к сожалению, не особо острой для теоретиков. Ванейгем является живым примером, развития и упадка ситуационизма, и некоторых леворадикальных практик. Ситуационизм для Ванейгема являлся лишь небольшим стартом, для его собственной критики повседневной жизни. Наибольшее противоречие состоит в том, что только малая часть социологов обращается к его трудам, что является часть общего упадка социологии, изначально созданной для помощи и решения проблем современности. Как и многие гуманитарные науки - социология начала путь к объективности, а не практической деятельности. Рауль Ванейгем один из немногих из числа "не социологов", указывал на данное противоречие. Но больший интерес для нас, как педагогов, составляет его критика современной образовательной системы, которая по мнению Ванейгема находится в упадке и деградации, благодаря заказу образования от государства, а не от конкретных людей, заинтересованных получении образования.
Культура, политика, экономика - все они входят в интерес ситуациониста. Ванейгем видит противоречия в всех сферах повседневной жизни, на что постоянно указывает в своих трудах. Каждая из сфер жизни в данное время не имеет возможности безконфликтно существовать с другой, в ходе чего человек подвержен когнитивному диссонасу. Общественные театры и общественное мифотворчество, частично пытаются скрыть эти недостатки повседневности, но путем создания новых.
Существущее противоречие между потребностями, желаниями, самореализацией и возможностями достижения счастья, один из важнейших вопросов, поднимаемых Ванейгемом В этих позициях он нередко критикует, как левых, так и правых, становясь по сути либертарным социологом Такие изменения в социологическом анализе повседневности следуют за Ванейгемом почти всю жизнь. В связи с этим нами определена тема исследования: «Рауль Ванейгем Волюция социологических идей"
Объектом работы являются теоретические основы идей Рауля Ванейгема.
Предмет исследования - развитие социологических идей Ванейгема.
Цель исследования - выявление кореных изменений в социологии Ванейгем и их влияние на современное либертарное течении социологической мысли.
Задачи исследования:
- дать общую характеристику идей Рауля Ванейгема.
- рассмотреть социологию Рауля Ванейгема.
- показать формы организации реализации идей Рауля Ванейгема.
- проанализировать специфику социологических идей Рауля Ванейгема.
Методы исследования:
теоретические:
- анализ социологической литературы по проблеме;
эмпирические:
- наблюдение.
- интервью
Практическая значимость работы: составление элективного курса для старших классов "Современные мифы”.
Работа имеет традиционную структуру и включает в себя введение, основную часть, состоящую из 2 глав, заключение и библиографический список. Во введении обоснована актуальность выбора темы, поставлены цель и задачи исследования, охарактеризованыметодыисследования и источники информации. Глава первая раскрывает общие вопросы, раскрываются исторические аспекты Определяются основные понятия, обуславливается актуальность вопросов поднимаемых Раулем Ванейгемом Также более подробно рассмотрены содержание и современные проблемы поднимаемые "Революцией повседневной жизни". По результатам исследования был вскрыт ряд проблем, имеющих отношение к рассматриваемой теме, и сделаны выводы о необходимости дальнейшего изучения/улучшения состояния вопроса. Таким образом, актуальность данной проблемы определила выбор темы работы, круг вопросов и логическую схему ее построения. Теоретической и методологической основой проведения исследования явились законодательные акты, нормативные документы по теме работы Источниками информации для написания работы по теме послужили труды Руля Ванейгема, фундаментальные теоретические труды крупнейших мыслителей в рассматриваемой области, результаты практических исследований зарубежных авторов, статьи и обзоры в специализированных и периодических изданиях, посвященных тематике "Ситуационистского Интернационала" (СИ), справочная литература, прочие актуальные источники информации. В качестве основной литературы для выделения Рауля Ванейгема из остальных социологов, мы I использовали труды его современников, социологов изучавших повседневную жизнь и сумевших также выявить все ее противоречия. Сйной них является "Критика повседневной жизни Анри Лефевра. Магнум опус неокарстиста, является монументальным исследованием современного общества. Трехтомная критика повседневной жизни Анри Лефевра, возможно, самая богатая, самая доказательная работа одного из величайших философов двадцатого века.Написано при рождении послевоенного потребительского общества, Критика была философским вдохновением для студенческой революции 1968 года во Франции и считается основополагающим текстом всего, что мъ I знаем как культурные исследования, а также имевшей большое влияние на области в современной философии, географии, социологии, архитектуры, политической теории и урбанизма. Эго прочный радикальный текст, безвременный сегодня только в его непримиримости и оптимизме. Этот труд по словам всех ситуационистов является главной книгой в их жизни. Для наиболее досконального анализа теории повседневной жизни мы использовали, основные труды по этой проблематике, таким является труд Георга Зиммеля "Конфликт современной культуры’, "Социология. Исследование форм обобществления", а также "Фундаментальные вопросы социологии". Зиммель считается основоположником так называемой формальной социологии, в которой центральную роль играют логические связи и структуры, вычленение форм социальной жизни из их содержательных отношений и исследование этих форм самих по себе. Такие формы Зиммель называет «формы социации».
Формы социации можно определить как структуры, возникающее на основе взаимовлияния индивидов и групп. Общество основывается на взаимовлиянии, на отношении, а конкретные социальные взаимовлияния имеют два аспекта — форму и содержание. Абстрагирование от содержания позволяет, по словам Зиммеля, проецировать факты, которые мы считаем общественно-исторической реальностью, на плоскость чисто социального. Содержание становится общественным только через формы взаимовлияния, или социации. Лишь таким путем можно понять, говорил Зиммель, что в обществе есть действительно «общество», так же как только геометрия может определить, что в объемных предметах действительно составляет их объем Зиммель предвосхитил ряд существенных положений современной социологии групп. Группа, согласно Зиммелю является образованием, которое обладает самостоятельной реальностью, существует по своим собственным! законам и независимо от индивидуальных носителей. Она, как и индивид, благодаря особой жизненной силе имеет тенденцию к самосохранению, основной процесс которого Зиммель и исследовал.
Многие вопросы, поднимаемые ситуационистами стали актуальными только сейчас, это доказывает книга профессора Мельбурнского университета Скотта Маккуайра «Медийный город».
Благодаря Фрейду в литературе хорош) описан феномен «жуткого». Жуть — это оиуиение, которое появляется у вас, когда что-то до боли знакомое вдруг открывается с неизвестной стороны — предстает в облике чего-то зловещего и непонятного. Как если бы вы протянули руку, чтобы погладить свою кошку, и вдруг поняли, что это не ваша кошка (да и не кошка вовсе). Зрейд обратил внимание на этимологию «жуткого» в немецком языке — unheimlich, дословно «недомашнее». Австралийский исследователь Скотт Маккуайр распространил фрейдовскую теорию жути на современные города — города, которые уже не являются тем, чем кажутся, и которые стремительно перестают быть домом для своих жителей. Скотт Маккуайр — австралийский медиатеоретик, по заказу Австралийского исследовательского комитета изучающей важный вопрос: что будет, если разместить на городских площадях множество гигантских экранов. К счастью книга «Медийный город» не об этом. А о том, как изменение городского пространства связано с техническим прогрессом Этот труд один из немногих позволяющих доказать актуальность идей Рауля Ванейгема. Книга Маккуайра приятно выделяется на фоне мутного потока литературы по медиатеории. Автор не пытается подражать МЬршаплу Маклювну, не делает сенсационных заявлений, не прибегает к дешевым риторическим приемам СН прослеживает те изменения, которые вносит изобретение фотографии в городской ландшафт: фото ГЬрижа не просто фиксируют его «османизацию», сам барон Осман — порождение духа фотографии. Дугой пример: Маккуайр показывает, как утверждение «взгляда на город сверху» связано с прогрессом военных технологий — после ковровых бомбардировок Роттердама и Дездена города перестают восприниматься как то, что нужно занять, но исключительно как то, что нужно уничтожить.
Нельзя было отбросить монументальный труд Альфреда Шхца. "Смысловая структура повседневного мира: очерки по феноменологической социологии", являющемся сборником трудов выдающегося американского социолога в которых раскрываются категории феноменологической социологии: конституирование жизненного мира, трансцендентальная интерсубъективность, смысловая структура действия, рациональность.
релевантность, типизация. Книга предназначенная для специалистов в области теоретической социологии, психологии, культурологии, массовой коммуникации, а также для аспирантов и студентов гуманитарных факультетов высших учебных заведений, позволяет доказать состоятельность социологических идей Рауля Ванейгема.
Источниковой базой для нашего исследования стали немногочисленные интервью Рауля Ванейгема в независимых изданиях, в которых он кропотиливо, используя язык понятный большинству, объясняет свои позиции по тем или иным вопросам. А также историческая хроника событий мая 1968 года, c комментариями непосредственных участников. Который можно разделить на три группы.
К первой группе можно отнести интервью посвященные вопросам государства, отношения Ванейгема к положению институтов власти в обществе. Этому посвященно интервью в журнале «Автономное действие» «Государство - ничто. Мы - все!», а также интервью либертарному изданию Not Bored, о понятии свободы, ее трансформации и деформации.
Ко второй группе следует отнести интервью-комментарии Рауля Ванейгема о движении мая 1968 года и ситуационизме. Этому посвященны публикации в журнале La Libre, в которой раскрывается оценка самим бывшим ситуационистом деятельности СИ, и, что немаловажно, дается критика этого движения от лица непосредственного участника. Подобный материал присутствует и в телевизионной передаче Ina Fr, которая была посвящена событиям мая 1968 года.
К третьей группе источников были отнесены интервью в которых, раскрываются характер личности самого Раул Ванейгема, через призмы вопросов касающихся общечеловеческих ценностей. Самым большим интервью по данному вопросы является материал журнала E-Flux «Разговоры с Раулем Ванейгемом». В этом материале дается не только обоснование его собственных идей, их зарождение и предпосылки, а также комментарий к
современном положению левых движений.
Актуальность этой темы также связана 50-летием событий мая 68-года, который несомненно повлиял на Европу, и даже сейчас можно увидеть тени прошлых событий, связанной с недоверием студенчества к правительству, постоянным уличными акциями, и популярностью идей "новых левых" с Европейском пространстве.
Существенный вклад в социологию повседневной жизни, внесли такие философы и социологи как Анри Лефевер, Георг Зиммель, Скотт Мккуайер, Альфред Мишень де Серто, Зиг мунт Бауман. Важное место в этом списке занимает также Рауль Ванейгем
Несмотря на всё богатство его теоретических материалов, исследований посвященных рассмотрению деятельности Стуационистского Интернационала, проблема подробного рассмотрения социологических идей
Рауля Ванейгем, остаётся недостаточно разработанной и до настоящего времени, к сожалению, не особо острой для теоретиков. Ванейгем является живым примером, развития и упадка ситуационизма, и некоторых леворадикальных практик. Ситуационизм для Ванейгема являлся лишь небольшим стартом, для его собственной критики повседневной жизни. Наибольшее противоречие состоит в том, что только малая часть социологов обращается к его трудам, что является часть общего упадка социологии, изначально созданной для помощи и решения проблем современности. Как и многие гуманитарные науки - социология начала путь к объективности, а не практической деятельности. Рауль Ванейгем один из немногих из числа "не социологов", указывал на данное противоречие. Но больший интерес для нас, как педагогов, составляет его критика современной образовательной системы, которая по мнению Ванейгема находится в упадке и деградации, благодаря заказу образования от государства, а не от конкретных людей, заинтересованных получении образования.
Культура, политика, экономика - все они входят в интерес ситуациониста. Ванейгем видит противоречия в всех сферах повседневной жизни, на что постоянно указывает в своих трудах. Каждая из сфер жизни в данное время не имеет возможности безконфликтно существовать с другой, в ходе чего человек подвержен когнитивному диссонасу. Общественные театры и общественное мифотворчество, частично пытаются скрыть эти недостатки повседневности, но путем создания новых.
Существущее противоречие между потребностями, желаниями, самореализацией и возможностями достижения счастья, один из важнейших вопросов, поднимаемых Ванейгемом В этих позициях он нередко критикует, как левых, так и правых, становясь по сути либертарным социологом Такие изменения в социологическом анализе повседневности следуют за Ванейгемом почти всю жизнь. В связи с этим нами определена тема исследования: «Рауль Ванейгем Волюция социологических идей"
Объектом работы являются теоретические основы идей Рауля Ванейгема.
Предмет исследования - развитие социологических идей Ванейгема.
Цель исследования - выявление кореных изменений в социологии Ванейгем и их влияние на современное либертарное течении социологической мысли.
Задачи исследования:
- дать общую характеристику идей Рауля Ванейгема.
- рассмотреть социологию Рауля Ванейгема.
- показать формы организации реализации идей Рауля Ванейгема.
- проанализировать специфику социологических идей Рауля Ванейгема.
Методы исследования:
теоретические:
- анализ социологической литературы по проблеме;
эмпирические:
- наблюдение.
- интервью
Практическая значимость работы: составление элективного курса для старших классов "Современные мифы”.
Работа имеет традиционную структуру и включает в себя введение, основную часть, состоящую из 2 глав, заключение и библиографический список. Во введении обоснована актуальность выбора темы, поставлены цель и задачи исследования, охарактеризованыметодыисследования и источники информации. Глава первая раскрывает общие вопросы, раскрываются исторические аспекты Определяются основные понятия, обуславливается актуальность вопросов поднимаемых Раулем Ванейгемом Также более подробно рассмотрены содержание и современные проблемы поднимаемые "Революцией повседневной жизни". По результатам исследования был вскрыт ряд проблем, имеющих отношение к рассматриваемой теме, и сделаны выводы о необходимости дальнейшего изучения/улучшения состояния вопроса. Таким образом, актуальность данной проблемы определила выбор темы работы, круг вопросов и логическую схему ее построения. Теоретической и методологической основой проведения исследования явились законодательные акты, нормативные документы по теме работы Источниками информации для написания работы по теме послужили труды Руля Ванейгема, фундаментальные теоретические труды крупнейших мыслителей в рассматриваемой области, результаты практических исследований зарубежных авторов, статьи и обзоры в специализированных и периодических изданиях, посвященных тематике "Ситуационистского Интернационала" (СИ), справочная литература, прочие актуальные источники информации. В качестве основной литературы для выделения Рауля Ванейгема из остальных социологов, мы I использовали труды его современников, социологов изучавших повседневную жизнь и сумевших также выявить все ее противоречия. Сйной них является "Критика повседневной жизни Анри Лефевра. Магнум опус неокарстиста, является монументальным исследованием современного общества. Трехтомная критика повседневной жизни Анри Лефевра, возможно, самая богатая, самая доказательная работа одного из величайших философов двадцатого века.Написано при рождении послевоенного потребительского общества, Критика была философским вдохновением для студенческой революции 1968 года во Франции и считается основополагающим текстом всего, что мъ I знаем как культурные исследования, а также имевшей большое влияние на области в современной философии, географии, социологии, архитектуры, политической теории и урбанизма. Эго прочный радикальный текст, безвременный сегодня только в его непримиримости и оптимизме. Этот труд по словам всех ситуационистов является главной книгой в их жизни. Для наиболее досконального анализа теории повседневной жизни мы использовали, основные труды по этой проблематике, таким является труд Георга Зиммеля "Конфликт современной культуры’, "Социология. Исследование форм обобществления", а также "Фундаментальные вопросы социологии". Зиммель считается основоположником так называемой формальной социологии, в которой центральную роль играют логические связи и структуры, вычленение форм социальной жизни из их содержательных отношений и исследование этих форм самих по себе. Такие формы Зиммель называет «формы социации».
Формы социации можно определить как структуры, возникающее на основе взаимовлияния индивидов и групп. Общество основывается на взаимовлиянии, на отношении, а конкретные социальные взаимовлияния имеют два аспекта — форму и содержание. Абстрагирование от содержания позволяет, по словам Зиммеля, проецировать факты, которые мы считаем общественно-исторической реальностью, на плоскость чисто социального. Содержание становится общественным только через формы взаимовлияния, или социации. Лишь таким путем можно понять, говорил Зиммель, что в обществе есть действительно «общество», так же как только геометрия может определить, что в объемных предметах действительно составляет их объем Зиммель предвосхитил ряд существенных положений современной социологии групп. Группа, согласно Зиммелю является образованием, которое обладает самостоятельной реальностью, существует по своим собственным! законам и независимо от индивидуальных носителей. Она, как и индивид, благодаря особой жизненной силе имеет тенденцию к самосохранению, основной процесс которого Зиммель и исследовал.
Многие вопросы, поднимаемые ситуационистами стали актуальными только сейчас, это доказывает книга профессора Мельбурнского университета Скотта Маккуайра «Медийный город».
Благодаря Фрейду в литературе хорош) описан феномен «жуткого». Жуть — это оиуиение, которое появляется у вас, когда что-то до боли знакомое вдруг открывается с неизвестной стороны — предстает в облике чего-то зловещего и непонятного. Как если бы вы протянули руку, чтобы погладить свою кошку, и вдруг поняли, что это не ваша кошка (да и не кошка вовсе). Зрейд обратил внимание на этимологию «жуткого» в немецком языке — unheimlich, дословно «недомашнее». Австралийский исследователь Скотт Маккуайр распространил фрейдовскую теорию жути на современные города — города, которые уже не являются тем, чем кажутся, и которые стремительно перестают быть домом для своих жителей. Скотт Маккуайр — австралийский медиатеоретик, по заказу Австралийского исследовательского комитета изучающей важный вопрос: что будет, если разместить на городских площадях множество гигантских экранов. К счастью книга «Медийный город» не об этом. А о том, как изменение городского пространства связано с техническим прогрессом Этот труд один из немногих позволяющих доказать актуальность идей Рауля Ванейгема. Книга Маккуайра приятно выделяется на фоне мутного потока литературы по медиатеории. Автор не пытается подражать МЬршаплу Маклювну, не делает сенсационных заявлений, не прибегает к дешевым риторическим приемам СН прослеживает те изменения, которые вносит изобретение фотографии в городской ландшафт: фото ГЬрижа не просто фиксируют его «османизацию», сам барон Осман — порождение духа фотографии. Дугой пример: Маккуайр показывает, как утверждение «взгляда на город сверху» связано с прогрессом военных технологий — после ковровых бомбардировок Роттердама и Дездена города перестают восприниматься как то, что нужно занять, но исключительно как то, что нужно уничтожить.
Нельзя было отбросить монументальный труд Альфреда Шхца. "Смысловая структура повседневного мира: очерки по феноменологической социологии", являющемся сборником трудов выдающегося американского социолога в которых раскрываются категории феноменологической социологии: конституирование жизненного мира, трансцендентальная интерсубъективность, смысловая структура действия, рациональность.
релевантность, типизация. Книга предназначенная для специалистов в области теоретической социологии, психологии, культурологии, массовой коммуникации, а также для аспирантов и студентов гуманитарных факультетов высших учебных заведений, позволяет доказать состоятельность социологических идей Рауля Ванейгема.
Источниковой базой для нашего исследования стали немногочисленные интервью Рауля Ванейгема в независимых изданиях, в которых он кропотиливо, используя язык понятный большинству, объясняет свои позиции по тем или иным вопросам. А также историческая хроника событий мая 1968 года, c комментариями непосредственных участников. Который можно разделить на три группы.
К первой группе можно отнести интервью посвященные вопросам государства, отношения Ванейгема к положению институтов власти в обществе. Этому посвященно интервью в журнале «Автономное действие» «Государство - ничто. Мы - все!», а также интервью либертарному изданию Not Bored, о понятии свободы, ее трансформации и деформации.
Ко второй группе следует отнести интервью-комментарии Рауля Ванейгема о движении мая 1968 года и ситуационизме. Этому посвященны публикации в журнале La Libre, в которой раскрывается оценка самим бывшим ситуационистом деятельности СИ, и, что немаловажно, дается критика этого движения от лица непосредственного участника. Подобный материал присутствует и в телевизионной передаче Ina Fr, которая была посвящена событиям мая 1968 года.
К третьей группе источников были отнесены интервью в которых, раскрываются характер личности самого Раул Ванейгема, через призмы вопросов касающихся общечеловеческих ценностей. Самым большим интервью по данному вопросы является материал журнала E-Flux «Разговоры с Раулем Ванейгемом». В этом материале дается не только обоснование его собственных идей, их зарождение и предпосылки, а также комментарий к
современном положению левых движений.
Рауля Ванейгема сложно отнести к социологам. Он всегда стремился быть вне идеологических позиций любых из существующих сторон. Даже будучи ситуационистом Ванейгем сохранял свои отличительные позиции, которыми были отказ от идеи революционного авангарда, и контрпозиция подразумеваюшая собой изменения самой жизни в ходе революции. Он полагал, что только с изменением повседневности, ее оборотом к достижению счастья и радости, в самых простых ее пониманиях, а не ежедневной стагнации ради достижения успеха и комерциализации общественной жизни, ради денег. С другой стороны настаивая на творчестве и критике повседневной жизни, позволило критиковать коммунизм, считавшийся в среде ситуационистов доминирующим направлением.
Рауль Ванейгем и его постепеная эволюция социологии, позволяют взглянуть на упадок леворадикальных сил в Европе, и возрастание недоверия к всей мировой политической системе. Отказ от участия в парламентской борьбе, выход на улицы, это теперь считается настоящей политикой, по словам Ванейгема, а отказ от идеологического дрейфа сильно напоминает, совершенно не левую повестку Realpolitik. Данные тезисы постепенно отдаляли Ванейгема от «классического ситуационизма» Ги Дебора, однако сам он никогда не отказывался от идей «Общества спектакля».
«Революция повседневной жизни» никогда не была книгой библией, книгой для практических действий. Этот труд, в первую очередь, был направлен людям незанимающихся политикой, умеющим отказаться от политических ярлыков. На практике книга Рауля Ванейгема, оказала влияние лишь на леворадикальное движение, находившееся, после мая 1968 года, в упадке, по причине того, что лидеры Красного мая в Париже, продали свои идеи за места в парламенте и министерствах.
Молодежь, в последствии утратившая своих лидеров, смогла изменить суть политики, перенеся ее на улицы из душных кабинетов бюрократов. В документальном фильме «Прекрасный май» 1963 года, режиссера Криса Маркера, этот процесс становится наиболее заметным. Раньше разговоры о политике сводились лишь к вопросу численности парламента, но никак не к уличным протестам. Сегодняшнее время доказывает обратное: Протесты против Макрона, протесты против Трампа, марш против свободной продажи оружия, ставшие одними из самых многочисленных во всем мире.
После ухода из Ситуационистского Интернационала, Ванейгем начал свое стремление к более радикальным либертарным идеям, не смотря на то что в своих труда все еще отстаивал идеи «Общества спектакля». Идеологический дрейф был чужд Раулю Ванейгему, от этого становится сложнее установить момент перехода от ситуационизма к либертарному направлению в социологии. Но период пост-ситуацинизма мы смело можем обозначить как либертарным.
Педагическое видение Ванейгема не отличается от идей либертарной педагогики, не признающих доминирующию роль педагога. Однако, он видит проблему в социальном заказе, в большинстве стран заказ на образование принадлежит государству, а не гражданам, даже несмотря на платные места и контракты на обучение.
Многие тезисы Рауля Ванейгема, остаются лишь теорей, не переходя за границы книг и мыслей людей, читающих их. «Революция посведневности» все еще не произошла. Однако, идеи ситуационистов остаются все еще актуальными на фоне всеобщего недоверя к политике. Недоверие к политике часто влечет отстуствие доверия и к другим общественным институтам, что может привести к кризисам в стране, подобным маю 1968 года.
Основная идея, которой придерживался Ванейгем на протяжении всей жизни, всей своей деятельности это волюнтаризм, способный к спонтанности и к разрушению «спектакля». Воля людей для Ванейгема не просто идеал, это практическая категория, которая может изменять общественные пространства и события, как на улицах, так и в парламентах.
Рауль Ванейгем и его постепеная эволюция социологии, позволяют взглянуть на упадок леворадикальных сил в Европе, и возрастание недоверия к всей мировой политической системе. Отказ от участия в парламентской борьбе, выход на улицы, это теперь считается настоящей политикой, по словам Ванейгема, а отказ от идеологического дрейфа сильно напоминает, совершенно не левую повестку Realpolitik. Данные тезисы постепенно отдаляли Ванейгема от «классического ситуационизма» Ги Дебора, однако сам он никогда не отказывался от идей «Общества спектакля».
«Революция повседневной жизни» никогда не была книгой библией, книгой для практических действий. Этот труд, в первую очередь, был направлен людям незанимающихся политикой, умеющим отказаться от политических ярлыков. На практике книга Рауля Ванейгема, оказала влияние лишь на леворадикальное движение, находившееся, после мая 1968 года, в упадке, по причине того, что лидеры Красного мая в Париже, продали свои идеи за места в парламенте и министерствах.
Молодежь, в последствии утратившая своих лидеров, смогла изменить суть политики, перенеся ее на улицы из душных кабинетов бюрократов. В документальном фильме «Прекрасный май» 1963 года, режиссера Криса Маркера, этот процесс становится наиболее заметным. Раньше разговоры о политике сводились лишь к вопросу численности парламента, но никак не к уличным протестам. Сегодняшнее время доказывает обратное: Протесты против Макрона, протесты против Трампа, марш против свободной продажи оружия, ставшие одними из самых многочисленных во всем мире.
После ухода из Ситуационистского Интернационала, Ванейгем начал свое стремление к более радикальным либертарным идеям, не смотря на то что в своих труда все еще отстаивал идеи «Общества спектакля». Идеологический дрейф был чужд Раулю Ванейгему, от этого становится сложнее установить момент перехода от ситуационизма к либертарному направлению в социологии. Но период пост-ситуацинизма мы смело можем обозначить как либертарным.
Педагическое видение Ванейгема не отличается от идей либертарной педагогики, не признающих доминирующию роль педагога. Однако, он видит проблему в социальном заказе, в большинстве стран заказ на образование принадлежит государству, а не гражданам, даже несмотря на платные места и контракты на обучение.
Многие тезисы Рауля Ванейгема, остаются лишь теорей, не переходя за границы книг и мыслей людей, читающих их. «Революция посведневности» все еще не произошла. Однако, идеи ситуационистов остаются все еще актуальными на фоне всеобщего недоверя к политике. Недоверие к политике часто влечет отстуствие доверия и к другим общественным институтам, что может привести к кризисам в стране, подобным маю 1968 года.
Основная идея, которой придерживался Ванейгем на протяжении всей жизни, всей своей деятельности это волюнтаризм, способный к спонтанности и к разрушению «спектакля». Воля людей для Ванейгема не просто идеал, это практическая категория, которая может изменять общественные пространства и события, как на улицах, так и в парламентах.



