Тип работы:
Предмет:
Язык работы:


ПОВСЕДНЕВНОСТЬ ЖИТЕЛЕЙ ТАССР В 1941-1945 гг. ПО ВОСПОМИНАНИЯМ ДЕТЕЙ ВОЙНЫ

Работа №31922

Тип работы

Дипломные работы, ВКР

Предмет

история

Объем работы83
Год сдачи2018
Стоимость6300 руб.
ПУБЛИКУЕТСЯ ВПЕРВЫЕ
Просмотрено
619
Не подходит работа?

Узнай цену на написание


Введение 3
Глава 1. Материальные условия жизни населения ТАССР в 1941-1945 гг.
1.1. Бытовые условия 13
1.2. Питание 23
Глава 2. Трудовая деятельность жителей Татарской АССР в период Великой Отечественной войны.
2.1 Работа на промышленных предприятиях и в научно-исследовательских центрах 34
2.2. Труд в сельском хозяйстве 41
2.3. Формы помощи фронту в свободное время 49
Глава 3. Повседневность жителей ТАССР в военный период.
3.1. Особенности коммуникации советских людей в условиях
военного времени 54
3.2. Девиантное поведение в обществе 67
Заключение 73
Список использованных источников и литературы 81
Приложения

Актуальность. Великая Отечественная война является одним из важнейших событий как в истории СССР, так и во всей мировой истории. Война стала переломным этапом в истории человечества, изменила систему международных отношений. Для Советского Союза она является одной из самых героических, но одновременно и трагических страниц истории.
Важную роль в победе в Великой Отечественной войне сыграл советский народ. Беспримерные подвиги людей на фронтах и в тылу повлияли на исход войны. Жизнь советских людей в тылу является важным аспектом в изучении Великой Отечественной войны. Война кардинально изменила повседневную жизнь людей, вся деятельность советского народ была направлена на достижение военных целей. Повседневная жизнь в Татарской АССР также потерпела изменения: люди вынуждены были изменить свой привычный уклад в связи с войной. О том, каким образом менялась повседневная жизнь людей в годы войны, можно проследить по воспоминаниям детей войны.
Изучение, анализ и систематизация материалов воспоминаний детей войны, относящиеся к повседневности жителей ТАССР, могут составить картину жизни людей в тылу в период Великой Отечественной войны. Данная тема также является актуальной тем, что на данный момент мы имеем возможность зафиксировать воспоминания детей войны в формате интервью, дополнить источниковую базу исследования новыми данными.
Существуют различные мнения исследователей относительно того, кого именно считать детьми войны. В данном вопросе можно выделить два основных положения. Первое состоит в том, что ряд исследователей определяет в категорию детей войны тех, кто в период войны был в возрасте до 17 лет, то есть до призывного возраста. Второе положение касается того, что психологический возраст людей военного времени отличается от мирного: дети войны были более ответственными и проходили этапы взросления намного быстрее, в связи с чем 12-13 летнего подростка в большинстве случаев можно было назвать сформированным в психологическом плане, взрослым человеком. Для данной работы был использован первый вариант, так как быстрое взросление детей - это одна из особенностей влияния военного времени на психику ребенка, которая не отменяет тот факт, что физиологически их нельзя было назвать полностью сформированным человеком, кроме того, несмотря на возросшую ответственность, дети ввиду возраста не могли понять и воспринять многие моменты так, как взрослые. Таким образом, для обозначения людей, относящихся к детям войны, приняты временные рамки, предложенные В.Ф.Телишевым: от 1928 до 1945 года рождения.
Хронологические рамки данной работы охватывают период Великой Отечественной войны. Левая граница соответствует началу войны - 22 июня 1941 года, правая граница - окончанию войны - 9 мая 1945 года. В работе были применены данные хронологические рамки в связи с тем, то они являются официальными границами Великой Отечественной войны. Изменения в повседневной жизни людей происходят постепенно и зависят от ряда обстоятельств, в связи с чем нельзя выделить конкретные этапы, когда эти изменения происходили. С началом войны в стране происходили события, оказавшие влияние на жизнь людей в различных регионах, а с завершением войны, появлением новых законодательных актов, возвращением мужского населения с фронта повседневность населения приобретала новые черты. Поэтому в работе были рассмотрены особенности повседневности жителей ТАССР в период Великой Отечественной войны.
Объектом исследования является повседневная жизнь населения СССР в годы Великой Отечественной войны. Предмет исследования - структура повседневности жителей ТАССР в 1941-1945-е годы.
Данная работа оснащена широкой источниковой базой: использованы письменные, устные и визуальные источники.
Среди письменных источников, использованных в работе, можно выделить источники личного происхождения, статистические данные и законодательные документы.
Особое внимание в данной работе уделено источникам личного происхождения, основу которых составляют воспоминания детей войны, опубликованные в различных сборниках, посвященных истории Великой Отечественной войны . Воспоминания детей войны являются ценным источником, так как имеют рад особенностей. Взрослые люди зачастую не обращали внимания на моменты повседневной жизни ввиду того, что вся их жизнь была посвящена выполнению планов, организации нового распорядка, заботе о своих родных. Кроме того, взрослые люди проще и более осознанно относились к изменениям в повседневной жизни, происходившими в период войны. Дети же, ввиду их эмоциональности, многие моменты запомнили более ярко и детально. Также в воспоминаниях дети отмечают наиболее необычные для них события повседневности, которые зачастую не воспринимались взрослыми - этот момент является важным для понимания смены жизненного уклада людей в военный период. Однако следует отметить субъективность данного вида источников и тот факт, что многие из этих воспоминаний составлялись на закате жизни человека, что приводит к искажению действительности и необходимости критического подхода, анализа и сравнения с другими источниками.
При работе были использованы статистические данные по различным аспектам социальной и экономической жизни в ТАССР во время Великой Отечественной войны , актовые материалы: документы, постановления, касающиеся повседневной жизни в СССР в 1941-1945-е годы и литература по истории ТАССР и истории Великой Отечественной войны.
Большое значение имеют и устные источники. К ним относятся воспоминания, собранные в формате интервью и устного опроса детей войны.
Кроме того, была проведена работа с визуальными источниками: рисунками детей войны, фотографиями, отражающими повседневную жизнь в ТАССР в рассматриваемый период.
Оценивая степень изученности проблемы, следует выделить ряд работ, посвященных изучению социально-экономических аспектов жизни в военное время в СССР, в которых можно выделить разделы, посвященные повседневности в Татарской АССР4. В данных разделах можно выявить информацию об особенностях повседневности жителей республики в период Великой Отечественной войны. В контексте данной работы литература, посвященная социально-экономическим условиям жизни также важна с точки зрения сравнения, проверки и выявления неточностей в воспоминаниях детей войны.
В последнее десятилетие XX века и в современной историографии наблюдается большой интерес к событиям, происходившим во время Великой Отечественной войны в различных регионах страны. Существуют работы, посвященные истории детства и повседневности жителей СССР в военный период. В них можно выделить общие черты в изменении повседневной жизни на территории страны, найти информацию об особенностях воспитания, ежедневных занятиях детей и их реакции на происходящие события. Кроме того, в этих работах содержится много информации об особенностях жизни детей в условиях войны, что позволяет дать объяснение причин, по которым наиболее четко дети войны запомнили и выделили определенные события.
В современной историографии также выделяются исследования, направленные на изучение данного вопроса в конкретном регионе, в которых внимание авторов акцентируется на условиях жизни людей на разных территориях Советского Союза. По данным работам можно проследить общие черты повседневности жителей СССР и различия между регионами, которые относились к прифронтовым территориям или важным тыловым местностям. К таким работам относятся исследования по материалам Краснодарского края, Пермской (Молотовской) и Вологодской областей, Урала , Западной и Восточной Сибири , Узбекистана и других областей.
Также следует отметить работы, в которых можно выделить отдельные сферы повседневной жизни в тылу . Такие работы содержат информацию об изменениях, которые происходили в тыловых регионах с 1941 года, и о вкладе жителей этих регионов в помощь фронту. Однако работ, посвященных жизни в тылу в ТАССР немного, кроме того, среди них нет тех, в которых рассматривались бы различные аспекты повседневности, от питания и бытовых условий до взаимоотношений внутри общества.
Цель данной работы - исследовать повседневную жизнь в ТАССР во время Великой Отечественной войны по материалам воспоминаний детей войны.
Исходя из указанной цели исследования, его основными задачами являются:
1) рассмотреть материальные условия жизни в ТАССР во время Великой Отечественной войны по материалам воспоминаний детей войны;
2) выявить специфику трудовой деятельности в тылу в Татарской АССР в 1941-1945 годах;
3) раскрыть особенности повседневности в военный период.
В процессе работы были использованы общенаучные и методы исторического исследования. При работе с источниками был применен аналитический метод, а также метод индукции. Сравнительно-исторический метод используется в работе для сопоставления определенных элементов воспоминаний детей войны между собой и с информацией, полученной из актовых материалов, статистических данных и литературы, посвященной различным аспектам истории Великой Отечественной войны. Для выявления ключевых особенностей повседневной жизни в ТАССР в военный период был применен метод исторической реконструкции. Историко-типологический метод был использован при рассмотрении определенных элементов повседневной жизни.
В работе были применены следующие методологии: история повседневности и устная история и методология работы с мемуарами.
Мемуары, как один из видов источников личного происхождения, имеют ряд характерных особенностей, влияющих на процесс исторического исследования. К таким особенностям относятся субъективность и ретроспективность мемуаров. Воспоминания всегда содержат в себе определенную долю личного мнения, относятся к прошлому. При этом следует отметить, что отношение человека в момент свершения тех или иных событий и в момент создания воспоминаний могут отличаться. В связи с данными характеристиками следует отметить особое значение критического подхода при работе с мемуарами и необходимость анализа и детального сопоставления с другими источниками.
Как исторический источник мемуары также характеризуются тем, что в них содержится фактическая информация о происходивших событиях, а не оценка исследователя. Несмотря на высокую степень субъективизма данного вида источников личного происхождения, они имеют высокую научную значимость, так как именно в воспоминаниях можно найти информацию об элементах быта, взаимоотношениях между людьми и повседневной жизни в целом.
Особенностью устной истории является уникальность, эмоциональность и тонкость описания явлений, но следует отметить и моменты, при которых необходим критический подход. В первую очередь устные источники являются одними из самых субъективных. Кроме того, необходимо отметить характерные особенности устных источников, использованных при данной работе: эмоциональность и большой временной промежуток, отделяющий человека от описываемых событий.
Существует несколько методов формирования информации на основе устной истории: беседа, опрос, интервью, собеседование. В данной работе был использован метод интервью, который позволяет акцентировать внимание на тех элементах в воспоминаниях детей войны, которые соответствуют предмету исследования - структуре повседневной жизни в ТАССР. При работе с интервью существует ряд особенностей. Прежде всего необходимо выявить тему интервью и по заданной теме составить вопросы. При фиксировании информации, получаемой из интервью, респондент дословно записывает ответы на вопросы и затем оформляет эту информацию по заданному формату. При фиксировании устной истории исследователь может столкнуться с такими проблемами, как стилистика повествования и разговорные элементы речи, которые могут не отвечать формату научной работы. Однако правила проведения интервью запрещают респонденту вносить коррективы в речь опрашиваемого.
История повседневности является инновационным направлением в исторической науке. Внимание исследователей направлено на повседневность в различные периоды истории, так как она позволяет проследить динамику изменений, происходящих в обществе и показать влияние тех или иных исторических событий на жизнь людей. История повседневности ориентирована на изучение образа жизни людей, их взаимодействия, условий проживания.
При исследовании повседневности большую роль играет устная история, которая позволяет дополнить источниковую базу и способствует более глубокому изучению темы. Таким образом, одной из ключевых особенностей данной работы является использование методологии устной истории.
Повседневность - это обыденная, привычная жизнь людей. Существуют различные трактовки элементов, входящих с структуру повседневности. Исследователи сходятся во мнении о том, что составляющими повседневной жизни являются быт в широком смысле, взаимоотношения людей, эмоциональный отклик человека на события внешнего мира. Однако в данном направлении исторической науки можно выделить два наиболее дискуссионных момента: является ли трудовая деятельность и праздники составляющими повседневной жизни.
Исследователи предлагают варианты критериев и структуры повседневности, среди которых можно встретить мнение о том, что история повседневности не включает в себя рабочую сферу, так как представляет собой лишь частную жизнь человека. Однако нередко в работах, посвященных истории повседневности, можно встретить и иную точку зрения. Например, А.Шюц выделяет трудовую деятельность в отдельный компонент истории повседневности, объясняя это тем, что человек постоянно действует в контексте своей физической активности и ее никак нельзя исключать . Милешина Н.А. и Меркушин А.В. приходят к выводу о том, что исключение труда из повседневности человека является нерациональным, так как работа напрямую влияет на образ жизни человека, его привычки и семейные заботы.
Особые знаковые события принято исключать из истории повседневности, однако проведение досуга и праздники, показывающие суть уклада жизни людей, являются ее неотъемлемой частью при условии, что они не повлияли на общение и не привели к изменениям ежедневных занятий и привычек человека.
Таким образом, структура повседневности может варьироваться в зависимости от тематики исследования. В данной работе в структуру повседневности включены такие элементы, как быт, трудовая деятельность, взаимоотношения людей, проведение досуга и частная жизнь, потому что только при рассмотрении и анализе всех этих составляющих можно сделать выводы об особенностях повседневной жизни в военный период.
Особенностью истории повседневности также является то, что исследователю необходимо охватить все стороны деятельности человека: и условия жизни, и общение с другими людьми, а также мысли и переживания людей в конкретный период.
Решению поставленных задач подчинена структура исследования. Работа состоит из трех глав, первая и третья главы делятся на две части, вторая- на три. Каждая из глав содержит в себе информацию об определенном элементе повседневной жизни в Татарской АССР в 1941-1945 гг. Первая глава посвящена рассмотрению материальных условий жизни. В главе проводится обзор бытовых условий и питания людей на основе воспоминаний детей войны. Во второй главе рассматривается трудовая деятельность людей. В данной главе трудовая активность людей во время войны разделена на три части: работа на промышленных предприятиях и в научно-исследовательских центрах, работа в сельском хозяйстве и помощь фронту в свободное от основной работы время. Во второй главе произведен разбор нового явления повседневной жизни - помощи фронту, проанализирована ценность воспоминаний детей войны как источника по данному вопросу. Третья глава посвящена повседневности и способам проведения досуга ТАССР в военный период. В двух частях данной главы раскрыты основные черты взаимодействия людей и способы проведения досуга во время войны в городах и сельской местности, а также рассмотрены примеры девиантного поведения в обществе, которые отмечены в воспоминаниях детей войны.


Возникли сложности?

Нужна помощь преподавателя?

Помощь студентам в написании работ!


Воспоминания детей войны содержат в себе большой объем информации о повседневности жителей ТАССР в 1941-1945 годах. Дети войны отмечают различные аспекты повседневной жизни: бытовые трудности, проблемы с обеспечением питания, ежедневную трудовую деятельность населения республики, а также особенности коммуникации людей в военный период и способы проведения досуга.
1. В период войны большой дискомфорт в повседневной жизни доставляло отсутствие бытовых удобств как в городах, так и в сельской местности. В городах население проживало в многоквартирных или частных домах, многие люди проживали в коммунальных комнатах. Во время войны в ТАССР были переселены многие эвакуированные и беженцы с прифронтовых и оккупированных территорий. Эвакуированные подселялись в квартиры к местным жителям и в коммунальные комнаты.
Отсутствие водопровода и отопления были распространенной проблемой в городах. Для обеспечения своей семьи водой и теплом людям, в большинстве случаев женщинам и детям, необходимо было выполнять ряд дополнительных обязанностей. Отсутствие газа и электричества в домах также создавало трудности в процессе приготовления пищи, особенно это касалось коммунальных квартир.
С еще большим объемом бытовых трудностей сталкивались жители сельской местности. По причине отсутствия в деревнях мужчин, ушедших на фронт, подавляющая часть мужских обязанностей ложилась на плечи женщин и детей. Дети войны также указывают на такие особенности бытовых условий, как отсутствие мыла, спичек и керосина. Дефицит этих товаров приводил не только к недостатку тепла и сложностям приготовления пищи, но и к плохому санитарному состоянию жилых помещений и одежды. Люди находили различные способы замены этих средств, например, вместо мыла использовали золу. Однако антисанитария была распространенным явлением во время войны и становилась причиной инфекционных заболеваний.
Один из ключевых моментов, который можно выделить в большинстве воспоминаний детей войны - это проблема скудности питания. Многие дети войны подчеркивают, что голод был всеобщим явлением в период Великой Отечественной войны. Более заметной эта проблема была в городах в первые два года войны. Большое влияние на повседневность жителей республики оказывала карточная система. Люди вынуждены были тратить до нескольких часов в очередях с целью получения продуктов и бытовых принадлежностей по талонам. Дети войны часто описывают длинные очереди, которые зачастую становились серьезным испытанием. В воспоминаниях также упоминаются такие эпизоды, как потеря и воровство карточек, случаи, когда талоны не отоваривались полностью.
2. В повседневной жизни людей во время войны большую часть времени занимала трудовая деятельность. Дети войны вспоминают о том, что время, проведенное с родителями, ценилось очень высоко, так как взрослые люди ежедневно проводили большую часть суток на работе. Жители Татарской АССР внесли большой вклад в помощь фронту. В республике люди работали на промышленных предприятиях и в научно-исследовательских центрах, большую роль играли результаты труда в сельском хозяйстве.Условия работы во всех сферах в военный период были ужесточены, многие дети войны подчеркивают и возросший уровень ответственности и риска, с которыми сталкивались их родители. В ТАССР было эвакуировано много промышленных предприятий и научно-исследовательских центров, в которых работали жители республики. В условиях мобилизации мужчин призывного возраста на фабриках и заводах значительная часть работы выполнялась женщинами, был распространен детский труд. Мужчины, получившие бронь, трудились в условиях увеличения продолжительности рабочего дня, вносили большой вклад в исследования новых видов оружия, военной техники, в разработку и осуществление новых технологий и во многих других сферах. В военный период распространенным явлением стали сверхурочные работы.
В воспоминаниях детей войны, проживавших в 1941-1945 годах в деревнях и селах, можно найти большой объем информации о работе в сельском хозяйстве. В Татарской АССР производилась сельскохозяйственная продукция, которая поставлялась государству. Дети войны отмечают, что условия труда в военный период были особенно тяжелыми.
Помощь фронту осуществлялась также и в свободное от работы время. Многие дети войны вспоминают о различных видах материальной помощи, исходившей от населения республики. Дети войны рассказывают о поставках одежды и обуви на фронт, во многих воспоминаниях также встречаются эпизоды, в которых описывается процесс рукоделия женщин и пожилых людей, так как вязанные изделия также в большом количестве отправлялись на фронт. Жители Татарской АССР осуществляли не только материальны виды помощи. Большую роль играло участие населения республики в оказании помощи раненым в госпиталях, которые в большом количестве функционировали на территории республики. Моральная поддержка была характерна не только по отношению к раненым. Переживание за своих родных и за судьбу страны стало одним из ключевых факторов, сплотивших население республики. Люди собирались вместе для получения новостей с фронта по радио, постоянно следили за обстановкой на фронтах и поясняли ее тем людям, которые ввиду необразованности или недостатка времени не смогли ее понять. Жители Татарской АССР старались оказать материальную, физическую и психологическую помощь нуждающимся: делились продуктами питания, одеждой, бытовыми принадлежностями, помогали присматривать за детьми и старались успокоить и поддержать женщин, потерявших на фронтах войны своих мужей и сыновей.
3. В период войны свободное время людей было сильно ограничено и было направлено прежде всего на решение бытовых трудностей. Однако дети войны отмечают, что люди старались выделять время и на различные способы досуга. Жители ТАССР продолжали культурно развиваться, несмотря на сложную остановку. Время на просвещение и развитие было ограничено, но люди старались найти это время для чтения, посещения театров и концертов или просто собирались вместе, читая стихотворения и исполняя песни.
Воспоминания детей войны отражают разные аспекты повседневности жителей Татарской АССР в период Великой Отечественной войны. В зависимости от возраста дети войны описывают события более подробно, либо лишь общими чертами, что характерно для тех, кто в период войны ее не достиг 5-6 лет, то есть более сознательного возраста. Следует отметить, что в некоторых положениях воспоминаний детей войны выявлены существенные расхождения в деталях описания. Например, такие расхождения касаются санитарных условий в городах и сельской местности. Большая часть детей войны подчеркивает плохие санитарные условия и дефицит бытовых средств, однако в некоторых воспоминаниях можно выделись уверенное утверждение о том, что даже в военный период санитарное состояние поддерживалось на допустимом уровне и риска эпидемий не было. Что касается области культурного просвещения, то одни дети войны утверждают, что в 1941-1945 годах в республике был не только физический, но и духовный голод, другие же вспоминают, что в это время, несмотря на ситуацию в стране, у людей была возможность развиваться духовно: читать книги, посещать театры и концерты.
Воспоминания детей войны - ценный исторический источник. Дети войны были свидетелями происходящих событий изнутри, в связи с чем можно отметить более детальные описания многих явлений. Кроме того, необходимо подчеркнуть и специфику возраста, при котором необъяснимые и сложные явления запоминаются ребенком ярче, чем взрослым человеком, который в процессе решения ежедневных проблем может не отложить в памяти многие элементы повседневной жизни. При использовании данного источника для исследования повседневной жизни в ТАССР в годы Великой Отечественной войны необходимо учитывать ряд особенностей воспоминаний детей войны. Прежде всего к этим особенностям относятся субъективность и ретроспективность, в связи с чем многие детали в описании могут быть упущены или искажены. Необходимо также отметить и тот факт, что люди вспоминают события, происходившие в их детстве, что также может повлиять на достоверность излагаемого материала.
Необходимо также обозначить, что расхождения в данных, полученных из воспоминаний детей войны, объясняются рядом причин, которые следует учитывать в процессе исследования. Дети в период войны находились в разном возрасте и воспитывались в семьях в различным уровнем благосостояния и методами воспитания. Эти особенности могли стать причиной различий в повседневной жизни окружающих людей и наложить отпечаток на эмоциональное восприятие происходящих событий. Более того, необходимо учитывать и тот факт, что в различные сезоны года и периоды войны условия жизни менялись, что не всегда отмечается самими детьми войны в воспоминаниях и может стать причиной выявления неточностей.
Таким образом, в процессе работы с воспоминаниями детей войны были выявлены особенности повседневности жителей Татарской АССР в период Великой Отечественной войны. В результате анализа воспоминаний и сопоставления их друг с другом и с другими источниками были выделены аспекты повседневной жизни, в которых отмечается наиболее существенные изменения в связи с условиями военного времени.



1.1. Барабанов В.П. Дети войны / В.П. Барабанов. - Казань: Издательство Казанского химико-технологического института, 2012. - 187с.
1.2. Белозёров А.Ф., Гаврилов А.А., Митропольский Э.Р. Наше военное детство. Вспоминают дети войны ... / А.Ф. Белозеров и др. - Казань: Логос, 2015. - 195 с.
1.3. Бердников Г.П. Совесть памяти: альманах / Г.П.Бердников. - Казань: Отечество, 2013. - 231 с.
1.4. Ибрагимов М. Хлеб военной поры / М. Ибрагимов // Казань =
Kazan: Иллюстрированный общественно-политический, историко
публицистический и литературно-художественный журнал. - 2015. - № 5. - С. 74-78.
1.5. Иванова В. И. Сборник законов СССР и Указов Президиума Верховного Совета СССР (1938 - 1956). - М.: Государственное издательство юридической литературы, 1956. - 534 с.
1.6. Кривоножкина Е.Г., Ханипова И.И. Дети в условиях эвакуации. Татарская АССР. 1941-1945 гг.: Сборник документов и материалов. - Казань: Главное архивное управление при Кабинете Министров Республики Татарстан, 2013. - 416 с.
1.7. Кудрецкая Э.Г. Дети военных лет. / Э.Г. Кудрецкая // Казань. - 2005. - № 4. - С. 93-95.
1.8. Мы сурового времени дети: воспоминания о Великой
Отечественной войне / под ред. С.И. Никоновой. - Казань: Издательство Казанского государственного архитектурно-строительного университета, 2015. - 182 с.
1.9. Небольсина М.В. Память военного и послевоенного детства в творчестве Рустема Кутуя / М.В. Небольсина // Научный Татарстан. - 2010. - №2. - С. 43-48.
1.10. Обшивалкина М.С. А были вместе - детство и война... Рисунок не на свободную тему / М.С. Обшивалкина. - Казань: Заман, 2015. - 80 с.
1.11. Промышленность СССР. Статистический сборник / Под ред. Г.К. Иванова. - М.: Государственное статистическое издательство, 1957. - 447 с.
1.12. Семенова А.С. Старая фотография рассказывает.: в рамках проекта «Вспоминают дети войны»: посвящается 200-летию Казанского государственного медицинского университета. / А.С. Семенова. - Казань: КГМУ, 2014. - 191 с.
1.13. Телишев В.Ф. Живая память: воспоминания детей войны. В 3-х ч. Вып. 1 / В.Ф. Телишев. - Казань: Казанский федеральный университет, 2013. - 188 с.
1.14. Телишев В.Ф. Живая память: воспоминания участников,
ветеранов и детей войны. В 3-х ч. Ч. 2. / В.Ф. Телишев. - Казань: Изд-во Казанского университета, 2015. - 148 с.
1.15. Фасхутдинова Е.Н. Жизнь в годы войны глазами детей. По воспоминаниям очевидцев / Е.Н. Фасхутдинова. - Казань: Идель-Пресс, 2015.- 96 с.
1.16. Хисамиева Г. Воспоминания детей военных лет как исторический источник / Г. Хисамиева // Гасырлар авазы = Эхо веков: науч.-докум. журн. / Кабинет министров Республики Татарстан. - 2011. - №1-2. - С. 106-109.
1.17. Шувалов Л. Хотнинское детство / Л. Шувалов // Казань = Kazan:
Иллюстрированный общественно-политический, историко
публицистический и литературно-художественный журнал. - 2016. - № 7. - С. 61-71.
II. Литература
2.1. Алпатов Н. И. Детские дома Узбекистана в период Великой Отечественной войны / Н.И. Алпатов // Советская педагогика. - 1943. -№ 8. - С. 1-20; № 9. - С. 317-360.
2.2. Анисков В. Т. Жертвенный подвиг деревни: крестьянство Сибири в годы Великой Отечественной войны / В.Т. Анисков. - Новосибирск: Институт истории СО РАН, 1993. - 243 с.
2.3. Базаржапов В. Б. Национальные районы Сибири и дальнего Востока в годы Великой Отечественной войны / В.Б. Базаржапов. - Новосибирск: Наука, 1981. - 217 с.
2.4. Базаржапов В. Б. Трудовой подвиг тыла / В.Б. Базаржапов. - Улан-Удэ: Бурят. книж. изд-во, 2000. - 160 с.
2.5. Белановский С.А. Глубокое интервью / С.А. Белановский. - М.: Никколо-Медиа, 2001. - 320 с.
2.6. Дубнинская Т.И. Социальная адаптация детей на территории
Западной Сибири в годы Великой Отечественной войны: Анализ
исторического опыта / Т.И. Дубнинская. - Томск, 2004. - 249 с.
2.7. Зинич М. С. Будни военного лихолетья, 1941-1945 гг. / М.С. Зинич. - М.: Международное агентство «Русская пресс-служба», 1994. - 256 с.
2.8. Копылов Ф. В. Социокультурные и бытовые условия жизни населения прифронтовых/тыловых городов Вологодской области в период
Великой Отечественной войны / Ф.В. Копылов. - Череповец: Изд-во Череповецкого гос. Ун-та, 2017. - 323 с.
2.9. Коренюк В. М. Повседневная жизнь детей военного и послевоенного времени (по материалам Молотовской области) / В.М. Коренюк. - Омск, 2017. - 293 с.
2.10. Кравченко Г. С. Экономика СССР в годы Великой Отечественной войны / Г.С. Кравченко. - М.: Экономика, 1970. - 391 с.
2.11. Кривоножкина Е.Г. Организация быта и труда детей в сельских районах Татарской АССР в годы Великой Отечественной войны. Казань // Гасырлар авызы - Эхо веков. - 2012. - №3/4. - С. 70-81.
2.12. Ложкина И. А. Социальная защита детей-сирот в годы Великой Отечественной войны / И.А. Ложкина. - Ижевск: Издательство Удмуртского государственного университета, 2010. - 240 с.
2.13. Марков Б.В. Культура повседневности / В.Б. Марков. - СПб: Алетейя, 2008. - 352 с.
2.14. Милешина Н.А., Меркушин А.В. История повседневности как научное направление. Исторические, философские, политические и юридические науки, культурология и искусствоведение. Вопросы теории и практики / Н.А. Милешина. - 2015. - № 11. - С. 98-152.
2. 15. Пушкарева Н. Л. «История повседневности» и «история частной жизни»: содержание и соотношение понятий // Социальная история: ежегодник, 2004. - М., 2005. - С. 93-113.
2.16. Пушкарева Н. Л. Частная жизнь и проблемы повседневности глазами историка // Социальная история: ежегодник, 2003. - М., 2003. - С. 15-32.
2.17. Реброва И. В. Великая Отечественная война в мемуарах: историко-психологический аспект: На материалах Краснодарского края / И.В. Реброва. - Краснодар, 2005. - 255 с.
2.18. Соловьева В.В. Бытовые условия персонала промышленных предприятий Урала в 1941-1945 гг.: государственная политика и стратегии адаптации / В.В. Соловьева. - Екатеринбург, 2011. - 325 с.
2.19. Теряева А.П. Труд в колхозах во время Великой Отечественной войны / А.П. Теряева. - М.: Сельхозгис, 1947. - 128 с.
2.20. Чаадаев Я. Е. Экономика СССР в годы Великой Отечественной войны (1941-1945 гг.) / Я.Е. Чаадаев. - М.: Мысль, 1985. - 380 с.
2.21. Шюц А. Структура повседневного мышления/ А. Шюц // Социологические исследования. - 1988. - № 2. - С. 23-34.


Работу высылаем на протяжении 30 минут после оплаты.



Подобные работы


©2024 Cервис помощи студентам в выполнении работ