РОЛЬ СРЕДСТВ МАССОВОЙ ИНФОРМАЦИИ В ПРОЦЕССЕ ОБУЧЕНИЯ ШКОЛЬНИКОВ ОБЩЕСТВОЗНАНИЮ
|
Введение
1 Теоретические аспекты исследования роли средств массовой информации в процессе обучения школьников обществознанию 9
1.1 Характеристика, функции средств массовой информации в современной
России 9
1.2 Влияние средств массовой информации на становление личности
школьников 14
1.3 Особенности организации использования источников средств массовой
информации в процессе обучения обществознанию 20
Выводы по I главе 35
II. Экспериментальное исследование роли средств массовой информации
в процессе обучения школьников обществознанию 36
2.1 Организация выборки и описание методик исследования 36
2.2 Реализация программы формирующего этапа экспериментального
исследования 45
2.3 Анализ и интерпретация результатов контрольного этапа
экспериментального исследования 57
Выводы по II главе 64
Заключение 65
Список использованных источников и литературы 68
Приложение 74
1 Теоретические аспекты исследования роли средств массовой информации в процессе обучения школьников обществознанию 9
1.1 Характеристика, функции средств массовой информации в современной
России 9
1.2 Влияние средств массовой информации на становление личности
школьников 14
1.3 Особенности организации использования источников средств массовой
информации в процессе обучения обществознанию 20
Выводы по I главе 35
II. Экспериментальное исследование роли средств массовой информации
в процессе обучения школьников обществознанию 36
2.1 Организация выборки и описание методик исследования 36
2.2 Реализация программы формирующего этапа экспериментального
исследования 45
2.3 Анализ и интерпретация результатов контрольного этапа
экспериментального исследования 57
Выводы по II главе 64
Заключение 65
Список использованных источников и литературы 68
Приложение 74
Актуальность темы исследования обуславливается тем, что проблема использования различных источников информации в преподавании курса «Обществознание» является особо важной на сегодняшний день. Так в требованиях к уровню подготовки выпускников школы одними из главных умений являются: осуществление поиска информации, которая представлена во всевозможных знаковых системах (таблицах, схемах, текстах, диаграммах); извлечение из неадаптированных текстов соответствующих знаний по заявленной теме. Современная концепция образования нацелена на следующие результаты: формирование у школьников универсальных
учебных действий, развитие профессиональной ориентации и навыков исследовательской деятельности.
Однако у самих обучающихся возникают сложности в работе с печатными или визуальными материалами, которые являются средствами массовой информации. Ученики с трудом ориентируются в предоставленной информации, не могут критически осмысливать предлагаемые сведения, к тому же велико манипулятивное воздействие электронных и печатных информационных каналов. Именно поэтому особую важность представляет задача научить подрастающее поколение работать с источниками СМИ.
Реализовать развитие соответствующих компетенций можно с помощью школьного курса «Обществознание», для преподавания которого в современных школах созданы необходимые условия: наличие проекторов, интерактивных досок и т.д. Использование СМИ вместе с современными ИКТ-технологиями повысит качество и результативность образовательного процесса.
Объектом исследования выступает процесс обучения обществознанию в школе.
Предметом исследования является процесс и результат использования материалов средств массовой информации в обучении обществознанию.
Цель исследования: разработать и апробировать программу использования источников СМИ в процессе обучения обществознанию.
Гипотеза исследования: обучение школьников обществознанию будет эффективнее, если:
- определить и конкретизировать сущность и функции средств массовой информации;
- обобщить информационные ресурсы обучения курса обществознания и на их основе выявить логические приемы и методы работы с источниками СМИ;
- разработать задания и задачи на основе материалов средств массовой информации, позволяющие углубить, конкретизировать обществоведческие знания школьников и развить навыки работы с инфокоммуникационными источниками.
Достижение поставленной цели потребовало решения следующих исследовательских задач:
- раскрыть особенности функционирования средств массовой информации в современной России;
- охарактеризовать влияние средств массовой информации на процесс социализации подростков;
- определить особенности использования средств массовой информации на уроках обществознания;
- разработать и внедрить в образовательный процесс программу использования средств массовой информации в обучении обществознанию подрастающего поколения.
Теоретико-методологическая основа. Теоретическую и методологическую базу исследования составили труды ученых по вопросам методики преподавания обществознания, проблемам социализации, научные статьи о функционировании средств массовой информации в современном обществе.
Источниками исследования являются нормативно-правовые акты, которые определяют функционирование СМИ ; приказы Министерства образования и науки Российской Федерации , распоряжения Правительства , концепция преподавания дисциплины «Обществознание».
При рассмотрении особенностей социализации на современном этапе развития общества мы использовали труды таких ученых, как: Штомпка П. , Ковалева А.И. , - в них представлены теоретические аспекты процесса социализации личности. Супиков В.Н. в своем исследовании выделяет подходы к определению сущности процесса социализации личности, а также акцентирует внимание на субъект-субъектном подходе, при котором человек не просто адаптируется к имеющимся общественным условиям, а преобразует их, что способствует совершенствованию социальной и природной среды, а также внутреннего мира человека.
Учитывая такие тенденции образования, как компьютеризация и интернационализация, мы использовали статью Ростовцевой М.В. , которая, в отличие от других авторов, выделяет принципиально новый фактор социализации - глобализационный, включающий воздействие на личность информатизации, компьютеризации и мировых интеграционных процессов.
При изучении вопроса о влиянии материалов СМИ на подрастающее поколение мы использовали работы исследователей, среди которых Зейтунян М.А., Гришкова С.С., Бибик Л.Н. в своих работах анализируют влияние периодических изданий, телепередач на процесс становления личности.
Рассматривая проблемы влияния СМИ на личность школьника, нами был выделен новый агент социализации, набирающий популярность в информационных обществах - сеть Интернет. Поэтому при освещении данного вопроса мы обратились к статьям Плешакова В.А. и Уголькова Н.В. , которые исследуют влияние данной сети на процесс политической социализации школьников.
Оценивая значение и эффективность использования источников СМИ на уроках, мы обратились к авторам, рассматривающим вопросы преподавания гуманитарных и обществоведческих дисциплин, Боголюбов
Л.Н. , Исакова Л.В. , Мерзлякова О.П. в своих работах выделяют положение об эффективности использования источников средств массовой информации на уроках. Рассматривая вопрос об использовании источников средств массовой информации, используемых при обучении школьников обществознанию, нами были выделены видеофрагменты телепередач, новостных сводок. Особенности организации работы с данным видом материалов отражены у таких авторов, как: Аствацатуров Г. и Белянкова Е.И. .
Методологическую основу исследования составляет междисциплинарный подход, который позволяет использовать данные политологии, методики преподавания, педагогики и социологии.
При проведении эмпирического исследования нами были использованы: методика диагностики уровня информационных возможностей школьников по Г.А.Русских , методика определения уровня поведенческой активности по Варгасу , а также методика выявления уровня эмоционального интеллекта по Д. Люсину.
Практическая значимость исследования состоит в возможности использования данных, полученных в результате исследования, в преподавании курса «Обществознание» и других смежных дисциплинах. Представленные в исследовании материалы могут быть использованы не только педагогами, но и методистами в процессе разработки учебнометодического инструментария по повышению эффективности процесса обучения; специалистами повышения квалификации педагогических кадров.
Методологическую базу исследования составляют общенаучные и специальные методы исследования. Для рассмотрения такого социальнополитического института, как СМИ, был использован институциональный метод. Структурно-функциональный метод был ведущим при исследовании взаимосвязи влияния СМИ и процесса социализации. Метод анализа был применен при раскрытии особенностей использования того или иного источника средств массовой информации в процессе обучения школьников обществознанию. Мы использовали эмпирический метод - тестирование для выявления уровня сформированности знаний и умений в контрольной и экспериментальной группах; а также экспериментальные методы (констатирующий, формирующий и контрольные этапы).
Научная новизна и теоретическая значимость исследования заключается в следующем: определены особенности обучения обществознанию с помощью средств массовой информации; составлена методика использования источников СМИ для повышения уровня развития информационных возможностей и поведенческой активности старших школьников; синтезирован и обобщен фактический материал по проблеме использования источников СМИ в процессе обучения школьников обществознанию.
Апробация работы. Результаты исследования были представлены на «Итоговой научно-образовательной конференции студентов Казанского Федерального Университета» (г. Казань, 9 апреля 2018 г.) в статье «Влияние средств массовой информации на политическую социализацию школьников»
Экспериментальная база исследования. Исследование проводилось с сентября 2017 года по март 2018 года на базе МБОУ №78, г.Казани Приволжского района г. Казани. Экспериментальную базу составили обучающиеся 10 «А» и 10 «Б» классов в количестве 55 человек.
Структура дипломной работы определена поставленными целями и задачами исследования, включает в себя введение, две главы, выводы по главам, заключение, списка использованной литературы, приложения.
Во введении актуализируется проблема исследования, обозначены объект и предмет исследования, поставлена цель и обозначены задачи исследования.
В первой главе «Теоретические аспекты исследования роли средств массовой информации в процессе обучения школьников обществознанию» раскрываются теоретические положения особенностей функционирования СМИ в современном обществе, рассматривается влияние телевидения, периодической печати на социализацию школьников, описываются особенности использования материалов средств массовой информации на уроках обществознания.
Вторая глава «Экспериментальное исследование роли средств массовой информации в процессе обучения школьников обществознанию» содержит описание проведенного экспериментального исследования и внедренной в образовательный процесс программы использования средств массовой информации в обучении обществознанию школьников.
В выводах по главам подытожены основные результаты исследования. В заключении подведены итоги экспериментального исследования, осуществлен анализ и интерпретация теоретических и практических аспектов исследования.
учебных действий, развитие профессиональной ориентации и навыков исследовательской деятельности.
Однако у самих обучающихся возникают сложности в работе с печатными или визуальными материалами, которые являются средствами массовой информации. Ученики с трудом ориентируются в предоставленной информации, не могут критически осмысливать предлагаемые сведения, к тому же велико манипулятивное воздействие электронных и печатных информационных каналов. Именно поэтому особую важность представляет задача научить подрастающее поколение работать с источниками СМИ.
Реализовать развитие соответствующих компетенций можно с помощью школьного курса «Обществознание», для преподавания которого в современных школах созданы необходимые условия: наличие проекторов, интерактивных досок и т.д. Использование СМИ вместе с современными ИКТ-технологиями повысит качество и результативность образовательного процесса.
Объектом исследования выступает процесс обучения обществознанию в школе.
Предметом исследования является процесс и результат использования материалов средств массовой информации в обучении обществознанию.
Цель исследования: разработать и апробировать программу использования источников СМИ в процессе обучения обществознанию.
Гипотеза исследования: обучение школьников обществознанию будет эффективнее, если:
- определить и конкретизировать сущность и функции средств массовой информации;
- обобщить информационные ресурсы обучения курса обществознания и на их основе выявить логические приемы и методы работы с источниками СМИ;
- разработать задания и задачи на основе материалов средств массовой информации, позволяющие углубить, конкретизировать обществоведческие знания школьников и развить навыки работы с инфокоммуникационными источниками.
Достижение поставленной цели потребовало решения следующих исследовательских задач:
- раскрыть особенности функционирования средств массовой информации в современной России;
- охарактеризовать влияние средств массовой информации на процесс социализации подростков;
- определить особенности использования средств массовой информации на уроках обществознания;
- разработать и внедрить в образовательный процесс программу использования средств массовой информации в обучении обществознанию подрастающего поколения.
Теоретико-методологическая основа. Теоретическую и методологическую базу исследования составили труды ученых по вопросам методики преподавания обществознания, проблемам социализации, научные статьи о функционировании средств массовой информации в современном обществе.
Источниками исследования являются нормативно-правовые акты, которые определяют функционирование СМИ ; приказы Министерства образования и науки Российской Федерации , распоряжения Правительства , концепция преподавания дисциплины «Обществознание».
При рассмотрении особенностей социализации на современном этапе развития общества мы использовали труды таких ученых, как: Штомпка П. , Ковалева А.И. , - в них представлены теоретические аспекты процесса социализации личности. Супиков В.Н. в своем исследовании выделяет подходы к определению сущности процесса социализации личности, а также акцентирует внимание на субъект-субъектном подходе, при котором человек не просто адаптируется к имеющимся общественным условиям, а преобразует их, что способствует совершенствованию социальной и природной среды, а также внутреннего мира человека.
Учитывая такие тенденции образования, как компьютеризация и интернационализация, мы использовали статью Ростовцевой М.В. , которая, в отличие от других авторов, выделяет принципиально новый фактор социализации - глобализационный, включающий воздействие на личность информатизации, компьютеризации и мировых интеграционных процессов.
При изучении вопроса о влиянии материалов СМИ на подрастающее поколение мы использовали работы исследователей, среди которых Зейтунян М.А., Гришкова С.С., Бибик Л.Н. в своих работах анализируют влияние периодических изданий, телепередач на процесс становления личности.
Рассматривая проблемы влияния СМИ на личность школьника, нами был выделен новый агент социализации, набирающий популярность в информационных обществах - сеть Интернет. Поэтому при освещении данного вопроса мы обратились к статьям Плешакова В.А. и Уголькова Н.В. , которые исследуют влияние данной сети на процесс политической социализации школьников.
Оценивая значение и эффективность использования источников СМИ на уроках, мы обратились к авторам, рассматривающим вопросы преподавания гуманитарных и обществоведческих дисциплин, Боголюбов
Л.Н. , Исакова Л.В. , Мерзлякова О.П. в своих работах выделяют положение об эффективности использования источников средств массовой информации на уроках. Рассматривая вопрос об использовании источников средств массовой информации, используемых при обучении школьников обществознанию, нами были выделены видеофрагменты телепередач, новостных сводок. Особенности организации работы с данным видом материалов отражены у таких авторов, как: Аствацатуров Г. и Белянкова Е.И. .
Методологическую основу исследования составляет междисциплинарный подход, который позволяет использовать данные политологии, методики преподавания, педагогики и социологии.
При проведении эмпирического исследования нами были использованы: методика диагностики уровня информационных возможностей школьников по Г.А.Русских , методика определения уровня поведенческой активности по Варгасу , а также методика выявления уровня эмоционального интеллекта по Д. Люсину.
Практическая значимость исследования состоит в возможности использования данных, полученных в результате исследования, в преподавании курса «Обществознание» и других смежных дисциплинах. Представленные в исследовании материалы могут быть использованы не только педагогами, но и методистами в процессе разработки учебнометодического инструментария по повышению эффективности процесса обучения; специалистами повышения квалификации педагогических кадров.
Методологическую базу исследования составляют общенаучные и специальные методы исследования. Для рассмотрения такого социальнополитического института, как СМИ, был использован институциональный метод. Структурно-функциональный метод был ведущим при исследовании взаимосвязи влияния СМИ и процесса социализации. Метод анализа был применен при раскрытии особенностей использования того или иного источника средств массовой информации в процессе обучения школьников обществознанию. Мы использовали эмпирический метод - тестирование для выявления уровня сформированности знаний и умений в контрольной и экспериментальной группах; а также экспериментальные методы (констатирующий, формирующий и контрольные этапы).
Научная новизна и теоретическая значимость исследования заключается в следующем: определены особенности обучения обществознанию с помощью средств массовой информации; составлена методика использования источников СМИ для повышения уровня развития информационных возможностей и поведенческой активности старших школьников; синтезирован и обобщен фактический материал по проблеме использования источников СМИ в процессе обучения школьников обществознанию.
Апробация работы. Результаты исследования были представлены на «Итоговой научно-образовательной конференции студентов Казанского Федерального Университета» (г. Казань, 9 апреля 2018 г.) в статье «Влияние средств массовой информации на политическую социализацию школьников»
Экспериментальная база исследования. Исследование проводилось с сентября 2017 года по март 2018 года на базе МБОУ №78, г.Казани Приволжского района г. Казани. Экспериментальную базу составили обучающиеся 10 «А» и 10 «Б» классов в количестве 55 человек.
Структура дипломной работы определена поставленными целями и задачами исследования, включает в себя введение, две главы, выводы по главам, заключение, списка использованной литературы, приложения.
Во введении актуализируется проблема исследования, обозначены объект и предмет исследования, поставлена цель и обозначены задачи исследования.
В первой главе «Теоретические аспекты исследования роли средств массовой информации в процессе обучения школьников обществознанию» раскрываются теоретические положения особенностей функционирования СМИ в современном обществе, рассматривается влияние телевидения, периодической печати на социализацию школьников, описываются особенности использования материалов средств массовой информации на уроках обществознания.
Вторая глава «Экспериментальное исследование роли средств массовой информации в процессе обучения школьников обществознанию» содержит описание проведенного экспериментального исследования и внедренной в образовательный процесс программы использования средств массовой информации в обучении обществознанию школьников.
В выводах по главам подытожены основные результаты исследования. В заключении подведены итоги экспериментального исследования, осуществлен анализ и интерпретация теоретических и практических аспектов исследования.
По завершении настоящего исследования стоит подчеркнуть основные выводы по результатам деятельности.
Во-первых, проанализировав теоретические подходы к проблеме характеристики и функционирования средств массовой информации в современном российском обществе, мы выявили, что средства массовой информации являются частью массовой коммуникации, которые обрабатывают информацию для ее последующего распространения. Спектр направлений деятельности достаточно широк. Главную роль играют следующие функции СМИ: информационная, образовательная и развлекательная. С каждым годом усиливается деятельность средств массовой информации, нацеленная на социальное управление и манипулятивное регулирование общественных отношений. Следует отметить и роли, выполняемые СМИ - роль регулятора общественного мнения, роль консолидатора, роль посредника между различными социальными институтами и роль агитатора во всех сферах общественной жизни. Средства массовой информации интегрируют общество, обеспечивают коммуникацию власти и народных масс, обеспечивают единство государства и нации. Помимо этого средства коммуникации способствуют созданию идеологической среды современной российской цивилизации, а также являются вектором, определяющим образ жизни граждан.
Во-вторых, средства массовой информации оказывают существенное влияние на подрастающее поколение, являясь агентом социализации, который увеличивает свое влияние на личность с каждым годом. СМИ на сегодняшний день закладывают образцы и модели поведения, влияют на становление ценностей и самоопределение молодого поколения, создают основу мировоззрения. С помощью телевидения, прессы школьник получает актуальную информацию, расширяет кругозор.
В-третьих, рассмотрев возможности использования материалов СМИ на уроках обществознания, мы выявили, что повышение результативности обучения, повышение качества знаний у обучающихся и успешное развитие навыков тесно связано с привлечением дополнительных материалов к уроку, таких, как: газетные статьи, журнальные публикации, фрагменты телепередач. Использование материалов СМИ на уроках способствует развитию исследовательских навыков у учеников, развивает умения анализа, схематизации представленной информации, развивает критическое мышление, исследовательские навыки и формирует высокую познавательную активность. Организовывая работу на уроке, учитель с помощью источников средств массовой информации может осуществлять дифференцированное обучение. К тому же информация, содержащаяся в газетах, журналах, телепередачах является аргументацией и иллюстрацией изучаемых теоретических положений. Учитель, привлекая к уроку материалы СМИ должен помнить об общих дидактических принципах, об особенностях организации работы с видеофрагментами и печатными источниками, учитывать возрастные и психологические особенности учеников.
В-четвертых, на констатирующем этапе экспериментального исследования показатели уровня познавательных возможностей, поведенческой активности и эмоционального интеллекта у большинства учеников двух группы были на среднем или низком уровне. Проведенные нами тестирования показали, что ученики имеют поверхностные знаний, которые не затрагивают сущность общественного явления, выделение характерных особенностей и признаков было осуществлено на уровне, недостаточном старшекласснику. Видение причинно-следственных связей общественных процессов представляло серьезную проблему, поведенческой активности не была сформирована на должном для старшеклассника уровне, так обучающиеся не проявляли инициативы, затруднялись в коллективной организации работы.
В ходе эмпирического исследования мы разработали программу использования материалов СМИ в процессе обучения обществознанию. В этой программе использовались следующие приемы и методы работы со СМИ: анализ газетных и журнальных статей с последующим составлением сложного плана, логической схемы, собственных вопросов к тексту, созданием плакатов с публичной защитой; работа с видеофрагментами включала вопросно-ответную беседу, написание рецензии или эссе и т.д. Используя материалы средств массовой информации, мы преследовали следующие цели:
• Повысить качество знаний учеников
• Способствовать формированию умения анализировать, выделять главное, схематизировать, сравнивать, аргументировать собственную точку зрения, рассуждать и делать умозаключения.
• Способствовать воспитанию активной познавательной деятельности, повышения уровня поведенческой активности путем усиления роли инициативных начал в общественно-значимой деятельности.
Ученики экспериментальной группы повысили уровень информационных возможностей, уровень поведенческой активности и эмоционального интеллекта. В процессе исследования были решены все поставленные задачи, благодаря чему мы достигли цели исследования - выявили, теоретически обосновали и экспериментально проверили влияние СМИ на процесс обучения школьников обществознанию.
Гипотеза о том, что эффективность обучения обществознанию повышается при использовании материалов СМИ, в ходе исследования подтвердилась.
Во-первых, проанализировав теоретические подходы к проблеме характеристики и функционирования средств массовой информации в современном российском обществе, мы выявили, что средства массовой информации являются частью массовой коммуникации, которые обрабатывают информацию для ее последующего распространения. Спектр направлений деятельности достаточно широк. Главную роль играют следующие функции СМИ: информационная, образовательная и развлекательная. С каждым годом усиливается деятельность средств массовой информации, нацеленная на социальное управление и манипулятивное регулирование общественных отношений. Следует отметить и роли, выполняемые СМИ - роль регулятора общественного мнения, роль консолидатора, роль посредника между различными социальными институтами и роль агитатора во всех сферах общественной жизни. Средства массовой информации интегрируют общество, обеспечивают коммуникацию власти и народных масс, обеспечивают единство государства и нации. Помимо этого средства коммуникации способствуют созданию идеологической среды современной российской цивилизации, а также являются вектором, определяющим образ жизни граждан.
Во-вторых, средства массовой информации оказывают существенное влияние на подрастающее поколение, являясь агентом социализации, который увеличивает свое влияние на личность с каждым годом. СМИ на сегодняшний день закладывают образцы и модели поведения, влияют на становление ценностей и самоопределение молодого поколения, создают основу мировоззрения. С помощью телевидения, прессы школьник получает актуальную информацию, расширяет кругозор.
В-третьих, рассмотрев возможности использования материалов СМИ на уроках обществознания, мы выявили, что повышение результативности обучения, повышение качества знаний у обучающихся и успешное развитие навыков тесно связано с привлечением дополнительных материалов к уроку, таких, как: газетные статьи, журнальные публикации, фрагменты телепередач. Использование материалов СМИ на уроках способствует развитию исследовательских навыков у учеников, развивает умения анализа, схематизации представленной информации, развивает критическое мышление, исследовательские навыки и формирует высокую познавательную активность. Организовывая работу на уроке, учитель с помощью источников средств массовой информации может осуществлять дифференцированное обучение. К тому же информация, содержащаяся в газетах, журналах, телепередачах является аргументацией и иллюстрацией изучаемых теоретических положений. Учитель, привлекая к уроку материалы СМИ должен помнить об общих дидактических принципах, об особенностях организации работы с видеофрагментами и печатными источниками, учитывать возрастные и психологические особенности учеников.
В-четвертых, на констатирующем этапе экспериментального исследования показатели уровня познавательных возможностей, поведенческой активности и эмоционального интеллекта у большинства учеников двух группы были на среднем или низком уровне. Проведенные нами тестирования показали, что ученики имеют поверхностные знаний, которые не затрагивают сущность общественного явления, выделение характерных особенностей и признаков было осуществлено на уровне, недостаточном старшекласснику. Видение причинно-следственных связей общественных процессов представляло серьезную проблему, поведенческой активности не была сформирована на должном для старшеклассника уровне, так обучающиеся не проявляли инициативы, затруднялись в коллективной организации работы.
В ходе эмпирического исследования мы разработали программу использования материалов СМИ в процессе обучения обществознанию. В этой программе использовались следующие приемы и методы работы со СМИ: анализ газетных и журнальных статей с последующим составлением сложного плана, логической схемы, собственных вопросов к тексту, созданием плакатов с публичной защитой; работа с видеофрагментами включала вопросно-ответную беседу, написание рецензии или эссе и т.д. Используя материалы средств массовой информации, мы преследовали следующие цели:
• Повысить качество знаний учеников
• Способствовать формированию умения анализировать, выделять главное, схематизировать, сравнивать, аргументировать собственную точку зрения, рассуждать и делать умозаключения.
• Способствовать воспитанию активной познавательной деятельности, повышения уровня поведенческой активности путем усиления роли инициативных начал в общественно-значимой деятельности.
Ученики экспериментальной группы повысили уровень информационных возможностей, уровень поведенческой активности и эмоционального интеллекта. В процессе исследования были решены все поставленные задачи, благодаря чему мы достигли цели исследования - выявили, теоретически обосновали и экспериментально проверили влияние СМИ на процесс обучения школьников обществознанию.
Гипотеза о том, что эффективность обучения обществознанию повышается при использовании материалов СМИ, в ходе исследования подтвердилась.
Подобные работы
- ДЕЛОВЫЕ ИГРЫ В ФОРМИРОВАНИИ ЗНАНИЙ О
МЕХАНИЗМЕ ГОСУДАРСТВА У СТАРШЕКЛАССНИКОВ В ПРОЦЕССЕ ОБУЧЕНИЯ ОБЩЕСТВОЗНАНИЮ
Дипломные работы, ВКР, история . Язык работы: Русский. Цена: 4900 р. Год сдачи: 2019 - ФОРМИРОВАНИЕ ПОЛИТИЧЕСКОЙ КУЛЬТУРЫ ШКОЛЬНИКОВ В ПРОЦЕССЕ ОБУЧЕНИЯ ОБЩЕСТВОЗНАНИЮ
Дипломные работы, ВКР, педагогика. Язык работы: Русский. Цена: 6300 р. Год сдачи: 2018 - Реклама как элемент массовой культуры
Бакалаврская работа, педагогика. Язык работы: Русский. Цена: 4215 р. Год сдачи: 2021 - РАЗВИТИЕ ГРАЖДАНСКИХ КАЧЕСТВ УЧАЩИХСЯ В ПРОЦЕССЕ ОСВОЕНИЯ РЕЛИГИОВЕДЧЕСКИХ ЗНАНИЙ В КУРСАХ ИСТОРИИ И ОБЩЕСТВОЗНАНИЯ
Диссертации (РГБ), педагогика. Язык работы: Русский. Цена: 500 р. Год сдачи: 2002 - ИНТЕРАКТИВНЫЕ ПЕДАГОГИЧЕСКИЕ ТЕХНОЛОГИИ КАК СРЕДСТВО ЭФФЕКТИВНОГО ОСВОЕНИЯ СТРАШЕКЛАССНИКАМИ ПОЛИТИЧЕСКОГО МОДУЛЯ В ШКОЛЬНОМ КУРСЕ ОБЩЕСТВОЗНАНИЯ
Дипломные работы, ВКР, педагогика. Язык работы: Русский. Цена: 6500 р. Год сдачи: 2019 - Формирование мотивации к учебной деятельности на уроках обществознания в современной школе у детей с девиантным поведением
Бакалаврская работа, педагогика. Язык работы: Русский. Цена: 4320 р. Год сдачи: 2021 - ОБРАЗ СИБИРИ И СИБИРЯКОВ В ОТЕЧЕСТВЕННОМ
ДОКУМЕНТАЛЬНОМ КИНЕМАТОГРАФЕ (ВТОРАЯ ПОЛОВИНА 1980-Х - 1990-Е
ГГ.) И ВОЗМОЖНОСТИ ПРИМЕНЕНИЯ ТЕМЫ В РАМКАХ ШКОЛЬНОГО ОБУЧЕНИЯ
Дипломные работы, ВКР, педагогика. Язык работы: Русский. Цена: 4650 р. Год сдачи: 2022 - ОБРАЗ КУБИНСКОЙ РЕВОЛЮЦИИ В ПОРТРЕТАХ ЕЕ ДЕЯТЕЛЕЙ НА ПРИМЕРЕ ЭРНЕСТО ЧЕ ГЕВАРЫ И ФИДЕЛЯ КАСТРО. РЕАЛИЗАЦИЯ ЛИЧНОСТНОГО ПОДХОДА ПОСРЕДСТВОМ ИГРОВЫХ ТЕХНОЛОГИЙ
Дипломные работы, ВКР, педагогика. Язык работы: Русский. Цена: 4650 р. Год сдачи: 2017 - Использование информационных технологий на современном уроке истории и обществознания по ФГОС
Дипломные работы, ВКР, история . Язык работы: Русский. Цена: 5970 р. Год сдачи: 2016



