Взаимодействие финно-угорских народов со славянами (на примере памятников Белозерья)
|
Введение 2
Глава 1. История изучения памятников Белозерья 7
Глава 2. Взаимодействие белозерской веси и славян в археологических памятниках
2.1. Славяне и финские племена: начало славянской колонизации.
Погребальный обряд 16
2.2. Хозяйственно-экономическое развитие по вещевому инвентарю
памятников 31
2.3. Об этнокультурных процессах и распространении христианства в регионе 57
Заключение 66
Список источников и литературы 70
Список сокращений 76
Приложение
Глава 1. История изучения памятников Белозерья 7
Глава 2. Взаимодействие белозерской веси и славян в археологических памятниках
2.1. Славяне и финские племена: начало славянской колонизации.
Погребальный обряд 16
2.2. Хозяйственно-экономическое развитие по вещевому инвентарю
памятников 31
2.3. Об этнокультурных процессах и распространении христианства в регионе 57
Заключение 66
Список источников и литературы 70
Список сокращений 76
Приложение
Финно-угорские племена являлись теми народами, которые органично ассимилировали и приняли активное участие в формировании средневековой полиэтничной Руси. На северо-западе складывающего государства превалирующей являлась финская составляющая, которая ярко отражается, в том числе, в археологических материалах рассматриваемого региона.
Белозерский край является географическим и историческим комплексом, выступавшим в древности как этническая территория одной из финских групп - летописной веси. Затем в этом регионе наблюдалось расселение славян. Полноценное научное знание о культурно-исторических процессах, протекающих на рубеже первого и второго тысячелетий н. э. в северной части Русской равнины, не может формироваться без углублённого исследования отдельных районов, составлявших северо-западные и северовосточные области Древней Руси.
Белое озеро, будучи одним из крупнейших озёр лесного Севера европейской части России, имело огромнейшее значение в развитии межплеменных связей в средневековье. Оно занимает срединное положение на водоразделе нескольких речных систем. Двадцать шесть больших и малых рек впадают в озеро, образуя его прямую или посредственную связь с другими важными бассейнами: удобная волоковая система соединяет Белое озеро с Онежским и Ладожским озёрами и Балтийским морем с северозапада, с бассейнами Онеги и Белого моря с северо-востока, с Вычегдой и Сухоной на востоке, посредством которых связывает с Верхним Прикамьем. Вытекает из Белого озера только одна, довольно крупная и не менее значимая река - Шексна, которая связывает его с Волгой.
На первых страницах русских летописей упоминается Белоозеро и финское племя «весь»: «На Белеозере седять весь». В Сказании о призвании варягов, написанном в Повести временных лет под 862 годом, Белоозеро названо местом вокняжения Синеуса. А после его смерти спустя два года, Рюрик отдаёт Белоозеро «одному из мужей своих» . Затем Белоозеро упоминается лишь спустя двести лет. В разное время в отечественной историографии наблюдалось критическое неприятие, сменяемое «доверительным» отношением к датам, приведённым в Повести временных лет. Рост фонда археологических источников по начальной истории Руси позволил избавиться от скептического взгляда, типичного для отечественной историографии 1950-1960х годов. Современные исследователи, в подавляющем своём большинстве, соглашаются с условностью точных дат, приведённых в ПВЛ, особенно начальной её части, но при этом они «склонны считать общую хронологическую канву древнейших летописных событий также заслуживающей доверия и использовать летописные даты в качестве реальных хронологических ориентиров» . После обширного многолетнего археологического изучения территории, окружавшей Белое озеро, в распоряжении исследователей появились многочисленные подтверждения в пользу подтверждения летописных дат.
Благодаря археологическому изучению средневековых памятников Белозерья была выявлена значительная культурная неоднородность исследуемых районов. На юго-западном Белозерье прослеживается, почти на протяжении тысячи лет, развитие финно-угорской культуры с устойчивой сохранностью традиций расселения, традиций в погребальном обряде, в женском костюме. В центральных и восточных районах такого типа древности выявляются лишь в единичных памятниках, относящихся к началу второго тысячелетия. Ключевые центры Белозёрского края сформировались в X-XI веках на тех территориях, которые до последней четверти первого тысячелетия нашей эры являлись редко населёнными. В X-XII веках сетка расселения в Белозерье «сплеталась» под новым факторами, под давлением внешней колонизации, время которой характеризовалось смешением славянского и финского этносов.
Регион Белого озера является местом развития богатой полиэтничной культуры, которая, как правило, складывается в результате «взаимодействия двух или нескольких неродственных культур» . Особенно чувствуется влияние летописной веси на складывание древнерусского этноса на северозападе государства, которая увязывается с коренными финскими народами. Исследование взаимодействия, взаимоотношений представляет важность и ценность, поскольку, с одной стороны, позволяет реконструировать процессы и особенности развития этногенеза, который привёл к формированию древнерусского и средневекового русского народа. С другой стороны, исследования в данной области способствуют наиболее полному изучению и выявлению путей образования современных финских народностей. Проблема изучения древних этносов и этнической истории была и остается одной из актуальных задач современных археологических исследований.
Отсюда вытекает актуальность данной работы: взаимодействие финского этноса со славянами является важной и неотъемлемой частью формирования полиэтничного народа Древнерусского государства, а белозёрская весь - собственно составная часть союза, легшего в основу Руси. Повышение, в последние десятилетия, интереса к вопросам уважения культуры, традиций и истории, населяющих Россию народов наше исследование может стать еще одной работой, направленной на улучшение межэтнических и межконфессиональных отношений.
Целью работы является исследование историко-культурной ситуации, сложившейся в Белозёрском крае в конце I - начале II тысячелетий н. э., реконструкция истории освоения этой территории с помощью изучения археологических исследований. Для достижения цели необходимо решить ряд вытекаемых задач, каждой из которых будет отведена глава работы. Задачами исследования являются: рассмотрение истории изучения, анализ погребальных памятников региона, изучение хозяйственного развития посредством рассмотрения находок с ряда памятников. Работа будет состоять из введения, двух глав, заключения и приложений. Историографический вопрос довольно обширный, поэтому первая глава посвящена истории изучения региона начиная с 19 века. Здесь будут рассмотрены деятельность основных исследователей, обобщающие труды и конференции, посвящённые археологическому изучению региона. Во второй главе попытаемся реконструировать картину, иллюстрирующую проникновение инокультурных элементов и традиций. Эта глава будет разделена, в первой части мы рассмотрим погребальные памятники, появление в них новых черт, характерных, в том числе, для славянской колонизации, во второй проанализируем уровень хозяйственного развития, ремёсел, а третья часть будет посвящена этнокультурным процессам, имевшим место в регионе и вопросу распространения христианства в крае.
Хронологические рамки исследования в общем ограничиваются IX- XIII веками (контекстно могут затрагиваться VIII, XIV вв). География исследования - Белозёрский край, бассейны впадающих рек и вытекающей, Шексны, что по большей части находится в современной Вологодской области. Для написания работы использовались, главным образом, опубликованные материалы исследований, обобщающие труды по археологическим изучениям определённых районов, кроме того, удалось получить доступ к фрагментам отчётов, размещённых в сети, предварительным результатам охранных археологических исследований А.В. Кудряшова и др. Как уже говорилось, основным исследователям и их трудам будет посвящена отдельная глава.
Белозерский край является географическим и историческим комплексом, выступавшим в древности как этническая территория одной из финских групп - летописной веси. Затем в этом регионе наблюдалось расселение славян. Полноценное научное знание о культурно-исторических процессах, протекающих на рубеже первого и второго тысячелетий н. э. в северной части Русской равнины, не может формироваться без углублённого исследования отдельных районов, составлявших северо-западные и северовосточные области Древней Руси.
Белое озеро, будучи одним из крупнейших озёр лесного Севера европейской части России, имело огромнейшее значение в развитии межплеменных связей в средневековье. Оно занимает срединное положение на водоразделе нескольких речных систем. Двадцать шесть больших и малых рек впадают в озеро, образуя его прямую или посредственную связь с другими важными бассейнами: удобная волоковая система соединяет Белое озеро с Онежским и Ладожским озёрами и Балтийским морем с северозапада, с бассейнами Онеги и Белого моря с северо-востока, с Вычегдой и Сухоной на востоке, посредством которых связывает с Верхним Прикамьем. Вытекает из Белого озера только одна, довольно крупная и не менее значимая река - Шексна, которая связывает его с Волгой.
На первых страницах русских летописей упоминается Белоозеро и финское племя «весь»: «На Белеозере седять весь». В Сказании о призвании варягов, написанном в Повести временных лет под 862 годом, Белоозеро названо местом вокняжения Синеуса. А после его смерти спустя два года, Рюрик отдаёт Белоозеро «одному из мужей своих» . Затем Белоозеро упоминается лишь спустя двести лет. В разное время в отечественной историографии наблюдалось критическое неприятие, сменяемое «доверительным» отношением к датам, приведённым в Повести временных лет. Рост фонда археологических источников по начальной истории Руси позволил избавиться от скептического взгляда, типичного для отечественной историографии 1950-1960х годов. Современные исследователи, в подавляющем своём большинстве, соглашаются с условностью точных дат, приведённых в ПВЛ, особенно начальной её части, но при этом они «склонны считать общую хронологическую канву древнейших летописных событий также заслуживающей доверия и использовать летописные даты в качестве реальных хронологических ориентиров» . После обширного многолетнего археологического изучения территории, окружавшей Белое озеро, в распоряжении исследователей появились многочисленные подтверждения в пользу подтверждения летописных дат.
Благодаря археологическому изучению средневековых памятников Белозерья была выявлена значительная культурная неоднородность исследуемых районов. На юго-западном Белозерье прослеживается, почти на протяжении тысячи лет, развитие финно-угорской культуры с устойчивой сохранностью традиций расселения, традиций в погребальном обряде, в женском костюме. В центральных и восточных районах такого типа древности выявляются лишь в единичных памятниках, относящихся к началу второго тысячелетия. Ключевые центры Белозёрского края сформировались в X-XI веках на тех территориях, которые до последней четверти первого тысячелетия нашей эры являлись редко населёнными. В X-XII веках сетка расселения в Белозерье «сплеталась» под новым факторами, под давлением внешней колонизации, время которой характеризовалось смешением славянского и финского этносов.
Регион Белого озера является местом развития богатой полиэтничной культуры, которая, как правило, складывается в результате «взаимодействия двух или нескольких неродственных культур» . Особенно чувствуется влияние летописной веси на складывание древнерусского этноса на северозападе государства, которая увязывается с коренными финскими народами. Исследование взаимодействия, взаимоотношений представляет важность и ценность, поскольку, с одной стороны, позволяет реконструировать процессы и особенности развития этногенеза, который привёл к формированию древнерусского и средневекового русского народа. С другой стороны, исследования в данной области способствуют наиболее полному изучению и выявлению путей образования современных финских народностей. Проблема изучения древних этносов и этнической истории была и остается одной из актуальных задач современных археологических исследований.
Отсюда вытекает актуальность данной работы: взаимодействие финского этноса со славянами является важной и неотъемлемой частью формирования полиэтничного народа Древнерусского государства, а белозёрская весь - собственно составная часть союза, легшего в основу Руси. Повышение, в последние десятилетия, интереса к вопросам уважения культуры, традиций и истории, населяющих Россию народов наше исследование может стать еще одной работой, направленной на улучшение межэтнических и межконфессиональных отношений.
Целью работы является исследование историко-культурной ситуации, сложившейся в Белозёрском крае в конце I - начале II тысячелетий н. э., реконструкция истории освоения этой территории с помощью изучения археологических исследований. Для достижения цели необходимо решить ряд вытекаемых задач, каждой из которых будет отведена глава работы. Задачами исследования являются: рассмотрение истории изучения, анализ погребальных памятников региона, изучение хозяйственного развития посредством рассмотрения находок с ряда памятников. Работа будет состоять из введения, двух глав, заключения и приложений. Историографический вопрос довольно обширный, поэтому первая глава посвящена истории изучения региона начиная с 19 века. Здесь будут рассмотрены деятельность основных исследователей, обобщающие труды и конференции, посвящённые археологическому изучению региона. Во второй главе попытаемся реконструировать картину, иллюстрирующую проникновение инокультурных элементов и традиций. Эта глава будет разделена, в первой части мы рассмотрим погребальные памятники, появление в них новых черт, характерных, в том числе, для славянской колонизации, во второй проанализируем уровень хозяйственного развития, ремёсел, а третья часть будет посвящена этнокультурным процессам, имевшим место в регионе и вопросу распространения христианства в крае.
Хронологические рамки исследования в общем ограничиваются IX- XIII веками (контекстно могут затрагиваться VIII, XIV вв). География исследования - Белозёрский край, бассейны впадающих рек и вытекающей, Шексны, что по большей части находится в современной Вологодской области. Для написания работы использовались, главным образом, опубликованные материалы исследований, обобщающие труды по археологическим изучениям определённых районов, кроме того, удалось получить доступ к фрагментам отчётов, размещённых в сети, предварительным результатам охранных археологических исследований А.В. Кудряшова и др. Как уже говорилось, основным исследователям и их трудам будет посвящена отдельная глава.
Белозёрский край, географический и исторический комплекс, сформировавшийся при Белом озере, одном из крупнейших озёр лесного Севера европейской части, играл важнейшую роль в развитии межплеменных отношений в средневековье. Будучи этнической территорией веси, край стал местом расселения славянских племён.
Анализ археологических памятников Белозерья позволяет исследователям получать научные знания о культурно-исторических процессах, протекавших в изучаемом регионе. Без них не могут формироваться полноценные знания об истории северной части Русской равнины, о сложных процессах, протекавших здесь с рубежа первого и второго тысячелетий н.э.
Накопление пластов информации происходило благодаря деятельности исследователей, внёсших значительный вклад в изучение истории и археологии края. Такое накопление прошло длинный путь в 150 лет от несистематизированного сбора сведений и фрагментарных археологические исследований до масштабных раскопок на обширной территории края, составления важнейших монографий и проведения крупных археологических конференций, посвящённых важным проблемам исторического развития Белозерья и формирования Древнерусского государства. Огромная заслуга в этом принадлежит Л.А. Голубевой, с работы которой в 1949 году начался новый этап в исследованиях. С этого времени начинается масштабное археологическое изучение региона и его планомерные раскопки. Такая работа позволила выйти на качественно новый уровень знаний, а осмысление её результатов позволяет сформировать сложную картину развития Руси. Итогом многолетних работ Л.А. Голубевой в Белоозере стал выход её монографии. В это время заслуга в изучении принадлежит и другим исследователям (таким как С.В. Ошибкина, Н.Б. Черных и др). Значительные работы по выявлению памятников летописной веси были проведены в бассейне Белого озера, р. Шексны, Суды, Мологи сотрудником Государственного исторического музея Н. В. Тухтиной. Её раскопки показали, что население этого района обладало своеобразными культурно - экономическими особенностями и находилось в тесном контакте со славянами. Н.В. Гуслистову также отводится важная роль в поднятии исследований в Вологодской области на более высокий уровень. Ещё одним важным этапом в изучении было возобновление в начале 1980-х годов систематического исследования края Онежско-Сухонской экспедицией ИА РАН под руководством Н.А. Макарова. Новые работы потребовали разработки специальной методики, учитывающей изменения в связи с созданием Волго-Балтийской водной системы. Благодаря работе экспедиции к 2001 году была собрана многотысячная коллекция находок. В это же время большой вклад в изучении региона принадлежит С.Д. Захарову, А.Н. Башенькину, И.Н. Кузиной, А.В. Кудряшову и другим археологам.
Археологическое изучение средневековых памятников Белозёрского края выявило значительную культурную неоднородность. Процесс сложения веской народности происходил путём слияния различных весских групп. Весь, впервые выделенная в памятниках конца I тысячелетия н.э., активно ассимилировала и смешивалась со славянами и другими этническими компонентами. Но не смотря на это вплоть до XIII века она продолжала сохранять свои этнические особенности, которые проявляются в традициях погребального обряда, в инвентаре, позволившем установить весские погребальные комплексы. Самыми ранними контактами со славянами было взаимодействие с ними финского населения верхнего течения Волги, Мологи, в XI веке на этих территориях славянский компонент уже господствовал. В X веке славяне начинают проникать к Белому озеру. Начинается смешение финского этноса со славянами, которое прослеживается в поселенческих и погребальных памятниках.
С конца Х - начала XI вв в регионе наблюдаются некоторые новшества, которые проявляются в домостроении и других сооружениях, в погребальной обрядности. Начинают распространяться изделия, характерные для древнерусского населения: височные кольца - перстнеобразные, с завязанными концами - и другие украшения, а также славянская круговая керамика. Нужно отметить, что в это время весь не утрачивает своеобразную культуру. На Суде продолжают существовать «домики мёртвых», курганы с лепной керамикой, а также типичные финские украшения, в числе которых шумящие и зооморфные подвески.
В XII-XIII вв население края в большей степени носит признаки древнерусского населения, о чём свидетельствуют курганные и грунтовые захоронения по обряду трупоположения, характер вещевого инвентаря. Что касается традиций судской веси, то она продолжает сохранять часть своей обрядности, но уже имеет древнерусский вещевой инвентарь. Он состоит из типичных древнерусских украшений и предметов, характерных для периферийных областей древнерусского государства. То есть археологические материалы XII века позволяют наблюдать с этого времени нивелировку материальной и духовной культуры населения региона, которая приобретает ярко выраженный древнерусский характер с особенностями, характерными для Русского Севера. Таким образом, регион занимает промежуточное положение между ранее освоенными славянскими землями и Севером, сочетая в себе черты, присущие как центральным районам Древней Руси, так и периферийным, осваиваемым территориям.
Археологические материалы позволили реконструировать особенности процесса формирования системы поселений. Они схожи с особенностями такого процесса, происходившего в соседних краю регионах (в Поволжье, в Волго-Клязьминском междуречье и других районах). Но в Белозерском крае есть и своя специфика расселения, которая проявляется в относительно высокой плотности заселения и большими размерами гнёзд селищ. Поселения в крае формировались на основе ремесла и торговли, а также промысловой колонизации, которая впоследствии приводила к появлению земледельческих поселений и стимулировала развитие сельского хозяйства в ходе исчезновения ресурсов пушнины и роста численности населения. Эти факторы способствуют освоению более глубинных территорий, располагающихся на малых притоках и их водоразделах. Возрастает роль земледелия и скотоводства, а также рыболовства и домашних промыслов. Многочисленные находки инструментов и продуктов железоделательного производства, литья цветных металлов, инструментов, использующихся в сельском хозяйстве и ремёслах, свидетельствуют об уровне хозяйственно-экономического развития населения. Ремесленные производства выступают основой социально-экономической жизни. Кроме того, вещевой инвентарь свидетельствует о связях с Поднепровьем, Волжской Булгарией и другими территориями. Торговля, характеризующаяся широтой охвата международных связей, также играет важную роль. Таким образом, результатом изучения элементов культуры этнически разного населения исследуемого региона является реконструкция этнокультурной ситуации, сложившейся в X-XIII веках в Белозёрском крае.
Анализ археологических памятников Белозерья позволяет исследователям получать научные знания о культурно-исторических процессах, протекавших в изучаемом регионе. Без них не могут формироваться полноценные знания об истории северной части Русской равнины, о сложных процессах, протекавших здесь с рубежа первого и второго тысячелетий н.э.
Накопление пластов информации происходило благодаря деятельности исследователей, внёсших значительный вклад в изучение истории и археологии края. Такое накопление прошло длинный путь в 150 лет от несистематизированного сбора сведений и фрагментарных археологические исследований до масштабных раскопок на обширной территории края, составления важнейших монографий и проведения крупных археологических конференций, посвящённых важным проблемам исторического развития Белозерья и формирования Древнерусского государства. Огромная заслуга в этом принадлежит Л.А. Голубевой, с работы которой в 1949 году начался новый этап в исследованиях. С этого времени начинается масштабное археологическое изучение региона и его планомерные раскопки. Такая работа позволила выйти на качественно новый уровень знаний, а осмысление её результатов позволяет сформировать сложную картину развития Руси. Итогом многолетних работ Л.А. Голубевой в Белоозере стал выход её монографии. В это время заслуга в изучении принадлежит и другим исследователям (таким как С.В. Ошибкина, Н.Б. Черных и др). Значительные работы по выявлению памятников летописной веси были проведены в бассейне Белого озера, р. Шексны, Суды, Мологи сотрудником Государственного исторического музея Н. В. Тухтиной. Её раскопки показали, что население этого района обладало своеобразными культурно - экономическими особенностями и находилось в тесном контакте со славянами. Н.В. Гуслистову также отводится важная роль в поднятии исследований в Вологодской области на более высокий уровень. Ещё одним важным этапом в изучении было возобновление в начале 1980-х годов систематического исследования края Онежско-Сухонской экспедицией ИА РАН под руководством Н.А. Макарова. Новые работы потребовали разработки специальной методики, учитывающей изменения в связи с созданием Волго-Балтийской водной системы. Благодаря работе экспедиции к 2001 году была собрана многотысячная коллекция находок. В это же время большой вклад в изучении региона принадлежит С.Д. Захарову, А.Н. Башенькину, И.Н. Кузиной, А.В. Кудряшову и другим археологам.
Археологическое изучение средневековых памятников Белозёрского края выявило значительную культурную неоднородность. Процесс сложения веской народности происходил путём слияния различных весских групп. Весь, впервые выделенная в памятниках конца I тысячелетия н.э., активно ассимилировала и смешивалась со славянами и другими этническими компонентами. Но не смотря на это вплоть до XIII века она продолжала сохранять свои этнические особенности, которые проявляются в традициях погребального обряда, в инвентаре, позволившем установить весские погребальные комплексы. Самыми ранними контактами со славянами было взаимодействие с ними финского населения верхнего течения Волги, Мологи, в XI веке на этих территориях славянский компонент уже господствовал. В X веке славяне начинают проникать к Белому озеру. Начинается смешение финского этноса со славянами, которое прослеживается в поселенческих и погребальных памятниках.
С конца Х - начала XI вв в регионе наблюдаются некоторые новшества, которые проявляются в домостроении и других сооружениях, в погребальной обрядности. Начинают распространяться изделия, характерные для древнерусского населения: височные кольца - перстнеобразные, с завязанными концами - и другие украшения, а также славянская круговая керамика. Нужно отметить, что в это время весь не утрачивает своеобразную культуру. На Суде продолжают существовать «домики мёртвых», курганы с лепной керамикой, а также типичные финские украшения, в числе которых шумящие и зооморфные подвески.
В XII-XIII вв население края в большей степени носит признаки древнерусского населения, о чём свидетельствуют курганные и грунтовые захоронения по обряду трупоположения, характер вещевого инвентаря. Что касается традиций судской веси, то она продолжает сохранять часть своей обрядности, но уже имеет древнерусский вещевой инвентарь. Он состоит из типичных древнерусских украшений и предметов, характерных для периферийных областей древнерусского государства. То есть археологические материалы XII века позволяют наблюдать с этого времени нивелировку материальной и духовной культуры населения региона, которая приобретает ярко выраженный древнерусский характер с особенностями, характерными для Русского Севера. Таким образом, регион занимает промежуточное положение между ранее освоенными славянскими землями и Севером, сочетая в себе черты, присущие как центральным районам Древней Руси, так и периферийным, осваиваемым территориям.
Археологические материалы позволили реконструировать особенности процесса формирования системы поселений. Они схожи с особенностями такого процесса, происходившего в соседних краю регионах (в Поволжье, в Волго-Клязьминском междуречье и других районах). Но в Белозерском крае есть и своя специфика расселения, которая проявляется в относительно высокой плотности заселения и большими размерами гнёзд селищ. Поселения в крае формировались на основе ремесла и торговли, а также промысловой колонизации, которая впоследствии приводила к появлению земледельческих поселений и стимулировала развитие сельского хозяйства в ходе исчезновения ресурсов пушнины и роста численности населения. Эти факторы способствуют освоению более глубинных территорий, располагающихся на малых притоках и их водоразделах. Возрастает роль земледелия и скотоводства, а также рыболовства и домашних промыслов. Многочисленные находки инструментов и продуктов железоделательного производства, литья цветных металлов, инструментов, использующихся в сельском хозяйстве и ремёслах, свидетельствуют об уровне хозяйственно-экономического развития населения. Ремесленные производства выступают основой социально-экономической жизни. Кроме того, вещевой инвентарь свидетельствует о связях с Поднепровьем, Волжской Булгарией и другими территориями. Торговля, характеризующаяся широтой охвата международных связей, также играет важную роль. Таким образом, результатом изучения элементов культуры этнически разного населения исследуемого региона является реконструкция этнокультурной ситуации, сложившейся в X-XIII веках в Белозёрском крае.



