Тип работы:
Предмет:
Язык работы:


ФОРМИРОВАНИЕ КАДРОВОГО СОСТАВА СОВЕТСКОЙ ДИПЛОМАТИЧЕСКОЙ СЛУЖБЫ ДО 1939 ГОДА

Работа №31886

Тип работы

Дипломные работы, ВКР

Предмет

история

Объем работы85
Год сдачи2018
Стоимость6300 руб.
ПУБЛИКУЕТСЯ ВПЕРВЫЕ
Просмотрено
354
Не подходит работа?

Узнай цену на написание


Введение 3
Глава 1. Зарождение школы советской дипломатии 11
Глава 2. Приход М. М. Литвинова и новый виток в развитии советской
дипломатии 31
Глава 3. Особенности управления дипломатическими кадрами при М. М. Литвинове и масштабные чистки в
Наркоминделе 56
Заключение 79
Список использованных источников и литературы 81

Успехи в любой сфере деятельности сопровождаются качественным подбором персонала. Тщательный отбор квалифицированных работников позволяет предприятию добиться самого высокого прогресса. Фраза «Кадры решают всё» была впервые произнесена И. В. Сталиным в 1935 г. во время обращения к выпускникам военных академий. И неудивительно что эта фраза вскоре стала лозунгом миллионов советских людей. Он отмечал что можно за день сделать любую машину, будь то это самолеты или танки, а высокоэффективный кадровый состав за один день слепить невозможно, для этого потребуются годы. Любой, даже самый плохой пилот важнее 300 самолетов, и поэтому он просил каждого из них при крушении самолетов прыгать с парашютом, а не стараться спасти опытный вид самолета . Главное, что хотел донести этой речью Сталин - это ценность получения образования и использование его на практике для пользы общества.
И в наши дни данные слова имеют свою актуальность. Любая деятельность в современном мире реализуется через кадровый потенциал. Эффективность предприятий, государственных структур напрямую связана с деятельностью ученых, инженеров, мастеров и рабочих. В связи с этим изучение опыта советского государства по становлению и развитию внешнеполитического ведомства является актуальным, т. к. хорошо известно, что советская дипломатическая школа остается одной из успешных, компетентных дипломатических учреждений своего времени.
Октябрьская революция привела к коренному перелому в системе государственной власти и изменению структуры управления в стране.
Создание молодого советского государства стало одной из знаковых событий в мире, которое имело чрезвычайно важное значение для всех территорий, входящих в его состав.
Социалистическое государство должно было проводить свою внешнюю политику, запрашивала образование нового дипломатического представительства и ставила новые задачи перед государственной властью. Среди них были изменение внешней политики, исходя из большевистской доктрины, введение классового принципа в формировании системы власти. В сложное для страны время, первым делом нужно было получить мир в войне с Германией и ее союзниками. Советское государство ликвидировало всю систему прежней власти и устанавливало новые ведомства государственной политики - народные комиссариаты. Декретом Всероссийского съезда Советов рабочих и солдатских депутатов от 26 октября 1917 г. был образован Народный комиссариат иностранных дел . Ленин признал в Декрете о мире возможность сотрудничества с капиталистическим миром. Народным комиссаром иностранных дел стал Л. Д. Троцкий. Находился на этом посту он недолго и через четыре месяца его сменил Г. В. Чичерин. Роль Г. В. Чичерина и его команды дипломатов нельзя преувеличить. Работа по созданию дипломатического аппарата, его связь с внешним миром, налаживание отношении с другими государствами - очень тяжело давалась на начальном этапе становления НКИДа. Переговоры в Брест-Литовске подчеркнули острую необходимость в специалистах. Под руководством Г. В. Чичерина была разработана система функционирования Наркоминдела и его структурная часть, умение подбора персонала и обучение новых дипломатических кадров. Аппарат партии бдительно следил за каждым шагом НКИДа, придавая этому комиссариату особое значение.
Внешнеполитическое признание Советского государства ставилось целью номер один для дипломатов.
В сложных условиях войны империалистической, а затем гражданской и западной интервенции дипломатическое представительство работало не покладая рук добиваясь международного признания. В первые годы Советской республики были установлены дипломатические отношения с десятью странами, к началу ВОВ это число достигло 26, а после окончания увеличилось до 52 стран. Параллельно с расширением числа государств, установивших дипломатические отношения с Советским Союзом, расширялись и торговые связи. Это подтолкнуло к увеличению ряда торговых представительств Советской республики. Заметное расширение географического диапазона дипломатических связей СССР с иностранными государствами привело к реформированию народного комиссариата. Это коснулось аппарата командующего состава и рядовых сотрудников. Заметно увеличился состав НКИД. Кроме народного комиссара и его заместителей, образовались отделы, разделенные по регионам деятельности что облегчило работу дипломатов.
Объектом данной работы является мероприятия по реализации внешней политики СССР от начала деятельности до 1939 г.
Предметом работы будет выступать реализация кадровой политики во внешнеполитической сфере советским государством.
Опираясь на работы историков, посвященных внешней политике и дипломатам Советской России, а также на ряд источников, опубликованных во второй половине XX века можно определить цель работы следующим образом:
-Изучить специфику формирования кадров дипломатической службы Советского государства и начальствующего состава НКИД на период с 1917 по 1939 гг.
В соответствии с поставленной целью, можно выделить следующие задачи:
- Рассмотреть начальный этап становления дипломатических кадров
- Определить количественный и качественный состав сотрудников за изучаемый период
- Показать критерии отбора служащих НКИД на начальном этапе формирования дипломатического состава 1917-1922, и по каким критериям отбирались кадры на следующих этапах ( 20-ые годы, 30-ые годы)
- Изучить степень воздействия и основные роли командующего состава НКИД
Хронологические рамки данного исследования определяет граница с момента зарождения дипломатической службы в Советском Союзе до 1939 г.
Актуальность данной темы дипломной работы представляется в увеличении числа высших учебных заведении по подготовке
дипломатических кадров, открытии кафедр, посвященных международным связям. В связи с этим данную работу можно использовать как сравнение опыта прошлого советского государства с сегодняшними реалиями формирования дипломатического резерва.
В эпоху глобализации и растущего взаимодействия стран во многих направлениях, а также в сопутствующих им кризисных ситуациях, нужны люди, умеющие договариваться между собой, что непосредственным образом касается деятельности дипломатов. В современном мире достаточно недавно появилась потребность в развитии системы международных институтов, с их нормами, общими правилами, системой, для урегулирования экономических, политических, социальных и культурных вопросов. И наиболее подходящим инструментом в решении данных вопросов является переговорный процесс.
Практическая значимость данного дипломного проекта заключается в обосновании того, что независимо от своего социального происхождения, можно было добиться карьерных высот при помощи своей активной гражданской позиции, организаторского мастерства и высокого уровня коммуникации с людьми. И в настоящее время многие яркие общественники, посвятившие себя организаторской работе, добровольческой деятельности, служению людям становятся руководителями общественных организации, крупных добровольческих движений, работают в структуре государственных организации, в том числе и дипломатических органах. Этому способствует яркая деятельность человека, презентация самого себя на всевозможных аренах, мероприятиях. Конечно это и результат работы учебных заведений, курсы повышения квалификации и всевозможные языковые курсы. Можно смело сказать следуя из вышеперечисленного, что каждый человек, не важно в дипломатической деятельности, или в какой-либо другой сфере может подняться по социальной лестнице благодаря своему упорству, труду, и умственным качествам.
Методы исследования представлены общенаучными и специальными методами. К общенаучным методам относятся анализ и синтез, индукция и дедукция. Метод анализа позволяет разделить изучаемый объект на логические составляющие и изучить его основные характеристики. Метод синтеза способствует соединению частных исторических моментов в единую систему. Одним из преобладающих методов в исследовании становится индукция, на основе обобщения единичных исторических фактов удавалось вывести общие положения, выводы. Метод дедукции позволяет из общих утверждений прийти к частным суждениям.
К специальным методам исследования относятся проблемнохронологический, сравнительно-исторический, историко-генетический методы. Проблемно-хронологический метод помог расположить изучаемый материал в соответствии с выдвинутыми проблемами и в хронологической последовательности внутри этих микропроблем.
Преобладающим методом в исследовании является сравнительноисторический метод, который позволяет выявить общие черты в политике государственных структур и характерные особенности руководящих кадров.
Обзор источников и литературы
Источниковая база исследователя представлена следующими группами источников: опубликованные архивные документы и периодическая печать.
Наиболее часто встречаемые документы — это нормативно-правовые акты, декреты Советской власти, постановления, выписки из протоколов собраний, записки. В данной работе мне помогали электронные ресурсы, где выставлены все нормативные акты, обращения, декларации, и положения Советского государства . Большой вклад в понимание исторических событий того времени внесли сборники документов внешней политики, которые с 1917 г. выходили по тому каждый год.
Был использован научный сборник к юбилею МГИМО в двух томах. В нём представлены научные исследования более 90 авторов из университетов и научных учреждений Москвы, Санкт-Петербурга, Рязани, Твери, Екатеринбурга, Владивостока, Уфы, Казани, и т.д. Первый том книги посвящен — «Дидактическим аспектам профессиональной подготовки специалистов-международников» — ученые обращаются к опыту подготовки специалистов в области международных отношений, обучению иностранных языков учитывая также психологическую подготовку к работе дипломата. Вторая часть — посвящена подготовке кадров востоковедов. Так же описывается исторический опыт изучения Востока, сотрудничество в области языкознания и новые методы практики.
Также большую ценность представляют дипломатические словари от группы редакторов во главе с А.А. Громыко в трех томах. Под каждой персоной или понятием вставлена дополнительная литература по интересующему событию или человеку, что упрощает научную работу.
Мемуары самих политических деятелей дают много информации для размышлений. Сборники речей и заявлений наркомов иностранных дел , их письма членам ЦК , выступления генсека И. В. Сталина , и других политических деятелей. Что касается периодических издании, мной были использованы такие средства печати как: «Известия ЦК КПСС» , «Вопросы истории» , «Вестник МИД СССР» и др.
Большим объемом информации обладают работы «История дипломатии» под редакцией В. П. Потемкина, «Дипломатия» Г.Никольсона
Большую роль в подготовке данной дипломной работы сыграли издания Документов Внешней политики СССР. Сборник «История МГИМО» в 2 томах, «Курсы переводчиков при МИДе», Дипломатический словарь. Воспоминания и записки Г. В, Чичерина и многих других дипломатов. Использовались мной и периодические издания, журнал «Международные отношения», еженедельное издание газеты при НКИД «Вестник НКИД» и т.д.
Работы Н. В. Загладина , Д. С. Никифорова, А. Ф. Борункова дают полное представление политологического аспекта изучаемой темы.
Научные исследования биографий отдельных дипломатов помогают понять личностные характеристики и формы их поведения на те или иные события, представляют нам анализ действий сотрудников НКИД, знакомят нас ближе с изучаемым периодом. К таким работам относятся исследования И. Горохова, Л. Замятина, И. Земскова , З. Шейниса , В. Соколова , О. Трояновского , С. В. Зарницкого.
Особого упоминания требует монография доктора исторических наук, французской исследовательницы Сабин Дюллен. В своей работе она анализирует деятельность дипломатов сталинского периода. В первой главе ею затрагивается вся внешняя политика Советского государства эпохи «Великого перелома», приход к власти в НКИД М. М. Литвинова и его первые реформирования. Вторая, третья и четвертая главы посвящены личностям каждого из дипломатов изучаемого периода, лавирование руководителей НКИД между политическими направлениями международных отношений. Наконец последние две главы описывают масштабные репрессии как во всей системе власти Советского Союза, так и в Наркоминделе.


Возникли сложности?

Нужна помощь преподавателя?

Помощь студентам в написании работ!


Формирование Народного комиссариата иностранных дел прошло быстро. К главенствующим ролям в ведении дипломатических отношений пришли хоть и неопытные, но трудолюбивые, готовые учиться, идейные люди. По прошествии двухлетнего периода, Чичерин характеризуя пройденный этап советской дипломатии высказался так: «Эта была
трагическая и в то же время полная неистощимой бодрости и лучезарной надежды повесть о непрекращающейся ни на единую минуту борьбе против бесчисленных врагов, не дававшей молодому рабоче-крестьянскому строю буквально перевести дух» . Жертвы, которые приходилось выносить молодому Советскому государству, трудности на пути к великой цели были испытаны не зря. Отрезанная от внешнего мира Советская страна боролась против иностранной интервенции, к тому же раздираемая гражданской войной. Но несмотря на эти испытания, советские дипломатические кадры только закалялись и набирались опыта международной деятельности.
С 1920 г. начинаются подписываться договоры с восточными странами: Афганистаном, Турцией, Ираном. Вместе с этим происходит прорыв блокады и мирные переговоры с прибалтийскими странами. Дальше следовали международные встречи по экономическим вопросам в Генуе, урегулирование отношений с Веймарской республикой в Раппало, Лозаннские конференции по урегулированию режима черноморских проливов. 1924 год в СССР был назван годом дипломатических признаний, когда Советскому государству получилось заключить торговые и мирные договоры с Великобританией, Францией, Китаем, Мексикой, Швецией, Австрией, Албанией, Грецией и мн. др. государствами.
Во всём этом внешнеполитическом успехе огромную роль играли дипломатические кадры. Сплоченность дипломатического состава как в 20-е, так и в 30-е гг. была одной из знаковых отличий Советского государства. Во многом эта сплоченность, организованность, дипломатическая ловкость была создана наркомами Г. В. Чичериным и М. М. Литвиновым. Стоит отметить что кадры дипломатов Литвиновского периода отличались также корпоративным духом, долгое время проживая друг с другом и общаясь только между собой, когда как их зарубежные коллеги могли находиться в разных кругах общения основанных на ценностях семьи, религии, политического, светского и общественного характера. Однако опыт проживания за рубежом, долгое нахождение в другой культуре, обучение в других государствах помогали советским дипломатам находиться на вершине дипломатических контактов, и решать судьбу СССР на благо их жителей.
Время Большого террора, и подготовка партийного руководства к военным столкновениям поставило крест на карьере многих великих дипломатов. Сталин и его приверженцы из ЦК буквально свирепствовали над военными, политическими, хозяйственными и дипломатическими кадрами, уничтожая, можно сказать все полученные знания и практические навыки, полученные за 20 лет деятельности НКИД. Генсек совсем по-иному понимал эффективность. Он считал абсолютный контроль над государственным аппаратом и тотальное подчинение, централизация всех сил, истребление всякого рода оппозиции - единственным разумным ходом эффективного правления.



1.1 Вестник МИД СССР. - 1987. - №4. - С. 39.
1.2 Гнедин Е. А. Катастрофа и второе рождение: мемуарные записки / Е. А. Гнедин. - №8. Амстердам: Фонд Герцена, серия «Библиотека самиздата» 1977. - 328 с.
1.3 Дипломатический ежегодник НКИД. М.: 1926-1928, 1932-1936.
1.4 Документы внешней политики СССР (1917-1938). Т. 1-21. М.: Политиздат, 1957 - 1976.
1.5 Документы внешней политики, 1939 год. Т. 22. М.: Международные отношения, 1992. - 688 с.
1.6 Истомина Л. А., Луначарский А. В. Статьи и речи по вопросам международной политики / Л. А. Истомина, А. В. Луначарский. - М.: изд-во социально-экономической литературы, 1959. - 436 с.
1.7 Канивез М. Моя жизнь с Раскольниковым. Минувшее: Исторический альманах. № 7 / М. Канивез. - М. : 1992. - 58-111с .
1.8 Литвинов М. М. Внешняя политика СССР: Речи и заявления, 1927-1937 / М. М. Литвинов. - М.: Соцэкгиз, 1937. - 432 с.
1.9 Материалы февральско-мартовского пленума ЦК ВКП(б) 1937 г. // Вопросы истории. - 1922. №6-7. С. 27.
1.10 О подготовке Германии к войне. Записка М. М. Литвинова И. В. Сталину, 3 декабря 1935 г., и письмо Я. З. Сурица Н. Н. Крестинскому, 28 августа 1936 г. // Известия ЦК КПСС, 1990. - №2. - 51 с.
1.11 Особая миссия Давида Канделаки (публикация архивных документов, подготовленная Н. А. Абрамовым и Л. А. Безыменским) // Вопросы истории. 1991. №4-5. 116 с.
1.12 Письма И. В. Сталина В. М. Молотову, 1925-1936 гг.: Сборник документов. - М.: Россия молодая. 1996. - 260 с.
1.13 Письмо М. М. Литвинова И. В. Сталину, 3 января 1939 г. // Документы внешней политики. Т. 22. Кн. 1. С. 10.
1. 14 Рид Дж. Десять дней, которые потрясли мир. - пер. с англ. / Дж. Рид. — М.: Политиздат, 1987. — С. 121. 543 с.
1.15 СССР в борьбе за мир накануне Второй мировой войны 1938 г. —1939 г.- М.: изд-во политической литературы, 1971. - 712 с.
1.16 Собрание узаконений и распоряжений правительства за 1919—1920 гг. № 80. от 19 сентября 1920 г. Отдел первый.- Ст. 375.
1.17 Собрание узаконений и распоряжений правительства за 1919—1920 гг. № 52. от 19 сентября 1920 г. Отдел первый.- Ст. 303.
1.18 Телеграмма И.В. Сталина, 3 мая 1939 г. // Документы внешней политики. Т. 22. Кн. 1. -327 с.
2. Литература:
2.1 Актуальные вопросы подготовки специалистов международного профиля: смена парадигм. М.: МГИМО, 2013. - 414 с. 2.1 Большой энциклопедический словарь. М.: Большая Российская энциклопедия; СПб.: Норинт, 2001. - 1456 с.
2.2 Брокгауз Ф. А., Ефрон И. А. Энциклопедический словарь / Ф. А. Брокгауз, И. А. Ефрон. - М.: Издательство "Русское слово", 1996, 5547 с.
2.3 Генис В. Л. Упрямый нарком с Ильинки (о Сокольникове) Открывая новые страницы. Международные вопросы: события и люди / В. Л. Генис. - М.: Политиздат, 1989. -452 с.
2.4 Горохов И.М., Замятин Л.М., Земсков И.Н. Г. В. Чичерин - Дипломат ленинской школы / И. М. Горохов, Л. М. Замятин, И. Н. Земсков. - М.: Издательство политической литературы, 1974.- 224 с.
2.5 Громыко А. А., Ковалев А. Г., Севостьянов П. П., Тихвинский С. Л. Дипломатический словарь / А. А. Громыко, А. Г. Ковалев, П. П. Севостьянов,
С. Л. Тихвинский. - М.: НАУКА, 1986. - 503 с.
2.6 Загладин Н. В. История успехов и неудач советской дипломатии: Политол. Аспект / Н. В. Загладин. - М.: Междунар. отношения, 1990. - 229 с.
2.7. Зарницкий С. В., Трофимова Л. И. Так начинался Наркоминдел / С. В. Зарницкий, Л. И. Трофимова. - М.: Политиздат, 1984. - 240 с.
2.8 Невежин В.А. Застольные речи Сталина // Документы и материалы / В. А. Невежин. - Спб.: АИРО-ХХ, 2003. - 544 с.
2.9 Майский И. М. Воспоминания советского посла / И. М. Майский. - М.
1964. Т.1. - 252 с.
2.10 Никифоров Д. С., Борунков А. Ф. Дипломатический протокол в СССР: принципы, норма, практика / Д. С. Никифоров, А. Ф. Борунков. - М.: Международные отношения, 1998. - 305 с.
2.11 Потемкин В.П. История дипломатии Том III // Дипломатия в период подготовки Второй мировой войны 1919 - 1939 / В. П. Потемкин. - М.: ОГИЗ, 1941. - 884 с.
2.12 Рощин А. А. В Наркоминделе в предвоенные годы // Открывая новые страницы. Международные вопросы: события и люди / А. А. Рощин. - М.: Политиздат, 1989. 354 с.
2.13 Сабин Дюллен Сталин и его дипломаты Советский Союз и Европа 19301939 гг. / С. Дюллен. - М. РОССПЭН, 2009. - 319 с.
2.14 Семенов А. С. Призваны революцией. - Долг и отвага. - рассказы о дипкурьерах / А. С. Семенов. - М.: 1989. - С. 109.
2.15 Соколов В. В. На боевых постах дипломатического фронта: Жизнь и деятельность Л. М. Карахана / В. В. Соколов. - М.: Политиздат, 1983. - 187 с.
2.16 Шейнис З. Максим Максимович Литвинов: революционер, дипломат, человек / З. Шейнис. - М.: Политиздат, 1989. 431с.
2.17 Шейнис З. Путь к вершине: страницы жизни А. М. Коллонтай / З. Шейнис. - М.: Советская Россия, 1984. 167 с.
2.18 Шейнис З. Судьба дипломат. Штрихи к портрету Бориса Штейна // Архивы раскрывают тайны.. .Международные вопросы: события, люди / З. Шейнис. - М.: Политиздат, 1991. 311 с.
2.19 Шейнис З. Письма М. М. Литвинова из Мерано: 1934 г. // Новая и новейшая история. 1992. №3. С. 136-146.
2.20 Энциклопедический словарь Института Гранат. - Т. 41: Деятели СССР и Октябрьской революции: в 3 кн. -М.1927-1929.
З.Интернет-ресурсы
3.1 Библиотека нормативно-правовых актов Союза Советских Социалистических Республик // Интернет архив. URL: http://www.libussr.ru/ (Дата обращения 1. 03.-18. 05 2018).
3.2 Проект «Исторические материалы» / Собрание узаконений и распоряжений рабочего и крестьянского правительства URL: http://istmat.info/ (Дата обращения 24. 04. 2018)
3.3 Историко Документальный Департамент МИД России // Книга памяти работников советской дипломатической службы - жертв репрессий URL: https://idd.mid.ru/kniga-pamati-rabotnikov-sovetskoi-diplomaticeskoi-sluzby- zertv-repressij (Дата обращения 9.05.2018)


Работу высылаем на протяжении 30 минут после оплаты.



Подобные работы


©2024 Cервис помощи студентам в выполнении работ