Тип работы:
Предмет:
Язык работы:


КОНЦЕПЦИЯ ХРИСТИАНСКОГО СОЦИАЛИЗМА В ТРУДАХ ПРОТОИЕРЕЯ А.В. СМИРНОВА

Работа №31883

Тип работы

Магистерская диссертация

Предмет

история

Объем работы88
Год сдачи2018
Стоимость4900 руб.
ПУБЛИКУЕТСЯ ВПЕРВЫЕ
Просмотрено
502
Не подходит работа?

Узнай цену на написание


ВВЕДЕНИЕ 2
Глава I. ХРИСТИАНСКИЙ СОЦИАЛИЗМ В РОССИЙСКОЙ ИМПЕРИИ НАЧАЛА ХХ В.: ЗАПАДНЫЙ И РОССИЙСКИЙ ОПЫТ 11
1.1. Сущность и особенности концепции христианского социализма . 11
1.2. Программные особенности основных идейных представителей
христианского социализма 15
Глава II. ЖИЗНЕННЫЙ И ТВОРЧЕСКИЙ ПУТЬ ПРОТОИЕРЕЯ 35
А.В. СМИРНОВА 35
2.1. Жизненный путь А.В. Смирнова 35
2.2. Творчество протоиерея А.В. Смирнова 38
Глава III. ХРИСТИАНСКИЙ СОЦИАЛИЗМ В ТВОРЧЕСТВЕ А. В. СМИРНОВА: ФОРМИРОВАНИЕ И ЭВОЛЮЦИЯ 58
Заключение 76
Список использованных источников и литературы


Настоящее диссертационное исследование направлено на изучение различных версий русского христианского социализма в России начала XX в., взятого в контексте религиозного аспекта концепции «христианского социализма» в трудах А.В. Смирнова; идеям и взглядам духовного писателя на проблему общественного идеала.
В работе затрагиваются отдельные аспекты социалистических учений и христианского мировоззрения, позволяющие составить более полное представление о генезисе и развитии христианско-социалистических концепций.
Свойственная нынешнему времени, тенденциозность усиления значения и положения роли религии в международных отношениях либо повседневной жизни, выражающаяся в процессах секуляризации/десекуляризации, требует от России нахождения правильно выверенного пути социального реформаторства. Одним из подобных вариантов идеологического переустройства можно назвать политику христианского социализма, имеющая вполне осознанные и устойчивые пласты в отечественной истории. Вследствие глубокой укорененности России православным ценностям, социально значимым остается вопрос, каким образом, возможно совместить этих два явления. XIX и первая половина ХХ вв. характеризуются поисками реализации национальной модернизации, синтеза христианской традиции с модерными общественными течениями. Христианский социализм - направление общественной мысли, находящее в христианском учении санкцию социалистическим идеалам.
Актуальность исследования. Русский христианский социализм можно определить как идею преобразования общественного строя на основе творческого синтеза православного христианства и социализма (при условии подчинения социализма христианству) и христианского принципа соборности - свободного единения людей, разделяющих христианское учение и приверженных основным ценностям христианской культуры.
Возникновение христианского социализма в XIX веке стало альтернативой идее коммунистического преобразования общества, научному социализму. Христианский социализм основывается на идеях социального мира и партнерства классов, нравственном совершенствовании человека. Анализ концепций христианского социализма показывает, что они имеют сходство с идеями первоначального христианства, такими как равенство, братство, социальная справедливость, любовь к ближнему.
Особый интерес к изучению русского христианского социализма вызван, в первую очередь, публикацией самих произведений русских философов в России, долгое время не доступных массовому читателю. Современная российская научная общественность в последнее десятилетие познакомилась с трудами выдающихся русских религиозных мыслителей, открыла для себя самобытный духовный мир, представленный трудами Вл. Соловьева, H.A. Бердяева, С.Н. Булгакова, В.Ф. Эрна и др.
С тех пор в русской научной литературе появилось много материалов, касающихся этой темы. Однако до настоящего времени не представлено достаточно глубокого и детального анализа концепция христианского социализма, имеются лишь отдельные работы, раскрывающие ее частные аспекты.
Актуальность данной темы также заключается в необходимости углублённого изучения наследия протоиерея А.В. Смирнова. В современной научной литературе еще не существует разностороннего и многогранного исследования творчества духовного писателя, протоиерея А.В. Смирнова.
В нашем исследовании изучались труды протоиерея А.В. Смирнова с точки зрения развития им концепции христианского социализма. Мы считаем, что концепция христианского социализма является как бы ключом ко всем другим темам его творчества. Важно то, что А.В. Смирнов не только писал о христианском социализме, но и стремился к созданию христианского социализма в России.
Степень научной разработанности проблемы. Источниковой базой исследования послужили, в большей степени, труды протоиерея А.В. Смирнова, а также его современников - исследователей христианского социализма, программные документы политических партий и общественных объединений христианско-социалистической ориентации в России.
В научной литературе существует значительное количество работ, в которых рассматриваются те или иные вопросы, относящиеся к христианскому социализму, в том числе и исследования, посвященные изучению жизни и творчества отдельных представителей русского и западного христианского социализма. Однако в современной научной литературе пока отсутствуют специальные работы, посвященные концепции христианского социализма в трудах протоиерея А.В. Смирнова. Данная работа призвана восполнить этот пробел.
Попытки создать концепцию «христианского социализма» в России предпринимались в XIX - ХХ вв.
В дореволюционный период к изучению проблем христианского социализма применялся характерный для русской общественной мысли религиозно-философский подход. В сборниках статей о русской интеллигенции «Вехи» и о русской революции «Из глубины» впервые наметилось объективное исследование политической трансформации социалистической идеи из теории в практику, рассматривались социально-исторические условия, при которых социализм может стать созидательной силой, способной преобразовать политическую систему общества.
Программные документы политических партий, общественных объединений и групп также являются важным источником в сфере политической эволюции христианского социализма. Их появление, как правило, обусловлено требованиями исторической ситуации, а также степенью влияния социального учения христианства на народные массы.
Не обошли тему христианского социализма и священнослужители.
Протоиерей И. Восторгов (соратник св. Иоанна Кронштадтского, канонизированный Русской Православной Церковью в качестве священном ученика) еще в начале XX века провёл анализ понятий «христианство» и «социализм», отметив проблематичность их совместимости. Игумен И. Павлов глубоко исследовал политическую и экономическую программы С.Н. Булгакова с религиозно-философских позиций. Священник К. Проскурин стремился найти православные этические ориентиры предпринимательской деятельности в контексте рассмотрения социальноэкономических взглядов С.Н. Булгакова. Митрополит Иоанн, сосредоточив внимание на изучении религиозно-философской мысли христианских социалистов русского зарубежья (С.Н. Булгакова, Н.А. Бердяева), оценил их творчество с позиции православного фундаментализма. Постулируемые им основы церковного учения о Богоугодной форме государственного устройства оказываются близки философской позиции В.С. Соловьева.
Интерес к изучению теории и истории христианского социализма вызван в первую очередь публикацией самих произведений его теоретиков: В.С. Соловьева , Н.А. Бердяева , С.Н. Булгакова , Г.П. Федотова , В.Ф. Эрна , В.П. Свенцицкого. Появление и развитие христианских объединений, социалистической окраски, рассматривалось с учетом революционных событий в России, сложившихся на рубеже веков. Благодаря этому, можно было сформулировать основные тенденции эволюции идей христианского социализма, обозначив проблемное поле политического феномена и его место и роль в идеологической атмосфере общества.
Впоследствии проблемы христианского социализма главным образом изучались в русском зарубежье. Исследования проводились представителями религиозно-философской мысли, разделявшими славянофильские воззрения - Н.О. Лосским и Ф.А. Степуном .
Основоположники марксистского направления рассматривали христианский социализм как «поповский» - реакционное общественное явление, способное развратить рабочее движение и затормозить его развитие.
Негативное отношение В.И. Ленина к христианскому социализму, проистекало из его общего отрицания религии. Христианский модернизм он считал гораздо опаснее для рабочего движения, чем традиционные формы религиозного культа, а христианский социализм называл худшим видом социализма.
Советские авторы творчество русских и западных христианских социалистов исследовали мало и, как правило, с марксистско-ленинских позиций. В работах И.Р. Григулевича , Ю.А. Левады , В.А. Малинина , Х. Н. Момджяна , М.М. Шейнмана , Л.В. Шкаренкова , построенных на сугубо классовом подходе, игнорируется духовный фактор общественного развития, проводятся идеологические штампы того времени, в силу чего христианские социалисты нередко рассматриваются как нежелательные политические конкуренты коммунистических партий в рабочем движении.
Особого внимания заслуживает труд М.М. Шейнмана, который провел периодизацию развития социально-исторических форм данного течения на основе марксистской методологии и осуществил выборочный анализ его наиболее типичных национальных разновидностей.
В современной научной литературе изучение христианского социализма чаще всего соединяется с исследованием проблем христианской демократии как более широкого модернистского политического движения, получившего практическую реализацию в западноевропейских обществах. А.А. Амплеевой ,Т.Н. Барановой , И.С. Вдовиной , Г.И. Волковым и А.В. Дементьевым , И. А. Григорьевой , С.Д. Мезенцевым , Л.В. Пономаревой , вопросы христианского социализма затрагиваются в контексте рассмотрения национальных проблем развития европейских стран.
В диссертационных исследованиях современных учёных вопросы христианского социализма, рассматриваются такими учеными, как В.В. Аверьянов , А.Ф. Гавриленков , Э. Е. Гуськова , А.Ф. Лосев , И. О. Надточий , А.Л. Панищев , В.К. Трофимов , Е.С. Элбакян , С.С. Иванова .
Проблематика христианского социализма, связанная с деятельностью его отдельных представителей, в последние годы освещалась в диссертациях историко-философского характера (М.Г. Галахтин , А.А. Галямичева , Н.В. Зайцева , М.Ю. Морозова , Н.А. Омельченко , Е.В. Родина , Г.Н. Хаустова , Э.А. Шаряпова , А.В. Щипкова , О.Г. Юмашева ).
Однако, как уже было отмечено выше, исследования, посвящённые деятельности отдельных представителей этого течения не исчерпывает весь возможный список, тем самым делая нашу работу ещё более актуальной.
Цель диссертационного исследования - реконструировать процесс формирования и развития концепции христианского социализма в трудах протоиерея А.В. Смирнова, в контексте религиозно-духовных поисков начала ХХ в. Данная цель достигается постановкой и решением следующих задач:
- рассмотреть интеллектуальный контекст рецепции западной концепции христианского социализма в России;
- показать основные вехи биографии и проследить эволюцию творческого пути протоиерея А.В. Смирнова, дать периодизацию его жизни и творческого пути;
- изучить концепцию христианского социализма в трудах протоиерея А.В. Смирнова.
Объектом диссертационного исследования являются труды русских социально-философских мыслителей, в том числе, и труды протоиерея А.В. Смирнова, вносящие особый вклад в развитие христианского социализма в России.
Предмет исследования. Концепция христианского социализма в трудах протоиерея А.В. Смирнова.
Теоретико-методологическая базой диссертационного исследования являются принципы объективности, историзма, целостности исследования, системного, комплексного анализа общественных явлений, учета совокупности как объективных, так и субъективных факторов в изучении поставленной проблемы. В диссертации использованы методы, носящие общенаучный характер, такие как анализ, синтез, сравнение, обобщение, позволяющие раскрыть истоки, сущность, а также специфику развития христианского социализма в России.
Достоверность результатов исследования обеспечивается репрезентативностью эмпирического материала, на котором базируются научные положения, предложения и выводы, а также совокупностью межъязыковых и внутриязыковых подходов при исследовании материала.
Научная новизна исследования связана с самой постановкой проблемы, а также намеченными задачами и заключается в том, что данная тема христианского социализма недостаточно разработана в историко-философской и религиоведческой литературе. Научную новизну данного исследования также определяет тот факт, что, данная работа является первой попыткой комплексного исследования концепции христианского социализма в трудах духовного писателя, протоиерея А.В. Смирнова.
Теоретическая значимость исследования определяется тем, что содержащиеся в нем материалы и выводы углубляют и расширяют существующие представления о возникновении христианского социализма в России. Изучение взглядов Ф.М. Достоевского С.Н. Булгакова, В.Ф.Эрна, А.В. Смирнова имеет воспитательное и познавательное значение, поскольку способствует приобщению студентов к ценностям отечественной культуры.
Практическая значимость исследования состоит в том, что собранный и систематизированный в диссертации материал может быть использован при разработке курсов по истории России, политологии, социологии, общих и специальных дисциплин по философии, религиоведению, истории русской философии и философии культуры. Результаты исследования могут быть использованы в преподавании курсов по истории Отечества, русской и социальной философии и религиоведения.
Содержащиеся выводы в исследовании могут быть использованы в научно-исследовательской деятельности.
Структура диссертации обусловлена целью и задачами диссертационной работы. Диссертационное исследование состоит из введения, трёх глав, заключения и библиографии.

Возникли сложности?

Нужна помощь преподавателя?

Помощь в написании работ!


Термин «христианский социализм» в примере отечественного опыта приобретает специфические особенности. Первые упоминания данного понятия были, в первую очередь, среди интеллигенции и носили религиозно-философскую окраску. Кроме того, сформировался фундамент социального учения, некий синтез христианства с философией. Русский опыт или сам метод осуществления программных установок этого движения существенно разнился с западным. Русская разновидность требовала за собой идею преобразования общественного устройства, на которую нынешняя власть пойти не могла. Она предполагала не только плавное сращение русского православия с идеями социализма, сколько подчинение установок социалистической экономики христианским законам. Требовалось систематизировать и оформить программу идеологической парадигмы христиано-социалистического синтеза, которая служила определенным стратегическим направлением государства и Церкви. Теоретическая или практическая часть, так или иначе, была ограничена дозволенными рамками. Движение сталкивалось с недоверием как со стороны государства, так и Церкви.
Российскому государству требовался проект общественно-экономического устройства более высокого уровня, нежели западный, так как зарубежный опыт в реалиях нашего государства не вполне способствует подъему. Один из подобных проектов, который, с одной стороны, отличался национальной идентичностью, с другой стороны, мог «разбудить» русскую общественность, являлась концепция христианского социализма протоиерея А.В. Смирнова.
Уже в конце XIX столетия назрела острая проблема обретения и понимания самобытной идеологии. Одним из вариантов политико - экономического и социального развития мог стать, по мнению профессора Александра Васильевич, чья личность и творческий путь были рассмотрены в настоящем исследовании.
А.В. Смирнов пишет, что сейчас много людей, которые под маской любви к социал-демократии, скрывают совсем иные намерения, и они отнюдь не честные.
Его личность была взята нами на рассмотрение в силу ряда причин. Во- первых, в поле нашего религиозного исследования лежит религиознофилософская составляющая часть русского народа периода «модерной» культуры. Творчество Александра Васильевича представляло собой идеальный пример синтеза сакрального и профанного. Он был профессором светского образовательного заведения и, одновременно, проводил службы в университетских церквях. Являясь воспитанником духовных училищ и академий, занимался исследованием апокрифических книг. Занимая должность профессора пастырского богословия, и, издаваясь в православных печатных изданиях, он избирался в Государственную думу с целью привлечь внимание к проблемам образования. Вбирая в себя подобный опыт, А.В. Смирнов оставался верен православию, но мог судить непредвзято о проблемах Церкви.
Александр Васильевич Смирнов - автор более 30 научных работ. Он прошел сложный и тернистый путь непонимания своих либеральных задумок, касающихся церкви. Сталкивался с прямой опалой на себя со стороны Священного Синода, министерства народного просвещения, не приветствующих ничего реформистского.
Монография А.В. Смирнова и в наши дни не теряет своей актуальности, до сих пор оставаясь классическим образцом исследования на данную тематику. Наряду с ней протоиерей Смирнов издал ряд работ, посвященных анализу апокрифической литературы, за что брались не многие. Именно он дал начало переводу и разбору данных исследований с научной точки зрения («Книга Юбилеев», «Заветы Двенадцати патриархов», «Книга Еноха», «Псалмы Соломоновы»), изданных в период с 1895-1911 гг. Необходимо отметить, что А.В. Смирнов, наряду с А.В. Порфирьевым, историком русской словесности, представляют собой ключевые источники в области русского ветхозаветного апокрифоведения. Труды А.В. Смирнова стали известны по все Российской империи и немало ославили наш край.
Относительно идей христианского социализма он высказывался осторожно, поскольку, являлся протоиереем православной церкви, которая выступила против различного объединения с социал-демократией, марксизмом, социализмом и т.д. Социалистические принципы казались многообещающи, но мало осуществимы. Сам идейный базис социализма настолько прост, что к человеческой жизни мало применим, поскольку законы жизни далеко не легки. Важно, чтобы, действительно, имелось желание принять христианский социализм, и не было насилия над личностью. Человек - существо своеобразное, и достаточно сложно будет соблюсти исполнения обязанностей.
Материальный достаток, который гарантируется при изменении экономических отношений, не даст абсолютного счастья. Русская душа - многообразна, и понять ее непросто. Но экономическое довольство, как считает А.В. Смирнов, не принесет удовлетворение и процветание русскому народу. Активное разворачивание социалистического движения требовало внимания со стороны государственных структур. Инициатива обер-прокурора Священного Синода В.К. Саблера провести конфессиональную реформу, требующую поддержку со стороны государства, не имела должной эффективности, поскольку проводилась в ограниченном режиме. Один из ключевых принципов социализма, отказ от частной собственности, реализован не был. Были исключительно попытки проведения социальных христианских реформ. Революционные события в имперской России продемонстрировали, что подобные реформы, которые не были поддержаны официальной церковью, могли отвлечь внимание народа от социал-демократический настроений. Но все это относится к периоду после февральской революции, который выходит за хронологические рамки нашего исследования.



1.1. Бердяев Н.А. Pro et contra / Н.А. Бердяев. - Спб.: Изд. РХГИ, 1994. - 573с.
1.2. Бердяев Н.А. Духи русской революции / Н.А. Бердяев. - М.: УМСА-Press, 1990. - 32 с.
1.3. Бердяев Н.А. Русская идея / Н.А. Бердяев. - М.: Азбука-Аттикус, 2015.- 320 с.
1.4. Бердяев Н.А. Самопознание / Н.А. Бердяев. - М.: Азбука, 2016. - 416 с.
1.5. Бердяев Н.А. Смысл истории / Н.А. Бердяев. - М.: Азбука-Классика, 2016.- 256 с.
1.6. Бердяев Н.А. Судьба России / Н.А. Бердяев. - М.: Азбука-Аттикус, 2016.- 416 с.
1.7. Бердяев Н.А. Философия неравенства / Н.А. Бердяев. - М.: ИМА-пресс, 1990. - 288 с.
1.8. Бердяев Н.А. Философия неравенства / Н.А. Бердяев. - М.: Институт Русской цивилизации, 2012. - 624 с.
1.9. Бердяев Н.А. Философия Свободы / Н.А. Бердяев. - М.: АСТ, 2009. - 201 с.
1.10. Булгаков С.Н. Два града. Исследование о природе общественных идеалов / С.Н. Булгаков. - Спб.: Изд. РХГИ, 1997. - 589 с.
1.11. Булгаков С.Н. Православие / С.Н. Булгаков. - М.: АСТ, 2001. - 480 с.
1.12. Булгаков С.Н. Философия хозяйства / С.Н. Булгаков. - Новосибирск: Наука, 1990. - 412 с.
1.13. Булгаков С.Н. Христианский социализм: Споры о судьбах России / С.Н. Булгаков. - Новосибирск: Наука, 1991. - 350 с.
1.14. Булгаков С.Н. Христианский социализм: Споры о судьбах России / С.Н. Булгаков. - Новосибирск: Наука, 1991. - 350 с.
1.15. Булгаков. С.Н. От марксизма к идеализму / С.Н. Булгаков. - М.: Астрель,
2006. - 1008 с.
1.16. Вехи. - 1909. - № 65. - 4 июня.
1.17. Восторгов И.И. Социализм // Церковность. - 1917 г. - № 336. - 6 августа.
1.18. Зеньковский В.В. История русской философии / В.В. Зеньковский. - М.: Академический Проект Раритет, 2001. - 880 с.
1.19. Из глубины. - 1918. - №5. - 2 февраля.
1.20. Маркс К., Энгельс Ф. Манифест Коммунистической партии / К. Маркс, Ф. Энгельс. - М.: Художественная литература, 1955. - 445 с.
1.21. Свенцицкий В. П. Церковь, народ и революции / В.П. Свенцицкий. - М.: Издательство Новоспасского монастыря, 2016. - 696 с.
1.22. Свенцицкий В.П. Диалоги / В.П. Свенцицкий. - Казань: Дар, 2007. - 432 с.
1.23. Свенцицкий В.П. Религия свободного человека / В.П. Свенцицкий. - М.: Издательство Новоспасского монастыря, 2014. - 752 с.
1.24. Михаил (Семенов), еп. Свобода и христианство. Христианство и социал-
демократия / Михаил (Семенов), еп. - Спб.: Типография Монтвида, 1906. -24 с.
1.25. Михаил (Семенов), еп. Статьи из старообрядческой периодики 1912 -
1914 гг. / Михаил (Семенов), еп. - М.: Криница, 2015. - 528 с.
1.26. Смирнов А. В. Нагорная проповедь Иисуса Христа / А.В. Смирнов. - М.: Типография Е.Н. Лубо, 1888. - 125 с.
1.27. Смирнов А. В. Открытое письмо г-ну Бобровникову / А.В. Смирнов. - Казань: Типография И.С. Перова, 1905. - 5 с.
1.28. Смирнов А.В. Вступительная лекция по богословию в Императорском университете / А.В. Смирнов. - Казань: Типо-литография Импеторского университета, 1896. - 19 с.
1.29. Смирнов А.В. Границы знания / А.В. Смирнов. - Казань: Типография Казанского Императорского университета, 1899. - 8 с.
1.30. Смирнов А.В. Деятельность Российского библейского общества в Казани и в Казанском учебном округе / А.В. Смирнов. - Казань: Центральная типография, 1910. - 21 с.
1.31. Смирнов А.В. Достоевский и Ницше: Публичная лекция / А.В. Смирнов. - Казань: Издание книжного магазина А.А. Дубровина, 1903. - 51 с.
1.32. Смирнов А.В. Заветы двенадцати патриархов сыновей Иакова / А.В. Смирнов. - Казань: Типография Императорского университета, 1911. - 301 с.
1.33. Смирнов А.В. Книга Еноха / А.В. Смирнов. - Казань: Типография Императорского университета, 1888. - 487 с.
1.34. Смирнов А.В. Книга Юбилеев или Малое Бытие / А.В. Смирнов. - Казань: Типография Императорского университета, 1895. - 208 с.
1.35. Смирнов А.В. Курс истории религий / А.В. Смирнов. - Казань: Типография Казанского университета, 1908. - 468 с.
1.36. Смирнов А.В. Ответ Г. Гусеву / А.В. Смирнов. - Казань: Типография Императорского Казанского университета, 1895. - 45 с.
1.37. Смирнов А.В. Религиозная вера и нравственная жизнь / А.В. Смирнов. - Казань: Центральная типография, 1911. - 4 с.
1.38. Смирнов А.В. Самоубийство и христианский взгляд на жизнь / А.В. Смирнов. - Спб.: Типография Сельского Вестника, 1914. - 31 с.
1.39. Смирнов А.В. Слово в день обретения честный главы святого Иоанна
Предтечи Господня и в день рождения Благочестивейшей Государыни Императрицы Александры Федоровны / А. В. Смирнов. - Казань: Типография Казанского университета, 1895. - 7 с.
1.40. Смирнов А.В. Современные идеалы воспитания / А.В. Смирнов. - Казань: Типография Императорского университета, 1896. - 41 с.
1.41. Смирнов А.В. Социализм в оценке Ф. М. Достоевского / А.В. Смирнов. - Казань: Центральная типография, 1907. - 74 с.
1.42. Соловьев В.С. Три разговора о войне, прогрессе и конце всемирной истории / В.С. Соловьев. - М.: АСТ, 2011. - 352 с.
1.43. Соловьев В.С. Чтения о богочеловечестве / В.С. Соловьев. - Спб.: Художественная литература, 1994. - 528 с.
1.44. Федотов Г.П. Судьба и грехи России / Г.П. Федотов. - Киев: София, 1991. - 704 с.
1.45. Церковно-общественная жизнь. - 1906. - № 39. - 15 сентября.
1.46. Церковно-общественная жизнь. - 1906. - № 48. -17 ноября.
1.47. Церковно-общественная жизнь. - 1906. - № 7. - 3 февраля.
1.48. Церковно-общественная жизнь. - 1906. - №11. - 3 марта.
1.49. Церковно-общественная жизнь. - 1906. - №14. - 24 марта.
1.50. Церковно-общественная жизнь. - 1906. - №16-17. - 14 апреля.
1.51. Эрн В.Ф. Введение в изучение философии / В.Ф. Эрн. - М.: Либроком,2010. - 128 с.
Неопубликованные
1.52. ГАРТ. Ф. 18. Оп. Казанское училище. Д.1281. Л.7.
2. ЛИТЕРАТУРА
2.1. Аверьянов В.В. Проблема традиции в русской философии XX века: (Русское зарубежье): Автореф. дис... канд. филос. наук / Аверьянов Виталий Владимирович. - М., 2000. - 24 с.
2.2. Амплеева А.А. Христианско-демократическое движение в Западной Европе и России / А.А. Амплеева. - М.: ИНИОН РАН, 2002. - 92 с.
2.3. Баранова Т.Н. Испания: истоки и современные тенденции
оппозиционного движения / Т.Н. Баранова. - М.: Наука, 1977. - 196 с.
2.4. Гавриленков А.Ф. Генезис идей христианского социализма в русской философской мысли: Автореф. дис... канд. филос. наук / Гавриленков Алексей Федорович. - М., 1999. - 186 с.
2.5. Галахтин М.Г. Философия истории Г.П. Федотова: Дис... канд. филос. наук / Галахтин Михаил Г еннадьевич. - М., 1993. - 326 с.
2.6. Галямичева А.А. Научно-педагогическая, публицистическая и общественная деятельность Г.П. Федотова в годы эмиграции (1925-1957): Автореф. дис... Д-ра ист. наук / Галямичева Анастасия Александровна. - Саратов, 2008. - 25 с.
2.7. Головушкин Д.А. Апостол ХХ века. Жизнь и творчество о. Михаила (Семенова). - Спб.: Политехника-сервис, 2010. - 127 с.
2.8. Григорьева И.В. Италия в XX веке / И.В. Григорьева. - М.: Дрофа, 2006.- 256 с.
2.9. Григулевич И.Р. Основные этапы христианского рабочего движения / И.Р. Григулевич // Ежегодник Музея истории религии и атеизма. 1960. - № 23.- С. 302-308.
2.10. Гуськова Э.Е. Современные концепции экономической этики (социальноэтический анализ): Автореф. дис. канд. филос. наук / Гуськова Элеонора Евгениевна. - Тула, 2006. - 19 с.
2.11. Зайцева Н.В. Историософская концепция Г.П. Федотова: дис. канд. ист. Наук / Зайцева Наталья Влалимировна. - Самара, 1998. - 20 с.
2.12. Зеньковский В.В. История русской философии / В.В. Зеньковский. - М.: Академический Проект, 2001. - 880 с.
2.13. Иванов С.С. Под знаком Владимира Соловьева / С.С. Иванов. - Саратов: Издат. Центр СГСЭУ, 2003. -178 с.
2.14. Левада Ю.А. О христианском социализме: Лекция, прочитанная на городском семинаре лекторов / Ю.А. Левада. - М.: Наука, 1957. - 32 с.
2.15. Левада Ю.А. Социальная природа религии / Ю.А. Левада. - М.: Наука,1965. - 261 с.
2.16. Ленин В.И. Социализм и религия / В.И. Ленин // Новая жизнь. - Спб., 1905. - С. 142-147.
2.17. Лосев А.Ф. Владимир Соловьев и его время / А.Ф. Лосев. - М.: Молодая гвардия, 1990. - 225 с.
2.18. Лосский Н.О. Характер русского народа / Н.О. Лосский. - М.: Ключ, 1990. - 98 с.
2.19. Малинин В.А. Основные проблемы критики идеалистической истории русской философии / В.А. Малинин. - М.: МГУ, 1963. - 169 с.
2.20. Момджян Х.Н. Коммунизм и христианство / Х.Н. Момджян. - М.: Знание, 1958. - 38 с.
2.21. Морозова М.Ю. Историософский анализ проблемы интеллигенции в трудах Г.П. Федотова: Дис... канд. филос. наук / Морозова Мария Юрьевна. - М., 1996. - 17 с.
2.22. Надточий И.О. Нравственная доминанта русского национального самосознания: Автореф. дис. канд. филос. наук / Надточий Игорь Олегович. - Воронеж, 2005. - 154 с.
2.23. Омельченко H.A. Общественно-политическая мысль российского зарубежья об истоках, значении и историческом опыте революции 1917 года в России: Автореф. дис... д-ра ист. наук / Омельченко Николай Алексеевич. - М,
1995. - 49 с.
2.24. Панищев А.Л. Проблема соотношения нравственного и правового сознания в русской религиозной философии (на материалах трудов B.C. Соловьева и И.А. Ильина): Автореф. дис. канд. филос. наук / Панищев
Алексей Леонидович. - Курск, 2005. - 165 с.
2.25. Погодин И.В. Христианская историософия Н.А. Бердяева: автореф. дисс. канд. наук / Погодин Игорь Вячеславович. - М., 2001. - 16 с.
2.26. Пономарева Л.В. Рабочее движение в Испании в годы революции (19311934) / Л.В. Пономарева. - М.: Наука, 1965. - 328 с.
2.27. Родин Е.В. Гностический этос и нравственная метафизика Л.П. Карсавина: Автореф. дис... канд. филос. наук / Родин Евгений Викторович. - Тула, 2006. - 18 с.
2.28. Степун Ф.А. Учение о познании у Н.А. Бердяева / Ф.А. Степун. - Спб.: РХГИ, 1994. - 483 с.
2.29. Трофимов B.K. Истоки и сущность русского национального менталитета (социально-философский аспект): Автореф. дис... д-ра филос. наук / Трофимов Валерий Кириллович. - Екатеринбург, 2001. - 43 с.
2.30. Уляхин В.Н. Фундаментализм в православии: теория и практика / В.Н. Уляхин // Фундаментализм. 2006. - № 6 - С. 125-164.
2.31. Усманова Д.М. Депутаты от Казанской губернии в Государственной думе России. 1906-1917 / Д.М. Усманова. - Казань: Татар. кн. изд-во, 2006. - 494 с.
2.32. Фирсов С.Л. Церковь в Империи / С. Л. Фирсов. - Спб.: Сатисъ, 2007. - 459 с.
2.33. Фирсов С.Л. Экспроприация совести. Хулиганство как социальное явление / С.Л. Фирсов // М. - 1997. - № 9. - С. 178-187.
2.34. Хаустова Н.А. Христианская демократия в России: социально
философские истоки и проблемы политической ангажированности: Автореф. дис... канд. филос. наук / Хаустова Нонна Александровна. - М., 1997. - 21 с.
2.35. Шаряпова Э.А. Философия русской культуры Г.П. Федотова: Дис. канд. филос. наук / Шаряпова Эмма Алексеевна. - М., 1999. - 16 с.
2.36. Шейнман М.М. Христианский социализм: история и идеология / М.М. Шейнман. - М., Наука, 1969. - 314 с.
2.37. Шеррет Ю. В поисках «христианского социализма» в России / Ю. Шеррет. // Наука. - 2000. - № 12. - С. 88-135.
2.38. Шкаренков Л.К. Агония белой эмиграции / Л.К. Шкаренков. - М.: Мысль,1987.- 272 с.
2.39. Щипков A.B. Христианско-демократическое движение в постсоветской России: Автореф. дис... канд. филос. наук / Щипков Александр Владимирович. - М., 2000. - 28 с.
2.40. Элбакян Е.С. Религиозный феномен в сознании российской интеллигенции XIX начала XX века: Философско-исторический анализ: Автореф. дис... д-ра филос. наук / Элбакян Екатерина Сергеевна. - М., 1996. - 316 с.
2.41. Юмашева О.Г. Традиции русской исторической науки второй половины XIX начала XX в. в наследии Георгия Петровича Федотова: Дис... канд. ист. наук / Юмашева Ольга Сергеевна. - М., 1995. - 208 с.
3. СПРАВОЧНЫЕ И БИБЛИОГРАФИЧЕСКИЕ ИЗДАНИЯ
3.1. Вдовина И.С. Французский персонализм (1932-1982): Учебное пособие для философских факультетов университетов. М. Высшая школа, 1990. 151 с.
3.2. Волков Г.И., Дементьев А.В. Политическая история Испании XX века. М., Высшая школа, 2005. 191 с.
3.3. Михайлов А.Ю. История отечественной культуры XVIII-XIX вв. / А.Ю. Михайлов. - Казань: Казанский университет, 2011. - 116 с.
4. ЭЛЕКТРОННЫЕ РЕСУРСЫ
4.1. Езеров А. Христианский коммунизм епископа Михаила (Семенова)
[Электронный ресурс] / 2003. URL: http: //www. portal-
credo.ru/site/print.php?act=lestovka texts&id=42 (дата обращения: 16.04.2018). Режим доступа: свободный.
4.2. Мезенцев С.Д. Идеология мирового христианско-демократического движения [Электронный ресурс] / С.Д. Мезенцев; РГБ ОД. М., 2005. URL: http://www.lib.ua-ru.net/diss/cont/91061 .html (дата обращения: 10.01.2018). Режим доступа: свободный.
4.3. Михайлов А.Ю. Фауст до встречи с диаволом... // Семинарский вестник. -
2005. - №2 (15). [Электронный ресурс]. URL:
http://kds.eparhia.ru/publishing/vestnik/fifteenth/faustdo/ (дата обращения: 25.04. 2018). Режим доступа: свободный.
4.4. Павлов И. Учение С.Н. Булгакова об общественном идеале [Электронный
ресурс] // Моя газета. - 1995. - № 16. - 3 мая: [сайт]. URL:
http://www.newlookmedia.ru/?p=15436 (дата обращения: 10. 02. 2018). Режим доступа: свободный.


Работу высылаем на протяжении 30 минут после оплаты.




©2024 Cервис помощи студентам в выполнении работ