Введение 3
Глава I. Теоретические основы адаптации детей раннего возраста к дошкольному образовательному учреждению 8
§ 1. Адаптивность и адаптированность ребенка к дошкольному учреждению, критерии и показатели ее оценки 8
§ 2. Факторы, существенно влияющие на адаптацию детей к дошкольному учреждению 34
§ 3. Обоснование необходимости, сущности и содержания стимулирования адаптации детей к дошкольному учреждению, а также технологии ее организации 45
Вывод по первой главе 51
Глава II. Экспериментальная проверка технологии стимулирования адаптации детей раннего возраста к дошкольному учреждению 53
§ 1. Организация экспериментальной проверки технологии стимулирования адаптации детей к дошкольному учреждению 53
§ 2. Реализация технологии стимулирования адаптации детей раннего возраста к дошкольному учреждению 61
§ 3. Анализ динамики адаптации детей к дошкольному учреждению 68
Вывод по второй главе 75
Список литературы 79
Приложения 84
Актуальность темы. В настоящее время дошкольное образовательное учреждение является неотъемлемой части жизни практически каждого ребёнка.
Большинство детей приходят в детский сад в возрасте 3 - х лет. Это обусловлено экономическими условиями семьи, и необходимостью маме выходить на работу в связи с окончанием декретного отпуска. С психологической точки зрения наступление 3-летнего возраста – это время, когда ребёнку необходимо расширение его привычного круга общения, ребёнок испытывает необходимость в удовлетворении возросшего любопытства. Работу по социализации личности следует начинать как можно раньше, так как качества, привитые с детства, оказываются прочными и воздействуют на весь процесс дальнейшего развития личности (А. Г. Харчев). Усваивая социальный опыт, ценности, нормы, установки общества и социальных групп, ребенок не только обогащает свой опыт, но и реализует себя как личность, приобретает готовность к преобразовательской деятельности [40, с. 117]. Федеральный государственный образовательный стандарт дошкольного образования – новый документ для сферы дошкольного образования. Его разработка и утверждение связано с тем, что дошкольное образование впервые в истории российского культуры стало полноценным уровнем образования наряду с начальной и средней школой, вузом.
Однако, поступление ребёнка в детский сад, его адаптация к условиям дошкольного учреждения в большинстве случаев сопровождаются рядом проблем, таких как тяжёлый адаптационный период, наличие у ребёнка сильнейшего стресса, его неготовность к пребыванию в дошкольном учреждении.
Проблемы адаптации достаточно содержательно исследованы в работах многих ученых: Белкина Л.В. и Кирюхина Н.В. рассматривают адаптацию как трехгранный процесс, затрагивающий все стороны развития личности (биологическую, социальную, физиологическую); Р.В. Тонкова-Ямпольская выделяет этапы адаптационного периода: острый (дезаптация), подострый (адаптация), компенсация (адаптированность к определенным социальным условиям); Н.Д. Ватутиной выделяет важность доверительных отношений со взрослыми; Ю. Н. Галагузова в своих разработках установила зависимость между адаптацией ребенка к дошкольному учреждению и развитию у него потребности в общении; А. В. Мудрик определил адаптацию, как устойчивую модель поведения в определенных условиях и ситуациях и т.д.
Анализ литературы позволил нам сделать вывод, что большинство научных исследований направлены непосредственно на тот период времени, когда дошкольник уже поступил в дошкольное учреждение, в связи, с чем нами была выявлена необходимость разработки таких методов и способов адаптации ребёнка к дошкольному учреждению, которые позволили бы ещё до поступления его в детский сад сократить сроки и смягчить негативные последствия адаптации.
Таким образом, в настоящее время в педагогической практике сложилось противоречие между необходимостью успешной адаптации детей раннего возраста к образовательной среде детского сада и недооценкой значимости этого процесса родителями детей и их воспитателями.
Данное противоречие позволило определить проблему исследования:
выявление и обоснование методов, способствующих успешной адаптации детей раннего возраста к дошкольному образовательному учреждению.
Анализ проблемы и определение ее актуальности позволили сформулировать тему диссертационной работы: «Организация адаптации детей раннего возраста к дошкольному образовательному учреждению».
Объект исследования: процесс адаптации ребёнка раннего возраста к дошкольному образовательному учреждению.
Предмет исследования: технология стимулирования адаптации детей раннего возраста к дошкольному учреждению.
Цель исследования: разработать и экспериментально проверить технологию стимулирования адаптации детей раннего возраста к дошкольному учреждению.
Гипотеза исследования. Поступление ребенка в дошкольное учреждение выступает дезадаптирующим фактором и негативно сказывается на него, что диктует необходимость организации стимулирования его адаптации. Эффективность организаторской деятельности по стимулированию адаптации ребенка к дошкольному учреждению может быть обеспечена, если:
организаторская деятельность охватывает всех детей и учитывает своеобразия каждого ребенка, а также его дезадаптирующее влияние на других;
обеспечивается взаимодействие педагога с родителями, в интересах объединения усилий в адаптивно-развивающем процессе;
сотрудники дошкольной группы подготовлены к адаптационной работе с детьми и способны использовать комплекс мер, стимулированию адаптации каждого ребенка к социокультурной среде дошкольного учреждения.
Задачи исследования:
1. Изучить содержание адаптации современных детей раннего возраста к дошкольному образовательному учреждению.
2. Проанализировать и выделить особенности адаптивности и адаптированности современного ребёнка раннего возраста к дошкольному учреждению.
3. Систематизировать факторы, влияющие на адаптацию детей к дошкольному учреждению.
4. Разработать и экспериментально проверить технологию стимулирования адаптации детей раннего возраста к дошкольному учреждению.
Положения, выносимые на защиту:
1. Адаптация детей раннего возраста к дошкольному образовательному учреждению является сложным и противоречивым процессом, так как связана с различными трудностями данного периода, а также с недооценкой значимости этого процесса воспитателями и родителями раннего возраста, что приводит к дезадаптации последних. Поэтому процесс адаптации детей раннего возраста к дошкольному учреждению требует не только проведения диагностики, поиска путей, применения различных мер и методов по адаптации, принимаемых непосредственно в рамках пребывания детей раннего возраста в дошкольном учреждении, но и таких мер и методов адаптации, которые могли бы быть применены заранее, подготовляя детей раннего возраста к дошкольному учреждению.
2. Успешность процесса адаптации детей раннего возраста к дошкольному учреждению обеспечивается педагогическим сопровождением, которое должно включать в себя: взаимодействие воспитателей и родителей детей раннего возраста в различных видах деятельности, с использованием индивидуального подхода в их работе, применяемого в занятиях с детьми раннего возраста в период их нахождения с дошкольном учреждении и за его пределами; осуществление наблюдения и контрольно-оценочной работы на всех его этапах; профилактику и коррекцию дезадаптации детей раннего возраста по специально разработанной технологии.
3. Технология педагогического сопровождения раннего возраста к дошкольному учреждению строится на основе комплексного подхода, это позволяет оказать необходимую помощь детям 2 - 3 лет в период их дошкольной адаптации, избежать большого числа дезадаптированных дошкольников, создать благоприятные условия для успешного развития и воспитания детей в дошкольном учреждении, а так же способствует формированию у детей раннего возраста необходимого им социального опыта и развитию социально значимых качеств их личности.
Теоретическая значимость данной работы заключается в выявлении условий успешной адаптации детей к дошкольному учреждению, выделении наиболее эффективных методов по адаптации детей раннего возраста.
Практическая значимость работы определена тем, что разработанная технология адаптации детей к дошкольному учреждению может быть использована педагогами-психологами при работе с детьми раннего возраста с 3-х до 7-ми согласно ФГОС в период их адаптации к дошкольному учреждению.
Для осуществления данного исследования были применены теоретические методы: анализ и классификация, сравнение и эмпирические методы: наблюдение, эксперимент, сравнение, математические и статистические методы.
База исследования: Государственное бюджетное образовательное учреждение № 875 , структурное подразделение «Сказка». В эксперименте принимали участие воспитанники младшей группы «Солнышко» структурного подразделения «Сказка» (26 человек).
Таким образом, логика исследования определила структуру магистерской диссертации, которая состоит из введения, двух глав, выводов по обеим главам, заключения, списка литературы и приложений.
В результате исследования проблемы на теоретическом и практическом уровнях, мы получили следующие выводы:
Процесс адаптации младших дошкольников к дошкольной среде представляет собой сложный многофакторный процесс включения их в новые условия жизнедеятельности, в новую систему требований и контроля, а также в их первую социальную группу и коллектив. Сущность адаптации состоит в том, чтобы как можно успешнее ввести ребёнка в новый для него коллектив, содержание адаптации – это система поэтапного включения ребёнка в жизнь дошкольного учреждения. Особенности протекания адаптации к дошкольному учреждению определяются возрастом детей, поступающих в дошкольное учреждение.
Для успешной адаптации ребёнка к дошкольному учреждению важно наличие определённых условий, таких как: подготовленность ребёнка к посещению дошкольного учреждения, готовность семьи к предстоящему периоду адаптации, уровень развития ребёнка должен соответствовать его возрасту.
Адаптация ребёнка к дошкольному учреждению – это процесс не стихийный, он не может быть пущен на самотёк. Для наиболее успешной адаптации необходима технология, включающая в себя педагогические методы и приёмы, позволяющие оптимизировать процесс адаптации.
Результаты практической работы позволили сделать следующие выводы:
Определение уровня подготовленности детей к дошкольному учреждению показало, что более половины поступающих в дошкольное учреждение детей не готовы к его посещению ни с психологической точки зрения, ни с точки зрения сформированности у них условий для успешной адаптации к дошкольному учреждению. Такие результаты указывают на необходимость реализации технологии адаптации детей к дошкольному учреждению.
Апробация технологии адаптации детей к дошкольному учреждению проводился в два этапа, что позволило нам говорить о высокой эффективности такой технологии.
Критерии и показатели эффективности технологии адаптации ребёнка к дошкольному учреждению дали нам возможность убедиться в том, что дети, с которыми была реализована технология адаптации к дошкольному учреждению, адаптировались к нему более успешно, процесс адаптации таких детей имел минимальные негативные последствия для психики ребёнка, в то время как в группе детей, с которыми подобная технология не была реализована уровень успешности адаптации был очень низок.
Таким образом, гипотеза нашего исследования получила своё теоретическое и практическое подтверждение, цель исследования достигнута.
1. Авдеева Н.Н., Хохлачева И.В. Особенности привязанности ребенка к матери, стиль детско-родительских отношений и адаптация ребенка к ДОУ // Психологическая наука и образование. – 2010. - № 3. - с. 97-105
2. Актуальные проблемы профессионально-педагогического образования: Межвуз. сб. науч. тр. / Под ред. Е.А. Левановой. – Калининград: Изд-во КГУ, 2002. – Вып. 13 - 128 с.
3. Бадоева С.А. Социально-психологическая проблема адаптации и дезадаптации первоклассников: Дис. ... канд. психол. наук– Ярославль: Библиограф, 1995. - 18 с.
4. Баркан, А. И. Практическая психология для родителей, или как научиться понимать своего ребенка. - М.: АСТ-ПРЕСС, 2007. - 417 с.
5. Безруких М.М. Как помочь первокласснику хорошо учиться / М.М. Безруких, С.П. Ефимова, Б.С. Круглов. – Тула: «Родничок»; М.: «Астрель»; «АСТ», 2003. – 188 с.
6. Белкина Л.В. Адаптация детей раннего возраста к условиям ДОУ. : практическое пособие – Воронеж: Учитель, 2006,- 236с.
7. Буре Р.Н. Социальное развитие ребенка / Под ред. О.Л. Зверевой. - М.: Просвещение, 1994. - 226 с.
8. Варга Анна. Введение в системную семейную психотерапию. М.: Когито-центр, 2011.- 182 с.
9. Варпаховская О. «Зеленая дверца»: первые шаги в общество // М., Ребенок в детском саду. - 2005. - № 1. - с.30 - 35.
10. Ватутина Н.Д Ребенок поступает в детский сад: Пособие для воспитателей дет сада: -М.: Просвещение, 2003. -№3. -104с, ил.
11. Внешняя среда и психическое развитие ребенка / Под ред. Р.В. Тонковой-Ямпольской. - М.: Педагогика, 2004. - 232 с.
12. Волошина Л. Д. Современная воспитательная система детского сада / Волошина Л.Д., Кокунько Л.И. // Дошкольное воспитание. - 2004. - № 3. - С. 12 - 17.
13. Выготский Л.С. Вопросы детской психологии. - СПб.: СОЮЗ, 2007. - 224 с.
14. Давыдова О.И., Майер А.А. Адаптационные группы в ДОУ: Методическое пособие - М.: ТЦ «Сфера», 2010. - 128 с.
15. Данилина Т. А., Стенина Н. М.Социальное партнерство педагогов, детей и родителей .Пособие для практических работников ДОУ. - М.: Айрис-Пресс, 2011. - 112 с.
16. Диагностика в детском саду. Под редакцией Ничипорюк Е.А. Посевиной Г.Д. - Ростов - на - Дону, Феникс , 2011. - 275 с.
17. Доронова Т.А. Взаимодействие дошкольного учреждения с родителями / Т.А. Доронова. // Дошкольное воспитание. - 2010. - № 1.
18. Дорофеева Г.А. Технологическая карта работы учителя с первоклассниками в период их адаптации к школьному обучению // Начальная школа: плюс-минус. - 2001. - № 2. - С. 20-26.
19. Евстратова Е.А. Новые формы по взаимодействию дошкольного образовательного учреждения и семьи. Сборник: Воспитание детей раннего возраста в условиях детского сада. - СПб., 2003. - 276с.
20. Жердева Е.В. Дети раннего возраста в детском саду. Возрастные особенности, адаптация, сценарии дня. - Ростов - на - Дону, Феникс ., 2011. - 192 с.
21. Ж-л № 4. Ребенок в детском саду. -2001.
22. Заводчикова О. Г. Адаптация ребенка в детском саду: взаимодействие ДОУ и семьи: пособие для воспитателей, - М.: Просвещение, - 2010. - 79 с.
23. Зверева О.Л. Семейная педагогика и домашнее воспитание / О.Л. Зверева, А. И. Ганичева - М.: Академия, 2010. - 408 с.
24. Зубова Г. Семейное воспитание детей раннего возраста : Психолого-педагогическая помощь родителям в подготовке малыша к посещению детского сада / Зубова Г ., Арнаутова Е. // Дошкольное воспитание. - 2011. - № 7. - с.66 - 77.
25. Иванова Н.В. Социальная адаптация малышей в ДОУ / Н.В. Иванова, О.Б. Кривовицына, Е. Ю. Якупова. - М.: ТЦ Сфера, 2011. - 128 с.
26. Играем с малышами. Игры и упражнения для детей раннего возраста / Г.Г. Григорьева, Н.П. Кочетова, Г.В. Губанова. - М.: Просвещение, 2011. - 95 с.
27. Истратова О.Н. Практикум по детской психокоррекции. Игры ,упражнения, техники. - М. Феникс, 2013.-352 с.
28. Карабанова О.А.Развитие игровой деятельности детей 2-7 лет: методическое пособие для воспитателей.(Радуга).- . - М.: Просвещение, 2010. - 96 с.
29. Кирюхина Н. В. Организация и содержание работы по адаптации детей в ДОУ: практическое пособие / Н. В. Кирюхина. - М.: Айрис-пресс, 2010. - 112 с.
30. Козлова С.А., Куликова Т.А. Дошкольная педагогика. - М.: Академия, 2001.-416 с.
31. Королёва С.В. Социально-педагогическое проектирование процесса социальной адаптации детей раннего возраста в ДОУ // НОУ ВПО МПСУ – 2013. - С. 117–123
32. Костина В. Новые подходы к адаптации детей раннего возраста / Дошкольное воспитание. - 2006. - №1 - С.34-37.
33. Кошелева А.Д. Эмоциональное благополучие ребенка в ДОУ / А.Д. Кошелева, В.И. Кулаковская, О.Г. Лопатина // Ребёнок в детском саду. - 2010. - № 5. - C. 2-7.
34. Крайг Г. Психология развития. - СПб.: Питер, 2000. - 992 с.
35. Крюкова С.В. Удивляюсь, злюсь, боюсь, хвастаюсь и радуюсь. Программы эмоционального развития детей дошкольного и младшего школьного возраста . Практическое пособие / С.В. Крюкова, Н.П. Слободняк. - М.: Генезис, 2007. - 208с.
36. Лешли Д. .Работать с маленькими детьми , поощрять их развитие и решать проблемы.- М.: Просвещение, 1991.-220 с.
37. Луговская А. Ребенок без проблем! / А Луговская, М.М. Кравцова, О.В. Шевнина. - М.: Эксмо, 2008. - 352 с.
38. Лютова Е.К., Монина Г.Б. Тренинг общения с ребенком. Период раннего детства.- СПб.: Речь, 2008.-176 с.
39. Макаренко А. С. О воспитании, - М.: Политиздат. – 1990. - 125 с.
40. Мардахаев Л.В. Словарь по социальной педагогике. Пособие для студентов ВУЗов – М.: Академия, 2002. – 368 с.
41. Мардахаев Л.В. Социальная педагогика: Учебник. – М.: Гардарика, 2006. – 269 с.
42. Монина Г.Б. Проблемы маленького ребенка/Г.Б. Монина, Е.К. Лютова. - С-Петербург. - СПб.: Речь, 2002. - 238 с.
43. Мониторинг как условие реализации личностно-ориентированного педагогического процесса: Сборник научных материалов третьей окружной научно-практической конференции «Знаменские чтения». В 2 ч. – Сургут: РИО СурГПИ, 2004. – Ч. 2. – 239 с.
44. Морозова Е. Группа кратковременного пребывания: мой первый опыт сотрудничества с родителями/Е.Г. Морозова//Дошкольное воспитание. - 2002. - № 11. -с.10 - 14.
45. Мудрик А. В. Введение в социальную педагогику. – М.: МПСИ, 2009. - 568 с.
46. Немов Р.С. Психология. - М.: Владос, 2007. - Кн. 2: Психология образования. - 608 с.
47. Обухова Л.Ф. Детская(возрастная) психология. Учебник - М.: РПА , 2007. - 530 с.
48. Павлова Л.Н. Раннее детство: познавательное развитие.1-3 года. Методическое пособие / Л.Н. Павлова, Е.Б. Волосова, Э.Г. Пилюгина. - М.: Мозаика- Синтез, 2004. - 150 с.
49. Педагогика раннего возраста /Под ред. Г.Г. Григорьевой, Н.П. Кочетковой, Д.В. Сергеевой. - М.: Академия, 1998. - 342с.
50. Педагогический энциклопедический словарь / Гл. ред. Б.М. Бим-Бад; Редкол.: М.М. Безруких, В.А. Болотов, Л.С. Глебова и др. – М.: Большая Российская энциклопедия, 2002. – 528 с.: ил.
51. Печора К.Л. Дети раннего возраста в дошкольных учреждениях./Г.В.Пантюхина, Л.Г.Голубева - М.: Владос,, 2010. - 172 с.
52. Проблемы и перспективы сохранения здоровья детей в процессе образования: Материалы IV Всероссийской научно-практической конференции 15-16 мая 2002 года (Магнитогорский государственный университет; под ред. Т. Ф. Ореховой). – Магнитогорск: МаГУ, 2002. – 162 с.
53. Пыжьянова Л. Как помочь ребенку в период адаптации// Дошкольное воспитание. - 2003. - №2. - С.14-16.
54. Ребенок третьего года жизни .Пособие для родителей и педагогов /Под.ред. С.Н. Теплюк.- М.: Мозайка- синтез, 2011.- 256 с.
55. Роджерс К. Гуманистическая психология. Теория и практика.- НПО МОДЭКС,2013.-456 с.
56. Росс В Грин Взрывной ребенок. Новый подход к воспитанию легко- раздражимых, хронически несговорчивых детей.- М.:Генезис,2013.-264 с.
57. Самарина, Л.В. Открой новый мир. Программа адаптации детей раннего возраста к детскому саду/ Л.В. Самарина, В.А. Холопова. - СПб. 2003. - 221с.
58. Симонова Г. И. Педагогическое сопровождение социальной адаптации учащихся: автореф. дис. ... д-ра пед. наук. – Киров: ВятГГУ, 2005. – 20 с.
59. Соколовская Н.В. Адаптация ребенка к условиям детского сада. Управление процессом, диагностика, рекомендации. - Волгоград: Учитель, 2011. - 188 с.
60. Тонкова-Ямпольская Р.В. Основы медицинских знаний - М.: Просвещение, 1993. – 320с. ил.
61. Урунтаева, Г.А. Дошкольная психология. Учеб. пособие для студ. сред. пед. учеб. заведений. - 5-е изд., стереотип.- М.: Академия, 2010.-336 с.
62. Харчев А.Г. Социология воспитания.- М.: Политиздат,1990.-240 с.
63. Яхина Г.А. Адаптация детей раннего возраста // Педагогическая газета -2012.- 2 февраля.