ВВЕДЕНИЕ 3
1. СТАНОВЛЕНИЕ ИГРОВОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ ДОШКОЛЬНИКА В
КОНТЕКСТЕ РАЗВИТИЯ ЕГО РЕГУЛЯТОРНЫХ ПРОЦЕССОВ 7
1.1. Психолого-педагогическая характеристика детей дошкольного возраста . 7
1.2. Игровая деятельность дошкольников и ее содержание 21
1.3. Особенности регуляторных процессов у дошкольников и их влияние на
игровую деятельность 35
Вывод по 1 главе 41
2. МЕТОДЫ И ОРГАНИЗАЦИЯ ИССЛЕДОВАНИЯ 43
2.1. Описание выборки исследования 43
2.2. Методы исследования 45
2.3. Процедура исследования 54
2.4. Математико-статистические методы обработки данных 54
Вывод по 2 главе 55
3. ИССЛЕДОВАНИЕ ИГРОВОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ ДОШКОЛЬНИКОВ С
РАЗНЫМ УРОВНЕМ РЕГУЛЯТОРНЫХ ФУНКЦИЙ 56
3.1. Результаты исследования и их обсуждение 56
3.2. Связь игровой деятельности с регуляторной функцией дошкольников .. 62
Вывод по 3 главе 65
ЗАКЛЮЧЕНИЕ 68
СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННЫХ ИСТОЧНИКОВ 71
ПРИЛОЖЕНИЯ
Изучение и исследование регуляторных функций психики дошкольников принадлежит к числу важнейших прoблем современной педагогики и психoлoгии. Углубленная разрабoтка ее имеет существенное значение в решении ряда практических и теоретических задач психологического сопровождения процесса поступления ребенка в школу.
При oтсутствии фoрмирoвания регуляторных функций в услoвиях необходимого развития дoшкoльники oказываются к деятельности саморегуляции. У детей старшего дошкольного возраста наблюдается неустoйчивoсть и слабая целенаправленнoсть деятельнoсти, повышенная oтвлекаемoсть, импульсивнoсть, нестабильные эмoциoнальные состояния, что зачастую приводит к снижению успеваемости, конфликтам в детском коллективе, нареканиям со стороны взрослых.
Л.И. Божович, Н.И. Гуткина, В.А. Иванников, Р.Б. З.В. Мануйленко, Стеркин, Д.Б. Эльконин, особое внимание уделяли этому вопросу в рамках исследований, направленных на определение критериев, которые определяют совокупность психического здоровья ребенка к началу обучения в школе. Они отметили, что недостаточный уровень развития правильного регулирования деятельности в целом и его компонентов в частности отрицательно сказывается на успехе ребенка, на особенностях его включения в учебный процесс, лишает первоклассника возможности успешного обучения.
Л.С. Выготский пришел к выводу, что, как высшая форма психической деятельности, произвольное поведение подчиняется основному закону их формирования: новое поведение пробуждает сначала в совместной
деятельности со взрослыми, которые дают ребенку различные средства организаций для такого поведения и только потом становиться собственным действием и способом действия ребенка.
Дошкольное детство - короткое, но самое важное время становления личности. В дошкольный период детства ребенок черпает самые необходимые знания об окружающей жизни, у ребенка начинает формироваться собственное отношение к людям, к труду, вырабатываются определенные навыки и привычки правильного поведения, он учится находить общие интересы с окружающими, формируется характер.
Старший дошкольный возраст имеет важное значение для психического развития ребенка, так как именно в этот период происходит формирование новых психологических механизмов деятельности и поведения. В старшем дошкольном возрасте у ребенка появляются новые образования. К ним относятся произвольность психических процессов - внимания, памяти, восприятия. Начинает формироваться способность управлять своим поведением, а также происходят изменения в представлениях ребенка о себе, в его самосознании и самооценке. Важным изменением в деятельности ребенка является появление произвольности, которая является регулятором собственного поведения дошкольника, а не внешних, окружающих его предметов.
Эмоциональные процессы в старшем дошкольном возрасте становятся более уравновешенными. Но в то же время в данный период эмоциональная жизнь ребёнка становится насыщеннее и интенсивнее. У ребенка появляются такие эмоции, как сочувствие другому, сопереживание (эмпатия), без которых общение и взаимодействие детей будет невозможно.
При обсуждении особенностей развития регуляторной сферы детей младшего школьного возраста важно подчеркнуть, что отдельные психические процессы развиваются не самостоятельно, а как свойство целостной личности ребенка, который обладает определенными природными задатками и который живет, действует и воспитывается в определенных социальных условиях.
Дети в старшем дошкольном возрасте уже не ограничиваются познанием отдельных конкретных фактов, а стремятся понять суть вещей и взаимосвязь различных явлений. В этом возрасте становится возможным формирование представлений и элементарных понятий, новых способов обобщения, которое происходит на основе развернутой предметной деятельности дошкольника. В дошкольном возрасте интересы ребенка перемещаются от мира предметов к окружающему миру. Ребенок впервые психологически выходит за рамки семьи, за пределы окружения близких людей. Деятельность и отношения взрослых и сверстников становятся основой для формирования навыков общения, которые влияют на социальное поведение ребенка в будущем. Важно отметить, что в дошкольном возрасте формируются и интенсивно развиваются отношения с другими людьми: как со взрослыми, так и со сверстниками. Первый опыт таких отношений становится основой, на которой строится дальнейшее развитие личности ребенка. Дошкольники постоянно находятся в ситуациях общения, активного взаимодействия друг с другом, оказываются включены в систему межличностных отношений, повседневного взаимодействия, опосредованного их совместной деятельностью.
Дошкольный возраст заполнен существенными физиологическими, психологическими и социальными изменениями является основополагающим в развитии человека. В становлении личности дошкольное детство играет решающую роль, так как определяет ход ее формирования на дальнейших жизненных этапах.
Основной вид деятельности детей дошкольного возраста - это игра, в процессе которой развиваются духовные и физические силы ребенка. Кроме того, игра - это своеобразный, свойственный дошкольному возрасту способ усвоения общественного опыта.
В игре формируются все стороны личности ребенка, происходят значительные изменения в его психике, подготавливающие переход к новой, более высокой стадии развития. Этим объясняются огромные воспитательные возможности игры, которую психологи и педагоги считают ведущей деятельностью дошкольника.
Для развития ребенка важно развивать игровую деятельность, поскольку это позволит достичь формирование социально-нормативных возрастных характеристик (пункт 4.6 ФГОС ДО). Игровая деятельность детей дошкольного возраста представляет собой значимое социальное явление, в котором заметное отражение находят развитие и культура общества в целом. В процессе игры ребенок воспроизводит модели взрослой жизни, труда и отношений, а также реализует свои познавательные, эстетические и нравственные потребности.
Именно игра позволяет ребенку с течением времени минимизировать существующие противоречия между своими стремлениями быть полноценным участником взрослого мира и имеющимися реальными возможностями. Кроме того что игра занимает значительную часть свободного времени ребенка, она служит средством для качественных изменений в его самосознании. Развитие игровой деятельности дошкольников, в первую очередь, проявляется в ролевом характере.
Таким образом, изучение игровой деятельности и регуляторных функций является актуальной темой. Однако, мы не встретили детального исследования особенности игровой деятельности дошкольников с разным уровнем регуляторных функций. Этим объясняется выбор темы исследования.
Проблема исследования: каковы особенности игровой деятельности дошкольников с разным уровнем регуляторных функций?
Цель исследования: изучить особенности игровой деятельности дошкольников с разным уровнем регуляторных функций.
Объект исследования: регуляторные функции детей дошкольного возраста.
Предмет исследования: игровая деятельность дошкольников.
Гипотеза исследования: существуют взаимосвязь игровой деятельности дошкольников и уровнем регуляторных функции.
В соответствии с логикой исследования для решения поставленных задач использовались следующие методы: анализ психолого-педагогической литературы, наблюдение, беседа, тестирование, статистическая и математическая обработка данных.
Теоретическая значимость исследования состоит в том, что изучены особенности игровой деятельности дошкольников с разным уровнем регуляторных функций, обобщены теоретические данные по вопросам регуляторных функций детей дошкольного возраста.
Практическая значимость выполненного исследования состоит в том, что представленные данные развития регуляторных функций дошкольников могут быть использованы воспитателями ДОО и образовательных организаций.
База исследования. Исследование проведено в МАДОУ «Детский сад №401 комбинированного вида» Ново-Савиновского района г.Казани. В исследовании принимали участие две подвыборки детей:
- первая группа: 35 детей старшего дошкольного возраста в возрасте 5,5 - 6 лет, из них 19 девочек и 16 мальчиков, с низким уровнем игровой деятельности;
- вторая группа: 35 детей старшего дошкольного возраста в возрасте 5,5 - 6 лет, из них 18 девочек и 17 мальчиков, с высоким уровнем игровой деятельности.
Структура работы. Работа состоит из введения, двух глав, заключения и списка литературы, состоящего из 56 источников. Иллюстрационный материал представлен 2 таблицами и 9 рисунками, 2 диаграммами.
Игра - это очень разностороннее понятие. Она содержит в себе занятие, забаву, отдых, соревнование, тренинг, развлечение, упражнение в процессе которых воспитываются требования взрослых к детям, требования детей к самим себе. Изучив литературу по нашей теме, мы поняли, что С. А. Рубенштейн, А. Н. Леонтьев, Д. П. Эльконин, А. С. Выготский считают игру преобладающей деятельностью дошкольника.
Игровая деятельность - это вид деятельности, который используют взрослые в целях воспитания детей, обучение их различным действиям с предметами, способами и средствами общения. В игре дети развиваются как личности, у них формируются те аспекты психики, от которых в дальнейшем будет зависеть удачность его учебной и трудовой деятельности и отношение к людям. В игре вырабатывается сторона личности ребенка, такая как самостоятельное оперирование, действиями, с учетом вопросов совместной работы. Важность игровой активности в развитии детей исследуется во многих педагогических учениях прошедшего и нынешнего времени. Большая часть педагогов разбирают игру, как ответственное и требующееся для ребенка занятие.
Можно сказать, что развитие регуляторных функций является главной частью в новообразовании детского периода. В наше время существует множество подходов к изучению функций регуляторных особенностей. До сих пор в науке нет достаточно точного определения понятию «регуляторные функции». Можно говорить о широком и узком понимании регуляторных функций, но так же можно сказать, что термин «регуляторные функции» обозначает скоординированность когнитивных процессов, необходимых для достижения определенной цели.
Регуляторные функции оказывают непосредственное влияние на взаимодействие человека с миром и налаживанием отношений с людьми. Они преображаются в поведение человека, его действия, поступки.
Отношения с людьми обеспечиваются благодаря соблюдению общественных ритуалов и правил, обычаев и законов, и поэтому содержат нравственный компонент в своем проявлении.
Можно сказать, что дошкольный возраст является периодом наиболее интенсивного понятия смыслов и целей человеческой деятельности, периодом интенсивной ориентации в них. Внутренняя позиция становится главным новообразованием, осознание своего места становится новым уровнем в системе общественных отношений. Так же во всех сферах психического развития ребёнка происходят значительные изменения. Ребёнок осваивает широкий круг деятельности - игровую, трудовую, продуктивную, бытовую, коммуникативную, и при этом формируется техническая сторона, и мотивационно-целевая.
Главным достижением в познавательной сфере служит освоение средств и способов познавательной деятельности. Между процессами познавательной работы устанавливаются тесные взаимосвязи, они всё более интеллектуализируются, осознаются, приобретают произвольный, управляемый характер. Складывается первый схематический абрис детского мировоззрения на основе дифференциации природных и общественных явлений.
Главным итогом всех видов деятельности выступает, овладение моделированием как центральной умственной способностью, и формирование произвольного поведения. Дошкольник пробует ставить отдалённые цели, и стремится их достигнуть, несмотря на сложности.
По результатам проведенного нами исследования можно отметить, что дети с низким уровнем игровой деятельности более тревожны, эгоцентричны, у них невысокий уровень эмпатии, средний уровень саморегуляции, недостаточно развито воображение и творческое мышление. В то же время, дети с высоким уровнем игровой деятельности менее тревожны, умеют правильно оценивать эмоции сверстников и взрослых, для них характерен достаточно высокий уровень саморегуляции, они склоны к эмпатии, развито воображение и творческое мышление.
Полученные нами результаты показывают, что существует взаимосвязь игровой деятельности дошкольников и уровнем регуляторных функций.
1. Алмазова О.В., Бухаленкова Д.А., Веракса А.Н. Произвольность в
дошкольном возрасте: сравнительный анализ различных подходов и
диагностического инструментария.// Национальный психологический журнал.- 2016.- №4(24). - С.14-22
2. Ананьев Б.Г. Психологическая структура человека как субъекта// Человек и общество. Вып. 2. Л.,1976. - С. 239.
3. Анохин П.К. Системные механизмы высшей нервной деятельности: избр. тр. М. : Наука, 1979.- 250 с.
4. Ахутина Т.В., Игнатьева С.Ю., Максименко М.Ю., Полонская Н.Н., Пылаева Н.М., Яблокова Л.В. Методы нейропсихологического обследования детей 6—8 лет // Вестн. Моск. ун-та. Серия 14. Психология. 1996. № 2.
5. Безруких М.М. Центральные механизмы организации и регуляции
произвольных движений у детей 6—10 лет. Сообщение I.
Электрофизиологический анализ процесса подготовки к движениям // Физиология человека. 1997. Т. 23. № 6.
6. Безруких М.М. Центральные механизмы организации и регуляции
7. Бернштейн Н.А. Очерк по физиологии движений и физиологии
активности. М. : Медицина, 1966. - 300 с.
8. Божович Л.И. Личность и ее формирование в детском возрасте. СПб. : Питер, 2008. - 400 с.
9. Бойко Е.И. Время реакции человека. М. : Медицина, 1964. - 260 с.
10. Веракса А.Н. Социальный аспект в развитии регуляторных функций в детском возрасте: обзор современных зарубежных исследований // Вестник московского университета. Серия 14. Психология. - 2014. -№4 - с.91-101
11. Веракса А.Н. Развитие регуляторных функций дошкольников в образовательном процессе. ВЕСТН. МОСК. УН-ТА. СЕР. 14. ПСИХОЛОГИЯ. 2015. № 3.
12. Веракса Н.Е., Веракса А.Н. Развитие ребенка в дошкольном детстве. - М.: Мозаика-Синтез, 2006 - 72 с.
13. Ветрова И.И. Сравнение динамики психологических механизмов регуляции поведения (совладания, психологических защит и контроля поведения) // Вестник Костромского государственного университета им. Н.А.Некрасова. Сер.: Педагогика. Психология. Социальная работа. Ювенология. Социокинетика. 2009. Т. 15, No. 4. С. 23-32.
14. Возрастные изменения произвольной регуляции деятельности в
старшем дошкольном и младшем школьном возрасте - Культурноисторическая психология - 2007. № 4 Режим доступа:
http://psvioumals.ru/kip/2007/n4/Semvonova full.shtml
15. Выготский Л.С. Кризис семи лет // Собрание сочинений: В 6 т. Т. 4. М., 1984.
16. Выготский Л.С. Орудие и знак в развитии ребенка // Собрание сочинений: В 6 т. Т. 6. М., 1984.
17. Выготский Л.С. Проблема возраста // Собрание сочинений: В 6 т. Т.
6. М., 1984.
18. Выготский Л.С. Проблемы развития психики// Выготский Л.С. Собр. соч. : в6 т, Т. 3. М. : Педагогика, 1983.- 368 с.
19. Голиков Ю.Я., Костин А.Н. Особенности психической регуляции и классы проблемностей в сложной операторской деятельности// Психологический журнал. 1994. Т. 15. №2. С. 3-16.
20. Гонина О. О. Психология дошкольного возраста : учебник и практикум для прикладного бакалавриата / О. О. Гонина. — М. : Издательство Юрайт, 2015. — 465 с.
21. Дубровинская Н.В., Савченко Е.И. Формирование механизмов организации внимания в онтогенезе // Структурно-функциональная организация развивающегося мозга / Под ред. О.С. Адрианова, Д.Б. Фарбер. Л., 1990.
22.Зинченко В.П., Вергилес Н.Ю. Формирование зрительного образа. М., 1969. -170 с.
23. Ковалев А.Г. Психология личности. М., 1965. - 240 с.
24. Конопкин О.А. Психическая саморегуляция произвольной активности человека (структурно-функциональный аспект) // Вопросы психологии. 2008. №3. С. 5-12.
25. Криволапчук И.А., Кесель С.А. Гендерные особенности структуры готовности детей 6 лет к обучению в школе // Новые исследования.-2012.-№1 (30).
26. Куфтяк Е.В. Факторы становления совладающего поведения в детском и подростковом возрасте // Психологические исследования. 2012. №2(22). Режим доступа: http://psystudy.ru/
27. Лебединский В. В. Нарушения психического развития в детском возрасте: Учеб. пособие для студ. психол. фак. высш. учеб. заведений. — М.: Издательский центр «Академия», 2003. — 144 с.
28. Ломов Б.Ф. Методологические и теоретические проблемы психологии. М. : Наука, 1999. - 350 с.
29. Леонтьев А.Н. Развитие высших форм запоминания // Избранные психологические труды: В 2 т. Т. 1 / Под ред. В.В. Давыдова, В.П. Зинченко, А.А. Леонтьева, А.В. Петровского. М.: Педагогика. 1983.
30. Лурия А.Р. Мозг человека и психические процессы. Т. 2. М., 1970.
31. Лурия А.Р. Основы нейропсихологии. М. : Медицина, 1975. - 300 с.
32. Лурия А.Р. Язык и сознание. М., 1979.
33. Мастюкова Е.М. Лечебная педагогика (ранний и дошкольный возраст). М., 1977.
34. Мачинская Р.И. Функциональное созревание мозга и формирование нейрофизиологических механизмов избирательного произвольного внимания у детей младшего школьного возраста // Физиология человека. 2006. Т. 32. № 1.
35. Мачинская Р.И., Лукашевич И.П., Фишман М.Н. Динамика электрической активности мозга у детей 5—8-летнего возраста в норме и при трудностях обучения // Физиология человека. 1997. Т. 23. № 5.
36. Мачинская Р.И., Семенова О.А. Особенности формирования высших психических функций у младших школьников с различной степенью зрелости регуляторных систем мозга // Журнал эволюционной биохимии и физиологии. 2004. Т. 40. № 5.
37. Мерлин В.С. Опыт изучения интегральной индивидуальности// Вопр. психологии. 1977. №5. С. 88-97.
38. Мещерякова С.А., Авдеева Н.Н. Особенности психической активности ребенка первого года жизни // Мозг и поведение младенца / Под ред. О.С. Адрианова. М., 1993
39. Платонов К.К. Проблемы способностей. М. : Наука, 1972. - 312 с.
40. Платонов К.К. Структура и развитие личности. М. : Наука, 1986. -255 с.
41. Полонская Н.Н. Нейропсихологические особенности детей с разной успешностью обучения // А.Р. Лурия и психология XXI века (доклады Второй международной конференции, посвященной 100-летию со дня рождения А.Р. Лурия) / Под ред. Т.В. Ахутиной, Ж.М. Глозман. М., 2003.
42. Полонская Н.Н., Яблокова Л.В. Функции программирования и контроля и успешность обучения у первоклассников / I Международная конференция памяти А.Р. Лурии: Сборник докладов. М., 1998.
43. Рубинштейн С.Л. Основы общей психологии. СПб. : Питер, 2007. -713 с.
44. Семаго Н.Я., Семаго М.М.Проблемные дети: Основы
диагностической и коррекционной работы психолога. М.: АРКТИ, 2000. — 208 с.
45. Семенова Л.К., Васильева В.В., Цехмитренко Т.А. Структурные преобразования коры большого мозга человека в постнатальном онтогенезе // Структурно-функциональная организация развивающегося мозга. Л., 1990.
46. Семенова О.А., Мачинская Р.И., Ахутина Т.В., Крупская Е.В. Мозговые механизмы произвольной регуляции деятельности и формирование навыка письма у детей 7— 8 лет // Физиология человека. 2001. Т. 27. № 4.
47. Сергиенко Е.А. Раннее когнитивное развитие: Новый взгляд. М.
: Изд-во Института психологии РАН, 2006. - 464 с.
48. Сеченов И.М. Избр. произведения. М. : Изд-во АН СССР, 1952. Т.1. - 741 с.
49. Строганова Т.А., Орехова Е.В., Посикера Н.Н. Тета-ритм ЭЭГ младенцев и развитие механизмов произвольного контроля внимания на втором полугодии первого года жизни // Журнал высшей нервной деятельности. 1998. Т. 48. № 6
50. Тихомиров О.К. О формировании произвольных движений у детей дошкольного возраста // Проблемы высшей нервной деятельности нормального и аномального ребенка / Под ред. А.Р. Лурии Т. 2. М., 1958.
51. Урунтаева Г.А. Дошкольная психология: Учеб. пособие для студ. сред. пед. учеб. заведений. -- 5-е изд., стереотип. - М.: Издательский центр «Академия», 2001. - 336 с.
52. Фарбер Д.А. Развитие зрительного восприятия в онтогенезе. Психофизиологический анализ // Мир психологии. 2003. № 2 (34).
53.Чуприкова Н.И. Умственное развитие: Принцип дифференциации. СПб. : Питер, 2007. - 448 с.
54.Шадриков В.Д. Психологический анализ деятельности. Ярославль,1979. - 300 с.
55.Эльконин Д. Б. Детская психология. М.: Академия, 2005.- 384 с.
56. Яковлева С.В. Условия формирования простейших видов произвольного действия у детей преддошкольного возраста // Проблемы высшей нервной деятельности нормального и аномального ребенка / Под ред. А.Р. Лурии Т. 2. М., 1958.