Внеурочная деятельность как эффективная форма работы с одаренными учащимися профессионально образовательной организации (на примере государственною автономного профессионального образовательного учреждения «Набережночелнинксий политехнический коллеж»)
ВВЕДЕНИЕ 3
1. ТЕОРЕТИЧЕСКИЕ АСПЕКТЫ ИЗУЧЕНИЯ ЭФФЕКТИВНОСТИ ВНЕУРОЧНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ В РАБОТЕ С ОДАРЕННЫМИ СТУДЕНТАМИ 7
1.1 Понятие о внеурочной деятельности 7
1.2 Работа с одаренными студентами: специфика и оценка эффективности 15
1.3. Современные тренды в работе с одаренными студентами в условиях цифровизации образования и трансформации внеурочной деятельности 22
2. ЭМПИРИЧЕСКОЕ ИССЛЕДОВАНИЕ ЭФФЕКТИВНОСТИ ИСПОЛЬЗОВАНИЯ ВНЕУРОЧНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ В РАБОТЕ С ОДАРЕННЫМИ СТУДЕНТАМИ (НА ПРИМЕРЕ ГАПОУ «НАБЕРЕЖНОЧЕЛНИНСКИЙ ПОЛИТЕХНИЧЕСКИЙ КОЛЛЕДЖ») 32
2.1 Общая характеристика профессиональной образовательной организации 32
2.2 Определение уровня одаренности студентов 40
2.3 Анализ эффективности использования внеурочной деятельности в работе
с одаренными студентами 46
3. ПУТИ ПОВЫШЕНИЯ ЭФФЕКТИВНОСТИ ВНЕУРОЧНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ В РАБОТЕ С ОДАРЕННЫМИ СТУДЕНТАМИ (НА ПРИМЕРЕ
ГАПОУ «НАБЕРЕЖНОЧЕЛНИНСКИЙ ПОЛИТЕХНИЧЕСКИЙ КОЛЛЕДЖ») 53
3.1 Разработка предложений по повышению эффективности внеурочной
деятельности в работе с одаренными студентами 53
3.2 Оценка предложенных мероприятий 57
ЗАКЛЮЧЕНИЕ 63
СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННОЙ ЛИТЕРАТУРЫ 66
ПРИЛОЖЕНИЯ 71
Актуальность исследования заключается в том, что современное общество всё больше нуждается в специалистах, обладающих глубокими знаниями и способных к новаторству, поэтому работа по выявлению и развитию молодых талантов, основанная на лучшем историческом опыте и наиболее успешных современных образцах, - необходимый элемент модернизации образования России.
В свою очередь, без учета потенциала обучающегося, целостного понимания его психической и познавательной деятельности невозможны организация и совершенствование системы образования подрастающего поколения. К тому же, современный мир ориентирован на создание творческой личности, которая способна быстро решать возникающие задачи и проблемы, а также оптимально изменять свое поведение в современном обществе.
Целью государства в области поиска и поддержки одаренной молодежи состоит в создании эффективной системы образования, вместе с тем, обеспечив условия для обучения, развития, воспитания талантливости всей молодежи, их дальнейшей самореализации, несмотря на место жительства, социальное положение и финансовые возможности семьи.
Внеурочная деятельность может быть использована в качестве инструмента для повышения эффективности системы образования. Грамотно построенная внеурочная деятельность дает возможность планомерно направлять процесс повышения одаренности и успеваемости студентов. Основываясь на этих особенностях можно приспособить процесс обучениям к возможностям студента и направить образовательный процесс по направлению развития одаренности.
Рассмотрение одаренности как явления, которое включает особенности индивидуальной креативности, интеллекта, дает возможность определить процесс изменения его успеваемости, раскрыть отдельные недостатки развития, понять причины неуспеваемости; позволит выработать план, мероприятия и способы использования внеурочной деятельности для развития одаренности.
Корректировка образовательного процесса, в свою очередь, позволит создать условия для гармоничного развития одаренности и личности в целом.
Проблема исследования заключается в отсутствии систематического выявления одаренных студентов, с последующими мероприятиями по внеурочной деятельности с ними.
Объектом исследования является Государственное автономное профессиональное образовательное учреждение «Набережночелнинский политехнический колледж» (ГАПОУ «НПК»).
Предмет исследования является внеурочная деятельность как эффективная форма работы с одаренными учащимися профессиональной аскры
Гипотезой исследования является предположение о том, что внеурочная деятельность при должной ее организации позволяет повысить показатели креативности и заинтересованности у одаренных учащихся.
Исходя из вышесказанного, целью написания выпускной квалификационной работы является изучение особенностей внеурочной деятельности как эффективной формы работы с одаренными учащимися профессиональной образовательной организации (на примере ГАПОУ «Набережночелнинский политехнический колледж»).
В соответствие с целью и выдвинутой гипотезой исследования были поставлены следующие задачи исследования:
1. Раскрыть теоретические аспекты эффективности внеурочной деятельности в работе с одаренными студентами.
2. Провести анализ эффективности использования внеурочной деятельности в работе с одаренными студентами в Набережночелнинском политехническом колледже.
3. Выделить проблемы внеурочной деятельности в работе с одаренными учащимися.
4. Разработать предложения по повышению эффективности внеурочной деятельности в работе с одаренными студентами.
Теоретическая новизна. В данной работе рассматривается одна из наиболее актуальных на сегодняшний день проблема работы с одаренными учащимися в профессиональных образовательных организациях.
Теоретические основы внеурочной деятельности в работе с одаренными детьми нашли свое отражение в трудах таких ученых, как: Д.Б. Богоявленская, В.Ю. Большаков [12], И.З. Гликман [14], Е.В. Губанихина [17], Н.Ф. Дик[19].
Также огромный вклад в изучение данного вопроса внесли: А.Д.Бабаева, М.И. Бойко [10], Ю.З. Гильбух [13], Д.В. Григорьев [15], Е.П. Ильин [22], Ю.К. Рахманова [39], Е.Н. Рыбакова [40], Г.Б. Слуцкой [43], Е.О. Федоровская.
Методы исследования. Для решения поставленных задач и проверки гипотезы был использован комплексный метод, который включает в себя теоретический анализ психологической, педагогической литературы по изучаемой проблеме, беседа, тестирование с применением тестов креативности.
Эмпирической базой исследования является ГАПОУ «Набережночелнинский политехнический колледж».
Практическая значимость исследования выпускной квалификационной работы заключается в том, что предложенные рекомендации по повышению эффективности внеурочной деятельности в работе с одаренными студентами могут быть использованы в практической деятельности как Набережночелнинского политехнического колледжа, так и всех профессиональных образовательных организациях.
Структура работы. Работа состоит из введения, трех глав, заключения, списка использованной литературы и приложения. Во введении сформулирована актуальность темы, цель, задачи, и методы исследования, практическая значимость, структура работы, объект и предмет исследования.
В первой главе раскрыты теоретические основы внеурочной деятельности с одаренными учащимися в среднем профессиональном образовании. А именно раскрыты: понятие о внеурочно деятельности, специфика работы с одаренными учащимися, также описаны современные тренды в работе с одаренными студентами в условиях цифровизации образования и трансформации внеурочной деятельности.
Во второй главе проводится эмпирическое исследование эффективности использования внеурочной деятельности в работе с одаренными студентами в Набережночелнинчком политехническом колледже. Здесь представлена общая характеристика профессиональной образовательной организации, а также определяется уровень одаренности учащихся.
В третьей главе разработаны рекомендации по повышению эффективности внеурочной деятельности в работе с одаренными студентами, а также проводится оценка предложенных мероприятий. В заключении подводятся и анализируются результаты работы.
Внеурочная деятельность обучающихся - это деятельностная организация на основе вариативной составляющей базисного учебного (образовательного) плана, организуемая участниками образовательного процесса, отличная от урочной системы обучения. Основными целями внеурочной деятельности являются: создание условий для достижения учащимися необходимого социального опыта и системы ценностей, создание условий для многогранного развития и социализации каждого учащегося, создание воспитывающей среды, обеспечивающей активизацию социальных, интеллектуальных интересов учащихся в свободное время, развитие здоровой, творчески растущей личности с сформированной гражданской ответственностью и правовым самосознанием, подготовленной к жизнедеятельности в новых условиях, способной на социально значимую практическую деятельность.
Выявление одаренных учащихся и работа с ними являются актуальной проблемой современного образования. К важнейшим особенностям одаренных студентов относится необычно раннее проявление высокой познавательной активности и любознательности, быстроту и точность выполнения умственных операций, сформированность навыков логического мышления, богатство активного словаря, выраженную установку на творческое выполнение заданий, развитость творческого мышления и воображения. Под одаренностью понимается высокий уровень развития способностей учащегося, устойчиво проявляющихся на протяжении длительного отрезка его жизни в сочетании с высокой познавательной мотивацией.
В работе с одаренными студентами в условиях цифровизации и трансформации внеурочной деятельности выделяют следующие направления: поиск и отбор теоретического материала, дистанционное обучение и интеллектуальный досуг. Важность Интернет-технологий во внеурочной деятельности с одаренными учащимися очевидна: возможность поработать в Интернете привлечет студентов к внеурочной деятельности и создаст положительную мотивацию на выполнение запланированной работы, а также участие в различных предметных олимпиадах, творческих конкурсах, может подтолкнуть студентов к самостоятельному поиску информации, более углубленному изучению предмета.
Для выявления одаренных учащихся в Набережночелнинском политехническом колледже были использованы следующие методики: опросник креативности Джонсона, тест невербальной креативности Э.Торренса и тест интеллекта Г. Айзенка (IQ). По результатам теста невербальной креативности был сделан вывод, что у всех респондентов уровень таких показателей, как: беглость, гибкость, оригинальность и разработанность находятся на среднем и высоком уровне, учащихся с низким уровнем выявлено не было. Благодаря опроснику Джонсона нам удалось выявить общий уровень креативности обучающихся: 9 человек с высоким уровнем, остальные студенты со средним уровнем креативности. Тест интеллекта позволил нам выявить интеллектуально одаренных студентов: 7 человек с высоким уровнем интеллекта, 6 учащихся со средним и 11 студентов с низкой интеллектуальной одаренность.
Для анализа эффективности внеурочной деятельности в работе с одаренными учащимися в данном учебном заведении при поддержке сотрудников колледжа было проведено анкетирование студентов. Анкета состоит из 7 вопросов с вариантами ответов. Данное анкетирование показало, что половина опрошенных учащихся относятся к внеурочной деятельности как к бесполезному времяпровождению, а также большая часть не посещает вообще никакие кружки и секции. Отсюда вытекают проблемы внеурочной деятельности в работе с одаренными учащимися: студенты не понимают зачем нужна внеурочная деятельность и чем она полезна, также большинство учащихся не знают о работе кружков и секций, что и является одной из причин, почему студенты не посещают их во внеурочной деятельности.
С целью устранения выявленных недостатков действующей внеурочной деятельности было предложено внедрение онлайн-курса, который был апробирован с одной из групп и показал положительные результаты. Во- первых, изменилось отношение студентов к внеурочной деятельности, они стали ее рассматривать как возможность для проявления одаренности и креативности, во- вторых, повысился уровень интеллекта и креативности одаренных учащихся. А именно, среднее значение уровня интеллекта в исследуемой группе повысился на 1,2 %, а среднее значение уровня креативности на 0,4%. Данный онлайн курс может быть доработан и использован в дальнейшем как в Набережночелнинском политехническом колледже, так и в других профессиональных образовательных организациях.
Таким образом, предложенная нами гипотеза полностью доказана.
1. Приказ Минобрнауки России от 27.10.2014 №1386 (ред. от
31.12.2015) «Об утверждении федерального государственного образовательного стандарта основного общего образования» .
II. Научная и учебная литература
2. Антонова И.Г. Одаренные дети и особенности педагогической работы с ними / И. Г. Антонова// Одар. ребенок. - 2011. - № 1. - С. 46-51.
3. Артюшина Н.К., Чирковская Е.Г. Личностные и профессиональные качества учителя, работающего с одаренными учащимися // Проблемы психолого-педагогического сопровождения субъектов образовательного процесса. Сборник материалов научно-практической конференции / Научн. ред. Н.Ю. Синягина. - №9. - 2016. - С. 61-63.
4. А.Н. Асаул, Б. М. Капаров Управление высшим учебным заведением в условиях инновационной экономики / Под ред. д.э.н, проф. А. Н. Асаула - СПб.: «Гуманистика», 2007. - 280с
5. Бабаева Ю.Д. Динамическая теория одаренности // Основные современные концепции творчества и одаренности / Под ред. Д.Б. Богоявленской. - М.: Итос+, 2014. - 402 с.
6. Баженова Е. В. Инновационная образовательная модель внеурочной деятельности "Всему учит детство" // Дополнительное образование и воспитание. - 2013 - № 4 - С. 10-16.
7. Баранова Ю.Ю. Моделируем внеурочную деятельность
обучающихся. // Методические рекомендации: Пособие для учителя
общеобразовательных учреждений М.: «Просвещение», 2013.
8. Богоявленская Д.Б. Психология творческих способностей: Учеб. пособие для студентов высших учеб. заведений. - М.: МИРРА, 2016. - 320 с.
9. Богоявленская Д.Б. Исследование творчества и одаренности в традициях процессуально-деятельностной парадигмы // Основные современные концепции творчества и одаренности / Под ред. Д.Б. Богоявленской. - М.: ЛУЧиКо, 2017. - 402 с.
10. Бойко Е.И. Механизмы умственной деятельности. Избранные психологические труды / Под. ред. А.В. Брушлинского и Т.Н. Ушаковой. - М. - Воронеж, 2014. - 688 с.
11. Бойцов М.И. Приобщение учащихся к исследовательской работе (на материале преподавания гуманитарных дисциплин). - М.: Пресса, 2015. - 18 с.
12. Большаков В.Ю. Педагогические основы развития лидерской одаренности у старших школьников. - М.: Тема, 2014. - 35 с.
13. Гильбух Ю.З. Внимание: одаренные дети / Ю. З. Гильбух. - М. : Знание, 1991. - 79 с.;
14. Гликман И.З. Теория и методика воспитания. - М.: Издательство ВЛАДОС-ПРЕСС, 2002. - 176 с.
15. Григорьев Д.В. Программы внеурочной деятельности / Д.В. Григорьев, П.В. Степанов. - М.: Просвещение, 2011. - 96 с.
16. Григорьев Д.В. Степанов П.В. Методический конструктор внеурочной деятельности школьников // Досуг. - 2016. - №19. - с.49-51.
17. Губанихина Е.В. Формирование профессионально-ценностных ориентаций педагогов в воспитательном пространстве вуза // Приволжский научный вестник. - 2014. - №8. - С.8-10.
18. Гусев Д.А. Инновационные образовательные ресурсы в контексте реализации ФГОС // Школа. - 2015. - №3. - С.39-42.
19. Дик Н.Ф. Увлекательная внеклассная. - М.: Национальный проект «Образование», 2017. - 188с.
20. Дорожков А. А. Создание единого воспитательно-развивающего
пространства лицея: принципы, условия, механизмы // Воспитание и
дополнительное образование. - 2013 - № 1 - С. 10-14.
21. Дробот А. Н. Система дополнительного образования для детей и подростков // Народное образование. - 2014 - № 3 - С. 222-229.
22. Есина О.В., Бабкина О.А. Внеурочная деятельность как средство развития одаренных студентов // Научный альманах. - №9. - 2015.- с.429-432.
23. Ильин Е.П. Проблема способностей: два подхода к ее решению // Психологический журнал. - 2016. - № 7. - с.44-45.
24. Косенкова Е. Ю. Новое качество внеурочной образовательной
деятельности: опыт инструментально-диагностического измерения //
Воспитание и дополнительное образование. - 2013 - № 2 - С. 25-30.
25. Куприянов Б. В. Дополнительное образование и внеурочная деятельность : две большие разницы // Народное образование. - 2012 - № 5 - С. 59-62.
26. Лемешевская М.А. Проблема выявления одаренных детей в школе / М. А. Лемешевская // Одар. ребенок. - 2011. - № 1. - С. 58-67.
27. Леонтьев В.П. Новейшая энциклопедия персонального компьютера. М.: ОЛМА-Медиа Групп, 2004. - 734 С.
28. Леонтович А. В. Научно-практическое образование становится прочной основой внеурочной деятельности // Народное образование. - 2013 - № 3 - С. 115-120.
29. Литвинова А.В. Персонификация обучения и воспитания интеллектуально одаренных учащихся / А. В. Литвинова// Одар. ребенок. -2011. - № 1. - С. 32-37.
30. Ляшко Л.Ю. Развитие системы поддержки талантливых детей / Л. Ю. Ляшко, Т. В. Ляшко, Е. О. Федоровская// Одар. ребенок. - 2011. - № 1. - С. 8-15.
31. Мазур, З. Ф. Использование информационных и коммуникационных технологий в инновационно-маркетинговой деятельности учителя-новатора / З. Ф. Мазур, О. В. Панченок // Информатика и образование. - 2009. - № 8. - С. 119-121.
32. Макарова Т.Н. Планирование и организация методических работ в школе. - М.: Итос+, 2013. - С. 76-78.
33. Марченко Е.В. Взаимодействие психолога с родителями одаренного ребенка / Е. В. Марченко// Одар. ребенок. - 2010. - № 6. - С. 115-121. - Библиогр.: с. 121.
34. Матюшкин А. М. Загадки одарённости: проблемы практической диагностики. - М.: Протос, 2014. - 218с.
35. Нурахметова К.С. Вспомогательные средства воздействия в развитии одаренных детей / К. С. Нурахметова// Одар. ребенок. - 2010. - № 6. -С. 122-127.
36. Омарова В.К. Концептуальные подходы к работе с одаренными детьми / В. К. Омарова // Одар. ребенок. - 2010. - № 6. - С. 22-28. - Библиогр.: с. 28.
37. Пантина Н.И. Система работы образовательного учреждения с одарёнными детьми. - Волгоград: «Учитель», 2015. - 177с.
38. Полат Е.С., Буханкина М.Ю., Моисеева М.В.: Теория и практика дистанционного обучения Академия 2004. - 416 с.
39. Рахманова Ю. К. Отдельные формы, приёмы и методы работы с одарёнными студентами на занятиях по русскому языку // Образование и воспитание. - 2017. - №2. - С. 89-91.
40. Рыбакова Е.Н. Внеурочная деятельность как форма организации работы с одаренными детьми // Современные научные исследования и инновации. - 2015. - № 1. - с.33-36.
41. Сатынская А.К. О проблеме разработки учебных программ для
одаренных детей / А. К. Сатынская// Одар. ребенок. - 2010. - № 6. - С. 29-33.
42. Скибицкий Э.Г. Дистанционное обучение: теория, практика и перспективы развития: Монография / Э.Г. Скибицкий, В.В. Егоров. - Алматы: Гылым, 2004. - 221 с.
43. Слуцкой Г.Б. Одаренные дети. - М.: Прогресс, 2012. - 119с.
44. Фрадков В. Одарённость: благословение или препятствие? / В. Фрадков // Пед. техника. - 2011. - № 3. - С. 62-68.
45. Федоровская Е.О. Увлеченность в структуре исследовательской одаренности / Е. О. Федоровская// Одар. ребенок. - 2011. - № 1. - С. 16-31.
III. Электронные ресурсы:
46. Кулик Е.С. Организация внеурочной деятельности на современном этапе [Электронный ресурс] / Режим доступа: https://infourok.ru/metodicheskava- razrabotka-kulik-es-na-temu-organizaciva-vneurochnov-devatelnosti-na- sovremennom-etape-1632761 .html
47. Творческая одаренность детей [Электронный ресурс] / Режим доступа: https://vuzlit.ru/422387/odarennost komponentv
48. Михайлова Г.С. Применение интернет-технологий во внеурочной образовательной деятельности учащихся [Электронный ресурс] / Режим доступа: https: //открытыйурок.рф/статьи/507098/
49. Основная информация о Набережночелнинском политехническом колледже [Электронный ресурс] / Режим доступа: http://nchpk■ru/wordpress/самообследование/
50. Муромцева А.В. Мультимедийные средства в системе дистанционного обучения [Электронный ресурс] / Режим доступа: http://www.dslib.net/zhurnalistika/multimediinve-sredstva-v-sisteme-distancionnogo- obuchenija.html