Тип работы:
Предмет:
Язык работы:


Влияние типа населенного пункта (город/село) на специфику образовательной среды школы с позиции анализа межличностных отношений у учащихся подросткового возраста

Работа №31835

Тип работы

Магистерская диссертация

Предмет

психология

Объем работы103
Год сдачи2019
Стоимость5700 руб.
ПУБЛИКУЕТСЯ ВПЕРВЫЕ
Просмотрено
465
Не подходит работа?

Узнай цену на написание


Введение 4
1. Теоретические основы изучения межличностных
отношений с позиции психологии пространственной среды
1.1. Анализ концепций межличностных отношений с позиции учета роли пространственной среды 9
1.2. Психологическая безопасность образовательной среды как основа эффективных межличностных взаимодействий участников образовательного процесса 27
1.3. Специфика психологической безопасности образовательной
среды в зависимости от типа населенного пункта 37
Выводы по главе I 47
2. Организация и методы исследования
2.1. Организация и процедура исследования 49
2.2. Методы исследования 49
3 Эмпирическое изучение особенностей межличностных отношений у учащихся подросткового возраста в зависимости от типа населенного пункта (город/село)
3.1. Определение влияния территории проживания на
особенности детско-родительских отношений у 54 подростков
3.2. Определение влияния территории проживания на
особенности психологического климата в классе у 60 подростков
3.3. Специфика взаимосвязи детско-родительских отношений и особенностей психологического климата в классе у подростков в зависимости от территории их проживания (город/село) 61
Выводы по главе Ш 72
Заключение 74
Литература 75
Приложения 80


Тема: «Влияние типа населенного пункта (город/село) на специфику образовательной среды школы с позиции анализа межличностных отношений у учащихся подросткового возраста».
Актуальность исследования. В психологических исследованиях развития личности говорится о том, что социализация в большей степени зависит от географической среды, а также, что этот фактор мало изучен (Е.М. Вихарева). Отсюда берет свою актуальность необходимость изучить особенности детско-родительских отношений и психологического климата в классе в населенных пунктах, кардинально отличающихся друг от друга уровнем жизни: городском и сельском.
У городских и сельских жителей складывается специфический образ жизни, определяемый разными условиями, которые создаются этими системами расселения людей. Различия в социально-экономических, социально-психологических, культурных, природных условиях жизни города и села являются реальными предпосылками для появления индивидуально - типичных и индивидуально-уникальных особенностей в поведении, общении и деятельности их жителей.
Тип поселения, а точнее - среда, которая там создается, оказывает большое влияние на образ жизни конкретного человека, его поведение и культурную жизнь общества в целом, включая специфику и функционирование различных образовательных учреждений (детские сады, школы, лицеи и т. д.).
Что касается самого возраста, исходя из концепции его ведущей деятельности, а именно, интимного и личного общения со сверстниками, можно предположить, что это исследование даст значительные результаты, которые могут в дальнейшем помочь в адаптации психологической, педагогической и социальной работы с этим возрастом в конкретной области, в которой это будет иметь место.
Стадия подросткового возраста выражается сосредоточением использования интеллектуального потенциала, рефлексивных способностей в сфере социального взаимодействия. Социокультурные особенности региона проживания, принадлежность к городской или сельской культуре во многом определяют формирование процессов понимания поведения других людей у подрастающего поколения.
Подросток - это еще недостаточно зрелый и недостаточно социально не сложившийся человек. Это личность, находящаяся на особой стадии формирования ее важнейших черт и качеств: еще недостаточно развита, чтобы считаться взрослой, и в то же время настолько развита, что в состоянии сознательно вступить в отношения с окружающими и следовать в своих поступках и действиях требованиям общественных норм и правил. Наряду с этим, подросток - это лицо, вступившее в период правовой ответственности за свои действия и поступки.
Непосредственно в этом возрасте социальное окружение воспринимается, как никогда, критически и от того, какие психологические особенности содействуют социализации на данном этапе развития, зависит качество перехода в следующую возрастную группу и, во многом, - дальнейшая жизнь человека-индивида.
Межличностное взаимодействие - взаимная позиция одной личности по отношению к другой или другим людям, что предполагает «взаимную связь» и осуществляется в форме деловых и личных взаимоотношений, реализуется в общении и в то же время накладывают отпечаток на общение, служат своеобразным его содержанием (Л.В. Сгурская, Г.С. Тамарский.). В связи с этим необходим сравнительный анализ различных его компонентов.
Вместе с тем, общетеоретическое исследование трудов, посвященных изучению образовательной среды, обнаруживает, что взаимодействие субъектов образовательного процесса является одной из центральных категорий образовательной среды. Исследовав специфику взаимодействия, обусловленную географическим фактором, полученные данные могут быть использованы для анализа качества, комфортности и безопасности образовательной среды.
Цель исследования: Изучить влияние типа населенного пункта (город/село) на специфику образовательной среды школы с позиции анализа межличностных отношений у учащихся подросткового возраста
Объект: межличностные отношения в подростковом возрасте.
Предмет исследования: особенности детско-родительских отношений и психологического климата в классе у городских и сельских подростков.
Гипотеза: Существуют различия в особенностях детско-родительских отношений и психологического климата в классе у городских и сельских подростков.
Задачи:
1. Изучение и анализ концепций межличностных отношений с позиции учета роли пространственной среды.
2. Анализ специфики психологической безопасности образовательной среды в зависимости от типа населенного пункта.
3. Эмпирическое изучение особенностей детско-родительских отношений и психологического климата в классе у подростков.
4. Определение влияния территории проживания на особенности детско - родительских отношений и психологического климата в классе у подростков.
5. Выявление специфики взаимосвязи детско-родительских отношений и особенностей психологического климата в классе у подростков в зависимости от территории их проживания.
Методологической основой исследования выступили: Положения о культурно-историческом подходе (Выготский Л.С.) определяющий социокультурную среду как главный источник развития личности; теории социально-психологической адаптации (К.А. Абульханова-Славская, Л. И. Анцыферова, Б.Д. Парыгин, А. А. Реан),
Положения экологической психологии (В.И. Панов, В.А. Ясвин), рассматривающей психику человека как особую форму природного бытия и самого человека как носителя экологического сознания, а также определяющей образовательную среду как ключевое понятие экологической психологии образования, основы поведенческой географии (Дж.Голд).
Методы исследования: при теоретической разработке проблемы
применялся научный анализ психолого-педагогической литературы по теме исследования. Для проведения исследования были выбраны методы, которые отвечают его целям и задачам. Проводилось тестирование в данной возрастной группе, сопровождающееся количественным и качественным анализом.
Конкретными методиками экспериментального исследования выступили следующие:
1. Методика оценки психологической атмосферы в коллективе (А.Ф.Фидлер)
2. Методика «Детско-родительские отношения подростков» (П.Трояновская)
3. Модифицированная версия методического комплекса по выявлению вероятностных предикторов возможного вовлечения в потребление наркотических средств (Ю.П.Зинченко, модификация Гилемханова Э.Н., Васина В.В., Герасимова В.В.)
4. Методика «Социокультурная безопасность школьника» (Гилемханова
Э.Н.)
Экспериментальной базой исследования выступили:
- МБОУ Базарно-Матакская гимназия имени Наби Даули Алькеевского муниципального района
- СОШ 5 Бавлинского муниципального района
- Лицей 116 г. Казани
Выборка:
Общее количество 214 учащихся, в возрасте от 13-до 16 лет (Средний возраст 14 лет), 50% девочек, 50% мальчиков (информация из файла с эмпирическими данными). 87 учащихся проживают в городе, 76 в селе, 51 в поселке городского типа.
Организация и проведение исследования. Групповой метод с обеспечением анонимности, обратная связь предоставлялась психологу образовательной организации в качестве информации по количеству детей группы риска в каждом классе.
Психолог давал вводную инструкцию по диагностике, раздавал анкеты, учащиеся отмечали в ней ответы и сдавали. На работу отводилось 45 минут.
Теоретическая значимость. Выявлены параметры межличностного взаимодействия, обусловленные влиянием типа населенного пункта.
Практическая значимость данной работы заключается в сужении ранее полученных данных о психологических особенностях жителей города и села, и рассмотрение в конкретном аспекте - особенностей детско-родительских отношений и психологического климата в классе, а также в контексте определённого возрастного периода - подросткового возраста.
Структура выпускной квалификационной работы: работа состоит из введения, трех глав, выводов по каждой главе, заключения, литературы и приложений.


Возникли сложности?

Нужна помощь преподавателя?

Помощь в написании работ!


Подводя итоги нашего исследования, можно констатировать факт о частичном подтверждении выдвинутой гипотезы о том, что существуют различия в особенностях детско-родительских отношений и психологического климата в классе у городских и сельских подростков. Были выявлены достоверные различия, которые были подтверждены с помощью методов математической статистики.
Психологические особенности городских подростков, такие, как высокая субъективно-эмоциональная значимость семьи для ее членов, но в то же время распространенность интенсивного несемейного общения, стремление к обособленности, преобладание индивидуализма были доказаны. Что касается психологических характеристик сельского подростка, а именно стремление к коллективизму, преобладание более тесных связей, как в детско-родительских, так и в отношениях со сверстниками также были подтверждены.
Практическая значимость проведенной работы заключается в сужении ранее полученных данных о психологических особенностях жителей города и села, и рассмотрение в конкретном аспекте - межличностном взаимодействии, а также в контексте определённого возрастного периода - подросткового возраста.
Полученные результаты, на наш взгляд, имеют практическую пользу для психолого-педагогической работы с подростками, с учётом специфики среды их социализации. Возможно их внедрение в разработку психодиагностических методик, способов коррекционной работы.


1. Андреева Г.М. Социальная психология. Пятое издание. М.: Аспект Пресс, 2009.- 363с.
2. Андронникова О.О. Психологическая безопасность образовательной
среды ВУЗа. URL: http://obrazovame9.ru/artides/338-psy-bezopasnostj-
vuza.html (дата обращения 15.07.2010).
3. Баева И. А., Волкова И. А., Лактионова Е. Б. Психологическая безопасность образовательной среды. - М.: Эконом-Информ, 2009. - 248 с.
4. Баянова Л.Ф., Лопухова О.Г., Шишова Е.О. Выпускная квалификационная работа: методика написания, правила оформления и порядок защиты. Учебно-методическое пособие для студентов специальности «Психология» - Казань: К(П)ФУ, 2019. - 58 с.
5. Битинас Б.П., Катаева Л.И. Педагогическая диагностика: Сущность, функции, перспективы // Педагогика. - 1993. - № 2.
6. Бодалев А. А. Столин В. В. Аванесов В. С. Общая психодиагностика. Изд-во «Речь», 2010.- 440с.
7. Бодалев А.А. Психология общения. - Воронеж:НПО «МОДЭК», 2002.256с.
8. Бойко В.В., Ковалев А.Г., Панферов В.Н. Социально-психологический климат коллектива и личность.- М.: Мысль, 1998.- 207с.
9. Гаязова Л. А. Обеспечение комплексной безопасности образовательной среды и ее психологическое сопровождение / Известия Российского государственного университета им. А.И. Герцена. - Вып. №142, 2011. -
C. 27-33.
10. Гильмеева Р.Х. Формирование духовнонравственного иммунитета молодежи как условие профилактики экстремизма в безопасной
образовательной среде / Р.Х. Гильмеева // Казанский педагогический журнал. - 2015. - Т. 3. - № 6-3(113). - С. 56-61.
11. Грачев Г. В. Личность и общество: информационно-психологическая безопасность и психологическая защита. М.: Пер Сэ, 2003. 303 с
12. Гришина Н.В. Психология конфликта. - СПб.: Питер, 2012.- 544с.
13. Гурьянова М.П. Сельская школа и социальная педагогика // Пособие для педагогов. - Минск, 2000.
14. Дашкова Н. В. Психолого-педагогическое сопровождение психологической безопасности образовательной среды школы: дис. канд. психол. наук. Самара, 2005. 220 с.
15. Дубровина И.В., Акимова М.К., Борисова Е.М. 'Рабочая книга школьного психолога' - Москва: Просвещение, 2011. - 303с.
16. Жовтоножко В.В. Исторический анализ термина «социальнопсихологический климат» в отечественной науке // Власть. - 2016. 5с.
17. Колесникова Т. И. Личность и ее безопасность // Колесникова Т. И. Психологический мир личности и его безопасность. - М., 2001. - С.10- 123.
18. Кон И.С. Психология ранней юности. -М., 2009.- 255с.
19. Крайг Г. Психология развития. - СПб.: Питер, 2005.- 992с.
20. Кулагина И.Ю. Возрастная психология (развитие ребенка от рождения до 17 лет ). М.: Изд-во УРАО., 2007. - 177с.
21. Леонтьев А.А. Психология общения. -- 3-е изд. -- М.: Смысл, 2005. - 368с.
22. Лисовский В.Д. Духовный мир и ценностные ориентации молодежи России. -- СПб., 2010.
23. Мудрик А. В. Общение как фактор воспитания школьников.-- М.: Педагогическое общество России, 2001. - 320с.
24. Мухаметзянова Ф.Ш. Социальная ответственность и ее роль в образовании / Ф.Ш. Мухаметзянова // Доклад международной
научнопрактической заочной конференции: Современное
профессиональное образование: проблемы, прогнозы, решения. Научнообразовательный центр «Знание». - 2016. - С. 10-13.
25. Мухина В.С. Возрастная психология: феноменология развития, детство, отрочество. М.: «Академия», 2003. - 456с.
26. Немов Р.С. Психология образования. - Владос, 2007. - 496с.
27. Немов, Р.С. Психология: Учебник для студентов высших педагогических учебных заведений: В 3 кн. Кн. 2. - М., 2011. - 608 с.
28. Обозов Н.Н. Межличностные отношения. -Л.: Изд-во Ленингр. универ., 1979. - 152с.
29. Обухова Л. Ф. Детская (возрастная) психология. Учебник.- М., Российское педагогическое агентство. 1996. - 374с.
ЗО.Обществознание: профильный уровень. Боголюбов Л.Н. и др. М.: Просвещение, 2007. - 415с.
31. Петров H.B., Смирнягин Л.В. Дж. Голд. Основы поведенческой географии: психология и география. М., Прогресс, 1991.
32. Пидодня, Ю.А. Психологическая специфика образа города в различных социальных группах Текст.: дис. . канд. психол. наук: Самара: РГБ, 2007.
33. Поливанова К.Н. «Психология возрастных кризисов», М, 2000 г. - 184с.
34. Психология конфликта / Сост. и общая редакция Н.В. Гришиной. - СПб, 2006.
35. Психология подростка. Хрестоматия / Сост. Ю.А. Фролов. М., 1997. 526с.
36. Психология, словарь. /Под ред. А.В. Петровского, М.Г. Ярошевского. - 2е издание, исправленное и дополненное - М.: Политиздат, 2000. - 494с.
37. Реан А.А. Психологи я личности. Социализация, поведение, общение / А. А. Реан. СПб., 2004. 416 с.
38. Резников Е.Н. Межличностное восприятие и понимание // Современная психология: Справочное руководство / Под ред. В.Н.Дружинина. М.: ИНФРА-М, 1999.
39. Рубинштейн С. Л. Основы общей психологии. - СПб.: Питер, 2006. - 712с.
40. Свенцицкиц А.Л. Социальная психология. М., 2012. 363 с.
41. Сгурская Л.В. Диагностика межличностных отношений подростков и старшеклассников: Методические рекомендации / Сост. Л.В. Сгурская, Г.С. Тамарский. - Калининград: Изд-во КГУ, 2003. - 44 с.
42. Семенова Е. А., Аршинская Е. Л., Жупиева Е. И. Взаимодействие и психопрофилактика в образовании // Альманах современной науки и образования. М., 2013. № 11 (78). С. 155-157
43. Сергиенко Е. А. Принципы психологии развития : современный взгляд // Психологические исследования. 2012. Т. 5, № 24. С. 1. URL: http://psystudy.ru (дата обращения: 23.09.2012).
44. Социальная психология /Под ред. академ. А. Петровского. -М.: Просвещение, 1978. - 224с.
45. Фельдштейн Д. И. Психология развития человека как личности : избр. труды : в 2 т. М. ; Воронеж, 2005. Т. 1. С. 228
46. Хрестоматия "Психология подростка". Российское Педагогическое Агенство. (Москва, 1997 г.) Ю. А.Фролов. - 526с.
47. Хрестоматия по возрастной и педагогической психологии. М.: Издательство МГУ , 1980 г. / Под ред. И.И. Ильясова, В.Я. Ляудис.
48. Шамионов Р. М. К вопросу об адаптационной готовности личности // Адаптация личности в современном мире : межвуз. сб. науч. тр. Вып. 3. Саратов, 2011. С. 30.
49. Шаповаленко И.В. Возрастная психология (Психология развития и возрастная психология). -- М.: Гардарики, 2005. - 349с.
50. Шихи Г. Возрастные кризисы. - СПб.: «Ювента», 1999. - 436с.
51. Шмелев А.Г.Основы психодиагностики - М.; Феникс,1996. - 544с.
52. Яценко, Т. Е. Учебное и межличностное педагогическое взаимодействие как основа формирования психологически безопасной образовательной среды [Текст] / Т.Е. Яценко // Известия Саратовского ун-та. Нов. серия. 2013. Т. 13. Сер. Философия. Психология. Педагогика, Вып. 1. - С. 85-87.
53. Jablochnikov S. Aspects of Safety of the education Systems. IDIMT-2012. Support for Complex Systems. 20th Interdisciplinary Information Management Talks, September 12-14, 2012. - Jindrichuv Hradec, Czech Republic. - Р. 359-362.
54. Edmondson A. C. Managing the risk of learning: Psychological safety in work teams / A. C.Edmondson // Forthcoming in West, M. (Ed) International Handbook of Organizational Teamwork, London: Blackwell. - 38 с.

Работу высылаем на протяжении 30 минут после оплаты.




©2024 Cервис помощи студентам в выполнении работ