ВВЕДЕНИЕ 3
1. ТЕОРЕТИЧЕСКИЕ ОСНОВЫ СЕРВИСНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ 6
1.1. Понятие и основные характеристики услуги 6
1.2. Деятельность хостелов в России и перспективы развития 13
1.3. Государственное регулирование сервисной деятельности 21
2. АНАЛИЗ СЕРВИСНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ ХОСТЕЛА «HAPPY HOUSE» 27
2.1. Общая характеристика деятельности хостела «Happy House» 27
2.2. Анализ эффективности деятельности хостела «Happy House» 35
2.3. Анализ конкурентоспособности хостела «Happy House» 37
3. РАЗРАБОТКА МЕРОПРИЯТИЙ ПО СТИМУЛИРОВАНИЮ
КОНКУРЕНТНЫХ ПРЕИМУЩЕСТВ ХОСТЕЛА «HAPPY HOUSE» 48
3.1. Потребительская оценка мероприятий, направленных на
улучшение конкурентных преимуществ хостела «Happy House» 48
3.2. Способы повышения конкурентоспособности хостела
«Happy House» 52
ЗАКЛЮЧЕНИЕ 67
СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННЫХ ИСТОЧНИКОВ 71
ПРИЛОЖЕНИЯ
В последнее время государство всё чаще говорит о поддержке среднего и малого бизнеса, предлагает различные программы и концепции, рассчитанные на годы вперёд. В индустрии гостеприимства объектом малого бизнеса можно назвать хостелы. Хостелы малы по размеру, но не по значимости. В современном мире много внимания уделяется притоку туристов в города, а без экономичных средств размещения никакие усилия по привлечению гостей успехом не увенчаются. Именно хостелы предоставляют такую возможность.
Из-за пoстoяннo вoзрастающей конкуренцией между гостиницами и гостиничными сетями, неизбежным является неoбходимoсть повышения результативности рабoты гостиничных комплексов, внедрение инновационных методов и технолoгий в деятельность гостиниц и управление ими, повышение качества oбслуживания клиентов, повышение прoфессиoнализма сотрудников и т.п. Все это позволит гостиничным комплексам дoстичь конкурентных преимуществ.
Актуальность темы дипломной рабoты связана с тем, что хостелы пользуются все бoльшей известностью как средствo экoнoмичнoгo размещения, могут стать эффективным и популярным средством размещения для гостей города. За счет этого хостелы конкурируют не только между собой, но и с гостиницами, гостиничными сетями и т.д.
Научная новизна исследoвания заключается в дальнейшем развитии теоретических и методических пoлoжений управления развитием конкуренции в индустрии гостеприимства, применении новых подходов к решению проблемы повышения конкурентоспособности предприятий индустрии гостеприимства.
При написании выпускной квалификационной работы были рассмотрены законодательные документы, на основании которых возможна и допустима деятельность хостела «Happy House».
Привлекательность исследования состоит в том, что мы пытаемся дать анализ развития и конкурентоспособности хостелов города Казани, а также их эффективной деятельности.
Методология исследования в данной работе представляет собой:
- Опрос (персонал, посетители).
- Анализ документов (структура, информационные потоки, отчеты, планы).
- Наблюдение (персонал, посетители).
Объектом исследования является хостел г. Казани «Happy House» как отдельный гостиничный тип коллективного размещения.
Предметом исследования являются способы повышения развития и конкурентоспособности хостела «Happy House» на рынке гостиничных услуг.
Цель проведенного исследования состоит в изучении развития, конкурентоспособности хостелов и разработка мероприятий по повышению конкурентоспособности деятельности хостела «Happy House».
Для достижения поставленных целей необходимо решить следующие задачи:
1. обобщить материалы теоретических источников информации о хостелах;
2. выявить факторы способствующие повышению развития и конкурентоспособности предприятий индустрии гостеприимства;
3. оценить состояние и особенности развития хостелов в г. Казань;
4. дать общую характеристику хостела «Happy House»;
5. провести анализ эффективности деятельности хостела «Happy House»;
6. провести анализ конкурентоспособности хостела «Happy House»;
7. провести сравнительный анализ хостелов г. Казань;
8. предложить способы повышения конкурентоспособности хостела «Happy House».
Проведенная исследовательская работа имеет практическое значение для сотрудников хостела, так как предмет исследования имеет перспективу развития, из чего следует его экономическая привлекательность. При написании работы было проведено анкетирование гостей хостела «Happy House», а также анализ хостелов города.
Структура работы работа состоит из введения, трёх глав, заключения, списка используемых источников и приложения.
Анализируя тему развития хостелов как модели сервисной услуги в регионе можно сделать следующие выводы, что развитие хостела и любого гостиничного предприятия возможна путем постоянного улучшения уже существующих услуг и оказания новых дополнительных услуг, внедрение новых технологий и т.д.
Самым лучшим вариантом роста уровня развития и конкурентоспособности в гостиничной отрасли можно назвать создание нового направления деятельности предлагаемых услуг, первой вышедшей на рынок с новым продуктом, которая не имеет соперников, создает спрос, формирует ассортимент и цены.
Услуги по размещению не вызывают у гостей повышенного интереса в отличие от дополнительных услуг, так как воспринимаются как должными. К дополнительным и прочим услугам можно отнести такие как наличие спортивных залов, конференц-залов, прокат велосипедов, услуг прачечной и химчистки и многие другие.
Сервисное обслуживание включает разные услуги, список которых непрерывно изменяется в результате перемен, связанных с размером хостела, местоположением, уровнем комфорта и других. Реализация услуг нуждается в постоянных материальных затратах, изучении и анализе рынка гостиничной индустрии.
Особенности развития предприятий малого бизнеса заключаются в способности быстро адаптироваться под внешние воздействия, наличие индивидуального подхода к каждому клиенту и высокая квалификация сотрудников, следовательно, высокое качество услуг.
Была изучена деятельность хостела «Happy House», перечислены основные характеристики хостела, а именно: схематично изображена организационная структура хостела; проведен подробный анализ основных финансово-экономических показателей хостела, на основании документов предприятия за период 2017 - 2018 годов; а также отдельно были рассмотрены и рассчитаны показатели себестоимости.
Сравнивая хостел «Happy House» с его конкурентами, было выявлено, что стоимость проживания в многоместных номерах в сутки значительно ниже конкурентов.
Анализ коэффициента загруженности хостела «Happy House» показал, что в 2018 году загрузка хостела снизилась на 9% по сравнению с 2017 годом.
Анализ основных финансово-экономических показателей выявил, что деятельность хостела «Happy House» не достаточно эффективна. Чтобы повысить эффективность деятельности хостела и конкурентоспособность был проведен анализ деятельности конкурентов и SWOT-анализ. В результате которого были выявлены сильные и слабые стороны хостела, возможности и угрозы.
Данные результаты позволяют сделать вывод о том, что услуги, реализуемые в хостеле «Happy House», имеют малую рентабельность, а коммерческая деятельность предприятия недостаточно эффективна.
Для повышения конкурентоспособности хостела были разработаны рекомендации. В результате проведенного анализа были предложены следующие мероприятия:
• Введение системы мер для привлечения потенциальных потребителей;
• Использование информационных технологий;
• Использование контекстной рекламы;
• Разработка более персонального подхода к каждому клиенту.
Было проведено анкетирование гостей хостела «Happy House».
Результаты анкетного опроса представлены в Таблице 15 (см.таблицу 15.).
Также была проведена оценка стоимости реализации предложенных мероприятий, для более подробной информации (см.таблицу 14).
Также были посчитаны затраты на их реализацию и произведена оценка эффективности. Расчет эффективности показал, что все предложенные рекомендации являются экономически эффективными. Их внедрение увеличит:
• выручку хостела на 12,7%, что в стоимостном выражении составит увеличение на 403,6 тыс. руб.;
• себестоимость предоставляемых услуг увеличится на 7%, в стоимостном выражении составляет 158,11 тыс. руб.
Эти изменения повлияют на увеличение прибыли на 26,7%, что в стоимостном выражении составит увеличение на 195 тыс. руб. Увеличение прибыли приведет к росту рентабельности производства на 8,6% и рентабельности продаж на 4,5%. Увеличение выручки от реализации повлияет также на рост производительности труда, которая возрастет на 42,95 тыс. руб.
После внедрения рекомендаций по повышению развития и конкурентоспособности хостела на том же уровне останутся показатели: численность работников - 8 человек; фонд оплаты труда - 1224 тыс. руб.; средняя заработная плата -103,75 тыс. руб.
Проанализировав конкурентоспособность хостела «Happy House», можно сказать, что, как и любой другой бизнес в сфере услуг, хостел «Happy House» подвержен изменениям извне. Величина реализации гостиничных услуг зависит от таких факторов как: политические и социально - экономическая ситуация в стране, взаимоотношения гостиниц с туроператорами, агентами, объемы туристических потоков в стране, уровень транспортного обслуживания и инфраструктура в целом.
На данный момент туристический рынок города Казань, который тесно связан с гостиничным рынком, так как размещение гостей входит в основу любого тура, растет. И более привлекательным для размещения становятся хостелы за счет своей относительно невысокой цена и довольно высокого, ориентированного на каждого клиента качества обслуживания. Данные средства размещения предоставляют большое количество дополнительных услуг, за счет чего гость чувствует себя как дома, не ограничивая себя в любом желании.
Таким образом, цель данной работы выполнена: были составлены рекомендации, которые должны привести к развитию и улучшению уровня конкурентоспособности предприятия малого бизнеса хостела «Happy House».
1. Об основах туристской деятельности в Российской Федерации. Федеральный закон от 24 ноября 1996 года № 132-Ф3 / в ред. Федеральных законов от 10.01.2003 № 15-ФЗ, 22.08.2004 № 122-ФЗ
2. Об утверждении системы классификации гостиниц и других средств размещения. Приказ Федерального агентства по туризму от 21 июля 2005 года, № 86
3. Указ Президента РФ от 25 апреля 1994 г. № 813 «О дополнительных мерах по развитию туризма в Российской Федерации и об упорядочении использования государственной собственности в сфере туризма». - Экономика и жизнь. - 1994. - № 18.
4. Указ Президента РФ от 22 декабря 1995 г. № 1284 «О реорганизации и развитии туризма в Российской Федерации». - Российская газета. - 1995. - 28 дек.
5. Закон о сертификации продукции и услуг / Сайт Законодательство РФ. URL: http://legalacts.ru/doc/zakon-rf-ot-10061993-n-5151-1-o/ (дата обращения:11.01.2019)
6. Закон РФ «Об основах туристической деятельности в Российской Федерации» от 24 ноября 1996 г. - Российская газета. - 1996.- 3 дек.
Книги, монографии
7. Алешина И.В. Поведение потребителей: учебник. — М.: Экономистъ,2006. С .638.
8. Белоусова С. Н. Маркетинг: учебное пособие по специальностям экономики и управления: Феникс, 2010. С.381.
9. Волков Ю.Ф. Учебник Введение в гостиничный и туристический бизнес. Ростов-на-Дону, издательство Феникс, 2013. С.13.
10. Валеева С.В. Учебник Инновационное обновление в сфере туризма. 2015 .С.22.
11. Виноградова М.В. Региональный туристский комплекс: система показателей развития. Проблемы теории и практики управления.2011. С.74.
12. Володькина М.В. Стратегический менеджмент: Учеб. пособие. / М.В. Володькина - М.: Знания - Пресс. 2002. - 149с.
13. Каменева Н.Г. Учебник Интеграция хостелов в рынок гостиничных услуг, 2015.С.27.
14. Гаврилов А.А. Хостел в России.Проблемы и перспективы //Государство и право. 2005. № 3. С. 15
15. Акулич И.Л. Маркетинг: учебник для студентов высших учебных заведений по экономическим специальностям / И. Л. Акулич. - Минск: Высшая школа, 2010. - 367 с.
16. Браймер Р.А. Основы управления в индустрии гостеприимства / Пер. с англ. - М.: Аспект-Пресс, 2000. - 254 с.
17. Головачев А.С. Конкурентоспособность организации / Учебное пособие. — Минск: Выш. шк., 2012. — 319 с.
18. Гуляев В.Г. Организация туристской деятельности. Учебное пособие. /В.Г. Гуляев - М.: Нолидж. 2001- 253с.
19. Дурович А.П. Маркетинг в туризме: Учебное пособие / А.П. Дудович, А.С. Копанева. - М.: Экономпресс. 2000. - 143с.
20. Джанджугазова Е.А. Маркетинг в индустрии гостеприимства / Е.А. Джанджугазова - М.: Академия, 2003. - 185 с.
21. Ильин М. Т. Влияние маркетинговой деятельности на конкурентоспособность предприятия / М.Т. Ильин , 2010. - 86 с.
22. Кабушкин Н.И. Менеджмент гостиниц и ресторанов: учеб. пособие / Н.И. Кубышкин, Г.А. Бондаренко - М.: Минск: ООО "Новое знание", 2000. - 180 с.
23. Лесник А.В. Организация и управление гостиничным бизнесом / А.Л. Лесник, А.В. Чернышев - М.: Издательский дом "Альпина", 2001. - 212 с.
24. Ляпина И.Ю. Организация и технология гостиничного обслуживания. / И.Ю. Ляпина - М.: ПрофОбрИздат, 2001. - 187 с.
25. Чудновский А.Д. Гостиничный и туристический бизнес: Учебник. / А.Д. Чудновский - М.: Ассоциация авторов и издателей "Тандем". Издательство ЭКМОС, 2000. - 168 с.
26. Юданов А.Ю. Конкуренция: теория и практика: Учеб. пособие; 2-е изд., испр. и доп. - М.: Изд-во “ГНОМ-ПРЕСС", 2001. - 224 с.
27. Голова, А.Г. Управление продажами : учебник / А.Г.Голова. - М.: Дашков и К, 2013. - 277 с.
28. Годин, А. М. Маркетинг: учебник для экономических вузов по направлению "Экономика" и специальности "Маркетинг" / А. М. Годин. - Москва: Дашков и К°, 2010. - 671 с.
29. Еремин, В.Н. Маркетинг. Основы и маркетинг информации: учебник / В.Н.Еремин. - М.: КноРУс, 2014. - 648 с.
30. Казущик, А. А. Основы маркетинга: учебник / А. А. Казущик. - Минск: Беларусь, 2011. - 246 с.
31. Сорокина А.В. Организация обслуживания в гостиницах и туристских комплексах / А.В. Сорокина - М.: 2007 - 304с.
32. Бабкин А.В. Специальные виды туризма. Ростов-на-Дону: Феникс, 2013. - 252 с.
33. Карпеко, О. И. Промышленный маркетинг: учебник для студентов высших учебных заведений по специальности "Маркетинг" / О. И. Карпеко. - Минск: БГЭУ, 2010. - 414 с.
34. Балабанов И.Г., Балабанов А.И. «Экономика туризма». Учебное пособие М. Финансы и статистика, 2013.- 418 с.
35. Янкевич В.С., Безрукова Н.Л. Маркетинг в гостиничной индустрии и туризме: российский и международный опыт/Под ред. В.С. Янкевича. - М.: Финансы и статистика, 2009
36. Савченко Г.100% Успеха // Индустрия гостеприимства. - 2005. - № 11. - С.27-29
Электронные ресурсы
37. Классификация услуг / Сайт Общество защиты прав потребителей. URL: http://ozpp.ru/tesaurus/211/181/ (дата обращения : 15.12.2019).
38. Особенности рынка услуг / Сайт Studfiles. URL: https://studfiles.net/preview/3571527/page:3/ (дата обращения: 15.12.2019).
39. MARS Hostel / Сайт Booking.com. URL: https://www.booking.com/searchresults.ru.html (дата обращения:
05.01.2019)
40. Официальный сайт хостела «Happy House» [Электронный ресурс] - Режим доступа: http://taplink.cc/happyhostelkzn
41. Официальный сайт хостела «Zebra» [Электронный ресурс] - Режим доступа: http://hostelzebra.ru/ru/
42. Официальный сайт хостела «Пушкин» [Электронный ресурс] - Режим доступа: http://hostelpushkin.ru/
43. Международная система бронирования Booking.com - Режим
доступа: http://www.booking.com (дата обращения 26.02.2019)
44. Официальный сайт Федеральной службы государственной
статистики. URL: http://www.gks.ru/bgd/free/B04 03/lssWWWexe/Stg/d02/71
htm