ВВЕДЕНИЕ 4
1 Малое предпринимательство как объект институционального
управления и поддержки
1.1 Понятие малого предпринимательства и инструменты его поддержки
1.2 Экономико-правовые основы институциональной поддержки малого предпринимательства
1.3 Критерии и показатели оценки эффективности поддержки малого предпринимательства
2 Сравнительный анализ опыта институциональной поддержки
малого предпринимательства
2.1 Опыт зарубежных стран по поддержке малого
предпринимательства
2.2 Анализ опыта институциональной поддержки малого
предпринимательства на уровне муниципалитетов России
2.3 Институциональная поддержка малого предпринимательства в г. Набережные Челны
3 Совершенствование институциональной поддержки малого
предпринимательства в г. Набережные Челны
3.1 Проблемы и тенденции изменения институциональной поддержки малого предпринимательства
3.2 Рекомендации по повышению эффективности институциональной
поддержки малого предпринимательства в г. Набережные Челны
ЗАКЛЮЧЕНИЕ 67
СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННЫХ ИСТОЧНИКОВ
Актуальность темы исследования. Сегодня малое предпринимательство представляет собой наиболее перспективный фактор в развитии экономики постиндустриального типа, где приоритетом являются передовые технологии и инновационные решения. Малые предприятия, в силу своей мобильности и гибкости, наиболее восприимчивы к инновациям и могут являться провайдером внедрения высоких технологий.
Адаптивность малых предприятий является фактором быстрого и адресного реагирования на малейшие изменения рыночной или технологической конъюнктуры. Кроме того, малые предприятия - это существенный фактор снижения безработицы (особенно структурной и циклической). Малый бизнес - это базовая составляющая рыночного хозяйства, он играет большую роль в становлении конкурентных, цивилизованных рыночных отношений, способствующих лучшему удовлетворению потребностей населения общества в товарах, работах, услугах. Малые предприятия выступают основой для формирования среднего класса, и, таким образом, для формирования социального общества, заинтересованного в развитии демократических основ, политической стабильности страны и повышении качества человеческого капитала.
При этом малое предпринимательство нуждается в протекции со стороны государства, поскольку незначительный объем капитала, а также сравнительно малый объем производства каждого отдельного субъекта малого предпринимательства обусловливает незащищенность в случае рыночной экспансии крупного бизнеса.
В последние годы информационные технологии заняли прочную устойчивую позицию и все активнее интегрируются в бизнес - среду, становясь с ней единым целым.
В условиях стремительного развития рыночной системы, цифровизации, постоянного усложнения её инфраструктуры информация становится наравне с такими стратегическими ресурсами как традиционные материальные и энергетические. Применение информационных технологий в малом бизнесе способствует усилению конкурентоспособности предприятия, а также облегчению процесса управления и различной обработке данных.
Однако с развитием малого бизнеса возникает проблема информационного «голода» у предпринимателей. Слабое информационное обеспечение не позволяет предпринимателям фиксировать и гибко реагировать на сигналы рынка, своевременно корректировать стратегию и тактику развития. В таких условиях важным направлением поддержки и развития малых предприятий является их обеспечение информацией по всем проблемам, интересующих предпринимательство.
Наличие эффективной и качественно структурированной институциональной среды функционирования предпринимательской деятельности является сегодня первоочередной задачей, поскольку представляет собой основу обеспечения реализации государственной стратегии развития предпринимательства. При этом необходимо отметить, что в условиях консолидации многих отраслевых рынков поддержка малого предпринимательства - это жизненная необходимость любого государства, ведь малые предприятия - основа для сохранения здорового конкурентного рынка.
Итак, институциональная среда выполняет разноплановые задачи в пределах общей государственной экономической стратегии, формируя как поддерживающее и стимулирующее влияние, так и рестриктивное, с целью обеспечения наиболее соответствующей целям государства модели развития рынка.
Степень разработанности проблемы. Различные аспекты развития системы государственной поддержки достаточно обстоятельно освещены отечественными учеными и практиками: Ивановой О.Б., Денисовой И.П., Рукиной С.Н., Сидоровой Н.И., Кочетовой Е.А., Фроловой А.В. и др.
Совершенствованию механизма государственной поддержки малого предпринимательства на федеральном и региональном уровнях в России и за рубежом также посвящено много экономической литературы. Так, например работа Чернопятова А.М., посвященная изучению воздействия государства на предпринимательскую деятельность, в частности на субъекты малого бизнеса, научные статьи Ивания П.В., которые освещают опыт государственной поддержки в условиях современности и в периоды экономического кризиса, и иные авторы, такие как Калинин А.В., Виталисова Н.Г., Абакумова О.А. и т.д., которые посвятили научные труды изучению института государственной поддержки малого и среднего предпринимательства в России.
Однако, несмотря на большое количество трудов, посвященных вопросам поддержки малых предприятий, эффективный механизм развития малого предпринимательства не выработан. Данное обстоятельство предопределило выбор основных направлений бакалаврской работы.
Цель работы состоит в исследовании институциональной поддержки малого предпринимательства и разработке практических рекомендаций по повышению их эффективности.
Для достижения поставленной цели необходимо решить следующие задачи:
1) Исследовать понятие малого предпринимательства и инструменты его поддержки;
2) Исследовать экономико-правовые основы институциональной поддержки малого предпринимательства;
3) Проанализировать критерии и показатели оценки эффективности поддержки малого предпринимательства;
4) Провести анализ зарубежного опыта институциональной поддержки малого предпринимательства;
5) Провести анализ институциональной поддержки малого предпринимательства на уровне муниципалитетов России;
6) Выявить проблемы и тенденции изменения институциональной поддержки малого предпринимательства на современном этапе;
7) Провести анализ институциональной поддержки малого предпринимательства в городе Набережные Челны;
8) Разработать рекомендации по повышению эффективности институциональной поддержки малого предпринимательства г. Набережные Челны.
Предметом исследования является система государственного регулирования и поддержки малого предпринимательства.
Объектом исследования является малое предпринимательство г. Набережные Челны.
Теоретическая основа исследования представлена трудами как зарубежных, так и отечественных авторов, которые специализируются на исследовании опыта поддержки малого предпринимательства.
Информационной базой исследования является отечественные и зарубежные периодические издания, законодательная база России, международные нормативные акты, информационно- аналитические материалы Федеральной службы государственной статистики, международных экономических и финансовых организаций, а также статистические базы Интернет, результаты социального опроса предпринимателей и личный опыт автора.
Методическая основа исследования. В процессе написания бакалаврской работы применялись такие общенаучные методы исследования, как метод научной дедукции ретроспективный, системный и логический анализ, сопоставление, обобщение и синтез, экспертные методы, тезисы по итогам научной конференции студентов КФУ 2019г.
Структура работы. Бакалаврская работа состоит из введения, трех разделов, включающих восемь подразделов, заключения, списка использованных источников.
В первом разделе рассмотрено понятие малого предпринимательства, исследованы экономико-правовые основы институциональной поддержки.
Второй раздел посвящен сравнительному анализу зарубежного опыта, опыта муниципалитетов России, выявлению проблем и тенденций изменения институциональной поддержки малого предпринимательства.
В третьем разделе на основе анализа институциональной поддержки малого предпринимательства разработаны рекомендации по повышению эффективности поддержки малого предпринимательства на примере города Набережные Челны.
Основной текст работы изложен на 75 страницах машинописного текста. Работа содержит 7 таблиц, 9 рисунков. Список использованной литературы включает 48 наименований.
Поставленные во введение к выпускной квалификационной работе промежуточные задачи решены со следующими результатами: рассмотрено понятие малого предпринимательства, исследованы экономико-правовые основы институциональной поддержки, проведен анализ зарубежного опыта, опыта муниципалитетов России, выявлены проблемы и тенденций изменения институциональной поддержки малого предпринимательства.
В практической части настоящей работы проведен анализ институциональной поддержки малого предпринимательства в городе Набережные Челны и разработаны рекомендации по повышению эффективности институциональной поддержки малого предпринимательства.
На основе проведенного исследования подведем итоги.
Малое предпринимательство - неотъемлемая часть современной рыночной экономики. Для него в большей мере, чем для крупного бизнеса, характерны контакты с обществом, что обусловлено его массовостью, преимущественной ориентированностью на непосредственные нужды населения и большей пространственной сосредоточенностью.
Важное место в развитии малого предпринимательства занимает его взаимодействие с государственными органами власти и управления, которое в основном выражается в государственной поддержке. От ее эффективности напрямую зависит развитие предпринимательства на территории, что в свою очередь оказывает влияние на социально-экономическую ситуацию в регионе.
Сложившаяся на сегодняшний день ситуация позволяет говорить о наличии потенциала к повышению эффективности мер государственной политики по отношению к развитию сектора малого предпринимательства. При этом речь идет не столько об отсутствии результатов реализуемых мер поддержки, сколько об отсутствии скоординированной политики государства по отношению к сектору малого предпринимательства в целом.
С интенсивным развитием науки и техники меняются инструменты и методы информационной поддержки малого бизнеса. В основном это связано на сегодняшний день с Интернетом и реализацией через Интернет- с использованием его технологических возможностей. Поддержка малого бизнеса - это, прежде всего, его информационная поддержка, систематический поиск партнеров и рынков сбыта, наряду с финансовой и имущественной поддержкой.
Наиболее действенные управленческие решения по развитию малого предпринимательства принимаются на муниципальном уровне, так как малое предпринимательство тесно связано с территорией, на которой находится. Таким образом, упор в принятии решений должен делаться на муниципальный уровень с учетом региональных различий и специфики ситуации.
Город Набережные Челны является крупным промышленным центром Республики Татарстан.
В городе работают около 30 тыс. предприятий малого и среднего бизнеса. Доля субъектов малого и среднего предпринимательства в валовом территориальном продукте в 2017 г. составила 31,2 %, что выше показателей по стране в целом.
В ходе исследования были выявлены следующие проблемы в поддержке малого предпринимательства в г. Набережные Челны: слабый механизм поддержки малого предпринимательства, недостаточная осведомленность субъектов малого предпринимательства, образование административных барьеров, сложность подготовки документов на получение субсидий для предпринимателей, не имеющих достаточной квалификации для разработки бизнес-плана, обладающие низким уровнем финансовой грамотности; высокая степень тревожности и низкий уровень доверия к предполагаемым программам поддержки со стороны предпринимателей.
В качестве проектных решений для повышения эффективности бюджетной поддержки малого бизнеса предлагаются следующие:
1) совершенствование и расширение услуг консультирования - бесплатная разработка макета бизнес-плана независимыми консультантами таких учреждений, как Отдел по поддержке и развитию предпринимательства, что обеспечит снижение трудности подготовки документов на получение государственной субсидии для малых предприятий;
2) повышение эффективности информирования предпринимателей, реализация специальной программы маркетингового продвижения мер бюджетной поддержки, что должно повысить лояльность и снизить уровень тревожности предпринимателей относительно мер государственной бюджетной поддержки.
Предлагаемые решения обеспечат рост заинтересованности предпринимателей в получении бюджетной поддержки государства, будет повышено качество подаваемых заявочных документов, что, в целом, приведет к более высоким показателям освоения бюджета, выделяемого на данный вид поддержки малых предприятий, принесет дополнительные доходы в бюджет города, обеспечит создание новых рабочих мест.
1. Гражданский кодекс Российской Федерации. Часть первая от 30 ноября 1994 г. (в ред. от 2 ноября 2013 г.) // Собр. законодательства Рос. Федерации.1994. № 32, ст. 3301.
2. О развитии малого и среднего предпринимательства в Российской Федерации: федер. закон Рос. Федерации от 24 июля 2007 года №209-ФЗ (ред. от 28.12.2018) // Собр. законодательства Рос. Федерации. 2007. № 31. ст.4006.
3. О крестьянском (фермерском) хозяйстве: федер. закон Рос.
Федерации от 11 июня 2003 года № 74-ФЗ (ред. от 23.06.2014) // Собр. законодательства Рос. Федерации. 2003. № 24. ст.2249.
4. О защите конкуренции: федер. закон Рос. Федерации от 26 июля 2006г. №135-Ф3 (ред. от 27.12.2018) Собр. законодательства Рос. Федерации. 2006. № 31. ст.3434.
5. Об особенностях отчуждения недвижимого имущества,
находящегося в государственной собственности субъектов Российской Федерации или в муниципальной собственности и арендуемого субъектами малого и среднего предпринимательства, и о внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации: федер. закон Рос. Федерации от 22 июля 2008 года № 159-ФЗ (ред. от 03.07.2018) // Собр. законодательства Рос. Федерации. 2008. № 30. ст.3615.
6. О защите прав юридических лиц и индивидуальных
предпринимателей при осуществлении государственного контроля (надзора) и муниципального контроля: федер. закон Рос. Федерации от 26 декабря 2008 года № 294-ФЗ (ред.от 27.12.2018 г.) // Собр. законодательства Рос. Федерации. 2008. № 52. ст.6249.
7. О контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд: федер. закон Рос.
Федерации от 5 апреля 2013 года № 44-ФЗ (ред. от 27.12.2018 г.) // Собр. законодательства Рос. Федерации. 2013. № 14. ст.1652.
8. О внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации по вопросам развития малого и среднего предпринимательства в Российской Федерации: федер. закон Рос. Федерации от 29 июня 2015 года № 156-ФЗ (ред.от 29.12.2015 г.) // Собр. законодательства Рос. Федерации. 2015. № 27. ст.3947.
9. Об особенностях отчуждения недвижимого имущества, находящегося в государственной собственности субъектов Российской Федерации или в муниципальной собственности и арендуемого субъектами малого и среднего предпринимательства, и о внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации: федер. закон Рос. Федерации от 29 июня 2015 г. № 158-ФЗ
10. О внесении изменений в Федеральный закон «О защите прав юридических лиц и индивидуальных предпринимателей при осуществлении государственного контроля (надзора) и муниципального контроля: федер. закон Рос. Федерации от 13.07.2015 №246-ФЗ // Собр. законодательства Рос. Федерации. 2015. № 29. ст.4372.
11. О внесении изменений в статью 12 части первой и часть вторую Налогового кодекса Российской Федерации: федер. закон Рос. Федерации от 13 июля 2015 г. № 232-ФЗ // Собр. законодательства Рос. Федерации. 2015. № 29. ст.4358.
12. О предельных значениях дохода, полученного от осуществления
предпринимательской деятельности, для каждой категории субъектов малого и среднего предпринимательства: Постановление Правительства РФ от 04.04.2016 № 265.
13. Стратегия развития малого и среднего предпринимательства в Российской Федерации на период до 2030 года: Распоряжение Правительства Российской Федерации от 02 июня 2016 г. № 1083-р
14. О мерах по дальнейшему развитию малого и среднего предпринимательства: Указ Президента Российской Федерации от 05.06.2015 №287
II. Специальная литература
15. Александрин Ю.Н. Оценка эффективности государственного стимулирования малого и среднего бизнеса в России / Ю.Н. Александрин // Модернизация и устойчивое развитие современного общества: экономические, социальные, философские, политические, правовые, общенаучные тенденции.2017. С.5-10.
16. Валиев Э.А. Государственное стимулирование малого бизнеса в Российской Федерации / Э.А. Валиев // Инновационная наука. 2018. № 10. С. 40-44.
17. Гавряшина Ю.В, Жердева, Е.М. Развитие малого бизнеса в России в условиях кризиса // Стратегии бизнеса. - 2016. - № 1. - С. 43.
18. Гешко О.А., Соловьян Т.И. Понятие, сущность и ролевая значимость малого предпринимательства в современных условиях // под ред.
В.В. Карпова и А.И. Ковалева // Актуальные вопросы развития экономики. - Омский филиал Финансового университета при Правительстве РФ, 2015. С. 9094.
19. Палкина М.В., Палкин А.Ю. Инновационное предпринимательство: понятие, сущность, специфика//Вестник ВСГУТУ,2016. - №1. С.89-96.
20. Демкович В.И. Малое и среднее предпринимательство:
современные вызовы / В.И. Демкович// Деньги и кредит.2015.№11. С.26
21. Дзуцева Г. Н., Ибрагимова А. А. Проблемы и перспективы развития малого предпринимательства в регионах РФ // Проблемы науки. № 6 (7),2016. С.31-34
22. Дубынина А.В. Структурный потенциал малого и среднего предпринимательства: тенденции и векторы развития/ А.В. Дубынина // Региональная экономика: теория и практика.2015.№4.С.19
23. Епинина В.С. Зарубежный опыт государственной поддержки малого предпринимательства / В.С. Епинина // Грани познания. 2016. № 4 (47).
С. 1-6.
24. Звездина, Т.М. Государственная поддержка субъектов малого и среднего предпринимательства в России / Т.М. Звездина // Г осударственное и договорное регулирование предпринимательской деятельности: коллективная монография. - М.: Проспект, 2015. С. 47-61.
25. Исрафилов Н.Т., Миловидов В.С. Малый бизнес: оценка путей организации и развития / Н.Т.Исрафилов, В.С.Миловидов // Сотрудничество Китая и России в рамках инициативы «Один пояс, один путь» сборник материалов международной научно-практической конференции. 2017. С. 141 - 146.
26. Кармацких Ю.В. Основные направления развития малого и среднего предпринимательства / Ю.В. Кармацких // Научно- исследовательские публикации. 2015. № 9 (29). С. 37-43.
27. Коротаева Н.В. Меры государственной поддержки предприятий малого и среднего бизнеса / Н.В. Коротаева, Е.А. Чеглова // Социальноэкономические явления и процессы. 2014. № 1. С. 28-32.
28. Кузнецов Ю.В., Быкова Н.В. Эффективность государственной поддержки малого предпринимательства в России / Ю.В. Кузнецов, Н.В. Быкова // Финансы: теория и практика. 2017. Т. 21. № 6 (102). С. 50-59.
29. Кубарев П.А., Метелев С.Е., Метелев И.С. Выбор ниши для малого бизнеса //Сибирский торгово-экономический журнал. 2016. № 2 (23). С. 17-19.
30. Малый бизнес под ред. профессора Горфинкеля В.Я. // Кнорус. Москва, 2014. С.336
31. Матвеева, И.В., Хоменко, Е.Б. Тенденции развития субъектов предпринимательства на современном этапе перехода к информационной экономике / И.В. Матвеева, Е.Б.Хоменко // Современные научные исследования и разработки. 2016. № 3 (3). С. 337-339.
32. Матвеева И.В., Хоменко, Е.Б. Институционализация информационно-аналитической поддержки малых предприятий: инструменты и инфраструктура // Вестник ИжГТУ им. М.Т. Калашникова. 2015. № 3 (67). С. 39-42.
33. Миронов Л.В., Яковенко С.Н. Влияние предприятий малого бизнеса и микробизнеса на социальную политику государства /Л.В. Миронов, С.Н.Яковенко//Экономико-правовые проблемы устойчивого развития отраслей и предприятий: материалы I Междунар. науч.-практ. конф. -Нижний Новгород: ИП Краснова Наталья Александровна, 2015. С. 21-29
34. Морозова И.М. Развитие лизинга: государственная поддержка предпринимательства Тюменской области // Молодой ученый. 2016. -№ 1 (105). С. 425-427
35. Мусостова Д.Ш., Бисаева Д.И. Проблемы развития малого бизнеса в России / Д.Ш.Мусостова, Д.И.Бисаева // Экономика и менеджмент инновационных технологий. 2016. № 1 (52). С. 51-53.
36. Теребова С.В. Состояние и особенности развития малого бизнеса в России / С.В.Теребова // Экономические и социальные перемены: факты, тенденции, прогноз. 2017. Т. 10. № 1 (49). С. 178-199
37. Черенков А., Муромцева А.В. Основные инструменты государственной поддержки малого и среднего предпринимательства / А. Черенков, А.В. Муромцева // Юность науки сборник студенческих научных статей. Москва, 2018. С. 285-289.
38. Юдин Н.С. Дифференциация государственной поддержки субъектов малого предпринимательства на их основе качественной идентификации. Автореферат дисс. на соиск. степени канд. экон. наук. - Тамбов, 2015. 24 с.
III. Электронные материалы
39. Экономический словарь [Электронный ресурс]. URL:. http: //gufo .me/content_eco/predprini-matel- stvo5197. html#ixzz4TSYFGHbK (дата обращения: 22.02.2019).
40. Малое и среднее предпринимательство в России. Федеральная служба государственной статистики. [Электронный ресурс]. URL: http://www.gks.ru (дата обращения 22.02.2019)
41. Официальный сайт общероссийской общественной организация малого и среднего предпринимательства «Опора России». [Электронный ресурс]. URL: http://opora.ru/projects/antikrizisnye-mery-dlya-malogo-biznesa (дата обращения 22.02.2019)
42. Официальный сайт Федеральной корпорации по развитию малого и среднего предпринимательства. [Электронный ресурс]. URL: http://corpmsp.ru/about/ (дата обращения 25.02.2019)
43. Официальный сайт Ассоциации Коммуникационных Агентств
России.[Электронный ресурс].
URL: http://www.akarussia.ru/knowledge/market_size(Дата обращения 25.02.2019)
44. Портал госпрограмм РФ [Электронный ресурс]. URL:: http://programs.gov.ru/Portal/site/index. (дата обращения 25.02.2019)
45. Бизнес в Сингапуре [Электронный ресурс]. // URL:http://lookbusiness.ru/biznes-po-singapurski (дата обращения 11.04.2019).
46. Управление экономического развития и поддержки предпринимательства Исполнительного комитета города Набережные Челны. Режим доступа: http: // nabchelny.ru / company / 41, (дата обращения 11.04.2019).
47. Официальный сайт ФНС России. URL:
https://ofd.nalog.ru/index.html(дата обращения 11.04.2019).
48. О развитии предпринимательства в городе Набережные Челны.
Режим доступа: http://nabchelny.ru/company/page/38/136(дата обращения
11.04.2019) .