Политика России в Южной Африке на современном этапе развития (2000-2017 гг.)
|
Введение
ГЛАВА 1. ОТНОШЕНИЯ РОССИИ И ЮАР 11
1.1 Развитие дипломатических и политических отношений РФ и ЮАР 11
1.2 Торгово-экономические отношения РФ и ЮАР 16
1.2.1 Сотрудничество российского бизнеса с южноафриканскими компаниями 18
1.3 Культурно-гуманитарное сотрудничество РФ и ЮАР 21
ГЛАВА 2. ОТНОШЕНИЯ РОССИИ И НАМИБИИ 24
2.1 Развитие дипломатических и политических отношений РФ и Намибии 24
2.2 Торгово-экономические отношения РФ и Намибии 32
2.3 Культурно-гуманитарное сотрудничество РФ и Намибии 35
ГЛАВА 3. ОТНОШЕНИЯ РОССИИ И БОТСВАНЫ 38
3.1 Развитие дипломатических и политических отношений РФ и Ботсваны 38
3.2 Торгово-экономические отношения РФ и Ботсваны 48
3.3 Культурно-гуманитарное сотрудничество РФ и Ботсваны 54
ЗАКЛЮЧЕНИЕ 58
СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННЫХ ИСТОЧНИКОВ И ЛИТЕРАТУРЫ....61
ГЛАВА 1. ОТНОШЕНИЯ РОССИИ И ЮАР 11
1.1 Развитие дипломатических и политических отношений РФ и ЮАР 11
1.2 Торгово-экономические отношения РФ и ЮАР 16
1.2.1 Сотрудничество российского бизнеса с южноафриканскими компаниями 18
1.3 Культурно-гуманитарное сотрудничество РФ и ЮАР 21
ГЛАВА 2. ОТНОШЕНИЯ РОССИИ И НАМИБИИ 24
2.1 Развитие дипломатических и политических отношений РФ и Намибии 24
2.2 Торгово-экономические отношения РФ и Намибии 32
2.3 Культурно-гуманитарное сотрудничество РФ и Намибии 35
ГЛАВА 3. ОТНОШЕНИЯ РОССИИ И БОТСВАНЫ 38
3.1 Развитие дипломатических и политических отношений РФ и Ботсваны 38
3.2 Торгово-экономические отношения РФ и Ботсваны 48
3.3 Культурно-гуманитарное сотрудничество РФ и Ботсваны 54
ЗАКЛЮЧЕНИЕ 58
СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННЫХ ИСТОЧНИКОВ И ЛИТЕРАТУРЫ....61
Африка в приоритетах «Концепции внешней политики Российской Федерации 2016 года» находится на последнем месте . Здесь нет ничего удивительного, ведь на современном этапе связи с африканским континентом для России не входят в число первых. Во времена СССР Африка была в числе приоритетных направлений для нашей страны, того требовали условия развития наших дипломатических связей. Однако не следует забывать об этом направлении, ведь именно оно зачастую играет важнейшую роль.
Говоря о Южной Африке, в которую, если брать весь регион в целом, входит большое количество стран: ЮАР, Намибия, Ботсвана, Зимбабве, Ангола, Мозамбик, Лесото, Замбия, Малави, Свазиленд, Маврикий, Коморы и Мадагаскар, следует отметить, что она для России важна как никогда. Следует остановиться на первых трёх странах, так как на современном этапе эти страны более активно включены в партнёрский диалог с Российской Федерацией, они имеют долгие связи с РФ, а также достаточный экономический, ресурсный, культурный, энергетический, природный и технологический капитал из всех стран Южной Африки. Итак, к рассмотрению представлены следующие страны: Южно-Африканская Республика, Республика Намибия и Республика Ботсвана.
Политика России в Южной Африке на современном этапе развития может быть рассмотрена в рамках трёх основных направлений. В первую очередь - это становление дипломатических и политических отношений рассматриваемых стран. Во-вторых, торгово-экономический потенциал стран, основные направления сотрудничества в данной сфере. И, в-третьих, культурно-гуманитарная сфера сотрудничества стран, выбранных для рассмотрения в рамках ВКР.
Роль ЮАР, Намибии и Ботсваны в регионе Южная Африка очень значительна. Однако, тем не менее, она различна.
ЮАР - самая развитая страна по экономическим, ресурсным, политическим, социальным и другим показателям в регионе. Обладающая богатыми минеральными ресурсами, Южно-Африканская Республика является и самой развитой экономикой африканского континента. В 2015 году показатель ВВП ЮАР поднялся до 313 млрд. долларов. По данным МВФ ЮАР входит в 30-ку самых развитых экономик мира. Страна обладает большими запасами золота, алмазов, платины, при этом поставляя на мировой рынок готовую продукцию в виде автомобилей, машин и оборудования. Импорт в ЮАР состоит, как правило, из трёх основных элементов: нефть, химические товары и продовольствие. Южноафриканская культура отличается разнообразием, так как в ней сочетаются черты традиционной и современной культуры. Свой вклад в развитие традиционной культуры внесли такие коренные народы ЮАР, как бушмены, готтентоты и банту. Необходимо выделить и роль государства во внешней политике: ЮАР имеет большое количество партнёров на мировой арене, в том числе дружественные отношения с Российской Федерацией, которая видит огромные перспективы в развитии взаимовыгодных и партнёрских отношений с ЮАР.
Республика Намибия на юго-востоке и юге граничит с ЮАР, на севере граничит - с Анголой и Замбией, на востоке — с Ботсваной. Намибия по африканским меркам, имеет довольно развитую экономику, подкрепленную большим запасом ресурсов. Одним из самых важных являются алмазы. Помимо этого, имеется ряд других: медь, уран, золото, свинец, литий, цинк, кадмий, олово, соль. Не все месторождения разработаны, но также предполагается наличие и энергоресурсов, таких как нефть, природный газ и уголь. Намибийская экономика очень сильно связана с экономикой ЮАР. Доллар Намибии накрепко привязан к валюте Южно-Африканской Республики - к ранду.
На мировой арене Намибия занимает далеко не первое место, однако активно развивается её региональная политика. Говоря о двусторонних отношениях РФ и Намибии, следует сказать, что Россия стремится восстановить тот активный подход к общим международным делам, какой был во времена СССР. Самое главное, что позиции по многим международным и региональным вопросам у наших стран одинаковы или близки. Но сама тема внешней политики Намибии достаточно плохо изучена, что говорит о сложности, рассматриваемой темы.
Республика Ботсвана граничит с ЮАР на юге, с Республикой Намибия на северо-западе, с Замбией на севере и востоке и с Зимбабве на востоке. В экономическом плане Ботсвана считается наиболее благополучной в истории Африки. До 1970-х годов экономика этой страны была основана на животноводстве и сельском хозяйстве, однако ключевым моментом стало для Ботсваны обнаружение большого количества полезных ископаемых на территории страны. С этого момента времени Ботсвана становится одним из поставщиков алмазов и иных природных ресурсов на мировые экономические рынки. Тем не менее, и по сей день, в Ботсване развиваются такие отрасли экономики, как земледелие. Здесь основными товарами производства являются: бобовые - 17, 500 тонн в год, зёрна подсолнечника - 7 тысяч тонн в год, сорго - 33 тысячи тонн в год, кукуруза - 12 тысяч тонн в год, но в большей мере развиваются корневые и клубневые, с основным показателем порядка 93 тысячи тонн в год. Большую роль играет животноводство и рыболовство: продукция рыбного промысла равна 132 тысячам тонн, поголовье овец - 300 тысяч, поголовье коз, приблизительно, 1, 9 тысяч и так далее. Под добычей полезных ископаемых понимается: медные руды - 24, 3 тысяч тонн, никелевые руды измеряются в 38 тысячах тонн, сода равна 255, 67 тысяч тонн в год, а также добыча алмазов сводится к 34, 293 млн. карат.
ключевую роль, как на мировой политической, так и на мировой торговоэкономической арене. Россия как государство-лидер во внешней политике (речь идёт об активном участии Российской Федерации в разрешении практически всех крупных международных конфликтов и споров), берёт на себя роль активного участника и на континенте Африка, в регионе Южная Африка.
В современной историографии очень мало, либо вообще отсутствует рассмотрение российско-намибийских отношений, что также подчеркивает актуальность исследования. Также в единичных экземплярах выходят исследования по стране Республика Ботсвана, тем более в контексте отношений Российской Федерации с Республикой Ботсвана на современном этапе развития.
Источниковую базу исследования составляют статистические материалы, периодическая печать, а самое главное - нормативно-правовая база сотрудничества между Российской Федерацией и странами Южной Африки. Нормативно-правовая база включает в себя соглашения, протоколы к ним и другие документы в период с конца 1987 года, с момента подписания договоров о дружбе и других основополагающих документах между странами.
Следует выделить некоторые из них: 1) Концепция внешней политики Российской Федерации (утверждена Президентом Российской Федерации В.В.Путиным 30 ноября 2016 г.) ; 2) Протокол о политических консультациях между Министерством иностранных дел Российской Федерации и Министерством иностранных дел и международного сотрудничества Республики Ботсвана ; 3) Президенты России и Намибии Дмитрий Медведев и Хификепунье Похамба подписали меморандум о сотрудничестве в области геологоразведки и добычи урана на территории Намибии и др.
Степень изученности, выбранной темы. Ряд исследователей, в частности, В.Г. Шубин , А.Ю. Урнов, В.Н. Тетекин, Л.Н. Рытов, A. М. Васильев, А.Б. Давидсон, Э.Р. Салахетдинов, А.М. Павлов, B. В. Масленников, А.Н. Бушнев, А.П. Притворов, И.И. Филатова, Г.В. Поздняк, Ю.И. Горбунов, С.А. Слипченко, C. Gamier, J.H.P. Berfontein, A. Babing, H. Brauer, H. Gail, P. Vale, I. Taylor анализируют ситуацию в странах Южной Африки, раскрывают тему Российско-африканского сотрудничества (РФ и стран Южной Африки), рассматривают современное состояние политической сферы сотрудничества, а также сферы безопасности, экологии, техники и иные сферы сотрудничества в рамках направления политики России в Южной Африки, в частности, международные связи с такими странами, как ЮАР, Намибия и Ботсвана.
Следующая группа исследователей рассматривает, анализирует и приводит достоверные сведения об экономических показателях южноафриканских стран, современное состояние экономик стран региона Южная Африка, а также взаимоотношения в торгово-экономической сфере России со странами Юга Африки. К таким можно отнести: И.В. Герасимчук, Т.Л. Дейч, B. А. Сидоров, Ю.С. Скубко, Л.Л. Фитуни, C. Thompson , A. Maddison и др.
К третьей группе учёных можно отнести Л.Я. Прокопенко, В.В. Усачову и других, занимающихся исследованием культурногуманитарной сферы стран Южной Африки.
Обязательным пунктом данной выпускной квалификационной работы является вопрос, связанный с формулировкой объекта и предмета исследования.
Объектом исследования являются отношения Российской Федерации со странами Южной Африки: Южно-Африканская Республика, Республика Намибия, Республика Ботсвана.
Предмет исследования - политическое, экономическое и культурногуманитарное взаимодействие России с ЮАР, Намибией и Ботсваной в период с 2000 года по 2017 год.
Целью данной выпускной квалификационной работы является исследование отношений между Россией и странами Южной Африки (ЮАР, Намибия и Ботсвана) на современном этапе.
Для достижения поставленной цели необходимо решить следующие задачи:
1) Рассмотреть исторический аспект и предпосылки к сотрудничеству стран в конце XX начале XXI веков;
2) Обозначить и проанализировать политико-дипломатические отношения России с ЮАР, Намибией и Ботсваной;
3) Обозначить и проанализировать торгово-экономические отношения России с ЮАР, Намибией и Ботсваной;
4) Обозначить и проанализировать российско-южноафриканские, российско-намибийские и российско-ботсванские культурно-гуманитарные отношения;
5) Рассмотреть и проанализировать основополагающие двусторонние договоры и соглашения между Россией, с одной стороны, и ЮАР, Намибией и Ботсваной - с другой, рассмотреть встречи и контакты на высоком и высшем уровнях, рассмотреть межпарламентские встречи;
6) Раскрыть взаимодействие Южно-Африканской Республики, Республики Намибия и Республики Ботсвана с Российской Федерацией в период с 2000-2017 гг., выявить основные причины взаимодействия, рассмотреть роль и место стран на международной арене.
Хронологические рамки, которые были выбраны для данной дипломной работы, охватывают период с 2000 года по 2017 год. Выбор именно этого периода обусловлен тем, что в 2000 году в Российской Федерации меняется руководство страны, тем самым изменяется политика в отношении стран Южной Африки, изменения происходят не в лучшую сторону, так как на некоторое время связи стран входят в период стагнации. Второй датой является 2017 год, выбран он неслучайно, так как события, разворачивающиеся в данный период времени дают понять более полно современное состояние взаимоотношений рассматриваемых стран. Следует отметить, что в данный период времени подписываются ключевые для стран соглашения, например, одно из них - это “соглашение в области визовых требований между РФ и ЮАР”. Оно было заключено в феврале 2017 года, а вступило в силу 30 марта 2017 года.
Кроме того, при рассмотрении основополагающих нормативноправовых документов стран, закладывающих основу двусторонних отношений, упоминается период с конца 80-х гг. XX века. Однако это связано исключительно с тем, что подписанные в то время документы продолжали действовать в исследуемый период. Это позволяет должным образом рассмотреть развитие двусторонних отношений Российской Федерации и Южно-Африканской Республики, Российской Федерации и Республики Намибия, а также отношения Российской Федерации и Республики Ботсвана. Такой масштабный период времени позволяет рассмотреть противоречия, остро ставшие в конце прошлого века между ЮАР и Намибией, приобретение независимости Республикой Намибия, а также показать современное состояние отношений двух стран. Становится возможным обратить внимание на другие страны региона, представленные выше, в частности, уделить должное внимание отношениям Российской Федерации и Республики Ботсвана. Безусловно, можно проследить всё больший рост, следующий за упадком экономических и иных отношений со странами региона Южная Африка в период распада Советского Союза. Затем можно видеть, в меньшей степени, но всё же растущую роль Российской Федерации в формировании её внешней политики с данными странами, её взаимодействие с основными партнёрами региона на данном этапе развития.
Методологической основой для исследования послужили научные труды известных отечественных и зарубежных африканистов, в частности, работы BX. Шубина, А.Ю. Урнова, В.Н. Тетекина, Л.Н. Рытова, В.А. Сидорова, Ю.С. Скубко, И.И. Л.Л. Фитуни, C. Thompson , A. Maddison и др.
В качестве теоретической базы исследования были использованы публикации, научные статьи, документы и соглашения, в полном объёме описывающие и анализирующие внешнюю политику Российской Федерации в регионе Южная Африка.
Методы исследования служат успешному выполнению поставленных задач. Поэтому были выбраны методы, как эмпирического, так и теоретического характера.
Ряд методов, использованных в данной выпускной квалификационной работе: компаративный анализ, теоретический анализ, синтез, статистические методы и представленные данные, методы обобщений и аналогий.
Научная новизна исследования состоит в том, что в данной выпускной квалификационной работе проделан анализ современного состояния российско-южноафриканских, но самое главное российсконамибийских и российско-ботсванских отношений. Если рассмотрение современного состояния отношений России и ЮАР так или иначе встречается, то рассмотрение и анализ современных отношений России и Намибии, а также России и Ботсваны по трём основным направлениям (политико-дипломатические, торгово-экономические и культурногуманитарные) практически не существует.
Практическая значимость работы. Материалы и результаты исследования могут быть использованы при дальнейшем изучении темы, расширении хронологических рамок работы специалистами по истории взаимоотношений России со странами Южной Африки (ЮАР, Намибия, Ботсвана), политико-дипломатическим, внешнеэкономическим и культурногуманитарным связям этих стран. Выводы и обобщения могут быть интересны и полезны широкому кругу для аналитического анализа прошлых и будущих политических, торгово-экономических и культурногуманитарных отношений, рассматриваемых стран.
Структура исследования. Выпускная квалификационная работа состоит из введения, трех глав, заключения, списка использованных источников и литературы.
Говоря о Южной Африке, в которую, если брать весь регион в целом, входит большое количество стран: ЮАР, Намибия, Ботсвана, Зимбабве, Ангола, Мозамбик, Лесото, Замбия, Малави, Свазиленд, Маврикий, Коморы и Мадагаскар, следует отметить, что она для России важна как никогда. Следует остановиться на первых трёх странах, так как на современном этапе эти страны более активно включены в партнёрский диалог с Российской Федерацией, они имеют долгие связи с РФ, а также достаточный экономический, ресурсный, культурный, энергетический, природный и технологический капитал из всех стран Южной Африки. Итак, к рассмотрению представлены следующие страны: Южно-Африканская Республика, Республика Намибия и Республика Ботсвана.
Политика России в Южной Африке на современном этапе развития может быть рассмотрена в рамках трёх основных направлений. В первую очередь - это становление дипломатических и политических отношений рассматриваемых стран. Во-вторых, торгово-экономический потенциал стран, основные направления сотрудничества в данной сфере. И, в-третьих, культурно-гуманитарная сфера сотрудничества стран, выбранных для рассмотрения в рамках ВКР.
Роль ЮАР, Намибии и Ботсваны в регионе Южная Африка очень значительна. Однако, тем не менее, она различна.
ЮАР - самая развитая страна по экономическим, ресурсным, политическим, социальным и другим показателям в регионе. Обладающая богатыми минеральными ресурсами, Южно-Африканская Республика является и самой развитой экономикой африканского континента. В 2015 году показатель ВВП ЮАР поднялся до 313 млрд. долларов. По данным МВФ ЮАР входит в 30-ку самых развитых экономик мира. Страна обладает большими запасами золота, алмазов, платины, при этом поставляя на мировой рынок готовую продукцию в виде автомобилей, машин и оборудования. Импорт в ЮАР состоит, как правило, из трёх основных элементов: нефть, химические товары и продовольствие. Южноафриканская культура отличается разнообразием, так как в ней сочетаются черты традиционной и современной культуры. Свой вклад в развитие традиционной культуры внесли такие коренные народы ЮАР, как бушмены, готтентоты и банту. Необходимо выделить и роль государства во внешней политике: ЮАР имеет большое количество партнёров на мировой арене, в том числе дружественные отношения с Российской Федерацией, которая видит огромные перспективы в развитии взаимовыгодных и партнёрских отношений с ЮАР.
Республика Намибия на юго-востоке и юге граничит с ЮАР, на севере граничит - с Анголой и Замбией, на востоке — с Ботсваной. Намибия по африканским меркам, имеет довольно развитую экономику, подкрепленную большим запасом ресурсов. Одним из самых важных являются алмазы. Помимо этого, имеется ряд других: медь, уран, золото, свинец, литий, цинк, кадмий, олово, соль. Не все месторождения разработаны, но также предполагается наличие и энергоресурсов, таких как нефть, природный газ и уголь. Намибийская экономика очень сильно связана с экономикой ЮАР. Доллар Намибии накрепко привязан к валюте Южно-Африканской Республики - к ранду.
На мировой арене Намибия занимает далеко не первое место, однако активно развивается её региональная политика. Говоря о двусторонних отношениях РФ и Намибии, следует сказать, что Россия стремится восстановить тот активный подход к общим международным делам, какой был во времена СССР. Самое главное, что позиции по многим международным и региональным вопросам у наших стран одинаковы или близки. Но сама тема внешней политики Намибии достаточно плохо изучена, что говорит о сложности, рассматриваемой темы.
Республика Ботсвана граничит с ЮАР на юге, с Республикой Намибия на северо-западе, с Замбией на севере и востоке и с Зимбабве на востоке. В экономическом плане Ботсвана считается наиболее благополучной в истории Африки. До 1970-х годов экономика этой страны была основана на животноводстве и сельском хозяйстве, однако ключевым моментом стало для Ботсваны обнаружение большого количества полезных ископаемых на территории страны. С этого момента времени Ботсвана становится одним из поставщиков алмазов и иных природных ресурсов на мировые экономические рынки. Тем не менее, и по сей день, в Ботсване развиваются такие отрасли экономики, как земледелие. Здесь основными товарами производства являются: бобовые - 17, 500 тонн в год, зёрна подсолнечника - 7 тысяч тонн в год, сорго - 33 тысячи тонн в год, кукуруза - 12 тысяч тонн в год, но в большей мере развиваются корневые и клубневые, с основным показателем порядка 93 тысячи тонн в год. Большую роль играет животноводство и рыболовство: продукция рыбного промысла равна 132 тысячам тонн, поголовье овец - 300 тысяч, поголовье коз, приблизительно, 1, 9 тысяч и так далее. Под добычей полезных ископаемых понимается: медные руды - 24, 3 тысяч тонн, никелевые руды измеряются в 38 тысячах тонн, сода равна 255, 67 тысяч тонн в год, а также добыча алмазов сводится к 34, 293 млн. карат.
ключевую роль, как на мировой политической, так и на мировой торговоэкономической арене. Россия как государство-лидер во внешней политике (речь идёт об активном участии Российской Федерации в разрешении практически всех крупных международных конфликтов и споров), берёт на себя роль активного участника и на континенте Африка, в регионе Южная Африка.
В современной историографии очень мало, либо вообще отсутствует рассмотрение российско-намибийских отношений, что также подчеркивает актуальность исследования. Также в единичных экземплярах выходят исследования по стране Республика Ботсвана, тем более в контексте отношений Российской Федерации с Республикой Ботсвана на современном этапе развития.
Источниковую базу исследования составляют статистические материалы, периодическая печать, а самое главное - нормативно-правовая база сотрудничества между Российской Федерацией и странами Южной Африки. Нормативно-правовая база включает в себя соглашения, протоколы к ним и другие документы в период с конца 1987 года, с момента подписания договоров о дружбе и других основополагающих документах между странами.
Следует выделить некоторые из них: 1) Концепция внешней политики Российской Федерации (утверждена Президентом Российской Федерации В.В.Путиным 30 ноября 2016 г.) ; 2) Протокол о политических консультациях между Министерством иностранных дел Российской Федерации и Министерством иностранных дел и международного сотрудничества Республики Ботсвана ; 3) Президенты России и Намибии Дмитрий Медведев и Хификепунье Похамба подписали меморандум о сотрудничестве в области геологоразведки и добычи урана на территории Намибии и др.
Степень изученности, выбранной темы. Ряд исследователей, в частности, В.Г. Шубин , А.Ю. Урнов, В.Н. Тетекин, Л.Н. Рытов, A. М. Васильев, А.Б. Давидсон, Э.Р. Салахетдинов, А.М. Павлов, B. В. Масленников, А.Н. Бушнев, А.П. Притворов, И.И. Филатова, Г.В. Поздняк, Ю.И. Горбунов, С.А. Слипченко, C. Gamier, J.H.P. Berfontein, A. Babing, H. Brauer, H. Gail, P. Vale, I. Taylor анализируют ситуацию в странах Южной Африки, раскрывают тему Российско-африканского сотрудничества (РФ и стран Южной Африки), рассматривают современное состояние политической сферы сотрудничества, а также сферы безопасности, экологии, техники и иные сферы сотрудничества в рамках направления политики России в Южной Африки, в частности, международные связи с такими странами, как ЮАР, Намибия и Ботсвана.
Следующая группа исследователей рассматривает, анализирует и приводит достоверные сведения об экономических показателях южноафриканских стран, современное состояние экономик стран региона Южная Африка, а также взаимоотношения в торгово-экономической сфере России со странами Юга Африки. К таким можно отнести: И.В. Герасимчук, Т.Л. Дейч, B. А. Сидоров, Ю.С. Скубко, Л.Л. Фитуни, C. Thompson , A. Maddison и др.
К третьей группе учёных можно отнести Л.Я. Прокопенко, В.В. Усачову и других, занимающихся исследованием культурногуманитарной сферы стран Южной Африки.
Обязательным пунктом данной выпускной квалификационной работы является вопрос, связанный с формулировкой объекта и предмета исследования.
Объектом исследования являются отношения Российской Федерации со странами Южной Африки: Южно-Африканская Республика, Республика Намибия, Республика Ботсвана.
Предмет исследования - политическое, экономическое и культурногуманитарное взаимодействие России с ЮАР, Намибией и Ботсваной в период с 2000 года по 2017 год.
Целью данной выпускной квалификационной работы является исследование отношений между Россией и странами Южной Африки (ЮАР, Намибия и Ботсвана) на современном этапе.
Для достижения поставленной цели необходимо решить следующие задачи:
1) Рассмотреть исторический аспект и предпосылки к сотрудничеству стран в конце XX начале XXI веков;
2) Обозначить и проанализировать политико-дипломатические отношения России с ЮАР, Намибией и Ботсваной;
3) Обозначить и проанализировать торгово-экономические отношения России с ЮАР, Намибией и Ботсваной;
4) Обозначить и проанализировать российско-южноафриканские, российско-намибийские и российско-ботсванские культурно-гуманитарные отношения;
5) Рассмотреть и проанализировать основополагающие двусторонние договоры и соглашения между Россией, с одной стороны, и ЮАР, Намибией и Ботсваной - с другой, рассмотреть встречи и контакты на высоком и высшем уровнях, рассмотреть межпарламентские встречи;
6) Раскрыть взаимодействие Южно-Африканской Республики, Республики Намибия и Республики Ботсвана с Российской Федерацией в период с 2000-2017 гг., выявить основные причины взаимодействия, рассмотреть роль и место стран на международной арене.
Хронологические рамки, которые были выбраны для данной дипломной работы, охватывают период с 2000 года по 2017 год. Выбор именно этого периода обусловлен тем, что в 2000 году в Российской Федерации меняется руководство страны, тем самым изменяется политика в отношении стран Южной Африки, изменения происходят не в лучшую сторону, так как на некоторое время связи стран входят в период стагнации. Второй датой является 2017 год, выбран он неслучайно, так как события, разворачивающиеся в данный период времени дают понять более полно современное состояние взаимоотношений рассматриваемых стран. Следует отметить, что в данный период времени подписываются ключевые для стран соглашения, например, одно из них - это “соглашение в области визовых требований между РФ и ЮАР”. Оно было заключено в феврале 2017 года, а вступило в силу 30 марта 2017 года.
Кроме того, при рассмотрении основополагающих нормативноправовых документов стран, закладывающих основу двусторонних отношений, упоминается период с конца 80-х гг. XX века. Однако это связано исключительно с тем, что подписанные в то время документы продолжали действовать в исследуемый период. Это позволяет должным образом рассмотреть развитие двусторонних отношений Российской Федерации и Южно-Африканской Республики, Российской Федерации и Республики Намибия, а также отношения Российской Федерации и Республики Ботсвана. Такой масштабный период времени позволяет рассмотреть противоречия, остро ставшие в конце прошлого века между ЮАР и Намибией, приобретение независимости Республикой Намибия, а также показать современное состояние отношений двух стран. Становится возможным обратить внимание на другие страны региона, представленные выше, в частности, уделить должное внимание отношениям Российской Федерации и Республики Ботсвана. Безусловно, можно проследить всё больший рост, следующий за упадком экономических и иных отношений со странами региона Южная Африка в период распада Советского Союза. Затем можно видеть, в меньшей степени, но всё же растущую роль Российской Федерации в формировании её внешней политики с данными странами, её взаимодействие с основными партнёрами региона на данном этапе развития.
Методологической основой для исследования послужили научные труды известных отечественных и зарубежных африканистов, в частности, работы BX. Шубина, А.Ю. Урнова, В.Н. Тетекина, Л.Н. Рытова, В.А. Сидорова, Ю.С. Скубко, И.И. Л.Л. Фитуни, C. Thompson , A. Maddison и др.
В качестве теоретической базы исследования были использованы публикации, научные статьи, документы и соглашения, в полном объёме описывающие и анализирующие внешнюю политику Российской Федерации в регионе Южная Африка.
Методы исследования служат успешному выполнению поставленных задач. Поэтому были выбраны методы, как эмпирического, так и теоретического характера.
Ряд методов, использованных в данной выпускной квалификационной работе: компаративный анализ, теоретический анализ, синтез, статистические методы и представленные данные, методы обобщений и аналогий.
Научная новизна исследования состоит в том, что в данной выпускной квалификационной работе проделан анализ современного состояния российско-южноафриканских, но самое главное российсконамибийских и российско-ботсванских отношений. Если рассмотрение современного состояния отношений России и ЮАР так или иначе встречается, то рассмотрение и анализ современных отношений России и Намибии, а также России и Ботсваны по трём основным направлениям (политико-дипломатические, торгово-экономические и культурногуманитарные) практически не существует.
Практическая значимость работы. Материалы и результаты исследования могут быть использованы при дальнейшем изучении темы, расширении хронологических рамок работы специалистами по истории взаимоотношений России со странами Южной Африки (ЮАР, Намибия, Ботсвана), политико-дипломатическим, внешнеэкономическим и культурногуманитарным связям этих стран. Выводы и обобщения могут быть интересны и полезны широкому кругу для аналитического анализа прошлых и будущих политических, торгово-экономических и культурногуманитарных отношений, рассматриваемых стран.
Структура исследования. Выпускная квалификационная работа состоит из введения, трех глав, заключения, списка использованных источников и литературы.
При оценке современного состояния и перспектив развития российско-южноафриканских, российско-намибийских и российско-ботсванских отношений необходимо обращать внимание на положение рассматриваемых стран в мире в период с конца XX по начало XXI века.
ЮАР и Намибия те страны, которые следует рассматривать вместе, так как по известным исторически сложившимся причинам, а именно по исходу Первой мировой войны Республика Намибия (ЮЗА) была захвачена ЮжноАфриканской Республикой (в то время ЮАС). И в 1920 году ЮжноАфриканский Союз получил от Лиги Наций мандат на управление ЮгоЗападной Африкой. Начиная с 1966 года, Намибия вступает в борьбу за независимость, СССР активно поддерживал эту борьбу. Только в 1990 году Намибия обретает независимость от ЮАР, однако очевидно то, что за период нахождения Намибии под зависимостью, экономика Намибии, а также другие сферы её жизни становятся полностью или частично зависимы от политики ЮАР. Тем самым, можно сделать вывод о необходимости совместного рассмотрения ЮАР и Намибии.
Ботсвана тоже связана как с ЮАР, так и с Намибией. В первую очередь в торгово-экономических отношениях. Естественным образом на взаимодействие этих стран влияет и геополитическая составляющая. Страны расположены в непосредственной близости друг от друга и имеют общие границы. Безусловно, взаимодействие этих стран имеет и исторический характер. Помимо этого стран связывает культура, языки и так далее.
Однако говоря об отношениях России со странами Южной Африки, можно сделать несколько выводов:
Во-первых, отношения Российской Федерации и Южно-Африканской Республики очень крепки, в большей мере, они связаны именно политическим механизмом. Огромную роль в отношениях двух стран играют международные контакты, как на высшем, так и на высоком уровнях. Экономическое сотрудничество достаточно ограничено, однако говорить о том, что оно минимально не приходится. Есть определённые договорноправовые базы двустороннего сотрудничества России и ЮАР, наработан механизм взаимодействия на уровне компаний, торговых организаций и иных международно-экономических акторов, также показатели товарооборота России и ЮАР с каждом годом только увеличиваются, что говорит об активном сотрудничестве стран в данной сфере.
Во-вторых, российско-намибийские отношения, в отличие от отношений РФ и ЮАР, имеют более развитое направление в области экономического сотрудничества. Это говорит и о том, что имеется отставание в других сферах, например, в сфере культурно-гуманитарного взаимодействия, политической сфере и т.д. Однако даже в этих условиях Россия и Намибия проявляют заинтересованность в дальнейшем углублении отношений, проводя для этого мероприятия на различных уровнях. Активное участие принимают эксперты и политические деятели обеих стран, которые так или иначе влияют на развитие российско-намибийских отношений.
В-третьих, необходимо выделись с каждым годом активно развивающиеся отношения России и Ботсваны. Как было отмечено в 3 главе данной ВКР, практически по всем основным сферам сотрудничества Российская Федерация и Республика Ботсвана имеют контакты. Политикодипломатическая, торгово-экономическая и культурно-гуманитарная сфера сотрудничества представлена в связях двух стран. Более активно развиваются культурно-гуманитарные связи стран. Большая роль в этом отношении ложится на плечи российского Посольства в Ботсване.
И, наконец, рассмотренная тема «Политика России в Южной Африке на современном этапе развития (2000-2017 гг.)» даёт нам понять роль России, как на Африканском континенте, так и на мировой политической арене в целом. Как было сказано выше, в условиях современного мирового порядка (имеется в виду понятие многополярного мира) каждое государство играет свою роль, таким образом, сотрудничество со странами Южной Африки - направление перспективное и очень важное для политики России в современном мире.
ЮАР и Намибия те страны, которые следует рассматривать вместе, так как по известным исторически сложившимся причинам, а именно по исходу Первой мировой войны Республика Намибия (ЮЗА) была захвачена ЮжноАфриканской Республикой (в то время ЮАС). И в 1920 году ЮжноАфриканский Союз получил от Лиги Наций мандат на управление ЮгоЗападной Африкой. Начиная с 1966 года, Намибия вступает в борьбу за независимость, СССР активно поддерживал эту борьбу. Только в 1990 году Намибия обретает независимость от ЮАР, однако очевидно то, что за период нахождения Намибии под зависимостью, экономика Намибии, а также другие сферы её жизни становятся полностью или частично зависимы от политики ЮАР. Тем самым, можно сделать вывод о необходимости совместного рассмотрения ЮАР и Намибии.
Ботсвана тоже связана как с ЮАР, так и с Намибией. В первую очередь в торгово-экономических отношениях. Естественным образом на взаимодействие этих стран влияет и геополитическая составляющая. Страны расположены в непосредственной близости друг от друга и имеют общие границы. Безусловно, взаимодействие этих стран имеет и исторический характер. Помимо этого стран связывает культура, языки и так далее.
Однако говоря об отношениях России со странами Южной Африки, можно сделать несколько выводов:
Во-первых, отношения Российской Федерации и Южно-Африканской Республики очень крепки, в большей мере, они связаны именно политическим механизмом. Огромную роль в отношениях двух стран играют международные контакты, как на высшем, так и на высоком уровнях. Экономическое сотрудничество достаточно ограничено, однако говорить о том, что оно минимально не приходится. Есть определённые договорноправовые базы двустороннего сотрудничества России и ЮАР, наработан механизм взаимодействия на уровне компаний, торговых организаций и иных международно-экономических акторов, также показатели товарооборота России и ЮАР с каждом годом только увеличиваются, что говорит об активном сотрудничестве стран в данной сфере.
Во-вторых, российско-намибийские отношения, в отличие от отношений РФ и ЮАР, имеют более развитое направление в области экономического сотрудничества. Это говорит и о том, что имеется отставание в других сферах, например, в сфере культурно-гуманитарного взаимодействия, политической сфере и т.д. Однако даже в этих условиях Россия и Намибия проявляют заинтересованность в дальнейшем углублении отношений, проводя для этого мероприятия на различных уровнях. Активное участие принимают эксперты и политические деятели обеих стран, которые так или иначе влияют на развитие российско-намибийских отношений.
В-третьих, необходимо выделись с каждым годом активно развивающиеся отношения России и Ботсваны. Как было отмечено в 3 главе данной ВКР, практически по всем основным сферам сотрудничества Российская Федерация и Республика Ботсвана имеют контакты. Политикодипломатическая, торгово-экономическая и культурно-гуманитарная сфера сотрудничества представлена в связях двух стран. Более активно развиваются культурно-гуманитарные связи стран. Большая роль в этом отношении ложится на плечи российского Посольства в Ботсване.
И, наконец, рассмотренная тема «Политика России в Южной Африке на современном этапе развития (2000-2017 гг.)» даёт нам понять роль России, как на Африканском континенте, так и на мировой политической арене в целом. Как было сказано выше, в условиях современного мирового порядка (имеется в виду понятие многополярного мира) каждое государство играет свою роль, таким образом, сотрудничество со странами Южной Африки - направление перспективное и очень важное для политики России в современном мире.
Подобные работы
- Отношения Российской Федерации с Республикой Корея на современном этапе развития (2000-2017)
Дипломные работы, ВКР, международные отношения. Язык работы: Русский. Цена: 6300 р. Год сдачи: 2018 - РОССИЙСКО-КИТАЙСКАЯ ВНЕШНЯЯ ТОРГОВЛЯ:
РЕЗУЛЬТАТЫ, ПРОБЛЕМЫ И ПЕРСПЕКТИВЫ РАЗВИТИЯ
Магистерская диссертация, экономика. Язык работы: Русский. Цена: 5000 р. Год сдачи: 2018 - «Мягкая сила» во внешней политике Китая в Юго-Восточной Азии и Африке на современном этапе (2000-2020 гг.)
Бакалаврская работа, международные отношения. Язык работы: Русский. Цена: 4750 р. Год сдачи: 2021 - СОСТОЯНИЕ И ПРОБЛЕМЫ РАЗВИТИЯ ИНТЕГРАЦИОННОГО СОТРУДНИЧЕСТВА ГОСУДАРСТВ-УЧАСТНИКОВ ЕАЭС
Магистерская диссертация, экономика. Язык работы: Русский. Цена: 4970 р. Год сдачи: 2018 - Социальная политика КНР во второй половине XX в. - начале XXI в.: институты, механизмы и итоги реализации
Дипломные работы, ВКР, история . Язык работы: Русский. Цена: 4310 р. Год сдачи: 2022 - Курдский вопрос в политике Турции (2003-2017 гг.)
Дипломные работы, ВКР, международные отношения. Язык работы: Русский. Цена: 6300 р. Год сдачи: 2018 - Триады в экономическом секторе КНР (2000 - 2015 гг.)
Дипломные работы, ВКР, международные отношения. Язык работы: Русский. Цена: 4900 р. Год сдачи: 2018 - Отношения Туркменистана и Исламской Республики Иран в период с 2006 по 2017 годы
Дипломные работы, ВКР, международные отношения. Язык работы: Русский. Цена: 6300 р. Год сдачи: 2018 - Военно-техническое и экономическое сотрудничество Российской Федерации с южноафриканскими странами
Магистерская диссертация, международные отношения. Язык работы: Русский. Цена: 5700 р. Год сдачи: 2019



