Тип работы:
Предмет:
Язык работы:


УЧЕБНЫЙ МОДУЛЬ «ОСНОВЫ РЕЛИГИОЗНОЙ КУЛЬТУРЫ И СВЕТСКОЙ ЭТИКИ» В УСЛОВИЯХ МЕЖКУЛЬТУРНОГО И МЕЖКОНФЕССИОНАЛЬНОГО КОНТАКТА

Работа №31765

Тип работы

Магистерская диссертация

Предмет

религиоведение

Объем работы97
Год сдачи2019
Стоимость5700 руб.
ПУБЛИКУЕТСЯ ВПЕРВЫЕ
Просмотрено
667
Не подходит работа?

Узнай цену на написание


ВВЕДЕНИЕ…………………………………………………………………… 3
I ГЛАВА. «ОСНОВЫ РЕЛИГИОЗНОЙ КУЛЬТУРЫ И СВЕТСКОЙ
ЭТИКИ» КАК МОДУЛЬ ОСНОВНОЙ ПРОГРАММЫ СРЕДНЕЙ
ШКОЛЫ
1.1. Школьное религиозное образование в отечественной и мировой
образовательной практике до 1991 года…………………………………. 9
1.2. Проблемы возрождения религиозного воспитания в российском
обществе в 1990-х– начале 2000-х гг………………………………………. 16
1.3. Дискуссии вокруг дисциплины «Основы религиозной культуры и
светской этики»……………………………………...……………………….. 24
II ГЛАВА. УЧЕБНЫЙ МОДУЛЬ «ОСНОВЫ РЕЛИГИОЗНОЙ
КУЛЬТУРЫ И СВЕТСКОЙ ЭТИКИ» В УСЛОВИЯХ
МЕЖКУЛЬТУРНОГО И МЕЖКОНФЕССИОНАЛЬНОГО КОНТАКТА
2.1. Цели и задачи модуля ОРКСЭ в условиях межкультурного
контакта………………………………………….……………………….…… 33
2.2. Методика преподавания ОРКСЭ с учётом этнического и
религиозного контакта учащихся………………………………………….. 40
2.3. Специфика структуры и содержания учебной программы ОРКСЭ в
условиях межкультурного контакта ……………………………. 51
III ГЛАВА. СОВРЕМЕННОЕ СОСТОЯНИЕ МОДУЛЯ «ОСНОВЫ
РЕЛИГИОЗНОЙ КУЛЬТУРЫ И СВЕТСКОЙ ЭТИКИ» В ШКОЛАХ
ТАТАРСТАНА
3.1. Проблема востребованности дисциплины «Основы религиозной
культуры и светской этики» …………..…………………………………… 60
3.2. Принцип светскости образования и возвращение религиозного
просвещения в школу ………………………………………………………. 66
3.3. Перспективы внедрения курса ОРКСЭ в Татарстане …………... …… 79
ЗАКЛЮЧЕНИЕ……………………………………………………………….. 84
СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ…………………………………………………… 90

Обоснование выбора темы исследования.Сегодня в школах все более
широкое распространение получает практика преподавания учебных курсов,
направленных на ознакомление учащихся с историей и культурой различных
религиозных традиций.Политическая, духовно-нравственная ситуация
настоящего времени требует пересмотра ряда важных вопросов: как
качественно изменить ценностные установки молодого поколения? Как
формировать здоровую нацию без болезненных синдромов «вражеского
национализма», «религиозного фанатизма», но с должным уровнем
национальной самоиндентификации, самосознания и морально-духовной
зрелости? Основы ценностного сознания закладываются в пределах
родительского воспитания, но не последнее место в этом процессе занимают
общеобразовательные учреждения и вузы.
Невзирая на относительно большое количество публикаций,
посвящённых ОРКСЭ, проблема его внедрения в поликультурной
образовательной среде отдельно практически не рассматривалась, что
обусловливает актуальность настоящего исследования. Кроме этого, важно
выделить основные особенности и проблемы внедрения курса с учетом
национального и религиозного большинства в отдельных регионах,
например, татарского этноса и мусульманской религии в Республике
Татарстан. Необходимо также отметить и проанализировать позицию
административно-государственного аппарата на внедрение курса.
Теоретическая и практическая ценность работы: теоретическая:
проанализированы основные тенденции и подходы внедрения ОРКСЭ,
выявлены основные позиции в обществе и педагогической среде;
практическая: результаты исследования могут быть использованы в
подготовке методических рекомендаций студентам, обучающихся на
специальностях «Религиоведение», «Преподаватель основ культуры и
этики», а также в подготовке катехизаторов в семинариях и других
религиозных учебных заведениях.4
Новизна работы заключается в том, что в ней проведен социальнопедагогический анализ проблемы и перспективы внедрения дисциплины
«Основы религиозной культуры и светской этики» в условиях интенсивных
межрелигиозных контактов, выявлены его сущность и основные функции,
всесторонне проанализированы основные типологии и классификации,
определены факторы внедрения дисциплины, выявлены основные тенденции
и ориентации развития религиозной культуры и светской этики в
современном обществе.В работе предложен ряд инноваций в решении
проблем религиозной культуры и светской этики:доказано, что религиозная
культура и светская этика являются не особым состоянием общественного
сознания, а его специфическими формами, находящейся в отношениях
взаимосвязи и взаимообусловленности со всеми другими его
формами;предложено уточненное определение религиозной культуры и
светской этики; обоснована предпочтительность типологизации религиозной
культуры и светской этики;выявлены, и систематизированы, основные
факторы, обуславливающие формирование и развитие религиозной культуры
и светской этики в современном обществе, описаны его основные функции;
доказана на основе анализа состояния религиозной культуры и светской
этики в современном обществе.
На защиту выносятся следующие положения:
1. Необходимость религиоведческой информации в содержании учебновоспитательной деятельности современных российских школ вызвано
объективной оценкой роли религии в историко-культурном развитии
общества и в современных реалиях.
2. Содержание модулей курса ОРКСЭ предусматривает многоаспектность
изложения − изучение различных измерений религии (моральноэтического, социального, культурного и т.д.) и перспективность −
изучение религий с точки зрения различных субъектов .
3. Есть специфические требования к преподаванию курса
ОРКСЭ:обращение особого внимания на схожесть монотеистических5
религий;максимальная толерантность в объяснении различий
религиозных концепций;поиск общих исторических путей и контактов
религиозных общин той или иной территории, города; проведение
совместных мероприятий по ознакомлению с культурологической
составляющей разных общин.
4. Выбора модулей ОРКСЭ в РФ отражают религиозность населения ее
регионов. Построение гражданского общества невозможно без его
духовно-нравственного возрождения.
5. Педагогически опыт введения курса «Основы религиозных культур и
светской этики» в Республике Татарстан показал востребованность
данной дисциплины в условиях многонационального и
поликонфессионального населения республики.
6. В условиях возвращения в школьное обучение религиозного
образования, Министерство образования и науки Татарстана стремится
сохранить принцип светскости, заставляя учащихся и их родителей
выбирать «нейтральные» в религиозном смысле модули ОРКСЭ.
Объектом исследования является среднее образование в условиях
интенсивных межрелигиозных контактов.
Предметом исследования – проблемы и перспективы внедрения
дисциплины «Основы религиозной культуры и светской этики» в условиях
интенсивных межрелигиозных контактов.
Цель исследования – изучение проблем и перспектив внедрения
дисциплины «Основы религиозной культуры и светской этики» в условиях
интенсивных межрелигиозных контактов (на материале РТ). Реализация
данной цели предполагает решение следующих конкретных задач:
1. Проанализировать историю внедрения дисциплины «Основы
религиозной культуры и светской этики» в школьном образовании.
2. Выявить основные проблемы, связанные с её внедрением.
3. Разработать практические рекомендации по решению выявленных
проблем.6
В процессе исследования использованы следующие теоретические
методы: анализ литературы, сравнение, типологизация, восхождение от
абстрактного к конкретному, абстрагирование и конкретизация, анализ
документации и результатов деятельности исследователей по проблеме
проведенного исследования и практический опыт.
Обзор и анализ источников. Серьезных работ по данной тематике
очень мало – это связанно с тем, что введение религиозного компонента в
учебную программу стало темой множества общественных дискуссий.
Вследствие этого, основным источником исследования являются статьи за
авторством специалистов различных областей: права, педагогики,
культурологии, истории, религиоведения. Здесь можно назвать таких авторов
как – Н.А. Митрохин; А.Е. Кулаков; И.А. Галицкая; И.В. Метлик; М.М.
Шахнович; Н.В. Шабуров; С.А. Мозговой.
Вопросы религиозного образования за рубежом затрагивали в своих
работах Б.Л. Вульфсон, А.Н. Джуринский и И.А. Тагунова. Изучением
неконфессионального религиозного образования за рубежом серьезно
занимался Ф.Н. Козырев. Отчасти проблемы религиозной тематики в школах
рассматривались в диссертационных исследованиях A.B. Борзова, А.П.
Захаровой, Н.Д. Зингер и др. Изучению религиозно-светского сектора в
системе высшего образования посвящена диссертация B. Ерушкиной.
Вопросы присутствия религиозного компонента в школах подробно
освещались в работах М. Махнерома, где он рассматривал проблему
соотношения религиозного и научного мировоззрения в светской школе; в
работах Р. Джексона и К. Страйка, посвященных ценностным аспектам
процесса социализации в плюралистическом мире и возможности в связи с
этим религиозного образования. В трудах Ч. Мелчерта находят свое развитие
идеи известного американского теолога и педагога Дж. Вестерхоффа о целях
и задачах религиозного образования в конфессиональных школах.
Об особенностях религиозного образования говорится в работах Г.
Моран и Д. Бергмана, развивающих дидактические вопросы религиозного7
образования, а также разрабатывавших методику преподавания религии в
светской школе. В трудах видного американского социолога, педагога и
теолога Р. Хавихерста представлен учебный план поэтапного формирования
нравственного и гражданского сознания учащихся, их социализации и
идентичности.
Многочисленные научные работы, опубликованные за рубежом (Дж. К.
Стронкс, О. Томас, Д.Е. Пурпель, С.Р. Роджерс, P.A.Осмер, Д.Л. Мур, Дж.У.
Фрейзер), посвящены соотношению религиозного и светского в школьном
образовании, рассмотрению принципов научности и мировоззренческого
плюрализма, лежащих в основании современных теорий и практики
обучения и воспитания.
В исследовательских работах последних лет западные культурологи,
этнопсихологи и социологи (A.M. Коттер, Г. Зарате, С.Дж. Тротман, Дж.
Бэнкс, Л. Давидман, С. Овандо и др.), рассматривающие различные
(этнокультурные, психологические, религиозные и т.д.) аспекты
мультикультурного образования и предлагающие свои подходы к решению
его проблем, обращают серьёзное внимание на то, что в настоящее время
одной из важнейших задач общества и школы является решение вопросов,
связанных с различиями в духовных традициях не толькопредставителей
разных конфессиональных культур, но и у атеистов, и агностиков
посредством поиска разнообразных способов ведения культурного и
духовного диалога.
Исследователи обогащают теорию мультикультурного образования
идеями о включении религиозного компонента в светское образование,
выявляя такие аспекты его содержание и формы организации, которые
позволяют, с одной стороны, предупреждать возможные столкновения
позиций конфессионального характера, а другой стороны, снимать и по
возможности разрешать проблемы, возникающие у представителей разных
мировоззренческих систем.8
Проблемы мультикультурного образования в России рассмотрены в
работах А.Н. Джуринского, И.В. Балицкой, В.П. Борисенкова, О.В.
Гукаленко, А.Я. Данилюка и других учёных, которые предлагают различные
подходы к вопросам совместного обучения и воспитания представителей
различных этносов и культур нашей страны.
Вопросы взаимоотношения мультикультурного и религиозного в
образовании отчасти затрагивались также в диссертационных исследованиях
A.B. Фахрутдиновой, О.С. Толстовой, O.A. Шиян, О.П. Торговкиной, И.А.
Новиковой, A.A. Кузнецовой, И.М. Саламы.
Не исследованными остаются вопросы преподавания христианства в
модулях курса с позиции протестантских конфессий, с позиции языческих
верований отдельных народов крайнего Севера, особенности организации
преподавания при выборе того или иного модуля маленьким количеством
учащихся.
Апробация результатов исследования. Основные положения
исследования отражены в следующих публикациях:
1. Кузнецова А.А. Проблемы и перспективы внедрения дисциплины
"Основы религиозной культуры и светской этики" в условиях
интенсивных межрелигиозных контактов // Студенческий форум:
электрон. научн. журн. 2019. № 6(57). URL:
https://nauchforum.ru/journal/stud/57/47629 ;
2. Кузнецова А.А. Дискуссии вокруг дисциплины «Основы религиозной
культуры и светской этики» в современном обществе/Кузнецова А.А.//
Человек в современных социально-философских концепциях:
Материалы Всероссийской научно-практической конференции, г.
Елабуга, 23-24 ноября 2018 г., ред.кол.: С.В. Смирнов (отв. ред.), А.Г.
Сабиров (науч. ред.) и др. – Казань: Изд-во Казан. ун-та, 2018. – 255 с.
– URL: https://kpfu.ru/elabuga/struktura-instituta/osnovnyepodrazdeleniya/fakultety/fakultet-istorii-i-jurisprudencii/kafedra-filosofii-isociologii/elektronnye-resursy9
3. Кузнецова А.А. Перспективы внедрения курса «Основы религиозной
культуры и светской этики» на территории Республики Татарстан /
Кузнецова А.А., Тереньтева Е.Н. // Человек в современных социальнофилософских концепциях: Материалы Всероссийской научнопрактической конференции, г. Елабуга, 23-24 ноября 2018 г., ред.кол.:
С.В. Смирнов (отв. ред.), А.Г. Сабиров (науч. ред.) и др. – Казань: Издво Казан. ун-та, 2018. – 255 с. – URL: https://kpfu.ru/elabuga/strukturainstituta/osnovnye-podrazdeleniya/fakultety/fakultet-istorii-ijurisprudencii/kafedra-filosofii-i-sociologii/elektronnye-resursy

Возникли сложности?

Нужна помощь преподавателя?

Помощь студентам в написании работ!


Таким образом, в дипломной работе были проанализированы проблемы и перспективы внедрения дисциплины «Основы религиозной культуры и светской этики» в условиях интенсивных межрелигиозных контактов на примере Республики Татарстан. Для достижения поставленной цели были решены следующие задачи: рассмотрено формирование представлений о религии в российском образовании до 1991 года; выделены проблемы возрождения религиозного воспитания в российском обществе в 1990-х - начале 2000-х гг. и дискуссии вокруг дисциплины «Основы религиозной культуры и светской этики»; были определены цели и задачи модуля ОРКСЭ в условиях межкультурного контакта; проанализирована методика преподавания ОРКСЭ с учётом этнического и религиозного контакта учащихся, а также специфика структуры и содержания учебной программы. В третьей практической главе был сделан анализ современного состояния модуля «Основы религиозной культуры и светской этики» в школах Татарстана: вопросы востребованности дисциплины, принцип светскости образования и возвращение религиозного просвещения в школу, а также перспективы внедрения курса ОРКСЭ в Татарстане в будущем.
1. Первое положение по данной работе: Необходимость
религиоведческой информации в содержании учебновоспитательной деятельности современных российских школ вызвано объективной оценкой роли религии в историкокультурном развитии общества и в современных реалиях.
Одной из особенностей влияния религиозности на процесс воспитания и социализации личности является формирование религиозных знаний, мировоззрения.Если человек полностью усваивает все, что предлагает ему религиозное воспитание и начинает активнореализовывать усвоенное в жизнь, то его деятельность в обществе будет иметь моральную и религиозную окраски. Таким образом, своим влиянием религия может менять мировоззрение и картину мира человека. В этом заключается
85
особенность влияния религиозного воспитания на становление и социализацию личности. При этом важно отметить, что традиционные религии имеют относительно ограниченное влияние на жизнь человека, так как оставляют определенное пространство для принятия собственных решений, на собственное мнение и выбор в жизни. Между тем, современная молодежь часто сегодня проявляет интерес к религии, в частности к нетрадиционным ее формам, сходным к духовным и шаманским практикам, йоги и других традиций.
Итак, религия всегда являлась определенной духовно-нравственной основой социума, с ее помощью хранились и от поколения к поколению передавались нравственные нормы и принципы, традиции, обычаи и обряды, религиозные и национальные святыни. Религиозная социализация предполагает усвоение личностью религиозных ценностей и норм, традиционная религиозная культура может противостоять негативным последствиям глобализации культуры, в частности формированию глобальной группы людей, в которой могут действовать механизмы социально-психологического внушения и влияния.
2. Второе положение данной работы: Содержание модулей курса ОРКСЭ предусматривает многоаспектностъ изложения - изучение различных измерений религии (морально-этического, социального, культурного и т.д.) и перспективность - изучение религий с точки зрения различных субъектов.
Проблемы и трудности формирования духовно-нравственных основ современного общества требует рассмотрения и внедрения религиозного образования в учебно-воспитательных учреждениях нашей страны. Религиоведческое образование имело сложную систему развития и становления на протяжении нескольких столетий и стало деятельно функционировать в государстве только в последние десятилетияХХ1 века. Предыдущая система атеистического образования и воспитания на сегодняшний день есть ряд концепций и методик к изучению религии разной мировоззренческой направленности. Активно используется культурологическое направление в рамках цивилизационного подхода в методике как школьного, так и высшего образования.
Право на религиозное образование занимает важное место всистеме прав человека, выступает частью свободы вероисповедания. Право человека на религиозное образование - это возможность человека получать определенный объем информации религиозного содержания с целью формирования и (или) повышения уровня религиозной информированности, осознанного восприятия содержанияопределенного религиозного вероучения и формирование практических умений и навыков его исповедания. Большинство государств в современном мире — светские, и при этом практически везде государственная система образования предусматривает возможность изучения той или иной религии по выбору.
3. Третье положение: Есть специфические требования к преподаванию курса ОРКСЭ: обращение особого внимания на схожесть
монотеистических религий; максимальная толерантность в объяснении различий религиозных концепций; поиск общих исторических путей и контактов религиозных общин той или иной территории, города; проведение совместных мероприятий по ознакомлению с культурологической составляющей разных общин.
Многие страны определились с моделью религиозного образования и его присутствием в светских школах в ХХ веке. В некоторых государствах реализация права ребенка на религиозное образование обеспечивается государственными учебными заведениями, а также изучением отдельных вероучений. По существу на территории России, да и многих стран СНГ сформировалась общая система понятий и символов, которые определили представление людей о том, что такое религиозность, каким должен быть набор «правильных» религий, какими принципами надо руководствоваться в отношении к иным конфессиям. В правовой сфере с начала 1990-х гг. у нас нет запретов на изучение религиозной культуры и соответствующее воспитание учащихся в светской школе. Президент России и лидеры других российских религиозных организаций 21 июля 2009 года приняли решение о начале преподавания дисциплин духовно-нравственного содержания. Апробация курса ОРКСЭ успешно прошла в 21 регионе России. Его цель - ознакомление школьников с духовно-религиозными и светскими нравственными идеалами, ценностями, традициями различных сообществ России, понимание их значения и сопричастности к ним. Методисты и авторы УМК ОРКСЭ попытались дать представления и знания о религиозных традициях через историю цивилизаций, путем отсамого простого материала — о древних верованиях первых людей по всему миру, которые нашли воплощение в примерах архитектуры, языка, литературы, ксложному - ознакомлению с культурными началами традиционных для России религий.
Особенностью курса ОРКСЭ является то, что при обязательном наличии общих тем для всех учебников, в них делается акцент на то индивидуальное, что особенно важно для данной культурной религиозной или светской традиции, что представляется сегодня наиболее актуальным. Апробация программы ОРКСЭ 2009 года позволила сделать определенные выводы про методологию изложения курса, а также учебных пособий.
4.Четвертое положение работы: Выбор модулей ОРКСЭ в РФ отражают религиозность населения ее регионов. Построение гражданского общества невозможно без его духовно-нравственного возрождения.
Итак, поликонфессиональность российского общества задает одну из важных тем для дискуссий относительно направленности и содержания религиозного воспитания. Для РФ сегодня необходимо не просто обеспечить возможность введения религиозного компонента в систему общего образования, а четко определить его место и задачи, для чего надо принимать во внимание как теоретико-методологические наработки, так и практические способы решения спорных ситуаций в многонациональных регионах и субъектах страны.
5. Педагогический опыт введения курса «Основы религиозных культур и светской этики» в Республике Татарстан показал востребованность данной дисциплины в условиях многонационального и поликонфессионального населения республики. В условиях возвращения в школьное обучение религиозного образования, Министерство образования и науки Татарстана стремится сохранить принцип светскости, заставляя учащихся и их родителей выбирать «нейтральные» в религиозном смысле модули ОРКСЭ. Педагогический эксперимент преподавания курса «Основы религиозной культуры и светской этики» в Татарстане начался также с 2012 года. На протяжении 2012-2013 учебного года вказанских школах учащихся 4-го класса стали учить новой дисциплине. Курс «Основы религиозных культур и светской этики» был сразу введен как обязательный предмет в программу основного общего образования. Вслед за окончанием годового эксперимента в ноябре 2013 года была организована особая конференция для подведения итогов. В работе конференции участвовали более 200 человек: учителя школ, педагоги-организаторы, преподаватели вузов и международные представители органов управления образования из Греции, Нидерландов, Эстонии, Молдавии.Так как принцип светскости образования был важным моментом обучения учеников в общеобразовательных школах Татарстана, то возвращение религиозного просвещения в школу потребовало большой и кропотливой подготовительной работы со стороны руководства республики. Данный регион РФ - Татарстан - интересен тем, что отмечая высокую степень религиозности и то, что регион в основном состоит из представителей исламской религиозной традиции, в 2012-2013 учебном году 61,3% родителей в Татарстане высказались за изучение «Основ мировых религиозных культур», а оставшиеся 38,7% выбрали «Основы светской этики». Государственная власть Республики Татарстан продолжает сохранять данную тенденцию. На сегодняшний день выбор модулей учащихся и их родителей негласно ограничен только двумя модулями («Основы мировых религий» и «Основы светской этики») из возможных шести.
Перспективой преподавания курса ОРКСЭ в Татарстане может стать предоставление возможности верующим и учащимся выбирать модули обучению ОРКСЭ из всех модулей курса. Из-за опасений разделения общества по религиозному признаку и появления конфликтов в общеобразовательных учебных заведениях, руководство Республики и Управление образования продолжает придерживаться в большей степени принципа светскости образовательного процесса и толерантности.
В ходе исследования были выдвинуты задачи и проблемы, которые могут стать перспективой исследования темы внедрения курса ОРКСЭ: особенности введения курса в других регионах страны, которые имеют ярко выраженную религиозную среду; возникают ли конфликты в республике Татарстан при введении курса и зафиксированы ли такие случаи в органах власти на официальном уровне; согласны ли мусульманские общины способствовать введению модуля курса по исламской культуре и разрешению соответственно введению курса подругих модулям.



1. Адамова А.Г. Духовность как ценностная основа личности. Совершенствование учебно-воспитательного процесса в образовательном учреждении.[Текст]:учебное пособие.А.Г. Адамова - М.: Просвещение, 2017. - 123с.
2. Академии повышения квалификации и профессиональной переподготовки работников образования, проект «Основы религиозных культур и светской этики». - Режим доступа: www.apkpro .ru/content/blogsection/49/622/
3. Алексеев С.В. Все религии мира: энцикл. справ. / С. В. Алексеев, Г. А. Елисеев. - М.: Вече, 2017. - 587 с.
4. Али-заде А. Исламский энциклопедический словарь / А. Али-заде. - М.: Ансар, 2017. - 396 с.
5. Альбедиль М. Ф. Буддизм / М.Ф. Альбедиль. - СПб: Питер, 2016. - 206 с.
6. АхтямоваА.В. реализация дидактических принципов деятельностного метода на уроках курса «Основы религиозных культур и светской этики». Исторические, философские, политические и юридические науки, культурология и искусствоведение // Вопросы теории и практики. - Тамбов: Грамота, 2014. - № 12. - Ч. 2. - С. 21-23.
7. Белайчук О. Что делать, если вашего ребенка принуждают изучать «Основы православной культуры». [Электронный ресурс] URL: https: // scepsis.net / library / id_3279.html
8. Борисова А. В. История мировых религий: христианство:
учеб.пособие для студентов / А. В. Борисова, О. В. Трофимова, Е. В. Спиридонова;М-во образования и науки Рос. Федерации, Федер. агентство по образованию, Яросл. гос. ун-т им. П. Г. Демидова. - Ярославль: ЯрГУ, 2017. - 107 с.
9. Бородина А. В. Основы православной культуры: пособие для учителей / А. В. Бородина. - изд. 3-е, испр. - М.: Основы православной культуры, 2017. - 261 с.
10. Бурьянов С. Свобода убеждений, совести и религии. Доклад за 2011 г. Московская хельсинкская группа,2012. с / 26-27/ [Электронный ресурс] UR http: // www.rnhg.ru / files / 012 / Sub2011.pdf
11. Васильев Л.С. История религий: учебное пособие / Л.С. Васильев. - М.: Университет, 2008. - 791 с.
12. Васильева Т.Д.. Савченко К.В., Тюляева Т.И. и др. Поурочно - тематическое планирование 4 кл. [Текст] // Методическое пособие. Т.Д. Васильева. К.В.Савченко, Т.И. Тюляеваи др. - М.: Академкнига / Учебник, 2014. - 112с.
13. Виноградова Н. Ф. Основы духовно-нравственной культуры народов России. Основы религиозных культур и светской этики: Учебник 4 кл.: Практикум. - М.: Вентана Граф, 2013.
14. Ворожейкина Н. И. Основы духовно-нравственной культуры народов России. Основы светской этики и мировых религиозных культур. - М.: Просвещение, 2012
15. Гогин С. В. Условно-досрочноевоцерковление: школы Ульяновской
области обратились к преподаванию религиозных культур вне рамок эксперимента // НГ религии. - 2012-15 февраля. [Электронный ресурс] URL: http: // religion.ng.ru / society / 2012-02-15 /
5_vocerkovlenie. html
16. Горелов А. А. История мировых религий: учеб.пособие / А. А. Горелов;Рос. акад. образования, Моск. психол. - соц. ин-т. - 2-е изд., испр. - М.: Флинта, 2016. - 355 с.
17. Дивногорцева С. Ю. Культуросообразность православного воспитания // Педагогика. - 2009. № 1. С. 30-37.
18. Дивногорцева С. Ю. Принципы воспитания в православноориентированной педагогической концепции // Вестник МГГУ им. М. А. Шолохова. 2007. № 1. С. 70-90.
19. Жуков А.В. Религиозная безопасность как предмет научного дискурса в постсоветской России // Вопросы теории и практики. - Тамбов: Грамота, 2017. - № 12. - Ч. 4. - С. 66-71
20.Запорожченко А. В., Давыдова К. Д. Курс «Основы религиозных культур и светской этики»: проблемы и перспективы // Сибирский педагогический журнал. 2013. - №1. - URL: https: // cyberleninka.ru / article / n/kurs-osnovy-religioznyh-kultur-i-svetskoy-etiki-problemy-i- perspektiv
21. Козырев Н.Ф. Религиозное образование в светской школе: Теория и международный опыт в отечественной перспективе. - СПб., 2005. - 150 с.
22. Концепция духовно-нравственного развития и воспитания личности гражданина России // Эл.ресурс. Режим доступа: http: //standart.edu.ru/catalog.aspx? CatalogId=985
23. Ливанов Д. Важно, чтобы вузы и их филиалы гарантировали качественное образование [Электронный ресурс] / Д. Ливанов. - URL: http: // минобрнауки.рф
24. Левитский А.В. Методологические особенности преподавания комплексного учебного курса «Основы религиозных культур и светской этики»: Учебно-методическое пособие. - Екатеринбург, 2011. - 73 с.
25. Максимов Ю. В. Религия креста и религия полумесяца: христианство и ислам / Ю.В. Максимов. - М.: Изд-во Московского Подворья Свято-Троицкой Сергиевой Лавры, 2008. - 239 с.
26. Максуд Р. Ислам / Р. Максуд; пер. с англ. В. Новикова. - М.: Гранд: Фаир-пресс, 2011. - 301 с.
27. Министерство образования и науки республики Татарстан. Официальный сайт: http://mon.tatarstan.ru/
28. Надыршин Т.М. Духовно-нравственное развитие учащихся на уроках «Основы религиозных культур и светской этики». Исторические, философские, политические и юридические науки, культурология и искусствоведение. // Вопросы теории и практики. - Тамбов: Грамота, 2015. - № 10. - Ч. 2. - С. 108-110.
29. Нафикова З.Г. Организация изучения комплексного учебного курса «Основы религиозных культур и светской этики» в Республике Башкортостан / З.Г. Нафикова // Тез. Межрегион. науч. - практ. конф. «Духовно-нравственная культура народов России в контексте современного образования». - Ижевск, 2013. - С. 59-65.
30. Ногина О.Э. Реализация культурологического подхода в преподавании православной культуры. Исторические, философские, политические и юридические науки, культурология и искусствоведение // Вопросы теории и практики. - Тамбов: Грамота,
2014. - № 11. - Ч. 1. - С. 136-139.
31. Основы православной культуры: Учебное пособие для учреждений системы повышения квалификации / Сост. А.Н. Иоффе, Е.А. Мишина, Г.А. Обернихина и др. М., 2010.
32. Основы мировых религиозных культур: Учебное пособие для учреждений системы повышения квалификации / Сост. А.Н. Иоффе, Е.А. Мишина, Е.В. Мицияка и др. М., 2010.
33.Основы светской этики: Учебник 4-5 кл.. - М.: Дрофа, 2016.
34.Основы православной культуры: учебник. - М.: Дрофа, 2016.
35. Основы православной культуры: аннотированный
библиографический указатель для преподавателей курса «Основы религиозных культур и светской этики / МУ «Центральная библиотека МОГО «Ухта»; сост. Е.Е. Андрющенко, О.В. Попова. - Ухта, 2013. - 56 с.
36.Основы духовно-нравственной культуры народов России. Основы религиозных культур и светской этики. Основы мировых религиозных культур. - М.: Центр поддержки культурноисторических традиций, 2012. [Электронный ресурс]. Режим доступа: http://www.prosv.ru/umk/ork/info.aspx7ob
37. Православие: словарь-справочник / ред. - сост. Н. М. Терехова, Е. С. Калугина. - изд. 2-е, испр. и доп. - Москва: Даръ, 2017. - 959 с.
38. Протоиерей Борис Пивоваров. Нужна ли школе «светская этика»? [Электронный ресурс] URL: http: // pravoslavie.ru / 51477.html
39. Регламент выбора в образовательных организациях города Москвы родителями (законными представителями) обучающихся одного из модулей комплексного учебного курса «Основы религиозных культур и светской этики». [Электронный ресурс] URL: http: // mosmetod.ru / metodicheskoe-prostranstvo / nachalnaya-shkola / inklyuzivnoe-obrazovanie / informatsiya-dlya-roditelej / reglament- vybora-roditelyami-shkolnikov-modulej-kursa-orkse-departament- obrazovaniya-goroda-moskvy.html
40. Религии мира: история, культура, вероучение: учебное пособие / под общ.ред. А.О. Чубарьяна и Г.М. Бонгард-Левина. - М.: ОЛМА Медиагрупп, 2016. - 398 с.
41. Россияне о религиозном воспитании // Левада-центр. 1.03.2013 [Электронный ресурс]. - URL: http: // www.levada.ru / 01-03-2013 / rossiyane-o-religioznom-vospitanii
42. Савченко К. В. Методические особенности преподавания предмета «Основы религиозных культур и светской этики» и их реализация в учебно-методическом обеспечении // Проблемы современного образования. - 2012. - №5. URL: https: // cyberleninka.ru / article / n/metodicheskie-osobennosti-prepodavaniya-predmeta-osnovy- religioznyh-kultur-i-svetskoy-etiki-i-ih-realizatsiya-v-uchebno-
43. Склярова Т.В. Теория и методика преподавания православной культуры в школе // Склярова Т. В. Вестник ПСТГУ. Сер. IV: Педагогика. Психология. - 2012. Вып. 4 (27). - С. 7-12.
44. Словарь православных терминов: православ. слова и выражения, встречающиеся в художеств.лит. / [Соврем.гуманитар. акад.; сост. и предисл. М.В. Боровикова; ред. Л. А. Савина]. - М.: Изд-во СГУ,
2015. - 163 с.
45. Сычева М. А. Православие: уроки в школе и колледже: учебно-метод. пособие / М. А. Сычева. - Ростов на / Д: Феникс, 2010. - 296 с.
46. Тихомиров Л. А. Государственность и религия [Электронный
ресурс]: Русская государственность. URL: http: //
gosudarstvo.voskres.ru / tikh / tikh5.htm
47. Федеральный государственный образовательный стандарт начального общего образования // Эл.ресурс. Режим доступа: http: //standart.edu.ru/catalog.aspx? CatalogId=9 5 9
48. Хопвуд Д. Культура современности в исламе и на Ближнем востоке [Электронный ресурс] / Д. Хопвуд // Журнальный зал. Отечественные записки № 5 / 2003. URL: http: // magazines.russ.ru / oz / 2003 / 5/2003_5_29.html
49.Чего россияне ждут от «Основ религиозных культур и светской этики»? Представления граждан о целях новой учебной дисциплины и алгоритме ее преподавания // Фонд общественного мнения.
19.07.2013 [Электронный ресурс]. - URL: http: // fom.ru / obshchestvo / 10997
50. Ушинский К. Д. Педагогические сочинения: В 6 т. Т. 1 / Сост. С. Ф. Егоров. М., 1988. С. 194-257.
51. Шевченко Л. Л. Православная культура: экспериментальное учебное пособие для начальных классов общеобразовательных школ, лицеев и гимназий: 1-й год обучения / Л. Л. Шевченко. - Кн. 2. - М.: Покров,
2014. - 111 с.
52. Шевченко Л. Л. Православная культура: УМК; 2 кл.. - М.: Центр поддержки культурно-исторических традиций,2013.
53. Шевченко Л. Л. Православная культура: УМК; 3-4 кл. - М.: Центр поддержки культурно-исторических традиций, 2013.
54. Шевченко Л. Л. Православная культура: УМК; 5 кл. - М.: Центр поддержки культурно-исторических традиций, 2013.
55.Экспертное заключение Московского бюро по права человека на комплексный учебный курс «Основы религиозных культур и светской этики». [Электронныйресурс] URL: http: // antirasizm. ru / index.php / news / 242-mbhr-news-religion-
course2010?ff64eda6be7c8c0a513 b4f753d39ad99=c33 edfbf3ec 1 a 1 fa5b6d955e453b
56. Юрьева Т. В. Православная картина мира: мировосприятие и художественный образ: курс лекций: учеб.пособие по спецкурсу для студентов вузов / Т. В. Юрьева; М-во образования и науки Рос. Федерации, Яросл. гос. пед. ун-т им. К. Д. Ушинского. - Ярославль: Изд-во ЯГПУ, 2016. - 169 с.
57. Якиманская И.С. Технология личностно-ориентированного образования. [Текст]: учебное пособие. И.С. Якиманская. - М., 2010. - 210 с.
58. Grimmitt Michael When is Commitment a Problem in Religious Education? // British Journal. of Religious Studies. 1981. V. 29 (1). P. 4253.
59.International Handbook of Inter-Religious Education / Ed. by K. Engebretson, M. de Souza, G. Durka, L. Gearon. London, 2010.Vol. 1.
60.Ipgrave J., Jackson R., O’Grady K. Religious Education Research through a Community Practice. Munster, 2009.
61.Issues in Religious Education / Ed. by L. Broadbent, A. Brown. London; New York, 2002


Работу высылаем на протяжении 30 минут после оплаты.




©2024 Cервис помощи студентам в выполнении работ