Введение
3
Глава 1. Историко-теоретические основания работы над интонационной выразительностью в классе фортепиано на примере татарской музыки
1.1 Сущностно-содержательная характеристика понятия «интонационная выразительность» в контексте искусства 14 фортепианного
исполнительства
1.2. Педагогический потенциал татарской фортепианной музыки для работы над интонацией в средних классах детской музыкальной 28 школы
Глава 2. Практические аспекты работы над интонационной выразительностью в классе фортепиано с учащимися средних классов детской музыкальной школы на примере татарской музыки
2.1 Анализ методических приемов по работе над интонационной
выразительностью при изучении фортепианного репертуара с 40 учащимися средних классов
2.2 Разработка методов для работы над интонационной выразительностью в классе фортепиано на примере татарской музыки 66 и их апробация в работе с учащимися средних классов ДМШ № 1 им.
Э.Бакирова г.Елабуга
Заключение
80
Список литературы
84
Приложения
Актуальность исследования. Современная музыкальная практика, в том числе и педагогическая постоянно выдвигает новые требования к слуху музыканта. Данная работа посвящена проблемам выразительного исполнения на фортепиано в ДМШ, в частности, работе над художественным образом в процессе интонирования. Актуальность темы обусловлена чрезвычайной важностью этого аспекта, т.к. развитие и усвоение этого навыка - одно из главнейших условий исполнительского искусства. Потому педагоги уделяют много вниманию именно работе над кантиленой.
Значимость проблемы художественного развития учащихся в настоящее время обуславливает возрастающая потребность общества в творческих личностях. Актуальность данной проблемы обозначена в нормативном документе РФ «Концепция развития дополнительного образования до 2020 г.» от 4 сентября 2014 г. N 1726-р», где выделен ряд задач, связанных с художественным развитием учащихся, среди них: приобщение граждан России к ценностям отечественной и зарубежной художественной культуры, лучшим образцам народного творчества, классического и современного искусства; широкое внедрение художественного образования как фактора интеллектуального совершенствования, способствующего раскрытию творческого потенциала детей и юношества.
Также в этом нормативном документе выделены современные проблемы в области культуры, среди которых: недооценка в социальной практике роли эстетического сознания, художественной культуры как влиятельных факторов динамического развития общества; культурный нигилизм значительной части молодежи, когда ценности высокого искусства и их эталонная роль в культуре подвергаются сомнению или даже отрицаются. В данном документе намечены пути реализации
з
обозначенных проблем и решения поставленных задач: формирование на государственном уровне отношения к художественному образованию как особо значимой сфере человеческой деятельности, жизненно необходимой для развития российского общества; непрерывное обновление программно-методического обеспечения.
Другим важным документом является Закон РФ "Об образовании в Российской Федерации" от 29 декабря 2012 г. № 273-ФЗ г. Москва. В этом документе также выделены основные цели и задачи в образовании: организация учебного процесса с учетом современных достижений науки, систематическое обновление всех аспектов образования, отражающего изменения в сфере культуры, экономики, науки, техники и технологий; многообразие типов и видов образовательных учреждений и вариативность образовательных программ, обеспечивающих индивидуализацию образования, личностно ориентированное обучение и воспитание.
Таким образом, развитие художественного воспитания школьников является актуальной проблемой образовательного процесса в настоящее время. Согласно научным исследованиям, дети, занимающиеся музыкой, опережают своих сверстников в умственном развитии. Они быстрее усваивают навыки чтения и могут яснее выразить свои мысли. Музыка помогает раскрыть потенциал, который заложен в каждом человеке с рождения, делая его счастливее. Значимость проблемы художественного развития учащихся в настоящее время обуславливает возрастающая потребность общества в творческих личностях. Актуальность данной проблемы обозначена в нормативном документе РФ «Концепция развития дополнительного образования до 2020 г.» от 4 сентября 2014 г. N 1726-р», где выделен ряд задач, связанных с художественным развитием учащихся, среди них: приобщение граждан России к ценностям отечественной и зарубежной художественной культуры, лучшим образцам народного творчества, классического и современного искусства; широкое внедрение художественного образования как фактора интеллектуального совершенствования, способствующего раскрытию творческого потенциала детей и юношества.
Также в этом нормативном документе выделены современные проблемы в области культуры, среди которых: недооценка в социальной практике роли эстетического сознания, художественной культуры как влиятельных факторов динамического развития общества; культурный нигилизм значительной части молодежи, когда ценности высокого искусства и их эталонная роль в культуре подвергаются сомнению или даже отрицаются. В данном документе намечены пути реализации обозначенных проблем и решения поставленных задач: формирование на государственном уровне отношения к художественному образованию как особо значимой сфере человеческой деятельности, жизненно необходимой для развития российского общества; непрерывное обновление
программно-методического обеспечения.
Другим важным документом является Закон РФ "Об образовании в Российской Федерации" от 29 декабря 2012 г. № 273-ФЗ г. Москва. В этом документе также выделены основные цели и задачи в образовании: организация учебного процесса с учетом современных достижений науки, систематическое обновление всех аспектов образования, отражающего изменения в сфере культуры, экономики, науки, техники и технологий; многообразие типов и видов образовательных учреждений и вариативность образовательных программ, обеспечивающих индивидуализацию
образования, личностно ориентированное обучение и воспитание.
Таким образом, развитие художественного воспитания школьников является актуальной проблемой образовательного процесса в настоящее время. Согласно научным исследованиям, дети, занимающиеся музыкой, опережают своих сверстников в умственном развитии. Они быстрее усваивают навыки чтения и могут яснее выразить свои мысли. Музыка помогает раскрыть потенциал, который заложен в каждом человеке с рождения, делая его счастливее.
Проблемам выразительного исполнения на фортепиано
(воспроизведение многоэлементной музыкальной ткани в разных фактурных видах, красочно-тембровое звучание, исполнение артикуляции, педализации и других приемов пианистической выразительности) уже давно является предметом активного изучения. Но их теоретическое осмысление не связывалось с понятием интонирование Н.К.Переверзев отмечает в своем исследовании: «В пианистической теории интонирование до нашего времени не выделялось в самостоятельный предмет изучения» [52, с.7].
При этом следует признать, что целостного исследования, посвящённому этому глобальному вопросу в фортепианной педагогике, на сегодняшний день не существует. Это один из аспектов, определяющих актуальность данной работы. Второй аспект - это насущная потребность современной педагогики в освещении проблемы выразительного исполнения на фортепиано через интонирование и его достижения в рамках ДМШ. Нельзя не признать также и возникшую необходимость теоретического обоснования различных исполнительских приёмов, увеличению специальной литературы, в которой бы подробно освещались различные трудности, касающиеся обучению игры на музыкальных инструментах в ДМШ.
Актуальность исследования обуславливается и потребностью преодоления разрыва, образовавшегося между уже существующими теоретическими обоснованиями и современной практической деятельности ДМШ. Одновременно с этим наблюдается и печальная тенденция: в связи с глобальными общественными переменами многие традиции, связанные с обучением подрастающего поколения фортепианному исполнительству, оказались утраченными. Достигнутый ранее уровень преподавания оказался в кризисном состоянии.
Прогресс музыкальной науки и практики обеспечивается как современными инновациями, так и сохранением традиций, обобщением накопленного в истории научно-теоретического, эмпирического опыта и использованием его в решении новых задач; целостный подход к исследованию музыкального искусства в интонационном учении Б.В.Асафьева, обоснование сущности музыки как «искусства интонируемого смысла», выявление интонационной специфики исполнительства, установление диалектической взаимосвязи процессов создания, исполнения и восприятия музыки послужили методологической основой современной теории исполнительского искусства и педагогики. Вместе с тем до настоящего времени вопросы фортепианноисполнительской культуры в контексте учения об интонации являются недостаточно освещенными в отечественной методологии пианизма. Педагогические идеи Б.В.Асафьева в области специального образования также не получили широкого внедрения в теорию и практику, однако по своему масштабу и содержательности остались перспективными для дальнейшей разработки.
Отечественная система образования пианиста, сформировавшаяся на преемственных связях с лучшими историческими традициями, характеризуется профессиональной направленностью и имеет безусловные достоинства. При этом рост требований к исполнительскому мастерству уже с начального этапа обучения игре на фортепиано актуализирует не только значение целостного, художественно-исполнительского и технического становления учащихся, но и необходимость формирования музыкальной культуры личности через постижение интонационной природы музыкального искусства.
Поиск путей моделирования процесса дальнейшего усовершенствования фортепианной подготовки начинающего пианиста в XXI веке предполагает научное обобщение и систематизацию богатейшего исторического опыта в этой сфере.
Обучение детей пониманию, познанию художественного мира музыки - это одна из основных задач музыкальной школы, решаемая, на наш взгляд, именно с позиций интонационного подхода. Традиционная методика обучения учеников не способствует развитию навыков художественного познания музыки, духовного мира лирического героя, не подводит к пониманию сущности предмета сводится к тренажу узкопрофессиональных умений. Дети не владеют навыками интонационноаналитической деятельности, а потому самостоятельно не в силах определить и постичь художественный образ исполняемого произведения, логику его развития. Зачастую личностное представление и понимание исполняемого произведения не основано на личностно-субъективном проживании интонационной сущности музыки, анализе и звуковой реализации художественного содержания.
Сегодня в педагогической практике господствуют принципы функционального анализа компонентов музыкальной ткани. Отдельно рассматриваются агогика, тембр, темп, динамика, лишь частично анализируются вопросы их взаимодействия в процессе интонирования художественного образа. Художественное интонирование требует осмысления всех компонентов музыкальной ткани с позиций интонационной целостности, что мало распространено как в теории, так и в практике анализа. Обычно отдельно продумывается динамический план, выбираются артикуляционные приемы, педализация, независимо от всего перечисленного определяется темп и т.д. В традиционной практике анализа не хватает:
- духовной глубины понимания;
- познания мира человека средствами музыкального искусства;
-направленности на интерпретацию, овладения собственно
процессом интонирования.
В создавшихся условиях работа над выразительным исполнением приобретает ещё большую сложность, и поскольку выразительное исполнение произведений является обязательным условием конкурсов различного уровня, академических концертов, выпускных и вступительных экзаменов, то оставлять без внимания этот вопрос нельзя. Развитие навыков выразительного интонирования - одна из важнейших фортепианных технических задач, ставящих своей целью художественноэстетическое воспитание ученика, поэтому в данной работе мы рассмотрим именно эту тему.
Степень изученности темы исследования. Анализ источников по истории отечественного пианизма свидетельствует о том, что в фундаментальных трудах рассматривается фортепианное искусство в контексте художественной культуры, концертная жизнь и мастерство выдающихся исполнителей, выявляются методические принципы знаменитых педагогов-пианистов. Обзор многочисленных работ показывает, что история искусства исполнения выразительного интонирования не получила освещения в специальном научном исследовании.
Понятие «интонация» было детально изучено в работах таких авторов как Б.В.Асафьев, М.Г. Арановский, А.Н.Глумов, В.Лукьянов, А.В. Малинковская, В.В.Медушевский. Музыкальная интонация также была исследована следующими авторами: С.А. Айзенштадт , А.Д Алексеев,Б.Л. Кремштейн, И.Критская, Н.А. Любомудрова, Малинковская, В.В. Медушевский, Г.М. Цыпин. Методические аспекты работы над интонацией в исполнительском классе рассматривали Н. И. Голубовская,
Е.Я.Либерман, Л. А. Мазель, В. Натансон. Методика работы над выразительной интонацией в классе фортепиано была представлена в работах Л.А Баренбойма, В.Г. Ивановского, Г.М.Когана, А.Г. Каузовой, К.А Мартинсена, С.Е. Натансон, Е.Е. Нейгауза, А.И. Николаева и многие другие. Исторические и теоретические аспекты татарской музыки были изучены такими учеными, как Спиридонова В.М., Дулат-Алеев В.Р. Татарская фортепианная музыка была изучена Ахметовой Э.К, Батыркаевой Л, Соколовой Е.А, Спиридоновой В.М, Шишкиной К.
В процессе проведения исследования были получены следующие результаты:
1. Термин «интонация» произошел от латинского intonare- громко произносить. В этом случае имеется в виду речевая интонация, т. е. ритмично-мелодическая сторона речи, служащая в предложении средством выражения синтаксических значений и эмоционально-экспрессивной окраски.
Составные элементы интонации: - мелодика речи - повышение или понижение голоса в повествовательном, вопросительном предложениях;- ритм речи - чередование ударных, безударных, долгих кратких слогов; - интенсивность речи - сила или слабость произношения;- темп речи - скороговорка, замедление;
-тембр речи - звуковая окраска. Тембры: «веселый», «игривый»,
«мрачный»;
-фразовое и логическое ударения, как средство выделения речевых отрезков. Столь пристальное внимание к речевой интонации, не случайно, поскольку со времен становления русской школы фортепианной игры, многие педагоги, работая с учениками над темой интонирования, при игре на фортепиано. Произношение становится более значимым.
Если говорить об интонационной выразительности, важно сказать сказать об Асафьеве, который видел в интонации выразительно-смысловой элемент, интонация - носитель смысла, художественного содержания.
Таким образом, понятие «интонационная выразительность» - это осмысленно-выразительное раскрытие образного содержания произведения с помощью выразительности тона, интервала, мелодического оборота, ритма, тембра. То есть охватываются все стороны звучания, все выразительные средства, именно в их неразрывном единстве.
2. Изучение истории фортепианного искусства позволило сделать вывод, что развитие техники выразительного исполнения происходило в тесной взаимосвязи с совершенствование клавишных инструментов. В эпоху Возрождения ведущим клавишным инструментом был орган, позже происходит развитие органной и клавирной педагогики как двух раздельных ветвей муз,- пед. искусства. Высшего расцвета клавесинизма стала первая половина 18 века. Конец 18 века, фортепиано вытеснило «короля» инструментов- клавесин.
3. Изучив историю становления фортепиано и определив насколько пение влияет на интонационное развитие ученика, необходимо отметить важную роль изучения учениками татарских произведений параллельно с классической музыкой. В основе татаркой музыкальной культуры лежит песня. Татарская мелодия отличается невероятной гибкостью, извилистой мелизматикой. Для передачи требуется тонкий интонационный слух. Проблема музыкального воспитания детей на материале народного искусства является далеко не новой. Еще в XIX веке великие русские музыканты, закладывая фундамент профессионального музыкального образования в России, ясно понимали большую роль неиссякаемого народного источника, питающего нескончаемым разнообразием образов, идей, музыкальных тем, творчеством многих поколений композиторов и исполнителей. Доступная своим гармоническим содержанием народная музыка помогает развитию музыкальной памяти, внутреннего слуха, формированию творческих навыков, особому отношению к музыке, к выразительному исполнению. Таким образом, педагогический потенциал татарской фортепианной музыки при работе над интонационной выразительностью заключается в том, что национальная песенность, положенная в ее основу, заключает в себе уникальное богатство мелодических линий, многообразие и неповторимость интонационного колорита, и представляют собой благодатную почву для развития навыков интонирования.
4. Первые методические пособия по игре на клавишных инструментах появились для фортепиано и клавесина «Курс обучения на клавесине или пианофорте» Л.Ф.Депрео, изданный в конце 18 века. Широкую известность получили методические работы, посвященные искусству игры на фортепиано А.Д. Алексеева, А. Артоболевской, Г.Нейгауза, Г.Когана, В. Горностаевой, Е.М. Тимакина. и ми. др
3. В наши дни на практике применяются методические пособия А.Д. Алексеева, А. Артоболевской, С. А. Барсукова, Д.С. Надыровой, А.Николаева, В.М..Спиридоновой, Д.И. Шайхутдиновой.
5. Работа над выразительным исполнением(певучим звучанием) - это сложный и многоэтапный процесс, который состоит из вслушивания, пропевания, проигрывания в медленном темпе, работе над штрихами, фразировкой, динамикой и последующим воплощением музыкального образа произведения.
6. Методические аспекты работы над выразительным интонированием представляют следующую последовательность действий:
1) пропеваниеи проигрывание мелодии, вслушивание в неё, анализ первых ассоциаций;
2) работа над аппликатурой;
3) работа над аккомпанементом и педалью;
4) соединение фактуры и мелодии;
5) работа над динамикой, штрихами с обязательным учётом выразительного звучания;
6) контролирование аппарата: руки, кисть, мышцы, «погружение подушечек» в клавиатуру;
7) прорабатывание каждой части произведения с учётом его структуры и проведением образного анализа;
8) Проигрывание произведения целиком с учётом всех нюансов, композиции. Цель - достижение певучего звучания и создание музыкального образа.
6. Были разработаны методы, способствующие развитию ин тонационной выразительности:
- «метод переинструментовки»;
- «метод образных ассоциаций интонирования»;
- «метод расширение интервального диапазона»;
- «пение глиссандированием»;
- «рука на руке»:
- «поэтапность работы над выразительным интонироанием».
7. Экспериментальная работа по оценке эффективности организации процесса изучения выразительной игры показала улучшение владения навыками учащихся экспериментальной группы по сравнению с контрольной, где уровень изменился не значительно, что подтвердило эффективность разработанных нами методов.
1. Айзенштадт С. А. Понятие «тонового напряжения» в интонационной теории Б.В. Асафьева и его значение для музыканта - исполнителя. // Пути развития методики преподавания в музыкальном ВУЗе. Сб. научи, тр. /Ред. Т.Л. Федотова - Владивосток: Изд. Дальневосточного ун-та, 1989.-С. 150-159;
2. Академик Б.В. Асафьев. Избранные труды в 5-ти т. - М.: Изд. АН СССР, 1952-1957,- а)т.1 - 400с, б)т.2 - 384с.,в)т.3. - 335с, г)т.4 - 439с, д)т.5 - 388с.;
3. Алексеев А.Д. Из истории фортепианной педагогики. Руководства по игре на клавишно - струнных инструментах (От эпохи Возрождения до середины XIX века). Хрестоматия. - Киев: Музична Украина, 1974.-163с.;
4. Алексеев А. Д. История фортепианного искусства. 4.2. - М.: Музыка, 1967 Алексеев А.Д. История фортепианного искусства. Ч.З. - М.: Музыка, 1982.-286с.;
5. Алексеев А.Д. Методика обучения игре на фортепиано. - М.: Музыка, 1961. -272с.;
6. Н.Алексеев А.Д. О воспитании музыканта - исполнителя. // Советская музыка. - 1980. - №2. - С.72 - 77;
7. Алексеев А.Д. Педагогика творческого поиска. // Советская музыка. -1981. -№3,- С.72 -76;
8. Асафьев Б.В. (И. Глебов) Вопросы музыкальной современности.//Красная газета (веч. вып). - 1924. - 20 ноября.
9. Асафьев Б.В. А.Г. Рубинштейн.// Советская музыка. Сб. ст. - М,-Л:Музгиз, 1946.-77с.;
10. Асафьев Б.В. Музыкальная форма как процесс. а)М.: Гос. изд- во. Муз.сектор, 1930. - 190с. б) Кн. 2,- М. - Л.:Музгиз,1947,- 164с. в) КнЛ и 2. -Л.: Музгиз, 1963. -378с. г) Изд. 2-е. -Л.: Музыка,1971. -376с.;
11. Асафьев Б.В. Музыкальные заметки. (Концерт пианиста
Горовица и т.д.) //Театр.-1923.-№6.-С.9;
12. Асафьев Б.В. Прокофьев - исполнитель.// Жизнь искусства. - 1927. - №7.-С.4-5;
13. Асафьев Б.В. Речевая интонация. - М,- Л.: Музыка, 1965,- 136с.;
14. «Балалар очей фортепиано пьесалары»- Казань, издательство КГК им. Жиганова, 1994г.
15. Бажанов Н.С. Динамическое интонирование в искусстве пианиста: Исследование. - Новосибирск: НТК, 1994,- 300с.;
16. Бакланова Н.К. Формирование умений выразительного исполнения произведения (на материале обучения игре на фортепиано в ДМШ). Автореферат дне. канд. пед. наук. - М., 1975,- 24с.;
17. Баренбойм Л. А. Музыкальная педагогика и
исполнительство. - Л.:Музыка, 1974.-336с.;
18. Баренбойм Л.А. Путь к музицированию. - М,- Л.Советский композитор, 1973.-272с.;
19. Браудо И.А. Артикуляция.(0 произношении мелодии). - Л.: Гос. Муз.Изд., 1961.-200с.;
20. Гольденвейзер. - М.: Музыка, 1986.-214с. .В фортепианных
классах Ленинградской консерватории./ Ред. А.Баренбойм - Л.:
Музыка 1968,- 188с.;
21. Голубовская Н.И. Искусство педализации. - Л.: Музыка, 1974,-
96с.;
22. Голубовская Н.И. О музыкальном исполнительстве: Сб. ст. и материалов. /Сост. Е. Бронфин - Л.: Музыка, 1985,- 142с.;
23. Гофман И. Фортепианная игра. Ответы на вопросы о фортепианной игре. - М.: Гос. Муз. Изд., 1961,- 224с.;
24. Дулат-Алеев В.Р. Назиб Жиганов: личность, творчество, контексты истории - Казань, 2004;
25. Ярустовский Б.М. Интонация и музыкальный образ./ - М.: Музыка, 1965. - 356с;
26. Гольденвейзер. - М.: Музыка, 1986,- 214с. 86.В
фортепианных классах Ленинградской консерватории./ Ред. Л.А.Баренбойм - Л.: Музыка 1968,- 188с.;
27. Воспитание музыкального слуха. Сб. ст. / Ред. - сост. А.П. Агажанов. - М.: Музыка, 1977. - 160с.;
28. Воспитание пианиста в ДМШ./ Отв. ред. Б.Е. Милич. - Киев: Мистецтво, 1964,- 120с.;
29. Голубовская Н.И. Искусство педализации. - Л.: Музыка, 1974,-
96с.;
30. Голубовская Н.И. О музыкальном исполнительстве: Сб. ст. и материалов. /Сост. Е. Бронфин - Л.: Музыка, 1985,- 142с.;
31. Еольденвейзер А.Б. Советы мастера. // Советская музыка. - 1965. -№5. - С.95 - 102;
32. Еотсдинер А.Л. Музыкальная психология. - М.: МИЛ «NB Магистр», 1993. - 190с.;
33. Еофман И. Фортепианная игра. Ответы на вопросы о фортепианной игре. - М.: Еос. Муз. Изд., 1961,- 224с.;
34. Дулат-Алеев В.Р. Назиб Жиганов: личность, творчество, контексты истории - Казань, 2004;
35. Из опыта воспитательной работы в ДМШ. Методические разработки./ Сост. С.С. Ляховицкая. - М.: Центр, метод, каб. по дет. муз. и худ. обр., 1969.-112с.;
36. Кабалевский Д.Б. Б.В. Асафьев (Игорь Елебов). - М.: Еос. Муз. Изд., 1954.-76с.;
37. Кирнарская Д.К. Музыкальное восприятие. - М.: Кимос - Ард, 1997. -160с.;
38. Кирнарская Д.К. Современные представления о музыкальных способностях. //Вопросы психологии. - 1988. - №2. - С. 129 - 137;
39. Коган Е.М. Вопросы пианизма. Избранные статьи. - М.: Советский композитор, 1968. -462с.;
40. Коган Г.М. Избранные статьи. Вып. 2. - М.: Советский композитор, 1972.-266с.;
41. Коган Г.М. Избранные статьи. Вып. 3. - М.: Советский композитор, 1985.-184с.;
42. Коган Г.М. Работа пианиста. Изд.З. - М.: Музыка, 1979,- 182с.
43. Коган Г.М. У врат мастерства. Психологические предпосылки успешности пианистической работы. - М.: Советский композитор, 1961,- 116с.;
44. Кременштейн Б.Л. Воспитание самостоятельности учащегося в классе специального фортепиано. - М.: Музыка, 1966,- 120с.;
45. Кременштейн Б.Л. Педагогика Г.Г. Нейгауза. - М.: Музыка, 1984-88с.;
46. Либерман ЕЯ. Работа пианиста над фортепианной техникой. - М.: Музыка, 1985,- 136с.;
47. Либерман Е.Я. Творческая работа пианиста с авторским текстом. -М.: Музыка, 1988. - 236с.;
48. Мазель Л.А. Вопросы анализа музыки. Опыт сближения теоретического музыкознания и эстетики. - М.: Советский композитор, 1978.-352с.;
49. Маленковская А. Фортепианно-иполнителькое интонирование. -Москва, Музыка, 1991;
50. Мазель Л.А. О мелодии. - М.: Музгиз , 1952,- 300с.;
51. Мазель Л.А. О природе и средствах музыки: Теоретический очерк. -М.: Музыка, 1991.-80с.;
52. Мазель Л.А. Строение музыкальных произведений. 2-е изд. - М.: Музыка, 1979.-536с.;
53. Мартинсен К. А. Методика индивидуального преподавания игры на фортепиано. -М.: Музыка, 1977,- 128с.;
54. Мастера советской пианистической школы. Очерки. /Ред. А.А.Николаев - М.: Музгиз, 1961,- 240с.;
55. Медушевский В.В. О закономерностях и средствах
художественного воздействия музыки. - М.: Музыка, 1976,- 256с.
56. Медушевский В.В. Интонационная теория в исторической перспективе. // Советская музыка. -1985,- №7 - С.66-70;
57. Музыкальное искусство и наука. /Ред. Е.В. Назайкинский. Вып. 1. -М.: Музыка, 1970.-220с.;
58. Надырова Д.С. Методические рекомендации по работе над художественным образом при самостоятельном изучении фортепианных произведений/.- Казань, 1989;
59. Надырова Д.С. О некоторых перспективах развития эмоциональной отзывчивости на музыку в аспекте ее взаимосвязи с общеэмпатийными свойствами личности/ Д.С. Надырова// Эмоциональный компонент содержания эстетического образования: Материалы Международной научно-практической конференции. -Тула, 2006;
60. Назайкинский Е.В. О психологии музыкального восприятия. - М.: Музыка, 1972,- 383с.;
61. Нейгауз Е.Е. Об искусстве фортепианной игры. Записки педагога. -М.: Музыка, 1987,- 240с.;
62. Ражников В.Е. Три принципа новой педагогики в музыкальном обучении. // Вопросы психологии. - 1988. - №1. - С.33 - 41; Развивающее обучение в классе фортепиано. Развитие пианиста. Сб. ст. за 1931 - 1935 гг. - М.: ОЕИЗ - МУЗЕИЗ, 1935.-250с.;
63. Ребенок за роялем. Педагоги - пианисты Социалистических стран о фортепианной педагогике. Сб. ст. / Ред. - сост. Я. Достал - М.: Музыка, 1981.-334с.;
64. Риман Е. Катехизис фортепианной игры. /Пер с нем. А. Буховцева -М.: Муз. Сектор Еос. Изд., 1929,- 96с.;
65. Ручьевская Е.А. Интонационный кризис и проблема переинтонирования. // Советская музыка. - 1975. - №5. - С. 129 - 134;
66. Фейнберг .С.Е. Пианист. Композитор. Исследователь./ Ред. - сост. И. Лихачева. - М.: Советский композитор, 1984. - 232с.;
67. Савшинский СИ. Работа пианиста над музыкальным произведением,- М,-Л.: Музыка,1964. - 188с.;
68. Светозарова Н.А., Кременштейн Б.Л. Педализация в процессе обучения игре на фортепиано. - М.: Музыка, 1965. - 120с.;
69. Спиридонова В.М. Воспитание слуха и техники учащегося - пианиста в полифоническом репертуаре. И.С. Бах «Маленькие прелюдии и фуги». -Казань: Изд. Казанского университета, 1988,- 64с.;
70. Теплов Б.М. Психология музыкальных способностей. - М,- Л.: АПН РСФСР, 1947,-336с.;
71. Тимакин Е.М. Воспитание пианиста. - М.: Советский
композитор, 1989,- 144с.;
72. Хрестоматия по татарской фортепианной музыке: [Ноты]: репертуар для ДМШ / сост. Э.К.Ахметова, Л.М. Батыркаева и др. в 2 ч. - Казань: Татарское книжное издательство, 1986;
73. Цагарелли Ю.А. Психология музыкально
исполнительской деятельности. Автореферат дне. канд. псих. наук. - М.,
1989. -31с.;
74. Цуккерман В.А. Музыкально - теоретические очерки и этюды. - М.:Советский композитор, 1970,- 560с.;
75. Цыпин Г.М. Обучение игре на фортепиано: Уч. пос. для студентов пед. институтов по специальности №2119 «Музыка и пение». - М.:Просвещение, 1984,- 176с.;
76. Цыпин Г.М. Развитие учащегося - музыканта в процессе обучения игре на фортепиано. - М.: Тип. Mi ПИ, 1975,- 108с.;
77. Шмидт - Шкловская А. А. О воспитании пианистических навыков. -Л.: Музыка, 1985.-72с.;
78. Шульпяков О. «Звукотворческая воля» или процесс познания. // Советская музыка. - 1982. - №5. - С. 104 - 106;
79. Щапов А.П. Фортепианная педагогика. Методическое пособие. -
М.: Советская Россия, I960,- 171с.;
80. Яворский Б.Л. Воспоминания. Статьи. Письма. Т.1.- М.
Музыка, 1964. -670с.;
81. Яворский Б.Л. Основные элементы музыки. //Искусство
Журнал РАХН. - М.: Гос. Изд., 1923. - С. 185 - 194