Тип работы:
Предмет:
Язык работы:


ЛОГОРИТМИЧЕСКАЯ ТЕХНОЛОГИЯ КОРРЕКЦИИ НАРУШЕНИЙ ТЕМПО-РИТМИЧЕСКОЙ СТОРОНЫ РЕЧИ У ДЕТЕЙ С ЗАИКАНИЕМ

Работа №31746

Тип работы

Дипломные работы, ВКР

Предмет

логопедия

Объем работы95
Год сдачи2019
Стоимость6500 руб.
ПУБЛИКУЕТСЯ ВПЕРВЫЕ
Просмотрено
1245
Не подходит работа?

Узнай цену на написание


Введение 3
Глава I. Теоретические основы изучения темпо-ритмической стороны речи у детей с заиканием 7
1.1 Современное состояние изученности проблемы формирования темпоритмической стороны речи 7
1.2 Специфика сформированности темпо-ритмической стороны речи у детей с заиканием 15
Выводы по Главе I 21
Глава II. Исследование уровня сформированности темпо-ритмической стороны речи у детей с заиканием 23
2.1 Организация экспериментальной работы по изучению темпоритмической стороны речи у детей с заиканием 23
2.2 Анализ уровня сформированности темпо-ритмической стороны речи у
детей с заиканием 26
Выводы по Главе II 38
Глава III . Логопедическая работа по формированию темпо - ритмической стороны речи у детей с заиканием 40
3.1 Формирование темпо-ритмической стороны речи с использованием
логоритмической технологии у детей с заиканием 40
3.2 Анализ результатов контрольного эксперимента 55
Выводы по Главе III 68
Заключение 70
Список литературы 74


Актуальность исследования. Своевременное и полноценное овладение речью является важнейшим условием становления у ребенка психики и дальнейшего правильного ее развития.
Заикание является одним из распространённых, сложных и длительно протекающих речевых нарушений у детей. Оно характеризуется сложным симптокомплексом и в ряде случаев невысокой эффективностью коррекции. Возникая в период наиболее активного формирования речи (2-6 лет), заикание ограничивает коммуникативные возможности ребёнка, искажает формирование личности, затрудняет социальную адаптацию. Заикание было подвергнуто глубокому и всестороннему изучению таких авторов как И.Ю. Абелева, JI.3. Арутюнян, JI. И. Белякова, М.А. Виноградова, Н.А. Власова, С.В. Дель, Р.И. Лалаева, С.А. Миронова, Н.И. Неткачев, Е.Ю. Pay, В.И. Селиверстов, И.А. Сикорский, Н.А Чевелёва, В.М. Шкловский, А.В. Ястребова и др. Благодаря исследованиям М.А. Алексеева, Н.Е. Введенского, А.В. Запорожца, Д.Г. Квасова, В.А. Кручинина, Б.М. Тешюва, И.П. Павлова, А.А.Ухтомского был раскрыт механизм формирования темпо - ритмических движений. Логоритмическую технологию исследовали такие авторы как Эмиль Жак - Далькроз, В. А. Гиляровский, В. А. Гринер, Ю. А. Флоренская, Н. А. Власова, Н. С. Самойленко, В. И. Рождественская, Е. Ф. Шершнева, Е. Ф. Рау, Н. А. Тугова, В. И. Дресвянников, Г. А. Волкова, Н. А. Рычкова, А. В. Крапухин, А. А. Высоцкая, Е.В. Оганесян.
Понимание природы заикания всегда было сконцентрировано на изучении моторных аспектов речи. Наиболее характерными и постоянными симптомами нарушения плавности речи при заикании являются расстройства движений в виде тиков, судорог, нарушением координации артикуляционных мышц, моторного контроля, мышечного тонуса, патологической активностью ротовых, голосовых, глоточных, дыхательных мышц. Реакции насильственного типа, прерывают плавное протекание речи и могут иметь характер тиков, судорог, тремора, разного количества мышц, участвующих в речи. Поэтому при коррекции заикания основное внимание должно быть направлено на устранение патологической мышечной активности, выработке темпа и ритма движений.
Сегодня в России происходит трансформация системы дошкольного образования. Федеральный государственный стандарт дошкольного образования подразумевает создание благоприятных условий развития детей в соответствии с их возрастными и индивидуальными особенностями и склонностями, учет индивидуальных потребностей ребёнка, связанных с его жизненной ситуацией и состоянием здоровья, индивидуальными потребностями отдельных категорий детей.
Проблема изучения особенностей становления речевой функции, в частности темпо-ритмической организации речи, в норме и при отклонениях в овладении речью, является одной из актуальных и недостаточно разработанных проблем в логопедии. В этой связи возникает необходимость в изучении особенностей темпо-ритмической организации речи, методик диагностики и коррекционной работы, разработанных для детей дошкольного возраста.
Одним из наиболее эффективных средств коррекции заикания является логопедическая ритмика. Логопедическая ритмика, как один из коррекционных приемов, благотворно сказывается не только на состоянии речи заикающихся, но и личности в целом, так как в процессе занятия корригируются различные моменты вербальной и невербальной коммуникации, расширяющие речевые возможности заикающихся.
Комплексные мероприятия, направленные на все звенья и уровни патологической системы речи, а также личности заикающихся, позволяют получить стабильный коррекционный эффект.
Цель работы - определить эффективность коррекционно-логопедической работы, направленной на развитие темпо-ритмической стороны речи посредством логоритмической технологии у заикающихся дошкольников.
Объект исследования - процесс формирования темпо-ритмической стороны речи у детей с заиканием.
Предмет исследования: формирование темпо-ритмической стороны речи у детей с заиканием с использованием логоритмической технологии.
Гипотеза исследования: процесс формирования темпо-ритмической стороны речи у детей с заиканием будет протекать эффективно при условии включения в коррекционный процесс логопедической ритмики.
Задачи работы:
— анализ психолого-педагогических исследований по проблеме заикания;
— выявление уровня сформированности темпо-ритмической стороны речи у детей с заиканием;
— разработка и апробация системы логоритмических занятий по коррекции темпо-ритмической организации речи у детей с заиканием.
Методологическую базу исследования составили работы Н.С. Самойленко, В.А. Гринер, В.И. Гиляровского, М. Ю. Картушина, М. Ю. Гоголева, Е. В. Кузнецова, Т. Б. Филичева, Л.С. Волкова, Т. В. Туманова, В.И.Селиверстова, Г.А.Волковой, С.В.Леоновой, Н.А.Власовой, Л.С. Выготский, Р. Е. Левина.
Методологической основой исследования являются: теория познания; идея о роли активности субъекта в деятельности; философские положения о социальной, деятельностной и творческой сущности личности; субъектнодеятельностный, средоориентированный, целостный, коррекционно - педагогический подходы к преодолению темпо-ритмических нарушений у заикающихся дошкольников, теория развития психики ребенка, включая идеи зоны ближайшего и актуального развития; разработки обходных путей в обучении аномального ребенка; положения о системном и комплексном подходе в коррекции нарушений речи.
Методы исследования:
Теоретические: анализ данных научной литературы по логопедии, психологии, лингвистике, педагогике и сурдопедагогике;
Эмпирические: организация наблюдений во время индивидуальных занятий, беседы с родителями и ребенком, анализ медицинской документации, фиксирование результатов констатирующего и контрольного эксперимента, обобщение собственного педагогического опыта;
Интерпретационный: количественный и качественный анализ полученных результатов.
База исследования: Исследование выполнено на базе МБДОУ "Детский сад №151 комбинированного вида Ново-Савиновского района г. Казани".
Практическая значимость исследования заключается в том, что обоснованные и экспериментальным путем апробированные педагогические условия могут быть использованы в работе воспитателей и педагогов - логопедов дошкольных образовательных организаций на этапе коррекции нарушений темпо-ритмической стороны речи у детей с заиканием.
Структура исследования отражает логику исследования и состоит из введения, трех глав, заключения, списка литературы и приложения.


Возникли сложности?

Нужна помощь преподавателя?

Помощь студентам в написании работ!


В результате проведенного исследования, включающего в себя анализ литературных данных и проведение экспериментального исследования по изучаемой проблеме необходимо отметить следующее.
Заикание является одним из распространенных речевых нарушений, которое включает в себя сложный симптокомплекс и в связи с этим характеризуется невысокой эффективностью лечения. Оно возникает в период синситивности (2-6 лет), затрудняет социальную адаптацию ребенка, ограничивает его коммуникативные навыки, а также искажает развитие личностных качеств.
Для речи детей с заиканием характерно недоразвитие темпо - ритмической стороны речи, при котором отмечаются характерные особенности в развитии выразительности речи, что выражается в изменениях интонации [2 с. 154].
Подводя итоги по изученной литературе и после рассмотрения особенностей темпо-ритмической организации речи у детей с заиканием можно сделать вывод, что они имеют сложности в организации темпо - ритмической составляющей речи. Это проявляется как в сложности определения темпа и ритма речи, так и в неспособности самостоятельно воспроизводить заданный темпо-ритмический рисунок.
В целом у заикающихся детей, как с невротической, так и с неврозоподобной формами данной речевой патологии свободная речь характеризуется монотонностью, отрывистостью, отсутствием смысловых пауз. Сопутствующими наблюдаемыми нарушениями являются:
— нарушение активного внимания и недостаточность его распределения;
— повышенная тревожность, беспокойство и, как следствие, неуверенность в себе.
Так как увеличение числа детей с заиканием, посещающих общеобразовательные школы, в последние годы отмечается все чаще, то этой причине, разрабатываются системы профилактических мер, призванных уменьшить или, по крайней мере, минимизировать нарушения темпо - ритмической составляющей речи, и тем самым дать возможность ребенку на более успешную логопедическую работу, по преодолению заикания. Данная работа проводится на занятиях по логоритмике.
Комплексная, системная, поэтапная работа по преодолению заикания на логоритмических занятиях, способствует улучшению темпо-ритической организации речи младших школьников и совершенствованию собственной речи в целом.
Логопедическая ритмика является составной частью лечебно - педагогического комплексного метода преодоления заикания, специфической формой лечебно-педагогического воздействия. Специализированная методика логопедической ритмики является средством перевоспитания речи заикающихся через тренировку и развитие необходимых качеств общей и речевой моторики.
Так как изменения моторики при невротическом заикании неспецифичны для заикающихся и сходны с состоянием двигательной сферы при общих неврозах, занятия логопедической ритмикой можно строить с учетом имеющихся методических разработок и указаний для больных неврозами. Повышенная двигательная утомляемость больных и снижение тонуса мышц говорят о желательном включении в логоритмические занятия элементов лечебной физкультуры, направленных на нормализацию мышеч - ного тонуса, развитие физической силы и выносливости
При неврозоподобном заикании необходимо выработать четкие, координированные и ритмичные движения в темпе и ритме музыки,организовать прежде всего моторную деятельность, стремиться развить музыкально-ритмические способности.
Сроки перехода к «речевым» упражнениям в этой группе дальше отстоят от начала занятий. Больные длительное время тренируются в менее сложных формах речи и, как правило, лишь в небольшом проценте достигают самостоятельной речи хорошего качества на логоритмических занятиях. Диапазон сложности материала вследствие этого также уменьшается параллельно с удлинением сроков формирования и закрепления моторных навыков.
Основной задачей логопедической ритмики является содействие преодолению речевого дефекта пациентов на основе и при помощи развития и совершенствования необходимых качеств общей и речевой моторики на коллективных логоритмических занятиях.
Эта задача решается в процессе поэтапного обучения заикающихся на ежедневных групповых логоритмических занятиях. Наиболее эффективным является проведение ежедневных занятий по группам и общего коллективного занятия в конце недели. При этом продолжительность каждого занятия составляет от 1 часа до 1 часа 30 минут.
Материал для занятий логопедической ритмикой распределяется параллельно программе логопедических занятий и учитывает задачи речевой работы с каждым больным, а также уровень речи, на котором в данный момент находится каждый больной и вся группа в целом. Оптимальное количество занимающихся в одной группе — 10—12 человек. При этом одна группа комплектуется из больных с невротическим заиканием, а другая — из больных с неврозоподобным заиканием. Это дает возможность на практике осуществлять дифференцированную логоритмическую работу.
В ходе исследования было показано, что реализованная нами логопедическая работа по формированию темпо-ритмической стороны речи у детей с заиканием способствовала развитию темпа и ритма речи, восприятия ритма и темпа речи, воспроизведения отраженного ритма и темпа речи, самостоятельного управления ритмом и темпом речи, самоконтроля детей при воспроизведении речевых высказываний у детей экспериментальной группе. В контрольной группе также произошло развитие данного показателя, однако в экспериментальной группе развитие носило более динамичный характер.
Таким образом, в ходе проведённого нами экспериментального исследования были реализованы заявленные задачи и достигнута поставленная цель.
Перспективным является дальнейшее изучение коррекции темпоритмической стороны речи заикающихся дошкольников посредством логоритмики, поскольку представляется возможным дальнейшее совершенствование работы в данном направлении.



1. Антипова, А.М. Просодия [Текст]: Лингвистический
энциклопедический словарь. - М., 1990. - С.401-402.
2. Артемова, Е.Э. Формирование просодики у дошкольников с речевыми нарушениями [Текст]: монография / Е.Э. Артемова. — М. : МГГУ им. М.А. Шолохова, 2008. — 123 с
3. Архипова, Е.Ф. Логопедическая работа с детьми раннего возраста [Текст] / Е.Ф. Архипова. — М. : Астрель, 2007. — 216 с
4. Ахманова, О. С. Фонология. Материалы к курсам языкознания [Текст] / О. С. Ахманова / под общ. ред. В. А. Звегинцева. - М. : Изд-во Моск.Ун-та, 1954. - 23 с.
5. Белякова, Л. И. Логопедия. Заикание. [Текст]/ Л.И. Белякова, Е.А. Дьякова. -М.: Эксмо - Пресс, 2013.- 320 с.
6. Белякова, Л. И. Заикание: проблемы теории и практики: Коллективная монография [Текст]: Под ред. Л.И. Беляковой. — М.: Национальный книжный центр, 2015. — 184 с. (Логопедия: от теории к практике.)
7. Бернадская, М.Э. Критерии развития ребенка раннего возраста [Текст] / М.Э. Бернадская, О.Е. Громова - Управление ДОУ. - 2003. - №3. - С.108-117
8. Брызгунова, Е. А. Звуки и интонация русской речи [Текст] / Е. А. Брызгунова. - М. : Просвещение, 1972. - 279 с.
9. Визель, Т.Г. Коррекция заикания у детей. [Текст]/ Т.Г. Визель. - М.: АСТ, Астрель, ВКТ, 2009.- 224 с.
10. Волкова Г.А. Логопедическая ритмика [Текст]: Учеб. для студ. высш. учебн. заведений / Г.А. Волкова — М. : ВЛАДОС, 2002. — с.158.
11. Волкова, Г. А. Логопедическая ритмика [Текст]/ Г.А. Волкова. - М.: Детство-Пресс, 2010. - 352 с.
12. Волкова, Г.А. Игровая деятельность в устранении заикания у
дошкольников. [Текст]: Книга для логопедов.- М.: Детство-Пресс,2013.-240 с.
13. Гвоздев, А.Н. Вопросы изучения детской речи [Текст] / А.Н. Гвоздев.
— М. : Просвещение, 2004. — 345 с.
14. Елисеева, Е. И. Ритмика в детском саду [Текст]/ Е.И. Елисеева, Ю.Н. Родионова. - М.: Перспектива, 2012. - 104 с.
15. Елисеева, М.Б. Лексикон ребенка раннего возраста [Текст] / М.Б. Елисеева под ред. С.Н. Цейтлин. — СПб. : Изд-во ЗАО «Издательский цех «Балтика», 2000. — С. 15-33.
16. Жинкин, Н.И. Психологические основы развития речи. В защиту живого слова [Текст] / Н. И. Жинкин. - М.: Просвещение, 1966. - С. 5-25.
17.Зееман, М. Расстройство речи в детском возрасте. [Текст]/ М. Зееман.
— М.: издательство академии педагогических наук, 2012 . -212 с. 18.Зиндер, Л.Р. Общая фонетика [Текст]: учеб. пособие / Л. Р. Зиндер. - 2е изд., перераб. и доп. - Москва : Высшая школа, 1979. - 312 с.
19.Златоустова, Л. В. Общая и прикладная фонетика [Текст]: учебное пособие / Л. В. Златоустова, Р. К. Потапова, В. Н. Трунин-Донской. - М. : Изд-во МГУ, 1986. - 304 с.
20. Исагулиев, П.И. Ролевые игры и тренинги в коррекции заикания.
[Текст]/ П.И. Исагулиев. - М.: В. Секачев. НИИ школьных технологий,2009.-112 с.
21. Кантер, Л.А. Системный анализ речевой интонации [Текст] / Л. А. Кантер. - М. : Высшая школа, 1988.- 128 с.
22. Ларина, Е.А. К вопросу о периодизации развития интонационной системы языка у детей дошкольного и младшего школьного возраста [Текст] / Е.А. Ларина - Коррекционная педагогика. — 2009. — №1 (31).
— С. 5-14
23. Левина, Р.Е. Преодоление заикания у дошкольников. [Текст]/ Р.Е.Левина. - М.: Сфера, 2009.- 78 с.
24. Леонова, С.В. Психолого-педагогическая коррекция заикания у дошкольников. [Текст]/ С.В.Леонова. - М: Питер, 2014.-128 с.
25. Лохов, М.И. Коррекция заикания и других речевых расстройств детского возраста. [Текст]/ М.И. Лохов, Ю.А.Фесенко. - М.: Детство - Пресс, 2010.- 160 с.
26. Лохов, М.И. Заикание и логоневроз. Диагностика и лечение. [Текст]/ М.И.Лохов, Ю.А. Фесенко. - М.: Сотис, 2010.-228 с.
27. Ляксо Е.Е. Акустический аспект формирования речи ребенка на третьем году жизни [Текст] / Е.Е. Ляксо, А.Д. Громова, О.Е. Фролова, О.Д. Романова - Физиол. журн. — 2004. Т. 90. № 1. — C. 83-96.
28. Макарова, Н. Ш. Коррекция неречевых и речевых нарушений у детей дошкольного возраста на основе логопедической ритмики[Текст] / Н.Ш. Макарова. - М.: Детство-Пресс, 2009. - 386 с.
29. Марузо, Ж. Словарь лингвистических терминов [Текст] / Ж. Марузо перевод с франц. Н.Д. Андреева; под ред. А.А. Реформатского. — М. : Изд-во иностранной литературы, 1960. — 436 с
30. Миссулович, Л.Я. Патоморфоз заикания. Изменение картины возникновения и течения заикания, особенности коррекционной работы. [Текст]/ Л.Я.Миссулович. - М.: Союз, 2012.-320 с.
31. Морозова, Н.Ю.Как преодолеть заикание. Практический материал для работы с заикающимися. [Текст]/ Н.Ю.Морозова. - М.: Эксмо - Пресс, B. Секачев, 2012.-192 с.
32. Николаева, Т.М. Языковые функции фразовой интонации и её лингвистический статус [Текст]/ Т. М. Николаева: Вопросы фонологии и фонетики: сб. ст. в 2 ч. / гл. ред. Н. В. Иванов. Москва, 1972. - Ч. 2.-
C. 75-86.
ЗЗ.Нищева, Н. В. Логопедическая ритмика в системе коррекционно - развивающей работы в детском саду[Текст]: Учебно-методическое пособие (+ CD-ROM) / Н.В. Нищева. - М.: Детство-Пресс, 2014. - 275 с.
34.Орлова О.С. Нарушения голоса у детей [Текст] / О.С. Орлова. - М.: АСТ: Астрель, 2008. - 224 с.
35. Пятница, Т.В. Справочник дошкольного логопеда. [Текст]/ Т.В.Пятница, Т.В. Солоухина-Башинская. - М.: Ростов - на - Дону, Феникс, 2009.- 450 с.
36. Реформатский А.А. - Введение в языковедение [Текст]: Учебник для вузов. 5-е изд. 2004
37. Светозарова, Н.Д. Интонационная система русского языка [Текст] / Н. Д. Святозарова. - Л. : Изд-во Ленинградского Университета, 1982. - 175 с.
38. Селиверстов, В.И. Заикание у детей: Психокоррекционные и
дидактические основы логопедического воздействия. [Текст]/ В.И.Селиверстов. - М.: Владос, 2011.-208 с.
39. Соловьева, Е.Н. Путь к преодолению заикания. Система занятий. [Текст]/ Е.Н.Соловьева. - М.: Спб.: Детство-Пресс, 2012.-120 с.
40. Филатова, Ю. О. Логоритмика: технология развития моторного и речевого ритмов у детей с нарушениями речи. [Текст]/ Филатова Ю. О., Гончарова Н. Н., Прокопенко Е. В - М ., нкц, 2017. 208 с.
41. Филатова, Ю.О. Речевые и моторные ритмические процессы и модель их развития у детей с нарушениями речи [Текст] / Ю.О. Филатова. — М. : 2014. — 310 с.
42. Фомичева, М.Ф. Воспитание у детей правильного звукопроизношения: Практикум по логопедии [Текст]: учеб. пособие для учащихся пед. уч- щ по спец. № 03.08 «Дошк. воспитание» / М.Ф. Фомичева — М.: Просвещение, 1989. - 239 с.
43. Хватцев, М.Е. Логопедия [Текст] / М.Е. Хватцев — М. : Просвещение,2013. — 231 с
44. Цейтлин, С.Н. Язык и ребёнок: Лингвистика детской речи [Текст] / С.Н. Цейтлин — М.: ВЛАДОС, 2010. — 365 с.
45.Чевелева, Н. А. Преодоление заикания у детей. [Текст]/ Н.А.Чевелева. - М.: Гном и Д, 2011.-128 с.
46.Черемисина-Ениколопова, Н.В. Законы и правила русской интонации [Текст]: учеб. пособ. / Н.В. Черемисина -Ениколопова. — М. : Флинта: Наука, 1999. — 520 с.
47. Чиркина, Г.В. Программы дошкольных образовательных учреждений компенсирующего вида для детей с нарушениями речи [Текст]/ Филичева Т.Б., Чиркина Г.В., Туманова Т.В. - М.: Просвещение, 2009.
48. Шевцова, Е.Е. Преодоление рецидивов заикания. [Текст]/ Е.Е.Шевцова, В. Секачев, 2010.-128 с.
49. Шевцова, Е.Е. Технологии формирования интонационной стороны речи [Текст]: учеб. пособие для бакалавриата и магистратуры / Е. Е. Шевцова, Л. В. Забродина. — 2-е изд., пер. и доп. — М. : Издательство Юрайт, 2019. — 189 с
50. Шереметьева, Е.В. Педагогические подходы к выявлению задержки речевого развития в раннем возрасте [Текст] / Е.В. Шереметьева Онтогенез речевой деятельности: норма и патология. — М., 2005. — С. 156-161.
51. Щерба, Л.В. Языковая система и речевая деятельность [Текст] / Л. В. Щерба.- М. : Просвещение, 1974.- 430 с.
52. Ястребова, А.В. Обследование детей с заиканием [Текст]: Методы обследования речи детей: Пособие по диагностике речевых нарушений / А.В. Ястребова, Г.Г. Воронова под. ред. Г.В. Чиркиной. — М. : АРКТИ, 2003. — с. 94


Работу высылаем на протяжении 30 минут после оплаты.



Подобные работы


©2024 Cервис помощи студентам в выполнении работ