ВВЕДЕНИЕ 3
1. ТЕОРЕТИЧЕСКИЕ АСПЕКТЫ ПРИМЕНЕНИЯ
ГЕОИНФОРМАЦИОННЫХ ТЕХНОЛОГИЙ В СФЕРЕ РАЗВИТИЯ СПОРТИВНОГО ДВИЖЕНИЯ В ПРИВОЛЖСКОМ ФЕДЕРАЛЬНОМ ОКРУГЕ 7
1.1. Основные сведения о Приволжском федеральном округе 7
1.2. Анализ развития спортивного движения в России 12
1.3. Методы анализа территориальных, социально экономических систем 20
2. МЕТОДОЛОГИЧЕСКАЯ ОСНОВА ПРОГРАММНО-ЦЕЛЕВОГО
ПОДХОДА В УПРАВЛЕНИИ РАЗВИТИЕМ СПОРТИВНОГО ДВИЖЕНИЯ В СУБЪЕКТАХ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ 27
2.1. Методы анализа территориальных, социально-экономических систем 27
2.2. Основные этапы внедрения программно-целевого управления
развитием спортивного движения 36
2.3. Модель информационно-аналитической системы комплексной оценки
реализации целевых программ 39
3. ПРАКТИЧЕСКОЕ ПРИМЕНЕНИЕ ПРОГРАММНО-ЦЕЛЕВОГО
ПОДХОДА В СФЕРЕ УПРАВЛЕНИЯ РАЗВИТИЕМ СПОРТИВНОГО ДВИЖЕНИЯ В ПРИВОЛЖСКОМ ФЕДЕРАЛЬНОМ ОКРУГЕ 47
3.1. Применение геоинформационных технологий при проведении
интегральной оценки деятельности регионов в сфере управления развитием спортивного движения 47
3.2. Анализ существующих программных продуктов по занятию
физкультурой и спортом 58
3.3. Предложения по разработке и внедрению мобильного приложения
«Мой спорт», направленного на развитие спортивного движения 67
ЗАКЛЮЧЕНИЕ 76
СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННЫХ ИСТОЧНИКОВ 79
ПРИЛОЖЕНИЯ 87
Актуальность исследования. Развитие физической культуры и спорта в Российской Федерации является одним из приоритетных направлений социальной политики государства. Однако в начале XXI века сфера физической культуры и спорта столкнулась с рядом серьезных проблем, связанных: во-первых, с ухудшением здоровья людей, их физическим развитием и физической подготовленностью; во-вторых, с необходимостью модернизации системы подготовки спортивного резерва; в-третьих, с возросшей конкуренцией в спорте высших достижений.
Об изменении роли физической культуры и спорта в обществе можно судить по основным направлениям государственной политики, зафиксированной в Федеральном законе «О физической культуре и спорте в Российской Федерации», «Стратегии развития физической культуры и спорта на период до 2020 года», Концепции федеральной целевой программы «Развитие физической культуры и спорта в Российской Федерации на 20162020 годы» и др. В Концепции отмечается, что распространение здорового образа жизни предполагает внедрение в жизнь физической культуры и спорта, формирование у населения стремления к здоровому образу жизни через занятия физической культурой и спортом.
Для решения обозначенных проблем государственным и общественным органам управления всех уровней необходимо предпринимать адекватные организационно-управленческие, нормативно-правовые и экономические меры.
Сложившиеся подходы и методы управления физической культурой и спортом начали активно разрабатываться в середине XX века. За прошедший период учеными получены не только научные данные, но достигнуты определенные положительные результаты в практической управленческой деятельности. Однако, несмотря на достигнутые результаты в области управления отраслью, в современных социально-экономических условиях они уже не отвечают объективным потребностям общества. Поэтому в «Стратегии развития физической культуры и спорта на период до 2020 года» к числу задач, требующих решения, отнесено совершенствование управления физической культурой и спортом на региональном и муниципальном уровнях.
Развитие физической культуры и спорта в субъектах Российской Федерации, в том числе в Приволжском федеральном округе является составной частью социально-экономической политики исполнительных и законодательных органов власти регионов. Целевые ориентиры деятельности в регионов направлены на: эффективное использование возможностей отрасли в формировании у населения ценностей здорового образа жизни; вовлечение жителей в регулярные занятия физической культурой и спортом; увеличение доли обучающихся и студентов, систематически занимающихся физической культурой и спортом; повышение уровня обеспеченности населения спортивными сооружениями; увеличение количества спортивных клубов и центров физкультурно-спортивной подготовки; увеличение количества спортсменов края, входящих в составы сборной команды России и др.
В области управления и развития системы физической культуры и спорта различного уровня, в настоящее время отсутствуют исследования по управлению региональной системой физической культуры и спорта на основе программно-целевого подхода. Вместе с тем, как отмечается в Концепции федеральной целевой программы «Развитие физической культуры и спорта в Российской Федерации на 2016-2020 годы», опыт реализации Программы на 2006-2015 годы доказал эффективность применения программно-целевого метода для рационального использования выделенных ресурсов и обеспечения комплексного решения проблемы.
Учитывая, что ГИС как интегрированные информационные системы предназначены для решения различных задач науки и производства на основе использования пространственно-локализованных данных об объектах и явлениях природы и общества, в работе также рассмотрено применение геоинформационных систем (ГИС) для организации и систематизации спортивного движения в Приволжском федеральном округе.
ГИС являются классом информационных систем, имеющим свои особенности. Они построены с учетом закономерностей геоинформатики и методов, применяемых в этой науке. Геоинформационные технологии можно определить как совокупность программно-технологических средств получения новых видов информации об окружающем мире. Геоинформационные технологии предназначены для повышения эффективности: процессов управления, хранения и представления информации, обработки и поддержки принятии решений.
Важнейшими подсистемами автоматизированных информационных систем являются базы и банки данных, а также относящиеся к классу систем искусственного интеллекта экспертные системы. Отдельно следует рассмотреть геоинформационные системы, как одни из наиболее развитых глобальных автоматизированных информационных систем.
Геопространственные данные представляют собой информацию, которая идентифицирует географическое местоположение и свойства естественных или искусственно созданных объектов, а также их границ на земле. Это еще одно подтверждение того, что ГИС - современный инструмент в исследованиях социально-экономической географии, представляющий собой централизованную базу данных пространственных объектов, который предоставляет возможности хранения, анализа и обработки любой информации, связанной с тем или иным объектом, что сильно упрощает процесс использования, интерпретации и анализа информации.
Кроме того, в работе рассмотрены подходы по разработке и применению космических и геоинформационных технологий, позволяющих государственным, муниципальным органам управления осуществлять постоянный мониторинг развития спортивного движения в регионах Приволжского федерального округа.
Объект исследования - региональные системы физической культуры и спорта регионов Приволжского федерального округа.
Предмет исследования - управление развитием сферы физической культуры и спорта в Приволжском федеральном округе на основе программно-целевого подхода.
Целью исследования является теоретическое обоснование системы управления развитием спортивного движения в Приволжском федеральном округе на основе программно-целевого подхода.
Задачи исследования:
1. Проанализировать тенденции развития современного управления физической культурой и спортом на федеральном и региональном уровнях.
2. Разработать теоретическую и методологическую основы программно-целевого управления развитием спортивного движения.
3. Разработать концепцию программно-целевого управления развитием спортивного движения.
4. Разработать методологическую основу интегральной оценки деятельности регионов по степени развития спортивного движения.
5. Разработать предложения по внедрению современных геоинформационных технологий в сфере развития спортивного движения.
Полученные в ходе исследования научные результаты позволяют сделать заключение о том, что поставленная цель работы достигнута, а задачи решены. Это дает основание сформулировать следующие выводы.
В работе обоснована концепция программно-целевого управления развитием спортивным движением, которая основывается на системном, программно-целевом и информационно-аналитическом подходах. Концепция учитывает интересы и потребности населения Приволжского федерального округа в занятиях физической культурой и спортом, а также социальноэкономические, социокультурные, территориальные и природно-климатические особенности регионов Приволжского федерального округа. Она построена на принципах согласования по целям и ресурсам комплекса федеральных, региональных, отраслевых и муниципальных программ по развитию физической культуры и спорта, реализуемых в регионах.
В рамках исследования дано авторское определение региональной системы развития спортивного движения, под которой понимается комплексная система, включающая в себя организационную структуру, состоящую из органов государственного и муниципального управления, программноаппаратного комплекса и информационно-аналитического обеспечения поддержки принятия управленческих решений, сформированная с учетом региональной специфики.
В рамках данной работы разработана методологическая основа по проведению интегральной оценки развития спортивного движения регионов Приволжского федерального округа, включающий в себя комплекс показателей в сфере развития физкультуры и спорта каждого региона. На основе разработанной методологической основы за период с 2015 по 2017 годы проводился анализ и представлены результаты в графическом и картографическом видах.
Лидерами за анализируемый период являются Республика Татарстан, Республика Башкортостан, Нижегородская область. За период с 2015 по 2017 интегральный индекс Республики Татарстан имел стабильный рост. Это обусловлено несколькими показателями. Большим толчком для развития спортивного движения в республике стали проведение большого количество различных соревнований мирового уровня, таких как Универсиада, Чемпионат мира по водным видам спорта, Кубок Конфедераций, Чемпионат мира по футболу и многие другие. Подобные мероприятия способствуют повышению мотивации для занятий спортом и ведения здорового образа жизни среди молодежи.
Одним из отстающих регионов за анализируемый период является Кировская область. Данный регион имеет нестабильный рост в рейтинге ПФО за рассматриваемый период с 2015 по 2017 год. В 2015 году Кировская область заняла 13 место из 14 возможных с показателем интегрального индекса равным 14 баллов. Такое положение региона объясняется маленькой численностью занимающихся спортом, в сравнении, например, с одним из лидеров рейтинга - республикой Башкортостан, это значение в три раза меньше. Также повлияло небольшое количество спортивных сооружений и сокращенное финансирование физической культуры и спорта.
В рамках данной работы подготовлены предложения по разработке мобильного приложения «Мой спорт», с помощью которой жители городов смогут получать доступ к информации по всем спортивным площадкам, графикам их работы, велотрекам, беговым и прогулочным маршрутам. С помощью мобильных приложений системы граждане смогут создавать группы и планировать совместные мероприятия в безопасных условиях (велопробеги, лыжные гонки, кроссы, групповые тренировки и т.д.).
По наиболее популярным и посещаемым площадкам будут приниматься решения на государственном и муниципальном уровнях по их модернизации и оснащению дополнительным спортивным инвентарем.
Таким образом, реализация проекта позволит с минимальными затратами трудовых и временных ресурсов осуществлять координацию участников спортивных движений, обеспечить вовлечение всех слоев населения занятию физкультурой и спортом в общедоступных местах, формировать справочно - аналитические материалы с целью развития спортивной инфраструктуры городов России.
1. Концепция реформирования бюджетного процесса в Российской Федерации в 2004-2006 гг.: Постановление Правительства РФ от 22 мая 2004 г. № 249 [Электронный ресурс]. - Режим доступа: http://base.garant.ru/187057/
2. Концепция федеральной целевой программы «Развитие физической культуры и спорта в Российской Федерации на 2006-2015 годы», утвержденная Распоряжением Правительства РФ от 2 января 2014 г. № 2-р // Сб. офиц. документов и материалов. - 2005. - № 10. - С. 28-39.
3. Концепция федеральной целевой программы «Развитие физической культуры и спорта в Российской Федерации на 2016-2020 годы», утвержденная Распоряжением Правительства Российской Федерации от 2 января 2014 г. № 2-
р.
4. Положение о Единой всероссийской спортивной классификации : утверждённое приказом Министерства спорта, туризма и молодежной политики Российской Федерации от 21.11.2008 № 48 // Бюллетень нормативных актов федеральных органов исполнительной власти. - 2009. - 16 февр. - № 7. - С. 139-147.
5. Положение о Министерстве спорта Российской Федерации : Постановление Правительства Российской Федерации от 19 июня 2012 г. № 607 [Электронный ресурс]. - Режим доступа : http://www.rg.ru/2012/06/26/mmsporta- site-dok.html
6. Положение о Министерстве спорта, туризма и молодежной политики Российской Федерации : Постановление Правительства Российской Федерации от 29 мая 2008 г. № 408 // Собрание законодательства РФ. - 2008. - 02 июня. - № 22. - Ст. 2585.
7. Порядок проведения государственной аккредитации Российской Федерацией общественных организаций для наделения их статусом общероссийской спортивной федерации : приказ Министерства спорта, туризма и молодежной политики Российской Федерации от 18.08.2009 № 654 //
Бюллетень нормативных актов федеральных органов исполнительной власти. - 2009. - 16 нояб. - № 46.
8. Федеральная целевая программа «Развитие физической культуры и спорта в Российской Федерации на 2006-2015 годы» / Федеральное агентство по физической культуре и спорту : сб. официальных док. и материалов. - 2006.
- № 2. - С. 10-54.
9. Федеральный закон № 131-ФЗ «Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации» от 6 октября 2003 г. // Российская газета. - 2003. - 8 окт. - Допвыпуск № 3316. или // Собрание законодательства РФ. - 2003. - 06 окт. - № 40. - Ст. 3822.
10. Федеральный закон № 174-ФЗ «Об автономных учреждениях» от 3 ноября 2006 г. // Российская газета. - 2006. - 8 нояб. - Федер. вып. № 4216 ; Собрание законодательства РФ. - 2006. - 6 нояб. - № 45. - Ст. 4626.
11. Федеральный закон № 210-ФЗ «Об организации предоставления государственных и муниципальных услуг» от 27 июля 2010 г. // Российская газета. - 2010. - 30 июля. - Федер. вып. № 5247. или // Собрание законодательства РФ. - 2010. -2 авг. - № 31. - Ст. 4179.
12. Федеральный закон от 04.12.2007 № 329-ФЗ «О физической культуре и спорте в Российской Федерации» // Российская газета. - 2007. - 8 дек. ; 2008.
- 25 июля, 30 дек. ; 2009. - 13 мая, 21 июля, 27 нояб., 22 дек. ; 2010. - 30 июля.
13. Агеевец В.У. Экономика физической культуры и спорта / В.У. Агеевец. - СПб. : СПбГАФК им. П. Ф. Лесгафта, 1996. - 276 с.
14. Акишин Б.А. Формирование у студентов мотивационно-ценностного отношения к физической культуре / Б.А.Акишин, Н. В.Васенков; Казанский государственный технологический университет им. А.Н. Туполева, Татарский государственный гуманитарно-педагогический университет, Казань // Теория и практика физической культуры. - 2008. - № 12. - С. 77-79.
15. Алексеев В.Н. Система управления процессом развития российского футбола в современных условиях : автореф. дис. ... док. пед. наук : 13.00.04. / В.Н. Алексеев. - Майкоп, 2009. - С. 25.
16. Алексеев С.В. Спортивное право и спортивное законодательство России на современном этапе: проблемы и перспективы / С.В.Алексеев; Московская государственная юридическая академия. им. О.Е.Кутафина // Спорт: экономика, право, управление. - 2012. - № 2. - С. 4-8.
17. Алексеев С.В. Спортивное право России. Правовые основы физической культуры и спорта : учебник для вузов / С.В. Алексеев. - Москва : ЮНИТИДАНА, Закон и право, 2012. - 1055 с.
18. Афанасьев, В.Г. Общество: системность, познание и управление /В.Г. Афанасьев. - М. : Политиздат, 1981. - 432 с.
19. Баранов В.В. Физическая культура и спорт в университетском комплексе как факторы формирования конкурентного ресурса студента / В.В. Баранов; Оренбургский государственный университет // Теория и практика физической культуры. - 2013. - № 4. - С. 100-103. - Библиогр.: с. 103.
20. Бариев М.М. Опыт организации работы по развитию студенческого спортивного движения в Республике Татарстан / М.М. Бариев // Вестник Министерства по делам молодежи, спорту и туризму Республики Татарстан. - 2009. - № 10. - С. 79-83.
21. Бескровная В.А. О современных подходах к бюджетному регулированию в сфере физической культуры и спорта / В.А. Бескровная // Теория и практика физической культуры. - 2005. - № 9. - С. 55-59.
22. Брусникина О.А. Проблемы социальной защиты спортсменов в Российской Федерации: законодательные пути решения / О.А. Брусникина, С.В. Алексеев // Спорт: экономика, право, управление. - 2011. - № 3. - С. 3-8.
23. Васильева М.С. Теория и практика программно-целевого управления развитием образовательного учреждения : дис. д-ра пед. наук : 13.00.01 / Васильева Мария Самсоновна. - Улан-Удэ, 2007. - 359 с.
24. Гуляев М.Д. Модернизация управления системой развития физической культуры и спорта в новых социально-экономических условиях на региональном уровне: монография / М.Д. Гуляев. - М. : Советский спорт, 2012. - 352 с.
25. Донец Р.В. Конституционно-правовые гарантии развития физической культуры и спорта в Российской Федерации : автореф. дис. канд. юрид. наук : 12.00.02 / Р.В. Донец. - Белгород, 2013. - 24 с.
26. Захаров А.А. Центр спортивной подготовки как форма модернизации системы подготовки спортивного резерва / А.А. Захаров // Россия - спортивная держава 2012 : материалы международного спортивного форума. - М., 2012. -
С. 96-97.
27. Золотов М.И. Проектный менеджмент в деятельности финской федерации лыжного спорта / М.И. Золотов // Теория и практика физической культуры. - 1998. - № 2. - С. 54-55.
28. Золотов М.И. Спортивный менеджмент в Европе / М.И. Золотов, Е.В. Кузьмичёва // Теория и практика физической культуры. - 2004. - № 6. - С. 61-63.
29. Зуев В.Н. Нормативно-правовые акты регуляции управления отечественной сферой физической культурой и спорта / В.Н. Зуев // Теория и практика физической культуры. - 2002. - № 7. - С. 51-61.
30. Колобков П.А. Реализация Стратегии развития физической культуры и спорта в Российской Федерации на период до 2020 года как фактор системного подхода к развитию физической культуры и спорта среди населения страны в 2010-2011 годах / П.А. Колобков // Россия - спортивная держава 2011: материалы международного спортивного форума. - М., 2011. - С. 10-18.
31. Краснов В.М. Новое в организации управления развитием физической культуры и спорта в Чувашской Республике / В.М. Краснов // Теория и практика физической культуры. - 2000. - № 10. - С. 57-59.
32. Кузин В.В. Правовые основы взаимодействия органов государственной власти в области физической культуры и спорта и физкультурно-спортивных объединений и организаций / В.В. Кузин // Культура физическая и здоровье. - 2005. - № 3 (5). - С. 3-5.
33. Лубышева Л.И. Оптимизация спортивной и образовательной деятельности в условиях обучения в училище олимпийского резерва / Л.И.
Лубышева, А.В. Шукаева // Теория и практика физической культуры. - 2007. - № 12. - С. 15-17.
34. Мигунова Е.С. Договорные регулирования отношений с участием спортсменов : проблемы и перспективы / Е.С. Мигунова // Теория и практика физической культуры. - 2010. - № 3. - С. 83-85.
35. Михно Л.В. Система управления развитием хоккея в России (на примере северо-западного федерального округа) : автореф. дис.... д-ра пед. наук : 13.00.04 / Михно Леонид Владимирович ; Нац. гос. ун-т физ. культуры, спорта и здоровья им. П.Ф. Лесгафта. - СПб., 2011. - 48 с.
36. Молчанова, Н.П. Управление федеральным округом на основе
программно-целевого подхода: методологическое, методическое и организационно-экономическое обеспечение : автореф. дис. ... д-ра экон. наук : 08.0. 05 / Молчанова Наталья Петровна. - М., 2011. - 53 с.
37. Мустафин Р.А. О применении геоинформационных технологий в лесном хозяйстве Республики Татарстан. // Экологический консалтинг. 2011. № 2. С. 16-26.
38. Мустафин Р.А. Формирование механизмов повышения инвестиционной привлекательности регионов на основе применения современных геоинформационных технологий, Автореферат, 2014.
39. Мустафин Р.А., Булатова Г.Н. Интегральная оценка инвестиционной привлекательности районов и городских округов Республики Татарстан с использованием геоинформационных технологий, Вестник Удмуртского университета, 2014, № 6-2.
40. Мустафин Р.А., Рубцов В.А. О развитии геоинформационных технологий в органах государственной власти Республики Татарстан. // Экологический консалтинг. 2011. № 1. С. 16-25.
41. Николаев Ю.М. Физическая культура и спорт в контексте спортивнообразовательной политики России / Ю.М. Николаев // Теория и практика физической культуры. - 2013. - № 4. - С. 103-104.
42. Переходько М.Н. Модернизация программно-целевого планирования регионального экономического развития : автореф. дис.... канд. экон. наук :
08.0. 05 - Экономика и управление народным хозяйством: региональная экономика / Переходько Марина Николаевна. - Ростов на/Д., 2010. - 26 с.
43. Пономарёв, Н.И. О формировании потребностей человека в физкультурноспортивной деятельности (теоретический аспект) / Н.И. Пономарёв, В.М. Рейзин // Теория и практика физической культуры. - 1988. - № 10. - С. 2-4.
44. Попов, В.В. Совершенствование программно-целевого подхода к управлению социальным развитием региона : автореф. дис. ... канд. экон. наук : 05.13.1 / Попов Владислав Валерьевич. - Тула, 1999. - 17 с.
45. Райзберг, Б.А. Программно-целевое планирование и управление / Б.А. Райзберг, А.Г. Лобко. - М. : ИНФРА-М, 2002. - 428 с.
46. Репин, С.А. Программно-целевой принцип и управление образованием / С.А. Репин // Вестник Южно-Уральского гос. ун-та. Сер. «Образование, здравоохранение, физическая культура». - 2006. - Вып. 9. 16 (71). - С. 29-35.
47. Солнцева А.С. Организационно-педагогическая деятельность федеральных училищ олимпийского резерва : автореф. дис.... канд. пед. наук :
13.0. 04 / Солнцева Антонина Станиславовна ; ФГОУ ВПО «Московская гос. акад. физ. культуры». - Малаховка, 2010. - 26 с.
48. Страница Приволжского федерального округа в ВКонтакте https://vk.com/news_pfo
49. Суханов А.Д. Место, роль и перспективы федераций в развитии спорта / А.Д. Суханов // Теория и практика физической культуры. - 1999. - №9. - С. 31.
50. Тихомиров Ю.А. Механизм управления в развитом социалистическом обществе / М. : Наука, 1978. 336 с. С. 45
51. Филиппов С.С. Менеджмент в сфере физической культуры и спорта /
С.С. Филиппов. - М. : Сов. спорт, 2015. - 240 с.
52. Филиппов С.С. Спортивный клуб школы: этап становления / С.С. Филиппов, Т.Н. Карамышева. - 2-е изд. - М. : Советский спорт, 2012. - 300 с.
53. Фонарев Д.В. Муниципальная система спортивно ориентированного физического воспитания г. Чайковского (управленческий аспект) / Д.В. Фонарев // Теория и практика физической культуры. - 2009. - № 5. - С. 49-53.
54. Шаруненко Ю.М. Трансформации деятельности физкультурноспортивной организации к обеспечению подготовки спортсменов высокой квалификации : автореф. дис.... канд. пед. наук : 13.00.04 / Шаруненко Эрий Михайлович. - Тула, 2010. - 25 с.
55. Швецова, Г.Н. Программно-целевое управление региональной образовательной системой : автореф. дис. ... д-ра пед. наук : 13.00.01 / Швецова Галина Николаевна. - Чебоксары, 2009. - 46 с.
56. Юрьев Ю.Н. Олимпийский комитет России : создание и становление / Ю.Н. Юрьев. - М. : Физкультура и спорт, 2002. - 69 с.
57. Официальный сайт Министерства спорта Российской Федерации https://www.minsport.gov.ru
58. Официальный сайт полномочного представителя Президента
Российской Федерации в Приволжском федеральном округе
http: //pfo .gov .ru/district/
59. Официальный сайт полномочного представителя Президента
Российской Федерации в Приволжском федеральном округе
http: //pfo .gov .ru/district/
60. Официальный сайт Федерального агентства по туризму Российской Федерации https: //www.rns siatourism.ru/
61. Anastasov, C. The eastern countries and the development of FISU / C. Anastasov // Proceedings of the FISU conference «University Sport : science, culture and society». Palma de Mallorca (Spain), July 7-9 2009. - FISU, 2009. - P. 48-51.
62. Glassford, G. University sport, alternative to professional sport / G. Glassford // Proceedings of the FISU conference «University sport : science, culture and society». Palma de Mallorca (Spain), July 7-9, 2009. - FISU, 2009. - P. 59-62.
63. Guobin, Li China and university sport : Peking 2001 an opening to the world and about the world II Proceedings of the FISU conference «University sport : science, culture and society». Palma de Mallorca (Spain), July 7-9, 2009. - FISU, 2009. - P. 62-63.
64. Rafail Mustafin, Irina Malganova Monitoring of illegal placement of solid waste with the use of space technology, International Journal of Pharmacy & Technology, 2016, Vol.8, Issue No.4