ПРОГРАММНО-ЦЕЛЕВОЙ ПОДХОД В ОРГАНИЗАЦИИ СПОРТИВНОГО ДВИЖЕНИЯ В ПРИВОЛЖСКОМ ФЕДЕРАЛЬНОМ ОКРУГЕ
|
ВВЕДЕНИЕ 3
1. ТЕОРЕТИЧЕСКИЕ АСПЕКТЫ ПРИМЕНЕНИЯ
ГЕОИНФОРМАЦИОННЫХ ТЕХНОЛОГИЙ В СФЕРЕ РАЗВИТИЯ СПОРТИВНОГО ДВИЖЕНИЯ В ПРИВОЛЖСКОМ ФЕДЕРАЛЬНОМ ОКРУГЕ 7
1.1. Основные сведения о Приволжском федеральном округе 7
1.2. Анализ развития спортивного движения в России 12
1.3. Методы анализа территориальных, социально экономических систем 20
2. МЕТОДОЛОГИЧЕСКАЯ ОСНОВА ПРОГРАММНО-ЦЕЛЕВОГО
ПОДХОДА В УПРАВЛЕНИИ РАЗВИТИЕМ СПОРТИВНОГО ДВИЖЕНИЯ В СУБЪЕКТАХ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ 27
2.1. Методы анализа территориальных, социально-экономических систем 27
2.2. Основные этапы внедрения программно-целевого управления
развитием спортивного движения 36
2.3. Модель информационно-аналитической системы комплексной оценки
реализации целевых программ 39
3. ПРАКТИЧЕСКОЕ ПРИМЕНЕНИЕ ПРОГРАММНО-ЦЕЛЕВОГО
ПОДХОДА В СФЕРЕ УПРАВЛЕНИЯ РАЗВИТИЕМ СПОРТИВНОГО ДВИЖЕНИЯ В ПРИВОЛЖСКОМ ФЕДЕРАЛЬНОМ ОКРУГЕ 47
3.1. Применение геоинформационных технологий при проведении
интегральной оценки деятельности регионов в сфере управления развитием спортивного движения 47
3.2. Анализ существующих программных продуктов по занятию
физкультурой и спортом 58
3.3. Предложения по разработке и внедрению мобильного приложения
«Мой спорт», направленного на развитие спортивного движения 67
ЗАКЛЮЧЕНИЕ 76
СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННЫХ ИСТОЧНИКОВ 79
ПРИЛОЖЕНИЯ 87
1. ТЕОРЕТИЧЕСКИЕ АСПЕКТЫ ПРИМЕНЕНИЯ
ГЕОИНФОРМАЦИОННЫХ ТЕХНОЛОГИЙ В СФЕРЕ РАЗВИТИЯ СПОРТИВНОГО ДВИЖЕНИЯ В ПРИВОЛЖСКОМ ФЕДЕРАЛЬНОМ ОКРУГЕ 7
1.1. Основные сведения о Приволжском федеральном округе 7
1.2. Анализ развития спортивного движения в России 12
1.3. Методы анализа территориальных, социально экономических систем 20
2. МЕТОДОЛОГИЧЕСКАЯ ОСНОВА ПРОГРАММНО-ЦЕЛЕВОГО
ПОДХОДА В УПРАВЛЕНИИ РАЗВИТИЕМ СПОРТИВНОГО ДВИЖЕНИЯ В СУБЪЕКТАХ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ 27
2.1. Методы анализа территориальных, социально-экономических систем 27
2.2. Основные этапы внедрения программно-целевого управления
развитием спортивного движения 36
2.3. Модель информационно-аналитической системы комплексной оценки
реализации целевых программ 39
3. ПРАКТИЧЕСКОЕ ПРИМЕНЕНИЕ ПРОГРАММНО-ЦЕЛЕВОГО
ПОДХОДА В СФЕРЕ УПРАВЛЕНИЯ РАЗВИТИЕМ СПОРТИВНОГО ДВИЖЕНИЯ В ПРИВОЛЖСКОМ ФЕДЕРАЛЬНОМ ОКРУГЕ 47
3.1. Применение геоинформационных технологий при проведении
интегральной оценки деятельности регионов в сфере управления развитием спортивного движения 47
3.2. Анализ существующих программных продуктов по занятию
физкультурой и спортом 58
3.3. Предложения по разработке и внедрению мобильного приложения
«Мой спорт», направленного на развитие спортивного движения 67
ЗАКЛЮЧЕНИЕ 76
СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННЫХ ИСТОЧНИКОВ 79
ПРИЛОЖЕНИЯ 87
Актуальность исследования. Развитие физической культуры и спорта в Российской Федерации является одним из приоритетных направлений социальной политики государства. Однако в начале XXI века сфера физической культуры и спорта столкнулась с рядом серьезных проблем, связанных: во-первых, с ухудшением здоровья людей, их физическим развитием и физической подготовленностью; во-вторых, с необходимостью модернизации системы подготовки спортивного резерва; в-третьих, с возросшей конкуренцией в спорте высших достижений.
Об изменении роли физической культуры и спорта в обществе можно судить по основным направлениям государственной политики, зафиксированной в Федеральном законе «О физической культуре и спорте в Российской Федерации», «Стратегии развития физической культуры и спорта на период до 2020 года», Концепции федеральной целевой программы «Развитие физической культуры и спорта в Российской Федерации на 20162020 годы» и др. В Концепции отмечается, что распространение здорового образа жизни предполагает внедрение в жизнь физической культуры и спорта, формирование у населения стремления к здоровому образу жизни через занятия физической культурой и спортом.
Для решения обозначенных проблем государственным и общественным органам управления всех уровней необходимо предпринимать адекватные организационно-управленческие, нормативно-правовые и экономические меры.
Сложившиеся подходы и методы управления физической культурой и спортом начали активно разрабатываться в середине XX века. За прошедший период учеными получены не только научные данные, но достигнуты определенные положительные результаты в практической управленческой деятельности. Однако, несмотря на достигнутые результаты в области управления отраслью, в современных социально-экономических условиях они уже не отвечают объективным потребностям общества. Поэтому в «Стратегии развития физической культуры и спорта на период до 2020 года» к числу задач, требующих решения, отнесено совершенствование управления физической культурой и спортом на региональном и муниципальном уровнях.
Развитие физической культуры и спорта в субъектах Российской Федерации, в том числе в Приволжском федеральном округе является составной частью социально-экономической политики исполнительных и законодательных органов власти регионов. Целевые ориентиры деятельности в регионов направлены на: эффективное использование возможностей отрасли в формировании у населения ценностей здорового образа жизни; вовлечение жителей в регулярные занятия физической культурой и спортом; увеличение доли обучающихся и студентов, систематически занимающихся физической культурой и спортом; повышение уровня обеспеченности населения спортивными сооружениями; увеличение количества спортивных клубов и центров физкультурно-спортивной подготовки; увеличение количества спортсменов края, входящих в составы сборной команды России и др.
В области управления и развития системы физической культуры и спорта различного уровня, в настоящее время отсутствуют исследования по управлению региональной системой физической культуры и спорта на основе программно-целевого подхода. Вместе с тем, как отмечается в Концепции федеральной целевой программы «Развитие физической культуры и спорта в Российской Федерации на 2016-2020 годы», опыт реализации Программы на 2006-2015 годы доказал эффективность применения программно-целевого метода для рационального использования выделенных ресурсов и обеспечения комплексного решения проблемы.
Учитывая, что ГИС как интегрированные информационные системы предназначены для решения различных задач науки и производства на основе использования пространственно-локализованных данных об объектах и явлениях природы и общества, в работе также рассмотрено применение геоинформационных систем (ГИС) для организации и систематизации спортивного движения в Приволжском федеральном округе.
ГИС являются классом информационных систем, имеющим свои особенности. Они построены с учетом закономерностей геоинформатики и методов, применяемых в этой науке. Геоинформационные технологии можно определить как совокупность программно-технологических средств получения новых видов информации об окружающем мире. Геоинформационные технологии предназначены для повышения эффективности: процессов управления, хранения и представления информации, обработки и поддержки принятии решений.
Важнейшими подсистемами автоматизированных информационных систем являются базы и банки данных, а также относящиеся к классу систем искусственного интеллекта экспертные системы. Отдельно следует рассмотреть геоинформационные системы, как одни из наиболее развитых глобальных автоматизированных информационных систем.
Геопространственные данные представляют собой информацию, которая идентифицирует географическое местоположение и свойства естественных или искусственно созданных объектов, а также их границ на земле. Это еще одно подтверждение того, что ГИС - современный инструмент в исследованиях социально-экономической географии, представляющий собой централизованную базу данных пространственных объектов, который предоставляет возможности хранения, анализа и обработки любой информации, связанной с тем или иным объектом, что сильно упрощает процесс использования, интерпретации и анализа информации.
Кроме того, в работе рассмотрены подходы по разработке и применению космических и геоинформационных технологий, позволяющих государственным, муниципальным органам управления осуществлять постоянный мониторинг развития спортивного движения в регионах Приволжского федерального округа.
Объект исследования - региональные системы физической культуры и спорта регионов Приволжского федерального округа.
Предмет исследования - управление развитием сферы физической культуры и спорта в Приволжском федеральном округе на основе программно-целевого подхода.
Целью исследования является теоретическое обоснование системы управления развитием спортивного движения в Приволжском федеральном округе на основе программно-целевого подхода.
Задачи исследования:
1. Проанализировать тенденции развития современного управления физической культурой и спортом на федеральном и региональном уровнях.
2. Разработать теоретическую и методологическую основы программно-целевого управления развитием спортивного движения.
3. Разработать концепцию программно-целевого управления развитием спортивного движения.
4. Разработать методологическую основу интегральной оценки деятельности регионов по степени развития спортивного движения.
5. Разработать предложения по внедрению современных геоинформационных технологий в сфере развития спортивного движения.
Об изменении роли физической культуры и спорта в обществе можно судить по основным направлениям государственной политики, зафиксированной в Федеральном законе «О физической культуре и спорте в Российской Федерации», «Стратегии развития физической культуры и спорта на период до 2020 года», Концепции федеральной целевой программы «Развитие физической культуры и спорта в Российской Федерации на 20162020 годы» и др. В Концепции отмечается, что распространение здорового образа жизни предполагает внедрение в жизнь физической культуры и спорта, формирование у населения стремления к здоровому образу жизни через занятия физической культурой и спортом.
Для решения обозначенных проблем государственным и общественным органам управления всех уровней необходимо предпринимать адекватные организационно-управленческие, нормативно-правовые и экономические меры.
Сложившиеся подходы и методы управления физической культурой и спортом начали активно разрабатываться в середине XX века. За прошедший период учеными получены не только научные данные, но достигнуты определенные положительные результаты в практической управленческой деятельности. Однако, несмотря на достигнутые результаты в области управления отраслью, в современных социально-экономических условиях они уже не отвечают объективным потребностям общества. Поэтому в «Стратегии развития физической культуры и спорта на период до 2020 года» к числу задач, требующих решения, отнесено совершенствование управления физической культурой и спортом на региональном и муниципальном уровнях.
Развитие физической культуры и спорта в субъектах Российской Федерации, в том числе в Приволжском федеральном округе является составной частью социально-экономической политики исполнительных и законодательных органов власти регионов. Целевые ориентиры деятельности в регионов направлены на: эффективное использование возможностей отрасли в формировании у населения ценностей здорового образа жизни; вовлечение жителей в регулярные занятия физической культурой и спортом; увеличение доли обучающихся и студентов, систематически занимающихся физической культурой и спортом; повышение уровня обеспеченности населения спортивными сооружениями; увеличение количества спортивных клубов и центров физкультурно-спортивной подготовки; увеличение количества спортсменов края, входящих в составы сборной команды России и др.
В области управления и развития системы физической культуры и спорта различного уровня, в настоящее время отсутствуют исследования по управлению региональной системой физической культуры и спорта на основе программно-целевого подхода. Вместе с тем, как отмечается в Концепции федеральной целевой программы «Развитие физической культуры и спорта в Российской Федерации на 2016-2020 годы», опыт реализации Программы на 2006-2015 годы доказал эффективность применения программно-целевого метода для рационального использования выделенных ресурсов и обеспечения комплексного решения проблемы.
Учитывая, что ГИС как интегрированные информационные системы предназначены для решения различных задач науки и производства на основе использования пространственно-локализованных данных об объектах и явлениях природы и общества, в работе также рассмотрено применение геоинформационных систем (ГИС) для организации и систематизации спортивного движения в Приволжском федеральном округе.
ГИС являются классом информационных систем, имеющим свои особенности. Они построены с учетом закономерностей геоинформатики и методов, применяемых в этой науке. Геоинформационные технологии можно определить как совокупность программно-технологических средств получения новых видов информации об окружающем мире. Геоинформационные технологии предназначены для повышения эффективности: процессов управления, хранения и представления информации, обработки и поддержки принятии решений.
Важнейшими подсистемами автоматизированных информационных систем являются базы и банки данных, а также относящиеся к классу систем искусственного интеллекта экспертные системы. Отдельно следует рассмотреть геоинформационные системы, как одни из наиболее развитых глобальных автоматизированных информационных систем.
Геопространственные данные представляют собой информацию, которая идентифицирует географическое местоположение и свойства естественных или искусственно созданных объектов, а также их границ на земле. Это еще одно подтверждение того, что ГИС - современный инструмент в исследованиях социально-экономической географии, представляющий собой централизованную базу данных пространственных объектов, который предоставляет возможности хранения, анализа и обработки любой информации, связанной с тем или иным объектом, что сильно упрощает процесс использования, интерпретации и анализа информации.
Кроме того, в работе рассмотрены подходы по разработке и применению космических и геоинформационных технологий, позволяющих государственным, муниципальным органам управления осуществлять постоянный мониторинг развития спортивного движения в регионах Приволжского федерального округа.
Объект исследования - региональные системы физической культуры и спорта регионов Приволжского федерального округа.
Предмет исследования - управление развитием сферы физической культуры и спорта в Приволжском федеральном округе на основе программно-целевого подхода.
Целью исследования является теоретическое обоснование системы управления развитием спортивного движения в Приволжском федеральном округе на основе программно-целевого подхода.
Задачи исследования:
1. Проанализировать тенденции развития современного управления физической культурой и спортом на федеральном и региональном уровнях.
2. Разработать теоретическую и методологическую основы программно-целевого управления развитием спортивного движения.
3. Разработать концепцию программно-целевого управления развитием спортивного движения.
4. Разработать методологическую основу интегральной оценки деятельности регионов по степени развития спортивного движения.
5. Разработать предложения по внедрению современных геоинформационных технологий в сфере развития спортивного движения.
Полученные в ходе исследования научные результаты позволяют сделать заключение о том, что поставленная цель работы достигнута, а задачи решены. Это дает основание сформулировать следующие выводы.
В работе обоснована концепция программно-целевого управления развитием спортивным движением, которая основывается на системном, программно-целевом и информационно-аналитическом подходах. Концепция учитывает интересы и потребности населения Приволжского федерального округа в занятиях физической культурой и спортом, а также социальноэкономические, социокультурные, территориальные и природно-климатические особенности регионов Приволжского федерального округа. Она построена на принципах согласования по целям и ресурсам комплекса федеральных, региональных, отраслевых и муниципальных программ по развитию физической культуры и спорта, реализуемых в регионах.
В рамках исследования дано авторское определение региональной системы развития спортивного движения, под которой понимается комплексная система, включающая в себя организационную структуру, состоящую из органов государственного и муниципального управления, программноаппаратного комплекса и информационно-аналитического обеспечения поддержки принятия управленческих решений, сформированная с учетом региональной специфики.
В рамках данной работы разработана методологическая основа по проведению интегральной оценки развития спортивного движения регионов Приволжского федерального округа, включающий в себя комплекс показателей в сфере развития физкультуры и спорта каждого региона. На основе разработанной методологической основы за период с 2015 по 2017 годы проводился анализ и представлены результаты в графическом и картографическом видах.
Лидерами за анализируемый период являются Республика Татарстан, Республика Башкортостан, Нижегородская область. За период с 2015 по 2017 интегральный индекс Республики Татарстан имел стабильный рост. Это обусловлено несколькими показателями. Большим толчком для развития спортивного движения в республике стали проведение большого количество различных соревнований мирового уровня, таких как Универсиада, Чемпионат мира по водным видам спорта, Кубок Конфедераций, Чемпионат мира по футболу и многие другие. Подобные мероприятия способствуют повышению мотивации для занятий спортом и ведения здорового образа жизни среди молодежи.
Одним из отстающих регионов за анализируемый период является Кировская область. Данный регион имеет нестабильный рост в рейтинге ПФО за рассматриваемый период с 2015 по 2017 год. В 2015 году Кировская область заняла 13 место из 14 возможных с показателем интегрального индекса равным 14 баллов. Такое положение региона объясняется маленькой численностью занимающихся спортом, в сравнении, например, с одним из лидеров рейтинга - республикой Башкортостан, это значение в три раза меньше. Также повлияло небольшое количество спортивных сооружений и сокращенное финансирование физической культуры и спорта.
В рамках данной работы подготовлены предложения по разработке мобильного приложения «Мой спорт», с помощью которой жители городов смогут получать доступ к информации по всем спортивным площадкам, графикам их работы, велотрекам, беговым и прогулочным маршрутам. С помощью мобильных приложений системы граждане смогут создавать группы и планировать совместные мероприятия в безопасных условиях (велопробеги, лыжные гонки, кроссы, групповые тренировки и т.д.).
По наиболее популярным и посещаемым площадкам будут приниматься решения на государственном и муниципальном уровнях по их модернизации и оснащению дополнительным спортивным инвентарем.
Таким образом, реализация проекта позволит с минимальными затратами трудовых и временных ресурсов осуществлять координацию участников спортивных движений, обеспечить вовлечение всех слоев населения занятию физкультурой и спортом в общедоступных местах, формировать справочно - аналитические материалы с целью развития спортивной инфраструктуры городов России.
В работе обоснована концепция программно-целевого управления развитием спортивным движением, которая основывается на системном, программно-целевом и информационно-аналитическом подходах. Концепция учитывает интересы и потребности населения Приволжского федерального округа в занятиях физической культурой и спортом, а также социальноэкономические, социокультурные, территориальные и природно-климатические особенности регионов Приволжского федерального округа. Она построена на принципах согласования по целям и ресурсам комплекса федеральных, региональных, отраслевых и муниципальных программ по развитию физической культуры и спорта, реализуемых в регионах.
В рамках исследования дано авторское определение региональной системы развития спортивного движения, под которой понимается комплексная система, включающая в себя организационную структуру, состоящую из органов государственного и муниципального управления, программноаппаратного комплекса и информационно-аналитического обеспечения поддержки принятия управленческих решений, сформированная с учетом региональной специфики.
В рамках данной работы разработана методологическая основа по проведению интегральной оценки развития спортивного движения регионов Приволжского федерального округа, включающий в себя комплекс показателей в сфере развития физкультуры и спорта каждого региона. На основе разработанной методологической основы за период с 2015 по 2017 годы проводился анализ и представлены результаты в графическом и картографическом видах.
Лидерами за анализируемый период являются Республика Татарстан, Республика Башкортостан, Нижегородская область. За период с 2015 по 2017 интегральный индекс Республики Татарстан имел стабильный рост. Это обусловлено несколькими показателями. Большим толчком для развития спортивного движения в республике стали проведение большого количество различных соревнований мирового уровня, таких как Универсиада, Чемпионат мира по водным видам спорта, Кубок Конфедераций, Чемпионат мира по футболу и многие другие. Подобные мероприятия способствуют повышению мотивации для занятий спортом и ведения здорового образа жизни среди молодежи.
Одним из отстающих регионов за анализируемый период является Кировская область. Данный регион имеет нестабильный рост в рейтинге ПФО за рассматриваемый период с 2015 по 2017 год. В 2015 году Кировская область заняла 13 место из 14 возможных с показателем интегрального индекса равным 14 баллов. Такое положение региона объясняется маленькой численностью занимающихся спортом, в сравнении, например, с одним из лидеров рейтинга - республикой Башкортостан, это значение в три раза меньше. Также повлияло небольшое количество спортивных сооружений и сокращенное финансирование физической культуры и спорта.
В рамках данной работы подготовлены предложения по разработке мобильного приложения «Мой спорт», с помощью которой жители городов смогут получать доступ к информации по всем спортивным площадкам, графикам их работы, велотрекам, беговым и прогулочным маршрутам. С помощью мобильных приложений системы граждане смогут создавать группы и планировать совместные мероприятия в безопасных условиях (велопробеги, лыжные гонки, кроссы, групповые тренировки и т.д.).
По наиболее популярным и посещаемым площадкам будут приниматься решения на государственном и муниципальном уровнях по их модернизации и оснащению дополнительным спортивным инвентарем.
Таким образом, реализация проекта позволит с минимальными затратами трудовых и временных ресурсов осуществлять координацию участников спортивных движений, обеспечить вовлечение всех слоев населения занятию физкультурой и спортом в общедоступных местах, формировать справочно - аналитические материалы с целью развития спортивной инфраструктуры городов России.
Подобные работы
- Основные направления реализации и пути совершенствования государственной политики в области физической культуры и спорта на региональном уровне
Дипломные работы, ВКР, муниципальное управление. Язык работы: Русский. Цена: 4230 р. Год сдачи: 2017



