Введение 3
Глава 1. Духовное управление мусульман Республики Татарстан и тюремное служение как одно из направлений деятельности 9
§1.1 Формирование Духовного управления мусульман РТ 9
§1.2 История тюремного служения в РТ 16
§2.3 Формирование кадров 19
Глава 2. Личность имама, посещающего исправительные учреждения
24
§2.1 Требования к имамам, закрепленные в Уставе ДУМ РТ 24
§2.2 Личность тюремного имама 25
§2.3 Религиозные качества, которым должен обладать имам, посещающий исправительные учреждения 29
Глава 3 Особенности религиозного служения в местах лишения свободы.... 40
§3.1 Личность осужденного 40
§3.2 Индивидуально-психологические особенности личности осужденного 43
§3.3 Характерные особенности мусульман в условиях мест лишения свободы 45
Заключение 57
Список использованной литературы
Актуальность исследования. Для государства проблема преступности всегда актуальна. Люди заинтересованы в безопасном обществе и в том, чтобы построить эффективную пенитенциарную систему, т.е. систему не просто исполнения наказаний, а именно исправления преступников. В концепции развития уголовно-исполнительной системы РФ до 2020 года одной из целей является повышение эффективности работы системы в снижении количества рецидивов. Для этого предпринимаются комплексные изменения не только условий содержания, но и социально-психологической и воспитательной работы с заключенными. При этом государственный орган отмечает, что важную роль в ресоциализации преступников играют институты гражданского общества, работа которых заключается в духовно - нравственном воспитании. К таким институтам относится, безусловно, религия, которая в этом случае, является исконным носителем духовных и моральных ценностей. Поэтому в исправительных учреждениях допускается проповедническая деятельность различных религий, в том числе и Ислама. Следовательно, развитие данной деятельности очень важно.
На сегодняшний день в республике Татарстан действуют 9 исправительных колоний: №2, 3, 4, 5, 8, 9, 10, 18 и 19. В них содержатся около одиннадцати тысяч заключенных, 600 из которых, по данным Духовного управления республики Татарстан, признают себя мусульманами и посещают мечети. На данный момент в исправительных учреждениях функционируют 7 мечетей и 9 молельных комнат.
Также актуальность темы подчеркивает тот факт, что Духовное управление мусульман и Управление федеральной службы исполнения наказаний РФ по РТ достаточно плотно сотрудничают. В основном это ведение профилактической духовно-воспитательной работы с целью снижения уровня радикализации заключенных. Развитие эффективности ведения мусульманской проповеднической деятельности как одного из
механизмов ресоциализации заключенных необходимо в условиях поликонфессионального общества республики Татарстан.
Степень научной разработанности. Существенный вклад в развитие данной темы внес Илдар Баязитов, мусульманский духовный деятель, который непосредственно занимается вопросами ведения проповеднической деятельности в тюрьмах. Данной теме посвящена книга «Пенитенциарная система и духовно-нравственной воспитание: от наказания к исправлению» , в которой автор акцентирует внимание на роли религиозного воспитания в системе исправления преступников. Также необходимо сказать о Мунире Беюсове, который в статьях «Письма из-за колючей проволоки» и «Тюрьмы и места лишения свободы в исламе» отразил характер современной проблемы ведения проповеднической деятельности в исправительных учреждениях, а также дал историческую справку формированию системы наказаний в Исламе.
На наш взгляд, сегодня тема разработана не достаточно глубоко и не системно. В данной работе мы опирались не только на доступные письменные источники, но и на материалы глубинных интервью, которые были проведены как с имамами, которые работают в исправительных учреждениях РТ, так и с бывшими заключенными мусульманами, которые отбывали наказания в местах лишения свободы на территории Татарстана.
Объектом исследования является религиозная деятельность Духовного управления мусульман Республики Татарстан в исправительных учреждениях.
Предметом исследования является современная проповедническая деятельность имамов Духовного управления мусульман Республики Татарстан в исправительных учреждениях.
Целью исследования является определение основных характеристик современного состояния мусульманской проповеднической деятельности в исправительных учреждениях Республики Татарстан.
Задачами являются:
- выявить периоды развития мусульманской проповеднической деятельности в исправительных учреждениях как одного из направлений деятельности Духовного управления мусульман Республики Татарстан;
- определить основные черты личности имама, работающего с заключенными на территории Татарстана;
- проанализировать характерные особенности мусульман и религиозной деятельности имама в местах лишения свободы
Теоретико-методологическая основа исследования:
В данной работе мы использовали принцип историзма, а также проблемно-хронологический подходы в рассмотрении процесса становления ДУМ РТ и мусульманской проповеднической деятельности в местах заключения для определения периодов развития данного направления. Благодаря им мы определили некоторые причины «скачкового» развития тюремного служения и смогли разделить процесс становления мусульманской проповеднической деятельности ДУМ РТ в местах лишения свободы на периоды.
Кроме того, использовался метод интервью «линия жизни», который был необходим для выявления особенностей мусульман в исправительных учреждениях республики Татарстан. А.А.Кроник использовал данный подход, в проведении интервью мы опирались на его опыт .
В последней главе работы мы использовали «восьмиоконную» модель выборки Штейнберга И.Е. 1 для анализа проведенных интервью и типологизации мусульман заключенных.
Источниковая база исследования. В качестве источниковой базы мы использовали нормативно-правовые акты СССР, которые были связаны с изменением роли религии в государстве, а именно Декрет об отделении церкви от государства и школы от церкви. Так же уставные документы Духовного управления мусульман РТ. Кроме того, мы использовали труды Баязитова И.Р. по теме ресоциализации заключенных.
Необходимо отметить, что данная тема не была, на наш взгляд, глубоко и системно разработана. Поэтому в данной работе мы опирались на материалы глубинных интервью, которые мы проводили с двумя категориями людей: теми, кто отбывал наказание на территории Татарстана и признавали себя мусульманами, и теми, кто проводил проповедническую деятельность среди заключенных республики.
Так или иначе, темы религии в местах заключения касались такие авторы: Сысоева А.М. , Яворский М.А. и Дроздов А.И.
Научная новизна: Нами была предложена периодизация процесса возрождения и развития мусульманской проповеднической деятельности в исправительных учреждениях Республики Татарстан. Мы включили в нее четыре этапа: первый - с конца 90-х до 2011 год, данный период характеризовался в большей степени инициативой одного человека, Касыма Нуруллина, именно под его началом в начале 2000-х была построена первая мечеть при колонии № 2. Второй этап начинается с началом работы нового
1 Штейнберг И. Е. Логические схемы обоснования выборки для качественных интервью: «восьмиоконная» модель // Социология: методология, методы, математическое моделирование (4М). 2014. Том. 0. № 38. С. 3871.
2 Сысоев А.М. Характеристика исламской радикализации осужденных в исправительных учреждениях Российской Федерации // Человек: преступление и наказание. 2014. №1 (84). [Электронный ресурс] URL: https://cyberleninka.ru/article/n/harakteristika-islamskoy-radikalizatsii-osuzhdennyh-v-ispravitelnyh-
uchrezhdeniyah-rossiyskoy-federatsii (дата обращения: 1.05.2019).
3 Дроздов А.И, Яворский М.А. Трудовая занятость осужденных как средство их дерадикализации //
Актуальные проблемы российского права. 2017. №9 (82).[Электронный ресурс] URL:
https://cyberleninka.rU/article/n/trudovaya-zanyatost-osuzhdennyh-kak-sredstvo-ih-deradikalizatsii (дата
обращения: 1.05.2019).
муфтия Татарстана - Ильдуса Файзова, данный период отбрасывает назад и затормаживает развитие тюремного служения, так как характеризуется острым кадровым голодом, притюремные мечети начинают посещать выпускники Российского Исламского, тогда еще, университета. Но негативные настроения заключенных, связанные с ходом большого количества судебных процессов по экстремистским статьям, влияют и на отношения к имамам. Третий период связан с началом работы Камиля Самигуллина, ставшего в 2013 году муфтием Татарстана. Он начинает возрождать религизную деятельность Духовного управления мусульман РТ в местах заключения. Активно начинает бороться с радикально настроенными заключенными путем замены сомнительной религиозной литературы, а так же начала «тюремного» просвещения. Четвертый период, на наш взгляд, начинается с Ильдаром Базитовым, ответственным заместителем муфтия по социальным вопросам, именно он становится ответственным за деятельнось имамов ДУМ РТ в тюрьмах. Он формирует кадровый состав, определяет порядок работы. Именно с 2015 года начинается системная работа религиозных деятелей ДУМ РТ по ресоциализации заключенных мусульман путем еженедельных проповедей.
Кроме того, в процессе типологизации мусульман заключенных Татарстана, мы выявили некоторые их особенности. В первую очередь, это объединяющее большинство респондентов «черно-белое» видение в вопросах, связанных с религией. Жесткое деление на мусульман и немусульман. Второй особенностью стал «диссонанс» в поведении мусульман заключенных, который выражался в одновременном принятии, как ценностей Ислама, так и воровских понятий.
Положения, выносимые на защиту:
1) периодизация процесса развития деятельности Духовного управления мусульман Республики Татарстан,
2) характерные особенности личности имама ДУМ РТ, посещающего исправительные учреждения,
3) характерные особенности мусульман заключенных в исправительных учреждениях РТ.
Теоретическая и практическая значимость работы заключается в том, что материалы исследования можно использовать в качестве учебных материалов для студентов по курсу «государственно-конфессиональные отношения», чтобы показать современное взаимодействие органов государственной власти и религии, в частности Ислама.
Кроме того, полученные в результате исследования материалы могут быть использованы для составления специальных для имамов, работающих в тюрьмах, брошюр с тематическими выдержками из Корана и информацией об особенностях заключенных.
Структура работы: наше исследование состоит из введения, трех глав, заключении и списка литературы. Общий объем исследования - 61 страница. Работа содержит список литературы из 38 наименований.
Государство всегда будет заинтересовано в снижении преступности. Формирование безопасной среды для граждан его основная задача. Одним из множества путей достижения данной задачи является противодействие рецидивам, т.е. повторным совершениям преступлений, через исправительную работу, которую проводят с заключенными в пенитенциарных учреждениях. Религия, а в нашем случае - ислам, является одним из агентов процесса ресоциализации преступников. На наш взгляд, необходимо повышать эффективность данного механизма с помощью поставленной системной проповеднической работы в местах заключения.
В данной работе перед нами стояла цель сформировать целостное представление о современном состоянии мусульманской проповеднической деятельности в Татарстане. Нами была предложена градация деятельности на 4 периода: с конца 92-х до 2011, с 2011 до 2013, с 2013 до 2015, с 2015 по сегодняшний день. Мы рассмотрели процесс формирования ДУМ РТ, смогли определить момент начала развития тюремного служения, как направления работы духовного управления. И приняли за точку отсчета развития системной проповеднической деятельности в местах заключения 2015 год, когда ответственным заместителем муфтия Татарстана по данному вопросу стал Илдар Баязитов. Мы видим, что именно в этот момент началось формирование кадров тюремных имамов. Сейчас их 9 человек - равное количеству исправительных учреждений в Татарстане. Каждый имам посещает закрепленною за ним колонию минимум раз в неделю с проповедью. Их основной задачей является духовное кормление осужденных с целью их ресоциализации, т.е. готовности влиться в общество, обладая при этом высокими моральными ценностями Ислама. Их призыв к покаянию, на наш взгляд, обеспечивает осознанное принятие наказания за совершенное преступление заключенным. Кроме того, мы уделили особое внимание беседам с действующими имамами колоний № 2,8,10,11,19, благодаря которым смогли составить некий портрет личности тюремного духовного
служителя и выделили в нем качества, которыми он должен обладать. К ним относятся, в первую очередь, высокий уровень не только религиозных знаний, но и обще образованности, оптимизм, его личный пример и способность аргументировано и уверенно вести диалог с заключенными. Кроме того, имамы должны иметь специальные знания, которые касаются тюремной жизни, понимать особенности мусульман, находящихся в исправительных учреждениях. Также перед имамами стоит сложная задача ведения призыва с учетом того, что перед ними находятся преступники.
Кроме того, в работе, опираясь на данные проведенных с бывшими заключенными мусульманами глубинных интервью «линия жизни», нам удалось вывести их типы. И мы пришли к следующим обобщенным выводам: во-первых, их отличает «черно-белое» восприятие религиозности других верующих, т.е. четкое и строгое деление людей на мусульман и немусульман, во-вторых, это диссонанс в поведении - заключенные мусульмане, несмотря на то, что принимают нормы и ценности ислама, могут относить себя к «блатным» и жить по «понятиям».
Таким образом, в ходе исследования мы увидели некоторые проблемы, которые стоят перед имамами в тюрьмах. То есть кроме той основной задачи, которую мы упоминали ранее, им необходимо корректно объяснять принципы ислама и подводить заключенных к тому, что они не должны руководствоваться тюремными «воровскими» законами.
1. Авраменко В.Ю. Ресоциализация заключенного как социальнопедагогическая цель работы с ним в исправительном учреждении / В.Ю. Авраменко // Журнал Известия ВГПУ. - 2010. - №1. С. 15 - 20.
2. Андреев Н.А. Ресоциализация осужденных в пенитенциарных
учреждениях ФРГ (социально-психологический аспект) Учеб. пособие. / Н.А Андреев. - М.: «Права человека», 2001. - 83 с.
3. Ахунов А. М. Роль зарубежного фактора в становлении системы религиозного образования в постсоветском Татарстане: проблемы и пути их преодоления / А. М. Ахунов [Электронный ресурс] URL: file:///C:/Users/Aisik%20)))/Downloads/385-824-1-SM.pdf (дата обращения: 1.04.19)
4. Баязитов И. Р. Пенитенциарная система и духовно-нравствнное воспитание: от наказания к исправлению / И. Р Баязитов - Казань: Зур Казан, 2018. - 216 с.: ил.
5. Беюсов М. А. Тюрьмы и места лишения свободы в исламе /
М. А. Беюсов [Электронный ресурс] URL:
http://www.islamrf.ru/news/propoved/faith/9346 (дата обращения:15.04.19)
6. Вагабов М. В. Расколы в исламе: причины и социальные последствия / М. В. Вагабов // Исламоведение. 2010. №4. [Электронный ресурс] URL: https://cyberleninka.ru/article/n/raskoly-v-islame-prichiny-i-sotsialnye- posledstviya (дата обращения: 10.05.2019)
7. Валиев Р. Касым Нуруллин. Ислам в колониях / Р.Валиев
[Электронный ресурс] URL: http://www.muslim-info.com/kasym-nurullin-islam- v-koloniyah.html (дата обращения: 1.04.19)
8. Дроздов А.И, Яворский М.А. Трудовая занятость осужденных как средство их дерадикализации / А.И Дроздов, М.А Яворский // Актуальные проблемы российского права. 2017. №9 (82).[Электронный ресурс] URL:
https://cyberleninka.ru/article/n/trudovaya-zanyatost-osuzhdennyh-kak-sredstvo- ih-deradikalizatsii (дата обращения: 1.05.2019).
9. Коран: перевод смыслов и комментарии / Э. Р. Кулиев: К66 [пер. с араб. Э.Р.Кулиев]. Изд.9-е, стереотип. - Москва: Эксмо, 2019. - 808 с.
10. Корецкий Д. А. Криминальная субкультура и ее криминологическое значение. / Д. А. Корецкий, В. В. Тулегенов - Спб.: Юридический центр - Пресс, 2006. - 244 с.
11. Кроник А.А. Психологическое время личности / Е.И. Головаха, А.А. Кроник. - Киев: Наукова думка, - 1984. - 207 с.
12. Малашенко А. Ислам для России / А. Малашенко - М.: РОССПЭН, - 2007, С.95.
13. Македонов Л. На веб экстремизм с негодным оружием / Л. Македонов [Электронный ресурс] URL https://www.gazeta.ru/politics/2012/09/13_a_476846 l.shtml (дата обращения: 3.04.19)
14. Полевые материалы автора: Р. А., м, 36, бывший заключенный ИК№2
15. Полевые материалы автора: И. Н., м, 29, бывший заключенный ИК№8
16. Полевые материалы автора: А. К., м, 32, бывший заключенный ИК№9
17. Полевые материалы автора: Р. С., м, 38, бывший заключенный ИК№8
18. Полевые материалы автора: А. Д., м, 34, бывший заключенный ИК№19
19. Полевые материалы автора: Д. З., м, 36, бывший заключенный ИК№11
20. Полевые материалы автора: Д.А., м, 35, работник АНО «ЦРА»
21. Полевые материалы автора: А. Т., м, работник АНО «ЦРА»
22. Полевые материалы автора: Р. ,м, имам в ИК№2
23. Полевые материалы автора: Б., м, имам в ИК№8
24. Полевые материалы автора: М., м, имам в ИК№11
25. Полевые материалы автора: И., м, имам в ИК№10
26. Полевые материалы автора: Н., м, имам в ИК№19
27. Пирожков В. Ф. Криминальная психология: учебное пособие / В. Ф. Пирожков - Москва: Ось - 89, 2001. - 704 с.
28. Ратинов А. Р. О роли биологического в личности преступника и
преступном поведении / А. Р. Ратинов // Соотношение биологического и социального в человеке: материалы к симпозиуму в г. Москве -
сентябрь 1975 г. / отв. ред. В.М. Банщиков, Б.Ф. Ломов. - М., 1975. - 506 с.
29. Логинов А.В. Власть и вера: государство и религиозные институты в истории и современности / А.В.Логинов - М.: Большая Российская энциклопедия, 2005. — 496 с.: ил
30. Старков О. В.Криминальная субкультура: спецкурс / О. В. Старков. - М.: - 2010. - 232 с.
31. Сысоев А.М. Характеристика исламской радикализации осужденных в
исправительных учреждениях Российской Федерации / А.М. Сысоев // Человек: преступление и наказание. 2014. №1 (84). [Электронный ресурс] URL: https://cyberleninka.ru/article/n/harakteristika-islamskoy-radikalizatsii-
osuzhdennyh-v-ispravitelnyh-uchrezhdeniyah-rossiyskoy-federatsii (дата
обращения: 1.05.2019)
32. Тирмизи, Мухаммад б’Иса. Сунан / Под ред. Шакира и др. -Каир, б.г. - 732 с.
33. Указ о внесении изменений и дополнений в постановление ВЦИК и СНК [Электронный ресурс] URL: http://docs.cntd.ru/document/9055640 (дата обращения 28.05.19)
34. Устав ДУМ РТ [Электронный ресурс] URL: http://dumrt.ru/ru/about- us/obschaya-informatsiya/ (дата обращения 3.05.19)
35. Хабибуллин Р. Подвиг веры простого человека / Р. Хабибуллин [Электронный ресурс] URL: https://www.youtube.com/watch?v=uTEgWdgauac (дата обращения: 2.04.19)
36. Ширижик Л. Старший по мечети / Л.Ширижик [Электронный ресурс] URL: https://lenta.ru/articles/2018/04/16/green/ (дата обращения 5.04.19)
37. Штейнберг И. Е. Логические схемы обоснования выборки для качественных интервью: «восьмиоконная» модель / И. Е. Штейнберг //
Социология: методология, методы, математическое моделирование (4М). - 2014. № 38. - С. 38-71.
38. Юнусова А. Б. Ислам и власть в Башкортостане / А. Б. Юнусова // Россия и мусульманский мир. 2008. №5. [Элеткронный ресурс] URL: https://cyberleninka.rU/article/n/islam-i-vlast-v-bashkortostane (дата обращения:
10.05.2019)