Формирование стратегии развития нефтегазовых компаний в условиях глобализации и финансовой нестабильности
|
ВВЕДЕНИЕ 3
1. ТЕОРЕТИКО-МЕТОДИЧЕСКИЕ ОСНОВЫ ИССЛЕДОВАНИЯ
РАЗВИТИЯ НЕФТЕГАЗОВЫХ КОМПАНИЙ В УСЛОВИЯХ ГЛОБАЛИЗАЦИИ И ФИНАНСОВОЙ НЕСТАБИЛЬНОСТИ
Глобализация: новые вызовы для нефтегазовых компаний 8
Обзор лучших зарубежных практик стратегического
управления нефтегазовыми компаниями 16
Факторы формирования стратегии развития нефтегазовых
компаний в условиях финансовой нестабильности и рисков 27
2. СОВРЕМЕННЫЕ ТЕНДЕНЦИИ РАЗВИТИЯ НЕФТЕГАЗОВОЙ 37
ОТРАСЛИ В РОССИИ И В МИРЕ
Современные тенденции развития нефтегазовой отрасли в
России и в мире 47
Стратегическое позиционирование российских нефтегазовых
компаний на мировых рынках 47
Проблемы развития нефтегазовых компаний в России и за
рубежом 59
3. РАЗРАБОТКА РЕКОМЕНДАЦИЙ ПО ФОРМИРОВАНИЮ И
РЕАЛИЗАЦИИ СТРАТЕГИИ РАЗВИТИЯ НЕФТЕГАЗОВОЙ ПРОМЫШЛЕННОСТИ РОССИИ
Приоритеты стратегического развития и модернизация
нефтегазовой промышленности 65
Реализация стратегий развития нефтегазовых компаний с
использованием цифровых технологий 72
ЗАКЛЮЧЕНИЕ 85
СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННЫХ ИСТОЧНИКОВ 91
ПРИЛОЖЕНИЯ
1. ТЕОРЕТИКО-МЕТОДИЧЕСКИЕ ОСНОВЫ ИССЛЕДОВАНИЯ
РАЗВИТИЯ НЕФТЕГАЗОВЫХ КОМПАНИЙ В УСЛОВИЯХ ГЛОБАЛИЗАЦИИ И ФИНАНСОВОЙ НЕСТАБИЛЬНОСТИ
Глобализация: новые вызовы для нефтегазовых компаний 8
Обзор лучших зарубежных практик стратегического
управления нефтегазовыми компаниями 16
Факторы формирования стратегии развития нефтегазовых
компаний в условиях финансовой нестабильности и рисков 27
2. СОВРЕМЕННЫЕ ТЕНДЕНЦИИ РАЗВИТИЯ НЕФТЕГАЗОВОЙ 37
ОТРАСЛИ В РОССИИ И В МИРЕ
Современные тенденции развития нефтегазовой отрасли в
России и в мире 47
Стратегическое позиционирование российских нефтегазовых
компаний на мировых рынках 47
Проблемы развития нефтегазовых компаний в России и за
рубежом 59
3. РАЗРАБОТКА РЕКОМЕНДАЦИЙ ПО ФОРМИРОВАНИЮ И
РЕАЛИЗАЦИИ СТРАТЕГИИ РАЗВИТИЯ НЕФТЕГАЗОВОЙ ПРОМЫШЛЕННОСТИ РОССИИ
Приоритеты стратегического развития и модернизация
нефтегазовой промышленности 65
Реализация стратегий развития нефтегазовых компаний с
использованием цифровых технологий 72
ЗАКЛЮЧЕНИЕ 85
СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННЫХ ИСТОЧНИКОВ 91
ПРИЛОЖЕНИЯ
Актуальность темы исследования. Данная тема исследования является актуальной для нефтегазового комплекса ввиду современных геополитических вызовов, обусловленных новыми тенденциями развития мировых энергетических рынков, которые в настоящее время испытывают противоречивое влияние сложного сочетания факторов, порожденных процессами регионализации и глобализации, или их сочетанием.
Это находит проявление в отходе от магистрального пути глобализации мирового ТЭК, осуществляемой ранее под контролем глобальных нефтегазовых компаний, и становлении нового энергетического порядка, в котором активную и все возрастающую роль начинают играть национальные нефтегазовые компании.
Успешное встраивание российского нефтегазового комплекса в мировое энергетическое пространство в значительной степени зависит от эффективности стратегий развития, которые разрабатывают и реализуют российские ВИНК. Это происходит в острой конкуренции со стратегиями конкурентов - глобальных нефтегазовых компаний, которые во всевозрастающей степени направлены на изменение условий ведения бизнеса с учетом всего комплекса объективных факторов и долгосрочных прогнозных оценок мировой экономики и энергетики, а также геополитических требований своих правительств. Современные энергетические и, прежде всего, нефтегазовые, компании работают в условиях качественно новых тенденций.
Среди них надо выделить дополнение общих глобализационных процессов проявлениями регионализации, формирование основ нового мирового энергетического порядка, новой глобальной энергетической архитектуры, управления энергетикой и устойчивыми проявлениями тенденций к регионализации энергетических рынков. Сами эти понятия новые и еще не устоялись, но все чаще обсуждаются как в экспертно-научных и деловых кругах, так и на высших политических форумах.
Изменения, как в условиях ведения международного нефтегазового бизнеса, так и в самих главных его участниках, требуют особого внимания к современным стратегиям развития крупнейших компаний – как иностранных, так и российских.
Для глобальных нефтегазовых компаний меняется формула успеха, и их текущие стратегии содержат новые приоритеты. Стратегия крупных игроков ставит во главу угла глобальное присутствие, оптимальное использование сравнительных конкурентных преимуществ в мировом масштабе, что наполняет новым содержанием их основополагающую линию поведения по выстраиванию и совершенствованию вертикальной интеграции. Это самым непосредственным образом затрагивает российские нефтегазовые компании и требует соответствующей корректировки их стратегий развития. Российская нефтегазовая отрасль оказалась основной целью консолидированного курса Запада на максимальную изоляцию России, ее сдерживанию в части финансов, технологий и экспорта, блокирование возможностей расширения углеводородной базы страны, в том числе на Арктическом шельфе.
В рамках вышеуказанных новых тенденций актуально исследование возрастающей роли сценарных прогнозов для формирования стратегии развития нефтегазовых компаний и выявление современных инструментов, и подходов к разработке стратегий ВИНК. Такой анализ особенно полезен для Росcийских нефтегазовых компаний в связи с необходимостью внесения корректировок в их международную деятельность, а также возможного внесения корректив в национальную модель развития нефтяной отрасли.
Степень научной разработанности темы. В экономической литературе имеется немало научных работ, посвященных разным аспектам исследуемой темы, авторы которых уделяли особое внимание эволюции стратегий, прежде всего стратегии вертикальной интеграции, являвшейся доминирующей стратегией индустриального этапа развития.
По исследуемой проблеме остается несколько спорных вопросов, например, вопрос о ведущих ВИНК: являются ли они по своей природе все теми же ТНК, которые функционировали в индустриальную эпоху, или, завершив этап индустриального развития и вступив в эпоху постиндустриальности, они обрели иную природу, сбросив оболочку традиционных ТНК. Также остается спорным вопрос, являются ли стратегии глобальных компаний продолжением стратегии вертикальной интеграции или глобальные стратегии выступают новым стратегическим выбором нефтегазовых гигантов. Наконец, вопрос о том, как глобальные нефтегазовые компании в своих стратегиях учитывают тенденцию к регионализации и др. Российские ВИНК, серьезно отставая от своих конкурентов из развитых стран в технологическом, техническом и структурном отношениях, предусматривали в своих стратегиях ускоренное преодоление этого разрыва и завоевание достойной позиции нефтяной отрасли РФ в складывающемся мировом энергетическом пространстве. Однако условия ведения ими международного бизнеса радикально изменились до того, как им это удалось сделать.
Таким образом, становится очевидным, что целый ряд теоретических и прикладных аспектов разработки стратегий нефтегазовых компаний в новых условиях требует дальнейшего исследования.
Целью данного исследования является разработка рекомендаций по формированию и реализации стратегии российских нефтегазовых компаний на основе оценки и анализа тенденций их развития в условиях глобализации и финансовой нестабильности.
Для достижения указанной цели поставлены следующие задачи, определившие логику и структуру работы:
выявить и обосновать причины и сущность происходящих изменений в современном мировом нефтяном комплексе, влияющих на его производственный цикл, систему экономических отношений, а также на сферу управления, в первую очередь, на стратегии развития нефтегазовых компаний;
произвести группировку современных субъектов нефтяной отрасли, выявить изменение роли вертикальной интеграции как формы организации бизнеса и стратегии развития современных компаний;
исследовать теоретические и практические вопросы эволюции стратегии вертикальной интеграции в нефтяной отрасли;
раскрыть особенности современных подходов, инструментов и методов разработки стратегий и сравнить стратегии глобальных нефтегазовых компаний со стратегиями вертикальной интеграции, реализуемой «традиционными» нефтяными;
рассмотреть и определить место и роль компаний в усложняющихся условиях развития нефтегазовых рынков, а также их стратегий повышения долгосрочной эффективности своего бизнеса, прежде всего в результате преодоления отставания от передовых мировых стандартов, в том числе путем дальнейшего развития вертикальной интеграции;
исследовать влияние внешнего санкционного фактора на стратегию и поведение нефтегазовых компаний в современных условиях.
Объектом исследования являются современные зарубежные и российские нефтегазовые компании и их деятельность, направленная на достижение долгосрочных целей развития.
Предмет исследования – стратегии развития нефтегазовых компаний.
Теоретической и методологической основой работы явились фундаментальные исследования отечественных и зарубежных авторов в области экономических проблем мировой нефтяной отрасли, глобализации, классические и современные теории стратегического управления, международного перемещения капитала, исследования ВИНК, их стратегий и транснационализации, содержащихся в трудах ведущих отечественных и зарубежных ученых, а также системный и исторический подход с использованием сравнительного, логико-структурного, факторного анализа и методов экономической статистики, разработанные наукой подходы, инструменты и методы управления по стратегическому управлению.
Информационной базой стали первоисточники, в том числе аналитико- статистические материалы авторитетного Международного энергетического агентства, Управления энергетической информации (США), Организации стран-экспортеров нефти, Европейского союза; публикации глобальных нефтегазовых компаний о разработке и реализации ими стратегий своего развития, в том числе долгосрочные сценарии, а также статистика развития мировой нефтяной отрасли (Exxon-Mobil, Shell, ВР, Statoil); материалы по стратегиям российских ВИНК (Лукойл, Роснефть и др.); методологические исследования и рекомендации ведущих международных консалтинговых компаний по разработке стратегий глобальных ВИНК и российских нефтегазовых компаний и др.
Это находит проявление в отходе от магистрального пути глобализации мирового ТЭК, осуществляемой ранее под контролем глобальных нефтегазовых компаний, и становлении нового энергетического порядка, в котором активную и все возрастающую роль начинают играть национальные нефтегазовые компании.
Успешное встраивание российского нефтегазового комплекса в мировое энергетическое пространство в значительной степени зависит от эффективности стратегий развития, которые разрабатывают и реализуют российские ВИНК. Это происходит в острой конкуренции со стратегиями конкурентов - глобальных нефтегазовых компаний, которые во всевозрастающей степени направлены на изменение условий ведения бизнеса с учетом всего комплекса объективных факторов и долгосрочных прогнозных оценок мировой экономики и энергетики, а также геополитических требований своих правительств. Современные энергетические и, прежде всего, нефтегазовые, компании работают в условиях качественно новых тенденций.
Среди них надо выделить дополнение общих глобализационных процессов проявлениями регионализации, формирование основ нового мирового энергетического порядка, новой глобальной энергетической архитектуры, управления энергетикой и устойчивыми проявлениями тенденций к регионализации энергетических рынков. Сами эти понятия новые и еще не устоялись, но все чаще обсуждаются как в экспертно-научных и деловых кругах, так и на высших политических форумах.
Изменения, как в условиях ведения международного нефтегазового бизнеса, так и в самих главных его участниках, требуют особого внимания к современным стратегиям развития крупнейших компаний – как иностранных, так и российских.
Для глобальных нефтегазовых компаний меняется формула успеха, и их текущие стратегии содержат новые приоритеты. Стратегия крупных игроков ставит во главу угла глобальное присутствие, оптимальное использование сравнительных конкурентных преимуществ в мировом масштабе, что наполняет новым содержанием их основополагающую линию поведения по выстраиванию и совершенствованию вертикальной интеграции. Это самым непосредственным образом затрагивает российские нефтегазовые компании и требует соответствующей корректировки их стратегий развития. Российская нефтегазовая отрасль оказалась основной целью консолидированного курса Запада на максимальную изоляцию России, ее сдерживанию в части финансов, технологий и экспорта, блокирование возможностей расширения углеводородной базы страны, в том числе на Арктическом шельфе.
В рамках вышеуказанных новых тенденций актуально исследование возрастающей роли сценарных прогнозов для формирования стратегии развития нефтегазовых компаний и выявление современных инструментов, и подходов к разработке стратегий ВИНК. Такой анализ особенно полезен для Росcийских нефтегазовых компаний в связи с необходимостью внесения корректировок в их международную деятельность, а также возможного внесения корректив в национальную модель развития нефтяной отрасли.
Степень научной разработанности темы. В экономической литературе имеется немало научных работ, посвященных разным аспектам исследуемой темы, авторы которых уделяли особое внимание эволюции стратегий, прежде всего стратегии вертикальной интеграции, являвшейся доминирующей стратегией индустриального этапа развития.
По исследуемой проблеме остается несколько спорных вопросов, например, вопрос о ведущих ВИНК: являются ли они по своей природе все теми же ТНК, которые функционировали в индустриальную эпоху, или, завершив этап индустриального развития и вступив в эпоху постиндустриальности, они обрели иную природу, сбросив оболочку традиционных ТНК. Также остается спорным вопрос, являются ли стратегии глобальных компаний продолжением стратегии вертикальной интеграции или глобальные стратегии выступают новым стратегическим выбором нефтегазовых гигантов. Наконец, вопрос о том, как глобальные нефтегазовые компании в своих стратегиях учитывают тенденцию к регионализации и др. Российские ВИНК, серьезно отставая от своих конкурентов из развитых стран в технологическом, техническом и структурном отношениях, предусматривали в своих стратегиях ускоренное преодоление этого разрыва и завоевание достойной позиции нефтяной отрасли РФ в складывающемся мировом энергетическом пространстве. Однако условия ведения ими международного бизнеса радикально изменились до того, как им это удалось сделать.
Таким образом, становится очевидным, что целый ряд теоретических и прикладных аспектов разработки стратегий нефтегазовых компаний в новых условиях требует дальнейшего исследования.
Целью данного исследования является разработка рекомендаций по формированию и реализации стратегии российских нефтегазовых компаний на основе оценки и анализа тенденций их развития в условиях глобализации и финансовой нестабильности.
Для достижения указанной цели поставлены следующие задачи, определившие логику и структуру работы:
выявить и обосновать причины и сущность происходящих изменений в современном мировом нефтяном комплексе, влияющих на его производственный цикл, систему экономических отношений, а также на сферу управления, в первую очередь, на стратегии развития нефтегазовых компаний;
произвести группировку современных субъектов нефтяной отрасли, выявить изменение роли вертикальной интеграции как формы организации бизнеса и стратегии развития современных компаний;
исследовать теоретические и практические вопросы эволюции стратегии вертикальной интеграции в нефтяной отрасли;
раскрыть особенности современных подходов, инструментов и методов разработки стратегий и сравнить стратегии глобальных нефтегазовых компаний со стратегиями вертикальной интеграции, реализуемой «традиционными» нефтяными;
рассмотреть и определить место и роль компаний в усложняющихся условиях развития нефтегазовых рынков, а также их стратегий повышения долгосрочной эффективности своего бизнеса, прежде всего в результате преодоления отставания от передовых мировых стандартов, в том числе путем дальнейшего развития вертикальной интеграции;
исследовать влияние внешнего санкционного фактора на стратегию и поведение нефтегазовых компаний в современных условиях.
Объектом исследования являются современные зарубежные и российские нефтегазовые компании и их деятельность, направленная на достижение долгосрочных целей развития.
Предмет исследования – стратегии развития нефтегазовых компаний.
Теоретической и методологической основой работы явились фундаментальные исследования отечественных и зарубежных авторов в области экономических проблем мировой нефтяной отрасли, глобализации, классические и современные теории стратегического управления, международного перемещения капитала, исследования ВИНК, их стратегий и транснационализации, содержащихся в трудах ведущих отечественных и зарубежных ученых, а также системный и исторический подход с использованием сравнительного, логико-структурного, факторного анализа и методов экономической статистики, разработанные наукой подходы, инструменты и методы управления по стратегическому управлению.
Информационной базой стали первоисточники, в том числе аналитико- статистические материалы авторитетного Международного энергетического агентства, Управления энергетической информации (США), Организации стран-экспортеров нефти, Европейского союза; публикации глобальных нефтегазовых компаний о разработке и реализации ими стратегий своего развития, в том числе долгосрочные сценарии, а также статистика развития мировой нефтяной отрасли (Exxon-Mobil, Shell, ВР, Statoil); материалы по стратегиям российских ВИНК (Лукойл, Роснефть и др.); методологические исследования и рекомендации ведущих международных консалтинговых компаний по разработке стратегий глобальных ВИНК и российских нефтегазовых компаний и др.
Выполненное исследование позволяет сделать следующие основные выводы и практические рекомендации:
1. Коренные изменения во всех сферах мирового нефтяного бизнеса обусловлены объективными причинами и особенностями развития глобализационных процессов как в отрасли, так и в мире в целом.
Оставаясь магистральным направлением, глобализация энергетики и его нефтегазового сектора идет не линейно, частично корректируясь тенденциями к ее регионализации.
Объективные проявления регионализации углеводородных рынков подталкивается геополитической борьбой. Этот сложный процесс проявляется в характере и структуре основных энергетических субъектов, в эволюции к новому мировому энергетическому порядку, к новой мировой энергетической архитектуре и глобальному управлению энергетикой.
2. Частью этого исторического процесса является формирование группы поистине глобальных нефтегазовых компаний - супермейджеров, перестраивающихся сами и меняющих мировую деловую среду и правила игры.
Качественным отличием этих компаний от конкурентов стало то, что их успешное долгосрочное развитие полностью зависит от способности эффективно выстраивать и управлять глобальной цепочкой создания стоимости с учетом всех особенностей современного мирового развития. Стратегия развития таких компаний может быть только глобальной и должна предусматривать их присутствие во всех соответствующих регионах мира в тех формах и такими средствами, которые в сочетании обеспечивают долгосрочный максимальный конкурентный эффект.
3. Глобальная стратегия компании прочно базируется на эффективной вертикальной интеграции. Но даже полная вертикальная интеграция сама по себе больше не может гарантированно и универсально обеспечить устойчивое процветание компании. При этом глобальная стратегия – не надстройка над стратегией вертикальной интеграции и не самостоятельный новый вид стратегии. Это - новое качество, новое измерение стратегического видения и оно вобрало в себя стратегию вертикальной интеграции. Можно сказать, что это новая, «гибридная» категория стратегий развития.
4. В ходе реализации глобальной стратегии степень вертикальной интегрированности становится функциональной, и ее конкретные параметры определяются с точки зрения эффективности в достижении желаемых стоимостных приоритетов компании, реализуемых в условиях глобальной экономики. В этом смысле следует признать, что в настоящий период вертикальная интеграция – необходимое, но недостаточное условие успешного развития энергетической компании в глобализированном мире. В результате, на уровне глобальных нефтяных гигантов вертикальная интеграция все более обретает черты квазиинтеграционного процесса.
5. Главными субъектами реализации стратегии глобализации мирового нефтяного комплекса выступают МНК и прежде всего его авангард - группа супермейджеров. Однако, окрепшие за последние годы по многим показателям ННК вышли на лидирующие позиции. Именно они в ходе глобальной конкуренции становятся основными проводниками стратегии регионализации - тенденции, которая начинает все более проявляться в настоящее время.
6. Для ВИНК стран сырьевой специализации, в том числе и для большинства российских, стратегия обоснованной полной вертикальной интеграции остается главным направлением их развития. Ускоренная вертикальная интеграция ННК, протекающая в рамках государственной формы собственности, доказала свою эффективность, что подтверждено опытом российских и китайских национальных нефтяных компаний. По мере повышения уровня транснациональности и успешности своего бизнеса стратегия развития ННК будет все более становиться глобальной.
7. Эти основные тезисы стали исходной точкой предлагаемого автором критериального подхода к анализу современных основных субъектов нефтяного бизнеса. Главным отличием компаний является именно их стратегия развития, определяющая все прочие факторы этого процесса.
8. Становление глобальной стратегии развития (ее также часто называют стратегией глобального присутствия или доминирования) потребовало применения новых подходов, инструментов и методов при ее разработке. В частности, в работе обосновываются следующие тезисы: - при разработке глобальной стратегии устанавливаются оптимальные параметры «внутренней» вертикальной интеграции, материально обеспечивающей оптимальное достижение поставленных целей с использованием сравнительных преимуществ отдельных ее звеньев в мировом масштабе; - при разработке современных стратегий развития глобальных компаний все возрастающую роль играет их прогнозная деятельность, в основу которой ложится сценарный подход различной специализации и уровня детализации; - внедрение сценарного планирования имманентно связано с наступлением постиндустриального этапа развития нефтяной отрасли, усилением турбулентности и непредсказуемости на мировом нефтяном рынке и в других областях, влияющих на глобальное энергообеспечение; - в связи с тем, что среди ключевых методик в разработке стратегий все большую роль играет методика выстраивания так называемых цепочек создания стоимости на каждом из уровней, позволяющих дезагрегировать процессы на составные элементы для определения основных драйверов создания добавленной стоимости бизнеса по каждому сегменту, что ведет к определенному размыванию вертикальной интеграции - процессу, характерному для современного уровня развития глобальных компаний.
9. На основе указанных методик в работе построена матрица «прибыльного роста» мировой нефтяной отрасли, а также разработана модель финансовых результатов по стратегическим опциям нефтяной компании, которая может быть использована, в том числе и российскими ВИНК.
10. Выполнена оценка потенциала, места и роли российского нефтяного комплекса и реализуемой его субъектами стратегии вертикальной интеграции в современных условиях. Обосновано, что реализация стратегии вертикальной интеграции в том виде, как она осуществлялась до введения санкционного режима против России, фактически вела к реализации модели «догоняющего развития» и закреплению сырьевого статуса российской нефтяной отрасли в глобализирующемся нефтяном хозяйстве. Это соответствует сценариям глобальных компаний, которые, реализуя свои глобальные стратегии, входят в него как финансовая и информационно-технологическая надстройка, регулирующая пропорции, доли, характер и направления встраивания капиталодефицитных и технологически зависимых сегментов национальных нефтяных секторов.
11. С начала 2000-х годов в России активизировалась транснационализация нефтяной отрасли и стал бурно развиваться процесс трансграничных сделок нефтяных глобальных компаний с российскими ВИНК, который проходит два этапа. Первый – развитие в различных формах трансграничных сделок глобальных нефтяных компаний с российскими частными нефтяными компаниями. Наступление нового, второго этапа характеризуется сделками M&A глобальных нефтяных компаний с российскими государственными НК. Второй этап трансграничных сделок был обусловлен новыми экономическими реалиями, которые повышают роль государственных ННК в мировой нефтяной индустрии в целом. В этой связи образование в российском нефтяном комплексе крупнейшей национальной нефтяной компании Роснефть является закономерным проявлением этой тенденции.
Сделка M&A между глобальной компанией ВР и ННК Роснефть, как показано в работе, способна обеспечить достижение целей обоих участников. В результате этой сделки и структурной перестройки Роснефть смогла приблизиться к таким европейским лидерам, как Total, Shell, BP, Eni и др. Опыт Роснефти является первым примером перехода ее стратегии к более высокому уровню стратегического развития, выходящего за рамки стратегии вертикальной интеграции.
12. Санкционный режим вносит серьезные коррективы в стратегии развития российских ВИНК. С учетом соблюдения экономических интересов российского нефтяного комплекса сформулированы предложения по следующим направлениям:
- усиление нацеленности корпоративной стратегии нефтяных компаний на прибыльный рост с применением новаторских подходов к снижению производственных издержек и повышению операционной эффективности – с учетом того, что в российском нефтяном комплексе возможности углубления и оптимизации вертикальной интеграции еще не исчерпаны;
- развитие импортозамещения в нефтяной отрасли с опорой на использование оборудования отечественных производителей;
- внедрение инновационных методов управления компанией, включая современные методы и технологии стратегического развития и мотивации персонала;
- создание прозрачной корпоративной архитектуры, способствующей привлечению широкого круга российских и иностранных инвесторов;
- вхождение в стратегические альянсы с ключевыми игроками нефтяной отрасли для интенсификации обмена ноу-хау и технологиями, в том числе из стран азиатского региона;
- создание благоприятных стимулирующих условий для развития ресурсно-инновационной деятельности, направленной на цифровизацию и интеллектуализацию нефтегазовой отрасли, коренное обновление отечественной производственно-технологической базы освоения арктических ресурсов нефти и газа;
- точечные сделки по приобретению наиболее прибыльных зарубежных компаний (или долей в них) для решения задач корпоративной стратегии;
- активизация участия российского нефтяного комплекса в процессах регионализации мирового энергетического рынка, прежде всего - ее
«восточного» направления и формирования «восточного центра мирового ТЭК»;
- создание учебных курсов по бакалаврской и магистерской подготовке специалистов по наиболее востребованным направлениям развития нефтегазового комплекса, а именно: оптоволоконная петросенсорика; эмиссионная томография в режиме реального времени; петророботика (скважинные и трубопроводные роботы, воздушные и подводные дроны); управление разработкой цифровыми нефтегазовыми месторождениями; интегрированное моделирование месторождений; интегрированное планирование нефтегазовых операций и подводные цифровые фабрики.
1. Коренные изменения во всех сферах мирового нефтяного бизнеса обусловлены объективными причинами и особенностями развития глобализационных процессов как в отрасли, так и в мире в целом.
Оставаясь магистральным направлением, глобализация энергетики и его нефтегазового сектора идет не линейно, частично корректируясь тенденциями к ее регионализации.
Объективные проявления регионализации углеводородных рынков подталкивается геополитической борьбой. Этот сложный процесс проявляется в характере и структуре основных энергетических субъектов, в эволюции к новому мировому энергетическому порядку, к новой мировой энергетической архитектуре и глобальному управлению энергетикой.
2. Частью этого исторического процесса является формирование группы поистине глобальных нефтегазовых компаний - супермейджеров, перестраивающихся сами и меняющих мировую деловую среду и правила игры.
Качественным отличием этих компаний от конкурентов стало то, что их успешное долгосрочное развитие полностью зависит от способности эффективно выстраивать и управлять глобальной цепочкой создания стоимости с учетом всех особенностей современного мирового развития. Стратегия развития таких компаний может быть только глобальной и должна предусматривать их присутствие во всех соответствующих регионах мира в тех формах и такими средствами, которые в сочетании обеспечивают долгосрочный максимальный конкурентный эффект.
3. Глобальная стратегия компании прочно базируется на эффективной вертикальной интеграции. Но даже полная вертикальная интеграция сама по себе больше не может гарантированно и универсально обеспечить устойчивое процветание компании. При этом глобальная стратегия – не надстройка над стратегией вертикальной интеграции и не самостоятельный новый вид стратегии. Это - новое качество, новое измерение стратегического видения и оно вобрало в себя стратегию вертикальной интеграции. Можно сказать, что это новая, «гибридная» категория стратегий развития.
4. В ходе реализации глобальной стратегии степень вертикальной интегрированности становится функциональной, и ее конкретные параметры определяются с точки зрения эффективности в достижении желаемых стоимостных приоритетов компании, реализуемых в условиях глобальной экономики. В этом смысле следует признать, что в настоящий период вертикальная интеграция – необходимое, но недостаточное условие успешного развития энергетической компании в глобализированном мире. В результате, на уровне глобальных нефтяных гигантов вертикальная интеграция все более обретает черты квазиинтеграционного процесса.
5. Главными субъектами реализации стратегии глобализации мирового нефтяного комплекса выступают МНК и прежде всего его авангард - группа супермейджеров. Однако, окрепшие за последние годы по многим показателям ННК вышли на лидирующие позиции. Именно они в ходе глобальной конкуренции становятся основными проводниками стратегии регионализации - тенденции, которая начинает все более проявляться в настоящее время.
6. Для ВИНК стран сырьевой специализации, в том числе и для большинства российских, стратегия обоснованной полной вертикальной интеграции остается главным направлением их развития. Ускоренная вертикальная интеграция ННК, протекающая в рамках государственной формы собственности, доказала свою эффективность, что подтверждено опытом российских и китайских национальных нефтяных компаний. По мере повышения уровня транснациональности и успешности своего бизнеса стратегия развития ННК будет все более становиться глобальной.
7. Эти основные тезисы стали исходной точкой предлагаемого автором критериального подхода к анализу современных основных субъектов нефтяного бизнеса. Главным отличием компаний является именно их стратегия развития, определяющая все прочие факторы этого процесса.
8. Становление глобальной стратегии развития (ее также часто называют стратегией глобального присутствия или доминирования) потребовало применения новых подходов, инструментов и методов при ее разработке. В частности, в работе обосновываются следующие тезисы: - при разработке глобальной стратегии устанавливаются оптимальные параметры «внутренней» вертикальной интеграции, материально обеспечивающей оптимальное достижение поставленных целей с использованием сравнительных преимуществ отдельных ее звеньев в мировом масштабе; - при разработке современных стратегий развития глобальных компаний все возрастающую роль играет их прогнозная деятельность, в основу которой ложится сценарный подход различной специализации и уровня детализации; - внедрение сценарного планирования имманентно связано с наступлением постиндустриального этапа развития нефтяной отрасли, усилением турбулентности и непредсказуемости на мировом нефтяном рынке и в других областях, влияющих на глобальное энергообеспечение; - в связи с тем, что среди ключевых методик в разработке стратегий все большую роль играет методика выстраивания так называемых цепочек создания стоимости на каждом из уровней, позволяющих дезагрегировать процессы на составные элементы для определения основных драйверов создания добавленной стоимости бизнеса по каждому сегменту, что ведет к определенному размыванию вертикальной интеграции - процессу, характерному для современного уровня развития глобальных компаний.
9. На основе указанных методик в работе построена матрица «прибыльного роста» мировой нефтяной отрасли, а также разработана модель финансовых результатов по стратегическим опциям нефтяной компании, которая может быть использована, в том числе и российскими ВИНК.
10. Выполнена оценка потенциала, места и роли российского нефтяного комплекса и реализуемой его субъектами стратегии вертикальной интеграции в современных условиях. Обосновано, что реализация стратегии вертикальной интеграции в том виде, как она осуществлялась до введения санкционного режима против России, фактически вела к реализации модели «догоняющего развития» и закреплению сырьевого статуса российской нефтяной отрасли в глобализирующемся нефтяном хозяйстве. Это соответствует сценариям глобальных компаний, которые, реализуя свои глобальные стратегии, входят в него как финансовая и информационно-технологическая надстройка, регулирующая пропорции, доли, характер и направления встраивания капиталодефицитных и технологически зависимых сегментов национальных нефтяных секторов.
11. С начала 2000-х годов в России активизировалась транснационализация нефтяной отрасли и стал бурно развиваться процесс трансграничных сделок нефтяных глобальных компаний с российскими ВИНК, который проходит два этапа. Первый – развитие в различных формах трансграничных сделок глобальных нефтяных компаний с российскими частными нефтяными компаниями. Наступление нового, второго этапа характеризуется сделками M&A глобальных нефтяных компаний с российскими государственными НК. Второй этап трансграничных сделок был обусловлен новыми экономическими реалиями, которые повышают роль государственных ННК в мировой нефтяной индустрии в целом. В этой связи образование в российском нефтяном комплексе крупнейшей национальной нефтяной компании Роснефть является закономерным проявлением этой тенденции.
Сделка M&A между глобальной компанией ВР и ННК Роснефть, как показано в работе, способна обеспечить достижение целей обоих участников. В результате этой сделки и структурной перестройки Роснефть смогла приблизиться к таким европейским лидерам, как Total, Shell, BP, Eni и др. Опыт Роснефти является первым примером перехода ее стратегии к более высокому уровню стратегического развития, выходящего за рамки стратегии вертикальной интеграции.
12. Санкционный режим вносит серьезные коррективы в стратегии развития российских ВИНК. С учетом соблюдения экономических интересов российского нефтяного комплекса сформулированы предложения по следующим направлениям:
- усиление нацеленности корпоративной стратегии нефтяных компаний на прибыльный рост с применением новаторских подходов к снижению производственных издержек и повышению операционной эффективности – с учетом того, что в российском нефтяном комплексе возможности углубления и оптимизации вертикальной интеграции еще не исчерпаны;
- развитие импортозамещения в нефтяной отрасли с опорой на использование оборудования отечественных производителей;
- внедрение инновационных методов управления компанией, включая современные методы и технологии стратегического развития и мотивации персонала;
- создание прозрачной корпоративной архитектуры, способствующей привлечению широкого круга российских и иностранных инвесторов;
- вхождение в стратегические альянсы с ключевыми игроками нефтяной отрасли для интенсификации обмена ноу-хау и технологиями, в том числе из стран азиатского региона;
- создание благоприятных стимулирующих условий для развития ресурсно-инновационной деятельности, направленной на цифровизацию и интеллектуализацию нефтегазовой отрасли, коренное обновление отечественной производственно-технологической базы освоения арктических ресурсов нефти и газа;
- точечные сделки по приобретению наиболее прибыльных зарубежных компаний (или долей в них) для решения задач корпоративной стратегии;
- активизация участия российского нефтяного комплекса в процессах регионализации мирового энергетического рынка, прежде всего - ее
«восточного» направления и формирования «восточного центра мирового ТЭК»;
- создание учебных курсов по бакалаврской и магистерской подготовке специалистов по наиболее востребованным направлениям развития нефтегазового комплекса, а именно: оптоволоконная петросенсорика; эмиссионная томография в режиме реального времени; петророботика (скважинные и трубопроводные роботы, воздушные и подводные дроны); управление разработкой цифровыми нефтегазовыми месторождениями; интегрированное моделирование месторождений; интегрированное планирование нефтегазовых операций и подводные цифровые фабрики.
Подобные работы
- Актуализация стратегии развития вертикально интегрированной
нефтяной компании в условиях нестабильности нефтяных рынков
Магистерская диссертация, экономика. Язык работы: Русский. Цена: 5200 р. Год сдачи: 2016 - Основы функционирования компаний в условиях
нестабильности внешней среды
Дипломные работы, ВКР, экономика. Язык работы: Русский. Цена: 4900 р. Год сдачи: 2018 - ОЦЕНКА СТРАТЕГИЧЕСКИХ КОНКУРЕНТНЫХ ПРЕИМУЩЕСТВ ПРОМЫШЛЕННОЙ КОМПАНИИ В КОНТЕКСТЕ СОЦИАЛЬНОЙ ОТВЕТСТВЕННОСТИ
Диссертации (РГБ), экономика. Язык работы: Русский. Цена: 4360 р. Год сдачи: 2017 - Финансово-кредитные технологии в нефтегазовом бизнесе
Дипломные работы, ВКР, экономика. Язык работы: Русский. Цена: 6500 р. Год сдачи: 2019 - ФИНАНСОВО-КРЕДИТНЫЕ ТЕХНОЛОГИИ В НЕФТЕГАЗОВОМ БИЗНЕСЕ
Дипломные работы, ВКР, банковское дело и кредитование. Язык работы: Русский. Цена: 4900 р. Год сдачи: 2019 - ИНВЕСТИЦИОННО-ИННОВАЦИОННАЯ АКТИВНОСТЬ СОВРЕМЕННЫХ ТРАНСНАЦИОНАЛЬНЫХ КОРПОРАЦИЙ
Дипломные работы, ВКР, экономика. Язык работы: Русский. Цена: 4340 р. Год сдачи: 2016 - ФИНАНСОВО-КРЕДИТНЫЕ ТЕХНОЛОГИИ В НЕФТЕГАЗОВОМ БИЗНЕСЕ
Дипломные работы, ВКР, финансы и кредит. Язык работы: Русский. Цена: 4770 р. Год сдачи: 2016 - Перспективы развития вертикально интегрированных нефтяных компаний (Экономика нефтегазового комплекса, Российский государственный университет нефти и газа)
Курсовые работы, экономика. Язык работы: Русский. Цена: 500 р. Год сдачи: 2022 - Формирование стратегии повышения конкурентоспособности предприятия сферы услуг
Магистерская диссертация, менеджмент. Язык работы: Русский. Цена: 5700 р. Год сдачи: 2018



