Тип работы:
Предмет:
Язык работы:


ОСОБЕННОСТИ ЯЗЫКОВОЙ КАРТИНЫ МИРА К.Г. ПАУСТОВСКОГО (НА МАТЕРИАЛЕ РАССКАЗОВ О ПРИРОДЕ)

Работа №31679

Тип работы

Дипломные работы, ВКР

Предмет

лингвистика

Объем работы72
Год сдачи2019
Стоимость6500 руб.
ПУБЛИКУЕТСЯ ВПЕРВЫЕ
Просмотрено
664
Не подходит работа?

Узнай цену на написание


ВВЕДЕНИЕ 3
ГЛАВА 1. ТЕОРЕТИЧЕСКИЕ ОСНОВЫ ИССЛЕДОВАНИЯ 8
1.1 Лингвистический анализ художественного текста 8
1.2 Лексико-тематическая группа слов 11
1.3 Понятие термина картина мира, идиостиль автора 16
1.4 Особенности языковой картины мира писателя 18
1.5 История изучения вопроса в научных исследованиях 24
Выводы по главе 1 30
ГЛАВА 2. ЛИНГВИСТИЧЕСКИЙ АНАЛИЗ ЛЕКСИКО-ТЕМАТИЧЕСКИХ ГРУПП «ВРЕМЕНА ГОДА» И «ЧЕЛОВЕК» В РАССКАЗАХ К.Г. ПАУСТОВСКОГО 31
2.1 Состав лексико-тематической группы «Времена года» в рассказах
К.Г. Паустовского 31
2.2 Лексико-семантические особенности тематической группы
«Времена года» 44
2.3 Состав лексико-тематической группы «Человек» в рассказах
К.Г. Паустовского 53
2.4 Лексико-семантические особенности тематической группы «Человек» 56
Выводы по главе 2 59
ЗАКЛЮЧЕНИЕ 62
СПИСОК ИСТОЧНИКОВ И УСЛОВНОЕ ОБОЗНАЧЕНИЕ 64
СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ


Константин Георгиевич Паустовский (19 (31)мая 1892, Москва - 14 июля 1968, Москва) - русский советский писатель, классик русской литературы. Член Союза писателей СССР.
К. Паустовский является известнейшим русским писателем - певцом русских времён года. Написанные им рассказы входят в число произведений, обязательных для воспитания любви к родной природе, к простым людям, к малой родине. Его произведения не теряют актуальности, важности и в наши дни.
Данное исследование посвящено изучению состава и функций лексикотематической группы слов, связанных с обозначением и характеристикой времен года и человека в произведениях К.Г. Паустовского.
Творчество К.Г. Паустовского - большого мастера слова, одного из тонких стилистов, знатока национальных свойств и выразительных возможностей русского языка, пропитано поэзией, если брать это слово как синоним прекрасного. Его справедливо называют «поэтом прозы». Истоки мастерства писателя в прекрасном знании русского языка и огромном труде. К. Паустовский писал о том, что «творческий процесс похож на кристаллизацию, когда из насыщенного раствора (этот раствор можно сравнить с запасом наблюдений, накопленных писателем) образуется прозрачный, сверкающий всеми цветами спектра и крепкий, как сталь, кристалл (в данном случае кристалл - это законченное произведение искусства, будь то проза, поэзия или драма)» [Паустовский, 1958, с. 627].
Художественное произведение - это результат кропотливой работы писателя, который изображает разнообразные явления окружающего мира, потому что «нет ничего такого в жизни и в нашем сознании, что нельзя было бы передать русским словом». Из огромного количества слов могучего и богатого русского языка писатель выбирает наиболее выразительные, наиболее точные, те единственные, которые только и должны стоять в этом предложений и на этом месте. Поэтому его проза зрительна и музыкальна. С зоркостью живописца передаёт К. Паустовский краски окружающего мира.
Проблема взаимоотношений человека и природы для истории русской литературы не нова. К ней в разное время обращались многие поэты, прозаики, литературные критики, философы. Практически все ныне существующие исследования прозы К. Паустовского в той или иной мере касаются проблемы взаимоотношений человека и природы. В работах JI.C. Ачкасовой, Г.П. Трефиловой, А. Ивича, B.C. Ильина, С.Ф. Щелоковой, Л.П. Кременцова, JI.A. Левицкого уделяется значительное внимание поэтике природы, натурфилософским воззрениям и их отображению в эстетике писателя.
Однако до сих пор проблеме языковой картины мира и ее эволюции в творчестве К.Г. Паустовского не уделялось должного внимания. Творческая эволюция объяснялась, большей частью, лишь сугубо внутренними, психологическими или только внешними причинами. Нет ясности в вопросе о направленности развития языковых особенностей писателя. Действительность ставит перед исследователями новые задачи, необходимость нового прочтения литературной классики, к разряду которой по праву принадлежат многие произведения К. Паустовского.
Актуальность данного исследования определяется следующими причинами:
1) художественный текст продолжает привлекать внимание большинства лингвистов и литературоведов, будучи объектом постоянных филологических исследований;
2) творчество К. Паустовского не являлось объектом исследования на предмет анализа лексико-тематических групп слов со значением «Времена года» и «Человек»;
3) развитие новой лингвистической научной парадигмы, когда общая и языковая картины мира писателя становятся одними из ведущих понятий, и появляется необходимость их связать, чтобы получить целостное понимание творчества писателя, также обусловило выбор данной темы.
Объектом исследования является идиостиль и языковая картина мира К.Г. Паустовского в его рассказах о природе.
Предметом исследования являются языковые средства, отражающие особенности функционирования лексико-тематической группы слов, связанных с обозначением времени года и человека.
Цель работы - определить лингвистические особенности лексики, способствующей описанию времён года и человека в рассказах К.Г. Паустовского.
Для реализации заявленной цели были поставлены следующие задачи:
1) актуализировать знания о лингвистическом анализе художественного текста, семантике слова и тематической группе слов;
2) выбрать слова, описывающие разные времена года и человека в рассказах К.Г. Паустовского;
3) раскрыть авторские приёмы создания уникальных описательных оборотов, характеризующих времена года;
4) выявить отличительные особенности данных лексико-тематических групп;
5) раскрыть специфику функционирования слов группы «Времена года» и «Человек» в рассказах К. Паустовского, которые не только позволяют передать картины природы словами, но и отражают эстетическую концепцию автора.
Материалом исследования являются рассказы К.Г. Паустовского о природе (22 рассказа: см. список источников), критика, историко литературные и лингвистические работы о творчестве писателя, материалы толкового словаря С.И. Ожегова.
Поставленные задачи предопределяют методы исследования:
1) описательный метод - анализ словарных дефиниций (позволяет проанализировать содержание и структуру лексико-тематической группы слов, найти ядро и периферию группы);
2) метод моделирования и компонентный анализ слова;
3) сравнительно-сопоставительный метод.
Научная новизна данной работы заключается в том, что в ней впервые:
1) дается структурный анализ языковых средств, формирующих лексико-тематическую группу слов «Времена года» и «Человек»;
2) проводится попытка моделирования авторских приёмов создания уникальных описательных оборотов, характеризующих времена года и человека.
Теоретическая значимость данной работы заключается в том, что ее выводы способствуют развитию теории лингвистического анализа художественного текста; примененная в исследовании методика анализа фактических данных исследования (примеры из произведения) способствуют развитию теорий для анализа идиостиля автора и авторской картины мира.
Практическая значимость данной работы состоит в том, что нижеизложенные выводы и положения могут использоваться как материал при составлении пособий по изучению русского языка, русского языка как иностранного, культуры речи, лексикологии и стилистики.
Структура данной работы состоит из введения, двух глав с параграфами, выводов, заключения, списка литературы.
В первой главе рассматриваются теоретические основы лингвистического анализа художественного текста и особенности анализа лексико-тематических групп слов.
Во второй главе описываются состав и лексико-семантические изменения лексико-тематической группы «Времена года» и «Человек».
В заключении представлены выводы, полученные в результате проведенного исследования.
Апробация исследования. Ocнoвныe пoлoжeния диcceртaции oбcуждaлиcь на cлeдующих нaучных кoнфeрeнциях c дoклaдaми:
1. Чжан Цзясин. Семантические трансформации группы слов «Времена года» в рассказах К.Г. Паустовского // Русский язык в XXI вeкe: исследования молодых: материалы VI Международной научной студенческой конференции / Отв. ред. E.A. Журавлева. - Сургут: РИО БУ «Сургутский государственный педагогический университет», 2019. - C. 81-84.
2. Чжан Цзясин. Лексико-семантические трансформации в языковой картине мира К.Г. Паустовского (на материале рассказов) // Проблемы гуманитарных наук и образования в современном мире: Сборник научных статей по материалам V Всероссийской научно-практической конференции (21-22 марта 2019 г.) / под. ред. Р.М. Латыповой, Н.А. Ласыновой. - Сибай: Сибайский информационный центр - филиал ГУП РБ Издательский дом «Республика Башкортостан», 2019. - С. 202-203.
3. Чжан Цзясин. Семантические трансформации группы слов «Человек» в рассказах К.Г. Паустовского // VI Международная молодежная научно - практическая конференция «Культура и наука: новый взгляд». - Казань, Изд- во Казанского (Приволжского) федерального университета (Сабы), 2019 (в печати).

Возникли сложности?

Нужна помощь преподавателя?

Помощь студентам в написании работ!


Лингвистический анализ художественного текста является неотъемлемым элементом транскодирования картины мира автора, его идиостиля и в совокупности с методами литературоведческого анализа помогает раскрыть все языковые и ментальные особенности художественного произведения. Анализ лексико-тематических групп внутри одного художественного произведения, внутри одного авторского стиля позволяет сконструировать схему авторского письма, выявить законы авторского словотворчества и раскрыть возможности тех или иных языковых единиц.
В результате данного исследования мы установили, что основным средством для воссоздания картин природы в творческой мастерской К.Г. Паустовского является помещение языковой единицы в такое контекстуальное окружение, которое всегда отражает внутренне состояние человека. То есть мы пониманием, что вся красота природы раскрывается только в присутствии человека, а красота и сложность человеческой сущности раскрывается только на фоне природы.
Для К.Г. Паустовского природа важна тем, что она не только отражает настроение человека, но и будит в человеке определенные чувства, настраивает его на созерцание, в котором ему приоткрываются важные нравственные и философские вещи. Человек, постоянно находящийся в контакте с природой, общающийся с ней, многое вокруг и в себе самом начинает видеть иначе, по-новому, более глубоко осознает смысл жизни.
Натурфилософские воззрения писателя помогают выразить характерные мотивы сюжетов его произведений, символика природных образов, индивидуализация героев, пейзаж. Описания природы, природных процессов и состояний (дождь, снег, ветер и т.п.), играют в произведениях Паустовского значимую роль, выражая оценку автора, соотносясь и раскрывая внутренний мир героев, и приобретают доминирующую сюжетообразующую функцию, самоценность и оригинальность.
Поэтические приемы прозы К. Паустовского вполне адекватны сложности решаемых в его художественных произведениях проблем. Метафорические эпитеты, сравнения, параллелизмы, иные языковые средства, отражают и создают динамику писательской мысли, его настроений, воссоздают красоту русского пейзажа, многообразие красок и состояний поэтической вселенной К.Паустовского.
Одной из главных черт Паустовского творчества является тема человека и природы. Он показывает особенности характера русского человека через русскую природу.
Таким образом, в данном исследовании мы пришли к выводу, что:
1) все авторские приёмы создания уникальных описательных оборотов, характеризующих времена года и менее красочные обороты, характеризующие человека, направлены на установление гармоничных отношений человека и природы;
2) в рассказах К.Г. Паустовского индивидуально-авторские изменения словарных лексических значений ЛТГ слов «Времена года» и «Человек» в основном касаются создания сложных развернутых эпитетов, метафор и сравнений;
3) вся эстетическая концепция К. Паустовского отражается через специфику функционирования слов группы «Времена года» и «Человек» в рассказах, и таким образом формирует его языковую картину мира.
Итак, от попыток постижения красоты природы в ранних произведениях, через стремление преобразовать, усовершенствовать, исправить «ошибки» природы в произведениях начала тридцатых годов Паустовский шел к культу природы как источнику гармонии, красоты, этических начал в человеке, к единению человека и совершенной природы. Такова творческая эволюция К. Паустовского - философа и художника.



1. Антипьев Н.П. Концепция человека в творчестве К. Паустовского (стиль и характер): дис.. канд. филол. наук: 10. 01. 02. / Н.П. Антипьева. - Иркутск, 1969. - 339 с.
2. Апресян Ю.Д. Избранные труды: В2-х т. / Ю.Д. Апресян- М.: Школа «Языки русской культуры», 1995. - 472с
3. Архипов И.К. Семантика производного слова английского языка / И.К. Архипов. - М.: Просвещение, 1984. - 128 с.
4. Алефиренко Н.Ф. Поэтическая энергия слова. Синергетика языка, сознания и культуры / Н.Ф. Алефиренко. - М.: Academia, 2002. - 392 с.
5. Ачкасова Л.С. Гуманизм в творчестве К.Паустовского (проблема гуманизма в советской литературе): автореф. дис. . д-ра. филол. наук: 10.01.02. / Л.С. Ачкасова. - М.: Наука, 1984. - 42 с.
6. Брутян Г.А. Язык и картина мира / Г.А. Брутян. - М.: Философские науки. - 1973. - №1. - С. 108-110.
7. Будагов Р.А. Писатели оязыке и язык писателей / Р.А. Будагов - М.: Изд-во МГУ, 1984- 280 с.
8. Вебер Т. Рассказы К.Г. Паустовского 50-60-х годов: дис. . канд. филол. наук: 10. 01. 02. / Т. Вебер. - М.: Изд-во МГУ, 1983. - 222 с.
9. Вендина Т.И. «Введение в языкознание» «Высшая школа» / Т.И. Вендина - М.: Высшая школа, 2002. - 289 с.
10. Виноградов В.В. О языке художественной прозы / В.В. Виноградов. - М.: Наука, 1980. - 360 с.
11. Виноградов В.В. Стилистика. Теория поэтической речи. Поэтика / В.В. Виноградов. - М.: Изд-во АН СССР, 1963. - 120 с.
12. Гальперин И.Р. Текст как объект лингвистического исследования / И.Р. Гальперин. - М.: 1981. - 140 с.
13. Гальперин И.Р. Текст как объект лингвистического исследования /
И.Р. Гальперин. - М.: КомКнига, 2006. - 144 с.
14. Григорьев В.П. Поэтика слова: на материале рус. совет. поэзии / В.П. Григорьев- М.: Наука, 1979.- 343 с.
15. Гумбольдт В.О. О различии строения человеческих языков и его влиянии на духовное развитие человечества. Избранные труды языкознанию / В.О. Гумбольдт. - М.: 1984. - С. 156-180.
16. Желтова Н.Ю. Проза первой половины XX века: поэтика русского национального характера / Н.Ю. Желтова. - Тамбов: Изд-во ТГУ им. Г.Р.Державина, 2004. - 307 с.
17. Ильин B.C. Константин Паустовский. Поэзия странствий / В.С. Ильин. - М.: Сов. Россия, 1967. - 135 с.
18. Караулов Ю.Н. Русский язык и языковая личность / Ю.Н. Караулов. - М.: Наука, 1987. - 261 с.
19. Киреева З.С. Мещерский цикл К.Паустовского (проблема жанра): дис. . канд. филол. наук: 10. 01. 02. / З.С. Киреева. - М., 1973. - 191 с.
20. Кондаков Н.И. «Логический словарь-справочник» / Н.И. Кондаков. - М.: Книга. по Требованию, 2012. - 721 с.
21. Кременцов Л.П. Книга о Паустовском. Очерки творчества / Л.П. Кременцев. - М.: Жизнь и мысль, 2002. - 208 с.
22. Ларин Б.А. Эстетика слова и язык писателя / Б.А. Ларин. - Л.: Худ. лит-ра,1974. - 285 с.
23. Максимов Л.Ю. О методике филологического анализа художественного произведения (на материале рассказа И.А.Бунина «Легкое дыхание») / Л.Ю. Максимов // Русский язык в школе, 1993. - № 6. - С. 5-10.
24. Мантрова С.А. Символика пейзажных образов «Повести о лесах» К.Паустовского и рассказа М.Шолохова «Судьба / С.А. Мантрова // Шолоховские чтения. Сб. научных трудов. Отв. ред. Ю.Г. Круглов. - М.: МГГУ им. М.А. Шолохова, 2009. - С. 107-112.
25. Мантрова С.А. Трансформация руссоистских идей в произведениях
К.Г. Паустовского / С.А. Мантрова // Русское литературоведение на современном этапе. Материалы VII Международной конференции. - М.: РИЦ МГГУ им. М.А. Шолохова, 2009. - С. 354-357.
26. Мантрова С.А. Человек и природа в прозе К.Г. Паустовского 19101940-х годов (типология героя, специфика конфликта, проблема творческой эволюции). - Автореферат дис. .. .к-та филол. наук / С.А. Мантрова. - Тамбов, 2011. - 25 с.
27. Москвин В.П. Русская метафора. Семантическая, структурная, функциональная классификация / В.П. Москвин. - Волгоград: Перемена, 1997. - 92 с.
28. Новиков Л.А. «Семантика русского языка» / Л.А. Новиков. - М.: Высшая школа, 1982. - 271 с.
29. Никитин М.В. Лексическое значение слова / М.В. Никитин - М.: Высшая школа, 1983. - 127 с.
30. Нерознак В.П. От концепта к слову. К проблеме филологического концептуализма / В.П. Нерознак // Вопросы филологии и методики преподавания иностранных языков. - Омск.: 1997. - С. 80-85.
31. Ожегов С.И. Толковый словарь русского языка / С.И. Ожегов,
Н.Ю. Шведова. - М.: ИТИ Технологии; Издание 4-е, доп., 2015. - 944 с. - [Электронный ресурс]. Режим доступа: https://slovarozhegova.ru/ (дата обращения: 22.05.2019).
32. Попова Е.В. Романтические тенденции в исгорико-биографических повестях К.Г. Паустовского: дис. . канд. филол. наук: 10. 01. 02. / Е.В. Попова. - М., 1976. - 210 с.
33. Постовалова В.И. Картина мира вжизнедеятельности человека / В.И. Постовалова / В.И. Постовалова // Роль человеческого фактора вязыке. Язык и картина мира. Под ред. Б. И. Серебренникова. - М.: Наука, 1988. - С. 869.
34. Потебня А.А. Собрание трудов «Мысль и язык» / А.А. Потебня - М.: Лабиринт 1996. - 300 с.
35. Степанов Ю.С. Методы и принципы современной лингвистики. Изд. 3-е, стереотип. / Ю.С. Степанов. - М.: Едиториал УРСС, 2002. - 312 с.
36. Сепир Э. Избранные труды по языкознанию и культурологии / Э. Сепир. - М.: Прогресс, 1993. - 117 с.
37. Телия В.Н. Вторичная номинация и ее виды / В.Н. Телия // Языковая номинация: Виды наименований. - М.: Наука, 1977. - С. 129-169.
38. Трефилова Г.П. К. Паустовский. Проблемы формирования творческой индивидуальности: дис. канд. филол. наук: 10. 01. 02. / Г.П. Трефилова. - М., 1980. -188 с.
39. Трефилова Г.П. К.Паустовский. Мастер прозы / Г.П. Трефилова. - М.: Худ. лит., 1983. -128 с.
40. Уфимцева А.А. Лексическая номинация (первичная нейтральная) / А.А. Уфимцева // Языковая номинация: Виды наименований. - М.: Наука, 1977. - С. 8-79.
41. Уфимцева А.А. «Лексическое значение. Принципы семасиолгоического описания» / А.А. Уфимцева. - М.: Наука, 1985. - 240 с.
42. М. Холмогоров. Липовый цвет: К.Г. Паустовский / М. Холмогоров //
Материалы и сообщения: сб. / Московский лит. музей-центр К.Г.
Паустовского. М.: Мир Паустовского, 2007. - Вып. 3. - С. 45-48.
43. Цивьян Т.В. Лингвистические основы балканской модели мира / Т.В. Цивьян. - М.: Наука, 1990. - 205 с.
44. Шаховский В.И. Методика лингвистических исследований [Текст]: учебно-методическое пособие / В.И Шаховский, Е.И. Шейгал. - Волгоград: Перемена, 2010. - 123 с.
45. Шмелев Д.Н. «Проблемы семантического анализа лексики» / Д.Н. Шмелев. - М.: Наука, 1973. - 166 с.
46. Эйнштейн А. Влияние Максвелла на развитие представлений о физической реальности / А. Эйнштейн // Собрание научных трудов. - М., Пг., 1923. - Т.1. - С. 78-89.
47. https://ru.wikipedia. [Электронный ресурс]. Режим доступа: https://ru.wikipedia.org/wiki/%D0%9F%D0%B0%D1%83%D1%81%D1%82%D0%BE%D0% B2%D1%81%D0%BA%D0%B8%D0%B9,_%D0%9A%D0%BE%D0%BD%D1%81%D1%82 %D0%B0%D0%BD%D1%82%D0%B8%D0%BD_%D0%93%D0%B5%D0%BE%D1%80%D 0%B3%D0%B8%D0%B5%D0%B2%D0%B8%D1%87 (дата обращения: 10.03.2019).
48. http://www.smysly.ru [Элeктрoнный рecурc]. Рeжим дocтупa: http://www.smysly.ru/pages/507/ (дата обращения: 10.03.2019).
49. http://www.rfbr.ru [Элeктрoнный рecурc]. Рeжим дocтупa:
http://www.rfbr.ru/?artide_id=4885&doc_id=4419 (дата обращения: 10.04.2019).
50. www.nspu.net [Элeктрoнный рecурc]. Рeжим дocтупa: http://www.nspu.net/fileadmin/library/books/2/web/xrest/artide/leksika/aspekts/yak_a rt01.htm (дата обращения: 14.05.2019).
51. https://www.livelib.ru/ [Элeктрoнный рecурc]. Рeжим дocтупa: https://www.livelib.ru/work/1001935752/editions (дата обращения: 10.05.2019).
52. https://www.liveinternet.ru [Элeктрoнный рecурc]. Рeжим дocтупa:
https://www.liveinternet.ru/users/lisa-snezhok/post455672394/ (дата обращения:
10.05.2019) .
53. https://obrazovaka.ru [Элeктрoнный рecурc]. Рeжим дocтупa:
https://obrazovaka.ru/alpha/p/paustovskij -konstantin-
paustovsky konstantin#ixzz5gITK0Snx (дата обращения: 10.03.2019).
54. https://www.culture.ru/persons [Элeктрoнный рecурc]. Рeжим дocтупa: https://www.culture.ru/persons/8968/konstantin-paustovskii (дата обращения:
11.06.2019) .
55. https://2minutki.ru [Элeктрoнный рecурc]. Рeжим дocтупa:
https://2minutki.ru/kratkie-soderzhaniya/paustovskij/razlivy-rek-kratko (дата
обращения: 15.04.2019)


Работу высылаем на протяжении 30 минут после оплаты.



Подобные работы


©2024 Cервис помощи студентам в выполнении работ