ОСОБЕННОСТИ ЯЗЫКОВОЙ КАРТИНЫ МИРА К.Г. ПАУСТОВСКОГО (НА МАТЕРИАЛЕ РАССКАЗОВ О ПРИРОДЕ)
|
ВВЕДЕНИЕ 3
ГЛАВА 1. ТЕОРЕТИЧЕСКИЕ ОСНОВЫ ИССЛЕДОВАНИЯ 8
1.1 Лингвистический анализ художественного текста 8
1.2 Лексико-тематическая группа слов 11
1.3 Понятие термина картина мира, идиостиль автора 16
1.4 Особенности языковой картины мира писателя 18
1.5 История изучения вопроса в научных исследованиях 24
Выводы по главе 1 30
ГЛАВА 2. ЛИНГВИСТИЧЕСКИЙ АНАЛИЗ ЛЕКСИКО-ТЕМАТИЧЕСКИХ ГРУПП «ВРЕМЕНА ГОДА» И «ЧЕЛОВЕК» В РАССКАЗАХ К.Г. ПАУСТОВСКОГО 31
2.1 Состав лексико-тематической группы «Времена года» в рассказах
К.Г. Паустовского 31
2.2 Лексико-семантические особенности тематической группы
«Времена года» 44
2.3 Состав лексико-тематической группы «Человек» в рассказах
К.Г. Паустовского 53
2.4 Лексико-семантические особенности тематической группы «Человек» 56
Выводы по главе 2 59
ЗАКЛЮЧЕНИЕ 62
СПИСОК ИСТОЧНИКОВ И УСЛОВНОЕ ОБОЗНАЧЕНИЕ 64
СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ
ГЛАВА 1. ТЕОРЕТИЧЕСКИЕ ОСНОВЫ ИССЛЕДОВАНИЯ 8
1.1 Лингвистический анализ художественного текста 8
1.2 Лексико-тематическая группа слов 11
1.3 Понятие термина картина мира, идиостиль автора 16
1.4 Особенности языковой картины мира писателя 18
1.5 История изучения вопроса в научных исследованиях 24
Выводы по главе 1 30
ГЛАВА 2. ЛИНГВИСТИЧЕСКИЙ АНАЛИЗ ЛЕКСИКО-ТЕМАТИЧЕСКИХ ГРУПП «ВРЕМЕНА ГОДА» И «ЧЕЛОВЕК» В РАССКАЗАХ К.Г. ПАУСТОВСКОГО 31
2.1 Состав лексико-тематической группы «Времена года» в рассказах
К.Г. Паустовского 31
2.2 Лексико-семантические особенности тематической группы
«Времена года» 44
2.3 Состав лексико-тематической группы «Человек» в рассказах
К.Г. Паустовского 53
2.4 Лексико-семантические особенности тематической группы «Человек» 56
Выводы по главе 2 59
ЗАКЛЮЧЕНИЕ 62
СПИСОК ИСТОЧНИКОВ И УСЛОВНОЕ ОБОЗНАЧЕНИЕ 64
СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ
Константин Георгиевич Паустовский (19 (31)мая 1892, Москва - 14 июля 1968, Москва) - русский советский писатель, классик русской литературы. Член Союза писателей СССР.
К. Паустовский является известнейшим русским писателем - певцом русских времён года. Написанные им рассказы входят в число произведений, обязательных для воспитания любви к родной природе, к простым людям, к малой родине. Его произведения не теряют актуальности, важности и в наши дни.
Данное исследование посвящено изучению состава и функций лексикотематической группы слов, связанных с обозначением и характеристикой времен года и человека в произведениях К.Г. Паустовского.
Творчество К.Г. Паустовского - большого мастера слова, одного из тонких стилистов, знатока национальных свойств и выразительных возможностей русского языка, пропитано поэзией, если брать это слово как синоним прекрасного. Его справедливо называют «поэтом прозы». Истоки мастерства писателя в прекрасном знании русского языка и огромном труде. К. Паустовский писал о том, что «творческий процесс похож на кристаллизацию, когда из насыщенного раствора (этот раствор можно сравнить с запасом наблюдений, накопленных писателем) образуется прозрачный, сверкающий всеми цветами спектра и крепкий, как сталь, кристалл (в данном случае кристалл - это законченное произведение искусства, будь то проза, поэзия или драма)» [Паустовский, 1958, с. 627].
Художественное произведение - это результат кропотливой работы писателя, который изображает разнообразные явления окружающего мира, потому что «нет ничего такого в жизни и в нашем сознании, что нельзя было бы передать русским словом». Из огромного количества слов могучего и богатого русского языка писатель выбирает наиболее выразительные, наиболее точные, те единственные, которые только и должны стоять в этом предложений и на этом месте. Поэтому его проза зрительна и музыкальна. С зоркостью живописца передаёт К. Паустовский краски окружающего мира.
Проблема взаимоотношений человека и природы для истории русской литературы не нова. К ней в разное время обращались многие поэты, прозаики, литературные критики, философы. Практически все ныне существующие исследования прозы К. Паустовского в той или иной мере касаются проблемы взаимоотношений человека и природы. В работах JI.C. Ачкасовой, Г.П. Трефиловой, А. Ивича, B.C. Ильина, С.Ф. Щелоковой, Л.П. Кременцова, JI.A. Левицкого уделяется значительное внимание поэтике природы, натурфилософским воззрениям и их отображению в эстетике писателя.
Однако до сих пор проблеме языковой картины мира и ее эволюции в творчестве К.Г. Паустовского не уделялось должного внимания. Творческая эволюция объяснялась, большей частью, лишь сугубо внутренними, психологическими или только внешними причинами. Нет ясности в вопросе о направленности развития языковых особенностей писателя. Действительность ставит перед исследователями новые задачи, необходимость нового прочтения литературной классики, к разряду которой по праву принадлежат многие произведения К. Паустовского.
Актуальность данного исследования определяется следующими причинами:
1) художественный текст продолжает привлекать внимание большинства лингвистов и литературоведов, будучи объектом постоянных филологических исследований;
2) творчество К. Паустовского не являлось объектом исследования на предмет анализа лексико-тематических групп слов со значением «Времена года» и «Человек»;
3) развитие новой лингвистической научной парадигмы, когда общая и языковая картины мира писателя становятся одними из ведущих понятий, и появляется необходимость их связать, чтобы получить целостное понимание творчества писателя, также обусловило выбор данной темы.
Объектом исследования является идиостиль и языковая картина мира К.Г. Паустовского в его рассказах о природе.
Предметом исследования являются языковые средства, отражающие особенности функционирования лексико-тематической группы слов, связанных с обозначением времени года и человека.
Цель работы - определить лингвистические особенности лексики, способствующей описанию времён года и человека в рассказах К.Г. Паустовского.
Для реализации заявленной цели были поставлены следующие задачи:
1) актуализировать знания о лингвистическом анализе художественного текста, семантике слова и тематической группе слов;
2) выбрать слова, описывающие разные времена года и человека в рассказах К.Г. Паустовского;
3) раскрыть авторские приёмы создания уникальных описательных оборотов, характеризующих времена года;
4) выявить отличительные особенности данных лексико-тематических групп;
5) раскрыть специфику функционирования слов группы «Времена года» и «Человек» в рассказах К. Паустовского, которые не только позволяют передать картины природы словами, но и отражают эстетическую концепцию автора.
Материалом исследования являются рассказы К.Г. Паустовского о природе (22 рассказа: см. список источников), критика, историко литературные и лингвистические работы о творчестве писателя, материалы толкового словаря С.И. Ожегова.
Поставленные задачи предопределяют методы исследования:
1) описательный метод - анализ словарных дефиниций (позволяет проанализировать содержание и структуру лексико-тематической группы слов, найти ядро и периферию группы);
2) метод моделирования и компонентный анализ слова;
3) сравнительно-сопоставительный метод.
Научная новизна данной работы заключается в том, что в ней впервые:
1) дается структурный анализ языковых средств, формирующих лексико-тематическую группу слов «Времена года» и «Человек»;
2) проводится попытка моделирования авторских приёмов создания уникальных описательных оборотов, характеризующих времена года и человека.
Теоретическая значимость данной работы заключается в том, что ее выводы способствуют развитию теории лингвистического анализа художественного текста; примененная в исследовании методика анализа фактических данных исследования (примеры из произведения) способствуют развитию теорий для анализа идиостиля автора и авторской картины мира.
Практическая значимость данной работы состоит в том, что нижеизложенные выводы и положения могут использоваться как материал при составлении пособий по изучению русского языка, русского языка как иностранного, культуры речи, лексикологии и стилистики.
Структура данной работы состоит из введения, двух глав с параграфами, выводов, заключения, списка литературы.
В первой главе рассматриваются теоретические основы лингвистического анализа художественного текста и особенности анализа лексико-тематических групп слов.
Во второй главе описываются состав и лексико-семантические изменения лексико-тематической группы «Времена года» и «Человек».
В заключении представлены выводы, полученные в результате проведенного исследования.
Апробация исследования. Ocнoвныe пoлoжeния диcceртaции oбcуждaлиcь на cлeдующих нaучных кoнфeрeнциях c дoклaдaми:
1. Чжан Цзясин. Семантические трансформации группы слов «Времена года» в рассказах К.Г. Паустовского // Русский язык в XXI вeкe: исследования молодых: материалы VI Международной научной студенческой конференции / Отв. ред. E.A. Журавлева. - Сургут: РИО БУ «Сургутский государственный педагогический университет», 2019. - C. 81-84.
2. Чжан Цзясин. Лексико-семантические трансформации в языковой картине мира К.Г. Паустовского (на материале рассказов) // Проблемы гуманитарных наук и образования в современном мире: Сборник научных статей по материалам V Всероссийской научно-практической конференции (21-22 марта 2019 г.) / под. ред. Р.М. Латыповой, Н.А. Ласыновой. - Сибай: Сибайский информационный центр - филиал ГУП РБ Издательский дом «Республика Башкортостан», 2019. - С. 202-203.
3. Чжан Цзясин. Семантические трансформации группы слов «Человек» в рассказах К.Г. Паустовского // VI Международная молодежная научно - практическая конференция «Культура и наука: новый взгляд». - Казань, Изд- во Казанского (Приволжского) федерального университета (Сабы), 2019 (в печати).
К. Паустовский является известнейшим русским писателем - певцом русских времён года. Написанные им рассказы входят в число произведений, обязательных для воспитания любви к родной природе, к простым людям, к малой родине. Его произведения не теряют актуальности, важности и в наши дни.
Данное исследование посвящено изучению состава и функций лексикотематической группы слов, связанных с обозначением и характеристикой времен года и человека в произведениях К.Г. Паустовского.
Творчество К.Г. Паустовского - большого мастера слова, одного из тонких стилистов, знатока национальных свойств и выразительных возможностей русского языка, пропитано поэзией, если брать это слово как синоним прекрасного. Его справедливо называют «поэтом прозы». Истоки мастерства писателя в прекрасном знании русского языка и огромном труде. К. Паустовский писал о том, что «творческий процесс похож на кристаллизацию, когда из насыщенного раствора (этот раствор можно сравнить с запасом наблюдений, накопленных писателем) образуется прозрачный, сверкающий всеми цветами спектра и крепкий, как сталь, кристалл (в данном случае кристалл - это законченное произведение искусства, будь то проза, поэзия или драма)» [Паустовский, 1958, с. 627].
Художественное произведение - это результат кропотливой работы писателя, который изображает разнообразные явления окружающего мира, потому что «нет ничего такого в жизни и в нашем сознании, что нельзя было бы передать русским словом». Из огромного количества слов могучего и богатого русского языка писатель выбирает наиболее выразительные, наиболее точные, те единственные, которые только и должны стоять в этом предложений и на этом месте. Поэтому его проза зрительна и музыкальна. С зоркостью живописца передаёт К. Паустовский краски окружающего мира.
Проблема взаимоотношений человека и природы для истории русской литературы не нова. К ней в разное время обращались многие поэты, прозаики, литературные критики, философы. Практически все ныне существующие исследования прозы К. Паустовского в той или иной мере касаются проблемы взаимоотношений человека и природы. В работах JI.C. Ачкасовой, Г.П. Трефиловой, А. Ивича, B.C. Ильина, С.Ф. Щелоковой, Л.П. Кременцова, JI.A. Левицкого уделяется значительное внимание поэтике природы, натурфилософским воззрениям и их отображению в эстетике писателя.
Однако до сих пор проблеме языковой картины мира и ее эволюции в творчестве К.Г. Паустовского не уделялось должного внимания. Творческая эволюция объяснялась, большей частью, лишь сугубо внутренними, психологическими или только внешними причинами. Нет ясности в вопросе о направленности развития языковых особенностей писателя. Действительность ставит перед исследователями новые задачи, необходимость нового прочтения литературной классики, к разряду которой по праву принадлежат многие произведения К. Паустовского.
Актуальность данного исследования определяется следующими причинами:
1) художественный текст продолжает привлекать внимание большинства лингвистов и литературоведов, будучи объектом постоянных филологических исследований;
2) творчество К. Паустовского не являлось объектом исследования на предмет анализа лексико-тематических групп слов со значением «Времена года» и «Человек»;
3) развитие новой лингвистической научной парадигмы, когда общая и языковая картины мира писателя становятся одними из ведущих понятий, и появляется необходимость их связать, чтобы получить целостное понимание творчества писателя, также обусловило выбор данной темы.
Объектом исследования является идиостиль и языковая картина мира К.Г. Паустовского в его рассказах о природе.
Предметом исследования являются языковые средства, отражающие особенности функционирования лексико-тематической группы слов, связанных с обозначением времени года и человека.
Цель работы - определить лингвистические особенности лексики, способствующей описанию времён года и человека в рассказах К.Г. Паустовского.
Для реализации заявленной цели были поставлены следующие задачи:
1) актуализировать знания о лингвистическом анализе художественного текста, семантике слова и тематической группе слов;
2) выбрать слова, описывающие разные времена года и человека в рассказах К.Г. Паустовского;
3) раскрыть авторские приёмы создания уникальных описательных оборотов, характеризующих времена года;
4) выявить отличительные особенности данных лексико-тематических групп;
5) раскрыть специфику функционирования слов группы «Времена года» и «Человек» в рассказах К. Паустовского, которые не только позволяют передать картины природы словами, но и отражают эстетическую концепцию автора.
Материалом исследования являются рассказы К.Г. Паустовского о природе (22 рассказа: см. список источников), критика, историко литературные и лингвистические работы о творчестве писателя, материалы толкового словаря С.И. Ожегова.
Поставленные задачи предопределяют методы исследования:
1) описательный метод - анализ словарных дефиниций (позволяет проанализировать содержание и структуру лексико-тематической группы слов, найти ядро и периферию группы);
2) метод моделирования и компонентный анализ слова;
3) сравнительно-сопоставительный метод.
Научная новизна данной работы заключается в том, что в ней впервые:
1) дается структурный анализ языковых средств, формирующих лексико-тематическую группу слов «Времена года» и «Человек»;
2) проводится попытка моделирования авторских приёмов создания уникальных описательных оборотов, характеризующих времена года и человека.
Теоретическая значимость данной работы заключается в том, что ее выводы способствуют развитию теории лингвистического анализа художественного текста; примененная в исследовании методика анализа фактических данных исследования (примеры из произведения) способствуют развитию теорий для анализа идиостиля автора и авторской картины мира.
Практическая значимость данной работы состоит в том, что нижеизложенные выводы и положения могут использоваться как материал при составлении пособий по изучению русского языка, русского языка как иностранного, культуры речи, лексикологии и стилистики.
Структура данной работы состоит из введения, двух глав с параграфами, выводов, заключения, списка литературы.
В первой главе рассматриваются теоретические основы лингвистического анализа художественного текста и особенности анализа лексико-тематических групп слов.
Во второй главе описываются состав и лексико-семантические изменения лексико-тематической группы «Времена года» и «Человек».
В заключении представлены выводы, полученные в результате проведенного исследования.
Апробация исследования. Ocнoвныe пoлoжeния диcceртaции oбcуждaлиcь на cлeдующих нaучных кoнфeрeнциях c дoклaдaми:
1. Чжан Цзясин. Семантические трансформации группы слов «Времена года» в рассказах К.Г. Паустовского // Русский язык в XXI вeкe: исследования молодых: материалы VI Международной научной студенческой конференции / Отв. ред. E.A. Журавлева. - Сургут: РИО БУ «Сургутский государственный педагогический университет», 2019. - C. 81-84.
2. Чжан Цзясин. Лексико-семантические трансформации в языковой картине мира К.Г. Паустовского (на материале рассказов) // Проблемы гуманитарных наук и образования в современном мире: Сборник научных статей по материалам V Всероссийской научно-практической конференции (21-22 марта 2019 г.) / под. ред. Р.М. Латыповой, Н.А. Ласыновой. - Сибай: Сибайский информационный центр - филиал ГУП РБ Издательский дом «Республика Башкортостан», 2019. - С. 202-203.
3. Чжан Цзясин. Семантические трансформации группы слов «Человек» в рассказах К.Г. Паустовского // VI Международная молодежная научно - практическая конференция «Культура и наука: новый взгляд». - Казань, Изд- во Казанского (Приволжского) федерального университета (Сабы), 2019 (в печати).
Лингвистический анализ художественного текста является неотъемлемым элементом транскодирования картины мира автора, его идиостиля и в совокупности с методами литературоведческого анализа помогает раскрыть все языковые и ментальные особенности художественного произведения. Анализ лексико-тематических групп внутри одного художественного произведения, внутри одного авторского стиля позволяет сконструировать схему авторского письма, выявить законы авторского словотворчества и раскрыть возможности тех или иных языковых единиц.
В результате данного исследования мы установили, что основным средством для воссоздания картин природы в творческой мастерской К.Г. Паустовского является помещение языковой единицы в такое контекстуальное окружение, которое всегда отражает внутренне состояние человека. То есть мы пониманием, что вся красота природы раскрывается только в присутствии человека, а красота и сложность человеческой сущности раскрывается только на фоне природы.
Для К.Г. Паустовского природа важна тем, что она не только отражает настроение человека, но и будит в человеке определенные чувства, настраивает его на созерцание, в котором ему приоткрываются важные нравственные и философские вещи. Человек, постоянно находящийся в контакте с природой, общающийся с ней, многое вокруг и в себе самом начинает видеть иначе, по-новому, более глубоко осознает смысл жизни.
Натурфилософские воззрения писателя помогают выразить характерные мотивы сюжетов его произведений, символика природных образов, индивидуализация героев, пейзаж. Описания природы, природных процессов и состояний (дождь, снег, ветер и т.п.), играют в произведениях Паустовского значимую роль, выражая оценку автора, соотносясь и раскрывая внутренний мир героев, и приобретают доминирующую сюжетообразующую функцию, самоценность и оригинальность.
Поэтические приемы прозы К. Паустовского вполне адекватны сложности решаемых в его художественных произведениях проблем. Метафорические эпитеты, сравнения, параллелизмы, иные языковые средства, отражают и создают динамику писательской мысли, его настроений, воссоздают красоту русского пейзажа, многообразие красок и состояний поэтической вселенной К.Паустовского.
Одной из главных черт Паустовского творчества является тема человека и природы. Он показывает особенности характера русского человека через русскую природу.
Таким образом, в данном исследовании мы пришли к выводу, что:
1) все авторские приёмы создания уникальных описательных оборотов, характеризующих времена года и менее красочные обороты, характеризующие человека, направлены на установление гармоничных отношений человека и природы;
2) в рассказах К.Г. Паустовского индивидуально-авторские изменения словарных лексических значений ЛТГ слов «Времена года» и «Человек» в основном касаются создания сложных развернутых эпитетов, метафор и сравнений;
3) вся эстетическая концепция К. Паустовского отражается через специфику функционирования слов группы «Времена года» и «Человек» в рассказах, и таким образом формирует его языковую картину мира.
Итак, от попыток постижения красоты природы в ранних произведениях, через стремление преобразовать, усовершенствовать, исправить «ошибки» природы в произведениях начала тридцатых годов Паустовский шел к культу природы как источнику гармонии, красоты, этических начал в человеке, к единению человека и совершенной природы. Такова творческая эволюция К. Паустовского - философа и художника.
В результате данного исследования мы установили, что основным средством для воссоздания картин природы в творческой мастерской К.Г. Паустовского является помещение языковой единицы в такое контекстуальное окружение, которое всегда отражает внутренне состояние человека. То есть мы пониманием, что вся красота природы раскрывается только в присутствии человека, а красота и сложность человеческой сущности раскрывается только на фоне природы.
Для К.Г. Паустовского природа важна тем, что она не только отражает настроение человека, но и будит в человеке определенные чувства, настраивает его на созерцание, в котором ему приоткрываются важные нравственные и философские вещи. Человек, постоянно находящийся в контакте с природой, общающийся с ней, многое вокруг и в себе самом начинает видеть иначе, по-новому, более глубоко осознает смысл жизни.
Натурфилософские воззрения писателя помогают выразить характерные мотивы сюжетов его произведений, символика природных образов, индивидуализация героев, пейзаж. Описания природы, природных процессов и состояний (дождь, снег, ветер и т.п.), играют в произведениях Паустовского значимую роль, выражая оценку автора, соотносясь и раскрывая внутренний мир героев, и приобретают доминирующую сюжетообразующую функцию, самоценность и оригинальность.
Поэтические приемы прозы К. Паустовского вполне адекватны сложности решаемых в его художественных произведениях проблем. Метафорические эпитеты, сравнения, параллелизмы, иные языковые средства, отражают и создают динамику писательской мысли, его настроений, воссоздают красоту русского пейзажа, многообразие красок и состояний поэтической вселенной К.Паустовского.
Одной из главных черт Паустовского творчества является тема человека и природы. Он показывает особенности характера русского человека через русскую природу.
Таким образом, в данном исследовании мы пришли к выводу, что:
1) все авторские приёмы создания уникальных описательных оборотов, характеризующих времена года и менее красочные обороты, характеризующие человека, направлены на установление гармоничных отношений человека и природы;
2) в рассказах К.Г. Паустовского индивидуально-авторские изменения словарных лексических значений ЛТГ слов «Времена года» и «Человек» в основном касаются создания сложных развернутых эпитетов, метафор и сравнений;
3) вся эстетическая концепция К. Паустовского отражается через специфику функционирования слов группы «Времена года» и «Человек» в рассказах, и таким образом формирует его языковую картину мира.
Итак, от попыток постижения красоты природы в ранних произведениях, через стремление преобразовать, усовершенствовать, исправить «ошибки» природы в произведениях начала тридцатых годов Паустовский шел к культу природы как источнику гармонии, красоты, этических начал в человеке, к единению человека и совершенной природы. Такова творческая эволюция К. Паустовского - философа и художника.



